Одной из органичных частей духовной практики православного человека является участие в святых таинствах. Если в других религиях духовно-религиозные практики принято называть мистериями или более общими понятиями: культ, обряд – то в православной Церкви речь идёт о таинствах – пространстве, в котором человек взаимодействует со Святым Духом. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение . Система таинств христианства сложилась не сразу. Так, в католическом мире семь христианских таинств были утверждены в XIII веке на Лионском соборе. Однако надо признать, что в действительности выполнялись они с первых веков распространения христианства.

Православие и римский католицизм в большом согласии относительно авторитета Писания и его контекста в жизни Церкви. Мы меньше согласны с отношением Традиции и Разума к Писанию, и это может вызвать значительное расхождение в понимании Веры. Доктринальные сравнения будут проведены в следующем разделе. Здесь мы рассмотрим инфраструктуру этой веры.

Римско-католическое понимание Традиции представляет собой отдельный параллельный поток откровений, не закрепленный в канонических писаниях Писания. Эта Традиция опосредована преподавательским органом или магистром Церкви. «Магистерство» Православия не является институциональным, но его можно найти в вдохновленных писаниях и жизни отцов и святых, древних и современных, и которые не имеют церковного центра.

Крещение. Таинство крещения есть такое священнодействие, в котором верующий во Христа, через троекратное полное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омываетсяот первородного повреждения (первородного греха); если речь идёт о взрослом человеке, то ещё и от всех грехов, совершённых им до крещения. Таинство крещения установил Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Крестителя. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » (Евангелие от Матфея 28: 19). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие », – сказал Господь (Евангелие от Иоанна 3: 5).

Любопытная ирония заключается в том, что магистр Рима делает Римско-католическую церковь более восприимчивой к изменениям, развитию и реформам, чем к православному востоку, поскольку это логика ее централизованной командной структуры. До 19-го века большая часть католицизма считала, что всякая вера, которая была тогда проведена и практиковалась, была раскрыта во всей полноте с самого начала, но что не все это откровение находилось в общем владении или полностью сформулировано. Возможно, более историческое чувство Церкви как института и открытие ее жизни для критической инспекции позволили кардинальным новостям Ньюмана о «развитии доктрины» закрепиться в Римско-Католической церкви.

В крещении происходит приобщение к истинно живым людям и осуществление выбора между жизнью и смертью. При крещении священник использует воду, которая имеет двойственное значение: с одной стороны, вода символизирует жизнь, поскольку без воды человек умирает; но, с другой стороны, водная стихия чужда человеку, в ней он умирает, поэтому вода – это также символ смерти. Таким образом, человек, став христианином, претендует на жизнь вечную, однако тяжкие грехи, например отречение от своей веры, приводят к смерти. Для крещёного грех гораздо опаснее, чем для некрещеного. Крещение совершается лишь один раз в жизни.

Сегодня Рим обычно преподает эту доктрину Действительно развивается и что у нее есть как власть, так и право Бога развивать ее. Это покорилось пониманию Традиции и сделало Рим еще более склонным к определению новых догматов в одностороннем порядке. С православной точки зрения эта власть определять новые догмы в одностороннем порядке основывается на взгляде на Традицию и авторитете магистерства и папства, который не является православным. Мы встревожены перспективой того, где эти новые силы, возникшие с 19-го века, возьмут Римско-католическую церковь.

Миропомазание . Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие к жизни духовной. В этом обряде, взятом из иудаизма, человек приобщается к дарам Святого Духа. Миропомазание происходит достаточно быстро во время совершения таинства крещения. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет специальным благовонным маслом (миро, елей) лоб, глаза (веки), ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Миропомазание указывает на то, что человек принимает служение Богу и является божьим. Благодаря миропомазанию, человек восстанавливает в себе образ Божий, что является необходимым условием для уподобления Ему. Через миропомазание происходит актуализация того дара, который дан человеку при крещении.

Разум также является проблематичным понятием, которым занимается католический Запад со времен Средневековья в православном взгляде. Рим считает, что разум, помогаемый изяществом, хотя и неспособный определить содержание откровения, безусловно, может быть применен к откровению, чтобы сделать это доступным для неверующих, а также использоваться для продвижения души к лучшему пониманию религиозных убеждений вообще и Существование Бога в частности. Причина была великой матерью схоластического движения, которое стремилось использовать разум и языческую философию для служения Евангелию.

После совершения миропомазания священник трижды обходит купель, что символизирует вечность союза новокрещёного с Богом (круг – символ вечности).

Покаяние . Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает прощение грехов от Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » (Евангелие от Иоанна 20: 22-23).

Это был главный архитектор, был святой Фома Аквинский и, в частности, его использование Аристотелем. Тем не менее, в конце своей жизни Св. В этом эссе нет смысла рассматривать глубинные вопросы. Читатель должен судить, где истина, поскольку он или она оценивает претензии обеих церквей в предыдущих двух разделах. Во-первых, чтобы быть позитивным, давайте Празднуйте то, что обе Церкви держат вместе!

Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, раскрытое в Писании и подтвержденное в других священных, вдохновленных, библейских писаниях. Семь Вселенских Соборов первого тысячелетия вместе с их вероучениями и определениями, в первую очередь пересмотренное кредо Никеи и халкидонское христианское определение. Учение отцов и святых первого тысячелетия в Святом Предании в течение всего этого периода. Православное католическое благочестие по отношению к святым и их призыв, паломничество, реликвии, иконография и, более широко, христианское покровительство в области искусств и наук. Она является Матерью Церкви и обеспечивает самую возвышенную модель того, кем должен быть христианин. Реальное Присутствие Христа в Святых Тайнах и эффективность сакраментальной благодати. Мэри, как Вечная Дева и Богородица, и ее роль в спасении ее Сына. . «Разве это недостаточно?!», можно сказать.

Следует отметить то, что идея покаяния сложилась ещё в иудаизме. На иврите покаяние произносится как тшува . Это слово имеет значения возвращения и ответа . Таким образом, отойдя через грех от Бога, человек в покаянии возвращается к Нему и несёт перед Ним ответственность за свои поступки. Тшува состоит из осознания греха; принятия решения об его исправлении; принесение извинений и возмещение ущерба; благие деяния. Однако в иудаизме покаяние предполагало возвращение к прежней природе, к тому состоянию, в котором человек пребывал до совершения греха, в то время как в православии покаяние предполагает преодоление собственного естества, возвышение над собственной природой, духовное преобразование, при котором человек не возвращался бы к своему прежнему состоянию, а был бы ещё более сильным духом.

Ну, есть и другие важные вопросы, которые либо вносят вклад в инклюзивное разнообразие, либо разделяют нас. Они суммируются следующим образом и изложены в табличной форме для сравнения. Ответы на ваши собственные вопросы. Есть ли у вас какие-либо вопросы по поводу этих двух христианских традиций?

Она преподавала курсы английского и религиозного образования в колледже и в настоящее время работает независимым писателем. В этом уроке мы рассмотрим семь католических таинств. Во-первых, мы будем определять «таинство» в целом. Затем мы кратко рассмотрим каждое из семи таинств. Наконец, мы рассмотрим историю таинств.

Через покаяние человек очищает и преображает свою душу. Если священник чувствует, что грех особенно велик или покаяние недостаточно глубокое, то он может наложить на человека епитимию (с греч. запрещённое ) – систему воспитательных мер (частое чтение молитв, усиленный пост, временное отлучение от причастия, жёсткий запрет на привычки, способствующие проявлению греха…). Обычно епитимия налагается тем священником, который является для конкретного человека духовником.

Согласно Катехизису Католической Церкви, «таинства - это эффективные признаки благодати, установленные Христом и возложенные на Церковь, посредством которых нам предоставляется божественная жизнь». Это сложное определение, поэтому давайте сломаем его.

Это означает, что, согласно католическим учениям, таинства делают то, что они говорят. Согласно католическому учению, таинства используют все виды человеческих объектов, слов и жестов, но все они указывают на нечто большее, на Бога и Его благодать. Католики определяют благодать как свободный дар Бога от Его присутствия, Его помощи и Его спасения.

  • Слово «эффективный» означает «эффективный».
  • Из-за силы Бога они просто работают, считают католики.
  • Знак - это объект, слово или жест, указывающий на нечто вне себя.
Таким образом, католики верят, что таинства указывают на и служат каналами Божьей благодати.

Фактически покаяние позволяет человеку начать новую жизнь, независимо от своего прошлого опыта. Безусловно, Бог не оправдывает неправды. Однако таинство отсекает греховную часть души и делает её не- или малодействительной для последующей жизни человека. Покаявшийся человек осознаёт свой грех, отрекается от него и старается больше его не повторять. Таким образом, зло, оставаясь злом, после покаяния оказывается вне человека и уходит в небытие. Покаянию отводится важное место не только в православной Церкви, но и в католической. Так, в 1215 г. Латеранский собор вменил католикам в обязанность ежегодную тайную исповедь, а Тридентский собор в 1551 г. возвёл тайную исповедь в ранг догмата.

Они работают как эффективный способ общения между Богом и Его людьми. Согласно католической доктрине. Христос установил все семь таинств как способы, которыми Он мог бы присутствовать перед Своим народом даже после Его Вознесения на Небеса. Люди, которые получают таинства, действительно участвуют в божественной жизни Бога. Его присутствие входит в их души, Он помогает им жить в христианской жизни, и Он спасает их, чтобы они могли достичь вечной жизни.

  • Таинства установлены Христом.
  • Таинства также возложены на Церковь.
  • Христос дал таинства Церкви, чтобы Церковь могла отдать их верным.
  • Таинства освобождают божественную жизнь.
Согласно католической вере, таинства - это дар от Бога, данный через Церковь как излияние Его любви.

В православии к покаянию относятся с большим вниманием, учитывая всю сложность этого таинства. Когда священников спрашивают о самом великом чуде, когда-либо ими наблюдаемом, то большинство из них молчат, а некоторые говорят, что самое великое чудо, которое им случалось видеть, – это искренне кающийся грешник. На древнегреческом языке слово покаяние митонойя – означает изменение ума . Действительно, человеку искренне покаяться крайне сложно, ибо ему следует изменить весь свой образ мыслей, который складывался подчас в течение десятилетий. Обычно люди стремятся оправдать свой грех: дескать, виновато общество или что-либо другое; ещё чаще ищут в грехе благо: мол, буду вспоминать хорошее, и то, что причиняет боль сейчас, через некоторое время вызовет приятные воспоминания. Это самоуспокоение крайне опасно, ибо грех в таком случае будет тенью изо дня в день преследовать человека, ожесточая его сердце, растлевая душу. Покаяние предполагает признание того, что в грехе нет ничего хорошего. Особенно опасен блудный грех, так как его последствия оставляют тяжкий след на душе человеческой и резко снижают вероятность духовного спасения. Всё же считается, что рождение и достойное воспитание ребёнка снимает с человека многие грехи, в том числе и блудные. Однако без покаяния, естественным путём, избавиться от последствий некоторых грехов невозможно, поскольку человек по своей природе ничего не забывает. Так, канадский физиолог Пенфилд, стремясь найти методы лечения эпилепсии, проводил опыты. Он вживлял в кору головного мозга золотые электроды, и, когда их активизировал, у человека появлялось иллюзорное изображение того, что он когда-то видел и, как ему думалось, уже забыл. Иначе говоря, ничто не проходит бесследно. Чтобы последствия греха были минимизированы, не привели к служению сатане и духовной смерти, необходимо совершать таинство покаяния.

Благодаря таинствам Бог оправдывает и освящает Свой народ, Он встречает Свой народ, где они есть, чтобы привести их к Нему, Он изливает Свою милость, Он строит Церковь, и Он получает поклонение. Католическая церковь признает семь таинств. Крещение Евхаристия Подтверждение Примирение Помазание больного брака Святые ордена. Мы рассмотрим каждый из них. Обратите внимание, что каждое определение выражает православную католическую доктрину.

В крещении благотворная благодать Бога, Его присутствие, входит в человеческую душу. Существенный обряд крещения очень прост. Человек, празднующий таинство, говорит: Я крещу вас во Имя Отца и Сына, И Святого Духа, проливая воду над головой человека, принимающего таинство или погружающего человека в воду. Для католиков крещение - это таинство спасения и дверь во все другие таинства.

Важно отметить то, что человек отвечает первоначально за грехи, которые совершены другими людьми по его вине, а потом непосредственно за свои. Например, мужчина, растливший девушку (один из самых страшных грехов), ответственен за те грехи, которые она впоследствии совершит по причине своего развращения. В принципе пороки такого мужчины не снимают ответственности и с самой женщины. Отказ от покаяния может заключать в себе установку на то, чтобы ещё больше грешить.

Те, кто участвуют в Евхаристии, получают настоящее Тело, Кровь, Душу и Божественность Иисуса Христа в том, что кажется хлебом и вином. Во время мессы, обычный хлеб и вино освящаются священником через силу Бога, когда он повторяет слова Иисуса: «Это Мое Тело» и «Это чаша Моей Крови».

Подтверждение дает особое излияние Святого Духа, которое помогает подтвержденному католическому свидетельству Христу и ведет зрелую христианскую жизнь. Обряд подтверждения, обычно выполняемый епископом, включает в себя помазание с хризмом, возложение рук и слова «Запечатаны даром Святого Духа».

Венчание. Прежде всего, надо понимать то, что брак естественен для человеческого бытия и по своей сути свят. Любой брак, зарегистированный в ЗАГСе (то есть гражданский, или государственный брак), заключенный по языческим обрядам, венчанный в католической или иной христианской церкви, или ещё какой-либо законный брак, является великим торжеством и радостью для всякого человека. Таинство брака является первым таинством, в котором человек принял участие. Речь идёт о том, что супруги становятся единым целым. Ещё задолго до рождения Иисуса Христа люди от начала своей истории заключали законные браки и вступали в великое святое танство супружеского общения. Обряд венчания есть символ освящения супружеской жизни мужчины и женщины, чрез венчание на супругов сходит благодать. Брак подчёркивает святость и чистоту любви между мужчиной и женщиной, честность их отношений друг перед другом, обществом и Богом. В браке муж и жена представляют собой единое целое, они немыслимы в отрыве друг от друга. Более того, в браке человеческая природа достигает своей полноты. В нравственном богословии отмечено: «Человек Адам может считаться завершённым только тогда, когда спутницей его жизни стала подобная ему Ева». Необходимо учесть и то, что в браке подчёркивается святость девства, соблюдение которого (как в душевном, так и в телесном смыслах) есть важнейшая предпосылка к созданию здоровой семьи. Весьма справедливо замечает Павел Флоренский: «Только с высоты уцеломудренного сознания можно понимать святость брака и его качественное отличие от разврата… и наоборот, только чистый брак, только благодатное брачное сознание позволяет понять значительность девства». Осуждение брака, искусственное уклонение от него рассматривается Церковью как грех. Развод считается также серьёзным грехом, ибо делает человека, особенно женщину, слабой перед блудным пороком (Евангелие от Матфея, 5:31-32). Развод может быть разрешён в индивидуальном порядке, а общими причинами для расторжения брака является искусственное преждевременное прерывание беременности против воли мужа и супружеская измена. Католическая Церковь в качестве причины для развода допускает ещё и бесплодие одного из супругов. Однако в православии такой подход не принимается, ибо брак основан не на стремлении продлить род, а исключительно на любви – величайшем чувстве человека. В данном случае необходимо внимательно, вдумчиво прочесть слова апостола Павла в 13 главе 1-ого Послания к Коринфянам (желательно эти слова знать наизусть).

В примирении, которое также называется «исповедание» или «покаяние», католик исповедует свои грехи священнику в духе истинного покаяния и получает прощение. Священник действует как видимый представитель Христа, который прощает грехи через Него, когда он говорит слова об отпущении грехов: «Я освобождаю вас от ваших грехов во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Помазание больного предлагает комфорт Божьей благодати тем, кто болен. Таинство обеспечивает духовное, а иногда и физическое исцеление, согласно воле Бога, но также позволяет больному человеку присоединиться к его страданиям со Христом и подготовить за смерть. Существенный обряд таинства включает в себя помазание маслом больных и молитв.

Священство . Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископы, или священники, или диаконы), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, то есть речь идёт о благословении человека на службу Богу и людям в сане священника. Установление таинства священства закреплено в Священном Писании (Ефес. 4: 11-12; Деян. 6: 6; Деян. 14: 23). Вопрос посвящения человека в сан священника рассматривается архиепископом, который может отказать претенденту в таком благословении. Причиной отказа могут послужить различные грехи, произошедшие в жизни потенциального священника. Например, если ему приходилось убивать, даже ради самосохранения (исключение делается, если убийство случилось при защите Родины или своих ближних); если у данного человека или у его жены были добрачные половые связи; если человек недобросовестно относится к ритуальной стороне своей веры. Если же милостью Божьей человек может стать священником, то он проходит таинство священства, в заключение которого над ним произносится слово аксиос (с греч. достоин ). Священник производит священнодействия, чрез которые по действию Святого Духа свершается таинство. Таинство совершается независимо от нравственных качеств священнослужителя.

Брак или замужество объединяет мужчину и женщину вместе в пожизненном завете самоотдача любви. Эти два супруга дают свое согласие на объединение в браке, как это определяет Церковь. Бог дает особую милость супружеской паре, что они могут прожить свою обет.

В священных предписаниях люди рукоположены в качестве епископов, священников и диаконов через епископа, лежащего на руках и молитве. Этим людям дается благодать, чтобы прожить свою жизнь в служении Церкви и людям Бога. Католики считают, что семь таинств были непосредственно установлены Христом.

Елеосвящение (соборование). Это таинство происходит над больным человеком. Он должен изъявить свободную волю, коей выражает желание пройти это таинство. Здесь учитывается, что всякие болезни есть результат грехов как своих личных, так и своих родственников. В этом таинстве грехи снимаются, следовательно, вероятность исцеления резко возрастает, в случае же смерти больного больше оснований надеяться на спасение его души.

Он также дал им дар Евхаристии в ночь перед тем, как Он умер, когда Он сказал: «Это Мое Тело» и «Это чаша Моей Крови». Говоря Его апостолам: «Сделай это в память о Мне», Он сделал их священниками, способными освятить Евхаристию в будущем; это был первый случай Таинства Святых Орденов.

Ранняя Церковь практиковала все семь таинств, по крайней мере, в форме семени. Например, все новообращенные в христианство крестились в воде, полагая, что при этом они могут получить Божью спасительную благодать и войти в жизнь Христа и жизнь Церкви. Самые ранние христиане твердо верили в настоящее присутствие Иисуса в Евхаристии и знаменитой мессе очень похожи так же, как католики сегодня, через особое помазание святым маслом.

Причастие – это христианское таинство, смысл которого состоит в том, что человек приобщается к материальной субстанции Богочеловека. Это таинство является центральной частью литургии (от греч. leitos общественный – и ergon служба , то есть общее дело или общественная служба). В ходе его совершения происходит освящение единства тела, души и духа. Перед причастием следует соблюсти пост в течение одного-трёх дней. Также перед причастием происходит покаяние, ибо нельзя становиться сопричастным Богочеловеку, имея на душе непокаянные грехи. Данное таинство также называется евхаристия (от греч. благодарение ).

Примирение, которое часто включало общественное признание и покаяние, позволило павшим христианам воссоединиться с церковным сообществом. Епископы и священники помазали больного маслом и благословляли браки между христианами. Наконец, с самых ранних дней Церкви были епископы, священники и дьяконы, которые были назначены сначала апостолами, а затем их преемниками, епископами, через возложение рук.

По прошествии многих лет Церковь глубоко размышляла над семью таинствами, разъясняя их смысл и стремясь понять их глубины. Иногда нехарактерные ритуалы, окружающие таинства, менялись. Например, исповедь перешла от публичного к частному, и были разработаны более сложные брачные обряды. Таинства, однако, оставались практически одинаковыми.

Таинство святого причащения установил Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также, взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание » (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25). Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно свершается в Церкви Христовой и будет свершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.

К выполнению таинств следует относиться со всей серьёзностью, ибо таинство, также как и иные формы обрядов, выражают, объективируют внутреннюю жизнь человека. Небрежность в выполнении обрядового действа свидетельствует о лицемерности того, кто так поступает. Между тем, также как радость или приветливость, огорчение или обида выражаются в мимике, так и духовная жизнь выражается в обрядах. Также обряды содействуют правильной организации духовно-религиозной жизни.

Что такое святое Таинство?

Святое Таинство есть видимое священнодействие, посредством которого невидимая спасительная сила, которая называется Божьей благодатью, приносит чудотворные дары принимающим их.

Что такое Божья благодать?

Божья благодать есть те дары Божии, которые Бог Отец дает через Духа Святаго, но по заслугам Сына.

Каковы эти дары?

Это всевозможные благодатные дары, необходимые для нашего перерождения, освящения и спасения.

Правда ли, что мы спасаемся только Божьей благодатью?

Да, если добровольно принимаем Божью благодать с верой, которая выражается через добрые дела.

Сколько святых Таинств в Православной Церкви?

Их всего семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

Какие святые Таинства можно повторить, а какие нельзя?

Нельзя повторить таинства: Крещение, Миропомазание и Священство. Остальные можно.

3.1. Святое таинство Крещения

Что такое таинство Крещения?

Крещение есть Таинство, при котором верующий очищается ото всех грехов, унаследованных и личных, и, как дитя новорожденное, вступает в Христову Церковь.

Что самое важное в таинстве Крещения?

Троекратное погружение в воду во имя Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа при соответствующих молитвах священника.

Почему мы считаем, что для любого члена Церкви крещение необходимо?

Во-первых, Иисус Христос Своим собственным примером освятил Крещение. Во-вторых, мы должны придерживаться Его заповеди, данной ученикам: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). В-третьих, мы должны помнить о Его строгом напоминании: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5).

Какое значение имеет троекратное погружение в воду и появление из воды при Крещении?

Троекратное погружение означает смерть для грехов против Пресвятой Троицы, а троекратное появление из воды символизирует возрождение к жизни в Боге.

Какие три вещи требует священник от крещаемого лица?

Отречение от сатаны, покаяние и принятие православия согласно Символу Веры.

Когда крестят младенцев, кто от их имени ручается в отречении от сатаны, покаянии и истинной вере?

За младенцев эти слова произносят крестный отец, или кум.

Каковы обязанности крестного отца (кума)?

Крестный отец (кум) должен воспитывать и научить своего крестника истинной вере.

Какое почитание оказывается крестному отцу (куму)?

Православные очень почитают крестных отцов, считая их духовными восприемниками.

Почему необходимо крестить младенцев?

Во-первых, из опасения, что дитя, если умрет некрещеным, будет исключено из семьи христианской и поэтому на Последнем Суде появится среди безбожников. Во-вторых, потому, что апостолы крестили детей. В-третьих, Сам Господь Иисус Христос очень любил детей и требовал: пустите детей приходить ко Мне (Мк.10:14).

Как следует относиться к родителям, которые по своей безответственности допускают, чтобы младенец преставился некрещеным?

Как к убийцам своих родных детей.

Что нужно делать, если младенец сильно болен, а священника нет?

В таком исключительном случае Церковь дозволяет любому православному, мужчине или женщине, провести обряд крещения самым кратким образом, то есть трижды погрузить дитя в воду, произнося при этом слова: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Если младенец выживет, в дальнейшем приходской священник должен дополнить Крещение и совершить Миропомазание.

3.2. Святое таинство Миропомазания

Что такое Миропомазание?

Миропомазание - это такое таинство, посредством которого крещеный человек получает дары Духа Святого, укрепляющие и умудряющие его, помогающие ему хранить истинную веру и жить в целомудрии.

Как свершается это таинство над крещеными людьми?

Священник помазывает отдельные части тела крещеного человека святым миром, произнося при этом слова: "Печать дара Духа Святаго. Аминь"

Откуда взяты эти слова?

Из Послания апостола Павла, где сказано: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2Кор.1:21-22).

Почему прежде всего помазуется чело?

Чтобы освятился ум для размышления о Боге и Его учении.

Что означает помазание груди?

Чтобы освятилось сердце для любви к Богу.

Для чего помазуют глаза?

Чтобы освятить их для видения благодати Божией во всяком творении.

Для чего помазуют уши?

Чтобы освятить их для слышания слова Божия.

Для чего помазуют щеки?

Чтобы освятить их для выражения радости при добрых делах и стыда за грехи.

Для чего помазуют уста?

Чтобы освятить их для прославления Господа Бога и чтобы они всегда говорили правдиво и благонравно.

Для чего помазуют руки?

Чтобы освятить их для добрых и благородных дел пред Богом.

Для чего помазуют ноги?

Чтобы освятить их и направить христианина по истинному пути, ведущему в Царство Божие.

Как все это можно выразить кратко?

Чтобы освятить человека целиком, его душу и его тело, его дела и его поведение, чтобы стал он святым, как свят Бог.

Правильно ли совершать таинство Миропомазания сразу после Крещения?

Правильно, ибо так сказано и в Священном Писании, и в Священном Предании. Крещение водой символизирует очищение, а миропомазание означает освящение Духом Святым. Читайте: 1Ин.2:20-27; 2Кор.1:21-22; Деян.7:14-16, а также Исх.29:4-7. Из Библии следует, что одно таинство от другого не отделяется.

Кто совершает таинство миропомазания?

Священник, однако не без участия в этом таинстве епископа. Епископы подготавливают и освещают святое миро, без которого священник не может совершить таинство миропомазания.

Говорится ли в Ветхом Завете о помазании, ставшем прообразом таинства миропомазания?

Да, говорится. В древности цари помазывались на царство. Об этом сказано в 1Цар.10:1; 16:13. В настоящее время все христиане миропомазаны, ибо Христос нас соделал царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр.1:6).

3.3. Святое таинство Причащения

Что такое Причащение?

Причащение есть таинство, в котором верующий христианин под видом хлеба и вина принимает самое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Кто установил таинство Причащения?

Господь наш Иисус Христос в первый раз совершил причащение учеников Своих на Тайной вечери, накануне Своего страдания и смерти.

Как Иисус Христос причащал Апостолов?

Об этом говорится в Евангелии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Ин.26:26-28).

Во время какого богослужения в церкви готовится и совершается таинство Причащения?

Во время самого важного церковного богослужения, которое называется Божественная Литургия.

Почему Божественная Литургия важнее всех других церковных служб?

Потому что она открывает всю драму жизни Иисуса Христа от Его Рождества до Его Вознесения на небеса.

Какой момент Божественной Литургии самый важный?

Пресуществление хлеба и вина, которое совершает епископ или священник.

Почему таинство Причащения совершается в церкви постоянно?

Потому, что так заповедовал Иисус Христос: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).

Почему необходимо причащаться?

Потому, что от этого зависит наша вечная жизнь. Иисус Христос сказал: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54).

Каковы последствия непринятия причастия?

В этом случае мы в смертельной опасности, ибо Господь сказал совершенно ясно: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53).

Как следует готовиться к таинству Причащения?

Постом и молитвой, исповеданием своих грехов и прощением тех, что согрешили против нас.

Что мы принимаем через таинство Причащения?

Мы принимаем в себя Самого живого Иисуса Христа и, соединившись с Ним, получаем жизнь вечную, о чем Он сам говорил так: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56).

Можно ли объяснить это каким-то примером из жизни?

Младенец принимает молоко своей матери, которое, по сути, есть ее тело и кровь, и, питаясь этим, растет. Подобно тому и мы во время Причастия вкушаем Тело и Кровь Господню, и от этой пищи души наши растут и совершенствуются.

Что еще можно было бы сказать о пище наших душ?

Тела наши созданы из праха, из земли, поэтому и питаются земной пищей, но души наши имеют небесную сущность и поэтому должны питаться небесной пищей. Иисус Христос так сказал о Себе: Я есть хлеб, сшедший с небес (Ин.6:58).

Как часто нужно причащаться?

Самое малое четыре раза в год (в течение четырех постов). Однако желательно приступать к причащению как можно чаще, в зависимости от готовности к причастию. Особенно важно причащаться во время болезни.

Какую молитву нужно произносить перед причастием?

"Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинный Христос, Сын Бога живого, Который сошел с небес в мир спасти грешников, из которых я - самый первый.

Еще верую, что здесь истинное и пречистое Тело Твое и сама пречистая Кровь Твоя.

Поэтому молю Тебя: помилуй меня и прости мне согрешения мои, сделанные вольно или невольно, ведая или не ведая, словом или делом, и удостой меня без осуждения причаститься святым Тайнам Твоим для прощения грехов и жизни вечной".

3.4. Святое таинство Покаяния

Что такое Покаяние?

Покаяние есть Таинство, в котором раскаявшийся получает отпущение грехов и примирение с Богом.

Какие грехи прощаются через таинство покаяния, а какие - нет?

Прощаются все грехи, которые мы совершили после крещения и в которых исповедались священнику и покаялись.

Однако, наследный грех одним покаянием, без крещения, не может быть прощен. Кроме того, некоторые смертные грехи не могут быть отпущены, к примеру, хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:32).

Что требуется для свершения этого Таинства?

Исповедание грехов перед священником, после чего священник читает молитву и во имя Пресвятой Троицы отпускает грехи лицу, которое кается.

Откуда мы знаем, что человеку, который раскаивается, грехи прощаются?

Это известно из Библии и Священного Предания. Иисус Христос простил грехи раскаявшемуся, точно так же поступали и Апостолы. Из Священного Предания известны имена многих грешников, которые раскаялись в своих грехах, изменили свою жизнь и стали Святыми.

Кто дал право епископам и священникам отпускать грехи?

Сам Господь Иисус Христос, Который сказал Своим апостолам: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23).

Если кто-то согрешил против ближнего своего, а тот ему простил, то нужно ли согрешившему идти на исповедь к священнику?

Рекомендуется, ибо всякое зло, направленное против людей, направлено также и против Бога. Не существует грехов, которые не наносят вреда Богу. Поэтому необходимо всегда приходить к священнику ради исповеди и отпущения грехов.

С каким духовным расположением нужно идти на исповедь?

С искренним раскаянием и сокрушенным сердцем, с чувством прощения всех, согрешивших против нас, и с решением покориться священнику, если он наложит эпитимию.

Какую эпитимию (наказание) может назначить священник?

Самую разную, в зависимости от тяжести наших грехов, например, поститься, молиться, возместить убытки потерпевшему, сделать милосердное дело, или даже может отлучить от причастия на некоторое время.

Как часто нужно каяться?

Чем чаще, тем лучше. Необходимо исповедаться перед таинством причащения. Наконец, нужно исповедаться во время тяжкой болезни, ибо мы не знаем день своей смерти. Поэтому нужно быть готовыми, совершенно готовыми присоединиться к небесной семье Божьей как раскаявшееся, свободное от греха, благословенное чадо Божие.

3.5. Святое таинство Священства

В чем суть Таинства Священства?

Священство - это Таинство, в котором Дух Святый через возложение рук епископов сообщает благодать и право тем, кого рукополагают в священника или епископа, совершать остальные таинства Церкви и руководить духовной жизнью своей паствы.

Сколько степеней в Таинстве Священства?

Три степени: епископ, священник и диакон.

Чем они различаются?

Епископ может совершать все семь Таинств Церкви, священник - шесть, кроме Таинства священства, а диакон помогает епископу и священнику, но сам совершать Таинства не может.

Кто рукополагает епископа?

Два или более епископов.

Кто такие епископы?

Епископы - наследники Апостолов.

Кто установил церковную иерархию?

Сам Господь Иисус Христос как первый Первосвященник, о чем сказано в Послании апостола Павла к евреям. Он, как источник всякой власти и права в Своей Церкви, дал апостолам власть учить, исцелять и прощать грехи.

Как выглядит церковная иерархия?

Превыше всех - Иисус Христос как вечный Первосвященник, от него идут Апостолы, от Апостолов - епископы, и от епископов - священники и диаконы.

Почему в этом Таинстве необходимо возлагать руки?

Прежде всего, так поступали Апостолы. При этом возложением рук на рукополагаемого переносится духовная сила. Таким образом связывается законным образом церковная власть и священнодействие.

Может ли существовать какая-либо церковная община, не признающая епископа и не подчиняющаяся ему?

Нет, не может, ибо такая часть Церкви отторгается от тела Вселенской Православной Церкви и лишается благодати Божией.

Почему мы зовем священника отцом?

Потому, что через священника мы при Крещении рождаемся заново как дети Божии. Из рук во время Причастия мы получаем небесную пищу (Тело и Кровь Господню). В таинстве Покаяния от него получаем отпущение грехов, а в остальных Таинствах обретаем дары Духа Святаго. Кроме того, священник за нас непрестанно молится, учит нас, направляет советами, предостерегает, руководит нами. Поэтому священники на самом деле наши духовные отцы. Разумеется, они должны быть достойны этого имени и своей великой миссии.

3.6. Таинство Брака

Что такое Брак?

Святое Таинство Брака, или венчание, есть Таинство, через которое Дух Святый соединяет в единое существо христианина и христианку, которые перед священником без колебаний объявляют, что будут всю свою жизнь любить друг друга и хранить верность, и получают благословение рождать в браке и воспитывать детей.

Как Бог благословил первую брачную пару?

Господь Бог благословил в Раю наших прародителей Адама и Еву и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:28).

Каково единство мужа и жены в браке?

Это союз является самыми тесными узами изо всех отношений, связывающих людей, ибо сказано: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт.2:24).

Подтвердил ли Господь Иисус Христос этот древний завет о браке?

Освятил ли Господь Иисус Христос брак?

Он освятил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской и претворением на той свадьбе воды в вино.

Какой смысл придал Он браку?

Господь придал браку более глубокий смысл. Как вода превратилась в вино, так и в Его присутствии плотская любовь претворяется в духовную любовь двух душ.

Внес ли Новый Завет некие изменения во взгляды на рождение детей?

Рождение детей в дохристианские времена имело своей целью наполнить землю, а целью христианского брака - наполнить Церковь Христову на земле и на небе, а в конечном счете - наполнить Рай.

Имеет ли христианский брак некое более глубокое символическое значение?

Имеет. Апостол Павел сравнивает брачные узы мужа и жены с узами Христа и Его Церкви. Поэтому он подчеркивает, что, подобно Христу, Который есть глава Церкви, муж должен быть главой жены. Как мужчина и женщина в браке становятся одним целым, так едины и неотделимы Иисус и Его Церковь.

3.7. Таинство Елеосвящения

Что такое Елеосвящение?

Таинство Елеосвящения состоит из молитв священника и помазывания болящего освященным маслом, посредством которого на больного призывается благодать Божия для его выздоровления.

Что здесь понимается под болезнью?

Болезнь как тела, так и души.

Как воздействует в этом Таинстве благодать Божия?

Она излечивает тело от его немощей и чистит душу от ее грехов.

С каких времен это таинство вершится в Церкви?

Со времен Иисуса Христа. По велению Иисуса апостолы пошли проповедовать Евангелие разным народам и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк.6:13).

Как это таинство было препоручено епископам и священникам?

По заповеди Апостолов. Апостол Иаков пишет совершенно ясно: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.5:14-15).

Вершится ли Таинство Елеосвящения только над тяжелыми больными и умирающими?

Нет. Это поистине чудотворное Таинство совершается и над теми, кто легко болен.

3.8. Учение Православной Церкви о Святых Таинствах

Церковь говорит:

1. КРЕЩЕНИЕ: очищение людей от всех грехов, что согласуется с мирским учением о чистоте.

2. МИРОПОМАЗАНИЕ: укрепление, просвещение Духом Святым, что согласуется с мирским стремлением получить образование и воспитание.

3. ПРИЧАСТИЕ: питание души Божьим хлебом и вином, что соответствует физической потребности в питании.

4. БРАК: самоотверженность - соучастие, что перекликается с дружеской помощью и отвечает инстинкту продолжения рода.

5. ПОКАЯНИЕ: самоосуждение, очищение слезами своих грехов, что отвечает мирскому учению о правдивости.

6. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ: лечение души, что соответствует медицинской помощи телу в больнице.

7. РУКОПОЛОЖЕНИЕ: управление, руководство, направление к Богу, что в общественной жизни отвечает потребности в порядке, власти и службы.

Общество говорит:

2. СОЗНАНИЕ

4. ДОБРОДЕТЕЛИ

6. ЗДОРОВЬЕ