МБОУ «Алабердинская СОШ»

Тетюшского муниципального района РТ

План-конспект урока

по русскому языку

Тема урока: «Творительный падеж имён существительных»

Класс 4

Учитель Сулейманова З.Г.

Урок проведен-2.12.13.

Тема урока : «Творительный падеж имён существительных»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель:

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.

Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.

Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.

Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм.

Задачи:

-образовательные : на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас; актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного.

- развивающие : развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;

- воспитательные : воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду , расширение кругозора учащихся.

Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».

Ход урока:

1.Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (объединяемся в группы для работы на уроке)

Вводно – мотивационный этап

Давайте улыбнёмся друг другу. Поприветствуем своего соседа по лицу, по плечу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Проверьте готовность. Ручка, книжка и тетрадка Всё у вас лежит в порядке.

. (Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)

2. Актуализация знаний. Модель ФРЕЙЕР .

Задание1.

- Сейчас мы должны вспомнить все о существительном. Участник№1 берет листы А4, раздает своим соседям. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, вопросы, примеры и противоположные примеры. Для этого сначала сгибаем лист попалам, затем опять сгибаем попалам, находим закрытый угол и сгибаем треугольник. Открываем листочки, по линиям сгиба проводим отрезки. Дается время- 3 минуты.

- Кто готов, покажите это.(Закончить работу фейерверком.)Проверку начинаем с участника№2, стол №1

- Сейчас вы вспомнили определение, вопросы имени существительного. Применим это на практике. Работаете с партнером по лицу.

Модель КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. (Обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга)

Задание2 . Игра «Четвёртое лишнее». Назовите 4-е лишнее слово (слова - на листочках). Затем поменяйтесь с партнерами листочками. Объясните, почему оно лишнее? Дается время- 1 минута.

    Зима, холодный, небо, снежинка.

    Мальчик, играют, дом, улица.

    Я, кормушка, птица, холод.

    Ветер, снег, земля, белым.

    Праздник, весело,танец, игра.

Составьте предложения из данных слов. Дается дополнительное время.

Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание .

Отгадайте загадки:

1) В немецком языке их 4, в английском языке 2, а в русском и на татарском яз.-6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?

Падежи.

Назовите, какие?(ответы учащихся)

2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже(им.п.)

3) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа(винит. п.)

3 .Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок)

А что мы делаем с этими предметами?

Шьем, вяжем, вышиваем, режим, клеем и т.д.

Значит, что мы делаем?

Мастерим, творим.

А на уроках рисования что делаем?

Тоже творим.

Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный).Слайд№1

Как вы думаете,о каком падеже на уроке будем говорить?(о творительном падеже) .

4.Изучение новой темы.

Слайд№2 «Тема урока»

Творительный падеж от слова творю. Самым своеобразным значением творительного падежа в русской грамматике -это: значение орудия, которым что-нибудь делают.

Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много разных других значений.(время, место) Слайд№3 «Творительный падеж»

Задание3

Работа по учебнику. Открываем 57 страницу учебника.Упр.92

Физкультминутка. Модель МИКС –ПЭА-ШЭА. Смешиваются под музыку, образовывают пару, обсуждают вопрос, используя КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (опроси-опроси-обменяйся карточками)

- Какие существительные относятся к 1склонению?-(отвечает тот, у кого день рожд. ближе)

- Какие существительные относятся к 2склонению?-(тот,у кого рост выше)

- Какие существительные относятся к 3склонению?-(тот, у кого волосы светлее)

На какие вопросы отвечает Р.п.?-(тот, у кого размер обуви меньше)

На какие вопросы отвечает В.п.?-(тот, у кого глаза темнее)

Задание4.

За окном зима. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. Слайд№4

Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

Проверяем -Слайд№5 Зима укрыла землю белым пушистым ковром.

Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Найдите в предложении существительное в Т.п.

Каким членом предложения является слово стоящее в Т.п.? (второстепенным)

Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении с предлогом или без предлога?

Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание - жи, - ши).

Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик.

Задание5 .Слайд№ 6. Найдите в предложении существительное в Т.п.

Тепло хлебам под пушистым снегом.

Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении? (с предлогом)

Какой вывод можем сделать о существительном в Т.п.? (употребляется с предлогом и без предлога, является в предложении второстепенным членом) Слайд№7

Задание5. Слайд№8-Составьте предложения и запишите.(или устно)

Задание6 Слайд№9

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН .(Подумай-запиши-обсуди в команде)

5.Закрепление.

На какие вопросы отвечает творительный падеж им. сущ.? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? (над, перед, за, под, с, между).

Какие окончания имеют существительные 1склонения в творительном падеже?

2скл., 3скл.?

Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенным). Слайд№10

6. Рефлексия

Тебе понравился урок?

Что нового узнал?

Модель КОНЭРС (углы)

Каждый из вас должен выбрать 1из 2 ответов на вопрос

Как ты думаешь, что тебе больше помогло сегодня на уроке?

Дружба (взаимопомощь) ?

Знание? Идите к вашим углам и обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?

Садитесь на свои места, я раздаю вам билетики на выход. Перед вами лежат смайлики, они разного настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению от урока и приклейте под вашим ответом.

Вы все молодцы! Спасибо за урок.

Пояснительная записка

Урок русского языка

Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». § 113.

Тип урока : ОНЗ

Класс: 5.3

Методический комментарий к уроку . Данный урок является восьмым в системе уроков по теме «Глагол».

Методологическая база: автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Русский язык. 5 класс.- М.,: Просвещение, 2014 год

Цели урока:

    Для учителя:

Организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

Формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

2) Для обучающихся:

Выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

Научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Ожидаемые результаты:

личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия : орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Методическое обеспечение урока:

Презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

Раздаточный материал;

Сигнальные карточки

Учебники, тетради.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент.

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Буквы о – а в корнях с чередованием». Дети рассказывают правила и диктуют в парах слова с корнями –лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-. –рос-. Взаимопроверка .

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- сравнение, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

3.Постановка учебной задачи

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию: Формулировка темы урока и запись на доске и в тетради.

Прочитайте записанные на доске слова:

Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике –е.) А почему? Объясните. (Побуждение к осознанию затруднения).

(Побуждение к формулировке проблемного вопроса) Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)

При создании проблемной ситуации, вводя противоречие, добиваюсь реакции удивления, затруднения, вызывая таким образом заинтересованность, желание большинства детей участвовать в процессе.

Это помогает осуществить основную цель на этапе введения знаний - достичь предельной концентрации внимания.

Ставят цели, формулируют тему урока, При побуждении к осознанию затруднений дети проводят ряд логических операций (актуализируют ранее полученные знания и приходят к выводу, что им не хватает новых), что приводит к формулированию проблемного вопроса. Это самый важный этап урока, так как дети ставят сами цель, не навязанную извне, а внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания. Они способны поставить задачи для реализации этой цели, то есть могут самостоятельно организовать свою деятельность для их достижения .

Разбирать

разберу

Отпирать

отпереть

Задирать

задеру

Вытирать

вытереть

Замирать

замереть

Блистать

блестеть

Расстилать

расстелить

Выжигать

выжег

Личностные:
- самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные : постановка вопросов; познавательные : общеучебные (самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели); логические – формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)

Учителю очень важно принять все гипотезы, проявляя тактичность и доброжелательность. Ребёнок сам поймет свои ошибки при проверке. Это способствует овладению учащимися приёмами объективной оценки и самооценки. Та гипотеза, которая выдерживает проверку, становится искомым знанием. Ребята, как настоящие исследователи, могут испытать радость открытия, что способствует формированию положительной мотивации

Составляют план достижения цели и определяют средства

Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и, а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие.

На этапе поиска решения учебной проблемы учащиеся делают предположения, которые обязательно должны быть проверены. Этот этап помогает организовать добровольное движение к новым знаниям на максимальном уровне успешности для каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу, ученик строит ответ в форме рассуждения, что развивает речь и логическое мышление .

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

5.Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Координирует работу в группах

Работа в группах.

Сверим вывод с правилом в учебнике на с.354.

Назовите опознавательный признак орфограммы.

Расскажите о правописании корней с чередованием гласных е – и.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

6.Первичное закрепление

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации учащиеся:
решают в группах несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование – алгоритм.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Работа в группах

Составление алгоритма.

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Работа в группах

2 группы составляют алгоритм.

    Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.

    Вспомнить корни с чередованием и их значения.

    Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.

    Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет– е.

2 группы составляют схему

1 группа составляет таблицу.

Первичное закрепление.

1) Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.

Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.

У доски работают три ученика, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.

Решают типовые здания с проговариванием алгоритма вслух.

а) упр.383, распределительная работа, 2 человека у доски, остальные самостоятельно. Отчет учеников, работающих у доски. Коллективная проверка и самопроверка

б) упр.388. проверка работы в парах, отчет о работе.

Цель: развивать умения применять новые знания.

Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения(составление алгоритма, работа по алгоритму, умение выражать свою точку зрения).

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

7.Физкультминутка

Организует деятельность по проведению физкультминутки

Ученик проводит физкультминутку

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Организует деятельность по применению новых знаний

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. По вариантам: 1, 3, 5, 7 – I вариант; 2, 3,4, 6 – II вариант. Проверка в парах.

Самостоятельная работа.

    Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!

    Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К.Д.Бальмонт)

    Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали…(М.Ю.Лермонтов)

    Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И.А.Бунин)

    Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А.Кольцов)

    Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М.И.Прилежаева)

    Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б.Белова)

самопроверка по эталону

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

9.Подведение итогов

Организует деятельность по формулировке выводов

Назовите ключевые слова темы урока. Скажите, при каком условии пишется в корнях с чередованием буква и , а при каком – е ?

Формулируют выводы

10.Инструктаж домашнего задания

    Выучите алгоритм « Буквы е-и в корнях с чередованием»

    Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв вкорнях с чередованием.

Запись в дневники

11.Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы: работа на уроке была плодотворной, потому что…

Самым интересным для меня было …, потому что…

Я бы еще хотел узнать о …, потому что…

Или составляют синквейн по теме «Урок ».

1. Урок

2.Плодотворный и интересный

3.Познакомились, отработали, пополнили

4. Исследователи испытали радость открытия.

5.Новая орфограмма.

Личностные : умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке, формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самоанализ урока

Данный урок – один из уроков, проводимых при изучении темы «Глагол» в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов.

Методы обучения, используемые на уроке:

    словесные, наглядные, практические;

    методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

    методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

    информационные методы– работа с алгоритмом.

Форма организации деятельности учащихся : фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Применение наглядного материала на уроке.

На данном уроке применение опорных схем делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради.

Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.

Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.

Предложенная в ходе урока рифмовка о второстепенных членах предложения вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса к изучаемой теме.

Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:

Навыки работы с опорными схемами.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.

Литература:

    Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, С.Г.Айрапетова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    Афоризмы и крылатые выражения. Справочник школьника/ О.Д.Ушакова. – СПб.: Литера, 2005.

Разделы: Русский язык

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Цели урока:

    Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

    Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

    Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

    Закрепление изученного материала

    Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

    Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

    Р…списываться в документе нужно четко.

    Р…спись это живопись на стенах и потолках.

    Орфографическая “пятиминутка”

Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

К_САТЕЛЬНАЯ

КЛ_НЯТЬСЯ

ПРИК_СНОВЕНИЕ

Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

    Игра “Найди лишнее”

Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

    Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

    Работа с текстом. Комментированное письмо

Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Проверка индивидуальной работы по карточке

Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

    Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”

Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

    Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

    Отколе – устаревшее наречие “откуда”.

    А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)

    Этимологическая страничка

О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

    Лингвистическая физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. “ Цветной диктант”

Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  • Приземлиться
  • Прекрасный
  • Преградить
  • Приуралье
  • Приостановить
  • Преинтересная
  • Прервать
  • Пристроить.

Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

    Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

    Проверка работы 1 группы

Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

    Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

Разделы: Русский язык

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Цели урока:

    Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

    Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

    Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

    Закрепление изученного материала

    Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

    Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

    Р…списываться в документе нужно четко.

    Р…спись это живопись на стенах и потолках.

    Орфографическая “пятиминутка”

Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

К_САТЕЛЬНАЯ

КЛ_НЯТЬСЯ

ПРИК_СНОВЕНИЕ

Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

    Игра “Найди лишнее”

Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

    Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

    Работа с текстом. Комментированное письмо

Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Проверка индивидуальной работы по карточке

Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

    Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”

Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

    Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

    Отколе – устаревшее наречие “откуда”.

    А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)

    Этимологическая страничка

О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

    Лингвистическая физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. “ Цветной диктант”

Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  • Приземлиться
  • Прекрасный
  • Преградить
  • Приуралье
  • Приостановить
  • Преинтересная
  • Прервать
  • Пристроить.

Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

    Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

    Проверка работы 1 группы

Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

    Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

Словосочетание. Простое предложение.

Знаки препинания в конце

и внутри простого предложения

Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений.

Ход урока

I . Организационный момент

I I . Проверка домашнего задания

Учитель осуществляет проверку упражнения 20.

Один из учеников перечисляет все имена существительные в первом абзаце, указывая на их склонение и падеж, другой - выделенные имена прилагательные, указывая на их род и падеж, третий - глаголы во втором абзаце, указывая на их вид и спряжение.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое - зависимым)

-

- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)

- На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)

- Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одно подлежащее и одно сказуемое.)

- На какие группы делятся простые предложения? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)

- На чём основано такое деление? (Это деление зависит от того, какой знак препинания ставится в конце предложения и с какой интонацией это предложение читается. Если ставится точка, значит это повествовательное предложение. Если вопросительный знак - вопросительное. А если восклицательный знак, значит оно восклицательное.)

2. Выполнение упражнения 31.

- Знаете ли вы, что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одном) и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)

Член предложения

Часть речи

подлежащее

имя существительное, местоимение, имя прилагательное в значении имени существительного

сказуемое

глагол, краткое прилагательное

дополнение

имя существительное

определение

имя прилагательное

обстоятельство

наречие, имя существительное с предлогом

I V . Проверочный диктант

Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его в тетради, а после выполняют задания.

У каждого человека есть своё любимое время года. Многие любят лето, когда можно отдыхать, купаться, загорать. Больше всего лето любят дети, ведь именно летом на дворе стоит прекрасная солнечная погода. Все мы любим отдыхать на даче. Ведь только там можно пойти в огород и нарвать душистой, сладкой, вкусной клубники. Ещё там растут разные красивые цветы, вкусные ягоды. А воздух такой свежий чистый, что совсем не хочется возвращаться в город!

Задания:

1. Выписать из этого текста словосочетания. Найти в них главное слово и зависимое.

2. Выписать простые предложения. Подчеркнуть в них главные члены и второстепенные. Обозначить, какими частями речи являются члены предложений. Найти однородные члены предложения. Подчеркнуть их.

Это задание оценивается. В конце урока учитель собирает тетради на проверку.

V . Итог урока

- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому.)

- Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)

- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль.)

Домашнее задание: упражнения 28 и 30.