Основные понятия и характеристика педагогического творчества

XX век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные де­сятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, ос­нованного на передаче свода прошлых образцов, систе­мы, знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овла­дению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это дея­тельность людей, преобразующая природный и соци­альный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как пси­хологию творчества, так и педагогику творчества. Под пси­хологией творчества понимается область знаний, изуча­ющая созидание человеком нового, оригинального, по­лезного в различных сферах деятельности. В центре внима­ния ученых-психологов – вопросы о структуре творче­ства, путях, ведущих к открытию нового, о познаватель­ной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества – наука о создании иннова­ционных теорий, систем, технологий учебно-воспитатель­ного процесса. Отличительной чертой педагогики творче­ства являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции педагога и воспитанника.



Цель педа­гогики творчества – формирование творческой личнос­ти, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в од­ном или нескольких видах деятельности, наличие спо­собностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, ори­гинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств лич­ности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формиро­вания такой личности принадлежит педагогам.

В современных условиях творческий педагог – это исследователь, обладающим следующими личностными качествами: научным психолого-педагоги­ческим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим ана­лизом, потребностью в профессиональном самовоспита­нии и разумным использованием передового педагоги­ческого опыта. Все эти качества характери­зуют готовность учителя к организации профессиональ­ной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой дея­тельности понимает сформированностьу него соответ­ствующих качеств и свойств личности, а именно:

– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

– потребности в творческом взаимодействии с уча­щимися;

– наличия знаний, умений, навыков, опыта органи­зации процесса познания, труда, общения как творчес­кой деятельности.

Предполагается также наличие у учителя-воспитате­ля совокупности творческих способностей и исследова­тельских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, актив­ность, настойчивость, внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитатель­ных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоцио­нально-волевые качества.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенство­ванию в ней творца. Творческая индивидуальность рас­сматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творчес­кую инициативу, интеллектуальные способности, широ­ту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склон­ность к творческому сомнению («сомневайся во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борь­бу, информационный голод, чувство новизны, необыч­ного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности учителя осу­ществляется в обогаще­нии человеческой культуры, в совершенствовании окру­жающего мира, преобразовании психолого-педагогичес­кого процесса и личности, в нахождении новых техноло­гий и оригинальных технологических процессов, реали­зации эмоциональной культуры, эмпатии и идентифика­ции, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и вооб­ражения, в саморазвитии на основе самоопределения, сво­боды, в самовыражении личности, формировании креа­тивности и индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и такти­ки преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития лич­ности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество – это деятель­ность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образо­вательном учреждении и формирующая высокоэрудиро­ванного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогичес­кого творчества, как и творчества в целом, являются:

– создание нового или существенное усовершенство­вание известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятель­ности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосо­зидания, то есть творческий человек постоянно работает и над собой, и над созданием нового.

В.И. Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

На то, что творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.

П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».

О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «…деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойства. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».

Похожее суждение высказывал о роли творчества в деятельности учителя А.С. Макаренко: «Сама система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна».

Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. В результате творчества возникают: открытие, изобретение и созидание. Открытие – постижение чего-то нового, что существует объективно. Изобретение – качественное преобразование имеющегося так, что возникает нечто новое, что может быть эффективно использовано в практике. Созидание – деятельность, в которой путем творческих усилий и труда дается существование чему-либо, вызывается к жизни что-либо.

К характеристике педагогической деятельности можно отнести появление открытий, но это в сфере воспитания наблюдается редко. Изобретение – более частое явление в педагогическом творчестве, хотя оно редко может быть оценено как абсолютно новое образование. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.

Приведем пример творческого нестандартного подхода учителя к решению возникающих проблем из опыта Заслуженного Учителя РФ Н.М. Хомутовской. В 5-ом гимназическом классе школы-лаборатории № 1026 г. Москвы, где очень «сильный» состав ребят, учился Стас Ч., сын учителя начальных классов. Ему с трудом давалась математика. Учитель заметила неуважительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. Наталья Михайловна решила показать сильные стороны личности Стаса одноклассникам: все ребята на уроке в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас!..» Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу Ч. по математике, а через некоторое время весь класс радовался его первым успехам.

Еще один пример из опыта работы школы-лаборатории № 1026. Уроки-путешествия в сказку характерны для начальной школы. Фрагмент урока математики во 2-м классе, работающем по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учителя Л.Н. Петровой показывает творческий подход педагога к процессу обучения. Учитель в начале урока говорит ребятам: «Сегодня мы будем не просто заниматься, а отправимся в путешествие по сказке. Сказка – это волшебство, и волшебство начинается. Закройте глаза и считайте про себя до 10…» На этом уроке в гости к ребятам приходит Красная Шапочка – ею нарядилась одна из учениц класса. Красная Шапочка говорит детям: «Я иду к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Путь мой длинный, вот какой (она открывает доску, на доске – «дорога», состоящая из 29 клеточек). Одна клеточка – это мой шаг. Сколько шагов мне надо пройти?» Дети считают клеточки – 29. Красная Шапочка удивляется: «Ой, что это за цифра? (Показывает на цифру 9). Я умею считать только до 6. Учитель предлагает детям помочь Красной Шапочке и посчитать в шестеричной системе. Затем – в четверичной, так как выясняется, что ее бабушка умеет считать только до 4.

На урок приходит маг, предлагая детям заполнить магические квадраты, затем – Пятачок. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а что – я не знаю». Ребята активно работают на уроке, незаметно для себя усваивая учебный материал.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз) → 2) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) → 3) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения о достижении искомого результата, → 4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса → 5) оценка и интерпретация полученных данных → 6) формулирование новых задач.

Критерии педагогического творчества:

– наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

– умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

– способность к самосовершенствованию и самообразованию;

– разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;

– диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;

– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

– формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

– способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

– умение видеть «веер вариантов».

Педагогическая импровизация – это действие в ходе педагогического процесса, возникающее в ответ на неожиданную ситуацию, когда сознание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстрой реакцией, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Интуиция – тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.

В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества.

Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно. Учитель может сопоставить свой замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.

В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.

Педагогическое творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.

Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.

Специфичен предмет педагогического творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность учителя, сам процесс – сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный уровень развития личности воспитуемого.

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяли три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.

Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели. Оно включает в себя конструирование содержания и способов воздействия, адаптацию существующих способов и педагогических систем к особенностям личности и воспитанника, и педагога.

Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.

Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки. Творческое самовоспитание предполагает также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский, задав вопрос: "Что такое педагогический опыт?", Дает на него такой ответ: "Большая или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерным особенностям, узагальнитися, стать мыслью, и уже эта мысль, а не факт станет правилом воспитательной деятельности педагога "..., и затем он выделяет главный признак передового педагогического опыта - наличие в нем определенной педагогической идеи, "мысли", которая и поддевает передачи другим учителям: "... передается мнение, выведенная из опыта, а не сам опыт".

В современной педагогической науке нет однозначного подхода к определению понятий "педагогический опыт", "передовой опыт", "новационный опыт" - это основные виды опыта, дадим их определения.

Опыт - это умения, которые формируются в деятельности, это производная от знаний и практики.

Педагогический опыт - это совокупность знаний, умений и навыков, полученных "учителем в процессе учебно-воспитательной работы.

Педагогический опыт накапливается в конкретной деятельности педагога под влиянием специфики учебного заведения, стиля деятельности педколлектива, личностных качеств учителя, он формируется на основе педагогических знаний, является критерием истинности научно-методических рекомендаций, средством переноса теоретических положений в практику. Массовый педагогический опыт отражает то, что есть в повседневной практике.

Передовой педагогический опыт отражает то, чего можно достичь в обучении и воспитании и при каких условиях. Передовой педагогический опыт - это высокое мастерство учителя и высокие педагогические результаты. Передовой педагогический опыт - это оригинальный по содержанию, логике, методами и приемами вроде педагогической деятельности, дает лучшие результаты по сравнению с массовой практикой; это рубеж, на который нужно вывести массовую практику. В нем творчески отражаются достижения, выводы и рекомендации педагогической науки, реализуются выявленные закономерности, синтезируясь с личным опытом педагога. Передовой опыт, связанный с научными рекомендациями, дает высокий педагогический эффект, вызывает интерес у общественности, влияет на массовую практику. Так, в 80-х годах немало учителей хорошо изучили теорию проблемного обучения, познакомились с передовым опытом, творчески соединив его со своим педагогическим опытом, стилем работы, стали успешно развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся и впоследствии сами стали передавать собственный опыт через показ уроков, чтение докладов, сообщений другим педагогам (особенно после Всесоюзной конференции 1980 в Ростове-на-Дону).

Новаторский педагогический опыт - явление редкое. Это педагогические открытия и изобретения, опыт воплощения в жизнь оригинальных идей, методов, приемов обучения и воспитания. В новаторском опыте проявляются закономерности, еще неизвестные педагогической науке. Опыт педагога-новатора требует от руководителей школ, ПТУ, работников методических служб, ученых пристального внимания, глубокого изучения и обоснования, так как этот опыт, как правило, несет на себе прогностические функции, опережает передовую практику.

Например, в книге "Педагогический поиск" описан опыт новаторов: В.Ф.Шаталова - донецкий учитель-новатор 80-х годов, выкладывая математику, совмещал целостный крупноблочная подход к изучению материала с его поэлементным обработкой, развивал творческое мышление учащихся с помощью сигнальных опорных конспектов. Он на уроке ставил оценку каждому ученику за весь объем материала при минимальных затратах времени. Шаталов в своих книгах "Куда и как исчезли тройки" (И979), "Педагогическая проза" (1980), "Точка опоры" (1987), "Эксперимент продолжается" (1989) и других показывает, что главное назначение его уроков - воспитание. Методика обучения за Шаталовым основана на воспитательном подходе. Стимулом для обучения является не оценка, а желание решать задачи, интерес к обучению, осознание долга, ответственности, самоуважение, самооценка. Демократизация обучения в В.Ф.Шаталова проявляется следующим образом: самостоятельную работу пишут все, а оценки в журнал выставляются только с согласия ученика (можно переделать задания). Взаимоотношения "учитель-ученик", "ученик-коллектив-ученик"

становятся мощным двигателем интенсификации учебной деятельности, развития коллективизма в труде. В.Ф.Шаталова создал целостную новаторскую систему обучения, которая базируется на психолого-педагогических идеях А.С.Макаренко, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других ученых.

Индивидуальный влияние на личность ребенка через творческий коллектив властвуй учителю труда и черчения из Подмосковья И.П.Волкову. Он, опираясь на опыт коммуны им. Ф.Э.Дзержинского, созданной А.С.Макаренко, выдвинул и практически осуществил важную идею раннего выявления и развития склонностей, способностей учащихся. Для этого, считает Игорь Павлович, нужно предоставить возможность всем, начиная с первого класса, попробовать свои силы в любых видах деятельности. В творческую комнату Волкова приходит любой ученик (независимо от возраста, успешности, времени года), включается в любую работу: конструирование моделей и макетов, занятия лепкой, резьбой, инкрустацией по дереву. Здесь нет никаких ограничений инициативы школьника - нет в выборе темы, ни в способах и сроках выполнения, ни в объеме помощи со стороны взрослых. О конечном результате самостоятельно выбранной и выполненной работы свидетельствует запись в творческой книжке, которая выдается ученику после окончания школы и по которой можно увидеть наклоны, практические умения, уровень развития способностей (см.: "Учим творчеству". - М., 1988).

Ш. А. Амонашвили научно обосновал и проверил на практике содержание и принципы работы с шестилетнего детьми, младшими школьниками, которые способствуют становлению социально значимых мотивов в учении, гуманизации процесса обучения (см.: В школу - с шести лет. - М., 1986).

В восьмидесятые годы московская учительница С.М.Лисенкова разработала систему управления упреждающим обучением младших школьников, которая дает ребенку радость успеха, вооружает способами обучения и саморегуляции учебной деятельности (см.: Когда легко учиться. - М., 1981).

Ленинградский словесник Е.М.Ильин изобрел путь для ускорения духовного развития учащихся, сделав преподавания литературы уроками познания жизни и себя, уроками нравственного прозрения, человековедения (см.: Искусство общения. - М., 1982; Путь к ученику. - М., 1989).

В конце 80-х годов, в начале 90-х увидели свет книги: "Письмо в будущее", "Школа над Роси» - о передовой и новаторский опыт народного учителя О.А.Захаренка; С.Г.Шумана "Родительские тревоги": из опыта психологической службы; И.А.Дружинина "С открытым сердцем": из опыта работы учителя химии Л.В.Маховои; О.О.Католикова "Моя семья" - об опыте Сыктывкарской школы-интерната для детей-сирот.

О.О.Захаренко - директор Сахновской школы на Черкасщине, в ней побывали сотни тысяч экскурсантов и среди них - не только учителя, специалисты народного образования, студенты, ай школьники. Юных экскурсантов удивляет Сахновская экзотика: телескоп, планетарий, картинг, дельтаплан, самолет (не модель), сконструированный и построенный в школьном автогуртку, и многое другое, казалось бы, для села не свойственного.

Для О.А.Захаренка школа - это не учебные помещения с прекрасными кабинетами, а не наглядная агитация. Школа - это высокий дух, мечта, идея, которая захватывает сразу трех - учителя, ребенка и родителей, и сразу же реализуется. Более 40 лет проработал в школе О.А.Захаренка, из них ни дня не потрачено зря. Яркая черта О.А.Захаренка - если можешь чем-то одарить людей, никогда не пропускай такой возможности. Ядро воспитательной системы в школе А. Захаренко составляют 5 элементов: целеустремленность, комплексный подход к обучению и воспитанию, деятельностный подход, сочетание индивидуального и коллективного подхода, создание условий для лучших результатов. Источником информации о ребенке, результатом труда учителей является "Табель успеваемости и воспитанности", в котором выставляются оценки воспитанность и по предметам не только учителем, но и классом, самим учеником и родителями. В школе еще в начале 80-х годов действовало 5 центров (2 учебных, по труду, идеологический и здоровья).

Педагогическая пресса немало писала о М.М.Палтишева, одесского физика с СПТУ № 1. Его опыт поэтапной системы изучения физики в ПТУ не раз анализировался министерскими комиссиями, о нем докладывали на Всесоюзных педагогических чтениях (1981 -1988 г.), На советах Академии педагогических наук. На базе СПТУ № 1 г.. Одессы было создано республиканскую и всесоюзную школу передового опыта по совершенствованию преподавания физики в ПТУ. Поэтапную организацию изучения физики можно представить в целостном виде следующим образом:

§ 1 этап - выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся по физике;

§ 2 этап - создание микроклимата, воспитание веры в успех;

§ 3 этап - овладение приемами обучения, ученики учатся учиться;

§ 4 этап - изучение физики с использованием зачетной системы;

§ 5 этап - подготовка к выпускным экзаменам.

Из года в год 60-80% учеников заканчивали это училище с оценками "4" и "5" по физике (см.: Народное образование.- 1988.- № 1).

На уроках М.М.Палтишева ученики слушают музыку, стихи, на все есть время; музыкальные фрагменты, поэзия органично вписываются в урок, способствуют усвоению нового материала. Какая же огромная работа стоит за всем этим, которая эрудиция и какая культура! Перед изучением нового раздела проводятся своеобразные "рекламные" уроки, на которых применяются физические законы в разных сферах жизни. Творчество Баха, Репина, Пушкина, Грига, Чайковского, Крамского, Рождественского, Высоцкого гармонично сливается на уроках физики с опытами Галилея и Ньютона, Фарадея и Попова, Столетова и Кулона. Такие уроки расширяют кругозор учащихся, подводят их к широким жизненных обобщений.

Например, перед изучением темы "Поверхностное натяжение" зачитывается отрывок из "Бегущей по волнам" А.Грина. Затем обсуждается чисто физическая сторона фантастического явления: может ли такое быть в действительности, можно ходить по волнам? После этого.демонструеться парадоксальный опыт Галилея "игла, на поверхности воды", который гласит, что железо может плавать в воде. А потом физика объясняет и реальный опыт и фантазию Грина.

Изучению звуковых волн предшествует прослушивание фортепьянном пьес П.И. Чайковского "Времена года". Создается соответствующая атмосфера, музыка вызывает у учащихся романтическое настроение, мечтательность, желание заниматься серьезной работой - изучением физики звуковых явлений. Все это хорошо удается Палтишеву, дети высоко ценят, уважают, стиль его общения с учениками демократический, он доверяет детям, требователен и всегда искренен с ними. Не случайно М.М.Палтишев утверждает: "Главное в навчанни- не мы с нашими методиками, а они - дети с их плюсами и минусами".

Педагогическое мастерство - еще один вид педагогического опыта. Это умение совершенствовать педагогический процесс, находить нестандартные решения, использовать достижения педагогической науки и практики. Приведем примеры деятельности учителей-мастеров педагогического дела, хорошо известных в Украине.

М.П.Гузик - одесский учитель химии, разработал целостную дидактическую систему, которая включает 5 основных типов уроков, идущих друг за другом в определенном порядке при изучении каждой темы. Первый урок новой темы - объяснение, разбор нового материала. Дальше - комбинированные семинарские занятия. Созданы условия для индивидуального обучения, учителя работают с минимумом домашних заданий творческого характера. (См.: "Экспериментальная школа-комплекс". - М., 1988).

Б.ИДегтярьов - учитель физики 45-й школы Донецка, кандидат педагогических наук. Конструируя педагогический процесс, он уделяет большое внимание мотивации учения. Его кабинет - настоящая выставка уникальных приборов, созданных вместе с учениками. Он применяет замкнутую телевизионную систему на уроках, давно использует микропроцессорную технику, разработал оптимальные модели сочетание различных форм обучения, предложил рациональные способы поэтапного контроля усвоения знаний учащихся разного уровня развития.

Б.Н.Школьник - учитель математики 51-й средней школы г.. Киева, пытается заинтересовать учеников математикой, сделать процесс обучения радостным, большого внимания предоставляет внеурочной работе с учащимися: организует работу клуба знатоков математики.

С.П.Логачевська - учительница начальных классов Балаховской школы Кировоградской области, имеет опыт дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Она систематически, глубоко и продуманно изучает уровне развития мышления учащихся, темп письма и чтения, оперативно выявляет готовность детей к изучению конкретного учебного материала, создает условия для разделения детей на временные группы на уроке, перехода учеников из одной группы в другую в зависимости от уровня овладения конкретным материалом в системе уроков. Логачевська привлекает детей к выполнению задач по выбору, стимулирует положительные мотивы учения, применяет дифференцированные задания, переход от коллективных форм работы в частично и полностью самостоятельных в пределах урока и в системе уроков.

Педагогический талант - это не только общая одаренность, душевная щедрость, полная самоотдача, увлеченность и широкая эрудиция, но и обязательно неординарные поступки, преступление привычных для школы канонов, творчество, которое прекрасно служит делу. К сожалению, таких учителей встречаем не часто, для этого нужно побывать на конкурсе "Учитель года", который проводится на местном, государственном и международном уровнях.

Приведем примеры необычных уроков, которые проводили учителя - участники первого Всесоюзного конкурса "Учитель года" в 1990г.

Учитель литературы В.Русецький проводил урок, посвященный распутинський "Пожары". Начался он с вопроса: "Какое слово спасет нас от катастрофы". Школьники отвечали: "Человек", "Душа", "Вера", "Красота", "Учитель". "Нет, не учитель, - сказал Русецкий, - семья. Воспитать душу способно лишь домашнее тепло, согласие между близкими людьми..."

Победителем первого в СССР конкурса "Учитель года" (Россия, Москва) в 1990г. Стал О.Е.Сутормин - словесник с

Тулы. Он проводил непростой урок на тему "Нравственные проблемы современной прозы». Перед учениками были выставлены книги В. Распутина "Живи и помни", Ч. Айтматова «Плаха», В.Астафьева "Царь-рыба". Сколько в них сложных ситуаций, которые заканчиваются трагически! На уроке проводилась умела, кропотливая работа с литературным текстом, точно было найдено эмоциональную интонацию урока; профессиональное владение классом, прекрасная дикция, декламаторськи данные присущие учителю. Учитель Сутормина на уроке полно раскрыл себя, демонстрировал недовольство, боль, свое стремление к истине, к добру, красоте - что может быть убедительнее!

Учительница украинского языка и литературы из лицея-интерната г.. Ровно Н.В.Сосюк стала победительницей Всеукраинского конкурса "Учитель года" в 1996 году.

Вот фрагмент ее урока. Раздался звонок, в классе воцарилась тишина. И полилась нежно-печальная песня "Ой Журавко, Журавко" ... Так начался урок украинской литературы в седьмом классе, урок-тоска по стихотворению Богдана легче "Видишь, брат мой» ... И в воображении школьников выныривает из серой мороси журавлиный ключ, слышится жалобный Журавлина "кру-кру". Проникновенные слова учительницы переплетаются с песней, а ее своеобразный голос делает урок волшебным. Сколько таких уроков, содержательно и организационно наполненных, проводит эта учительница! Урок причастности к родной земле, урок философского исследования, урок-выход на анализ проблем Природы, Человека, Общества... Стержнем в развитии национального самосознания учащихся является планирование проведения нестандартных уроков литературы, в частности в старших классах: урок-исследование, урок-пам Пять, урок-совесть, урок-плач, урок-молитва, урок-боль, урок-любовь, урок-скорбь, урок-тоска, урок-всепрощения, а в средних классах - это урок-сказка, урок-мудрость, урок- концерт. Поэтому уроки литературы, которые в основном базируются на дискуссионной основе и часто сопровождаются песней, является наслаждением для учеников, а разнообразие этих уроков - высшим проявлением эмоциональной сил и чувств, больших возможностей для альтернативных ученических мыслей.

Учитель-методист школы № 13 г.. Ровно Мизюк Ирина Леонтьевна на протяжении многих лет осуществляет с учениками фольклорные экспедиции в древние центры Ровенщины. Во время экспедиций записано более двухсот редких народных песен, которые поются ^ на Волыни (они вошли в сборники "Мы в глаза смеялись смерти", 1992 г.; "Мы шли в бой", 1993 г.; "Азалия", 1994, 1995 .). Богатый материал собран в рукописном сборнике "Человек в ее обычаях, традициях, верованиях".

И.Л.Мизюк засевает спасены сокровищами жаждущие детские и юношеские души. Она широко использует материалы фольклорных экспедиций на уроках и во внеклассной работе, часто представляет собранные материалы перед школой. Литературно-творческий кружок "Рассвет" учит учеников ценить художественное слово, чувствовать его красоту, делать попытки в литературе. Каждое занятие кружка оригинальное по форме и содержанию, объединяется девизом, проводится в "светлицы" с богатой фантазией и выдумкой. Умения и навыки, приобретенные учащимися в кружке, находят практическое применение на уроках литературы, немало учеников печатают собственные стихи в прессе.

Учительница английского языка, учитель-методист СШ № 15 г.. Ровно, победитель международных конкурсных программ Франчук Елена Евгеньевна успешно проводит интегративные уроки, сочетая их с предметами школьного цикла: литературой народов мира, историей, географией, музыкой. Учительница имеет богатую фонотеку-записи музыкальных произведений отечественных и зарубежных авторов, фольклор, записи народных песен, исполненных носителями языка (англ.), Декламации поэзии, оригинальных радиопередач, образцов различных языковых диалектов. О.Е.Франчук производит вместе с учениками и использует на уроках богатый дидактический материал оригинального страноведческого характера. Такая работа позволяет учащимся успешно усваивать материал по предметам «Литература Великобритании" и "Страноведение Великобритании".

Всем известно, что творчество - это процесс деятельности, в ходе которой создаются новые духовные или материальные ценности. Ещё так нередко называется особое мышление, за счёт коего человек может выйти за пределы традиционного бытия. И в целом творчество - это ещё и процесс вкладывания личностью в то, что он делает, его собственных возможностей и соображений. В общем, по-разному можно растолковать данный термин. Но мы хотим уделить внимание такому понятию, как педагогическое творчество.

Общие положения

В чём заключается задача современного образования? В овладении преподавателями методологией творческого преобразования мира. Почему это так важно? Потому что творчество в данном контексте подразумевает открытие новых знаний, объектов, проблем, а также способов их решения. Впрочем, это ещё не всё, что можно сказать на эту тему.

Профессиональная педагогическая деятельность является процессом постоянного творчества. Но тут есть своя специфика. Творчество преподавателя не имеет цели создать что-то оригинальное, принципиально новое, масштабно ценное. Оно направлено на кое-что более важное и серьёзное - на развитие личности. Безусловно, хороший преподаватель (особенно если он новатор) разрабатывает собственную педагогическую систему. Однако она есть не целью его творчества, а лишь способом достижения лучших в этой деятельности результатов.

Специфика

Педагогическое творчество невозможно, если у человека нет социального и преподавательского опыта (и образования), а также предрасположенности к данной деятельности. Впрочем, обо всём - по порядку.

Специальная подготовка обязательна. Потому что лишь эрудированный педагог с нестандартным мышлением и расширенными рамками может найти оригинальные, «свежие» пути решения проблемы, которая чаще всего связана с обучением учащихся.

В чём сложность? В том, что преподаватель в ходе своей деятельности постоянно решает огромное количество задач - как типичных, так и нестандартных. И не всегда при одних и тех же обстоятельствах. И занимаясь их решением, преподаватель (как и любой другой исследователь) выстраивает свою деятельность в соответствии с положениями эвристического поиска. То есть проводит анализ ситуации, выстраивает предположения касательно результата, учитывая исходные данные, оценивает потенциал имеющихся для достижения цели средств, формулирует задачи. Это нелёгкий труд, требующий и определённых навыков, умений.

Что образует полноценность?

Преподавательская деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. опыт и умения впечатляют только в том случае, если сам специалист относится к своей деятельности соответствующим образом - с заинтересованностью, ответственностью, вдохновением и энтузиазмом. Это важнейшие условия!

Педагогическое рационализаторство, продуктивное обучение, достижение определённых успехов во всей деятельности в целом - всё это и многое другое возможно в том случае, если имеют место быть 5 общепринятых аспектов.

Первое - наличие интересующей самого преподавателя. Второе - социальная значимость, влияющая на развитие личности. Третье - наличие социальных и материальных предпосылок (иначе говоря - условий), необходимых для творчества. Четвёртое - новизна и оригинальность процесса или же ожидаемого результата. И пятое - наличие субъективных предпосылок для осуществления творчества. Имеются в виду умения преподавателя, его знания, мотивация, увлечённость, желание работать с аудиторией.

Главная сложность

Вот тут и проявляется педагогическое творчество в полной мере. Преподаватель ставит себя на место учеников, задаёт себе бесчисленное множество вопросов. Что им может быть интересно? Как и чем их завлечь? К какой методике прибегнуть, чтобы подтолкнуть учеников к освоению материала? Какими способами донести до них важность предмета? И так - перед каждым занятием.

Сначала преподаватель формирует свой замысел, вытекающий из ответов на все перечисленные и неупомянутые вопросы (которых ещё больше). Потом прорабатывает его, преобразовывает в идею. Затем «ищет» методы, при помощи которых воплощение замысла будет реальным. Кстати, именно в ходе этих процессов человек приобретает опыт творчества. Конечно, со стороны это может казаться составлением плана на урок. Но все преподаватели (или как минимум большинство) его пишут. Вот только к одним на занятия ходят с удовольствием, испытывая интерес к предмету и к знаниям, а к другим - нет.

Взаимодействие с аудиторией

Его педагогическое творчество подразумевает в первую очередь. От того, какой контакт наладит преподаватель с обучающимися, зависит его успех и признание как специалиста, а также качество полученных знаний школьников/студентов.

На занятия какого педагога интересней ходить? Того, кто взаимодействует с аудиторией, глядит в глаза каждому, и старается сделать урок максимально похожим на продуктивный коллоквиум? Или на занятия «лектора», который сидит за столом и просто читает материал из тетради? Конечно же все выберут первый вариант. И данный случай является ярким проявлением творчества. Поскольку наладить контакт с аудиторией - это искусство.

Но тут не обойтись без творческого потенциала. Формированию которого нередко способствует определенные организация образовательного процесса. Она обязательна, поскольку цель занятий всё-таки заключается в передачи школьникам/студентам знаний и навыков. И вот что эта организация в себя включает:

  • Проблемное обучение.
  • Налаживание междисциплинарных связей.
  • Воспитание позитивного и творческого отношения у учащихся к изучению предмета.
  • Умение определять главное и осмысливать пройденное ранее.
  • Развитие у учащихся способностей и навыков, касающихся синтеза, анализа, классификации и обобщения.
  • Умение давать оценку практическим ситуациям.

И это - лишь основные положения, которые подразумевает педагогическая работа. Некоторые из них стоит отметить отдельным вниманием.

Проблемное обучение

Это весьма интересная методология, подразумевающая активное взаимодействие педагога с учащимися на почве проблемно-представленного содержания обучения. В чём её суть?

Итак, преподаватель ставит перед школьниками/студентами учебно-проблемную задачу (естественно, после коллективного изучения материала). Так он создаёт для них проблемную ситуацию. Ученикам необходимо проанализировать её, осознать и принять суть, после чего приступить к разрешению проблемы. В ходе данного процесса они как раз и применят полученные в ходе занятий навыки и информацию. Такие практические занятия учат школьников и студентов мыслить, и творчески усваивать знания.

Кстати, альтернативой данной методологии является эвристическое обучение. Оно возникло ещё во времена Древней Греции - его практиковал сам Сократ! Долгое время в основе методики лежал Впрочем, совершая их, удавалось прийти к истине.

И в данном случае также проявляются основы педагогического творчества. Что должны сделать ученики? Лишь вовлечься в процесс и применить данные преподавателем знания - это не так сложно. А педагогу необходимо спроектировать ту самую учебно-проблемную ситуацию, понятно её сформулировать, да ещё и придать ей особый характер, чтобы заинтересовать аудиторию.

Положения Торренса

Их нельзя не отметить вниманием, рассказывая про творчество в педагогической деятельности. Элис Пол Торренс был известным американским психологом, который разработал основные принципы, её касающиеся. И эти положения о педагогическом творчестве являются весьма показательными. Вот, что именно они в себя включают:

  • Признание и применение возможностей, которые ранее были не признаны или не использованы.
  • Уважение и принятие желания учащегося работать самостоятельно.
  • Умение не мешать творческому процессу школьников/студентов.
  • Способность предоставлять учащимся свободу выбора в области достижения целей и приложения его навыков и сил.
  • Уместное применение индивидуальной учебной программы по отношению к обучающимся с особенными способностями.
  • Создание условий, необходимых для достижения тех или иных целей.
  • Умеренное поощрение и похвала.
  • Исключение любого давления на учащихся.
  • Уважение к каждому.
  • Проявление и приветствие энтузиазма.
  • Создание условий для взаимодействия «сильных» учащихся с менее успевающими.
  • Оказание посильной авторитетной помощи обучающимся - особенно студентам/школьникам с мнением и точкой зрения, отличной от других.

Всё вышеперечисленное имеет огромное значение. Потому что понятие педагогического творчества включает в себя не только особый подход к преподаванию, но ещё воспитание учащихся, и их развитие. Не только всех вместе - ещё и по отдельности. Ведь, по сути, творчество в педагогике проявляется через развитие уникальных способностей обучающихся.

Условия для преподавательского совершенствования

Что ж, как уже говорилось ранее, деятельность педагогов сложна, как и их труд. Хотя он, бесспорно, даёт плоды - если преподаватель подходит к своим задачам так, как было описано выше.

Но только для того, чтобы продуктивность не падала, и специалист так же радовал результатами, нужны особые условия развития педагогического творчества. Сюда относятся многие аспекты - как моральные, так и материальные. К последним, естественно, относится стимулирование, премии, достойная затрачиваемых сил, времени и трудов зарплата. Одним словом - проявление благодарности и уважения. В наше время это имеет значение.

Но и остальные условия немаловажны. К ним относится сжатость, так называемая спресованность творчества. Также сопряженность деятельности одного педагога с другими. Важно и наличие времени, необходимого на подготовку. Сюда же относится и отсроченность результата. Это всё направлено на стимулирование преподавателя к осуществлению творческой деятельности.

Кстати, ещё её развитию нередко способствуют публичные выступления и постоянное соотнесение общепринятых педагогических приёмов с нестандартными ситуациями. Но это необходимо тем преподавателям, которые не привыкли проявлять творческий подход.

Уровни

Их также необходимо отметить вниманием. Уровни педагогического творчества имеют место быть, и принято выделять пять основных.

Первый называется информационно-воспроизводящим. Подразумевается применение в решении профессиональных задач опыта, полученного и перенятого от других преподавателем в ходе своей деятельности.

Второй уровень называется адаптивно-прогностическим. Заключается в умении педагога трансформировать известные ему данные и информацию, выбирать методики, способы, методы взаимодействия со школьниками/студентами, и принятие во внимание их специфических личностных особенностей.

Третий уровень известен, как рационализаторский. Преподаватель, соответствующий ему, проявляет свой уникальный опыт, умение решать нестандартные задачи, искать оптимальные решения. И в его деятельности явно наблюдается некая неповторимость и индивидуальность.

Четвёртый уровень называется научно-исследовательским. Заключается в способностях педагога обозначать концептуальную основу личностного поиска и разрабатывать систему деятельности, опираясь на исследования её результатов.

И, наконец, пятый уровень. Известен, как креативно-прогностический. Педагоги, соответствующие ему, умеют выдвигать сверхзадачи и решать их обоснованными, нередко собственно разработанными способами. Это преподаватели высшей категории, которые действительно могут изменить и трансформировать систему образования.

Конкурсы для педагогов

О них тоже хотелось бы сказать пару слов напоследок. Потому что многие существующие сегодня конкурсы для педагогов несут именно творческий характер. Взять, к примеру, «Новые идеи» и «Методическая система эффективного учителя». Эти конкурсы направлены на внедрение новых, личностно развивающих образовательных технологий, а также представление и популяризацию опыта работников образования. Также имеет место быть и мотивация преподавателей к использованию инноваций в процессе обучения.

А есть конкурс, который так и называется - «Педагогика творчества». Его цель заключается, помимо всего перечисленного, ещё и в стимулировании инновационной деятельности. И направлен он, кроме прочего, на преодоление стереотипов, закреплённых касательно данной профессиональной деятельности.

Кстати, такие конкурсы тоже способствуют творческому развитию и профессиональному росту. И участие в них преподавателей только лишний раз подчёркивает их преданность своему делу и заинтересованность.

Наталья Кравченко
Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности»

Тема : Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности .

Цель : создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию творческих способностей .

Задачи :

Создать атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

Формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;

Активизация индивидуальных и творческих способностей ;

Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

Оборудование : ватманы, листы А-4, карандаши, краски, ножницы, клей, газеты, открытки, раздаточный материал

I. Вступление.

1. Отрывок из мультфильма «Лунтик»

«Творчество » . Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов, и радости новых открытий. Это слово можно часто встретить в литературе, его часто употребляют и в обыденной жизни. А отдаем ли мы себе отчёт, что такое творчество ?

2. Видеоролик «Пастернак. Определение творчества »

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО ?

Это пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека? Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и «Запланированное везение» ? Задача расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности . При этом всё чаще само понятие "творчество " рассматривается как умение человека гибко относиться к самой своей жизни, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.

«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, нужно ей дать волю развиваться и расцвести »

М. Горький

Творчество – деятельность , порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество . Джон Голсуорси.

2. Творчество в работе педагога - это , можно сказать, особый вид деятельности , направленный на создание нового продукта. Это «изюминка» , при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества . Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей , качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция

Мы, педагоги , как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество , нужно самим быть творческими людьми . Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями . Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях , но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так : «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым» .

3. Сообщение темы семинара .

II. Основная часть.

1. У творчески работающего педагога – творчески развитые ученики .

2. Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности .

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми . Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса учреждения, снижение уровня воспитательного процесса.

В своем опыте мы часто слышим от педагогов «Мы не умеем быть творческими людьми , мы не умеем творить .

3. Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия :

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога ;

– мотивационная готовность педагога ;

– информированность о нововведениях;

– материальная база.

4. Сообщение результатов анкетирования.

5. Креативность.

Личность считается творческой , если она обладает креативностью как способом преобразования деятельности в творческий процесс .

«Креативность – это творческая направленность , врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете?

В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками.

6. Откуда же они берутся и почему это «дано не всем» ? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями?

Давайте попробуем вместе разобраться в этом.

Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу» . Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум.

На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят : «Характер показывает.» .

В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы удивляемся, недоумеваем, и даже иногда осуждаем : «впал в детство» , «ведёт себя как ребенок» . Существуют определенные стереотипы, шаблоны поведения, которым должны соответствовать «нормальные» взрослые люди. А люди творческие , музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках» , «не от мира сего» , «белые вороны» и т. д.

Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи. Они далеки от забот о хлебе насущном, их мало волнуют людские страсти. Существует немало примеров, когда человек, находящийся в процессе творения , забывал о времени, еде, сне, о тех, кто его окружает. И в этом состоянии он «как ребенок» , он свободен, он плывёт по реке вдохновения, доверившись её течению.

7. Для того чтобы обрести внутреннюю свободу и вспомнить ощущение творческого полета предлагаю немного разобраться в себе. И сделать это в несколько этапов :

1 этап : Приручи животного в себе.

Человек является одним из элементов живого мира нашей планеты. И конечно в нас присутствует еще много животных инстинктов. Это нормально. Но вот вопрос : кто нами управляет? Инстинкты или человеческий разум?

Насколько мы знаем, древние люди не были особо нежными к себе подобным. Их сопровождала борьба за власть, за лучший кусок еды, жилье, лучшего партнера. Выжить в группе нужно было любой ценой. И чем агрессивнее вел себя человек, тем большее количество людей признавало его власть. Слабый подвергался нападению не только со стороны врагов, но и со стороны сородичей. Он был слабым звеном группы, обузой, поэтому либо погибал первым, либо изгонялся из сообщества. А теперь присмотритесь к своим взаимоотношениям на работе, среди друзей, случайных знакомых, в семье. Так ли далеко мы ушли от предков? Большая часть современной психологии направлена на воспитание лидерства, по сути, на борьбе за власть, на усвоение техник манипуляции, достижения собственных целей.

А как мы воспитываем наших детей? «Ты должен быть сильным!» «Не будь слабаком!»

«Ты должен много учиться, поступить в престижный ВУЗ, чтобы быть успешным !» А задавали ли вы вопрос своему ребенку : «А есть ли в вашем классе (группе) кто-нибудь, кто нуждается в помощи и поддержке?» Воспитываете ли вы в своих детях милосердие и терпимость к чужим ошибкам и слабостям? А как у вас самих обстоят дела с этим?

Древние люди жили инстинктами. Они предполагали наличие некоей высшей силы, которую нужно задабривать, дабы не вызвать гнев. Эта высшая сила была далекой и неясной. Большая же часть жизни проходила во власти инстинктов. При этом наши предки были очень чуткими к природе, животным, окружающей среде. Они могли читать их как открытую книгу.

Подумайте и ответьте себе на несколько вопросов.

Как часто вы действительно осознаете свои действия?

Как часто вы задаете себе вопрос : «Зачем мне это?»

Как часто вы делаете в жизни то, что вам действительно хочется, а не то, что от вас ожидают окружающие, то к чему вас обязывает чувство долга?

Признаете ли вы наличие Высшего Разума в той или иной форме?

В каких отношениях вы с окружающим вас миром, природой? Что они для вас : среда обитания или живая субстанция со своими законами, душой?

А теперь давайте посмотрим на всю ситуацию целиком и подумаем : А так ли далеко мы ушли от древних людей с их животными инстинктами? А может мы даже в чём-то деградировали?

Надеюсь, что после этих размышлений вам стало более понятен процесс «приручения» животного в себе.

2 этап : отказ от принадлежности к семье, роду, группе.

Заголовок звучит как призыв к революции. Но не торопитесь с выводами. Речь не идет о том, что человек должен бросать семью и уходить в "одиночное плавание".

Мы будем рассматривать наши личные привязанности как ограничение творчества .

Рождаясь, ребенок попадает в семью. В каждой семье существуют свои традиции, правила поведения, общения друг с другом. И ребенок воспринимает их как единственно правильные. Затем он попадает в социум : группу детского сада, школьный класс, затем ВУЗ, работа. И везде свои нормы поведения, правила общения, стиль одежды и прочее. Постепенно человек превращается в некоего живого робота, живущего "как все", одевающегося в стиле своего окружения, использующего определенный словарный запас и т. д.

Жить в соответствии с требованиями окружающих комфортно и выгодно. А вот высказывать свое мнение, даже если оно идет в разрез с установленными нормами - невыгодно. Подобные действия могут привести к конфликту, лишению материальных благ. И вот мы смиряемся. Ведь все так живут. Если нам что-то не нравится, мы бурчим внутри себя или на кухне с родными, но в конечном итоге подчиняемся. Это и есть зависимость от принадлежности к группе. Именно от таких зависимостей и необходимо избавляться. Мы должны научиться быть сами с собою, перестать прятаться за масками, играть театральные роли. Пытаясь только выглядеть «хорошим человеком» , нельзя стать таковым. Мы должны научиться жить, как дышать - также свободно. Естественно при этом не отменяются уважение к окружающим, к их праву быть собой. Понаблюдайте за собой, своим поведением и честно ответьте себе на несколько вопросов.

Как часто вы "переступаете через себя"?

Где и в каких ситуациях это происходит чаще всего?

Почему вы это делаете? В чем ваша выгода?

Или это страх? Тогда чего вы боитесь?

Что мешает вам быть самими собою?

Как может измениться ваша жизнь, если вы начнете избавляться от своих ограничений?

И последнее. Когда вы начнете от них избавляться?

3 этап : отказ от принадлежности к профессии.

Давайте рассмотрим процесс выбора профессии человеком.

В детстве ребенок начинает проявлять некоторые способности в большей степени, нежели остальные. Обычно родители начинают прикладывать усилия для того, чтобы развивать именно эти наклонности. Ребенок хорошо рисует - отдадим в художественную школу, хорошо поет - в музыкальную, склонность к технике - в компьютерный класс.

Сама по себе подобная реакция родителей ничего плохого не представляет. Таланты нужно развивать . Но существует тонкая грань между развитием талантов ребенка во имя его будущего и желанием иметь талантливого ребенка ради собственного тщеславия или реализации личных несбывшихся мечтаний. Помимо этого, все остальные виды творческой деятельности выпадают из вида . У ребенка на них просто не хватает времени. Таким образом, мы своими руками начинаем его ограничивать.

Затем родители с ребенком, а некоторые за ребенка, начинают выбирать ВУЗ или другое профессиональное образовательное заведение. По какому принципу? Предпочтение отдается тому заведению, куда проще или больше шансов поступить. Либо туда, где можно получить престижную, востребованную профессию, гарантирующую хорошее положение в обществе и приличную зарплату.

Получив профессию, человек поступает на работу по выбранному профилю. И даже если он меняет работодателей, профессия остается неизменной. Поступая на новую работу, мы с головой в нее погружаемся, стараясь выполнять поручения с максимальной отдачей, дабы продемонстрировать свои профессиональные качества и получить хорошее материальное вознаграждение в виде зарплаты, высокой должности и пр. Мы отдаем много сил и времени для совершенствования своего мастерства в избранной области.

Если к этому времени добавить еще и семейные заботы, то понятно, что на другие занятия у нас чаще всего не хватает времени. Максимум на вечер у телевизора или вечеринки с друзьями.

По сути, мы сами себя загоняем в коридор избранной профессии и двигаемся строго по нему. Это дает нам возможность добиться максимальной материальной выгоды при минимальных затратах.

И если вдруг человеку, в силу непреодолимых обстоятельств, приходится кардинально менять род своей деятельности , то это приносит страдания, стрессы, депрессии, потерю уверенности в себе и т. д.

Развиваясь , человек должен уходить от этой системы самоограничения и стремиться к универсальности.

В истории немало примеров людей, имеющих универсальные знания. Например : Леонардо да Винчи был гениальным математиком, инженером, художником, обладал богатыми знаниями во многих других отраслях культуры и науки.

Освобождение от профессиональных рамок является немаловажным этапом пробуждения творчества .

А теперь традиционные вопросы.

Какими видами творчества вы занимались в детстве?

Почему именно на них пал выбор?

Чей это был выбор? Ваш или родителей?

Как вы выбирали профессию? Чем был обусловлен ваш выбор ?

Вы меняли кардинально род своих занятий?

Если да, то чем это было вызвано? Вспомните свои ощущения, эмоции. Какими они были?

А если нет, тогда что вас останавливало?

Насколько сейчас вы готовы резко изменить свою профессию? Приведите аргументы "за" и "против".

Честно себе признайтесь : насколько широк ваш профессиональный коридор?

Разбудите свое уснувшее творчество , выпустите его на свободу! Чаще вспоминайте ощущения полета независимо от профессии и статуса. Как знать, может впереди вас ждут великие открытия?

Креативность – это не единичная способность, а комплексное свойство человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы :

1. Качества интеллекта.

Беглость мышления (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций)

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например : ведущий говорит : "Спелое яблоко" - второй участник : "Апельсин зелёный" - третий : "Оранжевый шарф" и т. д.

Гибкость (разнообразие порождаемых идей)

Упражнение «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАРТИНКИ»

волнистой линией оказываются и горы и волны моря и даже спина дракона.

Оригинальность (способность к нахождению неочевидных, редких, но вместе с тем адекватных идей).

Максимальное расширении видения проблемного поля, поиске неочевидных вариантов решений.

При этом активно задействуется воображение, ассоциативное мышление, способность к рекомбинации (представление известного в новых, необычных сочетаниях) .

Упражнение»Придумай»

Инструкция : Придумайте новое применение предметам :

Альбом для рисования,

Смешавшийся пластилин

Лопнувший воздушный шарик,

Перегоревшая лампочка,

Пустой стержень от ручки.

2. Качества личности.

Упражнение «Перекинь мяч»

Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание : как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

Важнейшее из этих качеств – это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при этом тревоги, смел, любознателен, игрив. Зачастую такие люди внешне напоминают «больших детей» . С креативностью слабо совместима излишняя «серьезность» , отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам. Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а не обладающий этим качеством – продолжает жить «по старинке» , упорно не замечая происходящих изменений.

3. Ценностные ориентации.

Такой человек - Окружающий мир интересен ему сам по себе, а не только как средство удовлетворения каких-то личных потребностей. Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.

Существует 7 признаков креативности :

Оригинальность,

Фантазия

Эвристичность

Чёткость

Активность

Чувствительность

Сконцентрированность

9. Притча «Лучик солнца»

Однажды луч сказал солнцу :

Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, - разрешило солнце. - Этот огонь поможет человеку стать великим творцом . Только выбери лучшего из людей. Луч прилетел на Землю и подумал : «Как же узнать, кто из людей лучше?»

Тут он услышал грустные мысли парня : «Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит».

У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! - воскликнул луч и подарил человеку свой огонь.

Вспыхнул солнечный огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Он взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» - обрадовалась девушка и поцеловала его. Потом парень так покрасил дом, что заказчик пришел в восхищение : «Я думал, вы маляр, а вы - настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства»! И парень стал известным художником.

Луч вернулся к солнцу и виновато сказал :

Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку.

Ты поверил в человека, - радостно ответило солнце. - А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды.

III. Практическая часть.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов через использование психотренинговых информационно-практических занятий. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества : гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.

1. Упражнение «Арка»

Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание : изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения :

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

2. Упражнение «Сочиняем стихи»

Дано начало стихотворение , нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут) :

Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак…

Вместе с мужем мы собрались, Выйти вдруг куда - нибудь…

Весной везде повсюду лужи, В ручьях кораблики плывут…

Я решила похудеть, Села на диету…

После смены я решила Быстренько уйти домой…

Всех решила удивить, И французский суп сварить…

Родители, часто сердясь и бранясь, С ребенком теряют душевную связь…

Арттерапия «Рисунок музыки» . (Коллективная работа) .

Психолог включает расслабляющую музыку, а затем предлагает педагогам изобразить на листе бумаги, карандашами или красками те ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.

3. Упражнение «Творческая жизнь »

Материалы : бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание : сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога , определить и записать качества творческого педагога . Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь » .

10. Видеоролик «Три упражнения на развитие правого полушария » .

IY. Заключительная часть

1. Упражнение «Солнце»

Цель : снятие напряжения, позволяющая раздвинуть границы и «освежиться» на лоне природы, внутренне собраться и обрести новые силы.

Представьте себя на пляже, на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из-за воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру.

Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца . Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.

2. "Открытка коллеге" (упражнение)

Даны ключевые слова : ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге, сидящему слева от вас.

3. Упражнение «Мешочек пожеланий»

Педагог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники достают из него по одному предмету. Начиная со слов : “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».

  • 5. Методы и организация педагогического исследования
  • Глава 2 философские основания современной педагогики
  • Кризис современной педагогики и поиски путей его преодоления
  • 2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
  • 3. Идеи гуманизма как основа современной педагогики
  • 4. Гуманизация образования как социально-педагогический принцип развития системы образования
  • Глава 3 социализация и воспитание
  • Сущность социализации
  • Механизмы социализации
  • 3. Классификация и общая характеристика факторов социализации
  • 4. Этнические особенности и их роль в социализации
  • 5. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни
  • 6. Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации
  • 8. Общество сверстников как фактор социализации
  • Глава 4 педагогическое взаимодействие
  • 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.
  • 3. Стратегии педагогического взаимодействия
  • 4. Феномены педагогического взаимодействия
  • 5. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия
  • 7. Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия
  • Глава 5 педагог: профессия и личность
  • 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
  • 2. Профессиональные качества педагога
  • 3. Творчество в педагогической деятельности
  • 4. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
  • Раздел 2 теоретические основы обучения
  • Глава 6 обучение как составная часть педагогического процесса
  • Концепции развивающего обучения
  • 3. Концепции, ориентированные на психическое развитие
  • 4. Концепции, учитывающие личностное развитие
  • 5. Развитие психических функций в обучении
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 7
  • Сущность содержания образования и его компоненты
  • 2. Теории формирования содержания образования
  • 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
  • 4. Государственный образовательный стандарт
  • 6. Учебные программы и учебная литература
  • Контрольные вопросы
  • Глава 8 эволюция методов обучения и их классификация
  • Понятие метода обучения
  • Эволюция методов обучения
  • 3. Классификация методов обучения
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 9 методы обучения
  • Методы организации учебно-познавательной деятельности
  • 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
  • 3. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 10 формы организации обучения
  • Понятие о формах организации обучения
  • Виды учебной деятельности учащегося
  • Формы организации текущей учебной работы
  • 4. Внеурочные формы организации текущей учебной работы
  • 5. Правила выполнения домашних заданий
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава II средства обучения
  • Понятие о средствах обучения и их сущность
  • Средства обучения на уроке
  • 3. Средства обучения на уровне предмета
  • 4. Сочетание средств обучения на уроке
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 12 технологии в обучении
  • Технология обучения как социальная технология
  • Что такое технология?
  • 3. Применение технологий в образовании
  • 4. Психолого-педагогические основы технологизации обучения
  • Глава 13 системы развивающего обучения, используемые в школе
  • Система л. В. Занкова
  • 2. Система д. Б. Эльконина-в. В. Давыдова
  • 3. Что нового в этих системах?
  • Контрольные вопросы и задания
  • 3. Творчество в педагогической деятельности

    Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 670). Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

    Выделяют несколько уровней инноваций:

      открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

      изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

      педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

    В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для по лучения наилучшего в данных условиях результата.

    Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов; педагогического профессионального и социального опыта.

    Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

    Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

    Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

    Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя се к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности.

    В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

    Уровни педагогического творчества. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

    корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.

    2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

    3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

    4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

    Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

    Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.

    Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

    Признаки творческой личности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

    Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

    Условия педагогического творчества. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:

      временная «спрессованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);

      сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

      отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

      атмосфера публичного выступления;

      необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

    Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.