Своеобразный режим дня имеется практически у всех живых организмов. Он вырабатывался у них на протяжении миллионов лет для того, чтобы существа имели максимальные шансы на выживание. Чтобы человек имел возможность сохранить своё здоровье максимально долго, ему также следует обращать внимание на распорядок дня. Все люди должны включать в свой режим дня следующие пункты:

1) время на сон;

2) время на прогулки/активный отдых;

3) время на приём пищи.

Естественно, что данные пункты не могут быть единственными в распорядке дня человека, однако на них стоит обратить особое внимание.

Каждый человек ежедневно должен спать. В том случае, если ночью не удаётся побывать в царстве Морфея, ни о каком полноценном отдыхе не может быть и речи. Ко всему прочему, у человека появляются гормональные сдвиги, ведь многие активные

вещества, принимающие самое непосредственное участие в обмене веществ, вырабатываются именно во время ночного сна. На сегодняшний день уже существуют результаты достаточно компетентных исследований, которые позволили выявить наиболее ценные для сна часы. Оказалось, что правильнее всего отдыхают так называемые жаворонки, то есть люди, рано ложащиеся спать и рано просыпающиеся. Учитывая реалии современного мира, наиболее рациональным временем для сна станет период с 22:00 до 05:00 - 06:00. Естественно, что ложиться спать и просыпаться человек ежедневно должен в одно и то же время. Это позволит настроить биологические часы, что очень полезно для организма в целом.

Прогулки и активный отдых

Идеальный режим дня должен включать в себя хотя бы несколько часов, отведённых на активный отдых. Подобный распорядок окажется наиболее актуальным для тех, чья работа не предполагает больших затрат физических сил. Прогулки способны оказать

максимальный эффект в том случае, если скорость передвижения человека составляет 60 - 120 шагов в минуту. Такой темп позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему. Очень хорошим вариантом практически для каждого человека является посещение бассейна. Водные процедуры оказывают превосходный эффект на человеческий организм. Благодаря им уменьшается выраженность многих заболеваний, связанных с костями, и повышается тонус мускулатуры. Различные подвижные игры также благоприятно сказываются на здоровье человека. Лучше, если время для прогулок и активного отдыха будет отведено человеком во второй половине дня, а не вечером, так как это может негативно повлиять на качество сна.

Приём пищи

Один из наиболее важных факторов здоровья - это рациональное питание. Правильный режим дня взрослого человека подразумевает 5-кратный приём пищи в сутки. При этом завтрак следует принимать в период с 06:00 до 07:00. По своему объёму данный приём пищи должен быть относительно большим, так как именно он поможет

зарядить человека энергией на весь рабочий день. В 11:00-12:00 рекомендуется сделать себе небольшой перекус - полдник. Он может состоять из стакана сока и нескольких печений. Идеальный режим дня должен предполагать наличие полноценного обеда с 13:00 до 14:00. В 16:00 - 17:00 следует устроить себе ещё один небольшой перекус. Режим дня не должен предполагать приём пищи на ночь, так что ужин должен состояться не позднее 19:00. По объёму его следует делать несколько меньшим, нежели завтрак и обед.

У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Примерно в одни и те же часы человек работает, отдыхает, принимает пищу. Организм привыкает к этому распорядку, и в результате дела требуют меньше усилий, затрачиваемые в процессе трудовой деятельности силы быстро и полностью восстанавливаются.

У большинства людей в течение суток отмечаются волнообразные изменения работоспособности с двумя пиками ее повышения - с 8 до 13 часов и с 16 до 19 часов. В режиме дня должно быть определенное время для работы, отдыха, занятий.

Желательно завтракать с 6 до 8 утра.

Известно, что время с 6 до 10 утра характеризуется хорошим запоминанием. Если вам необходимо запомнить определенную информацию – лучше учить сутра. С 5 до 7 активизируется механическая память. Логическое запоминание активно с 7 до 8 утра, а ассоциативная память лучше работает с 8 до 10 утра. С десяти утра активируются функции работоспособности. Начинается наиболее благоприятный период времени для развертывания вашей основной деятельности, который длится до 6 часов вечера.

С 11 до 13 часов необходимо сделать перерыв на обед. Вы должны есть неспешно, с удовольствием, даже если это простая пища. Попробуйте во время еды думать о еде, осознавая ее вкус и аромат, не отвлекаясь на посторонние мысли. Обеденную трапезу следует начинать с небольшого количества напитка. Это может быть свежий сок из овощей, настой из трав или просто чистая вода. Затем нужно приступить к сырым овощам. После обеда можно выпить немного жидкости, но потом в течение часа лучше не пить. Жарким летом вообще нельзя запивать пищу. Можно съесть немного сочных фруктов и этого будет достаточно. Если вам предстоит напряженная умственная деятельность, то после обеда можно также полакомиться небольшим количеством сладенького десерта.

До 6 вечера вы трудитесь, а после 6 физическая и умственная активность снижается. В это время деятельность должна быть направлена на умиротворение, успокоение.

В 7 вечера желательно принять теплый душ – это вас расслабит и подготовит ко сну.

С 18 до 22 часов вы можете постепенно сворачивать свою деятельность и готовиться ко сну. Если в этот период времени смотреть телевизор, выяснять отношения или заниматься умственной деятельностью – вам обеспечены плохие сны, бессонница и разбитое настроение утром. Вечером желательно проанализировать прошедший день.

Режим сна так же очень важен. С 10 до 12 часов происходит фаза глубокого сна и идет восстановление внутренних сил организма. С 12 до 2 часов ночи мозг уже начинает работу, и мы видим сны. Как уже говорилось, сны напрямую зависят от ваших внутренних переживаний в период бодрствования и от вашего питания. C 2 до 4 утра наблюдается наибольшее расслабление организма.

6.00 - лучшее время проснуться и встать с постели, принять душ. Начинают выделяться гормоны, ускоряется обмен веществ, накапливается энергия.

В 7.00 стрелки внутренних часов показывают, что пришло время завтрака. Причем сладости не добавят лишних килограммов. Утренние углеводы полностью перерабатываются в энергию.

В 8.00 вырабатывается максимальное количество гормонов. Повышается порог болевой чувствительности. Поэтому происходит обострение различных недугов.

9.00 - пик активности кратковременной памяти. Бросайте все и садитесь за учебники.

10.00 - ускоряется циркуляция крови по организму, и мозг лучше снабжается кровью, и легче всего запоминается все услышанное и увиденное, поэтому с 10 до 12 время творить.

С 11.00 начинается стрессоустойчивый период. Самое время для улаживания конфликтов.

В 12.00 пора передохнуть. Повышается кислотность желудка, а следом и чувство голода. Снижается умственная деятельность, ведь кровь приливает к желудку.

13.00 - время обеда, образуется больше всего желудочного сока.

В 14.00 мозг отдохнул и готов для долгосрочного запоминания. Притупляется чувство боли, поэтому наметьте на это время посещение стоматолога.

С 15.00 ускоряется кровообращение, поднимается артериальное давление. Возрастает трудоспособность.

В 16.00 открывается второе дыхание. Работайте, учитесь, занимайтесь спортом.

В 17.00 обостряются чувства. Можно выступать перед начальством с новым проектом.

В 18.00 активизируется работа печени и поджелудочной железы. Печень наиболее эффективно утилизирует алкоголь, можно выпить с друзьями.

19.00 - падает давление крови и пульс. Поэтому в это время желательно отказаться от препаратов, снижающих давление.

20.00 - снижается температура тела и артериальное давление, замедляется обмен веществ, лучше усваиваются лекарства.

21.00 - организм готовится ко сну. Не перегружайте желудок.

22.00 - пора в кровать. Если же вы решили развлечься с друзьями на дискотеке, то избегайте употребления алкоголя. Лишний коктейль обернется утренней головной болью.

23.00 - худшего времени для умственной работы не найти.

24.00 - если вам все еще не спится, то пора творить. Садитесь и пишите стихи. Кстати, в это время особенно активны гормоны, регулирующие родовые схватки. Минимум работоспособности и качества труда (наибольшее число ошибок) отмечается в 2-4 часа ночи. Особенно опасны ошибки работников, от четкости действий которых зависит безопасность людей. Если человек не соблюдает режима отдыха, то при работе в ночное время или в разные смены может наступить расстройство сна, функций пищеварения, сердечной деятельности. Особенно часто это случается в начале ночных работ. Затем постепенно в течение 1-3 месяцев происходит адаптация организма.

Конечно же, это обобщенная схема, но она позволяет понять какие функции организма включаются в то или иное время, какие гормоны активны, а какие нет. Попытайтесь спланировать свой день приближенно к этим инструкциям и вы почувствуете улучшение общего состояния, результатов работы и учебы и прочее.

Человеческий организм - это своего рода механизм, у которого есть рекомендованные нормы времени работы и отдыха. Отдельным пунктом общего распорядка дня является время максимальной активности различных органов, в соответствии с которым можно планировать прием лекарственных препаратов, фитотерапии, процедур физиолечения и занятий спортом.

  • печень - с 1 до 3 часов ночи;
  • легкие - с 3 до 5 часов утра;
  • толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
  • желудок - с 7 до 9 часов утра;
  • селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
  • сердце - с 11 до 13 часов дня;
  • тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
  • мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
  • почки - с 17 до 19 часов вечера;
  • органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
  • органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
  • желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи.

Вы можете прочесть и забыть об этой информации. А можете попробовать что-то изменить в своей жизни, воспользовавшись этими рекомендациями. И тогда вы поймете, что истинное знание вечно и применимо во все времена. Человечеству не стоит так рьяно отвергать опыт своих предков, стремясь к новым открытиям. Нам следует с благодарностью принять древние, проверенные веками знания, открывающие путь к здоровью и красоте.

Каждый человек, и особенно худеющий, хоть раз в жизни пытался взять под контроль собственное время. Управлять им - настоящее искусство, которому посвящено огромное количество научных изысканий. Их результатами стали тайм-менеджмент, матрица Эйзенхауэра, хронометраж, были разработаны идеи хронофагов, прокрастинации, цейтнота. И в погоне за здоровым образом жизни, современные люди пытаются всё это освоить. На самом деле всё гораздо проще, и для составления расписания дня не обязательно уметь оперировать этими понятиями.

Выясняем, каким должен быть режим для похудения, что он в себя включает, есть ли от него польза и возможно ли организовать его самостоятельно, без привлечения специалистов и всех этих заумных терминов.

Что такое режим

В общем смысле слова режим означает распорядок действий, подробно расписанный на определённый срок. Его можно составить на день, на неделю, на месяц и даже на год.

Если человек планирует похудеть, в первую очередь ему придётся приводить в порядок свою жизнь. Это значит, что сон, питание, тренировки, работа и отдых должны соответствовать чёткому графику, составленному буквально по часам.

Режим составляется в соответствии с:

  • биологическим ритмом человека;
  • выбранной диетой (в , например, нет завтрака, а в - ужина);
  • пищевыми привычками (если человек с детства ест 3 раза в день, вряд ли есть смысл нарушать эту традицию переходом на дробное питание);
  • графиком работы (учитываются смены, перерывы на обед, количество рабочих часов в день);
  • индивидуальным планом тренировок;
  • увлечениями, хобби.

Для всех этих моментов должно быть отведено конкретное время, причём режим для худеющих будет отличаться от расписания дня обычного человека. Он составляется с учётом правил, прописанных диетологами, фитнес-тренерами и эндокринологами. Ведь его задача - заставить организм работать так, чтобы от лишнего веса не осталось и следа. Но как такое возможно?

Ликбез. Для составления правильного режима вам всё же предстоит познакомиться с собственными хронофагами, чтобы избавиться от них раз и навсегда. Это «пожиратели времени», которые мешают вам всё успевать. У каждого человека они свои. Это могут быть хронические заболевания, беспорядок в комнате или на рабочем месте, неумение говорить «нет», соцсети, ненужные разговоры по телефону, изжившие себя отношения и многое другое.

Зачем он нужен

Многие не понимают, как режим дня способствует похудению. Разве от почасового расписания дел будут расщепляться жиры? На самом деле польза правильного графика питания и сна, работы и отдыха уже давно научно доказана. Он устраняет главные причины лишнего веса - вот и весь секрет.

Вы не можете похудеть, потому что…

… переедаете

Опять вчера на ночь опустошили холодильник? Задумайтесь, почему организм просит есть перед сном. Возможно, потому что ему не хватило ресурсов днём? Кофе на завтрак, фастфуд в обед, неполезный ужин в закусочной, тортики или пирожные на перекус - с таким питанием неудивительно, что к вечеру пробуждается аппетит. А ведь его легко обуздать, расписав калорийность каждого приёма пищи и определив для него конкретное время.

Организм - умная и упорядоченная система. При хаотичном питании он не знает, когда ему закинут топливо в следующий раз. Вполне логично, что он начинает запасаться ресурсами на чёрный день. И если в определённый момент будет пропущен приём пищи, у него всегда найдётся, что расходовать. Так образуется висцеральный жир - виновник расплывшейся талии, отвисших боков, целлюлитных бёдер и пивного живота.

С режимом питания по часам организм знает, что в определённый момент времени он получит необходимые ресурсы, которые смело можно тратить на энергию, а не откладывать их про запас. К тому же это позволяет контролировать аппетит и следить за соблюдением суточной калорийности.

Ну, а чётко составленное меню не позволит съесть больше положенного. Написано в графике «200 г творога на завтрак» - придётся отвешивать именно такую порцию, и это однозначно сработает на похудение.

Более подробно о том, как справиться с непреодолимым обжорством и чем оно грозит, мы .

… ведёте сидячий образ жизни

Есть люди, которые вынужденно страдают от гиподинамизма. В основном, это офисные работники и водители. Они и рады бы поразмяться, позаниматься спортом, но ввиду плотного рабочего графика и условий труда не могут этого сделать. Другие осознанно просиживают сутки напролёт перед телевизором или компьютером за любимыми играми и телесериалами, не желая пойти на прогулку и уж тем более - сходить в тренажёрный зал.

С составлением графика и соблюдением режима дня обе ситуации в корне изменятся. Офисным работникам придётся вставать пораньше и худеть с помощью утренних пробежек и зарядки. А в конце каждого часа на работе они будут знать, что на 5 минут нужно отложить все дела и пройтись по коридору или выйти подышать свежим воздухом.

Любители сериалов и компьютерных игр найдут в программе телепередач перерыв: на 2 часа днём, чтобы основательно позаниматься спортом, и полчаса вечером на пешую прогулку. Время и задачи приведены для примера.

На первый взгляд может показаться, что крошечные 5 минут ежечасно или незначительные полчаса вечером не сыграют особой роли для похудения. И, скорее всего, в конце первой недели вы не заметите видимых результатов. Но посчитайте: в месяц офисный работник наберёт из этих пятиминуток (при 8-мичасовом рабочем дне и 5-дневной рабочей неделе) целых 11 часов 40 минут двигательной активности, а любитель сериалов пройдёт 94 500 шагов (если исходить из расчёта, что в среднем человек за 1 минуту делает 105 шагов в умеренном темпе).

Итог - похудение!

… у вас замедленный метаболизм

Самая нелепая отговорка всех, кто страдает от лишнего веса: «На диете сижу, упражнения выполняю, а не худею! Ничего тут не поделаешь: обмен веществ у меня медленный!». И это ошибочное отношение к проблеме, потому что метаболизм можно разогнать практически в любом возрасте. И поможет в этом правильно организованный режим дня.

Для устранения данной проблемы нужна не диета, а , предполагающая чёткое распределение:

  • приёмов пищи по часам;
  • ЖБУ и калорийности для каждого приёма пищи.

Занятия спортом тоже должны проводиться по особому плану, если причина лишнего веса в медленном обмене веществ. Он предполагает чёткое чередование силовых и кардионагрузок, а также в дополнение - плавание, велопрогулки, прыжки на скакалке, хулахуп, подъёмы по лестнице и т. д.

Но самое главное для тех, кому требуется разгон метаболизма, - это питьевой режим. Нужно не только употреблять большой объём чистой негазированной воды, но ещё и правильно распределить его в течение дня.

Найти ответ на вопрос, как ускорить метаболизм, поможет .

А ещё… правильный распорядок дня улучшает функционирование организма, обеспечивает более эффективную работу органов, оказывает благоприятное влияние на нервную систему и нормализует сон.

Основные правила

Биологические ритмы

Биологические ритмы зависят от индивидуальных особенностей человека (жаворонок вы или сова) и солнечной активности. Для составления расписания используйте следующую таблицу. Она демонстрирует, как работает организм в те или иные часы.

Этап подготовки

Не думайте, что сегодня вы скачали готовый режим для похудения, а с завтрашнего дня с точностью до минуты стали жить по нему. Чтобы добиться результата, в течение недели придётся шпионить за самим собой. Следуйте рекомендациям специалистов:

  1. Изучите информацию по составлению правильного режима дня.
  2. Запишите на листке бумаги все действия, из которых состоял ваш обычный день раньше.
  3. Вычеркните всё то, что мешает похудению (походы по фастфуд-заведениям, вечерние посиделки у телевизора и т. д.).
  4. Впишите то, что вы планируете использовать для снижения веса (5-разовое питание, занятия спортом, пешие прогулки).
  5. В течение недели напротив каждого запланированного действия пишите время, которое вы на него затратили.
  6. В конце недели высчитайте среднее арифметическое, сколько минут (часов) уходит на то или иное мероприятие.
  7. Вычеркните то, на что в течение недели вы не смогли выкроить время, даже если изначально планировали это сделать.

Только после этого вы можете расписать режим по часам и начать претворять его в жизнь. Не забудьте составить его в нескольких экземплярах: для будней, праздников и выходных.

Режим дня должен быть зафиксирован на бумаге или электронном носителе.

Постоянно сверяйте с ним каждое своё действие. Вечером анализируйте, на сколько процентов выполнили план, что не получилось и почему. В соответствии с этим корректируйте его.

Постарайтесь постепенно приучать к своему расписанию домашних. Вы должны жить с ними в одном режиме. Если муж сидит у телевизора допоздна, жене вряд ли удастся организовать полноценный сон, без которого похудение невозможно.

Если чувствуете, что какой-то пункт намеченного плана даётся с трудом, смело вычёркивайте, но возьмите на заметку. Возможно, через пару месяцев вы будете готовы включить его в расписание.

Не забывайте про удовольствия. Без них ваша мотивация сойдёт на нет уже к концу недели. Работа должна чередоваться с отдыхом. На сон должно уходить не менее 7-8 часов, причём нужно постараться лечь до полуночи.

В утешение всем худеющим: будет невероятно сложно перестроиться в первые 3 недели. Однако, как утверждают учёные, на 21 день у человека вырабатывается привычка, и многие действия вы начнёте делать практически на автомате.

Питание

Чтобы составить режим правильного питания, примите во внимание следующие советы:

  1. Диету оставьте на крайний случай. Начните с практики правильного питания. Помните: голод заставит организм откладывать жиры про запас.
  2. Питание должно быть дробным - не менее 5 раз. Однако, если вы с детства привыкли есть трижды в день, не меняйте график.
  3. Не переедайте. В меню указываются размеры порций, которых вы должны придерживаться.
  4. Не пропускайте ни одного приёма пищи, прописанного в графике.
  5. Отставание во времени от пунктов плана должно составлять не более получаса.
  6. Высчитайте суточную калорийность, необходимую для похудения (формулы с примерами, рекомендации смотрите ). Изучите вопрос соотношения БЖУ. Учтите всё это при составлении меню.
  7. Откажитесь от вредных продуктов. Сладости - в первой половине дня, белки - во второй.

Не забудьте составить отдельные режимы питания для выходных, праздников, на время отпуска и для работы. Особое внимание уделите второму. Для того, чтобы не нарушить диету и не сорваться, подробно изучите меню столовой или кафе, где придётся питаться. Если оно предлагает низкокалорийные и полезные блюда, проблема решена. Если вы не уверены в качестве доступного общепита, приготовьтесь брать еду с собой.

Примерный режим приёмов пищи

Режим питания для похудения мужчин и женщин незначительно, но всё-таки отличается. Это касается и суточной калорийности, и набора жиров и белков. Приводим примерное меню на неделю для тех и для других. Особенности:

  • размер 1 порции в основной приём пищи для женщин = 200 г, для мужчин = 250 г;
  • на ланч и полдник - 1 фрукт или 1 стакан напитка;
  • суточная калорийность для женщин = 1 500 ккал (для похудения можно снизить до 1 200), для мужчин = 1 800;
  • перед сном можно выпить стакан 1,5% кефира или съесть 1 зелёное яблоко.

Таблица для женщин

Таблица для мужчин

Режим питания при тренировках в тренажёрном зале корректируется соответствующим образом: добавляется больше белковых продуктов + убирается полдник и вместо него за полчаса до занятий и столько же времени спустя пьётся или употребляется .

Питьевой режим

Чтобы похудеть, нужно правильно организовать режим питья воды, который нормализует метаболизм. Здесь также действует несколько правил:

  1. Чтобы избежать обезвоживания, откажитесь от кофе, курения и алкоголя.
  2. Вода должна быть слегка охлаждённой.
  3. Белковые системы питания требуют большего объёма воды.
  4. Воду нужно пить за час и спустя такое же время после приёмов пищи.
  5. Начинать день нужно со стакана воды.
  6. Суточная норма - 2-2,5 л.

Примерное почасовое расписание:

Тренировки

Огромная ошибка многих худеющих в том, что они, стремясь сжечь как можно больше калорий и изнуряют себя ежедневными тренировками. Результат - крепатура, перетренированность, истощение на фоне низкой калорийности, упадок сил. Соответственно, уже через неделю ни о каких занятиях спортом и речи быть не может. Опытные люди знают, что после стрессовой нагрузки мышцам нужно дать восстановиться. Поэтому фитнес-тренеры рекомендуют заниматься только 3 раза в неделю, причём в режиме сутки через сутки (+ 2 полноценных выходных дня в конце недели).

Время тренировки - от 40 минут до 1 часа. Если вы новичок, можете начинать с 15-20 минут, постепенно увеличивая нагрузку. Дольше часа заниматься не стоит: вы ведь худеете, а не набираете мышечную массу.

Составляя режим тренировок, учтите, что для похудения нужно уметь правильно совмещать силовые и кардионагрузки: начинать с первых, а вторыми заканчивать (подробно этот момент мы так же ). Тогда процесс жиросжигания будет протекать интенсивнее.

Режим дня крайне важен в процессе похудения, позволяет попутно поправить здоровье и упорядочить собственную жизнь. Если же вы будете голодать и проводить в тренажёрном зале по несколько часов ежедневно, вы лишь навредите организму.


Современные люди, в особенности жители больших городов, сегодня ощущают катастрофическую нехватку времени. Мы постоянно спешим куда-то, бежим на работу или домой, забывая о собственном здоровье, теряя сон и физическую форму. На самом деле, все это вовсе не обязательно. Ведь, составив для себя распорядок дня для здорового образа жизни, можно научиться всегда все делать вовремя и везде успевать. Но как же это сделать, как верно распределить свое драгоценное время, которого никогда не хватает? Ничего особо сложного тут нет, главное разобраться с основными принципами, о которых мы поговорим в нашей нынешней статье.

Наше здоровье напрямую зависит от режима и распорядка дня. Эта простая истина пришла в голову еще нашим далеким предкам. К примеру, в Древней Греции уже начали формироваться основы и правила верного образа жизни. Со временем, при постоянном развитии медицины, пополнением человеческого багажа знаний в этой сфере, понятие это росло и эволюционировало. Однако только к началу двадцатого века стало совершенно понятно, что режим действительно неразрывно связан с состоянием человека.

Соответствующее поведение и правильный распорядок дня для здорового образа жизни помогает кардинально снизить риск некоторых заболеваний или вовсе свести его к нулю. При этом само понятие здоровье становится намного шире, чем банальное существование без болезней. Ведь в него входит активное, здоровое и продуктивное поведение на протяжении всего земного пути.

Правила здоровой жизни

По вышеописанным причинам в приоритете современных ученых сегодня находятся исследования факторов, что позволяют предотвращать заболевания, при этом значительно повышая продолжительность, а также качество жизни. Правильный распорядок для ЗОЖ подразумевает верное распределение и чередование периодов активности и отдыха с целью улучшения качества жизни и увеличения производительности, продуктивности.

Вредные привычки - это зло

Совсем недавно считалось, что вредным может быть только злоупотребление алкоголем и курение. Сегодня это понятие стало гораздо шире. Если сигареты и спиртные напитки наносят тотальный вред организму, то такие привычки, как потребление фастфуда, сладостей, «действуют» исподтишка. Они постепенно разрушают наше тело, заставляя нас все больше времени проводить за поеданием любимых конфеток перед экраном телевизора. Это все придется искоренить, чтобы стать снова бодрым, активным и здоровым.

Важность гигиены в жизни

Всю человеческую историю правила гигиены тоже менялись. Раньше было вполне нормальным носить одежду, наполненную кровососущими насекомыми, разносящими море болезней. Однако сегодня принято мыть руки после любых манипуляций с уборной или после выхода на улицу, чистить зубы дважды в день и принимать душ ежедневно. Все это имеет смысл, а доказательством пользы могут служить те сотни и тысячи заболеваний, от которых человечество избавилось окончательно и бесповоротно.


Важно, какие внешние принципы человека соблюдает, но здоровым ему нужно быть также изнутри. Некоторые продукты питания могут вызывать разные малоприятные симптомы, которые в будущем перерастают в серьезные болезни. Сегодня рекомендуется соблюдать . Так организм будет получать все необходимые вещества, микро и макроэлементы, витамины и минералы, что требуются для правильного функционирования всех систем.

Эмоциональный покой и душевное равновесие

Ранее медицина сомневалась, что существует связь между психоэмоциональным состоянием и физическим здоровьем. Сегодня это уже является доказанным фактом. Недаром есть народная поговорка о том, что все болезни от нервов. Потому многие заинтересовались восточными духовными практиками, медитацией и расслаблением, чтобы привести в состояние гармонии свою душу и тело.

Правильная физическая активность

Научно-технический прогресс привел к тому, что человеку все меньше приходится двигаться, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Ведь уже не придется много часов подряд преследовать мамонта, а потом тащить его тушу обратно в пещеру. Потому человечество сегодня одолевает , а также гиподинамия, вызванные сидячим образом жизни. Чтобы оставаться в хорошей форме придется потрудиться. Умеренные, продуманные и грамотные спортивные тренировки станут для этого лучшим решением. Отсутствие нагрузок приводит к тому, что тело быстро выходит из строя, утратив способность бороться с внешними раздражителями.

Распорядок и режим: как в армии

Для правильного регулирования протекающих в нашем организме процессов очень важно соблюдать верный распорядок дня. Чередование активности и отдыха должно соответствовать жизненному циклу. Все это так или иначе отражается на здоровье индивидуума. Тело привыкают к режиму и распорядку.

При этом трудно забыть поужинать или объедаться весь день, ведь уже через двадцать суток привычка «укореняется» в нашем сознании. Специалисты-медики говорят, что все эти подпункты оказывают воздействие на человека, способствуют продлению жизни без недугов.

Когда и как нужно спать: учитываем биоритмы человека


Правильно организованный режим сна, труда и отдыха напрямую связаны с таким явлением как биоритмы человека. Считается, что совершенно все живые существа нашей планеты им подвержены. По сути, биологические ритмы человека - это периодическая динамика степени напряженности разных биологических процессов. При этом они могут влиять не только на физические показатели, но также на эмоциональное состояние. Изучает это явление наука под названием хронобиология.

  • Первым фактором влияния является солнце, ведь мы с вами дневные животные. Потому биоритмы могут значительно меняться в течение суток, а также всего года.
  • Луна тоже непосредственно влияет на человека.
  • Существование биоритмов можно проиллюстрировать наличием внутренних биологических часов. Именно благодаря им мы знаем, когда пора укладываться спать, а когда просыпаться для новых свершений.

При этом регуляция режима бодрствования и сна заложена в нашем теле еще на клеточном, молекулярном уровне. Однако многие сегодня сбивают свои внутренние часы, принудительно ломая хрупкие механизмы, тем самым приводя свое тело к более быстрому износу или непредвиденным сбоям в его системах.

Сон для человека является очень важным типом активности. Благодаря ему мы может восстановить силы, энергию, которую затратили до этого. При этом тело отдыхает, не забывая обновлять отмершие клетки, к примеру, происходит обновление кровяных телец, меняется температурный режим. Мозг во сне вовсе не отключается, как считали раньше, а наоборот, некоторые его участки работают еще более усилено. Он обрабатывает информацию, полученную за день, а также производит отладку всех внутренних систем. Потому очень важно спать в ночное время, при этом давая своему телу не менее семи-восьми часов отдыха.

Когда и как принимать пищу


Многих интересует, какова роль режима в обеспечении ЗОЖ, в частности, относительно распорядка приемов пищи. Не так давно считалось, что оптимальным является трехразовое питание. Однако сегодня ученые склоняются к тому, что лучшим вариантом станет до 6-8 раз за сутки. Для правильного функционирования тело должно получать витамины, белки, жиры, углеводы, минералы в необходимом количестве. Их недостаток, как и переизбыток, может привести к сбоям и нарушениям работы.

Верно подобранные промежутки между приемами еды позволяют ей правильно переработаться и усвоиться. Если пренебрегать режимом, к примеру, питаться от случая к случаю или наоборот целый день что-то жевать, то можно довести себя до серьезных заболеваний, от ожирения до язвы желудка. Потому стоит четко установить для себя часы потребления пищи, которые могут варьироваться в зависимости от дневной активности (работы, занятий спортом, отдыха), это поможет избежать переедания. Учтите, что есть лучше в спокойной обстановке, а не в спешке, выделяя на это достаточно времени.

Физическая активность: время на саморазвитие, работу и отдых в течение дня

Очень важно понимать, насколько важен этот пункт нашего списка. Преимущества активного, подвижного образа жизни трудно переоценить. Правильные, вовремя примененные физические нагрузки вызывают ощущение бодрости, активируют положительные эмоции, состояние комфорта и благополучия, при выработке гормона адреналина.

При этом во время выполнения упражнений человек может натренировать целый ряд положительных личных качеств. Самыми яркими примерами можно назвать силу, выносливость, трудоспособность, волю, ощущения единения с другими представителями своего вида, дисциплинированность. Очень важно при составлении режима дня уделить верное время для тренировок, а также отвести под него достаточно свободных минут или часов.

Спортивные минутки и утренняя гимнастика, тренировки в тренажерном зале и прогулки на свежем воздухе, туристические походы, все это может с лихвой компенсировать так называемое двигательное голодание, призванное научно-техническим прогрессом и его плодами. Нельзя забывать также о закаливание, что тоже относится к физической активности. Это поможет избавиться от многих проблем и болезней, укрепить иммунную систему.

Не стоит забывать также об обратной стороне медали - отдыхе, а также распределении времени для собственных нужд и целей. Чтобы правильно функционировать, человеку нужно саморазвиваться, постоянно чему-то учиться. Потому стоит учесть факторы работы и отдыха, сообразно их чередованию составлять свой идеальный распорядок. В идеале, наиболее плодотворным и продуктивными являются утренние часы, потому медитации стоит оставить на послеобеденное время.

ЗОЖ: оптимальный двигательный режим для разных групп


Физиологические особенности мужчин и женщин серьезно разнятся. Также они могут отличаться у молодых, зрелых и пожилых людей. Потому составляя собственный идеальный режим эти факторы нужно обязательно учитывать.

Примерный распорядок для мужчин

Если говорить о распорядке дня для сильного пола, то в первую очередь стоит говорить о физических нагрузках. Мужчинам их требуется больше, они должны носить более интенсивный характер. Не обойдется тут без силовых нагрузок, а также регулярной ходьбы и бега. Это поможет поддерживать свою , развивать силу и выносливость.

  • Здоровый молодой мужчина должен просыпаться приблизительно в шесть-семь утра. Это наиболее подходящее время для разминки.
  • С утра подразумевается также завтрак. Причем нужно помнить, что он должен составлять приблизительно 30-35% от калорийности и питательности всего рациона за день.
  • Хорошо подходит после завтрака прогулка не менее двадцати минут. Потому путь на работу укладывается в эту схему как нельзя лучше. Если идти не очень далеко, о лучше проделать его пешком. Как вариант можно отказаться от общественного транспорта или личного автомобиля, пересев на велосипед.
  • В свое расписание нужно обязательно вставлять качественные кардиотренировки. Они должны производиться не менее трех раз в неделю.
  • В идеале, здоровый молодой мужчина должен питаться 5-6 раз в день. Однако важно, чтобы основная массы еды была поглощена не позднее 16-17 часов дня.
  • Оптимальные сроки для сна составляют 22-23 часа. Позднее этого времени лучше не ложиться, чтобы не сбивать свои биоритмы.

Перед сном не советуют читать новости или смотреть телевизор, что может принести эмоциональную неуравновешенность. Лучше пойти подышать свежим воздухом или прогуляться. Секс ставить в расписание глупо, но есть рекомендации и по этому поводу. Лучше перенести его на утренние и дообеденные часы. В этот период тело лучше всего подготовлено к нему.

Оптимальный режим дня для женщин


Физиология женщины в корне отличается от мужской. Она больше ориентирована на оплодотворение, вынашивание, а затем и рождение потомства. Потому и распорядок дня для девушек несколько другой, чем для парней.

При планировании нужно обязательно учитывать ежемесячные естественные циклы женского организма. Они напрямую влияют на гормональный фон, а также тонус. Есть смысл при составлении собственного расписания делать скидку для разных периодов.

  • Для девушки, как и для мужчины важна правильная степень физических нагрузок. Оптимально выбирать больше кардио, а также тренировка растяжки, при минимальном количестве силовых упражнений. Хорошо подойдут разные медитативные и дыхательные практики, йога.
  • Вставать рано и ложиться тоже еще засветло - главный принцип, которым должна руководствоваться девушка. Подъем в идеале должен происходить в шесть, максимум, в семи часов.
  • Для женского организма необходимо от восьми до девяти часов полноценного сна.
  • Оптимально ставить в свое расписание три полноценных приема еды, а также не забывать от 2-3 перекусах.
  • Гимнастика или фитнес должны присутствовать в жизни женщины не менее трех раз в неделю. Время занятий 30-40 минут. При этом каждый день без исключений не помешает уделить 20 минут на разминку и растяжку.

Сну нужно уделять довольно много времени, однако с годами он должен не расти, а сокращаться. Так, если в сорок вы спали восемь часов, то уже к пятидесяти, это время можно сократить ровно на шестьдесят минут.

Режим дня и возраст

Маленькие дети очень быстро растут и развиваются, а метаболизм их буквально зашкаливают. Все системы организма работают, словно часы, а клетки обновляются с удивительной скоростью. Потому растущему организму требуется больше отдыха и сна, из-за чего приветствуется дневной сон для ребятишек.

При этом, как раз в это время формируются те самые привычки, которым мы, зачастую, следуют всю жизнь. Потому целесообразно приучить малыша просыпаться в семь, а укладываться не позже девяти вечера. Нельзя забывать также о прогулках и физической активности. Они обязательно должны быть в расписании.

Однако с возрастом эти процессы серьезно тормозятся. Потому в зрелом и пожилом возрасте нам нужно намного больше энергии и сил, чтобы беспрестанно вести непримиримую «войну» со старением. Правильный, хорошо продуманный режим дня должен учитывать эти особенности тела.

После сорока медицина советует уделить больше времени физическим упражнениям и отдыху. Потребность в пище в это время значительно понижается, потому порции тоже не помешает значительно сократить. Количество же приемов пищи лучше оставить таким же, как и ранее.

Как составить свой идеальный распорядок дня


Каждый должен правильно оценивать свои силы и возможности. На основании этого можно составить такой режим дня, который станет наиболее приемлемым для вас.

Верный режим - залог успеха и долгой жизни

6-7 часов: подъем и гигиена

Тут все довольно индивидуально, потому что это может зависеть от многих факторов. К примеру, кому-то на работу нужно выходить к восьми, а другим только в десять. Сообразно этому придется отрегулировать пробуждение.

  • Важно просыпаться с хорошим настроением, потому возьмите за привычку утром улыбаться самому себе.
  • Можно , чтобы запустить метаболизм и значительно его ускорить.
  • Зубы рекомендуется чистить до завтрака. Так бактерии, которые поселились и размножились за ночь не попадут внутрь организма.

7-7:30: утренняя гимнастика

Зарядка приводит все тело в тонус, дает заряд бодрости и энергии на весь рабочий день. Выполнять упражнения лучше ежедневно, но не перебарщивать с нагрузками.

8 часов: завтрак

Многие говорят сегодня, что завтракать вовсе необязательно и от этого приема пищи лучше вовсе лучше отказаться. Однако на самом деле, в особенности тем, кто работает есть по утрам можно и нужно. Завтрак должен быть достаточно плотным, содержать сложные углеводы и белки. Идеальным сочетанием может стать омлет или яичница с ломтиком хлеба и овощами.

С 9 до 10: на пике умственной активности

Профессиональные навыки и качества, а также интеллектуальные способности в это время проявляются у большинства людей лучше всего. Потому есть смысл плодотворно потрудиться в этот период, тем более, если работа связана с умственными усилиями.

12-14 часов: обед и отдых

В это время лучше всего остановиться и дать мозгу необходимую подпитку. Он уже истратил те энергетические запасы, которые остались от завтрака, потому начинает ощущать усталость. Так как до ужина теперь подразумеваются только легкие перекусы, то обед нужно сделать довольно сытным и плотным.

После приема пищи не помешает отдохнуть, но это вовсе не значит, что нужно улечься спать или посидеть часок-другой перед телевизором. Хорошо помогает в таких случаях прогулка по свежему воздуху. Если возможности такой нет, то можно просто слегка размяться.

14-16: рабочая рутина

В это время лучше не принимать важных решений и не заставлять себя проявлять умственные способности. Тело занимается перевариванием пищи и распределением энергетических запасов, потому все остальные процессы в нем тормозятся.

16-18: второе дыхание

Как раз к этому времени организм полностью освобождается и у вас появляется шанс еще раз плодотворно потрудиться. Мозг в это время проявляет второй пик активности. Чтобы максимально развить их, не помешает использовать специальные тренинги для него.

18-19: самое время для ужина

Плотной еды на вечер лучше избегать, иначе отложений избыточного жира вам никак не избежать. Оптимально составлять его из клетчатки и белков. К примеру, овощи с отварной рыбой будут как раз кстати.

19-21: оптимальное время для тренинга

Как мы уже говорили, забывать о спорте нельзя, если эти занятия в меру. Однако посмотрев расписание до этого момента можно убедиться, что в расписании есть только утренняя зарядка и легкая разминка после обеда. Когда же полноценно тренироваться? Вечером с семи часов как раз и наступает лучшее время для занятий физкультурой. Главное, не давать мощную нагрузку сразу после ужина, лучше выждать час или полтора.

21-22: гигиена и сон

У каждого человека имеются собственные ритуалы, связанные с вечерними ритуалами чистоты и красоты. Можно принять душа или ванну с минеральными солями и эфирными маслами. Все это по желанию. Не забывайте чистить зубы, чтобы меньше бактерий размножалось в ротовой полости во время сна.

Оптимальное время для засыпания наступает приблизительно к десяти часам вечера. Наше тело запускает восстановительные механизмы, чтобы «починить» неполадки, обнаруженные в течение дня. Обмен веществ в это время заметно замедляется, а организм готовится ко сну. При этом нужно знать, что даже во сне происходит оздоровление, укрепление всего тела.


Неподготовленному человеку, который не соблюдает режим дня с детства, бывает сложно привыкнуть к нему. Потому есть смысл прислушаться к рекомендациям, которые дают известные люди.

  • Знаменитый основатель таких интернет-компаний как Twitter и Blogger, молодой человек по имени Эван Уильямс советует всем делать перерыв от работы в середине дня. Он сам идет на тренировку в разгар работы, что помогает ему добиться более весомых результатов впоследствии. Он говорит, что у каждого есть индивидуальные особенности, потому составлять распорядок нужно сообразно им.
  • Тим Феррисс, написавший нашумевшую книгу «4-часовая рабочая неделя», считает, что распорядок дня каждого человека должен быть очень гибким и при потребности легко модифицироваться, меняться.
  • Уинстон Черчилль рекомендовал начинать свой рабочий день, еще находясь в постели. Там он завтракал, читал утренние газеты, там приступал к своим непосредственным обязанностям. Он вообще очень много времени уделял своему отдыху, при этом мозг его работал, словно часы.
  • Экс-президент Соединенных Штатов Барак Обама рекомендовал составлять свое расписание на день таким образом, чтобы начинать следующий трудовой день накануне. То есть, он советовал перед сном заняться делами, чтобы дать себе с утра небольшую фору.

Кроме всего, рекомендуется постараться следить за собственными привычками. Это не так просто, как могло бы показаться. Если вы не можете в деталях вспомнить несколько прошедших дней, значит с распорядком у вас точно какие-то нелады. Придется уделить этому моменту достаточно времени и усилий, чтобы качество жизни стало намного выше, а ее плодотворность, длительность достигли своего максимума.

Мобильные помощники

Если самостоятельно сложно следить за своим режимом, то на его страже станут многочисленные современные достижения науки и техники. Можно установить специальные приложения, вроде «Шагомера», «Калькулятора калорий» или «Фитнес-тренера» на свой мобильный телефон. Тогда устройство будет регулярно напоминать вам, что, когда и для чего вы должны сейчас сделать.

Такие программы помогут правильно организовать собственный план мероприятий на день, неделю или месяц. Это позволит намного проще привыкнуть к правильному распорядку. При помощи таких помощников можно составить рацион, подробное меню, ограничить потребление вредных продуктов, напомнить себе о своевременном потреблении воды и занятиях спортом.

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы - жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 - 21.00, а старшие - в 22.00, самое позднее - в 22.30.

Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.


Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики , которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30-28°, а через каждые 2-3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12-13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома . Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3-4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120-129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула - 34 см, для учащихся ростом 130-139 см - высота стола 62 см, стула - 38 см.
При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради - не менее 30-35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга , в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения - они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены - после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 - 3 1/2 часов, для старших - не менее 2 - 2 1/2 часов.
Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они долускают большую ошибку.
Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание , полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время - через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном . На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, кз которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10 1/2-11 часов, для 10-11 лет - 10 часов, для 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 9 - 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать , тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов , поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы - утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.