Церковь святой Софии в Константинополе

Собор святой Софии в Константинополе (теперь – Стамбуле) является самым грандиозным и величественным памятником архитектуры византийского стиля.
Возведен собор был при императоре Юстиниане Великом в 532-537 годах лучшими архитекторами того времени – Анфимием из Тралла и Исидором из Милета. На строительство собора было потрачено три годовых дохода Византийской империи. Цель построения храма – закрепить превосходство Константинополя над другими – христианским и языческим – мирами. Размеры этой церкви впечатляли: длина – 120 метров, а ширина – 72. Высота одного только купола – 60 метров, его диаметр – 30. Собор был частью дворцового комплекса императоров. Построен он был как большая парадная зала дворца.

Внутреннее пространство храма

Храм святой Софии поражает своим внутренним пространством. Благодаря особенностям конструкции здания, купол словно парит в воздухе. Парус (элемент купольной конструкции) как будто бы накрывает интерьер. Если бы был только один купол, то собор можно было бы сравнить с любым сооружением на каркасе из материи в виде палатки. Только каркас расположен по всей ткани. Со стороны эта структурная оболочка смотрится как нагромождение разных форм, на верхушке которой находится купол на барабане. В самом храме объединены две разные модели - базилик и центральный купол. Колонны храма выполнены из белого мрамора, стены покрыты золотыми росписями и благодаря мозаике мерцают в лучах солнца. Центральный зал хорошо освещен 40 окнами. Две галереи по разным сторонам отделены 110 мраморными колоннами, что дает равномерное освещение внутри здания.

В иконостас входят 12 золотых колонн. Иконы, Евангелие и другие святые книги тоже декорированы золотом. Самые яркие украшения храма – люстры и подсвечники (шесть тысяч), которые освещают гигантское внутреннее пространство и вызывают необыкновенные чувства у прихожан во время богослужения. В своем архитектурно-художественном образе храм воплощал представления о вечных божественных началах.

Святая София. Общий вид

Украшения святой Софии вызывают восторг своей красотой и блеском цветного мрамора. Неудивительно, почему так были поражены во время праздничного богослужения послы русского князя Владимира, приехавших разузнать о новой религии.

При разрушении Константинополя в 1096 и в 1204 годах огромное богатство храма было разграблено. После падения Константинополя в 1453 году собор был превращен в главную мечеть столицы Османской империи и оставался таковым на протяжении пяти веков. В 1935 году глава турецкого государства Ататюрк распорядился открыть в соборе музей. После этого в храм были приглашены реставраторы и проведены соответствующие работы. Было восстановлено мозаики Иисуса Христа и Девы Марии, а также портреты византийских императоров и их супруг. Над Святыми воротами уцелело изображение Святой Девы. Также реставраторами были обнаружены образы святого Архангела Михаила и нескольких великомучеников.

Со времен Османской империи в музее сохранились кафедра, алтарь, трон султана, два огромных канделябра. Баптистерий храма был превращен в гробницу Мустафы I и Ибрагима.

Церковь Святой Софии, Мудрости Божией – уникальный образец византийской архитектуры 6 века. Ее значение для развития мировой архитектуры огромно. Это выдающееся произведение искусства на протяжении многих веков стало примером для архитекторов. Говоря о византийском стиле, прежде всего вспоминают этот архитектурный памятник. Обращая свои взоры на константинопольскую Софию, строили свои соборы в Киеве и Новгороде русские зодчие.

Храм Святой Софии (Айя-София) в Константинополе был посвящен Святой Софии — Премудрости Божией. На протяжении тысячи лет (до возведения собора Святого Петра в Риме) он являлся самым большим и величественным храмом всего средневекового христианского мира и гордостью Византийской империи, с которым ассоциировалась ее мощь и сила. Располагался этот шедевр позднеантичной архитектуры в центральной части Константинополя и составлял единый архитектурный ансамбль с Императорским дворцом, Ипподромом и другими прекрасными монументальными постройками центральной части византийской столицы.

Первый храм на месте Святой Софии был заложен еще во времена Константина Великого в 324-337 годах. При императоре Констанции II он был достроен и освящен. В 360-380 годах храм принадлежал арианам, до тех пор, пока не был передан православным императором Феодосием I.

В результате народного восстания, произошедшего в 404 году, храм сгорел. Построенная на его месте церковь была также уничтожена огнем спустя 11 лет. При императоре Феодосии I на этом же месте была возведена Базилика Феодосия, но при Юстиниане Великом она, как и ее предшественницы, погибла в пожаре, во время восстания «Ника» в 532 году.

По прошествии сорока дней после пожара, по приказу Юстиниана был заложен новый храм, который по замыслу императора должен был стать украшением Константинополя и олицетворением величия Византийской империи.

Строительством храма руководили лучшие архитекторы той эпохи – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В их распоряжении находилось десять тысяч рабочих. Для строительства использовался самый качественный и красивый мрамор со всей империи, а также архитектурные элементы древнеримских построек. Храм был обильно украшен золотом. Его строительство обошлось империи в три годовых дохода. По окончании строительства, войдя в собор, Юстиниан, согласно преданию, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!».

Спустя несколько лет храм сильно пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен и укреплен. Однако он вновь был частично разрушен землетрясением в 989 году, в результате которого обрушился купол. Храм был укреплен контрфорсами и из-за этого во многом утратил свой изначальный вид. Купол был перестроен армянским архитектором Трдатом. Он получился более возвышенным, чем оригинал, и как будто парящим в воздухе, благодаря окнам у основания, через которые в полумрак храма проникал солнечный свет.

Позже храм Святой Софии подвергся разграблению крестоносцами, а после завоевания Константинополя турками-османами был переделан в мечеть. Для этого к нему пристроили четыре минарета. С тех пор он стал известен под названием Айя-София. В дальнейшем турецкими строителями к зданию были добавлены контрфорсы и некоторые пристройки, еще больше изменившие изначальный облик храма.

Таким образом, до наших дней храм Святой Софии дошёл далеким от своего первоначального облика, но благодаря историческим документам и данным археологии, мы можем судить о его изначальной архитектуре.

Стамбул. Султанахмет.

Султанахмет – сердце Стамбула, первый холм Второго Рима. Древний Константинополь находился именно здесь.
В конце II века началось строительство грандиозного ипподрома, который свой окончательный вид получил при Константине Великом в IV в. Это было огромное и пышное здание, которое вмешало 100 тыс. зрителей.
Осмотр Стамбула обычно начинают с площади Султанахмет – простой и шумной, всегда наполненной туристами и уличными торговцами.
Расположенные друг напротив друга, переглядываются две основные достопримечательности города — Святая София (АЙ София) и Голубая мечеть .
Трижды восстановленая Айя-София (собор Святой Софии) являлся самым большим византийским храмом в христианском мире (до постройки Собора Святого Петра в Риме).


Айя-София. Стамбул.

Первый храм на этом месте был возведен в 360 году императором Константином, он назывался «Большой церковью» .
Но в 404 году храм был разрушен во время пожаров, устроенных бунтовщиками из-за казни епископа Иоанна Златоуста.
В 405 году началось строительство нового храма, которое длилось 11 лет.
Но и второй храм был сожжен во время восстания Ника вместе с императорским дворцом и соседними зданиями в 532 году.
Император Юстиниан подавил восстание Ника и отстроил Айя-Софию в том виде, в котором храм дошел до наших дней.
Айя-Софию строили лучшие архитекторы того времени – Исидора Милетского и Анфимия из Траллеса. Строительство было начато в 532 году и завершилось через 5 лет. Мрамор для базилики был привезен из Анатолии и городов Средиземноморья.
После падения Константинополя в 1453 году султан Фатих Мехмед Завоеватель переделал храм в мечеть, добавив минарет. Фрески и мозаика были покрыты штукатуркой, занавесками и деревянными панелями.
В середине XVI века архитектор Синан укрепил поддержку главного здания. Были добавлены исламские элементы.
После основания Турецкой республики были начаты реставрационные работы, и в 1935 году по указанию Ататюрка храм был открыт в качестве музея.
Длина храма-музея 100 м, а ширина около 70 м. Базилику венчает гигантская купольная система (Айя-Софию называют «куполообразная базилика»). Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших в Турции и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира.
Мозаики Святой Софии относятся к середине IX концу X вв.


Фрески Святой Софии.


Фрески Святой Софии.


Интерьер Святой Софии.

У входа в здание на глубине 2-х метров можно увидеть ступени, которые служили монументальным входов во вторую церковь, колонны, капители и фризы.

Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмеда) – впечатляющая и величественная, является главным произведением классической турецко-исламской архитектуры.


Голубая мечеть. Стамбул.

Строительство мечети началось в 1609 году по распоряжению 19-летнего султана Ахмеда I. Архитектором мечети был Мехмед Ага, ученик великого Синана. Голубая мечеть строилась семь лет.
Свое название она получила благодаря интерьеру, который отделан голубыми изразцами. Эта голубая плитка является дорогостоящим произведением искусства, от вида которого захватывает дух.


Голубая мечеть. Стамбул. Турция.

Необычно то, что в Голубой мечети шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах внутреннего двора. Легенда рассказывает, что султан приказал построить мечеть с золотыми минаретами («алтын» по-турецки) , но архитектор, зная, что это невозможно, притворился, что не расслышал и построил шесть «алты» минаретов.
Голубая мечеть самая большая по площади мечеть в Стамбуле .

Вход в мечеть бесплатный, но надо быть готовым к длинной очереди.
При входе следует снять обувь, женщинам покрыть голову платком.

За мечетью расположен живописный рынок Араста , где можно купить турецкие сувениры, ковры, камни, ювелирные изделия. Рынок — излюбленное место туристов, цены здесь достаточно высоки, но крытые ряды приспособлены для приятных прогулок.


Рынок Араста.

Стоит заглянуть в кафе Meșala в начале рынка, путеводитель скажет, что это туристическое место, но здесь можно отдохнуть после длительных прогулок, покурить кальян, а вечером послушать живую музыку или посмотреть выступление дервишей.


Посетители рынка Араста.


Посетители рынка Араста.

Обязательно закажите турецкий чай («чай» по-турецки так и произносится «чай»), темный и крепкий его подают в стеклянных стаканчиках в форме тюльпана.


Турецкий чай.

Или кофе, сваренный в турке, с добавлением сахара и кофейной гущей, занимающий добрую половину чашки.
Из более необычных вещей стоит попробовать мухаллеби - традиционный турецкий напиток, молочный кисель на рисовой муке.
Или салеп – горячий напиток из порошкообразной орхидеи (салепа) с добавлением молока или воды, сахара и специй.


Продавец салепа

Вернувшись на площадь Султанахмед, найдите лоток с мороженым. Турецкое мороженое – дондурма – густое и эластичное, его изготавливают из салепа – высушенных клубней орхидей.

Не проходите мимо и турецкого бублика, щедро обсыпанного кунжутом. Его называют симит и продают на каждом шагу. Удивительно, за что его так любят турки!


Доставка симитов 🙂

Привлекает внимание зеленый купол Немецкого фонтана . Он построен в Германии и переправлен в Стамбул частями по реке Дунай. На этом месте его собрали в 1901 г. Фонтан, украшенный золотой мозаикой — подарок канцлера Германской империи Вильгельма II для Абдула Хамида при его визите в Стамбул . В то время Германия и Турция находились в близких дружеских отношениях.
Фонтан необычен тем, что его форма скорее напоминает религиозные фонтаны, чем городские.


Немецкий фонтан.

Направляясь к дворцу Топканы, рядом с Султанскими ворота нельзя не заметить великолепный монументальный фонтан Ахмеда III , который является ярким примером турецкой и османской архитектуры в стиле рококо. Фонтан построил Ахмед Ага – главный архитектор двора в XVIII в.


Фонтан Ахмеда III.

Следующая достопримечательность Султанахамета – дворец Топкапы (Topkapi Sarayi) – древняя резиденция османских султанов.

Огромный дворцовый комплекс поражающей своей богатой коллекцией.
Дворец Топкапы был построен в 1465 г. во время властвования Мехмеда Завоевателя. Дворец покинули в 1853 г. из-за того, что его было трудно отапливать. Резиденция султана переехала в дворец Долмабахче.
Дворец Топкапы – самый крупный и самый древний из всех императорских дворцов, дошедших до наших дней. Его первоначальная площадь составляла 700 тысяч квадратных метров. Здесь размещалась не только резиденция султана с гаремом, но и административный штаб Османской империи.

Войдя во дворец через ворота Султана, попадаем в первый двор. Здесь размещалась стража, королевская казна, арсенал и склады.
Слева от входа находится церковь Святой Ирины, или «Священный мир» — это первая известная византийская церковь, возведенная Константином в 330 году. Церковь закрыта для посещения, в нее можно попасть только со специальной экскурсии.

Из первого двора переходим в средний. С правой стороны находились султанские кухни, где работали около 100 поваров. Сейчас здесь выставлены серебряные приборы и посуда.

Башня справедливости. Дворец Топкапы.

Слева – гарем , совсем отдельная история дворца Топкапы. Гарем означает запрещенное место. Сюда не пускали посторонних, особенно мужчин. Комплекс гарема дворца Топкапы состоит из 400 комнат, это жилые комнаты, кухни, туалеты, больницы, ванные комнаты, связанные друг с другом переходами и коридорами, образуя лабиринт.
Самая большая комната принадлежала матери султана (валиде султан). В комнатах чуть меньше жили жены, которые родили султану сына.
Когда-то здесь проживало тысячи человек, больше половины – женщины, а также их дети и евнухи.

Многие из комнат и палат были разработаны османским Микеланджело — архитектором Синаном. Гарем был украшен в Оттоманском стиле, основанном на Итальянском Барокко.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.

После гарема пройдем на третий двор. Здесь расположены павильоны дворца и другие роскошные залы – библиотека, залы приема и т.д. В 1536 году во дворце работало 580 мастеров: ювелиры, граверы, чеканщики по золоту, белошвейки, мастера по янтарю и другие. Образцы их работ представлены не только в музее, их инкрустациями и мозаикой украшены переходы, стены, мебель, потолки и полы.
Великолепна сокровищница дворца, где хранятся уникальные украшения и драгоценности. Среди них самый известный бриллиант Кашикчи в 86 каратов, т.е. примерно размером с ладонь. Он считается одним из крупнейших бриллиантов мира. Легенда рассказывает о бедняке, которых нашел алмаз на улице и обменял его на три ложки. «Кашикчи» — по-турецки ложечник. А также золотой трон весом 250 кг.


Дворец Топкапы.

Другая достопримечательность Султанахмета
Цистерна Базилика – древнее подземное водохранилище. С дня основания Стамбул не имел своих собственных водных ресурсов, поэтому снабжение водой происходило из гор с помощью акведуков, по которым вода шла в фонтаны и цистерны. Самый известный акведук, сохранившийся до наших дней – акведук Валенс, или Боздуган.
В Византии было много цистерн, самая большая и известная – Цистерна Базилика .
Цистерна Базилика была построена в 532 году при императоре Юстиниане. После распада Византийской империи была заброшена. Но спустя годы жители города выяснили, что под их домами находится огромный резервуар с пресной водой – можно набирать воду, не выходя из дома, и даже ловить рыбу, которая водится в цистерне!
Площадь цистерны около 10 000 квадратных метров, но для посещения открыта только часть сооружения.
Темное помещение освещается неярким красным светом, 336 коринфских и ионийских колонн отражаются в воде, звук падающих капель, все создает мистическую атмосферу.


Цистерна Базилика.

Из всех колонн выделяются две: их нижние части украшены перевернутыми головами Медуз.


Цистерна Базилика.

Осталось заглянуть в церковь Святых Сергия и Вакха , которую называют малой Айя-Софией.
Это одна из самых древних церквей Стамбула, возведённая с 1527 по 565 гг. Ее возвели рядом с домом императора Юстиниана, где он провёл свои молодые годы. Церковь, заложенная на несколько лет раньше собора Святой Софии, послужила его прообразом.
После падения Константинополя церковь продолжала действовать, но в 1506 году церковь была частично разрушена и преобразована в мечеть. В 1762 году пристроили минарет.


Церковь Святых Сергия и Вакха.

В Султанахмете открыто множество ресторанов с турецкой кухней, так как цены в них не сильно колеблются, то можно выбрать любой на ваш вкус.
Несколько ресторанов имеют открытую панорамную террасу на крыше, с которой открывают захватывающие виды.


Вид из ресторана Seven Hills .

Продолжение: Султанахмет: прогулки по улицам.

1. История Стамбула.

3. Эминёню: пристань, Базар специй, балык-экмек.
4. Бейоглу: башня Галата, Таксим, проспект Истикляль.
5. Мечеть султана Сулеймана.
6. Зейрек.
7. Кумкапы.
8. Азия: Юскюдар.
9. Босфор.
10. Дервишы.
11. Хамам.

Римский император Юстиниан хотел построить в Константинополе (современный Стамбул) храм, который должен был стать самым прекрасным в мире. Храм Святой Софии , возведенный в 532-537 гг., — это величественное сооружение, наполненное светом.

Храм, подаренный Феодоре

Император Восточной Римской империи Юстиниан Первый по просьбе своей жены Феодоры повелел построить в Константинополе новый храм Святой Софии. Императрица хотела, чтобы храм был возведен на том же месте, где стоял предыдущий, построенный императором Константином Великим, но погибший при пожаре. Новый храм возвели меньше чем за шесть лет. 26 декабря 537 года император Юстиниан торжественно открыл базилику.

Он очень гордился красотой этого грандиозного сооружения. Юстиниан был убежден, что этот храм еще необычнее, чем храм Соломона в Иерусалиме. Он был так счастлив, что воскликнул: «Соломон, я тебя превзошел!»

Храм Святой Софии в Стамбуле представляет собой один из тех редких памятников, настолько же древних, насколько и великолепных, которых до сегодняшнего дня почти не коснулось время.

Купольная базилика

Император поручил двум греческим архитекторам — Анфимию из Тралл и Исидору из Милета — начертить планы сооружения. Архитекторы решили придать храму вид прямоугольного в плане здания — базилики, а в центре поднять гигантский купол. Этот небывалый свод символизировал Небеса. Он лежал на четырех огромных столбах с помощью парусов — треугольных сферических сводов. Прорезанные в основании купола 40 окон создавали необычайный эффект — чаша купола казалась легко парящей над храмом. В строительстве храма принимали участие 10 тысяч рабочих и 100 мастеров-каменщиков. Превосходные материалы, один лучше другого, прибывали со всех сторон империи: белый, зеленый, розовый и желтый мрамор, малахитовые и порфировые колонны, украшения из храмов Египта, Греции и в том числе из разрушенного храма Артемиды в Эфесе. Центральная дверь храма, предназначенная для императора, была покрыта золотом.

Новый купол

Через двадцать лет после постройки храма Константинополь стал жертвой землетрясения. Легендарный купол обрушился. Молодой сын Исидора из Милета, одного из лучших архитекторов, руководивших реконструкцией, увеличил высоту купола еще на 5 м. С помощью мощных контрфорсов он укрепил стены сооружения.

Великолепные мозаики

С самого начала строительства храм украшали восхитительные мозаики, собранные из мельчайших кусочков разноцветного мрамора. Купол украшала мозаика, изображавшая лик Христа.

Поразительный купол из кирпича 55 м высотой и 32 м в диаметре пропускает свет сквозь маленькие окошки.

Своим великолепием храм отчасти обязан богатству мозаик, самым древним из которых около тысячи лет!

Мечеть и музей

В 1453 году Константинополь был завоеван османской армией султана Мехмета Второго и переименован в Стамбул . Турки сохранили храм Святой Софии, но превратили его в мусульманскую мечеть. К храму пристроили четыре минарета. Над куполом подняли полумесяц. На боковых стенах и по углам повесили плакаты с надписями на арабском языке. Мозаики покрыли штукатуркой, поскольку Коран, священная книга мусульман, запрещает изображать живые существа. К счастью, мозаики не были уничтожены. В 1934 году мечеть перестала функционировать, и храм Святой Софии был превращен в музей. Прекрасные мозаики отреставрировали, и они вновь увидели свет.

Мой блог находят по следующим фразам
. статуя афины
. капелла карла великого
. архитектура готика окна
. иерусалим соломонов храм стена плача
. грабница мавсол
. чертежи храма артемиды

Собор Святой Софии, Софийский собор в Киеве — Фото 2018

Собор Святой Софии или Софийский собор - христианский православный храм, возведенный в XI веке в центральном районе древнего Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. В период XVII — XVIII веков был частично перестроен и реконструирован в стиле украинского барокко. На стенах собора сохранились некоторые древние фрески и мозаики, в их числе известная мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор был первым памятником архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Украины.

По информации из разных летописей (все они датированы временем намного позже строительства) датой начала строительства собора является 1017 или 1037 год.

В «Повести временных лет» имеется запись о заложении в 1037 году Софийского собора, а также нескольких других значимых построек: Золотых ворот, церкви Святой Ирины и монастыря Святого Георгия.

Изначально Собор Святой Софии имел форму пятинефного крестово-купольного храма с 13 куполами. По трем сторонам он был огорожен двухъярусной галереей, а с наружной стороны -одноярусной. Центральный неф и трансепт был намного шире боковых нефов, создавая в интерьере собора правильный крест. Цилиндрические своды, накрывавшие его главный и поперечный нефы, постепенно поднимались к центральной части здания. Главный купол окружали четыре купола поменьше, а оставшиеся восемь куполов, которые были ещё более маленького размера, находились по углам храма. Кроме окон, стены также украшены декоративными нишами и лопатками.

Собор создавался по византийской технологии из переменных рядов из камня и плинфы, с наружной стороны кладка была обработана раствором-цемянкой.

Чтобы можно было увидеть первоначальный облик стен храма, на фасадах реставраторы решили оставить фрагменты древней кладки. Собор без галерей имеет длину – 29,6 м и ширину - 29,4; а с галереями: 41,8 и 54,7. Высота храма достигает 28,7 м.

Собор строили строители из Константинополя, с участием киевских мастеров. Несмотря на это, невозможно найти точных аналогов Софийского собора в Византии тех времен.

Есть версия, что перед византийскими мастерами поставили задачу создать главный храма Руси, которую они успешно воплотили в жизнь.

В интерьере собора сохранились некоторые фрески и мозаики, сделанные XI века. В палитре мозаик находится 177 оттенков. Мозаики имеют сходства с византийским искусством первой половины XI века, в аскетическом стиле.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ И СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ НА САЙТЕ)

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 508) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (344) Буклеты, памятки и листовки (140) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 143) Вопросы священнику (543) Изображения (263) Иконы (596) Иконы Божией Матери (134) Проповеди (1 397) Статьи (2 158) Требы (32) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (197) Любовь, брак, семья (92) Материалы для воскресной школы (428) Аудио (24) Видео (113) Викторины, вопросы и загадки (55) Дидактические материалы (86) Игры (40) Изображения (55) Кроссворды (36) Методические материалы (49) Поделки (33) Раскраски (18) Сценарии (16) Тексты (111) Повести и рассказы (33) Сказки (14) Статьи (23) Стихи (35) Учебники (17) Молитва (568) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (407) Новости (293) Новости Кинельской епархии (111) Новости прихода (59) Новости Самарской митрополии (14) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 608) Библия (1 208) Закон Божий (1 181) Миссионерство и катехизация (1 967) Секты (7) Православная библиотека (507) Словари, справочники (59) Святые и Подвижники благочестия (2 096) Блаженная Матрона Московская (6) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (103) Храм (188) Устройство храма (2) Церковное пение (40) Церковные записки (12) Церковные свечи (12) Церковный этикет (16) Церковный календарь (3 068) Антипасха (15) Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия (13) Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы (14) Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная (24) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Неделя о блудном сыне (25) Неделя о Страшном суде (16) Пост (529) Великий пост (298) Рождественский Пост (39) Радоница (10) Родительская суббота (41) Светлая Седмица (17) святителя Григория Паламы (1) Седмица сырная (масленица) (34) Страстная Седмица (78) Церковные праздники (838) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (15) Воздвижение Креста Господня (23) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (27) Обрезание Господне (5) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (26) Праздник Крещения Господня (50) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (2) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (139) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (27) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (6) Сретение Господне (29) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (174) Елеосвящение (10) Исповедь (40) Миропомазание (5) Причащение (30) Священство (6) Таинство Венчания (18) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (36) Паломничество (264) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Дивеевская обитель (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (6) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (58) Православное радио (92) Православный журнал (50) Православный музыкальный архив (175) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (104) Расписание богослужений (72) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (137) СМИ о приходе (25) Суеверия (45) Телеканал (451) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (251) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (71) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (129) Проза (19) Стихи (44) Чудеса и знамения (61)

Православный календарь

Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720).

Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Конона и сына его Конона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Прп. Фридолина Зекингенского (540).

Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо».

@На 6-м часе: Ис. XI, 10 – XII, 2. На веч.: Быт. VII, 11 – VIII, 3. Притч. X, 1–22.@

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Дни празднования: 7 марта, 29 мая

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну...».

Впер­вые этот об­раз про­сла­вил­ся чу­де­са­ми в Ни­ко­ла­ев­ском Од­рине муж­ском мо­на­сты­ре Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­ре­дине 19-­го сто­ле­тия. Древ­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из-за вет­хо­сти сво­ей не поль­зо­ва­лась долж­ным по­чи­та­ни­ем и сто­я­ла в ста­рой ча­совне у мо­на­стыр­ских во­рот. Но в 1843 го­ду мно­гим жи­те­лям в сно­ви­де­ни­ях бы­ло от­кры­то, что ико­на эта на­де­ле­на, по Бо­жье­му Про­мыс­лу, чу­до­твор­ной си­лой. Ико­ну тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь. К ней на­ча­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие и про­сить о вра­че­ва­нии сво­их пе­ча­лей и бо­лез­ней. Пер­вым по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный маль­чик, мать ко­то­ро­го го­ря­чо мо­ли­лась пе­ред этой свя­ты­ней. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда мно­гих смер­тель­но боль­ных, с ве­рою к ней при­те­ка­ю­щих, она воз­вра­ти­ла к жиз­ни.

В мо­на­сты­ре в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. На иконе «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми Сво­и­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Гла­вы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца увен­ча­ны ко­ро­на­ми.

В 1848 го­ду усер­ди­ем моск­ви­ча Ди­мит­рия Бон­че­ску­ла был сде­лан спи­сок с это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за и по­ме­щен в его до­ме. Вско­ре он про­сла­вил­ся ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, дав­ше­го мно­гим вы­здо­ров­ле­ние от тяж­ких бо­лез­ней. Этот чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­нес­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках, в ко­то­ром был устро­ен то­гда же при­дел в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных». Кро­ме 7 мар­та, празд­не­ство в честь этой ико­ны со­вер­ша­ет­ся 29 мая.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Умолка́ет ны́не вся́кое уны́ние / и страх отча́яния исчеза́ет,/ гре́шницы в ско́рби се́рдца обрета́ют утеше́ние/ и Небе́сною любо́вию озаря́ются све́тло:/ днесь бо Ма́терь Бо́жия простира́ет нам спаса́ющую ру́ку/ и от Пречи́стаго о́браза Своего́ веща́ет, глаго́лющи:/ Аз Спору́чница гре́шных к Моему́ Сы́ну,/ Сей дал Мне за них ру́це слы́шати Мя вы́ну./ Те́мже, лю́дие, обремене́ннии грехи́ мно́гими,/ припади́те к подно́жию ико́ны Ея́, со слеза́ми вопию́ще:/ Засту́пнице ми́ра, гре́шным Спору́чнице,/ умоли́ Ма́терними Твои́ми моли́твами Изба́вителя всех,/ да Боже́ственным всепроще́нием покры́ет грехи́ на́ша/ и све́тлыя две́ри ра́йския отве́рзет нам,// Ты бо еси́ предста́тельство и спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Перевод: Успокаивается сейчас всякая печаль и исчезает страх отчаяния, грешники получают утешение в тяготах сердечных и Небесной любовью светло озаряются, потому что сегодня Матерь Божия подает нам спасающую руку и от Пречистого образа Своего говорит нам: «Я Ходатаица за всех грешных перед Сыном моим, Он поручился Мне за них, что будет слышать Меня всегда». Поэтому люди, обремененные многими грехами, припадите к подножию иконы Её, со слезами взывая: «Заступница мира и Ходатаица за грешных, умоли Материнскими Твоими молитвами Избавителя всех, чтобы Божественным всепрощением Он простил грехи наши и светлые двери райские открыл нам. Потому что Ты защита и спасение всех христиан».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Тебе́, милосе́рдия исто́чнику при́сно теку́щему/ и Спору́чнице гре́шных, недосто́йнии раби́ Твои́, Богоро́дице,/ припа́дающе, скорбя́ще, вопие́м Ти:/ спаса́й нас от бед, Влады́чице,// и ма́терним Твои́м хода́тайством испроси́ всем нам ве́чное спасе́ние.

Перевод: К Тебе, источнику милосердия всегда текущему и Ходатаице о грешных, недостойные рабы Твои, Богородица, преклоняя колена в скорби взываем: «Спасай нас от бед, Владычица, и материнским Твоим ходатайством испроси для всех нас вечное спасение».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Честно́е жили́ще бы́вшее/ неизрече́ннаго естества́ Боже́ственнаго/ вы́ше сло́ва и па́че ума́/ и гре́шным еси́ Спору́чница,/ подава́еши благода́ть и исцеле́ние,/ я́ко Ма́ти всех Ца́рствующаго:/ моли́ Сы́на Твоего́// получи́ти нам ми́лость в День су́дный.

Перевод: Будучи почитаемым жилищем несказанной Божественной природы, выше слов и более ума [выше понимания] и грешным Ты Ходатаица, подаешь благодать и исцеление, как Мать Царствующего над всеми, моли Сына Твоего о том, чтобы нам получить помилование в судный День.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

О, Влады́чице Преблагослове́нная, Защи́тнице ро́да христиа́нскаго, прибе́жище и спасе́ние притека́ющих к Тебе́! Вем, вои́стинну вем, я́ко зело́ согреши́х и прогне́вах, Преми́лостивая Госпоже́, рожде́ннаго пло́тию от Тебе́ Сы́на Бо́жия: но и́мам мно́гии о́бразы пре́жде мене́ прогне́вавших Его́ благоутро́бие: мытари́, блудни́цы и про́чия гре́шники, и́мже даде́ся проще́ние грехо́в их, покая́ния ра́ди и испове́дания. Ты́я у́бо о́бразы поми́лованных очесе́м гре́шныя души́ моея́ представля́я и на толи́кое Бо́жие милосе́рдие, о́нех прие́мшее, взира́я, дерзну́х и аз гре́шный прибе́гнути с покая́нием ко Твоему́ благоутро́бию. О Всеми́лостивая Влады́чице, да пода́си ми ру́ку по́мощи и испро́сиши у Сы́на Твоего́ и Бо́га ма́терними и святе́йшими Твои́ми моли́твами тя́жким мои́м грехо́м проще́ние. Ве́рую и испове́дую, я́ко Той, Его́же родила́ еси́, Сын Твой, есть вои́стину Христо́с, Сын Бо́га Жива́го, Судия́ живы́х и ме́ртвых, воздая́й кому́ждо по дело́м его́. Ве́рую же па́ки и испове́дую Тебе́ бы́ти и́стинную Богоро́дицу, милосе́рдия исто́чник, утеше́ние пла́чущих, взыска́ние поги́бших, си́льную и непрестаю́щую к Бо́гу Хода́таицу, зело́ лю́бящую род христиа́нский, и Спору́чницу покая́ния. Вои́стинну бо несть челове́ком ины́я по́мощи и покро́ва, ра́зве Тебе́, Госпоже́ Преми́лостивая, и никто́же упова́я на Тя постыде́ся когда́, и Тобо́ю умоля́я Бо́га, никто́же оста́влен бысть. Того́ ра́ди молю́ Твою́ неисче́тную бла́гость: отве́рзи две́ри милосе́рдия Твоего́ мне, заблу́дшему и па́дшему в тиме́ние глубины́, не возгнуша́йся мене́ скве́рнаго, не пре́зри гре́шнаго моле́ния моего́, не оста́ви мене́ окая́ннаго, я́ко в поги́бель зло́бный враг похи́тити мя и́щет, но умоли́ о мне рожде́ннаго от Тебе́ милосе́рдаго Сы́на Твоего́ и Бо́га, да прости́т вели́кия моя́ грехи́, и изба́вит мя от па́губы моея́: я́ко да и аз со все́ми получи́вшими проще́ние воспою́ и просла́влю безме́рное милосе́рдие Бо́жие и Твое́ непосты́дное о мне заступле́ние в жи́зни сей и в несконча́емом ве́це. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Цари́це моя Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, Спору́чнице гре́шных! Се, бе́дный гре́шник предстои́т Тебе́! Не оста́ви мене́, все́ми оста́вленнаго, не забу́ди мене́, все́ми забы́таго, даждь ми ра́дость, неве́дущему ра́дования. О, тя́жки мои́ бе́ды и ско́рби! О, безме́рны мои́ грехопаде́ния! Я́ко тьма нощна́я - житие́ мое́. И несть в сыне́х челове́ческих ни еди́наго си́льнаго ми помощи́. Ты - Еди́ная моя́ Наде́жда. Ты - Еди́ный мой Покро́в, Прибе́жище и Утвержде́ние. Дерзнове́нно простира́ю к Тебе́ немощны́я мои́ ру́це и молю́: умилосе́рдися о мне, Всеблага́я, пощади́ искупле́ннаго Кро́вию Сы́на Твоего́, утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, укроти́ я́рость ненави́дящих и оби́дящих мя, возста́ви си́лы моя́ увяда́ющия, обнови́, я́ко у орля́те, ю́ность мою́, не попусти́ осла́бнути в де́лании за́поведей Бо́жиих. Огне́м небе́сным косни́ся смуще́нныя души́ моея́ и испо́лни ю́ ве́ры непосты́дныя, любве́ нелицеме́рныя и наде́жды изве́стныя. Да всегда́ пою́ и сла́влю Тебе́, Преблагослове́нную ми́ра Засту́пницу, Покро́в наш и Спору́чницу всех нас гре́шных, и поклоня́юся Сы́ну Твоему́ и Спа́су на́шему, Го́споду Иису́су Христу́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Жизнепода́тельным Ду́хом Святы́м во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Мы с вами продолжаем изучение Священной евангельской истории и в данной программе поговорим об Отроке Иисусе в Иерусалимском храме, опираясь на текст Евангелия от Луки.

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 40–52.

2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

2.41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

2.42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

2.43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

2.44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

2.45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

2.46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

2.47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

2.48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

2.49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

2.50. Но они не поняли сказанных Им слов.

2.51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

2.52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

(Лк. 2, 40–52.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНЫХ ДЕТЕЙ

П риуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32).


(MP3 файл. Продолжительность 9:19 мин. Размер 6.8 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Чудо святителя Луки: рассказ однокурсника

    Спустя пару-тройку дней мне назначают сдать в очередной раз анализ. И вдруг результат… Инфекции нет!

Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть, сегодня предстает перед нами в качестве самого оригинального музея Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где переплелись сразу две религии — ислам и христианство.

Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из . Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история собора Святой Софии в Стамбуле.

Краткая история



Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.



В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на .


После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. Сегодня в стенах комплекса запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видят в таком решении ущемление свободы вероисповедания. Тем не менее турецкий суд остается неумолимым в своих вердиктах и продолжает отклонять подобные иски.

Архитектура и внутренне убранство

Собор Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.



Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.



Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.



В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой . Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.



Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.

Как добраться

Собор Святой Софии располагается на площади Салтанахмед, в под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.



Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.

Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Практическая информация

Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.

Часы работы: в период с 15 апреля по 30 октября двери собора открыты для посещения с 09:00 до 19:00. Последний билет можно приобрести не позднее 18:00. В период с 30 октября по 15 апреля достопримечательность работает с 09:00 до 17:00. Кассы доступны до 16:00.



На сентябрь 2018 года цена за вход в собор Святой Софии в Стамбуле составляет 40 tl. Однако с 1 октября 2018 года власти Турции поднимают стоимость входных билетов в более чем 50 музеях страны, включая и Айя Софью. Так, с наступлением указанной даты цена за вход в храм составит 60 tl. Такое повышение обусловлено непростой экономической ситуацией, сложившейся в Турции, а также резким падением курса турецкой лиры по отношению к доллару и евро.

В год 537 от Рождества Христова в столице Византийской империи, городе Константинополь было завершено строительство самого знаменитого храма всего православного мира – Собора Святой Софии.

Стоит заметить, что в 537 году собор был построен заново и более основательно. Старый храм, возведенный в 324 году, был сожжен в ходе восстания «Ника» в Константинополе.

Здание возводилось в течении пяти лет. Оно строилось при басилевсе Юстиниане I в период расцвета Византии и подчеркивало статус юстиниановых завоеваний. При проектировании здания были задействованы сразу два архитектора - Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Кроме того, при строительстве собора ежедневно более 10 тысяч человек.

Купол поистине восхищал входивших в собор посетителей. При его высоте в 55,6 метра он имел диаметр 31 метр, однако, благодаря воздействию света и небольших колонн создавалось ощущение, будто он парит в воздухе, что придавало некую божественность увиденному.

Все стены были сплошь покрыты мозаиками, содержащими церковные сюжеты. Это яркий пример византийского монументального искусства. Интересным историческим фактом являются рунические надписи на стенах храма. Вероятно, их сделали воины-скандинавы, находившиеся на службе императора и решившие оставить след на христианской святыне.

При возведении здания использовались лучшие строительные материалы. Мрамор доставлялся из африки, колонны из Рима. Юстиниан настоял на использовании золота, серебра и слоновой кости – так он намеревался подчеркнуть свое величие в глазах язычников. В конечном итоге, строительство храма обошлось государству в три годовых дохода.

В 989 году землетрясение разрушило часть храма, обвалив и его купол. Реставрационные работы были вверены архитектору из Армении по имени Трдат. Он смог не только сохранить здание, но и сделать купол даже более возвышенным. Тем не менее, здание потеряло часть прежнего величия, так как его стены пришлось подпереть контрфорсами.

В 1453 году к стенам Константинополя подошли турки, целью которых был захват города и уничтожение Византии. Султан Мехмет II захватил город, а Софийский Собор был вскоре преобразован в мусульманскую мечеть. Христианский крест был заменен на исламский полумесяц.

Здание несколько раз реставрировалось. Последний раз ремонт был в 1847 году, так как создалась угроза обрушения купола. После свержения монархии в Османской империи к власти пришло правительство Ататюрка. Согласно его декрету, Собор Святой Софии был преобразован в музей, которым он остается и по сей день, называясь Айя-София.

  • Жизнь и творчество Платона

    Платон является древнегреческим философом, создавшим одно из основных философских направлений античной науки. Появляется на свет будущий философ в состоятельной семье

  • Гиппократ - сообщение доклад

    Из исторических источников известно, что Гиппократ появился на свет в 460 году до рождения Христова. Его отец был врачом-асклепиадом, при том потомственным. Именно он показывает ему, что возможна большая любовь

  • Ацтеки - сообщение доклад 6, 7, 8 класс

    Ацтеки это древний индейский народ, населявший территорию центральной Мексики. Их численность насчитывается около 1,5 миллионов. Начало цивилизации ацтеков относится к 14-16 векам

  • Кактус - сообщение доклад

    Кактус необычное растение, которое отличается от других отсутствием листьев, и наличием колючек. Фотосинтез происходит с помощью зеленого столба, из которого он состоит.

  • Лицейские годы Пушкина кратко

    Александром I был основан Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение для детей дворян. Первый класс был набран 19 октября 1811 года. В него входил и Александр Пушкин.

Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Император Александр

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст

Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)