Чтобы не задаваться вопросом «Как приучить ребёнка к чтению?», озадачьтесь другим - «Какие книги предлагать малышу?» Если показать, на что способна литература, как подстёгиваемое собственной фантазией художественное слово раскрашивает в диковинные колеры привычную обстановку, то заставлять и приучать никого не придётся. Дети будут сами напоминать вам, что пора обновить библиотеку, а книжные магазины будут прельщать их гораздо больше, чем витрины с игрушками или электронными гаджетами.

Детские книги: читать самостоятельно или слушать родителей

Пока малыш читать не умеет - всё понятно: он слушает любимые сказки, детские стихи и рассказы в исполнении мамы, папы и иных обученных грамоте родственников. Но что делать, когда наука освоена и кроха бойко и вполне осознанно складывает буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, да так, что и замечаний не сделать? Многие родители на этом этапе решают: «Достаточно, начитались - теперь, дорогой, сам». И совершают серьёзную ошибку.

Совместное чтение - акт восхитительной духовной близости. Уютно расположившись рядышком, поддерживая телесный контакт, вы наслаждаетесь общим погружением в создаваемое писателем пространство: взлетаете в небесные выси, оказываетесь в подводном царстве, путешествуете сквозь лето в зиму и через горы к океанам.

Почему родителям нужно читать вслух ребёнку 6–7 лет:

  • Создаются благоприятные условия для общения.
  • Формируется поле совместных переживаний.
  • Есть возможность разъяснять непонятные ребёнку слова и обстоятельства произведения.
  • Авторский текст насыщается личным (своим голосом вы переводите обезличенные обращения автора на своего ребёнка, делаете его сопричастным происходящему).
  • Развивается фонематический слух.
  • Стимулируется интерес к чтению как способу времяпрепровождения.

Но, конечно, по мере взросления всё больше книг ребёнок читает самостоятельно. Процесс перехода от чтения вслух к чтению самостоятельному должен быть плавным.

  • Предлагайте ребёнку иногда меняться ролями «читатель» - «слушатель».
  • Читайте детские книги по ролям, разыгрывая сценки.
  • Просите юного книгочея почитать вам, пока вы заняты домашними делами.

Как выбирать произведения для детей 6–7 лет

Чтение учит доброте и мудрости, состраданию и находчивости, дружбе и ответственности. Чтобы эти уроки давали ожидаемый эффект и навсегда впечатывались в сознание дошкольника нерушимыми нравственными принципами, важно выбирать произведения, в которых мораль подана в увлекательном и понятном для ребёнка сюжете. О чём интересно читать шестилеткам? «Эврика» знает.

Книги о природе и животных

Читая о природе, птицах и животных, ребёнок учится проявлять доброту и заботу, бережно и внимательно относиться к окружающему миру. Воспетая мастерами художественного слова красота лесов и морей, полей и рек, описанные ими переживания представителей животного мира воспитывают в дошкольнике нравственность и милосердие.

Список литературы:
  1. Виталий Бианки «Лесная газета»;
  2. Николай Леденцов «Чудесия: рассказы о птицах»;
  3. Геннадий Снегирёв «В разных краях»;
  4. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб»;
  5. Зоя Журавлёва «Путька»;
  6. Георгий Скребицкий «Лесной прадедушка»;
  7. Юрий Дмитриев «Лесные загадки»;
  8. Фарли Моуэт «Собака, которая не хотела быть просто собакой»;
  9. Редьярд Киплинг «Сказки и рассказы о животных»;
  10. Арчи Бинз «Бастер, ко мне!».

Детям - о детях

Мальчишкам и девчонкам 6–7 лет читать о детях - их сверстниках - полезно и интересно: как жили ребята раньше и какова детская жизнь сегодня, в какие игры играют дошколята и младшеклассники, как они дружат, ссорятся и мирятся, как сообща постигают важные жизненные уроки. Составьте для своего чтеца подборку увлекательных историй про детей, а мы, конечно же, поможем.

Список литературы:
  1. Виктор Драгунский «Денискины рассказы»;
  2. Борис Житков «Что я видел»;
  3. Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;
  4. Николай Носов «Затейники»;
  5. Тамара Михеева «Лёгкие горы»;
  6. Валентина Осеева «Синие листья»;
  7. Алла Потапова «Бабушкина наука»;
  8. Сюзанна Вебер «Паша и папа»;
  9. Марк Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»;
  10. Анне-Катарина Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик».

Для маленьких почемучек

Детская любознательность - черта, которую нужно поощрять и развивать. Малыш интересуется, как устроен мир, расспрашивает вас о разных городах и странах, увлекается техникой? Выберите для своего маленького почемучки хорошие детские энциклопедии, ориентированные на ребятишек старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Список литературы:
  1. Илья Колмановский «Почему птицы не падают»;
  2. Елена Качур «Книги о Чевостике»;
  3. Антон Нелихов и Андрей Атучин «Древние чудовища России»;
  4. Дэвид Маколи и Нил Ардли «Как всё устроено сегодня»;
  5. Иван Поммо и Кристоф Илла-Сомерс «Мы и наша история»;
  6. Доминик Воллиман и Бен Ньюман «Профессор Астрокот и его путешествие»;
  7. Стивен Бисти «Гигантский транспорт»;
  8. Фредерик Клеман «Метаморфозы»;
  9. Марк тер Хорст «Привет, Землянин!»;
  10. Анита Ганери, Филипп Стил «Отчего и почему».

А какие темы интересны вашему ребёнку? Мы с удовольствием познакомимся с вашей подборкой лучших книг для ребёнка 6–7 лет или предложим вам новые произведения для вишлиста.

Счастливого и увлекательного вам родительства!

Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пеппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза. Но заметим, что стихов становится все меньше, а прозы все больше. Ведь ребятам этого возраста уже очень нравятся увлекательные истории, полные приключений и неизвестности.

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.

В этом возрасте ребёнок обычно уже умеет читать и задача родителей - научить его получать от этого процесса удовольствие. Очень важно, чтоб сейчас в руки маленькому непоседе не попало сложное не по возрасту произведение. Иначе, ребёнок будет плохо понимать то, что читает, и это может отбить интерес к книгам на всю жизнь. Поэтому, давая малышу первые книжки для самостоятельного прочтения, выбирайте те, где много картинок и мало текста. Пусть ребенок сам прочитает «Курочку Рябу» и «Колобка». Знакомые сказки помогут безболезненно преодолеть этап «читаю то - не знаю что».

Однако даже если Ваш ребенок уже хорошо читает сам, обязательно продолжайте ему читать вслух, так для ребенка в этом возрасте чтение – огромный труд. Представьте, что вам кто-нибудь предложил на досуге порешать тригонометрические неравенства, вы бы наморщили нос и предпочли бы альтернативный вид отдыха. Разница между вами и вашим ребенком в том, что вам в тридцать лет тригонометрией можно увлекаться, а можно и нет. Ребенку же в его шесть увлечься чтением необходимо - впереди школа, где читать придется каждый день, помногу и желательно - с удовольствием.

И, главное, читайте дома сами. Если мама каждый вечер садится на диван с книжкой, а папа регулярно с интересом изучает журналы, малыш будет уверен: ежедневное чтение - это такая же «обязательная жизненная программа», как телевизор или утреннее умывание.

Список литературы для детей 6-8 лет

  • Александрова Т.И. «Домовенок Кузька», «Катя в игрушечном городе»
  • Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Снежная королева»
  • Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка»
  • Бианки В.В. Сказки-несказки («Мишка-башка», «Паучок-пилот», «Синичкин календарь», «Лесной Колобок-Колючий Бок», «Как Лис Ежа перехитрил» и др.)
  • Бонд М. серия книг о медвежонке Паддингтоне («Медвежонок Паддингтон один дома», «Медвежонок Паддингтон и рождество» и др.)
  • Братья Гримм Сказки («Три золотых волоска», «Беляночка и Розочка», «Госпожа Метелица», «Король Дроздобород» и др.)
  • Былины («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др.)
  • Вестли А-К. «Мама, папа, бабушка, 8 детей и грузовик», «Маленький подарок Антона»
  • Висландер Д. и Т., Нурдквист С. серия книг про маму Му («Мама Му на качелях», «Мама Му на дереве» и др.)
  • Грибачев Н. «Заяц Коська и его друзья»
  • Губарев В. «Королевство кривых зеркал»
  • Драгунский В. «Тайное становится явным», «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»
  • Дрисколл Д. серия книг «Истории про город башмачков»
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина»
  • Ершов П. «Конек-Горбунок»
  • Житков Б. «Как я ловил человечков», «Что я видел» (уникальная книга для любознательных детей)
  • Заболоцкий Н. «Как мыши с котом воевали»
  • Заходер Б. стихи и сказки
  • Зощенко М. цикл рассказов про Лелю и Миньку
  • Катаев В. «Цветик-семицветик»
  • Кинкейд Л и Э. «Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями»
  • Киплинг Р. «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», "Как было написано первое письмо", "Почему у носорога кожа в складках" и др.
  • Крюкова Т. «Дом вверх дном» и др.
  • Куприн А. «Слон»
  • Левинова Л.Г., Сапгир Г.В. «Приключения Кубарика и Томатика или веселая математика»
  • Левитан Е. «Наше солнышко», «Звезды – солнышкины сестрички», «В семье солнышка танцуют все», «Луна – внучка солнышка» (серия «Астрономия для умненьких детей»)
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
  • Лофтинг Х. «История доктора Дулитла»
  • Мамин-Сибиряк Д.Н. «Алёнушкины сказки»
  • Маршак С. «Двенадцать месяцев»
  • Медведев В. «Приключения солнечных зайчиков»
  • Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
  • Мякеля X. «Господин Ау»
  • Несбит Э. «Принцесса и кошка»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Бобик в гостях у Барбоса», рассказы («Мишкина каша», «Телефон», «Фантазёры», «Наш каток» и др.)
  • Нурдквист С. серия книг про Петсона и Финдуса («Охота на лис», «Чужак в огороде», «Именинный пирог» и др.)
  • Остер Г. «Котенок по имени Гав», сказки про слоненка, мартышку, удава и попугая, «Легенды и мифы Лаврового переулка», «Сказка с подробностями»
  • Перро Ш. «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка»
  • Пришвин М. «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Ёж», «Золотой луг» и др.
  • Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое Привидение»
  • Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика», серия книг о приключениях Белоснежки и др.
  • Пушкин А.С. «Сказка и рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
  • Рашел Р. «Пикколетто»
  • Родари Д. «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы»
  • Русские волшебные сказки в пересказе для детей: «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Птичий язык», «Морозко», «Финист - ясный сокол», «Снегурочка», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По Щучьему велению», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Иван - вдовий сын», «Чудесные ягоды», «Липунюшка», «Василиса Прекрасная», «Хаврошечка», «Морской царь и Василиса Премудрая» и др.
  • Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква "А"», «Может, Нуль не виноват?», «И настанет весёлое утро», «Маруся ещё вернётся», «Счастливо, Ивушкин!»
  • Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и другие сказки
  • Топелиус С. «Сампо-Лопаренок»
  • Усачев А. «Умная собачка Соня», «Дед Мороз из Дедморозовки» («Школа снеговиков»), «Черный-пречерный кот»
  • Успенский Э. «Про Веру и Анфису», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Каникулы в Простоквашино», «Вниз по волшебной реке», «Разноцветная семейка»
  • Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Хогарт Э. «Мафин и его веселые друзья»
  • Чарушин Е. «Никиткины друзья», «Медвежонок», «Волчишко» и др.
  • Черный С. «Мои собачьи мысли»
  • Чуковский К. «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце», «Приключения Бибигона», «Чудо-дерево»
  • Шаров А. «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков»
  • Янсон Т. «Маленькие тролли и страшное наводнение», «Комета летит!» (в другом переводе – «Муми-тролль и комета»), «Шляпа волшебника», «Мемуары Папы Муми-тролля», «Опасное лето», «Волшебная зима», «О самом последнем в мире драконе»

Составитель Е.В.Гильмутдинова

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». ( мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Я очень сильно "за" стихи в этом возрасте. Чуковский, Маршак, Баруздин, Александрова. И если найдёте (последнее время редко его вижу), то ещё Пётр Вегин ("Катины секреты") - они очень озорные, повеселее предыдущих авторов. У всех перечисленных стихотворное изложение очень приближено к обычному прозаическому тексту, к обычному построению предложений, что позволяет ребёнку хорошо усваивать смысл. При этом, эти детские стихи очень ритмичны, позволяют ребёнку прочувствовать рифму, интонацию (особенно при смене ритма), а при неоднократном чтении - запомнить даже очень большой объём стихотворения и повторять за Вами строчки. Из-за простоты изложения, ребёнку очень легко воспринимать весь текст на слух, удерживать в памяти весь сюжет (для сравнения: я в этом возрасте уже читала сама, поэтому я справлялась со всякими Салтанами, Золотыми петушками и Коньками-Горбунками - простите, что приплетаю Ершова к Пушкину, но уж очень они похожи; а сыну я читала их, ему приходилось воспринимать на слух, и вот из-за обилия незнакомых слов и оборотов, из-за смены ударений во многих словах, у ребёнка терялась нить рассказа; мы с ним останавливали чтение и порой разбирали прямо по нескольку абзацев, чтобы он понял, о чём речь. Не утверждаю, что так у всех детей; кому-то на слух ориентироваться даже легче, но вот мы с этим столкнулись)

Здравствуйте, уважаемые читатели. По просьбам читателей сегодня я расскажу о том, какие книги для детей 6 — 7 лет необходимы для развития.

Каждый любящий родитель с высокой ответственностью подходит к процессу воспитания. С самого раннего возраста они читают своим чадам книги. Чтение развивает в детях познавательные, воспитательные и эстетические чувства. Имея опыт мамы с детьми дошкольного о возраста, могу сказать, что не каждая детская книга несет пользу. Необходимо учитывать возраст, развитие, интересы и психологические особенности каждого чада в отдельности.

Постарайтесь, чтобы чтение для детей стало удовольствием, а не грузом. Не надо навязывать и заставлять. Вводите грамотно в волшебный мир литературы. Интерес дошколят хрупок, всего одним произведением можно его утратить навсегда.

В возрасте 6 – 7 лет детям нравятся произведения о животном мире, насекомых, природе, рассказы и сказки о сверстниках. Для чтения стоит отдать предпочтение классической литературе. Во все времена классика остается актуальна, на ней выросло множество поколений. Но не стоит ограничиваться, в наши дни существуют авторы, на которые стоит обратить внимание. Прочтение их книг также принесет удовольствие и пользу.

Можно выделить некоторые направления:

  • Стихи. Думаю, каждый помнит стихотворение «Дядя Степа » Сергея Михалкова, «Мойдодыр » или «Айболит » Корнея Чуковского, «Младший брат» Агнии Барто.
  • Детская фантастика Юрия Томина «Шел по городу волшебник », «Приключения электроника » Евгения Велтисова.
  • Истории и рассказы «Не надо врать » Михаил Зощенко, «Рыцари» Виктор Драгунский.
  • Малый фольклор всех народов мира. Песни, прибаутки, потешки, пестушки.
  • Русские народные сказки, например, «Маша и медведь » «Морозко», «Теремок», «Царевна — лягушка », «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • Произведения о природе и животном мире. Константин Ушинский написал много о детях, всей красоте природы, о животных, птицах и насекомых. «Ученый медведь», «Четыре желания », «Проказы старухи зимы », «Гусь и журавль».

Полноценное развитие

В возрасте 6 – 7 лет ребенок считается дошкольником и многие книги можно отнести к старшей дошкольной литературе. Сегодня методики педагогической подготовки разнообразны у различных авторов. Но все они должны формировать интерес дошкольника к чтению. Родитель или взрослый человек, занимающийся с детьми, должен проводить дискуссии, подталкивающие к самостоятельным рассуждениям, высказываниям своего мнения. Обязательно моделируйте ситуации – сочинить рассказ или сказку, нарисовать понравившихся персонажей, слепить из пластилина.

Лучше выбирать развивающие книжные издания с яркими иллюстрациями и крупными буквами. В этом возрасте имеет более важную роль эмоциональная окраска героев произведения. Она раскрывается в предметах одежды, прически, настроении и поведении, во всевозможных деталях сюжета.

Перед прочтением покажите ребенку картинку. Попытайтесь составить описание, понять о чем идет речь. Это поможет для развития творческого мышления. Если дошкольник умеет читать, можно попробовать выразительное чтение, ролевое. После прочтения дайте возможность пересказать. Разучивайте стихи с детьми.

Существуют некоторые утверждения психологов, что детские истории должны положительно заканчиваться. Это дарит надежность окружающего мира. А сомнения и страхи вызывает грустное, несчастное окончание. Нежелательный конец всегда можно исправить.

Развитие интереса и любви к чтению

Прививать любовь к искусству стоит с самых младших лет жизни. С рождения чада мама напевает колыбельные, с ростом и развитием малыша – начинает читать вслух сказки на ночь. У ребенка формируется привычка, необходимость в познании новых увлекательных сюжетов.

Несколько интересных способов воспитания любви к литературе:

  1. Предложить книжку, исходя из заинтересованности.
  2. Обязательно положить журналы, каталоги или газеты на самых видных местах в доме.
  3. Читать самим. Воспитывайте в себе привычки, детям приемлемо повторять за взрослыми.
  4. Уделить внимание играм, требующим процесса чтения.
  5. Попросить старшего ребенка прочесть младшим.
  6. Наличие специально отведенного места в доме для хранения литературы.
  7. Подпитывать детский интерес.

Не принесет никакой пользы, а даже оттолкнет награда в виде сладостей или позволения просмотра телевизора, простой похвалы или подарка новой книги будет достаточно. Не оценивайте критично качество.

Что поставить в домашнюю библиотеку

Интересные:

  1. «Тараканище » К. Чуковский, «Есть такие Мальчики» А. Барто;
  2. Народные сказания и былины;
  3. «Незнайка на луне » Н. Носов, «Храбрая собака» К. Ушинский;
  4. С. Маршака «Вот какой рассеянный », А. Волков «Тайна заброшенного замка ».

Современный топ:

  1. «Легкий хлеб» К. Сергиенко;
  2. «Пик, Пак, Пок » А. Лаптев;
  3. «Саша и Маша » Анни М. Г. Шмидт;
  4. «Муравей Ферда » С. Ондржей
  5. «Квак и Жаб круглый год » Л. Арнольд.

Классика:

  1. «Три медведя » Л. Толстой;
  2. Детские рассказы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого;
  3. «Аленький цветочек » С. Аксаков;
  4. «Совесть» А. Гайдар;
  5. «Сказка о золотом петушке » А. Пушкин.

Формирование речи:

  1. Сказания всех народов мира;
  2. Стихи Д. Хармса;
  3. «Кот Васька» А. Толстой;
  4. «Заколдованная буква » В. Драгунский;
  5. «Серебряное копытце » П. Бажов.

Популярные:

  1. «Секреты пластилина » О. Рони;
  2. «Ромашки в январе » М. Пляцковский;
  3. «Очень голодная гусеница » Э. Карл;
  4. «Сипсик» Э. Рауд;
  5. «Жили — были ежики » А. Усачев.

Подарите возможность полюбить книги. Проговаривайте о нее ценностях. Будьте примером – читайте сами. Если ребенок будет вас видеть за чтением, он сам постарается, как можно больше проводить времени в мире увлекательных произведений. Технологии не стоят на месте, а на прилавках огромный выбор, но покупка не сравнится с прогулкой в библиотеку. А для будущих школьников библиотека — один из первых помощников в успешной учебе и будущих начинаниях.

На этой ноте позвольте с вами попрощаться. Подписывайтесь на обновления блога, оставляйте комментарии к статье. Может Вы подскажите нам еще интересные произведения для детей этого возраста, буду благодарна.