Ф КГМУ 4/3-04/03

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра стоматологии детского возраста


Лекция на тему:

Профилактика стоматологических заболеваний у детей – определение, задачи.

Профилактика – это система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней. Профилактика стоматологических заболеваний это лишь одна из составных частей интегрированной программы комплексной системы профилактики основных неинфекционных заболеваний. Это основано на общности факторов риска, способствующих возникновению многих заболеваний. Эпидемиологические исследования этиологии хронических инфекционных заболеваний (в том числе и стоматологических) привлекли внимание к тому, что такие факторы риска как курение, неправильное питание, низкая физическая активность, потребление алкоголя вызывают онкологические, сердечно-сосудистые, респираторные, стоматологические и др. заболевания, следовательно, профилактические мероприятия должны быть интегрированы.

Внедрение этих методов возможно на популяционном, групповом, индивидуальном уровнях.


  1. популяционный – применение средств и методов, которые необходимы всем детям данного региона и применение которых не требует непосредственного участия детского стоматолога. Это фторирование воды, рациональное сбалансированное питание, СПР и гигиеническое воспитание, мероприятия по охране здоровья и т.д. На этом этапе необходимо сформировать устойчивые навыки по гигиене полости рта. Участвуют в этой работе родители, воспитатели, методисты, средний медицинский персонал, учителя и т.д.;

  2. групповой – проведение врачом или при его непосредственном участии профилактических мер у определенных групп детей . Групповые методы профилактики, требуют осмысливания профилактических мероприятий для каждой группы. При этом – метод диспансерного наблюдения, формирование диспансерных групп, назначения профилактических средств, обучение гигиене полости рта, применение средств специфической и неспецифической профилактики;

  3. индивидуальный уровень – более высокий уровень требующий организации, больших затрат времени врача и ребенка, специальных средств, оборудования и специалистов.
Роль отечественных и зарубежных ученых в становлении специальности

Из дореволюционных ученых А.К.Лимберг на основе собственных наблюдений доказывал необходимость профилактического лечения зубов и прежде всего у детей. Он показал, что раннее лечение приводит к значительному снижению потери зубов у детей. В 1918 году П.Г. Дауге подготовил предложение об организации стоматологической помощи . Любая комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний у детей должна включать все возрастные группы от рождения до 14 лет 11 месяцев 29 дней. Базироваться на данных эпидемиологического исследования, иметь поэтапный план внедрения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. Возможность внедрения определяется уровнем развития стоматологической службы и материально-технической обеспеченностью программы. Основной метод внедрения профилактики, а при индивидуальном уровне, единственный – диспансеризация всех детей у стоматолога.

До 1970 года каких-либо научно-обоснованных внедренных или распространенных программ и систем профилактики стоматологических заболеваний в СССР не было. 1970г. появилось первое официальное издание «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний». Этот документ впервые в истории страны показал необходимость , важное значение, и некоторые пути реализации профилактики стоматологических заболеваний как систему специальных мер, направленных на улучшение здоровья органов полости рта. Впервые была предпринята попытка комплексного решения проблемы, а также организованных мероприятий для проведения профилактики, в том числе с привлечением других специалистов. Была показана роль СПР, гигиены полости рта, антенатального периода, препаратов фтора в профилактике стоматологических заболеваний. В 1983 году был издан документ «методические рекомендации по внедрению комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний в организованных коллективах детского населения». В 1984г. – приказ МЗ СССР №670 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению», в котором профилактика стоматологических заболеваний впервые была отведена очень важная роль. В 1985г. приказом Министерств Здравоохранения и Просвещения Казахской ССР за № 709/101 было дано задание приступить к внедрению «Комплексной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта» в школах и дошкольных учреждениях. В 1986 МЗ СССР выпустило методические указания «Организация профилактики основных стоматологических заболеваний». В них впервые была затронута проблема профилактики стоматологических заболеваний в плане организации, составления и реализации программ профилактики, показаны методы и пути их разработки , этапы, цели и задачи, широко использованы документы ВОЗ и, рекомендуемые ею подходы и методы. В 1988г. был приказ МЗ СССР №830 «О комплексной программе развития стоматологической помощи в СССР до 2000 года». В Республике Казахстан наиболее высокие показатели внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний отмечались в 1991 году. За последние годы эти показатели снизились 2,2 раза. Таков краткий исторический путь стоматологических программ профилактики.

При внедрении и совершенствовании современных методов значителен вклад Е.В.Боровского, П.А.Леуса, Г.Н.Пахомова и многих других ученых. В Казахстане также придерживаются методов диспансеризации по Т.Ф.Виноградовой. Основные уровни: популяционный и групповой. Научной разработкой профилактики кариеса занимались А.И.Фефелов, Д.Л.Корытный, А.А.Кабулбеков, Т.К.Мукашев и др.; заболеваний пародонта: Д.Л.Корытный, Л.Я.Зазулевская, Т.Пилат, Г.А.Умбеталиев и др.; одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой области – Т.К.Супиев, А.С.Галяпин, А.Ж.Есимов и др.

Большой вклад в разработку таких программ внесли: академик Т.Ш. Шарманов (рациональное сбалансированное питание), профессор Е.И. Гончарова (сроки профилактики стоматологических заболеваний в зависимости от динамики роста и развития зубов, росто-весовых показателей у детей), профессор Т.К. Супиев (профилактика одонтогенных заболеваний), профессор Д.Н. Джумадилаев (общие проблемы профилактики стоматологических заболеваний), доцент Т.К. Мукашев (профилактика стоматологических заболеваний на индивидуальном уровне), доцент М.А. Алдашева (профилактика стоматологических заболеваний с учетом экологических факторов).

Профилактический принцип был и остается основополагающим в медицине, актуальность которого не вызывает сомнения.

Иллюстративный материал:


  1. Презентация

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Алдашева М.А. Профилактика основных стоматологических заболеваний у
детей.- Алматы, 2004.- 143 с.

  1. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая.- Москва,

  2. Медицинская книга, Н. Новгород. Издательство НГМА 2005.- 283 с.

  3. Персин Л.С. и др. Стоматология детского возраста. - М.: Медицина, 2008. – 640 с.

  4. Курякина Н.В. Детская терапевтическая стоматология. – М. –Н.Новгород, 2007– 744 с.

  5. Тулеутаева С.Т., Каспакова Л.А., Молдажанова А.Г. Стоматологиялық аурулардың алдын алуы бойынша дәрістер курсы.- Қарағанды, 2007

  6. Ш.Ш. Абралина, Ғ.С. Абылкаирова. Балаларда тісжегінің дамуына әкелетін қауіпті факторлар. Біріншілік профилактика және тісжегіні болжау. Семей, 2006- 22 б.

Контрольные вопросы (обратная связь):


  1. Профилактика – определение, задачи

  2. Виды профилактики

  3. Первичная профилактика: определение, задачи, методы

  4. Вторичная профилактика: определение, задачи, методы

  5. Третичная профилактика: определение, задачи, методы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Профилактика стоматологических заболеваний

Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов

Под редакцией В. И. Куцевляка

Утверждено ученым советом ХГМУ Протокол № 8 от 21.09.2000

Харьков ХГМУ 2001

Предисловие

Стоматологическая профилактика слагается из целого комплекса не­разрывно связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга мероприятий организационного и лечебно-профилактического характера: правильного гигиенического режима, полноценного (рационального) пи­тания, организации своевременных врачебных осмотров и лечения зубов.

В соответствии с действующим учебным планом подготовки врачей-стоматологов предусмотрено изучение студентами профилактики стома­тологических заболеваний на протяжении двух семестров, а также в су­бординатуре и интернатуре.

Изучение этого материала затрудняет малочисленность, труднодос-тупность, разрозненность литературы и главное - отсутствие одного комплексного учебного пособия по профилактике стоматологических за­болеваний и зубочелюстных аномалий.

В определенной степени указанный пробел в учебной литературе должно восполнить предлагаемое учебное пособие. В нем представлен практически весь материал, раскрывающий содержание учебной програм­мы по профилактике стоматологических заболеваний. Новое переработан­ное издание дополнено наиболее современным теоретическим материалом и прогрессивными профилактическими методиками, являющимися руко­водством к практической деятельности будущих врачей.

УДК 616.314-053.2

Профилактика стоматологических заболеваний: Учебн. пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / В. И. Куцевляк, В. В. Никонов, А. В. Самсонов и др.; под ред. В. И. Куцевля-ка.-Харьков: ХГМУ, 2001.- 217 с-Рус. яз.

Представлены современные концепции возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. Рассмотрены традици­онные методы и новейшие достижения в профилактике основных стома­тологических заболеваний.

Подано сучасні концепцп виникнення Kapiecy зубів, захворювань па-родонту, зубощелепних аномалш. Розглянуто традицшш методи i новітнi досягнення в профілактиці основних стоматологічних захворювань.

Табл. 9. Ил. 51. Библиогр.: 34 назв.

Рецензенты: Р. Н. Дычко, зав. кафедрой стоматологии

детского возраста Днепропетровского государст­венного медицинского университета, д-р мед. на­ук, проф.

Л. А. Хоменко, зав. кафедрой детской терапевти­ческой стоматологии и профилактики стоматоло­гических заболеваний НМУ им. акад. А. А. Богомольца, д-р мед. наук, проф.

© Харьковский государственный

медицинский университет, 2001

2. Воспитание детей среднего возраста (4-5 лет) происходит не только в процессе игр, но и во время проводимых с детьми занятий со- гласно методическому плану. Например, формировать: на занятиях по родному языку - правильное произношение всех звуков с учетом поло- жения языка, на занятиях по физкультуре - правильную осанку и важ- ность носового дыхания на музыкальных занятиях - правильную рече- вую артикуляцию.

Продолжение обучения - в момент проведения игр по распорядку дня в специально отведенное время (40 мин) после завтрака и после днев­ного сна.

3. Для детей старшего возраста (старше 5 лет) наиболее эффективно обучение на занятиях. Не исключается игра. Для воспитания гигиениче- ских навыков используются занятия по развитию речи, музыкальные и физкультурные.

Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал.

Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специ­альными аппаратами. К так называемым лабиальным аппаратам (межгуб­ным) относятся амортизатор Роджерса и Шане, пластинка-диск Фриэля, стабилизатор Ноэля, активатор Дасса.

К интрабуккальным аппаратам (аппараты, располагающиеся в пред­дверии полости рта, доходящие до его дистальных отделов) относятся вес­тибулярные пластинки Крауса, Хотца, Шварца, Шонхера и др.

Глава 10. Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний

Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний - это система профилактических патогенетически обоснованных меро­приятий, направленных на оздоровление организма и органов полости рта путем повышения уровня их резистентности и снижения интенсивности воздействия неблагоприятных факторов. Она включает:

1) санитарно-просветительную работу среди населения;

    обучение принципам рационального питания;

    обучение правилам гигиены полости рта;

4) эндогенную профилактику;

5) использование методов местной профилактики;

    раннее выявление стоматологических заболеваний;

    вторичную профилактику (санацию полости рта).

Основные этапы организации внедрения комплексной системы про­филактики стоматологических заболеваний, разработанные в 1987 г. Е. В. Боровским, таковы:

1. Определение очередности детских учреждений, в которых будет проводиться профилактика стоматологических заболеваний.

Этот вопрос решается совместно районными (городскими) отделами здравоохранения и просвещения. При этом принимается во внимание

комплекс местных условий и потребность в профилактических мероприя­тиях. 2. Заключение договора между службами здравоохранения и про­свещения, который предусматривает взаимные обязательства сторон. Руководители учреждений просвещения обязаны выделить необходи­мые средства для оборудования специальных кабинетов, закупить средст­ва личной гигиены, наглядные пособия и т. п. Руководители службы здра­воохранения выделяют и обучают необходимые кадры. Директора школ должны взять на себя обязательства по обеспечению оборудования каби­нетов или уголков гигиены (соответственно реальным возможностям). 3. Подготовка медицинских кадров высшего и среднего звена для проведения обследований, санитарно-просветительной работы и профи­лактических мероприятий. Их готовят из врачей-стоматологов и среднего медицинского персонала детских стоматологических поликлиник соответ­ственно программе профилактики.

4. Изучение и учет климатогеографических факторов, состава воды, особенностей питания, быта, привычек. При этом имеются в виду воз- можности воздействия климата, уровня инсоляции, ветров и Холодовых режимов, особенности биохимии грунтов, степени жесткости воды, со- держания в ней фтора, употребления легкоусвояемых углеводов, режима их приема, количества витаминов в пище, уровня потребления молока и молочных продуктов, сбалансированности питания, уровня потребления ряда микроэлементов, чая и других факторов, которые могут повлиять на уровень стоматологической заболеваемости.

5. Эпидемиологическое обследование детей для выявления уровня пораженности основными стоматологическими заболеваниями (индексы КПУ, РМА, PI, потребность в лечении).

На основании данных обследования возможно рассчитать необходи­мые силы для осуществления профилактики и лечения, а также распреде­лить всех детей на диспансерные группы для дифференциации объема лечебной и профилактической работы.

6. Оснащение и подготовка помещений и создание условий для про- ведения профилактических мероприятий.

ка в более короткие сроки может привести к ошибочным выводам. Эффек­тивность проведенных профилактических мероприятий определяют срав­нением с данными первичного эпидемиологического обследования.

Основным критерием эффективности профилактики кариеса зубов яв­ляется уровень интенсивности кариеса у детей в возрасте 12 лет, а эффек­тивность профилактики заболеваний пародонта оценивается по CPITN у подростков 15 лет.

Организационную эффективность необходимо оценивать по уровню охвата контингента профилактическими мероприятиями (в процентах от численности детей в коллективе, в котором реализуется профилактика с первого года внедрения).

Медицинскую эффективность можно оценивать не ранее чем через 2 года после начала внедрения метода в коллективе детей по следующим показателям:

    снижению распространенности кариеса или индексу здоровья коллектива или контингента;

    снижению интенсивности кариеса;

    снижению прироста интенсивности кариеса сравнительно с ана­логичными данными в сопоставляемом контингенте, не охваченном про­филактикой.

Более точным является подсчет интенсивности кариеса и ее прироста по индексам полостей (кпп, КПУп), а не зубов.

Внедрять программу профилактики необходимо дифференцированно в зависимости от возраста. Основное внимание должно быть сосредоточе­но на беременных женщинах, детях младшего возраста с постепенным охватом всего детского, а потом и взрослого населения.

Мероприятия по предупреждению заболеваний зубов и пародонта у беременных женщин проводится на базе женских консультаций. Врач-стоматолог, закрепленный за женской консультацией, работает в тесном контакте с акушером-гинекологом и терапевтом, использует их данные диспансерного наблюдения за состоянием здоровья женщин, осуществля­ет санацию полости рта.

Профилактические мероприятия, обучение методу чистки зубов при первом и последующих посещениях, контроль за правильностью проведе­ния чистки, удаление зубных отложений, обработку зубов реминерализи-рующими препаратами проводит врач-стоматолог или специально обу­ченная медицинская сестра при посещении беременной женщиной жен­ской консультации один раз в месяц.

Профилактическая работа среди детей проводится в организованных коллективах. Врач-стоматолог, обслуживающий определенный коллектив

Суть метода состоит в приобретении предметов и средств профилак­тики, изготовлении наглядных пособий, подготовке уголков гигиены по­лости рта.

7. Определение характера, объема и последовательности профилак- тических мероприятий в разных диспансерных группах.

Данный этап базируется на результатах эпидемиологического обсле­дования, изучения климатогеографических особенностей, питания, соста­ва воды и других факторах. Соответственно особенностям эпидемиологии, клиники и патогенезу стоматологических заболеваний в данном регионе и метным условиям необходимо определить объем и последовательность профилактических мероприятий. Программы будут отличаться в разных регионах и определяться начальным уровнем заболеваемости. В районах с высокой интенсивностью кариеса необходимо стремиться к снижению ее до умеренной, в районах с умеренной - до низкой, в районах с низкой интенсивностью кариеса стоматологи должны следить за ее стабильно­стью.

8. Проведение санитарно-просветительной работы с педагогами, ро- дителями и медицинскими работниками школ.

Данный этап обязательно должен предшествовать внедрению профи­лактики, поскольку только убежденные в ее необходимости сотрудники детских учреждений могут стать надежными помощниками стоматологов.

9. Проведение уроков и практических занятий по обучению гигиене полости рта, контроль за уровнем гигиены, мероприятия по улучшению питания.

Практическим занятиям всегда должны предшествовать выступления врачей, убеждающие детей в их необходимости. Только при этом условии будут эффективны дальнейшие практические занятия. Как теоретическая, так и практическая часть уроков обязательно должны сопровождаться контролем в виде опроса детей и проведения контролируемой чистки зу­бов. Одновременно должны быть приняты административные и организа­ционные меры по нормализации питания детей и устранению выявленных недостатков.

    Использование профилактических методов, подобранных соот­ветственно данным эпидемиологических и других обследований.

    Повторное эпидемиологическое обследование и определение эф­фективности проведенных мероприятий. Это заключительный этап, цель которого - определение эффективности проведенной работы по сниже­нию прироста интенсивности стоматологических заболеваний. Подобное обследование обычно проводится через пять лет после практического вне­дрения программы профилактики. Предварительно оценить эффектив­ность профилактики можно не ранее чем через 2-3 года, поскольку оцен-

Каждый житель нашей страны знаком с этими проблемами не понаслышке - распространенность стоматологической патологии уже у двухлетних детей приближается к 30%, к подростковому возрасту достигает 98%, в зрелом возрасте абсолютно здоровую полость рта имеют единицы.

Эти цифры тем более удручают, что большая часть заболеваний может быть успешно предупреждена: современная стоматологическая наука и практика знают причины и условия их возникновения и развития, вооружены эффективными методами первичной и вторичной профилактики.

Как для большинства заболеваний, большая часть факторов риска для развития кариеса зубов, патологии периодонта и патологии прикуса определяется поведением людей. Поэтому важной частью профилактической стратегии является информирование населения о природе болезней, обучение простым и результативным методам превентивной самопомощи, мотивация к воспитанию здоровых привычек в семье.

Кариес зубов - наиболее распространенное хроническое инфекционное заболевание детей и взрослых. Заболевание вызывается условнопатогенными микроорганизмами (стрептококами и лактобациллами), обитающими в зубном налете.

Названные микроорганизмы - нормальные участники орального биоценоза, которые не причиняют вреда здоровой системе. Каждый раз после еды, содержащей углеводы, ацидогенные микробы перерабатывают остатки пищи, задержавшиеся в околозубной среде, в процессе гликолиза получая энергию и выделяя молочную, уксусную и прочие органические кислоты. Кислоты вызывают частичное растворение поверхностных кристаллов эмали зубов, состоящих из соединений кальция и фосфора  деминерализацию эмали.

Однако в нормальных условиях деминерализация быстро сменяется реминерализацией: слюна, являющаяся пересыщенным раствором минеральных компонентов эмали, восстанавливает ткани зуба.

Условия, предрасполагающие к развитию кариеса:

  • высокая агрессивность кариесогенного зубного налета: определяется свойствами штаммов и количеством ацидогенных микроорганизмов в зубном налете (их численность растет в среде, богатой углеводами);
  • низкий уровень минерализации эмали: определяется генетикой, условиями формирования тканей зубов (т.е. здоровьем как будущей матери, так и ребенка, вплоть до подросткового возраста) и, кроме того, характерен для всех зубов в первые годы после прорезывания;
  • малое количество, высокая вязкость, низкая минерализация слюны, низкий иммунный потенциал.

Современная модель этиотропной и патогенетической профилактики кариеса зубов состоит из нескольких ключевых рекомендаций.

Предупреждение ранней колонизации зубов ребенка кариесогенной микрофлорой. Источником микроорганизмов является слюна близких ребенку людей. Необходимо снизить численность кариесогенной микрофлоры матери (этому помогает санация полости рта, применение жевательной резинки с ксилитом, ополаскивателей с антисептиками, хороший уровень гигиены полости рта) и исключить слюнные контакты с ребенком (не облизывать соску, не пробовать пищу ребенка его ложкой и т.д.).

Рациональное питание. Чтобы не поощрять рост кариесогенной микрофлоры, следует свести к минимуму экспозицию углеводов на зубах. Важно избегать частых углеводных перекусок и питья. Безопасными для зубов перекусками являются сыр, орехи, мясные продукты; жажду полезнее утолять водой.

Гигиена полости рта. Необходимо как минимум дважды в день удалять микробный налет со всех поверхностей всех зубов. Важно обеспечить механическое удаление сложно организованного, клейкого налета щеткой и нитями (флоссами).

Применение фторидов, кальция, фосфатов. Для того чтобы предотвратить растворение эмали и помочь ее восстановлению, следует обогащать околозубную среду макро- и микроэлементами. Важную роль играет потребление фторсодержащей поваренной соли (иодированно-фторированной соли), так как это обеспечивает повышение концентрации фторидов в слюне. Другим важным источником фторидов и кальция являются профилактические зубные пасты.

Заболевания периодонта.

Здоровый периодонт - многокомпонентный комплекс тканей, окружающих зуб - обеспечивает сложные процессы перестройки тканей корня временных и постоянных зубов, предупреждает вывих зубов во время откусывания и пережевывания пищи и в других ситуациях, распределяет нагрузку и предупреждает вколачивание зуба в кость, а также служит защитой внутренней среды организма от агрессивной среды полости рта.

В недрах толстого слоя зубных отложений, т.е. при плохой гигиене полости рта активно развиваются анаэробные периодонтопатогенные микроорганизмы - нейсерии, бактероиды, превотеллы, актинобациллы и другие.

Питаясь преимущественно белками, выделяя протеолитические ферменты и токсические продукты обмена, они атакуют эпителий и вызывают воспалительную реакцию десны (отек, кровоточивость, болезненность), т.е. гингивит. При высокой агрессивности микрофлоры и/или в отсутствие должной защиты и регенерации тканей микроорганизмы разрушают не только эпителиальную, но и соединительную ткань (связки, кость), продвигаются вдоль корня зуба, лишая его связи с костью, в результате чего зубы становятся все более подвижными – т.е. развивается периодонтит.

Периодонтит - ведущая причина утраты зубов в зрелом возрасте.

В большинстве случаев здоровье периодонта может быть обеспечено ежедневным тщательным механическим удалением зубных отложений при помощи щетки, пасты и зубной нити. Появление первых, обратимых признаков патологии (кровоточивость при чистке зубов) - отнюдь не повод для перехода на щадящий режим, но, напротив, сигнал о необходимости освоения эффективных методов очищения зубов и околозубного пространства. Стоматолог может оказать существенную помощь периодонту не только гигиеническим обучением, но и устранением локальных условий в полости рта, снижающих защитные возможности периодонта и/или затрудняющих удаление зубных отложений: речь идет о кариозном разрушении зубов, плохих реставрациях зубов и протезах, патологии прикуса, неблагоприятных особенностях архитектоники мягких тканей полоти рта.

Таким образом, современная стоматология рассматривает большинство случав патологии полости рта как следствие нездорового образа жизни. Каждый врач должен помнить о принципиальных возможностях профилактики стоматологических заболеваний и формировать у пациентов чувство ответственности за сохранение здоровья, оставляя за стоматологом выбор индивидуальных превентивных рекомендаций и обучение конкретным технологиям самопомощи.

ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье полости рта играет важную роль в сохранении здоровья всего организма.

Наиболее распространенными стоматологическими заболеваниями являются кариес зубов и болезни периодонта. Они не представляют угрозы для жизни, однако лечение их требует больших экономических затрат. Заболевание чаще всего начинается в детском возрасте, неуклонно прогрессирует и со временем приводит к необратимому поражению зубов, боли и дискомфорту. Если процесс не остановить, зуб постепенно разрушается.

Основной причиной этих заболеваний является зубной налет – специфическое образование на поверхности зуба, обусловленное скоплением и ростом микроорганизмов. Налет прикреплен к поверхности зуба, его невозможно смыть водой.

Бактерии зубного налета превращают сахар и остатки пищи в полости рта в кислоты, которые растворяют эмаль зубов, в результате чего образуется кариозная полость. Кроме того, выделяемые бактериями токсичные вещества вызывают воспаление десен (гингивит) и их кровоточивость. Воспалительный процесс может распространиться на челюстные кости и связку, удерживающую зубы в зубной лунке, они теряют свою устойчивость, становятся подвижными.

Первичная профилактика стоматологических заболеваний основывается на сочетанном использовании следующих 3 методов: гигиена полости рта, использование фторидов, рациональное питание.

Чистить зубы надо 2 раза в день: утром (после завтрака) и вечером, так как во время сна защитные свойства слюны снижаются. Предпочтение стоит отдавать зубным щеткам из искусственной щетины (нейлона) средней или мягкой жесткости, которые значительно гигиеничнее щеток из натуральной щетины.

Перед чисткой зубов необходимо вымыть руки, чтобы не занести в рот инфекцию, прополоскать рот водой, тщательно промыть зубную щетку, и выдавить на нее каплю зубной пасты величиной с горошину.

Правила чистки зубов:

  • чистят зубы при разомкнутых челюстях;
  • сначала чистят зубы верхней челюсти, располагая щетку под углом 45 градусов к поверхности зуба. На каждом участке, состоящем из 2-3 зубов, делают по 10 движений в направлении от десны к режущему краю зуба;
  • начинают чистку с задней поверхности зубов (при чистке задней поверхности передних зубов щетка ставится перпендикулярно режущим краям, и совершаются движения вперед); затем чистят жевательную поверхность коренных зубов;
  • в том же порядке чистят зубы нижней челюсти;
  • завершают чистку массажем десен - при сомкнутых зубах щеткой выполняют круговые движения, захватывая зубы и десны.

Фториды – химические соединения, которые в специально подобранных дозировках снижают риск возникновения кариеса. Они способствуют укреплению эмали (за счет удержания ионов кальция в твердых тканях зуба), повышая ее устойчивость к воздействию кислот; препятствуют прикреплению микроорганизмов к поверхности зуба и угнетают их размножение, предотвращая появление зубного налета.

Соединения фтора попадают в организм с водой и пищей (морской капустой, морской рыбой, чаем, минеральной водой «Дарида»), но количество их невелико. Для восполнения запасов фтористых соединений необходимо употреблять в пищу фторированную соль и фторосодержащие лекарственные препараты. Необходимо также чистить зубы фторосодержащей пастой (содержание фторидов должно быть указано на упаковке зубной пасты и составлять 500-1500 РРТ).

Для профилактики стоматологических заболеваний важно соблюдать определенные правила питания, которые предусматривают полноценный набор пищевых продуктов при ограничении употребления углеводов. Рациональный режим питания предполагает полноценное 3-4 разовое питание. В промежутках между основными приемами пищи не следует употреблять продукты с высоким содержанием сахара, особенно леденцы и мучные продукты (печенье, сухари, пирожные), остатки которых долго сохраняются на зубах, Постоянное присутствие сахара в ротовой полости стимулирует продукцию микроорганизмами зубного налета кислоты, которая постепенно разрушает эмаль. Чем дольше сладости находятся во рту, тем более печальным может быть итог. Сладкие газированные напитки («Фанта», «Кола» и другие), прием углеводов чаще 5 раз в день (включая закуски) на 40 % повышают риск заболевания кариесом.

Предупреждают заболевания зубов и десен употребление молока, творога, сыра, рыбы, свежих овощей и фруктов, тщательное пережевывание пищи, регулярный уход за зубами и дополнительное применение препаратов кальция и фтора.

Очень важно посещать стоматолога не реже 2 раз в год: врач даст рекомендации по гигиене полости рта, своевременно выявит возникшие проблемы, проведет необходимое лечение.

В настоящее время средства гигиены полости рта представлены довольно широко: различные виды зубных щеток и паст, порошки, эликсиры, зубные нити, зубочистки, гели, пастилки, жевательные резинки, драже, гигиенические таблетки.

Зубные щетки. Предпочтение следует отдавать зубным щеткам с искусственной щетиной. Это объясняется тем, что синтетическое волокно, используемое для рабочей части щетки может быть заданной жесткости, упругости, концы его закруглены и не травмируют слизистую оболочку десны. Они в меньшей мере, чем щетки с натуральной щетиной, подвергаются микробному загрязнению.

Следует приобретать те зубные щетки, которые имеют удостоверение о гигиенической регистрации в Республике Беларусь. Зубная щетка должна продаваться в герметичной упаковке, на которой должно быть указано ее название, степень жесткости щетины и информация о фирме-изготовителе.

Новую зубную щетку необходимо хорошо промыть теплой проточной водой. Не следует обрабатывать ее кипятком, это портит искусственную щетину.

Размер зубной щетки необходимо подбирать для каждого индивидуально: рабочая часть не должна превышать размера 2-3 диаметров коронок зубов, что позволит вычистить труднодоступные участки полости рта. Для взрослых наиболее приемлема головка щетки длиной 22-28 мм, для детей - около 20мм. Пучки щетины должны располагаться достаточно редко. Форма зубной щетки не влияет на эффективность чистки, поэтому при выборе какой-либо конструкции щетки можно руководствоваться индивидуальными предпочтениями. Менять зубную щетку следует каждые 2-2,5 месяца, хранить чисто вымытой, в стакане, рабочей частью вверх.

Детская щетка должна быть мягкой, с маленькой, короткой головкой. Такой щеткой можно хорошо почистить даже труднодоступные поверхности зубов. Привлекательная форма и яркий цвет зубной щетки помогут детям сделать процесс чистки зубов веселым и привлекательным.

Зубные пасты являются основным и наиболее распространенным средством ухода за полостью рта. К зубным пастам предъявляется ряд требований: они должны быть нейтральными, обладать очищающими и полирующими свойствами, иметь приятный запах, вкус и вид, охлаждающий и дезинфицирующий эффект, быть безвредными и оказывать лечебно-профилактическое действие. На сегодняшний день научно обоснована и доказана роль фтора в профилактике стоматологических заболеваний, поэтому предпочтение следует отдавать фторосодержащим зубным пастам. Выбирая фторосодержащую зубную пасту, убедитесь, что упаковка герметически запаяна и срок годности содержимого не истек.

Пасты обычно состоят из абразивного наполнителя, связующего компонента, поверхностно-активных веществ, антисептика и отдушки. Кроме того, в пасту можно ввести лечебно-профилактические добавки. В зависимости от того, введены подобные добавки или нет, пасты разделяют на лечебно-профилактические и гигиенические.

Гигиенические зубные пасты оказывают только очищающее и освежающее действие и в настоящее время применяются мало.

Лечебно-профилактические зубные пасты кроме известных компонентов содержат биологически активные добавки: витамины, экстракты и настои лекарственных растений, соли, микроэлементы, ферменты. Такие пасты предназначены как для повседневного ухода за полостью рта с профилактической целью, так и для целенаправленной профилактики кариеса зубов, заболеваний пародонта.

В зависимости от входящих в рецептуру биологически активных веществ, лечебно-профилактические зубные пасты делятся на 5 групп:

  • противокариозные;
  • пасты, содержащие растительные препараты;
  • солевые зубные пасты;
  • пасты, содержащие различные биологически активные добавки;

Противокариозные зубные пасты укрепляют минеральные ткани зубов и предупреждают образование зубного налета, что достигается путем введения в состав зубных паст соединений фтора, фосфора и кальция.

Зубные пасты «Blend-a-med Complete» и «Blend-a-med Mineral Action» помогают надежно защитить зубы от кариеса благодаря активному фтору в системе «Флуористат», которая за 1 минуту чистки обеспечивает зубы таким количеством свободного фтора, как другие зубные пасты за 10 минут. Они эффективно удаляют бактериальный налет, снижают образование зубного камня, улучшают состояние десен, эффективно удаляют темный налет и восстанавливают естественную белизну зубов, надолго сохраняют дыхание свежим.

«Dentavit Q10» содержит коэнзим Q10, оказывающий оздоравливающий эффект на десны, а активный фтор надежно защищает зубы от кариеса.

Зубные пасты «Lacalut sensitive» и «Colgate sensitive» применяют при повышенной чувствительности зубной эмали к внешним раздражителям, болевой реакции на холодное, горячее, кислое, сладкое.

Пасты, содержащие в качестве добавок растительные препараты, улучшают обменные процессы, стимулируют регенерацию тканей, способствуют уменьшению кровоточивости десен, обладают прекрасными дезодорирующими свойствами. «Lacalut» фитоформула содержит экстракты зеленого чая, зверобоя, шалфея. Предназначена для укрепления десен, предотвращает их кровоточивость, препятствует развитию пародонтоза.

Солевые зубные пасты содержат различные соли и минеральные компоненты, которые улучшают кровообращение, стимулируют обменные процессы в пародонте и слизистой оболочке полости рта, вызывают усиленный отток тканевой жидкости из воспаленной десны, оказывают некоторое обезболивающее действие. Соли способствуют растворению слизи, препятствуют образованию мягкого зубного налета.

Зубные пасты, содержащие различные биологически активные добавки (витамин В5, бороглицерин) обладают противовоспалительным и регенеративным действием, что позволяет применять их при лечении гингивита, пародонтита и заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Сравнительно недавно в ассортименте средств ухода за полостью рта появились безабразивные чистящие средства и гелеобразные прозрачные зубные пасты. Особенно эффективны гелевые зубные пасты для восстановления эмали.

Подобрать зубную пасту для ребенка должен врач-стоматолог с учетом возраста и состояния твердых тканей зубов. Детям дошкольного возраста целесообразно пользоваться слабопенящимися зубными пастами, а детям школьного возраста – дающими пену. Детские зубные пасты «Витоша F», «Putzi», «Дракоша» содержат кальций или соединения фтора, которые укрепляют зубную эмаль. Содержание фтора в детских зубных пастах в 2-3 раза меньше, чем в пастах, предназначенных для взрослых, что безопасно для малыша, даже если какое-то количество пасты будет случайно проглочено им во время чистки зубов.

Зубные нити находят широкое применение для снятия зубного налета на контактных поверхностях зубов. Однако, в детской практике их целесообразно использовать либо при проведении профессиональной гигиены полости рта, либо у детей старшего школьного возраста. Для этих же целей применяются и зубочистки.

В последние годы проводился ряд исследований по изучению влияния регулярного употребления жевательной резинки на заболеваемость тканей и органов полости рта. Доказано, что жевательная резинка уменьшает количество отложений на зубах; если ввести в состав резинки лечебно-профилактические добавки, она может оказывать также профилактическое действие. Использование жевательной резинки стимулирует скорость слюноотделения в 3-10 раз, нейтрализует действие кислоты в полости рта, способствует проникновению слюны в труднодоступные межзубные промежутки, помогает удалить остатки пищи. Необходимо помнить, что жевательная резинка является дополнительным средством, но не заменят регулярную чистку зубов.

Основное назначение зубных эликсиров – дезодорация полости рта. Применяются для полоскания после чистки зубов или после приема пищи. Введение в состав эликсиров лечебно-профилактических добавок позволяет использовать их в качестве дополнительного профилактического средства. Так, зубной эликсир «Специальный» содержит фторид натрия и витамин В.

Таким образом, применение индивидуально подобранного средства гигиены полости рта в сочетании с регулярным уходом за зубами позволяет сделать гигиену полости рта одним из экономически выгодных массовых методов профилактики стоматологических заболеваний.

Чтобы иметь красивую белоснежную улыбку, соблюдайте следующие правила:

  • Ешьте вместо сладостей больше сырых фруктов, орехов, семян.
  • Тщательно разжевывайте твердые сырые овощи, например, морковь и сельдерей.
  • Вместо нектаров или шипучих напитков с высоким содержанием сахара пейте несладкие напитки, натуральные соки и частично обезжиренное молоко.
  • Употребляйте в пищу молоко, сыр и зеленые овощи, содержащие кальций, который укрепляет твердые ткани зубов.
  • Используйте фторосодержашие зубные пасты, укрепляющие зубную эмаль.
  • Чистите зубы два раза в день, соблюдайте правильную технику чистки зубов, хотя бы один раз в день пользуйтесь зубной нитью, применяйте зубочистки.
  • Ополаскивайте рот водой или зубным эликсиром после каждого приема пищи.
  • Посещайте стоматолога два раза в год.
  • Ведите здоровый образ жизни.

Профилактика стоматологических заболеваний - одна из важнейших задач здравоохранения. Она является составной частью комплексной программы оздоровления населения.
Подход к решению проблемы сокращения потери зубов методом индивидуальной помощи малоэффективен. Необходимо применять решительные меры по санитарному просвещению населения и профилактике, направленные на сохранение зубов в течение всей жизни человека, освобождение его от страданий и боли, предупреждение утраты функции зубов.

Таким образом, под профилактикой подразумевают комплекс государственных, коллективных, семейных и индивидуальных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и сохранность здоровья населения. Цель профилактической стоматологии - не только предупреждение болезней полости рта, но и контроль за ними, причем профилактика имеет первостепенное значение.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ профилактические мероприятия принято разделять на первичные, вторичные и третичные.

Приоритет имеют методы и программы, полностью предотвращающие заболевания, в то время как реабилитация (третичная профилактика) представляется наименее ценной с точки зрения предупреждения заболеваний. Меры, тормозящие развитие болезни (вторичная профилактика), занимают промежуточное положение.

Первичная профилактика - это комплекс государственных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний. Она предусматривает оздоровление полости рта в результате:
1) санитарного просвещения населения по гигиене полости рта;
2) разработки программ питания, направленных на улучшение состояния и рациона питания;
3) периодического обследования полости рта у врача для предупреждения заболеваний.

Основная роль стоматологического персонала на этом уровне сводится к санитарному просвещению, обучению медицинских работников и населения методам профилактики, осуществлению контроля за эффективностью профилактических мероприятий.

Вторичная профилактика предусматривает терапевтическое вмешательство при ранних признаках и симптомах заболевания в целях предотвращения его развития. Задачи вторичной профилактики - санитарное просвещение по гигиене полости рта, касающееся удаления зубной бляшки, аппликации препаратов фтора и реминерализирующих веществ при первичных кариозных поражениях зубов, а также выявление и устранение причин аккумуляции бляшки, в том числе зубного камня. Сюда можно отнести и плановое лечение кариеса зубов и болезней периодонта на ранних стадиях заболеваний.

Третичная профилактика включает лечение развившихся заболеваний, направленное на предотвращение их прогрессирования, предупреждение осложнений и последствий, восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов с помощью протезов и других средств.