Пасха - светлое Христово воскресение.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В день Пасхи мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Для наблюдателей Земли обе планеты полностью слились и оказались единственной очень чистой «звездой». Отметим, что в восьмом месяце этого года все известные планеты, кроме Сатурна, встретились в созвездии Льва. Именно эти союзы изображены в новой найденной книге Нострадамуса, и эти данные ясно говорят в пользу трагедии, которая затрагивает все человечество. Однако эта альтернатива приносит больше трудностей в необходимости синхронизации других исторических реалий, что снижает ее авторитет.

Последняя астрономически идентифицируемая библейская фигура - это дата распятия Христа. В то время евреи следовали лунному календарю, и дата Пасхи определялась ко времени первой полнолуния. Начало лунных месяцев определялось первым наблюдением Луны в вечернем сумеречном небе.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

На Пасху мы провозглашаем: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!"

О, как чудодейственны эти слова! Когда на Пасху мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, - всюду они вызывают трепетание в каждом сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа.

Исаак Ньютон, физик и математик, который разъяснил тайны гравитации, также рассмотрел Пасху и установил дату Пасхи. Расчеты Ньютона, похоже, согласуются с изображением Евангелия, и по мнению одного из астрономов, эта дата может считаться днем ​​распятия Христа. Это означает, что Христос умер на кресте не в возрасте 33 лет, а в возрасте 40 лет.

Детские анимации - это групповая деятельность, они не служат индивидуальной няней. Индивидуальная няняПредлагаем индивидуальную няню - подходящую, например, для маленьких детей. Услуга может быть использована ежедневно с 9 утра до 10 вечера после предыдущего бронирования на стойке регистрации отеля.

«Христос Воскресе!» - мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!»

Христос воскрес! - и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.

Гала-ужин фестиваля гастролей в Карловых Варах: праздничное меню с канадской винодельней

Наблюдая за тетями с вашими шипами, как вам нравится, выходите на прогулку или смотрите, как ребенок спит в отеле. Позвольте себе быть очарованным уникальным сочетанием вкусов и цветов в сопровождении премиальных вин накануне праздника всех любителей валлашской кухни.

Тони Мёрвальд: Гала-ужин Мишлен

Праздник всех любителей валлашской кухни и региональных продуктов: это фестиваль Карловых Вар Гастро, уникальный гастрономический праздник в Велке Карловице.

Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Пасха -это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется Пасхой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.

Тони Мёрвальд: обед Мишлен

Любителям спорта мы предоставляем уникальную возможность остаться с тренировкой под руководством Милоша Шкорпиля и последующего отдыха в прекрасной сельской местности Бескидских гор.

Ладислав Шпачек: Десять лет с Вацлавом Гавелом

Приглашаем вас к уникальному знакомству с Вацлавом Гавелом, представленным его давним другом и представителем Ладиславом Шпачеком. Узнайте, что действительно был Вацлав Гавел: как человек, как государственный деятель, как он был наедине, и как он имел дело с политическими ловушками.

Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г), в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять.

Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской Церковью последовали и протестанты. Из за этого у них бывает, что иудейская Пасха бывает после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.

Дополнительная информация и бронирование здесь. Гонка в бегущей тропе вдоль холма Валахии. Уникальные виды, сердечные холмы, но особенно огромный опыт. Радость движения и радость от природы! Релаксация в термальных бассейнах и в сауне со свечами. Ритуалы сауны проходят в купе Сауна каждый час в Ночь сауны. Кроме того, в паровой бане мы предлагаем разнообразные чистящие средства для тела бесплатно. Сауна начинается в 19.

Последний ритуал сауны проходит в 23 часа. Пасха - старейший и самый важный христианский праздник. Они отмечаются в память о смерти и воскресении Иисуса Христа. Кульминацией Пасхи является Пасхальный Тридуум, который начинается с мессы Вечери Господней в Великий Четверг и заканчивается в Святое воскресенье или воскресенье Воскресения. В том числе в предыдущие дни, начиная с понедельника, Пасхальный Тридуум является частью Страстной недели.




Мы каждый год задаем себе один и тот же вопрос:
"
Когда отмечается Пасха в этом году? ".. эта таблица поможет вам снять этот насущный вопрос с повестки дня:)

*** Россиянам смотреть правую колонку - т.е. "Восточная"

Пасха в России в 2009 году отмечается 19 апреля .

Dates for Easter Sunday ,
2000-2020
Year Western Eastern
2000 April23 April30
2001 April 15
2002 March 31 May5
2003 April20 April27
2004 April 11
2005 March 27 May1
2006 April16 April23
2007 April 8
2008 March 23 April 27
2009 April12 April 19
2010 April 4
2011 April 24
2012 April8 April15
2013 March 31 May5
2014 April 20
2015 April5 April12
2016 March 27 May1
2017 April 16
2018 April1 April8
2019 April21 April28
2020 April12 April19
Пасхальный день ,
2000-2020
Год Западная Восточная
2000 Апрель23 Апрель30
2001 Апрель 15
2002 Март31 Май5
2003 Апрель20 Апрель27
2004 Апрель 11
2005 Март27 Май1
2006 Апрель16 Апрель 23
2007 Апрель 8
2008 Март23 Апрель27
2009 Апрель12 Апрель 19
2010 Апрель 4
2011 Апрель 24
2012 Апрель8 Апрель15
2013 Март31 Май5
2014 Апрель 20
2015 Апрель5 Апрель12
2016 Март27 Май1
2017 Апрель 16
2018 Апрель1 Апрель8
2019 Апрель21 Апрель28
2020 Апрель12 Апрель19


Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования - не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

В католической церкви празднику Великой ночи предшествует сорокадневный период Великого поста, который начинается в пепельную среду. Пепел за 46 дней до Пасхи, но воскресенья, поскольку праздничные дни не включены в почтовые расходы. Во время Великого поста верующие постом, милостыней и молитвой должны приблизиться к Богу и подготовиться к празднованию смерти и воскрешения Иисуса Христа.

Празднование Пасхи в Польше

Празднования Пасхи на польских землях имеют очень давнюю традицию. Каждый день Пасхального Тридуума связан с различными обычаями, которые могут различаться между разными регионами Польши. Конечно, наиболее важными являются традиции, связанные с Пасхальным воскресеньем. Пасхальное воскресенье начинается с воскресной мессы, отмечаемой ранним утром. Эта месса начинается с торжественного шествия от символической Могилы Господа, затем вокруг церкви и заканчивается у алтаря. Процессия сопровождается религиозным пением и колокольчиками.

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа - следующий день после Троицы.

После воскресной мессы верующие сидят в семейном кругу за торжественным пасхальным завтраком, начиная с молитвы. Среди блюд, съеденных во время пасхального завтрака, следует называть так. святая пища, то есть пища, принесенная в жертву священником в субботу.

Эскизы, показанные на бумаге, показывают Пасху в широком культурном контексте. В заключение, чтобы дополнить образ польской традиции праздника, мы хотели бы упомянуть иллюстрации из области фольклора, а именно календарь фольклорных приключений, связанных с Пасхой. Они представляют, как пишет Леонард, поэтому очень своеобразное обобщение народных знаний, из которых выведены конкретные практические рекомендации. В народных пословицах мы находим в первую очередь множество метеорологических прогнозов и советов относительно времени начала и окончания работы фермы.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии.
Полнолуние(Y) = 21 марта + [(19· + 15)/ 30].
где - остаток от деления нацело a на b.
Если значение Полнолуние(Y)< 32, то дата полнолуния будет в марте;
Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.
Формула Гаусса вычисления Пасхи: -остаток от деления;
a = + 15) /30] (например, = 12, а= [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние(2007)= 21 марта+3=24 марта)
b = [(2· + 4· + 6·a + 6) / 7] (например, = 3,=5, итак для 2007 года b=1)
Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае - (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)
Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX-XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).
Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.
Можно самостоятельно вычислить сроки Пасхи. Немецкий математик Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д. Каждая буква равняется следующему значению:
а - остатку от деления числа года на 19;
б - остатку от деления числа года на 4;
в - остатку от деления числа года на 7;
г - остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;
д - остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в +6г + б.
Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи.
Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.
Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а ее день будет равен 22 + г + + д.
Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д - 9.
При расчете не следует забывать, что в 1918 году наша страна перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.
2010 - 4 апреля;

Эти рекомендации обычно связаны с именами покровителей покровителей, то есть популярных святых, а не с действительными государственными календарями, число которых составляет последовательные дни и месяцы в соответствии с обычным порядком. Сегодня, во времена значительных Достижение технических, особенно в области метеорологии и сельского хозяйства, полезности народных пророчеств уже не так велико, как в прошлые века. Большинство из нас тоже скептически относятся к ним. Притчи, однако, по-прежнему представляют собой чрезвычайно интересный элемент традиционного фольклора, они являются следствием наблюдения многих поколений наших предков и поэтому должны помнить об этом.

2011 - 24 апреля;

2012 - (8 апреля -зап.) 15 апреля;

2013 - (31 марта -зап.) 5 мая;

2014 - 20 апреля;

2015 - (5 апреля) 12 апреля;

2016 - (27 марта) 1 мая;

2017 - 16 апреля;

2018 - (1 апреля) 8 апреля;

2019 - (21 апреля) 28 апреля;

2020 - (12 апреля) 19 апреля.

прот. Владимир Хулап
  • прот. Владимир Хулап
  • иерей Сергий Лепин
  • Настольная книга священнослужителя
  • Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

    Мы даем подборку праздников, связанных с основными моментами пасхального цикла. Это, как правило, сельскохозяйственные и метеорологические прогнозы. Часть благосклонности тесно связана с пасхальным сезоном, другие - случайным образом, используя только общеизвестные народные обычаи. Иногда одно и то же содержание передается в несколько немного разных формах речи.

    Когда в погоду Попиля весна будет сухой, когда идет дождь, она будет влажной, а если холодно, будет холодно. Когда в Попилеке погода сухая, весной утром. Если погода хорошая в первозданной погоде, поле довольно красивое. Если звезды начинают сиять ночью, цыплята будут носить цыплят, каждый из нас говорит. Когда дождь падает под дождем, капуста ест. В пепельно-подобном дожде, выпавшем сверху, третий чилиз в поле отпадает. Она связала ее, как горничную, в шалости. Пост Сухой пост - хороший год. Горький на коротком посту, жалующийся, который на Пасху платит, ожидая, Кто хоронит, пусть он кусает селедку, вы будете есть медведя.

    Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния , которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

    В хлебе нет хлеба, когда тело сухое. говорить, говорить громче, богато. После того, как глиняный горшок собирается заснуть. Пост и трезвость - это весело, едят с хлебом блюдо. В тяжелой почтовой яме вы будете угнетать вас. Больший пост с головы до ног. Он предпочел бы убить еврея, чем опубликовать распад.

    В ухаживании и гость в ложе - это всегда очень часто. В воскресенье слышит слух медитатора. Вербное воскресенье. Если апрельское воскресенье сухое, весь год влажный, если влажный, сухой год. Когда восходит солнце в Вербное воскресенье, там будут полные амбары, бочки и сетки. Погода в апреле воскресенье во многих родах. В воскресенье апреля яркий день, это летний знак карлика. Когда влажный в апреле воскресенье, год сух. Апрель воскресенье холодно - и ноябрь холодно.

    Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

    Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

    Год Пасха Вознесение Господне День Святой Троицы
    2018 8 апреля 17 мая 27 мая
    2019 28 апреля 6 июня 16 июня
    2020 19 апреля 28 мая 7 июня
    2021 2 мая 10 июня 20 июня
    2022 24 апреля 2 июня 12 июня
    2023 16 апреля 25 мая 4 июня
    2024 5 мая 13 июня 23 июня
    2025 20 апреля 29 мая 8 июня
    2026 12 апреля 21 мая 31 мая
    2027 2 мая 10 июня 20 июня
    2028 16 апреля 25 мая 4 июня
    2029 8 апреля 17 мая 27 мая
    2030 28 апреля 6 июня 16 июня

    Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

    Страстная неделя. Тот, кто сидит на Страстной неделе, будет иметь большой скипетр. Великая красота. В разгар хаоса, когда мы узнаем, зимой мы не одурачим. Большие стопы Когда День Большого Брата мрачен, Пасха будет безоблачной. Если дождь падает на Великие футы, радуйтесь ознобам. Дождь на Больших Ногах будет касаться каждого угла. Накануне Пасхи, когда дождь закончился, рождение приносит рождение в этом году. На Великих Ногах, когда идет дождь, долины будут топить, что много молока будет, есть некоторые надежды.

    Как и в росе Большой Папы, будет процветающий просо. Когда Великие футы падают, сухие летние дожди нас предсказывают. Как в розовой палочке Большой Медведицы, она сеет просо, и, как и мрц, это камень проса. Дождь Великих футов, с трудом заработанный бард. В Больших Паповых черных, на сухих кустах сена сена. Как и в Большом Большом Ноге, он находится на стоге сена. На тумане Больших футов, где вы окажетесь на стоге сена, Роза Великого Дарта, на голове не нужна коса. Тот, кто сидит в Большом Столе, сидит, смеется в урожай.

    Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
    Статья публикуется в сокращении.

    Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях - второе).

    Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

    В «Большом брате» начинается хороший посев. В раннем начале Большого Брата и в субботу закончить работу. На Великих Ногах начинается печаль Марии. Он делал такие вещи, как Иуда в «Великом воровстве». Ему больше в Большом Брате, чем в Большом воскресенье. Не пейте аллилуию после Большого Дня. Пасха в великую воскресную погоду, большую в области красоты. Зеленое Рождество и Пасха белая, в области радости мало. Веселый пасхальный пасхальный горох очень полезен. Когда пасхальные колокола падают, высыхайте все лето.

    По мере того, как он выпадает на Пасху, третий голос в поле потерян, но, поскольку он падает на Зеленую Обрезку, это исправит. Если в пасхальный воскресный дождь, между Пасхой и праздниками больше денег, чем погода. От Пасхи до Зеленых можно мыть и в пять. Когда падает Святая Отца Пасхи, весь мир вопит горе. Рождество не будет без мелочей, без рукавов, без пастыря, с Пасхой без святого и святого Марцина. Еще одна ночь, и там будет Пасха, прекрасная ветчина, ветчина. Тот, кто ест на Пасху, ест, заключенного не будет.

    Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», - точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, - придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

    Не каждый просит Пасху. Двори - невеста: младенцы полны в ней на Пасху. Кто день и ночь гостей, это в Великое воскресенье. Ему так повезло, как голова охотника в Великое воскресенье. Он дал бедному священнику - на пасхальной пыли его ногу. Невинный, как пасхальный ягненок. Было бы лучше иметь одного купальщика за пять минут, чем фильм в Великое воскресенье десяти. Не каждое Пасхальное воскресенье. У воскресшего деда залог. Он чихнул так же сильно, как ступка для воскресения.

    Вы из рождественской елки? Это больше связано с пасхальными печами. Сделать Пасху на Пасху. Церковный календарь полностью совместим с григорианским календарем. Его специфика, однако, заключается в том, что при установлении церковных праздников он используется как от солнечного цикла, так и от луны. Адвент, Рождество и период после них до субботы перед так называемым. Солнце пожилых людей основано на подсчете солнечного года, поэтому они имеют характер постоянного, в соответствии с универсальным календарем.

    Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. , было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии - привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кален даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

    Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

    Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, . Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

    В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужител ь должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

    Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

    Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретанией канонических правил о Пасхе.

    Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательнос ть воспоминаний - сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора - в 328, 343, 347, 370, 394 годах и в более позднее время . Если требовалось воспроизведение последовательнос ти событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,- не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей - пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

    В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, - говорит он, - совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

    Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то пи было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

    Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, канопы имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

    Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, - следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательнос ти и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

    Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

    Доклад проф. на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37-38.

    Migne , Р. G ., 1. 20, соl . 1073.