0

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Н. ЛЯПИНОЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: " РОЛЬ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО В САНИТАРНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ "

CАМАРА 2013

Введение

I. Основная часть

2. Роль врача-гигиениста

4. Санитарное просвещение детей дошкольного возраста.

5. Санитарное просвещение детей школьного возраста.

II. Практическая часть

1. Анкетирование

2. Буклеты

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

Только заболевший человек понимает истинную ценность здо­ровья. Самые распространенные массовые стоматологические за­болевания - кариес зубов и болезни пародонта не так резко, как, например, стенокардия или язвенная болезнь желудка, ухудшают качество жизни человека. Вместе с тем, они представляют собой угрозу для здоровья человека, часто являются очагом одонтогенного хрониосепсиса, аллергии. Поэтому профилактика стоматологиче­ских заболеваний - это общемедицинская проблема.

Исторически стоматология развивалась, ориентируясь прежде всего на устранение боли путем восстановления разрушенного зуба или его удалением. Но только лечение кариеса зубов и его ослож­нений не позволяет уменьшить стоматологическую заболеваемость, является чрезвычайно затратной, экономически не выгодной. Стра­тегия в организации стоматологической помощи, направленная на устранение причин заболеваний среди населения на массовом уровне является наиболее перспективной и целесообразной с меди­цинской точки зрения. Это здоровьесберегающая технология в ме­дицине.

Первичная профилактика - приоритетное направление меди­цины и современной стоматологии. Как показывает мировой опыт, энтузиазм врачей, организаторов здравоохранения, разрабатываю­щих и реализующих комплексную программу профилактики в прак­тическом здравоохранении, позволяет получить снижение стомато­логической заболеваемости. В настоящее время в реализации этих программ, начиная от разработки, выполнения всех компонентов программы, включая гигиеническое обучение и воспитание населе­ния по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний паро­донта, профессиональные аппликации фторидов на зубы участву­ют только стоматологи. Такая методология внедрения увеличивает расходы на оказание стоматологической помощи, экономически не целесообразна. К сожалению, внедрение этих программ в России не всегда сопровождается участием персонала первичного уровня медико-санитарной помощи (персонал первого контакта пациента с массовой медицинской помощью) в воспитании привычек здорово­го образа жизни в семье. Без этого компонента нельзя рассчитывать на долговременный и устойчивый профилактический эффект.

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, добившихся значительных успехов в снижении стоматологической заболеваемо­сти среди населения, особенно детского, произошло именно благо­даря участию семьи, педиатров, воспитателей, учителей в формиро­вании приверженности семьи к здоровому образу жизни по питанию, тщательному уходу за полостью рта с использованием фторидсодержащих зубных паст.

Стоматологический гигиенист играет важную роль в сниже­нии распространенности и интенсивности стоматологических забо­леваний среди населения. Он помогает пациенту малозатратными профилактическими мерами устранить или ослабить воздействие основных факторов риска самых распространенных стоматологиче­ских заболеваний через пропаганду тщательного ухода за полостью рта, рекомендаций по питанию и использованию фторидов в поряд­ке само- и взаимопомощи.

Первичная профилактика в настоящее время трактуется как си­стема государственных, воспитательных, социальных, санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на устранение или осла­бление основных, самых главных и управляемых факторов риска стоматологических заболеваний. Многие из этих факторов носят поведенческий характер, являются последствием нездорового об­раза жизни. Первичная профилактика ~ это массовая, популяционная, т.е. в ней участвует все население и персонал, участвующий в сохранении и укрепления здоровья населения - медики и персо­нал, занимающийся воспитанием подрастающего поколения. Цель первичной профилактики - не допустить развития заболевания.

I. Основная часть

1. Профилактика стоматологических заболеваний

Профилактика стоматологических заболеваний - это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Стоматологическое просвещение населения

Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток - отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них - стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45 о к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флос,сы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, красители.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинацея и др.)

Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа - системный (эндогенный) - поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) - использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные участки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных продуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

Протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-20 секунд;

Отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

Повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

Высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образование пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высоты зуба.

Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

2. Роль врача-гигиениста в профилактике стоматологических заболеваний.

В России в 2001 году была введена в номенклатуру медицинских специальностей новая специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «гигиенист стоматологический». Местами работы гигиениста являются: стоматологические амбулаторно-поликлинические учреждения для детей и взрослых; стоматологические отделения и кабинеты лечебно-профилактических учреждений; учреждения социальной защиты населения и образования; санаторно-курортные учреждения (приказ МЗ РФ № 33,2001).

Максимально эффективной является работа гигиениста стоматологического в организованных детских коллективах, так как проводимые им групповые методы профилактики стоматологических заболеваний наиболее широко охватывают население.

Однако до настоящего времени конкретные функциональные обязанности для гигиениста стоматологического, работающего в организованных детских коллективах, и его взаимодействие с врачом-стоматологом не разработаны. Определены вероятная эффективность работы гигиениста, круг его обязанностей и ответственности в школьном стоматологическом кабинете (ШСК).

Анализ доступных источников литературы и действительное положение организации стоматологической службы России в современных условиях показывают, что проблема внедрения и роль специальности гигиенист стоматологический в реализации профилактических программ в организованных детских коллективах актуальна и нуждается в разработке.

Функциональные обязанности врача-гигиениста:

1. Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете.

2. Подготовка рабочего места к приему пациентов.

3. Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

4. Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта.

5. Обучение методикам чистки зубов и ухода за полостью рта.

6. Подбор индивидуальных средств гигиены.

7. Инструментальное удаление мягких и твердых зубных отложений.

8. Местное применение фторидсодержащих средств (лаков, гелей, аппликаций, полосканий).

9. Проведение реминерализующей терапии.

10. Герметизация фиссур зубов.

11. Проведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

12. Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики.

13. Ведение учетно-отчетной документации (заполнение истории болезни, статистических талонов).

3. Санитарное просвещение в поликлинике.

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления тру­доспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

Недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

Отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприя­тий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке (схемы 1,).

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.

2. Воспитание детей среднего возраста (4-5 лет) происходит не только в процессе игр, но и во время проводимых с детьми занятий со- гласно методическому плану. Например, формировать: на занятиях по родному языку - правильное произношение всех звуков с учетом поло- жения языка, на занятиях по физкультуре - правильную осанку и важ- ность носового дыхания на музыкальных занятиях - правильную рече- вую артикуляцию.

Продолжение обучения - в момент проведения игр по распорядку дня в специально отведенное время (40 мин) после завтрака и после днев­ного сна.

3. Для детей старшего возраста (старше 5 лет) наиболее эффективно обучение на занятиях. Не исключается игра. Для воспитания гигиениче- ских навыков используются занятия по развитию речи, музыкальные и физкультурные.

Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал.

Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специ­альными аппаратами. К так называемым лабиальным аппаратам (межгуб­ным) относятся амортизатор Роджерса и Шане, пластинка-диск Фриэля, стабилизатор Ноэля, активатор Дасса.

К интрабуккальным аппаратам (аппараты, располагающиеся в пред­дверии полости рта, доходящие до его дистальных отделов) относятся вес­тибулярные пластинки Крауса, Хотца, Шварца, Шонхера и др.

Глава 10. Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний

Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний - это система профилактических патогенетически обоснованных меро­приятий, направленных на оздоровление организма и органов полости рта путем повышения уровня их резистентности и снижения интенсивности воздействия неблагоприятных факторов. Она включает:

1) санитарно-просветительную работу среди населения;

    обучение принципам рационального питания;

    обучение правилам гигиены полости рта;

4) эндогенную профилактику;

5) использование методов местной профилактики;

    раннее выявление стоматологических заболеваний;

    вторичную профилактику (санацию полости рта).

Основные этапы организации внедрения комплексной системы про­филактики стоматологических заболеваний, разработанные в 1987 г. Е. В. Боровским, таковы:

1. Определение очередности детских учреждений, в которых будет проводиться профилактика стоматологических заболеваний.

Этот вопрос решается совместно районными (городскими) отделами здравоохранения и просвещения. При этом принимается во внимание

комплекс местных условий и потребность в профилактических мероприя­тиях. 2. Заключение договора между службами здравоохранения и про­свещения, который предусматривает взаимные обязательства сторон. Руководители учреждений просвещения обязаны выделить необходи­мые средства для оборудования специальных кабинетов, закупить средст­ва личной гигиены, наглядные пособия и т. п. Руководители службы здра­воохранения выделяют и обучают необходимые кадры. Директора школ должны взять на себя обязательства по обеспечению оборудования каби­нетов или уголков гигиены (соответственно реальным возможностям). 3. Подготовка медицинских кадров высшего и среднего звена для проведения обследований, санитарно-просветительной работы и профи­лактических мероприятий. Их готовят из врачей-стоматологов и среднего медицинского персонала детских стоматологических поликлиник соответ­ственно программе профилактики.

4. Изучение и учет климатогеографических факторов, состава воды, особенностей питания, быта, привычек. При этом имеются в виду воз- можности воздействия климата, уровня инсоляции, ветров и Холодовых режимов, особенности биохимии грунтов, степени жесткости воды, со- держания в ней фтора, употребления легкоусвояемых углеводов, режима их приема, количества витаминов в пище, уровня потребления молока и молочных продуктов, сбалансированности питания, уровня потребления ряда микроэлементов, чая и других факторов, которые могут повлиять на уровень стоматологической заболеваемости.

5. Эпидемиологическое обследование детей для выявления уровня пораженности основными стоматологическими заболеваниями (индексы КПУ, РМА, PI, потребность в лечении).

На основании данных обследования возможно рассчитать необходи­мые силы для осуществления профилактики и лечения, а также распреде­лить всех детей на диспансерные группы для дифференциации объема лечебной и профилактической работы.

6. Оснащение и подготовка помещений и создание условий для про- ведения профилактических мероприятий.

ка в более короткие сроки может привести к ошибочным выводам. Эффек­тивность проведенных профилактических мероприятий определяют срав­нением с данными первичного эпидемиологического обследования.

Основным критерием эффективности профилактики кариеса зубов яв­ляется уровень интенсивности кариеса у детей в возрасте 12 лет, а эффек­тивность профилактики заболеваний пародонта оценивается по CPITN у подростков 15 лет.

Организационную эффективность необходимо оценивать по уровню охвата контингента профилактическими мероприятиями (в процентах от численности детей в коллективе, в котором реализуется профилактика с первого года внедрения).

Медицинскую эффективность можно оценивать не ранее чем через 2 года после начала внедрения метода в коллективе детей по следующим показателям:

    снижению распространенности кариеса или индексу здоровья коллектива или контингента;

    снижению интенсивности кариеса;

    снижению прироста интенсивности кариеса сравнительно с ана­логичными данными в сопоставляемом контингенте, не охваченном про­филактикой.

Более точным является подсчет интенсивности кариеса и ее прироста по индексам полостей (кпп, КПУп), а не зубов.

Внедрять программу профилактики необходимо дифференцированно в зависимости от возраста. Основное внимание должно быть сосредоточе­но на беременных женщинах, детях младшего возраста с постепенным охватом всего детского, а потом и взрослого населения.

Мероприятия по предупреждению заболеваний зубов и пародонта у беременных женщин проводится на базе женских консультаций. Врач-стоматолог, закрепленный за женской консультацией, работает в тесном контакте с акушером-гинекологом и терапевтом, использует их данные диспансерного наблюдения за состоянием здоровья женщин, осуществля­ет санацию полости рта.

Профилактические мероприятия, обучение методу чистки зубов при первом и последующих посещениях, контроль за правильностью проведе­ния чистки, удаление зубных отложений, обработку зубов реминерализи-рующими препаратами проводит врач-стоматолог или специально обу­ченная медицинская сестра при посещении беременной женщиной жен­ской консультации один раз в месяц.

Профилактическая работа среди детей проводится в организованных коллективах. Врач-стоматолог, обслуживающий определенный коллектив

Суть метода состоит в приобретении предметов и средств профилак­тики, изготовлении наглядных пособий, подготовке уголков гигиены по­лости рта.

7. Определение характера, объема и последовательности профилак- тических мероприятий в разных диспансерных группах.

Данный этап базируется на результатах эпидемиологического обсле­дования, изучения климатогеографических особенностей, питания, соста­ва воды и других факторах. Соответственно особенностям эпидемиологии, клиники и патогенезу стоматологических заболеваний в данном регионе и метным условиям необходимо определить объем и последовательность профилактических мероприятий. Программы будут отличаться в разных регионах и определяться начальным уровнем заболеваемости. В районах с высокой интенсивностью кариеса необходимо стремиться к снижению ее до умеренной, в районах с умеренной - до низкой, в районах с низкой интенсивностью кариеса стоматологи должны следить за ее стабильно­стью.

8. Проведение санитарно-просветительной работы с педагогами, ро- дителями и медицинскими работниками школ.

Данный этап обязательно должен предшествовать внедрению профи­лактики, поскольку только убежденные в ее необходимости сотрудники детских учреждений могут стать надежными помощниками стоматологов.

9. Проведение уроков и практических занятий по обучению гигиене полости рта, контроль за уровнем гигиены, мероприятия по улучшению питания.

Практическим занятиям всегда должны предшествовать выступления врачей, убеждающие детей в их необходимости. Только при этом условии будут эффективны дальнейшие практические занятия. Как теоретическая, так и практическая часть уроков обязательно должны сопровождаться контролем в виде опроса детей и проведения контролируемой чистки зу­бов. Одновременно должны быть приняты административные и организа­ционные меры по нормализации питания детей и устранению выявленных недостатков.

    Использование профилактических методов, подобранных соот­ветственно данным эпидемиологических и других обследований.

    Повторное эпидемиологическое обследование и определение эф­фективности проведенных мероприятий. Это заключительный этап, цель которого - определение эффективности проведенной работы по сниже­нию прироста интенсивности стоматологических заболеваний. Подобное обследование обычно проводится через пять лет после практического вне­дрения программы профилактики. Предварительно оценить эффектив­ность профилактики можно не ранее чем через 2-3 года, поскольку оцен-

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней паро-донта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших сто-матологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики :

Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патоло-гическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болез-ней пародонта.

Актуальность темы :

Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди насе-ления России достаточно высока.

Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом.

В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарас-тание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%.

Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, неза-висимо от возраста и места проживания. К 35 – 44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и паро-донтальных карманов различной глубины.

Что касается Белгородской области, то за 2000 год пародон-тит зарегистрирован в 52, 18 случаев, а за 2001 год – 96,70 случаев.

II Основная часть.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лек-ции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие насе-ления, называются активными. Их преимуществом является не-посредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, назы-ваются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую ауди-торию. Недостаток – отсутствие обратной связи между паци-ентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подраз-деляют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеж-дение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и коли-чественном отношении питание беременной женщины, включа-ющее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зу-бов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у насе-ления способствуют следующие особенности питания:

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсив-ного жевания, которое приводит к повышению тока слю-ны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингиби-рованию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регу-лярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верх-них правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45 0 к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка .

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жест-кости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверх-ностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контакт-ных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующе-го.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, краси-тели.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством явля-ются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной демине-рализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным дей-ствием.

В последнее время широко используют лечебно-профи-лактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить ги-гиеническое состояние полости рта за счет увеличения коли-чества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупре-ждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа – системный (эндогенный) – поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) – использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные учас-тки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных про-дуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

Протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-20 секунд;

Отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

Повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

Высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образова-ние пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высо-ты зуба.

Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

III Резюме

Таким образом, из вышеизложенного следует, что при отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания парадонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения России достаточно высока, огром-ное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стомато-логов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специ-алисты по обучению.

Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицин-ских работников детских учреждений. После этого следует орга-низовать встречи с родителями детей, объяснить им возмож-ность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как со взрослыми.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что забо-титься о здоровье полости рта так же необходимо, как и о кра-соте своей внешности.


и его осложнения нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта, являются причиной заболеваний почек, суставов и сердца. Осложнённые формы кариеса приводят к развитию тяжёлых воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. При осложнённых формах кариеса временных зубов нередко погибают зачатки постоянных зубов, находящихся в челюсти между корнями временных зубов.

На уровень стоматологической заболеваемости оказывают влияние частые стрессы, утомляемость, нервное напряжение. Каменских М. В. (2011) в своих исследованиях по изучению распространённости основных стоматологических заболеваний у работников локомотивных бригад установила, что у 40,16% из них наличествует нарушение качества и режима питания; 59,19% курят; 90,3% употребляют алкоголь. Кроме стоматологических заболеваний, у работников локомотивных бригад общая заболеваемость составляет 1 006,2 на 1 000 человек.

Выявлены болезни органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, систем кровообращения и пищеварения. Распространённость кариеса зубов составила 100%, неудовлетворительная гигиена полости рта определена у 79,2%. С увеличением стажа работы возросла в 2 раза интесивность кариеса зубов, в 5,7 раз число удалённых зубов, в 8 раз - число пациентов с хроническим пародонтитом. В протезировании зубов нуждалось 73,5% обследованных.

Установлена коррелятивная связь между зубочелюстными аномалиями, плохой гигиеной полости рта и рецессией десны у подростков.

На периодонтальный синдром при общесоматических заболеваниях указывают Терехова Т. Н. и Козловская Л. В. (2009).

Ярошенко Е. Г. (2010) установлено, что у детей с генетически обусловленной патологией соединительной ткани интенсивность кариеса зубов в 1,8 раза выше, чем у детей контрольной группы. У больных с хронической сердечно-сосудистой недостаточностью развиваются некротические процессы в тканях полости рта. Поражения слизистой оболочки полости рта сопровождают токсидермии и усугубляют течение последних.

Бандривская Н. Н. (2010) диссертационное исследование посвятила особенностям клинического течения, лечения и профилактики болезней пародонта у работников цементного производства, установив прямо пропорциональную связь между продолжительностью работы на предприятии и степенью поражения пародонта.

При железодефицитной анемии развиваются гиперемия, отёчность и воспаление мягких тканей полости рта.

Специфическое поражение слизистой полости рта при туберкулёзе изучала Позднякова А. С. в диссертационном исследовании. Десквамативный глоссит является показателем патологии желудка.

Для профилактики кариеса зубов и некариозных поражений твёрдых тканей зубов рабочим нефтехимического производства рекомендуется использовать зубные пасты с антиоксидантным действием: "Mexidol dent", "Blend a med" Blendax" пчелиный бальзам, "Silca complete Vitamin", "Соlgate total propolis",- и аппликации 5-ного% раствора «Мексидол». Для нормализации показателя абсорбции микроорганизмов эпителиальными клетками используется лазеротерапия и зубные пасты, обладающие прооксидантным действием: "Lacalut active", "Parodontax", "Rocs", «Кедровый бальзам».

Для усиления репаративных процессов в пародонте рекомендуется использовать 30%-й раствор токоферола внутрь, по 3-5 капель 3 раза в день и аппликации на слизистую оболочку раствора токоферола и солкосерила.

Нами проведено стоматологическое обследование детей филиала кафедры дошкольного образования; на основании уровня стоматологической заболеваемости, наличия факторов риска развития кариеса зубов, зубочелюстных аномалий разработана программа профилактики стоматологических заболеваний среди детей с участием педагогов учреждения дошкольного образования, медицинского персонала и родителей.

Обоснование необходимости соблюдения гигиены полости рта

В возникновении кариеса и воспалительных заболеваний периодонта важнейшая роль принадлежит так называемой зубной бляшке. Это мягкий аморфный гранулированный налёт, накапливающийся на поверхностях зубов. Бляшка плотно прилегает к поверхности зуба, от которой её можно отделить только путём механической чистки.

В малых количествах бляшка не видна, а когда она накапливается, становится видимой массой серого или жёлто-серого цвета над десной, в нижней трети зубов и под десной. Чаще она образуется на больших коренных зубах, на боковых поверхностях и меньше всего - на язычной поверхности зубов. Образование бляшки начинается с присоединения слоя бактерий к поверхности зуба.

Микроорганизмы прикрепляются к зубу с помощью липкого межбактериального матрикса. Бляшка растёт за счёт постоянного добавления новых порций микроорганизмов. Образование зубной бляшки начинается через два часа после чистки зубов, а через шесть часов она может быть определена специальным стоматологическим методом. Скорость образования бляшки неодинакова у разных индивидуумов и даже на разных зубах и различных поверхностях одного зуба.

Сначала в состав бляшки входят микроорганизмы-сапрофиты в виде грамм-положительных кокков. По мере роста бляшки внутри неё создаются условия для развития палочковидных бактерий. На второй- третий день количество патогенных микробов в зубной бляшке достигает 30%. На четвёртый-пятый день появляются фузобактерии, а через 7 дней в ней появляются спирохеты. Зрелая бляшка содержит 2,5 х 1011 бактерий на 1 г налёта.

В состав назубных отложений, кроме зубной бляшки, входят пищевые остатки и мягкий зубной налёт. Последний представляет собой серовато-белое мягкое липкое отложение, неплотно прилегающее к поверхности зуба. Налёт ясно виден без специальных методов обследования, может образовываться на очищенных зубах за несколько часов, даже когда пища не принимается.

Мягкий зубной налёт легко смывается струёй воды; в состав его входят слущивающиеся эпителиальные клетки, лейкоциты, смесь слюнных протеинов, липидов и микроорганизмы; он не имеет постоянной внутренней структуры, как зубная бляшка. В промежутках между зубов, в зубодесневых бороздках скапливаются остатки пищи. Особенно опасны для зубов липкие продукты питания, содержащие рафинированные углеводы.

Углеводы в присутствии микроорганизмов ферментируются во рту до молочной, виноградной, яблочной и уксусной кислот, которые вступают в химическую реакцию с неорганическими компонентами поверхностных слоёв эмали зубов с образованием дефекта. Так возникает кариес зубов. Образующиеся кислоты могут повреждать слизистую оболочку полости рта в местах прикрепления зубных отложений, вызывая воспаление дёсен и периодонта (комплекса зубоудерживающих тканей).

В настоящее время принято различать индивидуальную и профессиональную гигиену . Под индивидуальной гигиеной полости рта понимают регулярное и тщательное удаление самим человеком отложений с поверхности зубов, десен и языка с помощью средств для гигиены полости рта. Профессиональная гигиена полости рта проводится стоматологами с помощью инструментов, аппаратов и медикаментов, предназначенных для этих целей.

Уход за полостью рта начинается с момента прорезывания первых зубов и продолжается всю жизнь. Молочные зубы протирают салфеткой после каждого кормления ребёнка. С полутора лет дети полощут рот после еды, а с 2-2,5 лет чистят зубы без пасты под наблюдением и с участием родителей. С 4-5 лет дети должны чистить зубы самостоятельно, но за теми детьми, которые не контролируют процессы заглатывания, сплёвывания, требуется ещё контроль и наблюдение.

К средствам индивидуальной гигиены полости рта относятся прежде всего зубные пасты. Основными компонентами их являются абразивные, гелеобразующие, пенобразующие вещества, красители, отдушки, вещества для улучшения вкусовых качеств.

В качестве абразивных веществ, обеспечивающих очищение и полировку поверхности зубов, используются химически осаждённый мел, дигидрат, дикальцийфосфата, моногидрат дикальций-фосфата, трикальцийфосфат, пирофосфат кальция, двуокись кремния, силикат циркония, полимерные соединения метилметакрилата и др.

Для получения пластичной массы, легко выдавливающейся из тубы, в состав пасты введены глицерин, вазелин, полиэтиленгликоль.

Для обеспечения активного пенообразования в зубные пасты вводятся ализариновое масло, лаурилсульфат натрия, натриевая соль таурида жирных кислот.

Косметической промышленностью производятся и непенящиеся зубные пасты, и гелеобразные прозрачные пасты, очищающая способность которых ниже паст на основе мела и дикальций-фосфата.

Все зубные пасты условно можно разделить на три группы: 1) гигиенические; 2) лечебно-профилактические; 3) лечебные.

В гигиенические пасты не вводятся противовоспалительные и кариеспрофилактические добавки.

В лечебно-профилактических пастах содержится фтор и добавки, определяющие их назначение:

  • в противокариозные пасты вводятся фтор, соединения кальция и фосфора в дозировке (1 грамм пасты содержит суточную дозу лечебно-профилактической добавки);
  • в лечебные пасты вводятся вещества в большой концентрации, этой пастой пользуется стоматолог при работе в полости рта пациента.
Название зубной пасты не определяет её свойств. Среди паст линии "Colgate","Blend-a-med", «32 Жемчужины», «Солнышко», «Улыбка» имеются и гигиенические, и лечебно-профилактические, и лечебные. В профилактической программе для детей учёные-стоматологи рекомендуют зубные пасты линии "Lacalut".

При выборе зубной пасты необходимо ознакомиться с её составом и назначением, так как есть пасты противокариозные, для лечения и профилактики гингивитов, для уменьшения кровоточивости дёсен, для растворения зубного камня, отбеливающие, для лечения кандидоза полости рта и др.

Кроме зубных паст, для ухода за полостью рта используются зубные гели, зубные эликсиры, ополаскиватели, бальзамы, тоники для дёсен, жидкие пасты, зубные гели «два в одном», зубные гели «три в одном», дезодоранты для полости рта.

Средства гигиены полости рта для механической очистки зубов: мануальные и электрические зубные щетки, зубочистки, флоссы, массажеры для дёсен, оральные центры, ирригаторы, ёршики (специальные зубные щётки).

Лечебно-профилактическая вода для полосканий полости рта получается при добавлении в неё в гомеопатических дозах эфирных масел, экстрактов растений, минеральных компонентов. Они бывают антиплаковые (с триклозаном и стабилизирующей системой «Гантрез»), противовоспалительные (с хлоргексидином, цетилперидиум-хлоридом), при повышенной чувствительности зубов и дёсен ("Oral B Sensitive Mouth Wash"). Экстракты и масла растений используются для изготовления бальзамов для зубов и полости рта, тоников для дёсен.

Метод использования фторидов

В последние годы наблюдается снижение уровня распространённости и интенсивности кариеса зубов у населения развитых стран, благодаря широкому внедрению программ системного фторирования в США, Германии, Франции, локальному нанесению фторидов на зубы в виде лаков, гелей, зубных паст (Скандинавские и Балтийские страны). Потребление фторсодержащих зубных паст в мире с 2000 г. возросло на 29,7%, в Западной Европе - на 45,4%, в Восточной Европе - на 90,6%, в Беларуси - на 85-90%.

Применение препаратов фтора является важным методом профилактики стоматологических заболеваний.

Национальная программа профилактики кариеса зубов и болезней периодонта у населения Республики Беларусь предусматривает обязательным условием профилактики применение препаратов фтора. В 1945 г. началась «золотая эра контроля над кариесом», когда по инициативе Dean T. M. стали искусственно обогащать воду фторидами. Многочисленными исследованиями учёных-стоматологов подтверждён безусловный успех фторидов, позволивших почти вдвое снизить заболеваемость зубов кариесом, улучшить не только стоматологическое, но и общее здоровье населения.

Природные фториды сосредоточены главным образом в литосфере, откуда распространяются в подземные и поверхностные воды, попадают в атмосферу. Из этих источников фториды поступают в биологические объекты и в пищевые продукты. Человек получает естественным путём фториды из питьевой воды, пищевых продуктов растительного и животного происхождения, из воздуха, также актуальны техногенные и ятрогенные поступления фторидов в человеческий организм.

Артезианская вода различается по составу. Наибольшее содержание фторидов наблюдается в воде пластов, сформированных в девонский (2,6 мг F/л), юрский (2,2 мг F/л), протерозойский (2,5 мг F/л) периоды. Воды, протекающие в горизонтах четвертичных отложений, содержат низкие концентрации фтора - 0,15-0,6 мг F/л (Р. Д. Габович, 1979). В дождевой воде и воздухе концентрация фторидов составляет 0,005 мг/м3, и гораздо выше она в зонах с активной вулканической деятельностью.

Анализ содержания фторидов в продуктах питания показал, что растения и животные организмы накапливают фториды дифференцированно: содержание фтора выше в хитиновых оболочках животных, минерализованных тканях (зубы, кости). Мясо, творог, яйца зимой имеют концентрацию фторидов в 2-3 раза выше, чем летом. Содержание фторидов зависит и от способа кулинарной обработки.

В ходе приготовления пищи в осадок выпадают от 2 до 46% фторидов. При сжигании каменного угля, при производстве фосфорных удобрений и хрусталя в атмосферу выбрасываются тысячи тонн фторидов (сюда нужно ещё добавить сточные воды).

К ятрогенным источникам фтора относится приём препаратов для лечения остеопороза, некоторых противоопухолевых препаратов.

В Республике Беларусь налажен выпуск обогащённой фтором (250 мг фтора на килограмм) поваренной соли.

Системная или эндогенная фторпрофилактика заключается в плановом приёме внутрь соединений фтора. В условиях Республики Беларусь, где широко используется фторированная соль, нельзя употреблять внутрь соединения фтора в другом виде во избежание его передозировки. При случайном заглатывании детьми дополнительного количества фтора в составе паст, гелей, растворов повышается его уровень, поэтому взрослые должны контролировать количество зубной пасты, используемой детьми при чистке зубов.

Местная или экзогенная фторпрофилактика заключается в использовании фторпрепаратов непосредственно в полости рта самим пациентом (при использовании фторсодержащих зубных паст, эликсиров, ополаскивателей). Стоматологи вводят местно фтор при использовании фторлаков, гелей, герметиков, пломбировочных материалов, содержащих фтор и пропитанных фтористыми соединениями пластинок.

Белорусские учёные-стоматологи (кафедра стоматологии детского возраста Белорусского государственного медицинского университета) Попруженко Т. В. и Кленовская М. И. предлагают использовать местно средства, содержащие фториды, кальций и фосфаты.

Предлагаются следующие схемы использования 10%-го раствора глюконата кальция в сочетании с препаратами фторидов: 1) 10%-й раствор глюконата кальция для аппликации на 15 минут, затем 2%-й раствор фторида натрия (2-4-минутная экспозиция); 2) 10%-м раствором глюконата кальция проводится аппликация в течение 2-4 минут, после чего - полоскание рта 0,2%-м раствором фторида натрия; 3) аппликация 2%-м раствором фторида натрия 3-5 минут, после этого аппликация 10%-м раствором глюконата кальция.

Если использовать одну из этих схем 3-4 раза в год, прирост интенсивности кариеса зубов снизится на 30-40%.

Учёные предлагают нейтральный гель, содержащий 1,23% фтора, лаки, содержащие 5%-й фторид натрия с добавлением аморфного фосфата кальция, что обеспечивает интенсивное включение фторапатита в ткани зуба в 4 раза быстрее фторлака.

Необходимо постоянно применять фторированную или фторировано-йодированную соль при приготовлении пищи, и тогда каждый член семьи получит оптимальное количество фтора, позволяющее сохранить зубы здоровыми при условии чистки зубов фторсодержащими зубными пастами. Профилактический эффект от применения фторированной соли - до 25%.

Фторированная соль содержит 250 мг/кг фтора, поэтому при суточном потреблении 5-10 г фторированной соли человек получает в сутки от 1,7 до 3,5 мг фтора. Есть зарубежный положительный опыт употребления фторированного хлеба, молока.

Использование таблеток фторида натрия наиболее эффективно в период минерализации зубов, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрасте. Метод обеспечивает редукцию прироста кариеса на 61,5% за три года наблюдения. Добавление «Витафтора» в третье блюдо детям в возрасте 6-8 лет привело к снижению прироста интенсивности кариеса на 38,2%.

К методам экзогенной фторпрофилактики относится полоскание рта 0,05, 0,1, 0,2%-ми растворами фторида натрия (свежеприготовленными или заводскими: "Fluoridin", "Act", "Fisterin", "Profluorid M"). Полощут обычно раз в две недели дома или в детском коллективе. Во избежание проглатывания раствора полоскание проводится детям с 6-7 до 15-летнего возраста.

В первые два года после прорезывания зубов хороший профилактический эффект даёт покрытие зубов фторлаком. В лаки "Fluor Protector" введён фторид натрия в дозировке 0,05%, в "Duraphate Fluocal" - 2,5%. Лаки «Стома», "Bifluorid-12" и "Fluoridin" имеют в составе 3% фторида натрия и 3% фторида кальция.

В целях создания физического барьера между кариесогенными агентами и эмалью фиссур предложены стеклоиономерные цементы с фтором для герметизации фиссур, карбамиды, которые инактивируют кислую среду зубного налёта. Действие их наиболее выражено на язычных, окклюзионных и дистальных поверхностях зубов, иногда не достижимых при их чистке.

С целью снижения неблагоприятного воздействия факторов химической этиологии (на примере нефтехимического производства) на твёрдые ткани зубов и слизистую оболочку полости рта рекомендуется использовать зубные пасты с антиоксидантным действием. Это пасты "Mexidol dent", "Blend-a-med blendax" пчелиный бальзам, "Silca complete Vitamin", "Colgate total propolis", «32 комплекс» и аппликации на мягкие ткани полости рта 5%-го раствора «Мексидол».

Для нормализации показателей стоматологического статуса рекомендуется использование зубных паст "Lacalut aktiv", "Parodontax", "ROCS", «Кедровый бальзам». Для усиления репаративных процессов слизистой оболочки полости рта следует делать аппликации солкосерила.

Метод рационального питания

Сбалансированное питание предусматривает употребление достаточного количества белка и ограничение приёма углеводов. Белок относится к метаболически незаменимым компонентам пищи, которые не могут синтезироваться в организме и должны постоянно поступать извне.

Дефицит незаменимых аминокислот имеет проявления в полости рта: зубы, язык, десна, слизистая оболочка щёк являются тканями-мишенями, которые исторически использовались для диагностики дефицита белков в пище. В частности, дефицит протеинов в период развития зубов приводит к уменьшению размера, нарушению структуры эмали зубов и атрофии эпителия языка.

К повышенной восприимчивости зубов к кариесу приводит избыток углеводов в питании, особенно в период до прорезывания зубов. Недостаточное содержание белков и повышенное содержание углеводов в пище превращает диету человека в кариесогенную.

Главное не количество принятых углеводов, а частота их употребления. Роль сахаров сводится к созданию условий для роста кариесогенных микроорганизмов, которые формируют зубной налёт, способный аккумулировать кислоты как продукт их жизнедеятельности.

Установлено, что недостаток витамина А приводит к нарушению формирования дентина.

Длительный дефицит витамина А в питании в период развития зуба приводит к появлению жёлтой пигментации и повышенной восприимчивости зубов к кариесу из-за несовершенства структуры твёрдых тканей.

Недостаток витамина D в питании в период формирования зубов и костей приводит к нарушению обмена кальция в зубах, проявляющемуся образованием полосок и ямок на передней и жевательной поверхности зубов.

При недостатке витамина К наблюдается кровоточивость дёсен не только при чистке зубов, но и самопроизвольно.

Витамин Р предотвращает ломкость мелких кровеносных сосудов. Его дефицит приводит к развитию воспаления дёсен и периодонтитов.

Дефицит витамина Е может привести к расшатыванию больших коренных зубов и выделению гноя из зубо-десневых карманов.

Гиповитаминоз В1 приводит к пузырьковым поражениям слизистой оболочки полости рта.

При гиповитаминозе группы В слизистая рта бледная, с пятнами гиперемии; язык ярко-красный, на нём имеются поверхностные трещины.

Многочисленными исследованиями учёных установлено, что при недостатке витамина В2 развиваются воспалительные изменения в мягких тканях языка, губ, кожи, глаз.

Воспаление языка может явиться самым ранним клиническим признаком гиповитаминоза РР . В процесс может вовлекаться слизистая дёсен и дна полости рта в виде острого некротического язвенного стоматита.

Некроз мягких тканей полости рта может быть без признаков воспаления при недостатке фолиевой кислоты.

При недостатке витамина С развивается цинга . Общими признаками цинги являются усталость, потеря аппетита, боли в суставах и конечностях, кожные высыпания, кровоизлияния в мышцы, носовые кровотечения и т. д. При авитоминозе С дёсны кровоточат, приобретают голубовато-красный цвет.

При недостатке витамина А слизистая оболочка полости рта становится сухой, гиперемированной, на губах появляются трещины, корочки, в углах рта появляются заеды.

Нарушения в содержании минеральных компонентов в питании способствуют развитию заболевания зубов и периодонта. Самым важным кариеспрофилактическим действием обладают кальций и магний. В период развития и роста организма особенно интенсивно ассимилируется кальций из пищи.

Огромную метаболическую роль в питании человека играют микроэлементы: цинк, медь, хром, селен, кобальт, марганец, ванадий, молибден.

Для профилактики стоматологических заболеваний в вопросах питания важны два фактора: 1) полноценный набор продуктов питания; 2) умеренная частота приёма углеводов.

При четырёхразовом питании необходимо обеспечить наличие в рационе детей продуктов основных четырёх групп: хлебные, мясные, фруктово-овощные и молочные. Из-за остающихся в промежутках между зубами, в зубо-десневых бороздках, в ямочках, фиссурах зубов остатков пищи, увеличивающих объём зубного налёта, каждый приём пищи повышает риск заболевания кариесом.

Идеальное условие - чистка зубов после каждого приёма пищи. Национальная программа профилактики стоматологических заболеваний рекомендует чистить зубы только два раза - после завтрака и ужина, а после других приёмов пищи желательно полоскать рот. У детей необходимо выработать привычку завершать приём пищи твёрдыми овощами или фруктами, а не сладким напитком.

Приём углеводов, особенно рафинированных (конфеты, печенье, сладкие напитки), чаще пяти раз в день неблагоприятно сказывается на эмали незрелых постоянных зубов. Вредны для зубов «перекусы» между основными приёмами пищи и беспорядочное пользование жевательной резинкой.

Даже жевательные резинки без сахара при жевании на голодный желудок вызывают выделение желудочного сока. Это может явиться причиной гастритов. Надо учесть, что жевательные резинки не обеспечены защитой от инфицирования. Из них были выделены helicobacter pylori, вызывающие язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Чтобы сохранить зубы детей дошкольного и младшего школьного возраста здоровыми, необходимо обеспечить поступление с пищей в достаточном количестве белков, жиров, углеводов растительного происхождения, витаминов, минеральных веществ, особенно кальция, фосфора, фтора, йода.

Продукты животного происхождения (мясо, творог, яйца) зимой имеют концентрацию фторидов в 2-3 раза выше, чем летом. Полезны крупы, зерновые. В муке из зерновых почти в два раза снижен уровень полезных микроэлементов по сравнению с цельным зерном. Хлеб полезнее ржаной. Из рыбных продуктов самое высокое содержание микроэлементов в рыбных консервах, затем в сушеной рыбе, меньше всего в свежей рыбе (морская рыба предпочтительнее речной).

Из мясных продуктов полезнее для зубов говядина, печень, свиное сало, курятина. Полезные компоненты для здоровья зубов из овощей: капуста, морковь, салат, свёкла, лук, петрушка, шпинат, бобы, горох, хрен, баклажаны.

С целью профилактики кариеса зубов очень полезны шампиньоны, грецкие орехи, все виды фруктов, чай, особенно зелёный.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Профилактика стоматологических заболеваний

Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов

Под редакцией В. И. Куцевляка

Утверждено ученым советом ХГМУ Протокол № 8 от 21.09.2000

Харьков ХГМУ 2001

Предисловие

Стоматологическая профилактика слагается из целого комплекса не­разрывно связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга мероприятий организационного и лечебно-профилактического характера: правильного гигиенического режима, полноценного (рационального) пи­тания, организации своевременных врачебных осмотров и лечения зубов.

В соответствии с действующим учебным планом подготовки врачей-стоматологов предусмотрено изучение студентами профилактики стома­тологических заболеваний на протяжении двух семестров, а также в су­бординатуре и интернатуре.

Изучение этого материала затрудняет малочисленность, труднодос-тупность, разрозненность литературы и главное - отсутствие одного комплексного учебного пособия по профилактике стоматологических за­болеваний и зубочелюстных аномалий.

В определенной степени указанный пробел в учебной литературе должно восполнить предлагаемое учебное пособие. В нем представлен практически весь материал, раскрывающий содержание учебной програм­мы по профилактике стоматологических заболеваний. Новое переработан­ное издание дополнено наиболее современным теоретическим материалом и прогрессивными профилактическими методиками, являющимися руко­водством к практической деятельности будущих врачей.

УДК 616.314-053.2

Профилактика стоматологических заболеваний: Учебн. пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / В. И. Куцевляк, В. В. Никонов, А. В. Самсонов и др.; под ред. В. И. Куцевля-ка.-Харьков: ХГМУ, 2001.- 217 с-Рус. яз.

Представлены современные концепции возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. Рассмотрены традици­онные методы и новейшие достижения в профилактике основных стома­тологических заболеваний.

Подано сучасні концепцп виникнення Kapiecy зубів, захворювань па-родонту, зубощелепних аномалш. Розглянуто традицшш методи i новітнi досягнення в профілактиці основних стоматологічних захворювань.

Табл. 9. Ил. 51. Библиогр.: 34 назв.

Рецензенты: Р. Н. Дычко, зав. кафедрой стоматологии

детского возраста Днепропетровского государст­венного медицинского университета, д-р мед. на­ук, проф.

Л. А. Хоменко, зав. кафедрой детской терапевти­ческой стоматологии и профилактики стоматоло­гических заболеваний НМУ им. акад. А. А. Богомольца, д-р мед. наук, проф.

© Харьковский государственный

медицинский университет, 2001