Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека . Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников , которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей , обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у самца. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы , которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица .

Это все скелетные мышцы . Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон , каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки . Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Люди которые впервые пробуют нарисовать руки человека сталкиваются с рядом трудностей. Как понять форму рук? Как усвоить закономерности в их строении? В этих вопросах помогает разобраться пластическая анатомия для художников. В данной статье я сделал ряд анатомических рисунков, набросков и схем, которые помогут начинающим художникам понять основы и обратить внимание на ключевые аспекты. Я постарался изложить этот материал максимально просто и по существу. Не исключаю, что где-то мог допустить небольшие неточности, но суть от этого не меняется.

1. Основные названия

Руки состоят из трех основных частей:

  • плечо;
  • предплечье;
  • кисть.

Предплечье состоит из двух костей:

  • локтевая кость (утолщение у локтя);
  • лучевая кость (утолщение у запястья).

Основные мышцы:

  • дельтовидная мышца (поднимает всю руку);
  • бицепс или двуглавая мышца плеча (сгибает руку в локте);
  • трицепс или трехглавая мышца плеча (разгибает руку в локте);
  • мышцы отвечающие за движение кисти, пальцев и вращение предплечья с кистью (пронацию-супинацию).


Две основные группы мышц предплечья:

  • со стороны наружного надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (а), в состав которой входят разгибатели кисти и пальцев;
  • со стороны внутреннего надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (б), в состав которой входят сгибатели кисти и пальцев;
  • эти две мышечные группы хорошо заметны и отчетливо разделены локтевой костью.


2. Анатомическое строение руки. Основные мышцы

Форма руки зависит от формы костей и мышц. Поэтому в процессе рисования человека нужно обращать внимание на анатомическое строение рук. Важно «видеть» какие мышцы где находятся. Для понимания пластической анатомии могут помочь следующие рисунки, на которых изображены скелет и мускулатура. На каждом таком рисунке я добавил схему, в которой выделил цветом ключевые, хорошо заметные мышцы. Эти мышцы ярко выражены, поэтому должны просматриваться в рисунке человека. Конечно, мускулатура женских рук будет более утонченной и миниатюрной, чем мужских. К тому же есть люди полные, а есть худощавые и «жилистые». Это значит, что и мышцы у них будут тоже разные. Но обозначенные в рисунках основные мускулы будут просматриваться в той или иной степени у каждого человека.






3. Пронация и супинация

Если остановиться и обратить внимание на то, как движется кисть руки, то можно заметить, что она способна вращаться. Т. е. мы можем повернуть руки ладонями кверху, а можем повернуть ладонями книзу. Если кверху — то это положение руки называется супинацией. А если книзу — то пронацией. При этом лучевая кость предплечья перемещается вокруг локтевой кости. Для наглядности я сделал условно-схематичный рисунок, показывающий как это происходит.


4. Самая широкая и самая узкая часть предплечья

В процессе рисования нужно постоянно сравнивать размеры. Это помогает правильно передавать пропорции. Рисунок руки — не исключение. Если говорить о предплечье — то в самой широкой его части сосредоточены брюшки мышц, а в самой узкой — сухожилия (хотя и некоторые мышцы там тоже есть). Зная эту особенность, рисовать руки человека будет проще.


5. Плечо и предплечье расположены под углом относительно друг друга

Когда человек держит руку прямой, то рука абсолютно прямой все равно не будет. Это объясняется тем, что плечо и предплечье расположены под углом друг ко другу.


6. Соединение плеча и предплечья похоже на соединение звеньев цепи

Пример с цепью очень помогает понять форму рук. Как повернута широкая часть плеча относительно самой широкой части предплечья? Это хорошо видно на схематичном рисунке. Если запомнить данную особенность строения руки, то дальнейшее рисование рук будет даваться намного проще.

7. Локтевой сустав

Локтевой сустав обеспечивает подвижное соединение плечевой кости, локтевой и лучевой. Принцип его работы хорошо виден на схематичном рисунке. Головка локтевой кости похожа на гаечный ключ. Соединение лучевой и плечевой кости напоминает шарик и чашечку, потому что лучевая кость вращается вокруг локтевой, а также двигается вверх-вниз, как и локтевая кость, обеспечивая сгибание руки в локте.

8. Три видимых точки в локтевом суставе

Некоторые начинающие художники могут спросить: «Зачем нужно знать строение сустава, если его все равно не видно?» Ответ прост — сустав влияет на форму руки, на её движения, а также видны три его элемента. Внутренний мыщелок, наружный мыщелок и головка локтевой кости. Если локоть и внутренний мыщелок видны в большей или меньшей степени при любом положении руки, то наружный мыщелок заметен при согнутой руке. Когда рука прямая — он прячется в ямке. Эти нюансы влияют на внешний вид руки, поэтому важен в рисунке.


9. Рисунки рук карандашом

После изучения анатомических особенностей, нужно уметь применить знания на практике. Поэтому в заключении данной статьи, я привожу в качестве примера рисунки карандашом, в которых руки человека изображены в различных положениях. Обратите внимание на штриховку. Она как бы повторяет форму мышц руки, огибая поверхность. Это важный момент в технической стороне рисунка. Если же говорить о светотени, то как на всей руке, так и на отдельных мышцах нужно научиться видеть свет, полутень, тень — также как в рисунке кувшина или геометрических фигур. Однако, чтобы рисунок стал уверенным и профессиональным, нужно много тренироваться. Необходимо время, чтобы обрести навыки в рисовании.


Уроки рисунка

Анатомии для художников

Четко структурированная, понятная анатомия Готфрида Баммеса (Gottfried Bammes) поможет художникам в рисовании фигуры человека. На сайте собраны наиболее интересные и полезные рисунки Баммеса. Иллюстрации в анатомии имеют подписи на немецком языке, так как взяты из немецкого издания.
Из фотоклипарта "Формы и фигуры", 20-й выпуск, на cd.



"Tabulae sceleti et musculorum corporis humani" (лат.)

Работа немецких медика и художника 18 века. Тщательная разработка фактуры и формы, внимательное изучение анатомических образцов характерно для этого труда.

Леонардо да Винчи. Анатомические труды
Труды Леонардо по анатомии представляют собой дневники или рабочие тетради, из которых впоследствии мастер хотел составить "Трактат по анатомии ".

Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

До Леонардо анатомические атласы делали без иллюстраций, все описывая словами, так как считали, что изображения будут лишь отвлекать студентов и вводить в заблуждение. Но четкость и исключительная верность анатомических рисунков Леонардо убедила остальных анатомов в необходимости иллюстраций.
Например, медицинский учебник "О строении человеческого тела " Везалия создан по принципу, разработанному Леонардо. "Четыре книги по человеческой пропорции " Альбрехта Дюрера интересны не только как пособие по рисованию, но, прежде всего, как образцы истинно прекрасной графики. Тонкие, маньеристические рисунки Дюрера сочетают в себе точность высчитанных пропорций и свободу живой линии.



В этой анатомии, названной автором "Руководство по портретной живописи " представлены изображения мужчин, женщин и детей, нарисованных тщательно, живо и разнообразно. Автор анатомии - французский художник 16 века Жан Кузен Младший - мало упоминается в России. Но его книга пользовалась большой популярностью среди художников в Европе. Даже и сейчас она не потеряла своего значения, и будет интересна зрителю не только как документ эпохи, но и как полезное пособие по рисованию.



Работа для художников:
Иллюстрирование анатомии.

Коллектив врачей из Московского Научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена (г. Москва) готовит материал к изданию атласа онкологических и реконструктивно-пластических операций на молочной железе.
Нам требуется грамотный иллюстратор для изображения этапов хирургических вмешательств (будут представлены фотографии).
Срок выпуска атласа - приблизительно 1-1,5 лет.
Работа долгая, потребует идеального знания анатомии человека с целью детального изображения анатомических структур (нервы, мышцы, фасции, сосуды) и хирургических инструментов.
Качество и детализация иллюстраций, по нашим представлениям, должны приближаться к качеству рисунков в атласе Синельникова. Картинки цветные. Оплата - от крупного издательства, соответствующая затраченным усилиям.

Контакты : тел.: 778-39-49 (Москва), Евгений Алексеевич, а также по адресу [email protected]


На сегодняшний день подготовлены для скачивания 13 анатомий.

Готфрид Баммес. Изображение фигуры человека.
От издателя:
Задачей настоящей работы является сообщение полезных сведений и указаний в такой чрезвычайно важной области изобразительного искусства, как изображение фигуры человека. Книга окажет необходимую помощь лицам, занимающимся художественно-теоретической и художественно-практической деятельностью в этой сложной, многоаспектной области, а также будет полезна всем, кто изучает законы изобразительного искусства.

Русский текст (редкость). Перевод с немецкого издания: "Figurliches Gestalten. Ein Leitfaden fur Lehrende und Lernende von Gottfried Bammes". Фрэнк Неттер. Атлас анатомии человека.
От издателя:
Атлас анатомии человека состоит из 8 частей, построенных в соответствии с топографическим принципом; его могут использовать студенты и практикующие врачи, изучающие нормальную и топографическую анатомию.
Высокое качество и наглядность иллюстраций, а также многолетний опыт использования этого атласа студентами, преподавателями и практикующими врачами за рубежом стали предпосылками перевода на русский язык издания "Атласа анатомии человека"
Енё Барчаи. Анатомия для художников.
От издателя:
Енё Барчаи - профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств. Эта книга - результат его многолетней педагогической деятельности.
Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений. Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. Книга - хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела. Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к изобразительному искусству, ибо она общедоступна и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства - человеческим телом.

Формат pdf, архив rar, 56,9 МБ.
Скачать Енё Барчаи "Анатомия для художников" >>

Бёрн Хогарт. Динамическая анатомия для художников
От издателя:
В книге рассматриваются вопросы художественной, а не медицинской анатомии человеческой фигуры. В ней предлагается проанализировать анатомическую форму и строение, чтобы понять фигуру в ракурсе, в пространственной глубине, правильно обучить рисунку.

Формат djvu, архив zip. 29,6 МБ.

Бёрн Хогарт. Рисунок человека в движении.
От издателя:
Эта книга знакомит читателя с собственной революционной системой автора в рисовании фигуры - системой, которая позволяет мысленно представить формы человеческого тела с любого ракурса, когда они уходят в глубокое пространство. С помощью этой системы вы сможете нарисовать невероятное множество поз, движений и жестов без всякой модели и с правильной взаимосвязью между формами.
Берн Хогарт был основателем школы Визуального искусства в Нью-Йорке, где он работал координатором учебного курса, дизайна и истории искусства. Его знаменитые лекции по анатомии и рисунку дали материал для таких книг, как `Динамическая анатомия`, `Рисунок человеческой головы`, `Рисунок фигуры в движении`, `Рисование динамичных рук для художников` и `Игра света и тени`.
Б.Хогарт получил образование и художественную подготовку в Чикаго, где он и начал свою разнообразную профессиональную карьеру, которая охватывает более чем сорокалетний опыт преподавания живописи, работы в сфере изобразительного искусства, иллюстрации, рекламы, в газетах. Он добился мирового признания своими иллюстрациями к `Тарзану`, выполненными для газеты`Сандэй`, а впоследствии опубликовал `Обезьяньего Тарзана` и `Сказки джунглей, рассказанные Тарзаном` в виде книг. Его карикатуры, рисунки, гравюры и картины выставлялись в Музее живописи и декоративного искусства в Лувре, Париж.
Бёрн Хогарт. Рисование динамичных рук для художников.
От издателя:
Совершенное искусство рисования динамичных рук - ключевой момент рисунка и живописи. Книга Берна Хогарта, американского художника, автора знаменитой серии учебных пособий по рисованию, знатока человеческой анатомии, - одна из самых исчерпывающих книг, когда-либо опубликованных в этой области. В ней свыше 300 иллюстраций, на которых человеческая рука представлена в самых разнообразных положениях и ракурсах. Данная книга - справочник для профессиональных художников, для студентов художественных вузов, для художников-любителей.

Формат djvu, архив rar. 4,92 МБ.
Скачать Бёрн Хогарт "Рисование динамичных рук для художников" >>

Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников.
От издателя:
В настоящем учебном пособии собрана и систематизирована обширная информация об анатомии человеческого тела с точки зрения ее внешней, пластической формы, на основании мышечной массы и скелета.
В соответствии с учебными задачами издание содержит переработанные копии рисунков многих известных художников, таких как: Баммес, Барчаи, Валледжо, а также иллюстрации, созданные с помощью новейших достижений компьютерной графики, фотографии моделей в различных движениях.
Книга является самым полным по содержанию учебным пособием для тех, кто желает научиться натурному и ассоциативному рисованию человека. В разделах книги последовательно и полно изложены подробные сведения о пластике человеческого тела в целом, а также его фрагментах: головы и шеи, торса, рук и ног, кистей рук и ступней. Показана также пластика тела в многочисленных сложных позах и движениях.
Искусство рисования человеческого тела. Шеппард Джозеф.

Американский художник и скульптор рассказывает о том, что сам хорошо знает и любит: как рисовать человеческие фигуры в статике и в динамике. Для широкого круга начинающих художников.
Переведено на русский язык.

Формат pdf, архив rar. 22,4 МБ.

Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.
От издателя:
В книге описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля.

Формат djvu, архив rar. 25,5 МБ.

Джордж Бриджмен. Полное руководство по рисунку с натуры.
От издателя:
На страницах этой книги рассказывается о человеческом теле, которое состоит из объемных блоков: их перекручивание, скручивание и повороты, объединённые общим ритмом, придают рисунку ощущение движения. Здесь представлены различные стадии обучения в последовательности, начиная от раздела "Как рисовать тело человека" и заканчивая "Соотношением света и тени". Такое расположение материала приводится для того, чтобы разбудить в художнике желание исследовать и анализировать структуру тела, скрытую мышцами." Д.Б. Бриджмен.
Это самая большая книга по рисунку с натуры. Более 1000 анатомических рисунков человеческого тела, сопровождающихся детальным пояснительным текстом. Автор анализирует, разъясняет и иллюстрирует все движения человеческого тела, все мышцы и кости.
Джованни Чиварди. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании.
От издателя:

Профессор Джованни Чиварди является одним из ведущих современных специалистов в преподавании курса рисунка. Уже более 30 лет его книги пользуются устойчивой популярностью среди начинающих и профессиональных художников. Пример тому - это пособие, выдержавшее уже восемь переизданий на пяти языках и наконец-то увидевшее свет на русском.
Джованни Чиварди. Рисунок. Человеческое тело.
От издателя:
Изображение фигуры человека - базисный элемент образования художника. Владение техникой рисунка и понимание природы человеческого тела необходимы для обретения собственного стиля. Книга содержит объединенные по тематике рисунки с натуры, сопровождаемые точным описанием хода работы. В каждом разделе приведены разъяснения по теории рисунка, даны теоретические понятия, а также рекомендации для практических занятий.
Внимательное наблюдение за различными позами, фиксирование малейших деталей в работе мышц и скелета помогут отточить восприятие, научиться выразительно передавать пластику и фактуру тела.

Формат djvu, архив rar. 11,1 МБ.

Анатомический атлас человеческого тела (медицинский)

4 части медицинского атласа-анатомии.
Атлас составлен на основе систематической анатомии. Указатель составлен в алфавитном порядке, подписи к изображениям - на латинском.

Полные сведения о формах, базовых структурах и пропорциях, о движениях и типах человеческих голов, об их изменениях с течением времени и о том, как все это следует изображать на бумаге или холсте.



Анатомия для художника. Сара Симблет (Anotomy For the Artist)

В книге, насыщенной великолепными цветными фотографиями и рисунками, известная художница Сара Симблет воспевает красоту человеческого тела и предлагает оригинальный подход к отображению фигуры человека. Рисунки и фотографии наглядно показывают взаимосвязь внешнего и внутреннего строения человеческого тела, а практические уроки рисования помогут вам научиться изображать каждую часть тела человека.
В разделе "Мастер-класс" на примере произведений известных художников XVI-XX веков автор показывает, как практически использовать знания анатомии. "Анатомия для художника" - идеальное справочное пособие для всех, кто хочет научиться правильно изображать человека.


Основы учебного академического рисунка. Николай Ли

Книга содержит полный объем основных учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, перспективы, пропорции, законы светотени и пластической анатомии, дает представление о форме, объеме и конструкции.
Особое внимание автор уделяет методике конструктивно-структурного изображения предметов, а также конструктивно-анатомическому анализу сложной живой формы, основанному на закономерностях их строения. Основные принципы учебного рисунка с натуры, приведенные в книге, способствуют формированию и развитию объемно-пространственных представлений и совершенствованию графических навыков у заинтересованных читателей.
Основы рисунка. В. А. Могилевцев

Учебное пособие, подготовленное одним из ведущих педагогов кафедры рисунка Института имени И.Е.Репина В.А.Могилевцевым, является серьезным обобщением опыта преподавания рисунка в персональной мастерской высшего художественного учебного заведения. Автор делится своим методом рисования человеческой фигуры и головы, излагая последовательность выполнения различных этапов изображения формы. Этот труд может быть полезным для молодых художников, совершенствующих свои навыки в изображении человека. Работа напоминает о бесконечности искусства, его развитии и совершенствовании. Настоящее пособие в ряду многочисленных изданий, содержащих методику обучения рисованию, является по-своему уникальным. Автор излагает свой взгляд, основанный на личном опыте подготовки будущих художников.

Книга адресована всем, кто желает научиться в совершенстве изображать обнаженную натуру различными материалами. Поэтапное изложение материала включает разбивку каждого практического занятия на шаги, сжатый текст которых сопровождается фотографиями, детально показывающими работу художника над картиной.

Наброски и зарисовки. Ю. В. Новоселов. Gaudeamus. Фундаментальный учебник В настоящем учебном пособии приводятся данные научных исследований в области физиологии зрения, психологии процессов зрительного восприятия и представления; отмечаются такие явления в сознании человека, как константность восприятия цвета и формы предметов, динамический стереотип. Пособие содержит богатый иллюстративный материал - учебные рисунки, зарисовки и наброски, накопленные автором за годы обучения изобразительному искусству. Автором также подробно освещается проблема условности изобразительного языка.

Практическая энциклопедия художника. Лицо и голова человека. Анатомия, морфология, мимика. Джованни Чиварди

Голова и лицо определяют не только индивидуальные черты человека, но и формируют его образ, сущность, показывают нравственную сторону личности. Этим обусловлено столь пристальное внимание к изображению головы человека на протяжении всей истории мирового художественного процесса. Подробное изучение анатомии и морфологии, внимание к мельчайшим деталям, соблюдение пропорций и виртуозное владение техникой являются важнейшими принципами работы художника. А способность улавливать нюансы движений мимических мышц, формирующих выражение лица, отличает истинного мастера от качественного ремесленника. Этому посвящена книга Джованни Чиварди, профессора, известного художника, автора многих книг по мастерству рисунка. Изысканная лаконичность, графическая четкость и подробная деталировка иллюстраций, мастерски передающих напряжение каждой линии, наглядно показывают все этапы работы с моделью и конечный результат.


Рисунок. Мужская обнаженная натура. Джованни Чиварди Среди широкого многообразия образов человеческое тело остается самым распространенным и самым сложным для изображения художественным объектом. Эта книга, рассчитанная как на опытных, так и на начинающих художников, представляет рисунок мужского обнаженного тела, выдержанный на высочайшем уровне анатомической точности и передающий всю его красоту, силу и мужественность. Материалы сопровождаются полезными советами, затрагивающими технику рисунка, например, линию, штриховку, перспективу и освещение, и сочетаются с постепенным, пошаговым изучением основных принципов анатомии человека и его пропорций.

Учебный академический рисунок. Фигура

Сегодня во многих школах Запада отказались от длительных академических штудий , что ограничивает возможность молодых художников в овладении изобразительной грамотой. Необходимо, чтобы в процессе обучения знания и умения, накопленные в длительных академических рисунках, соединялись с навыками, полученными в набросках и зарисовках. В результате формируется профессиональный, грамотный творческий рисунок. (Из книги В. А. Могилевцева "Наброски и учебный рисунок", рисунок: Чубирко С. П. V к. Торс в движении со спины. Бумага тон., сепия. 1998).

Чубирко С.П. Vк. Фигура в движении.1998 г Б. тон., сепия

Чубирко С. П. V к. Фигура в движении. Бумага тон., сепия. 1998

Антонов Е. Ю. III к. Натурщик сидящий. Бумага тон., угольный карандаш. 1996

Чубирко С. П. V к. Натурщик. Бумага тон., сепия. 1998

Антонов Е. Ю. III к. Натурщик со спины. Бумага тон., граф. карандаш. 1996

Киреева О. И. V к. Натурщик сидящий. Бумага тон., сепия. 2002

Киреева О. И. V к. Натурщик сидящий. Бумага тон., сепия. 2003

Антонов Е. Ю. III к. Натурщик. Бумага тон., граф. карандаш. 1996

Антонов Е. Ю. IV к. Натурщик. Бумага тон., граф. карандаш. 1997

Чубирко С. П. V к. Торс в движении. Бумага тон., сепия. 1998

Щелыгов Ю. А. III к. Натурщик. Бумага тон., граф. карандаш. 2006

Федоров А. А. V к. Натурщик сидящий. Бумага тон., карандаш. 2005

Лазарева М. С. V к. Натурщик. Бумага тон., сепия. 2001

Чернышей О. А. III к. Натурщик сидящий. Бумага тон., сепия. 2005

Знакомьтесь - голландский портрет



Голландский портрет XVII века считается наиболее плодотворным периодом развития портретного жанра. Голландцы - чемпионы техники живописи. Виртуозное владение рисунком в сочетании с простыми живописными средствами достойно всяческого изучения и подражания.


Johannes Wijbrants
Adriana Jacobusdr Hinlopen (geb 1646). Echtgenote van Johannes WijbrantsAdriana Jacobusdr Hinlopen (born 1646)

Bartholomeus van der Helst
Andries Bicker (1586-1652). Koopman op Rusland en burgemeester van AmsterdamAndries Bicker (1586-1652). Trader with Russia and burgomaster of Amsterdam

Peter Paul Rubens
Anna van Oostenrijk (1601-66). Echtgenote van Lodewijk XIII, koning van FrankrijkAnne of Austria (1601-66). Wife of Louis XIII, king of France

Rembrandt Harmensz van Rijn
Portret van Haesje Jacobsdr van Cleyburg (1583-1641). Echtgenote van de Rotterdamse bierbrouwer Dirck Jansz Pesser (1586-1651)

Bartholomeus van der Helst
Gerard Andriesz Bicker (1622-66), heer van Engelenburg. Drost van MuidenGerard Andriesz Bicker (1622-66), lord of Engelenburg.

Rembrandt Harmensz van Rijn
Portret van een vrouw, vermoedelijk Rembrandts vrouw Saskia van Uylenburgh (1612-42)


Bartholomeus van der Helst
Prinses Maria Stuart (1631-60). Weduwe van Willem II, prins van OranjePrincess Mary Stuart (1631-60). Widow of William II, prince of Orange

Rubens Peter Paul
Helena Fourment (1614-73). Tweede echtgenote van de schilderHelena Fourment (1614-73)


Rembrandt Harmensz van Rijn
Borstbeeld van een man in oosterse kledingBust of a man in oriental dress, Een oosterlingAn orientaloude titel

Bartholomeus van der Helst
Geertruida den Dubbelde (1647-84). Echtgenote van Aert van NesGeertruida den Dubbelde (1647-84), wife of Aert van Nes

Rembrandt Harmensz van Rijn
Portret van Maria Trip (1619-83). Zuster van Jacobus Trip en later echtgenote van Balthasar CoymansStaat op de lijst van de Wet tot Behoud Cultuurbezit (WBC). Elke verplaatsing van dit schilderij dient gemeld te worden aan de Erfgoedinspectie.voormalige titel

Rembrandt Harmensz van Rijn
Portret van een man, misschien Rembrandts vader, Harmen Gerritsz. van RijnPortrait of a man, perhaps Rembrandt"s father, Harmen Gerritsz van Rijn

Всем любителям живописи. Прекрасный по качеству каталог и музей

http://www.rijksmuseum.nl/attachments/QTVR/rijksmuseum_rembrandt_leerlingen.mov

Брюшная полость сверху ограничена диафрагмой - плоской мышцей, отделяющей грудную полость от брюшной, расположенной между нижней частью груди и нижней частью таза. В нижнем отделе брюшной полости находится множество органов пищеварительной, а также мочеполовой систем.

Верхняя часть брюшной полости содержит в основном органы пищеварительной системы. Брюшную полость можно разделить двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, которые образуют зоны брюшной полости . Таким образом выделяется девять условных зон.

Специальное разделение живота на области (зоны), действует во всем медицинском мире. В верхнем ряду расположены правое подреберье, эпигастрий и левое подреберье. В этих областях мы стараемся прощупать печень, желчный пузырь, желудок, селезенку. В среднем ряду находятся правая латеральная, мезогастрий, или пупочная, умбиликальная, и левая латеральная области, где проводят ручное обследование тонкой кишки, восходящей и нисходящей ободочной кишок, почек, поджелудочной железы и так далее. В нижнем ряду выделяют правую подвздошную область, гипогастрий и левую подвздошную области, в которых пальцами исследуют слепую и ободочную кишки, мочевой пузырь, матку.

И полость живота , и расположенная над ней грудная клетка заполнены различными органами. Упомянем их несложную классификацию. Есть органы, которые на ощупь напоминают губку для ванн или батон свежего хлеба, то есть на разрезе они полностью заполнены неким содержимым, представленным функционирующими элементами (как правило, эпителиоцитами), соединительнотканными структурами, обозначаемыми как строма органа, и сосудами разного калибра. Это паренхиматозные органы (греческое enchyma переводится как «нечто влитое»). К ним следует отнести легкие, печень, практически все крупные железы (поджелудочную, слюнные, щитовидную и так далее).

В противоположность паренхиматозным идут полые органы , они на то и полые, что ничем не заполнены. Они имеют внутри большую (желудок, мочевой пузырь) или маленькую (мочеточник, артерия) полость, окруженную относительно тонкими (кишечник) или толстыми (сердце , матка) стенками.

Наконец, если соединяются характерные признаки обеих групп, то есть имеется полость (обычно небольшая), окруженная паренхимой, говорят о смешанных органах . К ним прежде всего относятся почки, а ряд авторов с некоторыми оговорками причисляет сюда спинной мозг и головной мозг .


Внутри брюшной полости находятся различные органы пищеварительной системы (желудок, тонкий и толстый кишечник, печень, желчный пузырь с протоками, поджелудочная железа), селезенка, почки и надпочечники, мочевыводящие пути (уретра) и мочевой пузырь, органы половой системы (различные у мужчин и женщин: у женщин матка, яичники и маточные трубы; у мужчин же половые органы находятся снаружи), многочисленные кровеносные и лимфатические сосуды и связки, удерживающие органы на местах.


В брюшной полости расположена большая серозная мембрана, состоящая главным образом из соединительной ткани,которая выстилает внутренние стенки брюшины, а также покрывает большинство находящихся в ней органов. Принято считать, что мембрана непрерывна и состоит из двух слоев: париетальной и висцеральной брюшины. Эти слои разделены тоненькой пленкой, увлажненной серозной жидкостью. Главной функцией данной смазки является уменьшение трения между слоями, а также между органами и стенками брюшины вместе с обеспечением движения слоев.


Медики часто используют термин «острый живот», чтобы обозначить тяжелый случай, требующий незамедлительного вмешательства, во многих случаях хирургического. Происхождение боли может быть разным, она возникает не только вследствие заболеваний органов пищеварительной системы, как часто думают. Существует множество других причин возникновения острой боли в брюшной полости; часто она сопровождается рвотой, твердостью стенок брюшной полости и жаром. Здесь речь идет не о конкретном заболевании, а о первичном диагностировании очень опасного состояния, требующего срочного медицинского осмотра для определения его причины и проведения соответствующего лечения.

Появляется, когда существует слабая точка в стенке живота, из-за чего часть кишки выступает наружу из брюшной полости. Брюшная грыжа - это выход или выпячивание тонкого или толстого кишечника или их частей из полости, в которой они расположены, через врожденное или приобретенное отверстие в брюшине. Брюшная грыжа может возникнуть вследствие длительного надавливания внутренних органов на стенки брюшной полости или ослабления определенной ее точки - например, в результате беременности, ожирения, постоянных физических нагрузок и т.д. Грыжа брюшины выходит наружу, когда часть брюшной полости выступает и образует грыжевый мешок, в котором иногда находится часть тонкого или толстого кишечника. Единственным эффективным методом лечения грыжи является хирургическое вмешательство.