На основе изучения истории Европы, Вильфредо Парето сформулировал теорию циркуляции элит: постепенно элита, которой принадлежит власть, деградирует – ей на смену приходит новая контр-элита … Через некоторое время цикл повторяется.

Деление на способную к управлению «элиту» и «контр-элиту» Вильфредо Парето считал «… существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Вера в прогресс или эволюцию бессмысленна, ибо человеческое общество обречено на циклическое движение властных структур: от правления «львов» к правлению «лис» и обратно. В понимании Парето политикой и экономикой руководят две основные группы лидеров: «лисы», способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни, а также «львы», (в указанном смысле ранее термины «львы» и «лисы» ранее использовал Никколо Макиавелли – Прим. И.Л. Викентьева) которые представляют консервативные силы, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо. Парето считал, что он живет во времена «лис» (имея в виду Италию и Францию). Политическая и экономическая сцена заполнена политически недобросовестными юристами и интеллектуалами-софистами, манипулирующими сознанием людей. Если это состояние оставить бесконтрольным, то социальное равновесие будет фундаментально подорвано. Однако он видел в истории доказательства тому, что всегда в подобной ситуации люди консервативных «львиных» качеств начинают набирать силу и отодвигают господство «лис». Они создают уверенность в том, что социальная стабильность установится, а вера, патриотизм и национальная гордость вновь заявят о себе».

Васильева Н., Вильфредо Парето: провозвестник львов, в Сб.: Восстание масс, СПб, «Мидгард», 2005 г., с. 25-26.

Вот что писал о циркуляции элит сам Вильфредо Парето:

«… феномен новых элит, которые в ходе непрерывной циркуляции, возникая в низших стратах общества, поднимаются в его высшие страты, там захватывают себе пространство и впоследствии приходят в упадок, вымываются и исчезают, представляет собой один из самых важных исторических фактов, и его необходимо принять во внимание, чтобы понять крупные социальные движения. Очень часто существование этого объективного феномена бывает завуалировано воздействием на нас страстей и предрассудков, и то, как мы его воспринимаем, существенно отличается от того, каков он в реальности.

Циркуляция, которая возносит элиты, рождающиеся в низших стратах, к вершине, а также низвергает и приводит к исчезновению властвующие элиты, в основном бывает скрыта за множеством фактов. Прежде всего, это связано с тем, что данный процесс развивается, как правило, достаточно медленно, и потому, только изучая историю за длительный период времени, к примеру, в несколько веков, можно постичь общий характер и основные линии такого движения. Современный наблюдатель, охватывающий взглядом лишь короткий период времени, не видит ничего кроме случайных обстоятельств. Он видит соперничество каст, гнет тиранов, народные бунты, либеральные требования; он замечает аристократии, теократии, охлократии, однако общий феномен, по отношению к которому все перечисленное оказывается лишь частными деталями, зачастую полностью ускользает от него. Среди иллюзий, возникающих при этом, есть те, которые встречаются особенно часто и потому заслуживают быть отмеченными. Чтобы влияние эмоций, от которых не так-то легко освободиться, когда рассматриваются конкретные случаи, не могло затемнить наши рассуждения, мы будем рассуждать абстрактно. Пусть А - это элита, находящаяся у власти; В - элита, пытающаяся оттеснить от власти элиту А, чтобы самой занять её место; С - остальная часть населения, включающая неадаптированных людей, тех, кому недостает энергии, характера, ума, одним словом - людей, оставшихся вне элиты. А и В главенствуют и стремятся заручиться поддержкой своих сторонников от С, используемых ими как орудие. Одни С были бы беспомощны, как армия без командиров; они приобретают значимость и вес только тогда, когда их возглавляют А или В. Очень часто и даже почти всегда именно В оказываются во главе их, в то время как А усыпляют себя надеждами на собственную безопасность и презирают С. Впрочем, именно В могут лучше прельстить и привлечь к себе С именно потому, что они не обладают властью и их обещания рассчитаны на более долгий срок. Однако А иногда мечтают опередить В, в надежде на то, что им удастся угодить С мнимыми уступками, не делая их слишком реальными. Если В постепенно занимают места, принадлежащие А, благодаря медленной инфильтрации, если социальная циркуляция не прерывается, то С лишаются лидеров, которые могли бы побудить их к бунту, и наблюдается период процветания. Но обычно А стремятся противодействовать этой инфильтрации, однако такое противодействие может оказаться неэффективным, порождая лишь недовольство и не давая ощутимого результата.

Если такое противодействие эффективно, то В могут захватить власть только сразившись с А и обратившись к помощи С. Когда успех окажется на их стороне, В захватят власть и начнет формироваться новая элита D, которая по отношению к В сыграет ту же роль, которую прежде играла элита В по отношению к элите А; и т. д. Большинство историков не замечает этого движения. Они описывают данное явление так, будто оно всегда оказывается борьбой одной и той же аристократии или олигархии против народа, который также все время один и тот же. На самом же деле: 1) речь должна идти о борьбе одной аристократии с другой аристократией; 2) аристократия, пребывающая у власти, непрерывно изменяется, и места, занимаемые сегодня одними людьми, спустя некоторое время будут заняты их противниками. Когда элита В приходит к власти и сменяет элиту А, дошедшую до полного упадка, как правило, наступает период высшего процветания. Некоторые историки видят в этом исключительно заслугу «народа», т. е. С. В таком утверждении верно только одно - то, что низшие классы производят новые элиты. Что же касается самих низших классов, то они не способны управлять, и охлократия не приводила никогда ни к чему другому, кроме бедствий. Более глубоко по сравнению с теми, кто привык смотреть на вещи издалека, заблуждаются люди, вовлечённые в движение и принимающие в нем активное участие. Многие индивиды, входящие в В, искренне верят, что добиваются выгоды не для себя и своего класса, но действуют на благо С и борются просто за то, что называют справедливостью, свободой, гуманностью. Эта иллюзия воздействует также и на представителей А. Среди них появляется немало людей, изменяющих своему классу, верящих, что они воюют за осуществление этих прекрасных принципов ради того, чтобы помочь бедным С, между тем как в действительности единственным результатом их усилий является помощь В в захвате власти, оборачивающейся затем новым игом для С, часто более тяжким, чем иго А. Тот, кто в конце концов понимает, каким окажется результат, порой обвиняет в лицемерии как В, так и А, твердивших, что их стремления направлены только к тому, чтобы оказать помощь С, но в целом он не прав, поскольку многих таких людей как из В, так и из А нельзя упрекнуть в неискренности. Симптомом, почти всегда предвещающим упадок аристократии, является распространение гуманистических настроений и болезненной чувствительности, отчего аристократия оказывается неспособной защитить свои позиции.

Не следует путать насилие с силой. Насилию часто сопутствует слабость. Встречаются индивиды и классы, потерявшие могущество и способность удержаться у власти, становившиеся все более одиозными из-за творимого ими насилия, при котором они наносили удары вслепую, наобум. Сильный наносит удар только тогда, когда это совершенно необходимо, и уже ничто не останавливает его. Траян был сильным и не проявлял насилия; Калигула проявлял насилие, но не был сильным. Если у живого существа пропадают чувства, необходимые ему в данных обстоятельствах, чтобы выстоять в борьбе за жизнь, то это верный признак вырождения, поскольку атрофия этих чувств в более или менее недалеком будущем приводит к вымиранию вида. Живое существо, которое не желает ответить ударом на удар и боится пролить кровь своего врага, признаёт себя побеждённым и попадает во власть противника. Баран всегда мог встретиться с волком, готовым его съесть, и если теперь он избегает такой участи, то просто потому, что человек охраняет его, как пищу для себя самого. Всякий народ, который до такой степени боится пролить кровь, что оказывается неспособным себя защитить, рано или поздно становится жертвой какого-нибудь воинственного народа. На нашей планете нет, пожалуй, ни одного клочка земли, который бы не был когда-то завоеван мечом, и на котором народы-оккупанты не удерживались бы с помощью силы. Если бы негры оказались сильнее европейцев, то они поделили бы Европу, а не европейцы - Африку. «Право» народов, называющих себя «цивилизованными», завоевывать народы, которые они именуют «нецивилизованными», выглядит совершенно смехотворно, или, лучше сказать, это право есть не что иное как сила. Пока европейцы будут оставаться сильнее, чем китайцы, они будут навязывать им свою волю, но если бы китайцы стали сильнее, чем европейцы, то позиции переменились бы, и гуманистические декларации не смогли бы воспрепятствовать вторжению армий противника. […]

Всякая элита, не готовая сражаться ради защиты своего положения, находится в полном упадке, и ей не остается ничего иного, кроме как уступить место другой элите, обладающей мужеством и твёрдостью, которых прежней недостаёт. И если такая элита верит, что провозглашенные ею гуманные принципы будут применяться к ней самой, то она просто впала в иллюзию. Победители прожужжат ей уши неумолимым vae victis (горе побежденным – Прим. И.Л. Викентьева).

Вильфредо Парето, Социалистические системы / Теоретическая социология: Антология в 2-х частях, Часть 1, М., «Университет», 2002 г., с. 269-272 и 272.

Министерство образования Российской Федерации

Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова
Кафедра управления социально-экономическими системами

Государственное и муниципальное управление

Реферат на тему

«Теория элиты В. Парето»

Выполнила : студентка

4 курса специальности

«Бизнес-информатика»

Проверил : к.э.н., старший

преподаватель кафедры управления

социально-экономическими системами

Субачев А.А.

Кострома


1. Введение (эпоха, течения)………………………………………………стр.3

2. Биография Вильфредо Парето……………………………………….....стр.5

3. Теория элиты Вильфредо Парето………………………………………стр.7

4. Заключение……………………………………………………………...стр.12

Список литературы………………………………………………………..стр.15


1 . Введение (эпоха, течения)

В конце XVIII - начале XIX века в Европе начинается становление социологии как самостоятельной науки. Это связано с глубокими изменениями в мировоззрении в обществе. Человечеству нужна была новая наука, которая дала бы ответ на многие волнующие вопросы. Так появилась социология.

Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.

Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.

Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями, были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н.Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.


2. Биография Вильфредо Парето

Наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923).

Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В.Парето в его «Трактате общей социологии», в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, но в последствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией.

Хотя большая часть жизни Вильфредо Парето приходится на XIX век, в качестве социолога и политического мыслителя он заявил о себе в самом начале ХХ столетия. Именно в этом столетии им были созданы фундаментальные труды, предпринята попытка построения грандиозной системы, которая охватила бы все наиболее принципиальные отношения между человеком и обществом. Этим замыслом Парето напоминает классических мыслителей прошлого, но его образ мыслей, используемый им инструментарий больше соответствуют ХХ веку.

Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 1864–1867 годах Вильфредо изучал в Туринском университете математику и физику. Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физико–математическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном обществе «Металлургические заводы Валь Д’Арно». Причем становится его генеральным директором. Как и Гаэтано Моска, он не избежал соблазна политики. В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще трижды он выступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони, говорил, что в политике «... шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди». В начале 90–х годов Парето резко меняет свою жизнь.

Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году стал профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу. Его так и прозвали «отшельником из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку. Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый Цезарь.

3. Теория элиты Вильфредо Парето

Вильфредо Парето говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Он называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, - писал Парето, - и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» - превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая - далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

«Допустим, - писал Парето, - что в каждой области человеческой деятельности каждому индивиду дается индекс, который служит оценкой его способностей, подобно экзаменационной оценке в школе». Например, адвокату высшего класса дается балл 10, тому, кто не сумел заполучить ни одного клиента, - 1. Нуль резервируется для полного идиота. Человеку, «сделавшему миллионы» - честным или нечестным путем, - дается 10. Тому, кто заработал тысячи, - 6. Тому, кто едва не попал в приют для неимущих, - 1; тому, кто там оказался, - 0. В конечном счете, Парето подводит к следующему свободному от ценностей определению: «совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, мы называем элитой». Это означает, что вместо таких оценок, как добрый и злой, похвальный или заслуживающий осуждения, то есть морально–этических, нужно учитывать признаки функционального характера по степени их интенсивности: слабой, средней или высокой. С легкой руки Парето функциональный подход к элите получил широкое распространение. Принято говорить не только о политической, но и об артистической, спортивной, даже криминальной элите. Само это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.

Вильфредо Парето, социолог и экономист родился 15 июля 1848 г. в Париже. Родился он в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.

В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики.

В 90-е годы он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии.

Умер Парето 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены экономике. Но постепенно он осознает недостаточность и представлений о человеке как о homo oeconomicus - человеке экономическом. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии.

Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, - "Трактат по общей социологии". Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале "Трактат" был впервые опубликован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном автором, он вышел в 1917-1919 гг.

Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.

Правящая и неправящая элиты.

Согласно этому трактату, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется Парето совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

В качестве синонимов этого термина Парето использует термины "правящий класс", "господствующий класс", "аристократия", "высший слой", это просто объективно "лучшие" в определенной области деятельности: "Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и т.п.".

В целом социальная структура общества изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита ("высший слой"), а остальную часть - основная масса населения ("низший слой").

Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора.

С другой стороны, в "Трактате" встречаются утверждения, что люди могут носить "ярлык" элиты, не обладая соответствующими качествами.

Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой.

По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе "естественного отбора". В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто.

И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

Какие же качества присущи элите и массам? Тут следует обратить внимание на психологическую концепцию Парето. Согласно этой концепции все человеческие поступки делятся на логические и нелогические; первые определяются осознанными целями, вторые - неосознанны, иррациональны. Комплекс побудительных инстинктов, стремлений, чувств и интересов составляет, константу любого нелогического действия, которую он называл остатком (reside). Вторым основным элементом нелогических действий являются интерпретации этих остатков, которые объясняют их. Этот тип явлений Парето называл производными (derivasion).

В основу всех общественных явлений Парето положил определенную классификацию "остатков" и "производных", которые, вступая во взаимодействия друг с другом и определяют конкретный социальный процесс. Существуют два основных класса остатков:

Класс 1й - "инстинкт комбинации", то есть способность к изобретению, воображению, творческому мышлению и

Класс 2й - "упорство агрегатов", то есть вялая, консервативная тенденция.

Вполне естественно, что людям, обладающим остатком 2го класса свойственно быть массой, толпой, а те, кто наделён остатками первого типа - быть элитой, выдвигать политических лидеров.

Исходя из этой схемы, Парето строил объяснение механизмов общественной жизни.

По его мнению любой общественный процесс распадается на 3 цикла: политический, экономический, идеологический. Каждый цикл определяется двумя основными типами элит - в экономике это рантье и спекулянты, в идеологии - оптимисты и скептики, в политике - львы и лисы.

Львами Парето называл политических вождей, убежденных в абсолютности своей веры в идеальные цели, использующих власть для их осуществления. Для этого типа элит характерен консерватизм в правлении.

Лисами Парето называл тех политических лидеров, которые не верят в абсолютность своих целей и используют для достижения власти обман и политические спекуляции.

Львы отдают предпочтение насилию для подавления оппозиции.

Лисы стремятся поддерживать свою власть пропагандой, прибегать к гибкости, хитрости, силе убеждения. Этот тип элиты свойственен демократическим режимам, которые Парето называл "плутократической демагогией".

Парето выдвинул идею, согласно которой история - арена постоянной борьбы разных типов элит за власть. Каждый тип не способен решить всех проблем управления поэтому необходима постоянная смена (циркуляция) элит.

Циркуляция элит.

Циркуляция элит необходима для поддержания социального равновесия. Как же она происходит, спросите вы. Отвечаю. Между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты.

Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку.

В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев.

В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спекулянтов" и "рантье": в первой из них преобладают "осадки" первого класса, во второй - второго. "Спекулянты", обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. "Спекулянты" часто "служат причиной изменений и экономического и социального прогресса". Рантье. наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают "рантье", остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют "спекулянты", лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

Важно отметить, что концепция элиты у Парето оказывается связанной с теорией нелогического действия, о чем свидетельствует использование им понятия "осадков" и их классификации для обоснования типологии элиты . В начале каждого периода развития того или иного конкретного общества к власти приходит элита первого типа, в основе деятельности которой - "осадки" первого класса. Это означает, что она властвует на основе убеждения, подкупа, обмана, иногда прямого одурачивания масс (власть "лис"). Происходит, следовательно, усиление "осадков" первого класса и ослабление "осадков" второго класса.

Как указывает Парето , на этом этапе господства элиты первого типа материальные интересы довлеют над идеальными, интересы индивида - над интересами социальных групп, интересы ближайшего будущего - над интересами отдаленного будущего. Это означает, что правящая элита первого типа заботится о настоящем больше, чем о будущем. Такая ситуация постепенно вызывает неудовлетворенность ее деятельностью. Эта неудовлетворенность усиливается, доходит до высшей точки и в результате политической революции на смену элите первого типа приходит элита второго типа (власть "львов"), в основе деятельности которой - "осадки" второго класса. Характерными становятся агрессивность, авторитарность, упорство и др. Таким образом, описывая круговорот элит, Парето говорит о постепенной замене "лис" "львами", которые, в свою очередь, в определенных обстоятельствах сами окажутся смещенными с пьедестала власти "лисами".

Основным состоянием общества, как уже отмечалось, итальянский социолог считал равновесие. Его обеспечение - цель властвующей элиты , которая ради этого может и должна использовать любые средства. Парето любил повторять афоризм итальянского политического мыслителя конца XV - начала XVI в. Н. Макиавелли: "Цель оправдывает средства".

Чтобы осуществлять успешное управление обществом, правящий класс, по мнению социолога, должен постоянно заботиться` о своем обновлении за счет здоровых сил и лучших представителей низшего класса. Необходима социальная мобильность, которая должна проявляться в изгнании из правящего класса наиболее разложившихся членов и переходе в его состав энергичных и жизнеспособных людей из не-элиты . Только в этом случае действующая элита окажется способной к длительному господству. Иначе ей обеспечена деградация и, как следствие, наступление политической революции.

Парето полагал, что политические революции осуществляются в результате замедления круговорота элиты и создания таких негативных условий, при которых наиболее достойные представители низших классов не в состоянии перейти в правящий класс. Это происходит исключительно вследствие действия самой правящей элиты , которая начинает себя оберегать от появления в ее составе новых, чужеродных элементов. Таким образом, причиной разложения и гибели действующей элиты является поведение самого правящего класса. Суть политической революции, по Парето , - в насильственной замене одной правящей элиты другой.

Не следует думать, будто социолог считал, что процесс циркуляции, круговорота элит является результатом изменений личного характера либо борьбы группировок за власть. Этот процесс отражает наиболее важные потребности общества в радикальных изменениях своих основных структур - профессиональных, социальных, духовно-идеологических. Поэтому смена властвующих элит является отражением процесса чередования экономических и политических циклов в развитии общества. С этими циклами Парето связывает и развитие циклов духовного производства (религиозного, художественного, интеллектуального и др.). Здесь также происходит циклическая смена периодов веры и скепсиса, в основе которых лежат "остатки" чувств.

В отличие от концепции нелогического действия, теория элит оказала большое влияние на последующее развитие социологии . Она дала возможность исследовать механизмы власти с новых теоретических позиций, обращаясь к психологии человека и социальных групп. Популярной была идея социолога о манипулировании сознанием групп людей с помощью идеологий, создаваемых правящими элитами и направленных на маскировку и сокрытие подлинных их намерений.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЭЛИТЫ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО И СОВРЕМЕННОСТЬ

SOME QUESTIONS OF VILFREDO PARETO"S THEORY OF ELITE AND MODERN TIMES

E.B. Лазуткина E.V. Lazutkina

Элита, принцип Парето, кривая Парето, низшая страта, высшая страта, циркуляция элит, остатки, деривации, правящая элита, неправящая элита, ярлыки элиты.

В статье рассматриваются теория циркуляции элиты В. Парето и принцип Парето, понятия остатков, дериваций и ярлыков элиты. В самой элите учёный выделил правящую и неправящую элиту, вместе с тем выделяя элиту в любой сфере человеческой деятельности, не внося оценочного элемента в само понятие «элита». Мы подвергаем критике теорию циркуляции элиты В. Парето как малозависящую от основного общества и не носящую конткретно-исто-рический характер и определяем свою модель общественного прогресса или регресса элиты и общества как двойную спираль с незамкнутыми кругами.

Elite, the Pareto principle, the Pareto chart, lower strata, upper strata, circulation of elite, residues, derivations, governing elite, non-governing elite, elite labels.

The article analyzes V. Pareto"s theory of circulation of elite and the Pareto principle as well as the terms of residues, derivations and elite labels. The scientist distinguished governing and non-governing elite highlighting elite in any sphere of human activity without defining any element of judgment in the concept of elite. We criticize his theory of circulation of elite as little dependent on the basic society and the one that has not got concrete historical nature, and define our own model of social progress or regress of elite and society as a double spiral with open circles.

Актуальность данной работы связана с тем, что жизнь миллионов зависит от решений немногих людей, имеющих власть, и человечество на протяжении многих веков уже осознаёт это. Мы наблюдаем, что в сферах политики, экономики, культуры есть руководящие, господствующие слои, которые определяют развитие общества в определённых направлениях. Отсюда и происходит интерес к составу и содержанию деятельности правящих слоёв. Изучение этих господствующих групп (элит) представляется чрезвычайно актуальным, так как позволяет понять их природу, сущность, тенденции развития и механизмы влияния на общественное развитие.

Современное общество классово дифференцировано. В XX! столетии оно переживает острые кризисные процессы, доказательством чего является ряд региональных войн в конце XX - начале XXI века, «цветные революции», которые прокатились по северным государствам Африки, захватили Украину, Грузию и некоторые другие государства,

а также постоянные кризисные явления в странах Юго-Западной Европы (Греция, Испания и др.). В этих условиях очень важно понять место и роль элит господствующих классов и контрэлит оппозиционных классов.

Цель статьи - проанализировать некоторые основные идеи и положения теории элиты одного из основоположников элитологии Вильфредо Парето в связи с современностью.

Известный итальянский социолог В. Парето (1848-1923) создал широко известные теории круговорота элит и принципа, названного его именем. В 1906 году итальянский экономист и социолог, наблюдая за экономическими процессами, в частности за распределением богатства в своей стране, создал на основании своих исследований математическую модель, в соответствии с которой получилось, что двадцать процентов населения страны владеют восьмидесятью процентами всех богатств. В наиболее общем виде принцип Парето формулируется как «20 % усилий дают 80 % резуль-

тэта, а остальные 80 % усилий - лишь 20 % результата», то есть, правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето). В дальнейшем, продолжая изучать статистические данные за различные периоды времени, он также обнаружил, что это соотношение сохранялось. В конце XX века принцип Парето стал очень популярен среди ученых различных сфер деятельности. И самое интересное, что этот принцип работает практически везде .

В статье «Приложение социологических теорий» ученый развивает ряд принципов своей будущей системы волнообразного развития общественных явлений. Эти принципы восходили к идеям, заложенным ещё Н. Макиавелли. Уже здесь он рассматривает различные типы человеческого поведения, присущие разным группам политической элиты. С одной стороны, это консервативное и последовательное, а с другой - гибкое и приспособительное поведение. Эти типы он называет «львами» и «лисицами», взяв имена из «Государя», хотя у него они уже переосмыслены.

Особой заслугой исследователя надо считать его идею циркуляции элит. Согласно теории В. Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. Он пишет: «В результате циркуляции элит класс правящей элиты находится в состоянии непрерывной и медленной трансформации. Он переменчив, как река, и сегодня не тот, каким был вчера» [Парето, 2008, с. 314]. В связи с этим положением он отмечает, что «... революции происходят оттого, что из-за замедления циркуляции элит или по другой причине в высших классах накапливаются элементы плохого качества» [Там же, с. 314].

Следует заметить, что В. Парето был знаком с теорией К. Маркса о радикальном преобразовании общества, которую он считал утопической.

Не отвергая в целом теорию исторического материализма, В. Парето разделял мысль о наличии в обществе социальных законов, об определяющей роли борьбы классов. Исследовательская мысль В. Парето двигалась от классической политэкономии к новой науке - социологии. Он особо изучал ментальную составляющую в жизни общества, в том числе в хозяйственных отношениях. Ученый делает акцент на нелогичности и нерациональности поведения человеческих индивидов и вводит вместо понятия «полезность» понятие орИеИтйе, которое можно перевести как «желательность». В капитальном труде «Трактат по общей социологии» (1907-1914), изданном в 1916 году, В. Паре-то изложил свои основные взгляды на общество. Поставленные в «Трактате» вопросы и намеченные пути их решений интересны сейчас не менее, чем в начале XX века. Во всех изучаемых явлениях человеческих сообществ В. Парето интересовало, как возможно состояние социального равновесия и как протекает его динамика. Два главных термина - «чувства» и «интересы» - употребляются им в более или менее распространенном значении, однако основу теории В. Парето составляют два класса, на которые делятся социальные явления и которые выражают соотношение между устойчивым и изменчивым, реальностью и представлениями о ней. Понятие «остатки» в его представлении является сутью проявления реальных чувств, не всегда осознаваемых, но лежащих в основе поступков. Остаток-это реальность, сущностный мотив, который в действительности движет людьми, отражает их истинные чувства. Все прочее, придуманное в ходе эволюции - это деривации, косвенные производные от действительных чувств. Остатки и деривация соотносятся между собой, как иррациональное и рационализирующее, как реальность и как способ ее использовать. В. Парето выделил шесть классов остатков, из которых наиболее важны в его теории социальной динамики два. Первый тип остатков - склонность к комбинациям, желание перемен, поиск выгоды, готовность манипулировать людьми и цинизм. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдалённого будущего. Второй тип - групповая или агрегатная устойчивость, инертность, консерва-

тизм, упорство в вере, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Эти типы поведения более или менее соответствуют макиавеллиевскому делению на «львов» и «лисиц» (в сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов» и «рантье»). Они легли в основу теории циркуляции элит, разработанной В. Парето. По его мысли, во всех обществах существуют элиты и руководимые ими массы.

Мы отметим, что он отрицал наличность периодических циклов в различных сферах социальной жизни и фиксировал непериодические долговременные циклы, в чём с ним соглашался другой классик социологии П.А. Сорокин: «Если периодичность трудно доказать [см.: Богокт, 1927], то существование долговременных экономических "подъёмов" и "падений" не вызывает никаких сомнений» [Сорокин, 1992, с. 313]. По удачному замечанию В. Парето, разница лишь в продолжительности цикла; он громаден для человечества, меньше, но всё ещё значителен для наций, крайне мал и незаметен для семьи или небольшой социальной группы [см.: РагеЬ, 1919, р. 1530].

Однако у социолога нет четкого и однозначного определения понятия элиты. С одной стороны, элиту составляют люди, которые достигли выдающихся результатов в своей сфере деятельности, в частности, это может быть и мошенничество. Здесь В. Парето следует за Н. Макиавелли, который в главе X книги I «Рассуждений» писал об иерархии профессий и об успехах людей в их занятиях. С другой стороны, к элите социолог относит группу людей, которая управляет обществом и концентрирует в своих руках максимум доходов. Например, это могут быть «лисицы», которые склонны к методам достижения успеха путем обмана и манипуляций. Во времена В. Парето была прослойка, называемая им демагогической плутократией. Другой способ управления - силовой - применялся военно-бюрократическими слоями, которые в ходе Первой мировой войны были оттеснены от власти демагогической плутократией почти во всех странах Европы. Двум группам плутократии - военной и демагогической - В. Парето противопоставил классы землевладельцев и трудящихся.

«Введём класс, - рассуждает он, - в кото-

рый будут входить те, кто имеют наиболее высокие показатели в своей области деятельности. Назовём его "элитой". При этом подразумевается, что нет чётких границ, отделяющих его от остальной части населения, как не могут быть чёткими границы, отделяющие годы юности от зрелых лет... В целях осуществления исследования социального равновесия... выделенный класс следует ещё раз разделить на две части, т. е. на тех, кто прямо или косвенно играют важную роль в политическом управлении и составляют класс правящей элиты. И на остальных, которые относятся к другой части класса, не являющейся правящей элитой» [Парето, 2008, с. 308-309].

Таким образом, В. Парето различает два вида элиты: правящую и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоёв: её вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой») . Элиты существуют во всех обществах независимо от их формы правления.

В качестве синонимов понятия элиты В. Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой». Это у него просто лучшие в определённой области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия учёных, аристократия преступников и т. п.» .

Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента, и в этом можно проследить определённое противоречие. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определённом виде деятельности, с другой - в «Трактате» и «Компендиуме» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. И всё же в целом у В. Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

Ни одна из элит, по мнению ученого, не мо-

жет удерживаться у власти до бесконечности; через некоторое время происходит их смена, иногда ротация может происходить относительно незаметно, если правящие верхи открыты для проникновения способных лиц снизу, и насильственным путем - по мере деградации правящих классов и усиления оттесненных от власти групп. Деградация элит и их ротация, централизация и децентрализация формируют циклы, которые определяют судьбу общества и отражают множество волнообразных процессов, из которых складывается динамическое равновесие общества.

Существенной чертой теории В. Парето является подразумеваемая в ней взаимосвязь различных сфер жизни общества, в частности политики и экономики.

В. Парето обращает особое внимание на неоднородность общества и циркуляции между его различными частями. Он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но фактически человеческое общество не является однородным, люди отличаются друг от друга физически, нравственно, интеллектуально. Здесь ставится задача изучать реальные феномены, поэтому следует учитывать данный факт. Однако надо принимать во внимание и другой факт: что социальные классы не являются полностью изолированными даже там, где существуют касты, и что у современных наций цивилизованного мира происходит интенсивная циркуляция между различными классами» [Парето, 2008, с. 306-307].

Как бы то ни было, когда швейцарский учёный ушёл из жизни, ничего кардинально нового с точки зрения общественного строительства не было изобретено, а его наследие сегодня изучают философы, социологи и историки. Его труды предлагают нам формулы, которые могут нам понадобиться для определённых целей. Он первым возвёл социологию в ранг науки на рубеже XIX-XX веков, обозначил для неё очевидный путь экспериментальных наук. Например, сибирский исследователь E.H. Волосов, опираясь на теории элиты, анализирует советскую столичную технократическую элиту 1960-1980-х годов и этапы её становления на примере видных деятелей - выходцев из Сибири [Волосов, 2011, с. 202-207]. В свою очередь, крас-

ноярский исследователь Д.Н. Медников обращает внимание на проблемы социального партнёрства как альтернативу классовой борьбе между трудом и капиталом, что является весьма актуальной проблемой в отношениях между элитой и «массой» в современном мире [Медников, 2011, с. 265-270].

В. Парето разработал, по существу, либерально-консервативную теорию элиты, основу которой составила модель циркуляции элиты. Как известно, циркуляция (от лат. агси1а1:ю - круговращение) употребляется в нескольких смежных значениях. Это круговорот, круговращение, например, циркуляция атмосферы. Это также движение жидкости или газа по замкнутой траектории, например, воды и пароводяной смеси по трубам парового котла. Другими словами, под термином «циркуляция» подразумеваются некоторые внутренние процессы со своими трансформациями; такие процессы автономны и мало или совсем не зависят от внешних факторов [Современный словарь иностранных слов, 1999, с. 682-683]. По такому принципу и рассуждает В. Парето, фиксируя определённую автономность, самодостаточность и малую зависимость элиты («высшей страты») от основного общества, от «низшей страты», т. е. класса, не являющегося элитой. Если трансформации в такой элите и происходят, то, как можно понять учёного, сама элита их обусловливает, и, если она накапливает в своих рядах некачественные элементы, то это ведёт к её разложению и кризису.

Наша новизна заключается в принципиальном отличии понимания элиты от паретовского. Определим нашу модель элиты как конкретно-историческую, прогрессистскую. Что имеется в виду? Элиты, которые существовали и которые существуют ныне, представляют собой конкретно-исторические особые социальные группы, которые являются одним из социальных результатов развития производительных сил общества, определённого способа общественного производства. Не элита порождает определённое общество, а конкретное историческое общество порождает свой господствующий класс, который, в свою очередь, формирует необходимую ему элиту.

Теория элиты у В. Парето в итоге имеет внеи-сторический характер. Она как бы соотносится со

временем, в котором жил ученый, и вместе с тем она у него абстрактна, создана на все времена. Отечественный учёный В.В. Павловский обращает внимание на необходимость конкретно-исторического подхода к анализу социальных явлений [Павловский, 2012, с. 209-213].

Если процессы возникновения, развития и смены элит в истории общества представить в виде модели, то она будет выглядеть как двойная спираль с расширяющимися незамкнутыми кругами, с перерывами постепенности, с социальными революциями, обусловленными сменой способа общественного производства со старого на новый. Вместе с тем не исключено и рекурсивное движение: как бы возврат от более высокого, более развитого способа производства к менее развитому.

Таким образом, смену господствующих элит мы объясняем не их автогенезом, не их внутренними процессами, как это объяснял В. Парето, а в первую очередь внешними по отношению к ним названными выше факторами.

Кроме того, следует отметить, что если в определённый исторический период господствующая элита способствует прогрессивному развитию общества, его способа производства, его производительных сил, то она так или иначе поддерживается этим социумом, сохраняя в целом свой авторитет, свои властные функции. Когда же эта элита вступает в острые противоречия с развивающимися производительными силами, с классами-оппонентами и социальными группами, ориентированными на общественный прогресс, старая элита начинает разлагаться, деградировать, утрачивает свой авторитет, позиции в обществе и в итоге, после социальной революции, уступает своё господствующее положение другой, молодой элите, сформированной из класса, который инициировал социальную революцию и был лидером в процессе её проведения.

Рекурсивное, регрессивное движение общества в результате контрпереворота - свидетельство слабости элиты, которая до этого была у власти и господствовала в обществе, свидетельство того, что она «просмотрела» противостоящие силы, способные её свергнуть, допустила в свои ряды «пятую колонну» и разложилась. Очень важными в этих случаях могут быть и международные факто-

ры, деструктивное вмешательство иностранных государств с целью свержения неугодного им режима, неугодной им элиты.

Таким образом, исследования теорий элит В. Парето очень важны в настоящее время, поскольку необходим учёт теоретических достижений в этой области в наше время и конструктивной критики его основных положений в связи с теми коренными изменениями, которые произошли в обществе за это время.

Библиографический список

1. Волосов E.H. Столичная технократическая элита 1960-1980-х годов: сибирские эпизоды биографии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №3(21).

2. Медников Д.М. Социальное партнёрство как альтернатива классовой борьбе между трудом и капиталом на рубеже XIX-XX вв. (К постановке проблемы в сознании сибирской общественности) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №4(18).

3. Павловский В.В. Вехи становления нового мировоззрения (анализ фрагмента книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство...») // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3 (21).

4. Парето В. Компендиум по общей социологии / пер. изд.: Pareto V. Compendio di sociología generale / a cura di G. Farina. Firenze: Barbera, 1920. M.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

5. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. 2-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1999.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с анг. / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. С. 313.

7. Pareto V. Traite de sociologie generale. P., 1919. Vol.1.

8. Pareto V. Traite de sociologie generale // Pareto V. Oeuvres completes. Geneve, 1968. T. XII, § 103, 2034, 2047.

9. Sorokin P. A Survey of the Cyclical Conceptions of Social and Historical Process // Social Forces. 1927. Vol. 5.