Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым даёт сведения о её расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности», составленной около 903-913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…» . Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, локализуя её в районе Яика . Некоторые мусульманские географы X-XI веков сообщают, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами . О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Кашгари , пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно, идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Большую работу в этом направлении проделал Р. Г. Фахрутдинов, который в 1960-70-е годы начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных , Ульяновской , Самарской , Пензенской областей и Чувашии .

Карта Царства Булгарского

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X-XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени - 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана [сколько? ] . В других регионах таких памятников значительно меньше: в Ульяновской области - около 200, в Самарской области - около 160, в Пензенской области - около 70, в Чувашии - около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. А. Х. Халиков и Е. П. Казаков считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы , западная - в районе бассейна реки Свияги , восточная по линии Чистополь -Билярск или рекой Шишма , южная в районе Самарской Луки . Ф. Ш. Хузин в качестве северной границы определяет реку Казанку , южной - Самарскую Луку , западной - реку Сура и восточной и юго-восточной - низовья реки Белая и реку Урал .

Впрочем, некоторые исследователи, например М. З. Закиев , придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы, в их представлении, совпадают с границами Древней Руси , восточные границы находятся в районе рек Иртыш , Обь , Енисей , южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом , а северные выходят к Карскому морю .

Видео по теме

Население

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и, возможно, завышенным расчётам Алексеева, численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена . Первые сведения о таких племенах даёт Ибн Русте . Он сообщает, что «болгаре делятся на три отдела: один зовётся берсула, другой - эсгель, а третий - болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама »: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана , сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары ». Помимо непосредственно булгар, имелись значительные поселения армян и русов .

В письменных источниках IX–X веков перечислены булгарские племена, которых объединил хан Альмас (Алмуш) - это болгары (племена берсула, есегель, болгар), эсегель, бажяняк, суваз, мадьяры-тюрки, баранжар, гузы, башхарт .

История

История Татарстана
Ранние культуры на территории Татарстана
Камская культура (V-IV тыс. до н. э.)
Балановская культура (II тыс. до н. э.)
Срубная культура (XVIII-XII века до н. э.)
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.)
Приказанская культура (XVI-IX века до н. э.)
Ананьинская культура (VIII-III века до н. э.)
Пьяноборская культура (II век до н. э. - IV век н. э.)
Азелинская культура (III-VII века н. э.)
Именьковская культура (IV-VII века н. э.)
Средневековые государства Волго-Камья
Империя гуннов (IV-V век)
Западно-тюркский каганат (VII век)
Хазарский каганат (VII-X века)
Волжская Булгария (VIII век - 1240)
Золотая Орда (1236-1438)
Казанское ханство (1438-1552)
Территория Татарстана в Российском государстве
Казанский и Свияжский уезды (1552-1708)
Казанский разряд (1680-1708)
Казанская губерния (1708-1781)
Казанское , Симбирское , Вятское и Уфимское наместничества (1780-1796)
Казанская , Вятская , Симбирская , Самарская и Уфимская губернии (1796-1920)
Татарская автономия (1920-1990)
(с 1990)
Портал «Татарстан»
История Чувашии
Территория Чувашии в Древнем мире
Балановская культура
Срубная культура
Абашевская культура
Ананьинская культура
Городецкая культура
Территория Чувашии в Средние века
Империя гуннов (434 - VI век)
Хазарский каганат (650-969)
Волжская Булгария (X век - 1240)
Золотая Орда (1240 - 1438)
Казанское ханство (1438 - 1552)
Территория Чувашии в Русском царстве
Казанское царство (1552 - 1708)
Территория Чувашии в Российской империи
Казанская губерния (1708 - 1920)
Симбирская губерния (1796 - 1924)
Чувашия в составе РСФСР (СССР)
Чувашская автономная область (1920 - 1925)
Чувашская АССР (1925 - 1990)
Чувашская ССР (1990 - 1992)
Чувашия в составе Российской Федерации
Чувашская Республика (С 1992)
Хронология истории Чувашии
Портал «Чувашия»

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён , под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и обосновалась (VII-VIII века) в районе средней Волги и Камы, рассеявшись среди преимущественно финно-угорских племён, где впоследствии образовалось государство Волжская Булгария.

Однако «люди» (подчинённое племя, клан) Саван (śśuvanä… «титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана = тюрк. ябгу») во главе с «царём Вирагом » (видимо, это венгерское имя, означает «цветок», распространено в Венгрии), вероятно, выразили недовольство по этому поводу («отказали»), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил «царь Аскал»). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась. Очевидно, «Царь» Вираг с титулом Саван был вторым человеком (вторая ступень ниже хакана) в Волжской Болгарии после балтавара Алмуша (первая ступень ниже хакана). Кроме того, известно, что у «царя Алмуша» со своим племенем было «четыре подчиненных царя» со своими подчиненными племенами, что соответствует структуре государства и одной из теорий образования имени «Булгары» - «пять частей» .

Волжская Булгария была многорелигиозным государством. Об этом говорят остатки так называемой Греческой палаты - православного храма, построенного в Армянской слободе около XIV в. в Булгарском городище (ныне Болгар).

Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана .

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар , а затем внук Абдуллах ибн Микаил .

В 986 году из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.

Государство Булгар и сопредельные государства, 1025

В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.

В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром .

В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль .

Наконец в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию.

Тоє же осени придоша с восточнıх стран в Болгарьскую землю безбожнии Татари и взяша славнıи Великıи город Болгарьскıи и избиша оружьєм и старца и до юнаго и до сущаго младенца и взяша товара множество а город их пожгоша огнём и всю землю их плениша.

Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань . В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань , а новым названием прежнего государства стало Казанское ханство .

После образования Золотой Орды волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.

Волжско-булгарский язык

Письменных источников, относящихся к периоду существования самостоятельного государства, которые позволили бы напрямую идентифицировать волжско-булгарский язык, не сохранилось. До наших дней дошли только написанные арабской графикой эпитафии XIII-XIV вв. на бывшей территории Волжской Булгарии, предположительно оставленные волжскими булгарами [ ] . Их анализ показывает, что в Волжской Булгарии одновременно могли [обтекаемое выражение ] функционировать два разных тюркских языка («З-Ш» типа и «Р-Л» типа). Надгробия 1-го стиля написаны на тюркском языке «З-Ш» типа , близком, помимо других, и к старотатарскому языку . Наиболее многочисленные надгробия 2-го стиля (90 %) написаны на языке «Р-Л» типа , имеющем сходство с чувашским языком , - и именно он в научном мире сейчас называется, наряду с близкородственными, булгарским языком . Самое раннее известное на данный момент каменное надгробие (1271 год) относится к памятникам 1-го стиля на языке «З-Ш» типа , а последнее (1358 год) к памятникам 2-го стиля на языке «Р-Л» типа .

Административное устройство

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар .

Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар стал Б. Ваисов (1810-1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии .

На рубеже XX-XXI веков идеология, получившая название «булгаризм », вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.

Аналогичные идеи возникли среди общественно-политических движений чувашского народа . В новейшее время высокую активность проявило Общество изучения местного края . Неоднократно как чувашскими, так и татарскими активистами выдвигались предложения о переименовании

Началось еще около 100 000 лет назад, в эпоху палеолита. В конце 9 века и в начале 10 века здесь возникло первое - Волжская Булгария. Оно довольно длительное время было единственным развитым государством на территории крайнего Востока Европы. Предположительно, булгары являлись наиболее ранней тюркской группой, которая в процессе была в числе продвинувшихся в Европу.

Персидскими и арабскими географами Волжская Булгария считалась наиболее северной мусульманской страной мира. Датой принятия ислама в этой стране принято считать 922 год. Именно тогда халиф Багдада прислал в город Болгар группу будущего посольства, в состав которой входили строители и проповедники ислама. В связи с тем, что на государство постоянно давил могучий сосед, царь Булгарии Алмуш был вынужден принять ислам и стать верноподданным халифа Богдада. Таким образом он смог укрепить защиту своей страны, став союзником Арабского халифата. Но были и такие булгары, которые отказались от принятия ислама. Эта группа, во главе с князем Вырагом, отделилась. Это дало толчок к появлению чувашской нации. В дальнейшем народ принял христианство и стал единственным православным тюркским народом.

В период своего развития Волжская Булгария достигла многого. Согласно письменным источником того периода, это государство называли страной тысячи городов. Самыми крупными городами считались Биляр и Болгар, которые по своей площади и численности населения превосходили такие города того времени, как Лондон, Киев, Париж, Новгород. Так, например, Болгар был в три раза больше, нежели Париж. В его центральной части возвышались царский дворец и Соборная мечеть. Уже на тот период в городе были сооружены бани с водопроводной водой. В жилых домах было отопление и подведена канализация. Помимо вышеперечисленного, государство называли еще страной разума. И это не пустые слова. Здесь достигли большого развития такие науки, как медицина, история, астрономия, математика.

Наивысшего расцвета Волжская Булгария достигала в период правления эмира Габдуллы Чельбира. В этот период булгары были довольно сильны в военном искусстве. Это подтверждает тот факт, что волжские булгары - это единственный народ, который смог разбить войска Чингисхана в 1223 году. После этого монголы 13 лет безуспешно штурмовали булгарское государство. Лишь в 1229 году, собрав все свои силы у реки Яик (Урал), монголы смогли разбить булгар и половцев и стали стремительно продвигаться по территории государства, а в 1936 году оно было полностью разорено. Часть булгар бежали и нашли защиту у великого владимирского князя.

Уже в 1240 году Булгарское государство вошло в состав Золотой Орды. Долгое время происходили массовые восстания булгар. По мнению Худякова М.Г., конец надеждам на возвращение прежнего государства положило разграбление столицы - города Болгар - и перемещение культурно-политического центра в Казань. теперь уже крепко укрепилось в этих землях. Оставшимся коренным жителям пришлось приспосабливаться к новым властям. Постепенно происходило создание смешанных семей булгары-татары, однако все новорожденные дети считались татарами. Произошло, так скажем, «искоренение» такой народности, как булгары, и появление новой - волжские татары.

Что же касается то он просто умер. Многие ученые пытались найти в современном татарском языке хоть немного слов, приближенных к булгарскому происхождению. Однако здесь необходимо учесть еще одну народность - чуваши. Если вспомнить, то это именно та часть тюркской группы, которая не приняла ислам и отделилась. Именно они говорят на архаичном тюркском языке, который не похож ни на один другой язык. А при сопоставлении старинных летописей волжских булгар и чувашского языка можно найти много одинаковых слов. Одним словом, чувашский язык максимально приближен к булгарскому.

Переселение булгар произошло в конце IX начале X вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

Другие племена и контакты с ними. Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финнские племена предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Здесь же с IV-VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедшие на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков Истеми-кагана в Европу. Кроме того, в VII-VIII вв. широкие вол-го-уральские просторы были заняты полукочевыми мадьярами (древними венграми), прародина которых находилась также где-то на востоке, скорее всего, в южно-сибирских степях. Одной из групп населения «Великой Венгрии» принадлежал уникальный могильник у нынешнего села Большие Тиганы Алексеевского района Республики Татарстан. В IX в. из районов Верхнего Прикамья на территорию Среднего Поволжья пришло финно-угорское население.

Со всеми этими племенами булгары вошли в тесный контакт. Некоторые из них, например, древние мадьяры вынуждены были вскоре покинуть территорию Волго-Камья. Они ушли на запад и достигли берегов Среднего Дуная, где образовали Венгерское королевство. Оставшееся население, приняв общее название булгар, создало свое государство Волжскую Булгарию.

В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, отличающиеся степенью богатства.

Ранние булгары, заняв волго-камские лесостепные районы, в дальнейшем использовали военно-политическую силу. В условиях, когда шел процесс «завоевания родины», нередко случались военные столкновения с местными племенами. Это привело к усилению военно-племенной знати. Она уже давно выделилась в особую привилегированную группу и окружала себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников. Дружинники совершали военные походы и набеги на соседние земли в целях обогащения.

Население было обложено регулярными повинностями и налогами. Тем самым появился источник средств, шедших на содержание аппарата управления, местных князей и их дружин.

Общим итогом явилось возникновение государства. Оно было призвано держать в повиновении население страны, обеспечивать защиту ее границ от внешних врагов, проводить внутреннюю и внешнюю политику. Окончательно государство волжских булгар сложилось в начале X в. Характерно, что в это время булгарский эмир организует чеканку монет (902-908 гг.), делаются первые шаги по установлению дипломатических отношений с Багдадским халифатом (921-922 гг.). Тогда же булгары принимают новую религию-ислам, начинается строительство городов и крепостей.

Настоящий город это крупное поселение, территория которого обнесена сильными укреплениями, а население занято в основном ремеслами и торговлей. Он же административный и культурный центр большой округи. Площади таких городов достигали нескольких десятков, а то и сотен гектаров. В центре города обычно жило высшее сословие, люди, управляющие государством, богатые и знатные горожане. Там же шумели базары, вблизи находились мечети и медресе. А мастерские ремесленников, составляя отдельную слободу, располагались дальше от центра.

Возле села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан в живописной местности на левом берегу реки Малый Черемшан находятся развалины огромного средневекового города. Это знаменитое Билярское городище. Биляр принадлежал к числу крупнейших городов средневековой мировой цивилизации. Недаром в древнерусских летописях он именуется Великим городом. Крупнейшие русские города Киев, Чернигов, Переяславль перед монгольским нашествием занимали площадь около 100 гектаров в пределах укреплений. Им намного уступали Смоленск, Суздаль, Владимир, Рязань и Псков. Крупнейшие города Западной Европы Париж, Милан, Лондон, Неаполь, Кельн имели площадь от 200 до 400 гектаров. Площадь Биляра составляла почти 800 гектаров.

Оборонительные укрепления делили территорию Биляра на две части внутренний и внешний город. За пределами города располагался обширный посад. Биляр имел широкие международные связи. Об этом говорят находки большого количества изделий из стран Ближнего Востока и Средней Азии, Кавказа и Византии, Древней Руси и Скандинавии. Биляр являлся экономическим, политическим и культурным центром Волжской Болгарии. Это была столица государства. В ней жили ученые, поэты, писатели, богословы. Здесь творил великий булгарский поэт Кул Гали, автор вечно живой поэмы «Кыйссаи Йусуф».

Среди множества больших и малых городов Булгарии своими шумными базарами, громкими голосами прибывших со всех концов мира купцов выделялся Болгар на Волге. Это был тогда небольшой город, но благодаря своему расположению на пересечении торговых путей он имел значение крупнейшего в Среднем Поволжье международного купеческого центра.

Недалеко от Болгара, на Ага-Базаре, действовала главная торговая пристань страны. Здесь находились караван-сараи и специальные помещения для хранения товаров. Сам город был населен в основном ремесленниками и людьми, обслуживавшими торговцев. Никаких крупных общественных зданий в Волгаре еще не строили, жили в наземных бревенчатых домах с подпольями.

Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Мусульманское население обоих городов достигает 10 тысяч человек. Их дома построены из дерева. В них живут зимой, а летом перебираются в войлочные юрты».

Развалины Сувара находятся в Спасском районе республики в 4 километрах от села Кузнечиха, на реке Утка. Сувар был полностью разрушен во время монгольских походов в 1236 г. Впоследствии он так и не мог возродиться.

Центральным городом булгар, живших на правом берегу Волги, являлся Ошель. Это также был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов государства. Его остатки сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Город состоял из двух частей, укрепленных земляными валами и деревянными стенами. Его общая площадь достигала почти 80 гектаров. В 1220 г. Ошель был захвачен и сожжен дружиной русского князя.

На берегу Камы стоял город Джукетау, (его развалины находятся у западной окраины Чистополя). Центральная часть Джукетау, укрепленная тремя рядами валов и рвов, занимала высокий мыс при впадении Килевки в Каму. Напротив укрепленной цитадели, через речку Килевку, на широкой ровной площадке располагалась ремесленная слобода. В X начале XIII вв. Джукетау был относительно небольшим городом и считался центром нижнекамской группы булгар. Его расцвет относится к более позднему золотоордынскому периоду. Еще совсем недавно в числе булгарских городов Х-ХШ вв. не упоминалась Казань. Результаты новых археологических раскопок дали возможность ученым совсем по иному оценить древнейшие периоды истории нашей столицы. Оказалось, еще на рубеже X-XI столетий на высоком мысу, где в настоящее время расположен Кремль, возникло сильно укрепленное булгарское поселение. В скором времени оно превратилось в один из крупных центров международной торговли. Здесь обнаружены вещи, привезенные из стран Западной Европы, Средней Азии и Ближнего Востока, а также Киевской Руси. Среди этих находок особый интерес вызывает чешская монета князя Вацлава, чеканенная в 929-930 гг. в Праге.

К числу известных и крупных городов Волжской Булгарии принадлежали также Кашан на правом берегу Камы; Елабуга, где до сих пор сохранилась угловая башня от мечети-крепости XI-XII вв.; Муромский городок на Самарской Луке, Юлово в Пензенской и Рождественское городище в Пермской областях. Некоторые из них являлись политическими и экономическими центрами отдельных территориальных групп булгар.

Таким образом, со временем булгарские города стали крупнейшими центрами ремесла, торговли и культуры. В них развивалась каменная и кирпичная архитектура, представленная дворцами правителей, мечетями, караван-сараями и общественными банями. О ярком расцвете городской культуры Волжской Булгарии свидетельствуют археологические исследования последних лет.

Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш, который после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Его имя стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг. При правлении Алмуша в 922 г. прибыло в страну Багдадское посольство и состоялось официальное принятие ислама.

После Алмуша на престол сел его сын Микаил ибн Джагфар, который также выпускал монеты. В 940-х годах правил Абдулла ибн Микаил; на монетах 970-980-х гг. сохранились имена двух эмиров Мумина ибн Хасана и Мумина ибн Ахмеда. По сообщению одного персидского источника, в 1024-1025 гг. «государем Булгара» был эмир Абу-Исхак Ибрахим ибн Мухаммед.

Булгарскому эмиру подчинялись «цари его земли» правители отдельных земель-областей. До образования централизованного государства каждое булгарское племя имело своих князей-предводителей. Так, Суварское княжество было полностью подчинено булгарскому эмиру только в 970-х гг., а до этого его правители чеканили даже свои собственные монеты.

К правящей верхушке принадлежали также предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства.

Основное население страны составлял «простой народ»: земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но были лично не зависимы от светских и духовных феодалов. Сельская (земледельческая) община владела землей сообща: «каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права» (Ибн Фадлан).

Таким образом, в Волжской Булгарии существовала государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.

Волжская Булгария - это государство, располагавшееся на территории Среднего Поволжья и Прикамья в Х-ХІІІ вв. Занимало оно довольно большую территорию и было известно своими многочисленными городами. На сегодняшний день историки и археологи располагают сведениями о более чем 2 тысячах булгарских поселений, которые находятся в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях России, в Татарстане и Чувашии.

Заселение Поволжья

История Волжской Булгарии насчитывает чуть более 300 лет, но заселение территории будущего государства тюркоязычными племенами началось намного раньше. Их миграция была вызвана разгромом хазарами Великой Болгарии, протянувшейся от Северного Кавказа до Черного моря. Одна часть переместилась на Балканы, где была создана Дунайская Болгария, а другая в VII в. заняла область среднего течения Волги. Спустя 100 лет на территории Среднего Поволжья появляется еще одна группа тюркоязычных племен. Последняя волна миграции датируется IX в. и связана с разгромом Хазарского каганата печенегами.

К приходу болгар Среднее Поволжье уже было заселено угро-финами, но первые смогли подчинить их своему влиянию.

Возникновение Волжской Булгарии

Первые шаги на пути к консолидации булгарских племен Поволжья были сделаны еще в средине ІХ в. Однако наиболее отчетливо политика централизации и объединения разобщенных групп в единое государство проявилась в деятельности эльтебера Алмуша, который пришел к власти в 895 г.

Алмушу удалось взять под контроль четырех правителей и создать боеспособную дружину. С начала Х в. эльтебер начинает чеканить собственную серебряную монету. Кроме того, он регулировал сбор дани, которая уплачивалась хазарам поволжскими племенами.

К Х в. относятся первые письменные упоминания о Волжской Булгарии как о едином государстве, но фактически вплоть до средины Х в. население Поволжья было зависимо от хазар.

Булгария и Хазарский каганат

До сих пор неизвестно, когда булгары попали под контроль хазар. Поволжье, расположенное на важных торговых путях, еще в VIII в. являлось важным пунктом в политике экспансии, которую проводил Хазарский каганат. Волжская Булгария, основанная на этих землях, также не могла не заинтересовать это государство.

С Х в. экономика Хазарского каганата опиралась только на торговлю и широкие связи с другими странами. В Х в. уровень Каспийского моря значительно повысился, и большая часть прилегающей территории оказалась затопленной. Во времена, когда на международной арене важную роль начинала играть Волжская Булгария, основные занятия хазар (ловля рыбы и земледелие) теряют актуальность. Современные исследователи видят причину заинтересованности Хазарского каганата поволжскими землями именно в высоком уровне развития производительных сил Булгарии, экономика которой основывалась не только на торговле, а и на земледелии, скотоводстве, ремеслах и охоте.

Религиозный вопрос

В вопросе создания и укрепления государства Волжская Булгария религия занимала важнейшее место. Тюркоязычные племена принесли в Поволжье основы самобытной языческой веры, истоки которой можно увидеть в зороастризме.

Алмуш, осознавая необходимость укрепления положения молодого государства, в начале Х в. устанавливает тесные связи с Багдадом. В 922 г. халиф Али аль-Муктадир направляет в Волжскую Булгарию посольство, в составе которого был известный арабский путешественник и писатель - Ибн Фадлан. В том же году официальной религией государства был провозглашен ислам.

Значение принятия булгарами ислама

Ислам в Волжской Булгарии явился консолидирующим элементом. Именно под покровительством этой религии первым правителям удалось объединить разобщенные ранее племена. Кроме того, принятие ислама в качестве государственной религии играло и важную политическую роль. Именно с этого момента Волжская Булгария становится частью мусульманского мира, что позволило установить тесные экономические и торговые связи с другими восточными странами. Данные археологии свидетельствуют о том, что после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун.

Общественно-политический строй

Общество Волжской Булгарии по праву можно считать раннефеодальным. Но развитие феодальных отношений тормозилось пережитками родового строя. Ибн Фадлан в своих дневниках засвидетельствовал, что булгары зависели от правителя государства, наместников отдельных областей и знати, но здесь не существовало закрепощения крестьян частными лицами - феодалами. Каждый, кто работал на земельном участке, распоряжался урожаем самостоятельно, выплачивая при этом ежегодный натуральный налог в пользу государства. Кроме того, местная феодальная знать эксплуатировала крестьян из марийских, мордовских и удмуртских племен. Они были обременены данью и управлялись наместниками из Волжской Булгарии, которые содержали на их территории свои дружины.

Политическое устройство

Волжская Булгария - классический образец раннефеодальной монархии. До середины Х в. государство возглавлялось эльтебером, подчинявшимся хазарскому правителю. После разгрома тюркских войск киевским князем Святославом титул главы Волжской Булгарии был изменен на характерный для исламских стран. Эмир вел самостоятельную и внешнюю, и внутреннюю политику. Должность эта была наследственной и передавалась от отца к старшему сыну.

Экономическое развитие

Болгарские племена на своей родине активно занимались скотоводством. Система хозяйства этого народа изменилась после образования государства Волжская Булгария. Основные занятия местного населения Поволжья до прихода тюркоязычных племен включали в себя земледелие и охоту. Это обусловило синтез и заимствование основ ведения хозяйства и создало предпосылки для развития экономики молодого государства. Основной отраслью сельского производства было плужное земледелие. Главным орудием крестьянина являлся плуг, который носил название «ага». Также активно использовалась паровая обработка земли - двухполье и триполье. Для окраин страны характерной была традиционная переложная система, а для лесных районов - подсечная. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, нередко представленное в кочевой форме. Булгары разводили коров, коз, овец, коней и т. д. Кроме того, в лесных районах была широко распространена охота.

Ремесла

В жизни местного населения важную роль играли ремесленные занятия. Волжской Булгарии в целом было присуще раннее отделение ремесла от сельского хозяйства. Значительная часть мастеров проживала в больших городах, которые уже Х в. становятся огромными центрами металлообработки, гончарного и ювелирного производства.

Как правило, ремесленники изготовляли сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения, разнообразные украшения, керамику, обувь, одежду и т. д. Кожаные и ювелирные изделия из Волжской Булгарии пользовались широкой популярностью за границей.

Торговля

Развитие внутренней торговли тормозил натуральный характер сельского хозяйства, когда население было заинтересовано в производстве продуктов и изделий для себя, а не для продажи. С развитием товарно-денежных отношений роль обмена в жизни булгар значительно растет.

Волжская Булгария занимала выгодное географическое положение (центр Великого Волжского пути), поэтому в страну съезжались русские, хазарские, византийские и другие купцы. Они ввозили сырье (золото, серебро, железо, олово), изделия из металла, оружие, украшения, китайский шелк и зеркала, пряности и т. д. Главными экспортными товарами были меха, мед, воск, кожа, рыба, скот, а также пшеница.


Следует отметить, что при торговле использовался безденежный обмен, но с 903 г. в обиходе появляются металлические монеты - дирхемы, чеканить которые впервые начал Алмуш.

Города

Столица Волжской Булгарии находилась в городе Болгар. Его расцвет приходится на XI-XII вв., когда он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром государства. Город расположился в устье реки Кама - на перекрестке международных торговых путей. Благодаря этому Болгар стал важным купеческим центром.

Биляр - второй по значению город в Волжской Булгарии, который лежал на берегу р. Малый Черемшан. В связи с военной угрозой, исходившей от усилившегося Владимиро-Суздальского княжества, в ХІІ в. столица государства переносится в Биляр. С этого времени в письменных источниках он именуется как «Великий Город».

Развитие торговли способствовало усилению таких булгарских городов, как Сувар, Ошель, Балымер, Иски Казань, Кашан, Джукетау и проч., которые являлись не только экономическими центрами, но и стратегически важными крепостями.

Взаимоотношения с вятичами в Х в.

После удачного похода киевского князя Святослава на Хазарский каганат булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората.

После смерти великого князя Святослава Игоревича Русь вступает в полосу междоусобиц. Особенно активно велась борьба между его сыновьями - Ярополком и Владимиром. В это время вятичи при поддержке Волжской Булгарии отказываются платить дань киевскому князю и поднимают несколько мощных восстаний.

В Х в. правитель Булгарии женился на вятической княгине - дочери Ярополка. Такой династический союз позволил бы их сыну претендовать на киевский престол, но для поволжского государства он был выгоден только с точки зрения установления контроля над верхним течением р. Ока.

Взаимоотношения с Киевской Русью в Х в.

В 985 г. был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим. Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» - значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.

После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка.

Волжская Булгария и Киевская Русь в ХІ - ХІІІ в.

Мирные торговые связи между государствами в течение нескольких веков прерывались кратковременными войнами. Еще в конце Х в. Владимир Великий совершил неудачный поход на земли булгар, а с ХІ в. начинаются регулярные столкновения с северо-восточными русскими княжествами.

Причину этих конфликтов следует объяснять заинтересованностью обеих сторон в контроле над землями, расположенными на берегах р. Ока и ее притоков. В 1120 г. Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий совершил успешный поход на тюркоязычные племена, но его целью был не захват каких-либо территорий, а грабеж. В результате нескольких разрушений Волжской Булгарии русскими дружинами в ХІ в. ее столицу пришлось перенести вглубь страны - в город Биляр.


В 1220 г. был разрушен важнейший экономический центр Булгарии Ошель. После этого эльтебер несколько раз отправлял своих послов к Владимиро-Суздальским князьям, но только в 1224 г. удалось заключить мир.

Монгольское завоевание

Территория Волжской Булгарии неоднократно подвергалась набегам монголо-татарских орд. В 1223 г. монголам удалось разбить русско-половецкое войско в битве на р. Калка, но походы Чингисхана на поволжское население в 1229 и 1232 гг. были менее удачными.

В 1236 г. хан Батый собрал огромное боеспособное войско и двинулся на запад. В этом же году большая часть булгарских городов была разрушена. Пал и «Великий Город» Биляр.

Новый поход Батыя в 1240 г. окончательно подорвал экономическую жизнь Волжской Булгарии. В результате этих монгольских завоеваний все важные центры, включая столицу, были разрушены, а население Биляра практически полностью вырезано.

Под властью Золотой Орды

В 1243 г. Волжская Булгария становится одной из провинций могущественной Золотой Орды. С этих пор ее правители попадают под вассальную зависимость от хана и обязываются выплачивать ему дань.

В то же время период золотоордынского владычества ознаменовался новым культурным и экономическим расцветом Волжской Булгарии. В значительной степени этому способствовало провозглашение ислама государственной религией Золотой Орды. А бывший «Великий Город» Биляр становится временной резиденцией хана.

Упадок Волжской Булгарии

В результате внутренних междоусобиц в Золотой Орде территория Поволжья попала в 1361 г. под контроль Булат-Темира. С этих пор государство Волжская Булгария прекращает свое существование и распадается на два княжества. В XV в. южные булгарские районы переходят под контроль Москвы, а северные с центром в Казани становятся основой для формирования нового государства - Казанского ханства.

На рубеже 9-10 веков в Северо-Восточной Европе возникло первое феодальное государство – Волжская Булгария. Это одно из самых малоизученных и загадочных государств, достигших в средние века небывалого могущества и расцвета и впоследствии канувшего в лету. Изучение истории этого государства основывается в основном на археологических остатках многочисленных городищ, феодальных замков и крепостей, а также на описаниях средневековых путешественников.

В 7 веке в степях близ Черного и Азовского морей обитали полукочевые разрозненные племена булгар. Хан Кубрат в 632 году смог объединить булгарские племена и создать государство, которое называлось Великая Болгария. Просуществовало это государство недолго – Кубрат умер, а его сыновья поделили племена между собой, что ослабило Великую Болгарию, которая скоро пала от набегов хазар .

Какие-то племена ушли в Италию, какие-то – в Македонию, часть осталась на месте. Большая группа булгар двинулась на запад, в район Дуная, где ассимилировав с местными племенами славян, образовало славянское государство Болгарию. А еще часть племен ушла на север, в район рек Волги и Камы, где уже жили финские и тюркские племена, и, осев там, со временем создала новое государство Волжскую Булгарию , подчинив себе при этом местное население. Объединение булгарских племен в единое государство было осуществлено при правителе Алмасе (Алмуше) в конце 9 века. Булгары были первыми, кто создал в Среднем Поволжье государственность.

Расцвет Булгарии

К 10 веку Волжская Булгария стала экономически развитым и довольно большим раннефеодальным государством. Его города и села располагались на территории нынешнего Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областях, в Чувашии. В начале 10 века Алмас пригласил багдадское посольство, чтобы официально принять ислам. Среди прибывших представителей Багдада был и путешественник Ибн Фадлан , который прожил в летней ставке царя почти 2 месяца. В то время население летом проживало в юртах за чертой города. Юрта царя была огромна, в ней умещались сотни человек, полы были покрыты коврами из Армении, а в центре стоял трон, украшенный богатой парчой из Византии. За время своего пребывания в Булгарии, Ибн Фадлан хорошо ознакомился с местным населением, обычаями и обрядами булгар, вел географические наблюдения. Вернувшись в Багдад, он составил описания Волжской Булгарии, ставшие впоследствии ценным источником для изучения этого практически бесследно исчезнувшего государства.

Развитие культуры

Алмас собрал съезд предводителей всех булгарских племен, на котором был официально принят ислам в качестве единой религии государства. Сам царь был провозглашен эмиром. Но долго еще были живы языческие обычаи, кровное родство и жестокие правовые нормы. Однако, с принятием новой религии начался период зарождения более прогрессивных форм идеологии и общественно-семейных отношений. Принятие ислама способствовало объединению племен и улучшению отношений с мусульманскими восточными странами. Введение арабского письма привело к развитию грамотности населения. Начали строиться мечети и начальные училища.


Географическое положение Волжской Булгарии было экономически очень выгодно. Через нее проходили практически все торговые пути между Западом и Востоком, а летом на территории государства проводилась оживленная транзитная ярмарка. Все это вовлекало в торговые и ремесленные отношения с соседями и саму Булгарию, в которой были хорошо развиты земледелие, скотоводство, ремесла, производство меда и добыча пушнины, обработка кожи и шерсти. В государстве чеканилась своя монета. Хорошо были организованы и оснащены булгарские военные дружины, которые часто нападали на соседние племена, захватывая пленных, обращая их в рабов.

Росли и развивались города . Первой столицей был город Булгар, а затем Биляр . Волжская Булгария вообще государство городов. По археологическим остаткам городищ их можно поделить на три вида: большие города, замки феодалов и военные оборонительные крепости. Все населенные пункты ограждались оборонительными валами, рвами и крепостными стенами – в военно-инженерном плане булгары были на должной высоте! Они создавали превосходно укрепленные городские объекты. Такие оборонительные сооружения были характерны особенно для домонгольского периода строительства. В окрестностях укрепленных замков и городов располагались деревни.

В 9-10 веках между Киевской Русью и Волжской Булгарией существовали тесные, но сложные отношения. Они то нападали друг на друга и захватывали города, то заключали перемирие и вели торговлю. Булгары даже предлагали русскому князю принять ислам.

Закат

Но в первой половине 13 века на политическую арену вышли воинственные монгольские орды, которым было все равно на кого нападать и кого грабить – русских или булгар. Первая встреча монгольских и булгарских войск привела к беспрецедентному поражению первых (1223). Но уже в 1236 году укрупненные орды Батыя одержали верх над булгарскими отрядами. Были взяты и разрушены многие города и крепости, в том числе Булгар, Биляр, Сувар…Волжская Булгария была включена в состав Золотой Орды . Население из южных областей стало мигрировать на север и концентрироваться в районе современной Татарии и Чувашии, на берегах Камы и Волги, а степные районы Булгарии постепенно заселялись другими кочевыми племенами. Как государство Волжская Булгария перестала существовать, навсегда утратили свое значение города Биляр и Сувар.


Однако, и находясь в зависимости от Золотой Орды, города частично восстанавливались. В частности, город Булгар не только восстанавливается, но и достигает очередного расцвета, становясь столицей нового государственного образования Булгарского улуса . Некоторой самостоятельности бывшей Булгарии способствовал тот факт, что Золотая Орда тоже приняла ислам.

Волжские булгары, несмотря на то, что их земли оказались завоеванными, не погибли, не исчезли с лица земли, а продолжали жить, строить новые города, в том числе и Казань , которая стала новым Булгаром, новой столицей. В 15 веке Золотая Орда распадается и часть земель бывшего великого государства Волжской Булгарии отходят под власть окрепшей Москвы , а оставшееся население концентрируется вокруг Казани, что приводит в скорости к возникновению новой политической единицы – Казанского ханства .