Зачем нам нужна история?

История, как и шахматы, учит дисциплинированно относиться ко времени, анализировать сложные ситуации со множеством обстоятельств и не отчаиваться, когда что-то не получается

Уверен, в какой бы профессии ты ни стремился реализовать себя – необходимо интересоваться опытом предшественников. Это обязательно поможет. Только так можно добиться успеха. Собственно, это и есть история. Нередко знание истории позволяет предотвратить ошибки, помогает выстраивать продуманную стратегию, владеть собой в стрессовых ситуациях. Причем это работает не только на уровне общества, но и в профессиональной жизни каждого из нас. Опыт предшественников по-настоящему обогащает, мы становимся сильнее и мудрее, когда извлекаем уроки из прошлого.

История – это концентрация опыта многих поколений. Корни устремляются глубоко, они переплетаются, расходятся в стороны. За каждым человеком можно разглядеть тысячи предшественников, цепочка уходит в глубокую древность…

Древние считали историю искусством наравне с театром, музыкой и поэзией. Конечно, со времен Геродота научные требования к историческому знанию стали строже. И все-таки познание начинается с интереса, с азарта. Как тысячу лет назад, так и в наше время.

Безусловно, изучать историю не означает знать истину в последней инстанции. Многое нам открывается в гипотезах, в дискуссии – и в этом суть процессов познания. Каждый из нас рано или поздно испытывает такую потребность – перелистать летопись прошлого, приглядеться к его картинам. Первый русский летописец задавался вопросом: «Откуда есть пошла Русская земля?» Иными словами: что было до нас? Мы видим, каким мудрым и рассудительным человеком был он – наш первый историк, как любил родную землю, как призывал к примирению, к объединению усилий ради общего блага. Только так можно выдержать испытания, выпадающие на долю страны.

В смутные времена нам навязывали нигилизм по отношению к нашему прошлому. В последние годы мы стали преодолевать эту болезнь. Пришло понимание: нельзя отрываться от корней. В мире есть силы, которым выгодно представить историю России в искаженном ключе. Сегодня развернута настоящая информационная война против нашей страны. Такого накала русофобии у правящей элиты на Западе я не видел даже в годы холодной войны. И если мы не будем внимательно изучать прошлое, если не будем знать свою историю, нам обязательно навяжут ее искаженную трактовку.

Мы не должны забывать, что нам есть чем гордиться. Наш народ построил и защитил великое государство. Немало народов за это время попросту исчезли, не смогли устоять в войнах, немало государств исчезло с политической карты мира. А наши отцы и деды защитили страну в самой жестокой войне – Великой Отечественной. Для нас священна память о павших, о бойцах, командирах и тружениках тыла, не пожалевших жизни в той войне. Думаю, в школе нужно уделять как можно больше внимания истории нашего народа – начиная с истории семьи, с рассказов о родных дедах и прадедах.

Образ будущего нашей страны я могу представить лишь при внимательном и вдумчивом отношении и к нашему историческому наследию, и к природе, которая нас окружает. Завтрашний день принесет новые открытия. Быть может, они помогут точнее исследовать археологические находки, и мы получим новые, более подробные сведения о далеком прошлом.

Но успех приходит только к тому, кто овладел знаниями. С познания все начинается. В детстве нас привлекают приключения, тайны, мы стараемся представить себе, как выглядели наши далекие предки, как защищали свою землю, как осваивали пространства, строили свою жизнь.

Знать прошлое своей страны, своего города, своего народа и прошлое человечества – что может быть важнее? Знать своих предшественников, в том числе и далеких, знать, какие цели они ставили перед собой, какую систему ценностей исповедовали, – с этого стремления начинается осознанный патриотизм. Это единственный способ обогатить свой разум опытом предшествующих поколений. Именно в прошлом нередко кроются ответы на вопросы, которые задает нам настоящее. И главное, чему учит история, – что в нашей жизни нет ничего важнее и дороже, чем мирное развитие, чем просвещение. А основа основ – это школьное просвещение, домашнее, семейное воспитание, с которого каждый из нас начинает свой путь в профессию.

Анатолий КАРПОВ, депутат Госдумы, многократный чемпион мира по шахматам

В современном мире правят информационные технологии. Иногда кажется, что роботы и гаджеты скоро заменят людей. Но, все-таки, пока что не создан такой робот, который смог бы быть совершенней человеческого мозга. Есть огромное количество сфер, где ни один робот не сможет заменить человека. Люди понимают, что нужно получать хорошее и качественное образование. Современная молодежь прекрасно осознает, что получение образования заключается не просто в получении диплома как документа, а именно в постижении новых знаний, выработке умений и навыков, которые пригодятся в жизни и в будущей профессии. И очень здорово, что сегодня прослеживается такая тенденция. Если каждый школьник, студент будет добросовестно учиться и стремиться к знаниям, будет честно (без списывания) сдавать контрольные и экзамены, то тогда у нас будут специалисты высокого уровня профессиональной подготовки. А это повлечет прогресс во всех сферах: и в социальной. и в экономической.

Мнение о необходимости изучения всеобщей истории

Всеобщая история - одна из дисциплин, которую изучают школьники и студенты гуманитарных вузов. Некоторым может показаться, что учить далекое прошлое незачем, но это совершенно не так. Сейчас я перечислю причины, по которым историю нужно изучать:

  • знание всеобщей истории позволяет выработать аналитические способности. Изучая прошлое, мы анализируем причины и последствия тех или иных событий, решений, войн и так далее;
  • знание всеобщей истории очень полезно для людей, которые хотят заниматься политикой. Исторические процессы цикличны и повторяются. Знание истории поможет принять правильное решение политику и избежать ошибок прошлого;
  • знание истории позволяет людям трезво оценивать свою современную жизнь. Изучая, как люди жили в прошлом, мы перенимаем их опыт;
  • изучение истории тренирует память, учит мыслить разносторонне, способствует общему развитию человека.

Вот лишь некоторые причины, по которым нужно изучать историю. А вообще, один умный человек сказал, что люди, которые не знают своего прошлого, не имеют и будущего. Стоит задуматься.

Зачем нам изучать Историю?

На этот вопрос учителю истории приходится отвечать практический каждый день и ученикам, и родителям и даже другим учителям, заучам школы. И действительно для школьников изучение многих других предметов понятно. Например понятно , что математику и русский язык надо учить потому что без них не получишь аттестат (обязательные). Физику, химию и информатику надо изучать по крайне мере тем, кто собирается заниматься техническими или естественно-научными направлениями (а таких сейчас не мало). Обществознание надо изучать гуманитариям и вообще всем потому, что мы все будем жить в современном обществе и должны понимать основы его функционирования. Английский надо изучать всем потому, что мы живем в взаимодействуем в глобальном мире, который регулярно становиться все теснее хотим мы этого или нет.

А вот зачем изучать Историю?

Ведь практический никто не собирается сдавать этот предмет на ОГЭ или ЕГЭ для вуза, а обязательным его так пока не сделали, хотя сегодня опять говорят, что его обязательно введут с 2019 года. Кому интересно, что произошло тысячу или даже 100 лет назад? Зачем нам запоминать эти древние имена и даты? Ведь история это вообще не наука. В зависимости от политических взглядов и культурной парадигмы (либеральной, консервативной, глобалистской) оценки исторических событий и деятелей могут в корне меняться.

Есть несколько вариантов, как отвечать на такие вопросы.

Можно отвечать на этот вопрос на основе утверждения, что история это важная для человеческого общества наука . В этом учителю может помочь большое количество высказываний мыслителей и деятелей о важности истории. Например:

    Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. Ломоносов

    Я не знаю другого способа судить о будущем, кроме как по прошлому - Патрик Генри

    История повторяется, это один из ее недостатков - К. Дарроу

    История - неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. А. Монтерлан

    Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь . - Д. Сантаяна

    Всеобщий закон - закон законов - это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого? - У. Уитмен

    Отними у народа историю - и через поколение он превратиться в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом. - Йозеф Геббельс

    История это самый лучший учитель у которого самые плохие ученики - Индира Ганди.

На самом деле эти высказывания говорят, что прошлое и будущее человечества неразрывно связано историческим процессом. Предметом изучения истории является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Сейчас мы хорошо знаем, что наши представления о прошлом могут значительно меняться. Эти изменения в обществе могут происходить очень медленно. Иногда это могут быть сотни и тысячи лет. Таким образом процессы, которые влияют на нас сегодня, начались сотни и тысячи лет назад и могут развиваться еще не одно столетие.

Этот временной исторический процесс отражен на рисунке. То, что мы имеем сейчас в настоящем , есть результат влияния явлений и процессов, происходивших в прошлом и большинство этих процессов, не закончилось, а продолжается сейчас и будет влиять на наше будущее, создавая различные варианты его развития. Поэтому, чтобы понять будущее и спланировать какие-то действия по его изменению, мы часто должны вернуться к истокам этих процессов столетия назад.

Хорошо в свое время сказал Воланд Берлиозу в романе «Мастер и Маргарита». «Для того чтобы управлять миром, человек должен иметь план и возможность его исполнения хотя бы на минимально короткий отрезок времени - тысячу лет» Это и есть средняя продолжительность исторических процессов. Например 1.5-2 тысячи лет, это обычный исторический цикл развития локальной цивилизации, если ее не задавили извне.

Таким образом, если человек не знает прошлого и не может его проанализировать, он не может понять ни свое настоящее, ни будущее. Он как невежественный бык, привязанный за нос кольцом. Цепочка намоталась на колышек и теперь огромный бык стоит недвижим и не может сообразить причину своей остановки и муки. Не может понять, чтобы освободиться , ему надо двигаться назад.

Хороший пример. Задумывались ли вы когда нибудь, в каком историческом укладе мы сейчас живем? В свое время Маркс и Энгельс насчитали 5 общественно-экономические формаций через которые проходило человечество: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и социализм (который не был до конца реализован). Как можно назвать общественно-экономический уклад современного информационного, постиндустриального общества? Можно назвать это капитализмом? или это уже какая-то новая переходная форма от капитализма к новому общественному укладу XXI века? (как в XVII-XVIII вв развивалась переходная форма от феодализма к капитализму) Можно ли сказать что сейчас мы наблюдаем схожие переходные революционные процессы, как в XVII-XVIII вв, что и делает наши общественные отношения неустойчивыми и колеблющимися между старыми и новыми тенденциями? (ломка старых общественных отношений, выработанных столетиями, создание нового уклада) Таким образом изучив переходные процессы XVII-XVIII вв, мы можем гораздо лучше понимать и оценивать то, что происходит сейчас и что может быть завтра? Над такими вопросами и работают аналитических институтов по всему миру. И несмотря на все это люди плохие ученики, а история плохой учитель для человечества. Люди готовы отбросить исторические уроки, во имя своих сиюминутных, меркантильных целей. Почему-то человеку всегда кажется, что именно с ним все будет по другому, его ситуация совсем не такая как у других. Однако история - неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. И хорошо бы знать узловые точки и общий сценарий этой пьесы .

Историк также может отвечать на этот вопрос с позиции нашего государства.

Государство (и на самом деле все общество в целом) заинтересовано формировании гражданской идентичности людей выходящих из школы и вступающих в полноценные права граждан нашего общества. Эта гражданская идентичность состоит из многих компонент, включая историко-географический образ нашего государства (как мы стали такими , какие мы есть, в чем наши особенности), освоение общекультурного наследия России и ее места в общемировом наследии, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности и знание истории своего этноса, уважение и принятие других народов их истории

В современных условиях тотальной информационной войны, человек не имеющий такой идеологический базы, становится ее жертвой и игрушкой манипуляций, не умея отличать исторические факты от профанаций и фейков. В этой информационной войне история используется как оружие и человек не знающий истории подобен здесь солдату сидящему в окопе без патрон против наступающих врагов. Эту проблему хорошо показали последние события на Украине и их отражение в Европе и Америке.

Именно поэтому наше государство и общество включают историю в обязательное ЕГЭ, давая нашей молодежи возможность защитить свое сознание от манипуляций в условиях информационной войны.

Однако трудно ожидать, что какой-то или оба приведенных аргумента убедят современного ученика, который сфокусирован на своем ближайшем окружении и ближайших планах и далек от глобальных картинок. Поэтому я бы хотел предложить несколько других аргументов, на мой взгляд более приемлемых для современного ученика...

Можно отвечать на этот вопрос с точки зрения важности изучения истории для формирования самосознания и идентичности личности ученика.

Подростковый возраст является важным этапом формирования самосознания человека, осознания своих особенностей. Самосознание (Я-концепция) представляет собой совокупность всех представлений человека о себе. Они включают в себя Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее , а также Я-реальное (каким я являюсь в настоящее время) и Я-идеальное (каким я хотел бы и должен стать) . Кроме того у подростка формируются моральные, нравственно-этические нормы, которые ложатся в основу его Я-идеальное - концепции. Эти нормы формируются в результате личностно-интимного общения в семье и в школе. Однако для полного формирования этих норм узкого круга общения подростка недостаточно. Необходимо гораздо больше разнообразных примеров ситуаций поведения людей, на основе которых подросток принимает и строит свои нормы. Эти примеры ситуаций подросток сегодня может взять из средств массовой информации(включая интернет), художественной литературы и из истории.

Здесь возникают проблемы. Наши СМИ в основном фокусируются на сенсационных и негативных новостях и патернах поведения, при этом отодвигая позитивные потерны поведения на второй план, создавая у человека (особенно молодого и неокрепшего) искаженную картину мира и систему ценностей.

Художественная литература включает много положительных образов. Однако все эти образы не реальные, живые люди, а типологические образы смоделированные писателями. Таким образом эти образы и ситуации в которых они действуют явно смоделированные и отходят от действительности, что ограничивает возможность принятия их со стороны школьников.

Изучение истории дает подросткам богатый материал с реальными людьми, проступками и ситуациями, происходившими в нашем обществе на протяжении веков. Несмотря на то, что далеко не все ситуации можно переложить на сегодняшнее время, исторические ситуации серьезно расширяют окно возможных решений для современных подростков. Оказывается, что у человека могли быть совершенно другой набор ценностей, не как сейчас, у разных народов и времен были разные обычаи и жизненные установки. В тоже время может удивить, что есть ценности для всех народов, которые не меняются на протяжении тысячелетий

Например одна из них это проблема отцов и детей. В 720 г до н.э. Гесиод писал: "Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!". Ничего не изменилось в извечной проблеме отцов и детей до сих пор.

Таким образом знакомство с историей в интересах школьника. Оно позволяет подростку расширить набор ситуаций и норм поведения для анализа и формирования самосознания и самоопределения в важный для него период. Если он этого не делает, то уподобляется таракану, который сидит в банке и не хочет выползти наружу, хотя крышка уже снята.

Однако историк может использовать и более простой и действенный аргумент. История может рассматриваться как интереснейший детектив, увлекательный для прочтения. Причем иногда реальные повороты, которые встречаются в истории намного круче любых придуманных писателями сюжетов. А загадки истории захватывают людей не меньше чем детективы и романтические истории.

Когда историк начинает раскапывать какую-то историческую проблему он сталкивается гораздо с большими трудностями, чем детектив взявший новое дело и приехавший на место преступления. Детектив в подавляющем числе случаев может найти и допросить свидетелей (прямых и косвенных - свидетель кому-то что-то говорил), историк обычно не имеет живых свидетелей. (они умерли сотни и тысячи лет назад) Все что от них осталось это какие-то исторические источники, в которых они описывают события, в какой-то мере, и историк не может спросить их - "а что вы имели в виду вот в этом месте?" (а источники были написаны на древнем, часто мертвом языке, людьми сознание и интересы которых мы плохо понимаем и переписаны за это время много раз, каждый раз теряя часть информации). Иногда даже никаких исторических источников о событии не осталось. Это был или до-письменный период, или язык источника еще не расшифрован или отложенные источники не дошли до нашего времени.

Детектив может прийти на место события, сделать следственный эксперимент и картина события становится более или менее ясной. Историк обычно не может сделать такого, потому, что место события неизвестно (например до сих пор ищут конкретное место, где произошла знаменитая Куликовская битва) или оно уже изменено - городов уже нет, здания разрушены, а на этом месте построено, что-то новое, исторический ландшафт изменен. Можно попытаться извлечь что-то из этого места с помощью археологии, датировки дендрологической и радиоуглеродной датировки. Однако возможности археологии самой по себе очень ограничено. Счастье, когда археологические и письменные источники дополняют друг друга.

Еще историк может применить лингвистические методы, привлечь современную генеалогию и другие науки, проанализировать собранный этнографический материал. Однако это все сырые методы, не дающие однозначных и непререкаемых ответов.

Таким образом задача разобраться в событии является гораздо более трудной для историка, чем для современного детектива. Хорошо сказано - История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить. В. Верховский И это задача может быть загадочной и увлекательной не только для профессионального историка, но и для любого школьника, который заинтересовался каким-то фактом и хотел бы разобраться в событиях прошлого и его связях с настоящем. Причем чем дальше событие отстоит от нашего времени, тем эта задача становиться более сложной и неоднозначной. Именно поэтому можно видеть, что у историков нет единого мнения по многим проблемным вопросам истории. Может быть несколько точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. Причем в любой момент может открыться какой-то новый неизвестный ранее исторический источник, который изменит весь расклад сил и мнений о событии. Вот такая вот особенная и валатильная наука - История. И уже на это накладывается особенности политического момента и идеологических интересов правящей элиты государства. Как сказано: "История - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее историкам ".

В настоящее время все больше и больше людей непрофессионалов увлекаются историей. Активно развивается движение исторических реконструкторов всех эпох. Все больше проводятся фестивалей. Уже существуют постоянные тематические постоянные поселения, куда можно приехать пожить на выходные или в отпуск. Открываются детские лагеря реконструкторов.

Все большее число энтузиастов интересуются альтернативной историей, ездят самостоятельно в экспедиции и ставят все больше и больше вопросов профессиональным историкам. В этом году состоялся первый научный диспут между египтологами-представителями официальной науки и энтузиастами лаборатории альтернативной истории "Супертехнологии против меди и камня ".


Активно развивается энтузиастами экспериментальная археология. Теперь мы лучше понимаем, что могли сделать древние люди своими орудиями и как они их делали.


Сегодня есть возможность включиться в увлекательный процесс изучения и открытия истории для любого желающего, начиная от школьника до взрослого. А начать это можно с обычных школьных уроков, дополнительных вопросов и диспутов по интересным и проблемным темам. Приходите, будем разбираться!


Изучение истории подобно путешествию во времени. Человек как будто перемещается между важными и значимыми событиями нашего мира. Это не только интересно, но и бесконечно важно. Почему же? В этом блоге сейчас и узнаем.

Самое главное: это понимание этого мира. Как человек смог достичь той точки развития, в которой находимся мы сейчас. Какими способами он этого достиг?
Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.

На просторах Интернета ходит фраза:
„История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. Чтобы расширить свой личный опыт, обогатив его опытом предыдущих поколений. Знание истории даёт возможность выстроить стройную систему понятий, целостную картину мира, осознать взаимосвязь событий и явлений. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.”

История нужна для:
1. Учения на ошибках предков. Все плохие моменты истории мы воспринимаем и стараемся не допускать тех же ошибок, стараемся повернуть нынешнею жизнь в лучшую сторону. Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

2. Перенимания опыта во всём. В науке, жизни, общении и многом другом. Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Нужно изучать историю, чтобы обдумывать события, анализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разбираться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.

3. Общего развития человечества. История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. Нужно изучать историю, чтобы развивать память, мышление, правильно обрабатывать и воспринимать информацию, развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.

Мы используем изобретения прошлого, говорим на языках, придуманных в прошлом, мы развиваемся дальше благодаря знанию прошлого. Изучение разницы между прошлым и настоящим помогает нам правильно понимать современный мир и продвигать его дальше.

Основоположником и создателем первой книги об истории является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век до нашей эры). Его книга – «История», описывала хронологическую последовательность событий. Древние греки называли её «magistra vitae» – «наставница жизни». Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Испанский писатель Мигель Сервантес отмечал: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего» . Русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти» .

В приведенных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и предвидеть будущее. Но в чём состоит прямая выгода от знания истории, зачем запоминать даты сражений, изучать факты и события прошлого, искать их причинно-следственную связь? Всё это можно сформулировать в одном вопросе – зачем изучать историю?

Существует целый ряд традиционных ответов на данный вопрос.

  1. Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком.
  2. Знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошёл народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
  3. Проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить ошибок в будущем.
  4. Политические деятели, строя политику государства, берут уроки жизни наших предков и стараются не допускать их ошибок.
  5. Творческие люди обращаются к прошлому, чтобы создать произведения искусства или найти новую идею.
  6. Изучая историю наших предков, важно осознавать роль нашей страны в мировом цивилизационном процессе.
  7. Каждая страна имеет свою историю, историю неудач и героических свершений, уникальную историю, не похожую на историю развития других стран.
  8. Анализируя историю, человечество устанавливало причины и последствия событий и явлений, что позволяет ему не допускать этих ошибок в будущем.

Все эти ответы правильные, но известно и другое – «история учит тому, что она ничему не учит» . Новые поколения людей совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, из-за недостаточного знания уроков истории. Но для этого следует найти обоснованный ответ на вопрос – зачем мне учить историю?

Для начала несколько наблюдений

1. Знатность дворянского рода во многом определяется его родословной. Безусловно, к этому следует добавить и свершённые деяния, подвиги, но древность рода имеет наибольшую ценность. Родословное дерево позволяет не только сохранить память о знатных предках, но и доказать происхождение рода. Получается следующая картина: чем далее уходит память о предках, тем более уверенно чувствует себя потомок. Такой же принцип в технике – чем ниже центр тяжести, тем более устойчивой является система.

Родословное (генеалогическое) дерево Романовых и устойчивость системы

2. Утверждение своего превосходства некоторые государства пытаются осуществить опять же за счёт древних предков. В фашистской Германии родословную немцев возводили к древним ариям – народам Древнего Ирана и Древней Индии (II…I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. В расистской литературе арии (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой.

Есть и современные примеры. Существует утверждение о том, что «самая древняя на земле украинская нация», возникла 40 тыс. лет назад и ещё в середине I тыс. до н. э. создала государство «Великая Украина». Однако до 90-х годов XIX века, когда представители небольшой группки радикальных националистических партий в Галиции провозгласили себя «украинской нацией», история ничего не знала о существовании такого народа, как «украинцы».

История «Великой Украины» поражает читателей своим величием. «Укры» громили армии персидских царей. «Древние украинцы» успешно противостояли армии Александра Македонского, которая якобы пыталась захватить полуостров «Украйинэць» (Крым), захватить «украинские» города и порты. «Великая Украина» после долгой борьбы разгромила захватчиков. Затем «гордые укры» успешно противостояли римским легионам. «Украинцы» якобы и были «истинными ариями». Их столицей в древности был «Арийград», а правил ими «Арийслав». В целом получается, что Гитлер и его идеологи «обокрали» историю «Древней Украины».

3. В последнее время пытаются изменить итоги Второй мировой войны, утверждая, что её выиграли США, а не СССР. Один из доводов – США обеспечили победу СССР поставками по ленд-лизу. Реальные факты — поставки ленд-лиза составляли 4% от затрат СССР, и к тому же вся эта помощь была оплачена золотом.

Несмотря на наличие множества свидетельств, документальных и научных подтверждений, иногда ставятся под сомнение такие исторические факты, как Холокост, геноцид армян. Не в силах полностью опровергнуть реальность этих событий, авторы «альтернативных теорий» ставят под сомнение или фальсифицируют незначительные исторические свидетельства, например, отдельные документы, цифры или фотографии. Ввиду невозможности полного опровержения этих событий, целью таких фальсификаций является отказ от восприятия этих фактов, попытка заронить зерно сомнения в их правдивости.

В истории Украины о войне 1812 года говорится о казацком ополчении, которое не поверило, что Наполеон освободит Украину, и собрало против него 70-тысячное войско, которое прогнало узурпатора. В одном из учебников заключительный параграф о войне 1812 года так и называется: «Преследование французов украинскими войсками».

По утверждению В. Ключевского, «история не учительница, а надзирательница… она ничему не учит, а только наказывает за не выученные уроки» .

Наиболее полный ответ на вопрос «зачем изучать историю» приведен в повести «1984» Джорджа Оруэлла.

«Кто управляет прошлым, – гласит партийный лозунг, – тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». И, однако, прошлое, по природе своей изменяемое, изменению никогда не подвергалось. То, что истинно сейчас, истинно от века и на веки вечные. Всё очень просто. Нужна всего-навсего непрерывная цепь побед над собственной памятью…

… в применении к члену партии – благонамеренную готовность назвать чёрное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не только назвать: еще и верить, что чёрное – это белое, больше того, знать, что чёрное – это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе. Для этого требуется непрерывная переделка прошлого, которую позволяет осуществлять система мышления, по сути охватывающая все остальные и именуемая на новоязе двоемыслием.

Переделка прошлого нужна по двум причинам. Одна из них, второстепенная и, так сказать, профилактическая, заключается в следующем. Партиец, как и пролетарий, терпит нынешние условия отчасти потому, что ему не с чем сравнивать. Он должен быть отрезан от прошлого так же, как от зарубежных стран, ибо ему надо верить, что он живет лучше предков и что уровень материальной обеспеченности неуклонно повышается. Но несравненно более важная причина для исправления прошлого – в том, что надо охранять непогрешимость партии. Речи, статистика, всевозможные документы должны подгоняться под сегодняшний день для доказательства того, что предсказания партии всегда были верны. Мало того: нельзя признавать никаких перемен в доктрине и политической линии. Ибо изменить воззрения или хотя бы политику – это значит признаться в слабости. Если, например, сегодня враг – Евразия (или Остазия, неважно, кто), значит, она всегда была врагом. А если факты говорят обратное, тогда факты надо изменить. Так непрерывно переписывается история. Эта ежедневная подчистка прошлого, которой занято министерство правды, так же необходима для устойчивости режима, как репрессивная и шпионская работа, выполняемая министерством любви.

Изменчивость прошлого – главный догмат ангсоца. Утверждается, что события прошлого объективно не существуют, а сохраняются только в письменных документах и в человеческих воспоминаниях. Прошлое есть то, что согласуется с записями и воспоминаниями. А поскольку партия полностью распоряжается документами и умами своих членов, прошлое таково, каким его желает сделать партия. Отсюда же следует, что, хотя прошлое изменчиво, его ни в какой момент не меняли. Ибо если оно воссоздано в том виде, какой сейчас надобен, значит, эта новая версия и есть прошлое и никакого другого прошлого быть не могло. Сказанное справедливо и тогда, когда прошлое событие, как нередко бывает, меняется до неузнаваемости несколько раз в год. В каждое мгновение партия владеет абсолютной истиной; абсолютное же очевидно не может быть иным, чем сейчас. Понятно также, что управление прошлым прежде всего зависит от тренировки памяти. Привести все документы в соответствие с требованиями дня – дело чисто механическое. Но ведь необходимо и помнить, что события происходили так, как требуется. А если необходимо переиначить воспоминания и подделать документы, значит, необходимо забыть, что это сделано. Этому фокусу можно научиться так же, как любому методу умственной работы.

Вывод простой – прошлое неизменно, но меняя содержание источников информации о прошлом, замалчивая некоторые события, можно изменять сознание, жизненные установки, принципы существования целых народов. Для этого всегда требуется время 20…40 лет для достижения устойчивого результата. История, вернее толкование истории – один из основных приоритетов управления человечеством. Знание – сила, но незнание сила ещё большая. У каждого человека в жизни есть своя индивидуальная задача, вернее ряд последовательных задач, имеющих нарастающую сложность. Каждый выбирает свой путь, и для этого необходимы точные ориентиры – откуда ты пришёл, а самое главное – куда ты идёшь.

История – это фундамент, на котором строится настоящее и будущее. И если фундамент лёгкий, то и дом легко разрушить ураганам и штормам современной цивилизации. А для достижения высоких целей требуется устойчивый фундамент и понимание происходящего не в калейдоскопе мелькающих событий, а в кропотливом выкладывании мозаики жизни из мировых событий. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от выбранной профессии.

Как изучать историю

Вначале любого пути, изучения любого предмета следует точно определить цель данного занятия. Чем более далека поставленная цель, тем более точно происходит движение к ней. Относительно истории существует множество определений.

  1. История – это действительность в её развитии, движении, включая законы истории и основные теории исторического развития цивилизации.
  2. История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества: история Древнего мира, история Средневековья, современная история.
  3. История – это наука о развитии какой-нибудь области знания: естественная история, история географических открытий, история воздухоплавания и др.
  4. История – это последовательная череда событий, сохранившаяся в памяти: история моей семьи, исторические события для страны, в которой живу.
  5. История – это рассказ, повествование о происшествии, событии – очень трудно попасть в историю, гораздо легче в неё вляпаться.

Безусловно, для каждого человека, история родного края наиболее близка и понята. Проследить связь истории с сегодняшним днём гораздо проще на конкретных примерах, окружающих нас. Названия городов, улиц, памятники, праздники, легенды и многое другое являются следствием прошлых событий. Изучение истории Донецкого края в периоде активного формирования, предпочтительно выполнять путём «личного общения со стариной», поиска подтверждений исторических событий, их оценки. Для этого потребуется изложение определённых фактов, понимание основных событий мировой истории и многое другое для того, чтобы понять настоящее и определить характер людей Донбасса.

Чем далее мы удаляемся от рождества Христа, тем больше событий происходит. В 60-х годах прошлого столетия историю учить было гораздо легче, во всяком случае, короче. Насыщенность событиями в современном мире возрастает, узнать про все события, запомнить их, проанализировать, сделать выводы становится практически невозможным. Как быть в этом случае? Стоит ли запоминать даты, фамилии, биографии? Предложение простое – необходимо научиться вспоминать историю и обращать внимание на подсказки судьбы.

Для этого следует понять методологию изучения истории и использовать её по мере необходимости, при появлении вопросов, вроде бы и не связанных с современной жизнью. Почему именно так называется город, улица, кто там живёт, чем занимается, что происходило в этом месте – ответы на эти вопросы определяют не только настоящее, но и открывают будущее. Только этому необходимо научиться, научиться понимать основные методы работы историка, а главное, использовать их в своей жизни.

Основной проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической письменности вплоть до совсем недавнего времени. Устойчивые письменные свидетельства существуют с XV века. И в этом плане Донбассу повезло. Начало бурного развития промышленности в Донбассе происходит в конце XIX — начале XX веков, и письменных источников в виде документов, распоряжений, газет, фотографий, рассказов настолько много, что следует научиться выбирать самое главное. Кстати, постарайтесь отметить, что запоминается из прочитанного, увиденного – это определяет ваши интересы и способности.

Кратко вспомним об основных источниках исторических знаний. И не забудем основное свойство каждого исследователя – умение задавать вопросы, среди которых главным чаще всего является – «зачем».

В истории есть факты бесспорные и сомнительные сведения. Для того, чтобы найти истину, историки в этом случае стремится привлечь как можно более широкий круг источников. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

  1. Письменные : летописи, хроники, указы, законы, исторические сочинения, научные труды, мемуары, газеты, журналы, а сейчас и интернет-ресурсы.
  2. Вещественные : орудия труда, одежда, оружие, предметы быта, украшения, жилища, монеты. К вещественным источникам относятся и произведения искусства: фрески, статуи, мозаика, книжная миниатюра, памятники архитектуры. Ценные сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати - сфрагистика.
  3. Этнографические : состав, расселение, обычаи и традиции, занятия и образ жизни народа.
  4. Устные (фольклорные): легенды, сказания, мифы, песни, пословицы, поговорки, загадки. Изучает эти источники фольклористика.
  5. Лингвистические : названия рек, городов, отдельные слова и язык в целом. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).
  6. Кино- и фотодокументы.
  7. Фонодокументы.

По мере развития человечества увеличивается количество исторических источников. В XIX — начале XX веков возникли фотография, звукозапись, кинохроника, во второй половине XX века появились документы на электронных носителях.

В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они нуждаются в расположении их по степени значимости и влиянию на ход истории. Важно научиться рассматривать события как звенья определённой цепи, протянувшейся из прошлого к настоящему. Изучать историю можно не только в архивах, музеях и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших воспоминаниях. Надо только иметь желание приобщится к её таинственному и увлекательному содержанию.

С прошлым мы связаны тысячами неразрывных нитей. Из этих нитей соткан, по сути, ковёр настоящего. С прошлым мы встречаемся не только на страницах исторических трудов, но и в повседневной жизни.

«Любое знание должно иметь практический смысл. История сегодня представляется наукой о прошлом. Но смысл истории – это извлечение опыта из ошибок. Смысл в изучении истории есть тогда, когда она представляется циклической. Только в этом случае в прошлом можно видеть будущее, а не набор анекдотов. Только в этом случае история становится наукой о будущем, достойной изучения».

С.Б. Морозов, «Тайна вечной жизни»

И ещё хотелось бы присоединиться к мнению А.Р. Федонина:

«Мне хочется доказать, что история – не сплошная бунтология, она, как радуга, многоцветна, разнообразна и, следовательно, интересна».