Анализируя еврейские рассказы, о которых ходят легенды по всему миру, можно заверить, что это мудрейшие представители общин среди других народов. Повествования их связаны с учениями Бога и его последователей. «Дети Моисея», именно так называли народ евреев, своими знаниями и проповедями поучали не один век и разные народности и считались божьими посланниками.

Веками легенды о рассказах евреев передаются из уст предков в уста современников с помощью поговорок и пословиц. Благодаря такому методу пересказа традиций, обычаев и социальных устоев разных народов, современникам предоставляется большой шанс узнавать и обучаться культуре и обычаям своего народа.

«Я и Мир!» выбрал для вас 35 мудрых изречений из уст евреев, которые заставляют задуматься о бытие.

Еврейские пословицы и присказки дают нам отчетливо понять о силе разума евреев:

Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, это расходы.

Адам - первый счастливчик, потому что не имел тёщи.

Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил.

Да убережет тебя Бог от дурных женщин, от хороших спасайся сам!

Вошло вино - вышла тайна.

Бог не может быть везде одновременно - поэтому он создал матерей.

Не будь сладок - иначе тебя съедят. Не будь горек - иначе тебя выплюнут.

Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума - никто.

Бойся козла спереди, коня - сзади, дурака - со всех сторон.

Знания много места не занимают.

Гость и рыба через три дня начинают попахивать.

Если не хочешь, чтобы тебе сели на шею, не кланяйся низко.

Выбирая из двух зол, пессимист выберет оба.

Глухой слышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой быстро-быстро бежал.

Бог защищает бедняков, по крайней мере, от грехов дорогостоящих.

Если бы благотворительность ничего не стоила - все бы были филантропами.

Когда старая дева выходит замуж, она тут же превращается в молодую жену.

Родители учат детей разговаривать, дети родителей учат молчать.

Издали все люди неплохие.


С деньгами не так хорошо, как без них плохо.

Может быть, яйца намного умнее кур, но они быстро протухают.

Еще не родился конь, на котором можно догнать свою молодость.

Мужчины больше бы сделали, если бы женщины меньше говорили.

Седина - признак старости, а не мудрости.

Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить.

Плохая жена - хуже дождя: дождь загоняет в дом, а плохая жена из него выгоняет.

Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.

Господи! Помоги мне встать на ноги - упасть я могу и сам.

Если жизнь не меняется к лучшему, подожди - она изменится к худшему.

Какой бы сладкой ни была любовь, компота из нее не сваришь.

Когда нечего делать, берутся за великие дела.

Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает.

Лучше умереть от смеха, чем от страха.

Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки.

Старея, человек видит хуже, но больше.

Будьте интересными вместе с

В чем секрет гениальности евреев? – спрашивает американский ученый Чарльз Мюррей в опубликованной в журнале "Commentary " статье "Еврейский гений". Евреи составляют всего 0,2% человечества, однако они получили 14% Нобелевских премий в первой половине 20 века, 29% во второй половине, и 32% в начале 21-го века.

С того момента, что был разработан тест IQ, измеряющий интеллектуальные возможности, оказалось, что у евреев они необычайно высоки. Средний IQ составляет 100 баллов, однако средний IQ евреев - 110, процент евреев с IQ 140 и выше в шесть раз больше, чем среди остальных национальностей. В 1954 году в школах Нью-Йорка было обнаружено 28 детей с IQ 170 и выше, из них 24 оказались евреями.

Мюррей отвергает теорию «естественного отбора», утверждающею: "преследования вынуждали евреев оттачивать интеллект, чтобы выжить". Интеллект не мог помочь выжить евреям во время погромов, напротив, наиболее успешные люди были первыми жертвами грабежа и насилия.
Пользователь LiveJournal MosheKam выделил двадцать гипотез, объясняющих гениальность евреев, которые заслуживают пристального изучения

1. Вавилонская евгеника

В 586 до н.э. Иерусалим был полностью разрушен Вавилоном под управлением Навуходоносора, который «выселил … всех [Евреев] офицеров и солдат, и всех плотников и кузнецов… кроме бедного народа земли.» (2 Царств 24: 10-14).

Евреи первой Диаспоры преуспели за время ссылки в Вавилон. В своей книге «Несокрушимые евреи» Макс Димонт (Max Dimont) заявляет: «В библиотеках Вавилона евреи–интеллектуалы открыли для себя целый мир новых идей. За пять десятилетий ссыльные евреи оказались на верхушке Вавилонского общества, в предпринимательстве, мире науки и культуры. Они стали лидерами в торговле, научными деятелями, советниками правителей».

В 538 до н.э. персидский царь, Кир Великий позволил евреям вернуться на родину. Богатые евреи, которые построили успешные торговые пути и бизнес в Вавилоне финансировали жаждущих вернуться, которые хотели восстановить Иудею. Первоначальные попытки оказались неудачными, но в конце концов 1760 переселенцев под руководством пророка Ездры и правителя Неемии восстановили стену Иерусалима и возродили нацию. Вернувшись в Израиль «Вавилонские» Евреи обнаружили, что их нищие братья отстали на пол века и почти исчезли благодаря ассимиляции, растворению в языческих племенах. Кирил Дарлингтон (Cyril Darlington) в его работе «Эволюция человека и общества» предполагает, что отделение еврейской элиты и постоянное устранение необразованных и неумелых привело к генетическому интеллектуальному всплеску.
Возвращающиеся евреи также установили две традиции, которые укрепляют крепость ума и их культуры в будущем – запрет на браки с язычниками, и пять первых книг Моисея были канонизированы в Тору.

2. Замысловатая книга для народа

Тора (первые пять книг еврейской Библии) и Талмуд (записи аргументов раввина) комплексные и сложные. Практикующим Иудаизм нужно изучать объемные и сложные законы. Содержание писаний не простое и буквальное, а наоборот создано для понимания на многих абстрактных уровнях. Слепая вера и рабское посвящение, вдохновляемые верой, – не для иудаизма. Вместо этого, поклонение в единобожии требует грамотности, когнитивных навыков для толкования текстов. Традиционное понимание Талмуда требует «его изучения по семь часов в день в течение семи лет». Чарльз Мюррей подмечает, что «никакая другая религия не предъявляет столько претензий к верующему», последующий анализ показывает, что «в иудаизме быть хорошим евреем значит, быть умным евреем».

3. Здоровый образ жизни и питание

По своим обычаям евреи были более чистоплотными, чем язычники. Отмечает мытье рук перед каждым приемом пищи, еженедельное мытье у мужчин в «микве» (ванная комната для очищения) и ежемесячное очищение женщин после окончания менструального периода. Запрет есть свинину защищал евреев от трихинеллеза. Следовательно, Евреи меньше болели, их тела меньше страдали и это улучшало их умственные способности.

Такая точка зрения повторяется не один раз. В 1953 году фармаколог Дэвид И. Махт (David I. Macht), университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) провел исследование, по результатам которого предположил, что десятки запрещенных Второзаконием и книгой Левит мясных блюд еврейской диеты на самом деле были очень ядовиты, по сравнению с разрешенной кошерной пищей. Плюс ко всему, в последней книге «Спасение жизни больного», автора Шерон Моалем (Sharon Moalem) есть предположение, что отказ от всего квасного на период Песаха уберег евреев от крыс и распространения бубонной чумы в 13 веке. И последний, но не маловажный факт – богатые евреи жили в более просторных домах, чем население восточной Европы, что помогло им переживать эпидемии с меньшими потерями.

4. Особое внимание образованию

Тора наказывает каждому еврейскому отцу научить закону Торы его детей, и Мариса Ландау (Marisa Landau) на futurepundit.com отмечает, что еврейская религия запрещает оставлять детей необразованными. Плюс, Ландау отмечает, что еврейские женщины тоже учились читать и писать, феномен, который был уникален в древнем мире. Ландау также упоминает, что у евреев была традиция полностью обеспечивать зятя на период до 10 лет, который желал посвятить себя учебе. Кажется, именно евреи изобрели нечто похожее на «стипендию».

5. Обязательные школы для мальчиков

В 64 году, первосвященник Иешуа бен Гамла (Joshua ben Gamla) издал и ввел в действие указ об обязательных школах для всех мальчиков, начиная с 6 дет. За 100 лет евреи добились всеобщей грамотности и умения считать у мужчин, и были первой нацией в истории с таким достижением.

Прогрессивный указ произвел огромные демографические перемены. Высокая стоимость обучения и существование преимущественно фермерского хозяйства между 2-ым и 6-ым веками подвигло многих евреев обратиться в Христианство, что привело к уменьшению еврейского населения с 4,5 миллионов до 1,2.

Природная «евгеника» отдавала предпочтение двум группам в этой ситуации: 1) сыновьям более богатых, якобы более умных Евреев, которые могли обеспечить школы и позволить своим сыновьям оставаться Евреями и 2) самым умным мальчикам, которые быстро учились читать, писать и считать с тем условием, что они могли позволить себе «оставаться евреями».
А кто же выбыл? Кто был исключен из генофонда? Ответ: бедные, необразованные евреи и/или те, которые имели самый низкий IQ.

6. Расширение городов

80-90% евреев были фермерами в 1 г. н.э. Но только 10-20% остались заниматься фермерским хозяйством к 1000 г. н.э. Требования определенного уровня образовании согласно указу Джошуа бен Гамла дало возможность еврейским мальчикам перебраться из деревни в город и освоить более квалифицированные профессии, включая торговлю и финансы.

Переезд из деревни в города повлек стремительный рост IQ, благодаря урбанизации возрастало количество образованных и развивались технологии. Согласно исследованиям Национального университета Ханой (Hanoi National University) в 2006 разница между IQ студентов из сельской местности и из города составила 19.4. Подобное исследование в Греции в 1970 году зафиксировало разницу в 10-13. Другие исследования отмечают меньшую разницу в 2-6, но все единодушно соглашаются, что городские жители показывают более высокие результаты, а Евреи одна из самых урбанизированных наций в мире.

7. Диалектическое и рациональное мышление

Подход к обучению у евреев – «диалектический». Сам Талмуд – не просто «свод законов», а наоборот – огромный сборник ТЕЗИСОВ. Евреев учат видеть разные аспекты одного явления, они учатся формулировать вопросы на любую тему, включая Закон, логику Раввина, и веру. Раввин развивает умение аргументировать, целая система аргументирования используется евреями 2000 лет в религиозных и мирских дебатах.

Диалектика – не еврейское изобретение, это техника обучения, которую евреи позаимствовали из греческой философии, синтез «Сократо-еврейской методологии». Этот метод обучения был уникальным в средневековье, по сравнению с католическими европейскими «авторитарными» традициями.

Иудаизм базируется на принципах рационального мышления. Аналитические, стратегические навыки развиты в еврейской диалектической и критической манере мышления. Они принципиальны для карьер в сфере юриспруденции, науки и инженерии.

8. Из поколения в поколение

Основная разница между католиками и иудеями в том, что священники остаются одинокими со времен Карфагенского Совета в 4 веке, и декрета, который предписывал воздержание от супружеских отношений, в то время как среди еврейских раввинов всегда поощрялись браки. Во времена средневековья результатом стал большой спад IQ среди католиков, потому что их самые умные и одаренные мальчики были заперты в семинариях, а генофонд значительно пострадал. В тоже время мудрые, обученные еврейские раввины женились на умных женщинах и создавали большие умные семьи.

9. Размножение мозгов

Иудейские тексты постоянно делают ударение на знание и ум, как наивысшие благодетели, а невежество как самый ужасный недостаток. Следуя этому изречению, евреи усиливают свой генофонд находчивыми. Среди евреев самые умные люди всегда ценились, их выбирали в мужья, следовательно, они порождали и распространяли хорошие гены. В браках между детьми ученых и успешных коммерсантов евреи на самом деле объединяли способность к абстрактному мышлению и практический ум.

10. Изучение языков

Торговцы евреи искали покупателей своих товаров на огромных территориях, сначала в исламских регионах, затем по всему миру, продавали и резину в Бразилии, и шелк в Китае. Чтобы процветала торговля, они осваивали много языков. С племенами было легче общаться на их родных языках, что предполагало свободное владение немецким, польским, латвийским, литовским, венгерским, русским, украинским, французским, датским и другими языками.

Сегодня неврологи отмечают, что изучение множества языков усиливает память, психическую гибкость, способность решать проблемы, абстрактное мышление, формирование креативных гипотез.

11. Обречены на гениальность

Евреи в Европе были официально исключены из «обычных» специальностей, так же как их вытеснили из сельского хозяйства в 800-1700 гг. до н.э. На самом деле им обычно не позволялось владеть земельными участками. Такие ограничения вытеснили евреев за 900 лет в города, где они осваивали более сложные специальности в сфере торговли, бухгалтерии, финансов и инвестиций. Распространенный христианский запрет на «ростовщичество» стал причиной того, что евреи все чаще занимались финансами и банковским делом. Судя по историческим документам 80% евреев в Руссиойне, южная Франция, в 1270 году были ростовщиками.

Позже, когда их выселили из Западной Европы, евреи приняли в Польше в качестве городских инвесторов и двигателей торговли. Также они имели большой успех на позициях среднего менеджмента благодаря большому спросу на математические и логические навыки в управлении.
Евреи, которые не особо преуспели в риторике и математике и не оказались успешными на позициях «белых воротничков» были вытеснены из Иудейства, то есть низкий IQ был ликвидирован. Самые успешные в торговле и бухгалтерии наоборот заводили большие семьи и производили математические мозги.

12. Рассеянные гонениями

Самые умные и/или богатые евреи имели больше возможностей избежать Инквизиции, гонений, погромов, Холокоста и других форм геноцида, потому что они: 1) могли позволить себе эмигрировать; 2) смогли понять, что им это необходимо; 3) имели социальные и экономические перспективы среди наций, куда они бежали. Более бедные, с меньшим количеством нужных связей, менее сообразительные были безжалостно уничтожены.

Повторяющиеся истребления, ссылки, бегство евреев всем известны. Первая диаспора в Вавилоне уже упоминалась. Где бы ни начинались преследования и когда бы они ни начинались, евреи чаще всего могли спастись, если имели возможность оплатить дорогу или были достаточно богатыми, чтобы иметь лошадей, повозки, служащих в качестве охраны, богатых родственников, которые могли бы их приютить или «высокопоставленных» друзей. Высокий IQ часто был связан с экономическим благополучием.

13. Генетические заболевания

Евреи-ашкенази – жертвы примерно девятнадцати изнуряющих генетических заболеваний, и предполагается, что некоторые из них могут иметь когнитивный «побочный эффект», который может усиливать умственные способности. Многие неполадки могут убить или серьезно ослабить тех, кто имеет два таких гена, но наследники только одного из них получают «гетерозиготное преимущество», которое провоцирует рост нейронов и усиливает соединение клеток мозга.

14. Позитивное мышление

Никто кроме евреев не работает так усердно для раскрытия своего полного потенциала и позитивного мышления.

В действительности «позитивное мышление» повышает IQ. Исследования Университета штата Мичигана (Michigan State University) в 2011 показывают, что «тип мышления» очень важен для интеллекта, потому что отношение к жизни определяет продуктивность реакции на ошибки. Результаты этого исследования скоро будут опубликованы и, надеюсь, вместе с информацией для составления схемы достижений IQ.

15. Шах и мат

Исторически шахматы были предпочтительным развлечением для евреев; в 1905 году один журнал назвал их «еврейской национальной игрой». Почти 50% гроссмейстеров – евреи. Визуальные и стратегические навыки, требующиеся для этой игры, развивают предклинья полушарий головного мозга в верхней теменной доле и хвостатое ядро, часть подкоркового узла в подкорковой зоне. Нужно признать, что эти преимущества не наследуются, а во время игры развивается память, стратегическое планирование и IQ.

16. Мелодическое мышление

Музыка почитается в еврейской традиции около 3000 лет. Клезмер «достиг очень высокого уровня сложности и украшения», согласно исследованиям Института еврейской музыки. Композиторы и музыканты ашкенази внесли огромный вклад в Западную классическую музыку. Исследователи сегодня верят, что музыкальные занятия оптимизируют развитие нервных клеток и улучшают функции мозга в математике, анализе, научных исследованиях, также влияют на память, креативное мышление, управление стрессом, концентрацию внимания, мотивацию.

17. Поддержка в семье

Комфорт и поддержка в семье, плюс большие надежды. Успех порождает успех на неврологическом уровне. Победа провоцирует всплеск допамина, нейромедиатора, который активирует мотивацию для дальнейших достижений. Еврейские дети понимают, что они способны достичь многого, их побуждают развивать свои навыки для того, чтобы внести вклад в развитие человечества.

Необходима ли строгая дисциплина для достижения таких результатов? Евреи никогда не одобряли рукоприкладства; крепких семейных уз, постоянного ободрения, большого внимания труду и отличного образования хватало.

Также важен достаточный доход, который позволяет детям получать образование. Достаток позволяет попасть в элитные учебные заведения. Исследования показывают, что американские евреи зарабатывают в два раза больше чем неевреи и имеют в 2,5 раза больше недвижимого имущества. В результате средний американский еврей получает в 2,5 раза больше образования. Даже в период средневековья многие евреи имели более высокий и экономический статус, а в этих условиях они имели возможность обучать своих детей.

18. Межнациональные браки?

Евреи с недостатком интеллекта и сообразительности были вытеснены, заключая браки с другими народами и там ассимилировались. В итоге оставались только лучшие. Такая точка зрения прослеживается и в других доводах: менее умные евреи, неспособные быть своим собственным «священником» неизбежно покидали иудаизм ради других религий.

19. Чуткий Учитель

Многие раввины были «эйнштейнами эмпатии» - удивительно добрыми, терпеливыми, любящими и понимающими других людей. «Эмпаты» такого высокого уровня имели большое влияние в общинах, делали их жизнь лучше и продвигали правильные идеи.

20. Боязнь антисемитизма

Евреи стремятся к высоким результатам в науке, карьере и богатстве, потому что они хотят чувствовать себя в безопасности, защищенными и изолированными от антисемитских настроений в окружении. Такая точка зрения может быть оправдана долгой историей неприязни и гонений, которые пережили евреи.

Питание, употребление алкогольных напитков, естественные отправления - все это так или иначе отражается на сексуальной жизни супружеской четы.

Еврейская кухня была и остается немаловажным фактором прочности семьи. Стол - это домашний алтарь, супруга - его служительница, ее миссия - следить за соблюдением древних законов и традиций, связанных с приемом пищи. Некогда еврей, отправляясь в путешествие, брал с собой собственную посуду и еду, дабы не нарушать этих законов. Перспектива вновь обрести домашний стол со всеми привычными блюдами и непременными ритуалами заставляла его спешить домой и умножала радость возвращения.

Существовали особенно характерные для еврейской кухни продукты и ингредиенты. Прежде всего это чеснок. Говорят, что евреи пристрастились к нему во время египетского плена ; еще во времена Плиния считалось, что чеснок возбуждает чувственность; он сохранил эту репутацию и среди талмудистов. Часто говорили, что еврея легко узнать по запаху, столько он поглощает чеснока. Героиня романа Р.Мартен дю Тара «Семья Тибо» Рашель, лишь наполовину еврейка, обожает колбасу с чесноком; этим штрихом автор подчеркивает ее происхождение . Монахам испанской инквизиции не составляло труда распознать марранов - псевдообращенных евреев: они всегда покупали перед Пасхой чеснок . Высоко ценили евреи также хрен и лук; на рынках Балеарских островов псевдообращенных опознавали и по этому признаку. Любили евреи и лимоны; ели их больше всего на Пасху и в праздник, именуемый Барах; возле каждой еврейской колонии на побережье Средиземного моря была лимонная рощица. Помидоры, которыми Европа долгое время после их открытия в Мексике пренебрегала, стали неотъемлемым компонентом питания по эту сторону Атлантического океана именно благодаря еврею - доктору Сиккари , в еврейской кухне их стали использовать очень широко.

Привлекательность еврейской кухни такова, что многие евреи, принявшие другую веру, и вероотступники еще долго тоскуют по ней. Анри Эн, отрекшись от иудаизма, сожалел лишь о его обрядах и о еврейской кухне . Некто Рахлин, еврей, ставший антисемитом, говорил, что кухня - последняя нить, связывающая его с иудаизмом. Хотя еврея не назовешь ни обжорой, ни гурманом, умная жена сумеет при помощи стола привязать его к себе куда крепче, чем постелью. Увы, став «рабой кухни», она вдвойне рискует быстро располнеть.

Часто отмечалось, что евреи злоупотребляют кофе; помимо депрессии и нервных расстройств, которые влечет за собой неумеренное потребление этого напитка, он может отрицательно повлиять и на сексуальную функцию. Возможно, большие количества кофе восполняли нехватку алкоголя, который евреи почти не употребляли (об этом речь пойдет ниже). В начале XIX в. Серфбеер де Медельшейм описывал эльзасских евреек, которые собираются вместе, чтобы выпить по чашке кофе: без этого, считает он, еврейская женщина не мыслит своей жизни . Позднее раввин С.Дебрэ опишет тех же эльзасок, подкрепляющихся бесчисленным множеством чашечек кофе . В Тунисе и Марокко кофе заменял чай - в таких же количествах и с теми же последствиями.

Алкоголь и евреи . История с Ноем в виноградниках Господних отнюдь не типична для евреев - как древних, так и нынешних. Алкоголизм был и остается у них явлением куда более редким, чем у окружающих их народов. Еще Кант утверждал, что женщины, пасторы и евреи никогда не напиваются. Один израильский хирург рассказывал, что на конференции доктора И.Симона по древнееврейской медицине, состоявшейся в центре Рати в Париже в феврале 1979 г., он принял своего соседа по столу за собрата по вере: тот не пил ничего, кроме воды. Добрая сотня интервью, взятых у израильтян в 1977 г., подтверждает их трезвость или, по крайней мере, умеренность в потреблении алкогольных напитков . Доктор И.Симон отмечает, что в парижской клинике Ротшильда, большинство пациентов которой составляют евреи, крайне редки случаи белой горячки. Та же картина наблюдается и в психиатрических больницах США.

Трезвость евреев вынуждены признавать даже антисемиты. Братья Гонкуры в своем романе «Монетта Саломон» объясняли воздержанность Монетты принадлежностью к непьющему народу. Сам Дрюмон признавал за евреями это достоинство, однако утверждал, что в силу своей трезвости они слишком приземлены и неспособны постичь «поэзию опьянения». И нацист Вершуер, профессор Берлинского института антропологии, отмечал, что алкоголизм у евреев - редкость . В 20-х гг. нашего столетия в Варшаве было арестовано за пьянство более 2 000 христиан и всего 30 евреев .

Однако даже трезвость некоторых политических деятелей еврейского происхождения послужила пропаганде антисемитизма. Карикатура Сеннепа изображает Леона Блюма среди виноградарей департамента Эро: вынужденный принять из их рук стаканчик красного вина, бедняга прижимает ко рту носовой платок. Мендес Франс, смертельный враг самогоноварения, многократно подвергался насмешкам за то, что выпивал на трибуне парламента стакан молока; будь в нем хоть капля французской крови, утверждал Пужад, он не пил бы молоко . И, вероятно, не случайно первым председателем правительственной комиссии по борьбе с алкоголизмом стал Робер Дебрэ, сын и внук раввинов, а сменил его на этом посту Жан Бернар, тоже еврей по рождению.

Ученые часто задавались вопросом: откуда такая воздержанность у евреев? Говорили даже о наследственном врожденном отвращении. Однако скорее роль здесь сыграла религия. Талмудисты видели в вине источник всех грехов: «Не напивайся, и не согрешишь» , - предупреждали они. Особенно опасались раввины действия вина на женщин, поэтому жена могла пить только в присутствии мужа. Один раввин утверждал, что женщины, родившиеся от алкоголиков, несут печать родительского греха на своих лицах и вынуждены скрывать красные жилки на коже с помощью румян ; страх перед такой напастью мог навсегда отвратить женщину от стакана вина. Алкоголик не имел права свидетельствовать в суде. Но главное - еврей, веками бывший объектом гонений и ненависти, чтобы выжить, должен был обладать подчас нечеловеческой силой воли и трезвым расчетливым умом и поэтому не мог позволить себе стать еще более слабым и уязвимым, предаваясь пьянству. К тому же при скученном существовании евреев в общинах склонность одного из них к вину была бы немедленно замечена и осуждена. В прошлом евреи, как в Европе, так и на Востоке, воздерживались от вина еще и по религиозным соображениям: виноград топтали ноги христиан .

Однако случалось и евреям отступать от своей привычки к трезвости. Так, для создания атмосферы веселья на празднике Пурим легкое опьянение допускалось и даже считалось хорошим тоном. Хасидиты, представители мистической секты иудаизма, считали, что алкогольные напитки в разумных дозах усиливают религиозный пыл. В начале 20-х гг. XX в., во времена сухого закона в США, подпольная торговля спиртными напитками находилась на 95 % в руках бутлеггеров-евреев . А как не пропустить несколько глотков при заключении сделки? В наши дни в США выходцы из Израиля контролируют крупные ликероводочные предприятия , что, однако, не отражается на их трезвости и дает повод для новых нападок антисемитов: алкоголь, дескать, это для других.

Супругам, которые хотели иметь мальчика, Талмуд советовал выпить по глотку спиртного перед сношением . Этой рекомендации следовали не только евреи. Наполеон писал Августе, супруге Евгения Богарнэ, что она должна пить каждый день понемногу вина, чтобы родился мальчик . Еврейка Агнес Блюм, биолог по профессии, много лет проработавшая в США и в Риме над проблемой определения пола будущего ребенка, подтвердила догадку своих предков научным методом: она впрыскивала небольшое количество алкоголя мышам перед спариванием, и процент мужских особей в помете оказывался значительно выше обычного .

В СССР евреи, благодаря своей воздержанности, считались наилучшими мужьями: ведь они не только не бьют жен, но и не напиваются . Подобное мнение сложилось и в США, где матери-еврейки советуют дочерям выбирать в мужья соотечественников: они редко «ходят на сторону» да еще и не пьют . Однако деньги, сэкономленные на спиртных напитках, евреи успешно тратят на еду. Одна американская газета отмечает, что еврейские клубы легко отличить по соотношению статей дохода: счета за еду во много раз превышают счета за выпивку, тогда как во всех других клубах картина обратная .

Трезвость многих поколений евреев на протяжении веков не могла не оказать благотворного влияния на их потомков. Американский биолог Снайдер пишет, что евреи, даже пристрастившись к спиртному, реже страдают от различных расстройств, порождаемых алкоголизмом; вероятно, их печень меньше подвержена разрушительному действию алкоголя .

Один английский врач считает, что, поскольку евреи пьют спиртное за едой, его вредное действие смягчается; кроме того, пьют, как правило, во время многочисленных ритуалов и церемоний, сопровождая питье молитвами; оно приобретает таким образом сакральное значение, что предотвращает злоупотребления. Талмуд гласит, что можно будет пить вино свободно и без последствий, только когда придет Мессия . И все же сегодняшние евреи, не дожидаясь Мессии, увы, пьют наравне со всеми, и от былой воздержанности этого народа скоро останется лишь воспоминание.

Другая вредная привычка - курение. Запрет курить в субботу мог сильно сократить потребление табака у евреев - ведь курильщику очень трудно каждую неделю делать перерыв на сутки. Между тем на карикатурах еврей-делец часто изображается с сигарой во рту; но, быть может, для него это образ мужского члена, отражающий тоску по мужской силе (о нехватке которой уже говорилось), а не зажигает он ее не из экономии, а чтобы сохранить в целости орган, который она символизирует?

Что же касается азартных игр, возможно, эта страсть компенсирует евреям сексуальную неудовлетворенность. В 1960 г. социальные службы США зафиксировали на 300 собраниях членов ассоциации по реабилитации игроков более 50 % евреев .

Естественные отправления , от регулярности которых в немалой степени зависит душевное равновесие супруга и супруги, стали поистине навязчивой идеей талмудистов. Мягкий стул был благословением небес. Запоры мешали верующему сосредоточиться на помыслах о Боге . Правоверному иудею следовало регулярно освобождать кишечник, при необходимости прибегая к слабительным. Отправлению естественных надобностей предшествовал целый религиозный церемониал: следовало повернуться лицом к северу, действовать исключительно левой рукой и, чтобы не обнажать тело, приподнять край одежды, лишь присев, затем прочесть молитву. Ни в коем случае нельзя было торопиться: кто подолгу пребывает в отхожем месте, тот умножает свои дни и года . Отправив естественную надобность, следовало молитвой возблагодарить создателя, даровавшего человеку необходимые отверстия.

Аббат Грегуар, ратовавший во времена Великой французской революции за духовное возрождение евреев, не переставал удивляться их интересу к «низменным функциям организма». «Они считают, - писал он, - что душа человеческая пропитывается зловонием от слишком долго сдерживаемых испражнений» . Похоже, что и от этой черты евреев кое-что сохранилось сегодня. В романе Ф.Рота «Портной и его комплекс» отец героя страдает хроническим запором, спасаясь только слабительными и промываниями желудка. Ксавьера Холландер, став обозревателем сексуальной странички журнала «Пентхауз», писала в рубрике «О гигиене», что матери-еврейки постоянно ставят клизмы своим детям, чаще других страдающим запорами. Эта подлинная мания очищения кишечника еще недавно находила свое отражение в ритуале обмывания покойников у евреев Марокко: один из обмывающих вводил палец в анальное отверстие и насколько возможно прочищал прямую кишку .

Генриетта Ассео, еврейка из Салоник, писала, что запоры у евреев «тверже цемента, крепче скал». Марсель Пруст в письмах к матери жаловался, как трудно ему бывает освободить кишечник, и эти неприятности отразились в творчестве писателя: его герой Сван также страдает «запорами пророков» . А Леон Доде в романе «Во времена Иуды» с упоением описывает еврейского писателя Марселя Швоба, часами просиживавшего в туалете, чтобы облегчиться; выйдя оттуда, он становился на диво красноречивым, словно облегчил не только кишечник, но и ум.

Хронические запоры у евреев могут объясняться в первую очередь привычкой к сидячему образу жизни, кроме того - низкой сексуальной активностью. Известный английский гинеколог Мария Стоне отмечала, что запоры часто сопутствуют фригидности. Возможно и другое объяснение - религиозное. Еще эссенийцы в древней Палестине считали, что кишечник, как и все тело, в субботу должен отдыхать, в этот день они старались не отправлять естественную надобность . Возможно, их примеру последовали некоторые особенно набожные евреи, а периодически подавляемый рефлекс мог отрицательно сказаться на работе кишечника.

Евреи еще в древности тщательно прятали свои испражнения. Античный историк Иосиф Флавий пишет, что в этом они следовали примеру римских солдат, которым предписывалось закапывать экскременты специальной лопаткой. Кроме того, талмудисты издревле требовали, чтобы ночной горшок находился как можно дальше от Торы. Это правило касалось также кишечных газов. Раввин Юдах говорил, что, если кто-нибудь «чихнет нижней частью» во время чтения Священного Писания, чтение следует прервать и подождать, пока выветрится запах. Другие раввины учили, что, если кто-то во время чтения почувствует, что выход газов неизбежен, он должен отойти в сторону на четыре локтя, а выпустив газы, возблагодарить создателя и лишь после этого продолжить прерванное чтение . Эта «анальная мораль», столь дорогая сердцу ученика Фрейда еврея Ференци, внушалась ученикам раввинов с незапамятных времен и, похоже, крепко сидит в головах набожных евреев и по сей день, оказывая несомненное влияние на их повседневную семейную жизнь.

Вопрос: Сегодня репутация Израиля на международной арене, мягко, говоря, плачевна и продолжает ухудшаться. Почему это происходит? Ведь исторический вклад нашего народа огромен.

Мы дали человечеству Ветхий завет, основы юриспруденции, этику, мораль и многое-многое другое. По сути, речь идет об огромном влиянии на мир.

Но в наши дни всё это словно осталось далеко позади, отрезано от нас. Так может быть, нам стоит заново пробудить свой потенциал? Не пора ли оглянуться и присмотреться внимательнее к собственной истории?

Откуда мы пошли? Какие исконные свойства определяют нашу роль среди народов? Мы пережили период расцвета, а затем ушли в долгое изгнание, но ушли с особым "багажом" и начали влиять на мир. Что это за "заряд", который остается с нами повсюду?

М. Лайтман: Прежде всего, период, когда мы были страной и народом, кардинально отличается от последующих событий. Причем мы сами вызвали разрушение Храма и потому ушли в изгнание.

На протяжении поколений, со времен вступления в землю Израиля при Йеошуа и до крушения, наш народ – в той или иной степени – пребывал в раскрытии Творца, Высшей силы. Всегда среди нас были каббалисты, народ знал о них, обращался к ним, и они оказывали на него свое влияние.

Сменялись эпохи пророков, царей и т.д., однако после духовной вершины Первого храма шел постепенный спад. Иногда случались всплески, "остаточные" подъемы, но общая тенденция вела нас вниз.

В рамках этого процесса, вавилонское изгнание после крушения Первого храма, в духовном смысле, было выше эпохи Второго храма. Выше по постижению и ощущения смысла жизни, по раскрытию Высшей силы, которая сопровождает, опекает и развивает нас, чтобы мы стали "светом для народов".

Откат продолжался долго, но до крушения Второго храма, ярко выраженной вехи, народ знал и понимал, что находится "на попечении" Высшей силы.

Только в последнем изгнании мы начали отключаться, отрешаться от нее – да и то не сразу. На протяжении еще сотен лет народ был удручен своей утратой. Память о былом еще жила в нас, как свидетельствует Книга Эйха ("Плач Иеремии").

Более того, народ заранее знал, что другого выхода нет, и ему придется уйти в изгнание. Однако все равно он должен был сопротивляться этому, стараясь перевести развитие на добрый путь, "путь ускорения".

В целом, перед нами всегда лежат два пути:

    Своевременный путь, по которому мы идем под жестким воздействием сил Природы, согласно срокам, заложенным в общую программу.

    Путь ускорения, на котором мы можем форсировать время и подслащать этапы, развиваясь быстрее, чем требует от нас Природа. Мы сами тянемся к будущему состоянию, мобилизуя силы в своей среде. Это зависит от нашего сплочения, от того, насколько мы сами стремимся вернуться к единству, несмотря на разобщающий нас эгоизм.

Чтобы "опережать время", нужны просьбы, молитвы, призывы, позволяющие привлекать Высшую силу на помощь. И тогда, объединяясь, мы развиваемся добрым путем.

Таким образом, с одной стороны, мы должны признать, что наше падение должно было случиться, и что оно направлено свыше, а с другой стороны, мы должны признать: оно вызвано тем, что снизу нам не удалось перевести свое развитие на другой путь, более благоприятный в наших глазах и в глазах Высшей силы.

Ведь существуют законы, согласно которым, в каждой точке исторической оси мы должны проходить определенное состояние, испытывать определенное раскрытие эгоизма, человеческой природы. И раскрытие это может принимать как позитивную, так и негативную форму.

"Ускоряясь" на добром пути, я проявляю свой эгоизм, поскольку это необходимо для его исправления. В таком случае мне не страшно, ведь я заранее знаю, что это будет неприятно, и запасаюсь соответствующими силами, деталями восприятия, спайками с товарищами, чтобы вместе мы контролировали раскрытие этого "чудовища". Мы не боимся его, поскольку общими силами способны держать его в узде, чтобы оно не бросилось на нас.

Вопрос: Сказано, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти. Значит, тогда нам не удалось совладать с эгоизмом?

М. Лайтман : Да, он вырвался на свободу и разбросал нас прочь друг от друга. Это отдаление и называется ненавистью. Она действительно беспричинна – просто в этом я нахожу для себя жизненные силы. Мне хорошо и приятно ненавидеть всех. Подобная рознь по-разному проявляется в наших отношениях, принимая такие формы, которым нет оправдания, нет резона. В каждом бурлит эгоизм – и вызывает раздор.

Сегодня мы видим, как весь мир охватывает враждебность. Множатся распри, конфликты, и все, как непослушные дети, погрязают в этом, не находя себе никакого другого дела и балансируя на грани большой войны.

Так вот, народ Израиля утратил способность обуздывать свой эгоизм, оставаться над ним. "Любовь к ближнему, как к себе, – великое правило Торы! – кричал рабби Акива. – Давайте вернемся к любви! Иначе в итоге нашей ненависти нас ждет крушение Храма, крушение народа и крушение страны – конец всему". Но его не услышали.

Покров любви

Вопрос: Как наши собственные усилия на пути развития согласуются с программой Природы?

М. Лайтман : Программа эта продвигает нас посредством сил Природы, не спрашивая, так же как неживой, растительный и животный уровни.

Но, с другой стороны, нам дана Тора, наука каббала, и мы понимаем этот процесс, знаем, какие этапы, какие состояния нас ждут. Каждое из них – суть раскрытие зла человеческой природы. Оно обязано проявиться, но вопрос – как?

Если оно раскрывается без подготовки с моей стороны, то я становлюсь хуже по отношению ко всем. И так каждый.

Если же я использую науку каббала, если прислушиваюсь к учителям, к мудрецам – великим каббалистам, обучавшим народ, если я принимаю эту помощь, то могу раскрыть зло иначе.

Я знаю, что сейчас оно выплеснется, и заранее настраиваюсь, готовлюсь к этому вместе со всеми – чтобы ненависть не вырвалась на свободу. Она вскипает, но мы держим руку на пульсе, мы знаем, почему и для чего это происходит, мы работаем над собой, чтобы обуздывать ее.

И тогда неизбежное раскрытие зла происходит иначе: напротив него мы раскрываем силу любви. Сказано об этом: "Все преступления покроет любовь". Так, по-хорошему, добрым путем, мы и исправляем всё зло в себе.

Это возможно, если мы сознаём происходящее и на каждом шагу удерживаемся от падения в ненависть. Но для этого надо сплачивать народ, крепить добрую взаимосвязь между людьми, прислушиваться к мудрецам и быть хорошо организованными.

Вопрос, который изменит мой мир

Если отвлечься от тел, которые разделяют нас, то всё человечество – это одно общее желание наслаждаться. Весь материал действительности, неживая, растительная и животная природа, люди – все хотят наслаждений.

Только проявляются они на каждой ступени по-разному. Для камня "наслаждение" – это когда у него есть внутренняя сила, чтобы поддерживать себя в текущем твердом состоянии. Он существует и не позволяет внешним силам расщепить себя.

Растение уже не просто сохраняет себя, но и развивается, расширяет поле своей жизни, занимает больше места, чем вначале. Оно "наслаждается" солнцем, водой и воздухом, способность к поглощению придает ему более сильное ощущение жизни, жизненной энергии.

Что же касается человека – это особенное создание. Правда, есть люди, которые подобно животным, всю жизнь ищут лишь большей связи с удовольствиями, бóльших гарантий их сохранения. Каждому в той или иной мере знакомы желания, связанные с едой, сексом, семьей, деньгами, почестями, знаниями… Однако некоторые из людей получают особый импульс: они хотят обрести связь с Высшим и от этого испытывают наслаждение.

Человек с таким порывом хочет знать, почему и для чего он живет, в какой действительности находится, откуда он произошел, кто им управляет, что с ним происходит после смерти тела. Он уже чувствует, что на эти вопросы есть ответ. В желании наслаждаться, в этом исконном требовании, у человека проявляется качественно новая добавка – и он задается вопросами о том, что лежит за пределами жизни в нашем мире.

На Земле много таких людей. В том числе, подобные вопросы возникают у тех, кто погружается в депрессию, кто ищет спасения в наркотиках, и т.д. Большинство их, так или иначе, задумывается о сути своего бытия, о смысле жизни. Для них без смысла жизнь не мила, им мало удовлетворять обычные желания, они не чувствуют, что этого достаточно.

Такое существование представляется им "животным": пускай я обеспечил себя, пускай у меня свой обустроенный "хлев", пускай я позаботился о потомстве – всё это принципиально не отделяет меня от животного мира. Я всё еще нахожусь на том же уровне, "в той же строчке таблицы".

С другой стороны, Человек – это тот, кто хочет подняться над своей телесной жизнью и понять, почему, для чего он живет. Этот вопрос массово пробудился во времена Вавилонской башни, когда люди раскрыли максимальный на тот момент эгоизм. Многие тогда задумались: "Для чего? Какой от этого прок? Пускай мы построим башню до небес – что она нам даст? Зачем нам архитектурный шедевр наподобие египетских пирамид?"

Ответа не было. Тогда-то и появился Авраам, который изучил проблему внезапной вспышки эгоизма в связях между людьми и пришел к выводу о том, что всё это призвано помочь людям объединиться над себялюбием. Он увидел, что если им удастся сделать это, то отрицательная сила того же эгоизма вознесет их над собой на новую, духовную высоту, на качественно новый уровень "грядущего мира".

А "грядущий мир" – это действительность, вся обращенная к отдаче. Мы оставляем свою жизнь в этом мире, какой она представляется нам сейчас, "выныриваем" из этой нескончаемой эгоистической баталии, в которой одни "пожирают" других, и восходим на другую ступень бытия. Там мы будем относиться друг к другу с любовью, как сказано: "Все преступления покроет любовь" – и эти отношения передадутся также вниз, в неживую, растительную и животную природу.

Авраам представлял собой свойство милосердия (Хэсэд) и учил людей жить по принципу любви к ближнему, как к себе. Благодаря этому его ученики обрели новое восприятие реальности, посмотрели на мир через призму отдачи. Раньше я повсюду искал личную выгоду, всё хотел использовать себе на пользу, а теперь, наоборот, переключился на то, как помогать другим, полюбил других, почувствовал боль ближних.

И тогда мой мир меняется. Ведь парадигму корыстного получения, поглощения, я обратил в противоположность – и это полярное преображение моих исконных свойств позволяет мне раскрыть новую реальность.

Иными словами, всё зависит от моего восприятия. Нет объективной реальности, а есть то, что я воспринимаю. Сейчас мое восприятие базируется на силе получения – а я должен "переключить в себе настройки", чтобы видеть и понимать действительность в призме силы отдачи. Я могу это сделать – и тогда всё предстанет передо мной в ином виде.

Более того, Авраам обнаружил, что программа Природы, управляющая развитием человеческого рода, ведет нас именно к такому состоянию. Сменяя концепцию тотального получения на концепцию тотальной отдачи, сменяя ненависть к ближним, использование других себе на пользу, любовью, использованием себя им во благо, я тем самым преображаю свой мир.

Человек привык жить в этом мире, и всё здесь кажется ему естественным. Он не понимает, что на самом деле всё это – просто плод определенного восприятия реальности, что всё зависит от механизма нашего восприятия. И наука каббала учит нас тому, как изменить его.

Итак, Авраам собрал людей, задавшихся вопросом о смысле жизни, людей, в которых уже созрело требование увидеть подлинную реальность, раскрыть причину, программу, цель. И их он обучил тому, как изменить свое в́идение, чтобы проявить настоящую, полную картину действительности.

Обуздание отдачей

До разрушения Храма, иными словами, до падения с духовной ступени, народ Израиля сознавал, что находится "на попечении" Творца, Высшей силы.

Речь идет о силе, предшествовавшей нашей реальности. Это сила отдачи и любви – и потому она создала творения в противоположном желании, в получении.

Мы не можем избавиться от этого желания. Ведь из него мы созданы, оно – наш исконный "материал".

Но к нему мы добавляем намерение ради отдачи. Для этого наука каббала учит нас, как уподобиться Высшей силе, целиком дающей. И пускай я "соткан" из эгоизма, из получающего желания, но я придаю ему новую форму, новое внешнее выражение – устремление к отдаче.

Таким образом, я включаю в себя две силы:

    свою природную силу получения, от которой никуда не денешься;

    силу отдачу, которую получаю как пример от Творца.

Я могу обрести у Творца силу отдачи, которая позволит мне ограничить свою силу получения и не использовать ее. Аннулировать ее невозможно, поскольку она и есть я. Однако я могу решить, что не задействую ее на человеческой ступени и применяю только на уровнях неживой, растительной и животной природы – просто чтобы обеспечивать свои насущные нужды. У меня будет еда, секс, семья, деньги, почести, знания – но до определенной степени, которую я установлю себе сам.

А в остальном я действую только силой отдачи, которую получаю от Творца. Я развиваю ее еще и еще, и так рядом со своим животным телом выращиваю образ Человека (Адам), подобного (домэ) Творцу.

Именно эта сила отдачи, сила Творца изначально заложена в еврейском народе. Она осталась в нас с тех пор, как мы ее получили, но сейчас скрыта. Однако мы можем вернуть ее к жизни.

Из одного жилетного кармана…

Жизнь с деньгами может быть и не очень хорошей, но без них она таки очень плоха.

Адам был счастливчик, у него тещи не было.

Если проблема решается деньгами, то это просто затраты, а не проблема.

Нужно два слова услышать перед тем, как одно сказать. Ведь у людей ушей вдвое больше, чем ртов.

Бог хранит от плохих женщин, а хороших берегитесь сами!

Каждому еврею все известно лучше, чем всем остальным.

Бог не может везде поспеть, поэтому он создал матерей.

Не нужно быть сильно сладким, а то съедят... и горьким быть не следует - пожуют и выплюнут.

Опасайтесь коз спереди, лошадей сзади, а дурака - со всех сторон.

Что гости, что рыба - и то и другое через три дня начинает плохо пахнуть.

Знание не занимает много места.

Лучше быть безбородым евреем, чем бородой без еврея.

А теперь из другого!

Надо жить, хоть бы из любопытства.

Глухой услышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой бежал…

Бог хранит бедняков, по крайней мере, от слишком дорогих грехов.

Если бы благотворительность ничего не стоила, то все стали бы благодетелями.

Издали все люди выглядят хорошо.

Возможно, яйца и умнее кур, но они быстрее протухают.

Мужчины могли бы сделать больше, если бы женщины меньше говорили.

Иногда промолчать сложнее, чем красиво сказать.

Господи, помоги мне подняться - падать я и сам могу

Если жизнь не улучшается, значит, она ​​будет ухудшаться.

Из самой сладкой любви компот не сготовить.

Когда не за что браться, берись за большую работу.

Из двух зол неудачник (шлимазл) выбирает оба.

Никому не хватает денег, а ума хватает всем.

Лучше всех умеют воспитывать детей бездетные.

Чем от страха, так лучше от смеха умереть.

Опытом люди зовут свои ошибки.

Мудрость не в седых волосах, они говорят только о старости.