Отношение пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) к женщинам

О Аллах! Я категорически запрещаю всем людям пренебрегать правами двух слабых существ:
сирот и женщин!

Ибн Маджа, Адаб, 6

Х отя до прихода Ислама некоторые родовитые женщины Аравийского полуострова занимали привилегированное положение, однако в большинстве своем положение женщин было плачевным. Прежде всего, в результате нескончаемых межродовых войн женщины считались военными трофеями и поэтому никогда не имели никаких прав. Например, часто их использовали в качестве невольниц и служанок, но нередки были случаи, когда их заставляли заниматься проституцией, чтобы они приносили прибыль своим хозяевам. Кроме всего прочего, когда у женщины умирал муж, у нее не было никаких гарантий безопасности. Часто, если она не успевала найти прибежище в доме своего отца, она попадала в руки младшего брата покойного мужа. Мужчины брали в жены столько женщин, сколько им заблагорассудится. До Ислама у женщин не было никаких прав на наследство.

Разумеется, в обществе, где женщины занимали столь жалкое положение, иметь дочерей считалось позором. Следовательно, каждый араб считал своим долгом избавиться от этого позора, и часто девочек заживо закапывали в землю.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что женщины были, прежде всего, средством для удовлетворения половых потребностей и были лишены элементарных человеческих прав.

Вместе с приходом Ислама на нашу планету положение женщин изменилось самым кардинальным образом. Законами Ислама прелюбодеяние было объявлено страшным грехом и заклеймено позором. Честь, достоинство и права женщин были провозглашены священными и подлежали охране со стороны государства. После этого никто не имел права принудить женщин торговать своим телом. Даже слова, задевающие честь и добродетель женщин, стали уголовно наказуемыми деяниями.

Категорически было запрещено унизительное отношение к девочкам. Божественные законы большое внимание уделяли запрету на убийство невинных детей. Согласно принципам истинной религий, между мужчиной и женщиной, которых Аллах сотворил людьми, нет никаких различий. И мужчины, и женщины имеют одинаковые права. Единственное, чем человек может быть выше других, это степенью богобоязненности. В этом отношении в некоторых аятах Корана сообщается следующее:

«О люди! Мы сотворили вас от (пары): мужа и жены. И создали из вас (семейные) роды и (разные) народы, чтоб вы могли друг друга знать. Ведь пред Аллахом самый чтимый - тот, кто праведней из всех вас станет. Поистине, Аллах Всезнающ и ведает о всем и вся!»

«Господь услышал их (призывы) и ответил: «Не дам Я никогда пропасть ни одному деянию людскому, будь то мужчина или дева».

«Тот, кто творит добро и верует (в Аллаха), будь то мужчина или дева, тому Мы жизнь благодатную даруем и воздадим награду им по соответствию их лучших дел».

Наряду с тем, что с точки зрения богобоязненности и благочестия мужчины и женщины имеют одинаковое положение, они имеют свои физиологические и психологические особенности. Никто не имеет права считать себя выше других, ибо в Коране повелевается следующее:

«И не желайте вы тех благ, которыми Аллах (так щедро) одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, и женщина получит то, что должно ей. Себе ж щедрот вы испросите у Аллаха. Аллах, поистине, о всякой вещи знающ!»

Следовательно, мужчины и женщины должны видеть друг в друге не соперников, а взаимно дополняющих друзей и помощников. С одной стороны, в Коране говорится, что «они есть покрывала вам, и вы – покрывала им», а с другой стороны подчеркивается, что это является доказательством существования Всемогущего Творца, Создателя всего сущего.

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ

وَرَحْمَةً أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«И из Его знамений - то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство). Взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышлениям».

Помимо этого, в Коране женщины упоминаются как матери, и после благочестия наше внимание акцентируется на хорошем отношении к родителям. Особенно когда они достигают преклонного возраста. Даже говорится о том, что запрещается недовольно вздыхать при них.

Коранические постулаты, высказывания и решения пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) во всем соответствуют друг другу. Воспевая достоинства женщин и призывая хорошо к ним относиться, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Рай находится под ногами матерей!»

Благодаря такому отношению, женщины нашли в его лице настоящего покровителя и защитника, который очень добр к ним, который примиряет супруг, защищает права слабых, призывает мужчин хорошо относиться к женам. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в личной жизни был примером, достойным подражания.

Он отзывался о женщинах, которых часто обижали и даже избивали, как о самых прекрасных созданиях. При этом он ставил их в один ряд с сиротами и возносил за них такую молитву:

Каждый человек, принявший Ислам и украсившийся возвышенными нравами, прекрасно относился к женщинам и, в особенности, к своим женам. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поучал мужчин таким образом:

«Самый прекрасный из мусульман с точки зрения искренности тот, кто обладает прекрасными нравами. Самый лучший из вас тот мужчина, который лучше всех относится к своим женам!»

В другом хадисе этот же критерий Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выразил в такой форме:

«Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своим женам. И лучше всех к своим женам отношусь лично я!»

Он всегда делал серьезные предупреждения мужчинам, избивавшим своих жен. И когда ему становилось известно о таких случаях, он всегда выражал свое неудовольствие. Однажды к нему явилась целая делегация женщин, которых избивали мужья. Выслушав жалобы женщин, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:

«Мужчины, обижающие своих жен, не могут являться лучшими из вас!»

Читая как-то проповедь в мечети, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к мужчинам, воскликнул:

«Некоторые из вас бьют своих жен, как рабынь. А ведь вполне вероятно, что ночью вы будете спать с ними в одной постели!»

В другой раз пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал правоверным следующее наставление:

«Пусть никто из верующих не злится на свою супругу. Если даже вам не по нраву какая-то черта характера, то ведь вполне может понравиться ее другая черта».

Вполне вероятно, что каждый мужчина или женщина могут быть в чем-то успешными, а в чем-то нет. Некоторые могут допустить серьезные ошибки и просчеты. Ведь всего этого просто невозможно избежать. Каждого человека необходимо оценивать соответственно его способностям и умениям, проблему нужно решать с миром, не задевая самолюбия и чувства личного достоинства. Это является методом Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Имея в виду тех мужчин, которые до сих пор не могут избавиться от привычек джахилии, когда кругом царило темное невежество, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:

«Я советую вам хорошо относиться к своим супругам. Ибо женщина сотворена из ребра. Самым кривым местом ребра является его верхняя часть. Если попытаешься выпрямить ребро – поломаешь его. Оставишь так, как есть, опять останется согнутым. В таком случае, следуйте моим советам!»

В другом хадисе приводится и такой вариант этого высказывания:

«Женщины подобны ребрам. Попытаетесь выпрямить их, поломаете. Если вы хотите использовать женщин, воспринимайте их такими, какие они есть».

Этими высказываниями пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не ставил целью сообщить нам анатомические особенности женщин. Путем сравнения он дал нам урок, каким образом можно сосуществовать с женщинами.

Некоторые ученые выражение «Самым кривым местом ребра является его верхняя часть» истолковали следующим образом: «Самым проблемным органом женщины является ее язык». Подобный вывод они сделали на основе хадиса, в котором говорится, что женщины именно из-за своего языка попадут в ад. Содержание этого хадиса таково:

«Вы (женщины) очень много проклинаете и быстро забываете положительные стороны своих мужей».

Как известно, проклятия и обидные высказывания в адрес мужей произносят языком. Часто бывает, что некоторые женщины, не беря во внимание материальные возможности семьи, начинают желать те вещи, которые они увидели у соседей. Когда они не могут приобрести эти вещи, женщины начинают исторгать ругательства, рассказывать о семейных секретах чужим людям, сплетничать и поносить мужей. А все эти негативные поступки совершаются посредством языка.

С другой стороны, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркивал, что женщины, проникнутые нравами светлого учения Ислама, представляют собой большую ценность для мужчин. Поэтому он говорил следующее:

«Этот мир полон преходящих ценностей. И единственное, что представляет собой ценность в этом мире, – это праведная женщина!»

В другом хадисе пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отзывался о женщинах таким образом:

«Три вещи делают человека счастливым: богобоязненная жена, хороший дом и хорошее средство передвижения. Три вещи делают человека несчастным: плохая жена, плохой дом и плохое средство передвижения».

Амр бин Ахвас (радыйаллаху анху) передавал, что во время прощальной хутбы (проповеди) пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Сподвижники! Я советую вам хорошо относиться к женам. Следуйте моим советам, ибо они (женщины) даны под ваше правление и покровительство. Пока они не совершат очевидную мерзость или безнравственный поступок, вы не имеете права подвергать их мучениям. Если они совершат аморальное деяние, не ложитесь с ними рядом. (Если и это не поможет), побейте их слегка по мягкому месту. И если они все поймут и станут покорны вашей воле, больше не причиняйте им неудобств. Знайте! Как вы имеете права на своих женщин, так и они имеют на вас права! Ваши права заключаются в том, что женщины обязаны хранить вашу честь и никогда не впускать в дом нежеланных людей. Что касается прав женщин, то вы обязаны их одевать и кормить, создавать для них хорошие условия для нормальной жизни».

В этих советах пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), наряду с советами хорошо относиться к слабому полу, обращает наше внимание на то, что порой возникает необходимость легонько побить женщин, которые не слушают мужей, совершают безнравственные поступки, способные послужить причиной распада семьи. Это делается с одной только целью – заставить их опомниться и наставить их на правильный путь. Подобное повеление содержится и в Коране. Однако не стоит упускать из виду, что это является крайней мерой. Кроме того, известно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) до конца своей жизни не бил ни одну свою супругу, ни одного своего слугу.

В жизни пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) были случаи, когда порой, вследствие некрасивых поступков, переполнивших чашу его терпения, он делал серьезные замечания своим супругам.

Джабир (радыйаллаху анху) рассказывает следующую историю:

«Как-то я участвовал в праздничном намазе, который возглавлял Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Еще до чтения призыва к молитве он начал читать намаз. После чего, опершись на Биляля, он встал и прочитал проповедь, в которой призвал мусульман бояться Аллаха и поклоняться только Ему. Потом он напомнил о неминуемой смерти, о Судном Дне, о Рае и Аде. Далее он перешел в ту часть, где сидели женщины. Им он также напомнил о бренности этого мира и затем сказал им:

– Ради милости Аллаха часто подавайте милостыню, ибо многие из вас (после смерти) попадут в Ад!

Одна из женщин, принадлежащая к знати, с почерневшим лицом встала и спросила:

– О Посланник Аллаха! Почему многие из нас попадут в Ад?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал ей такой ответ:

– Вы (женщины) часто жалуетесь и забываете о хороших чертах мужей!

Услышав это, присутствующие женщины стали снимать с себя украшения и начали делать пожертвования».

Хотелось бы отметить то действие, которое возымело учтивое отношение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) к женщинам на его сподвижников. Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал как-то:

«В то время, когда был жив Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), мы, из-за боязни, что относительно нас будет дано Божественное откровение, опасались требовать от своих женщин всего, что хотели. А когда пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) скончался, мы стали говорить так, как нам хотелось».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), миссия которого заключалась в призыве людей к истинной религии, всех людей, не делая никаких различий, ни между мужчинами и женщинами, ни между богатыми и бедными, старался обучить религиозным положениям. Кроме проповедей, которые он читал при большом скоплении народа, иногда он читал лекции отдельно женщинам. Вышеприведенная история, во время которой пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поощрял женщин делать как можно больше пожертвований, произошла именно на одной из таких отдельных лекций. Мы видим, как некоторые женщины, сочтя, что обычно только мужчины могут слышать его проповеди, обратились к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с просьбой, чтобы он и им (женщинам) уделил немного времени. Как сообщает Абу Саид аль-Худри (радыйаллаху анху), к пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) пришла некая женщина с необычной просьбой:

– О Посланник Аллаха! Пользу от твоих наставлений могут получить только мужчины. Было бы хорошо, если бы вы и для нас, женщин, выделяли время и обучали бы нас тому, чему вас научил Аллах!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ей:

– Хорошо, соберитесь здесь в …..день!

В назначенный день все женщины собрались, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал обучать их всему, что он знал.

С одной стороны, женщины-сподвижницы пополняли свои познания в области религии на лекциях и проповедях пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), а с другой стороны, у них была прекрасная возможность для решения возникающих проблем обращаться непосредственно к нему. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не отклонял просьбы о помощи и всегда уделял необходимое количество времени, стараясь помочь распутать наболевшие вопросы.

Некоторые женщины, не стесняясь, задавали пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) вопросы, касающиеся самых щепетильных сторон. Например, мать Анаса бин Малика Умму Сулейм спросила у него о том, нужно ли женщинам совершить полное омовение тела, если у них во сне случились поллюции. Другая женщина, Асма бинти Шакель, спросила у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о правилах омовения тела после окончания месячных. Айша (радыйаллаху анха) сильно поразилась смелости женщин, задававших подобные вопросы, и тут же воскликнула:

«Женщины-ансары – прекрасные женщины! Чувство стыда нисколько не мешает им изучать религиозные положения Ислама».

Однажды Умму Умара спросила у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

– О Посланник Аллаха! Я вижу, что все сотворено ради мужчин, а про женщин ничего не говорится.

После этого было дано следующее откровение Аллаха:

«Поистине, для мусульман и мусульманок, уверовавших женщин и мужчин, (душою всей) предавшихся Аллаху, для дев благочестивых и мужей, для терпеливо-стойких в своей вере, творящих милостыню (из даров Господних), для женщин и мужчин, что соблюдают пост, оберегают целомудрие свое и об Аллахе помнят всякую минуту, для них Аллах уготовал прощение и высшую награду».

Начиная с благородных супруг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), многие женщины впоследствии проявили недюжинные способности, запоминая и передавая его хадисы. Например, Айша (радыйаллаху анха) входит в семерку сподвижников пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), которые передали большинство хадисов. Кроме этого, она считалась знатоком фикха, стихосложения, науки о родословной и медицины.

Хотя в доисламское время среди арабов образованных было очень мало, но среди женщин встречались такие, которые умели читать и писать. Например, Шифа бинти Абдиллах по просьбе пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) обучала его супругу Хафсу (радыйаллаху анха) чтению и письму.

При жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) мечети играли огромную роль в деле образования женщин. Как описывают летописи, для женщин пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал сделать отдельную дверь в Масджидун Набави. А мужчинам велел не препятствовать женщинам в посещении мечети. При этом он подчеркнул, что женщины могут ходить в любое время суток. Об этом известны следующие хадисы:

«Если ваши супруги пожелают ходить в мечети, не препятствуйте им!»

«Не мешайте женам посещать мечети в ночное время!»

«Не запрещайте женщинам, поклоняющимся Аллаху, ходить в мечети!»

Хотелось бы отметить, что вместе с тем, что в те времена женщинам разрешалось посещение мечети, их при этом предупреждали о том, чтобы они не становились причиной неблаговидных поступков и не привлекали внимания чужих людей. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил женщинам перед посещением мечети пользоваться благовониями. Однажды после смерти пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Айша (радыйаллаху анха) заметила некоторые некрасивые поступки женщин, идущих в мечеть. Она тут же воскликнула:

«Если сейчас был бы жив Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и увидел поступки этих женщин, он, несомненно, запретил бы им посещение мечетей, как это было запрещено женщинам-иудейкам».

Таким образом, становится понятным смысл хадиса Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Самая лучшая молитва женщин – молитва, которую они совершили дома!» Смысл этого хадиса — оградить женщин от неблаговидных поступков и нежелательных действий.

Кроме того, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), учитывая психологические и биологические различия мужчин и женщин, советовал женщинам заниматься больше домашними делами. Например, в некоторых хадисах об этом говорится следующее:

«Я советую вам больше находиться дома, ибо ваш джихад совершается дома».

«Женщина является пастырем в доме мужа и несет ответственность за свои стада».

Мы видим, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), распределяя между родственниками и близкими хозяйственные дела, своей дочери Фатиме поручил дела внутри дома, а зятю Али дела вне дома.

Хотя в те времена женщины в основном были заняты домашними делами, но порой они выполняли и полевые работы.

Рассказывает Кайла бинти Умму Анмар:

«Во время совершения малого хаджа (Умра) я обратилась к пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) со следующими словами:

– О Посланник Аллаха! Я занимаюсь торговлей. Когда я желаю что-либо купить, я прошу уступить цену товара до намного меньшей, чем рассчитываю. Затем я поднимаю цену до нормы и расплачиваюсь. Когда собираюсь продавать, то я прошу намного больше, но потом опускаю до нормальной цены.

В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:

– О, Кайла, больше так не делай! Когда ты желаешь купить что-либо, давай за товар нормальную цену. Потом можешь брать или, возможно, не сможешь купить. Но если ты хочешь продать что-либо, проси за свой товар нормальную цену. Затем можешь продать, можешь и не продавать».

Во времена пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) была широко известна женщина по имени Хавла аль-Аттара, которая в Медине продавала итр (прекрасные благовония).

Следующим примером является дочь Абу Бакра Асма (радыйаллаху анха), которая, наряду с домашними делами, присматривала за лошадью своего мужа и перевозила собранный в их садах урожай.

Известна также женщина по имени Самра бинти Нухайк, которая выполняла обязанности стража порядка и с плетью в руке ходила по рынку, призывая людей к порядку и удерживая их от неблаговидных поступков. Такую же задачу поставил перед Шифа бинти Абдиллах Умар (радыйаллаху анху) во время своего правления. Как упоминалась выше, это смелая женщина, умевшая читать и писать, была из немногих образованных людей своего времени.

Что касается военных походов во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), то основную ударную силу представляли мужчины, то есть, военное дело не являлось обязанностью женщин, хотя некоторые из них принимали участие в сражениях. Как-то и Айша (радыйаллаху анха) изъявила желание сразиться с врагами на поле боя, однако Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отказал ей, сказав:

«Ваш джихад – это совершение хаджа!»

Наряду с этим известно, что во время жизни пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) много женщин при необходимости принимали прямое участие в боях. Как рассказывал Анас бин Малик (радыйаллаху анху), когда Умму Сулейм попросила разрешения у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) принять участие в бою, он пояснил ей, что джихад не является обязательным для женщин. Тогда она объяснила ему, что может перевязывать раны раненным, лечить глазные болезни и носить воду воинам. Тогда пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:

«Как будет хорошо, если вы пойдете на джихад!»

После получения этого разрешения многие женщины-сподвижницы перевязывали раны раненным, зашивали им одежды, носили воинам воду, готовили пищу и в критические минуты боя сражались вместе с мужчинами. Например, Умму Умара принимала участие в бою при Ухуде в качестве стрелка. Когда после сражения мусульмане вернулись в Медину, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал всем следующее:

«Куда бы я не посмотрел во время боя, я видел, как везде сражается Умму Умара».

Все эти рассказы являются ярким свидетельством того, как женщины, которые в доисламские времена не имели никаких прав, теперь стали полноценными членами общества и наравне с мужчинами служили Исламу. Порой были и такие случаи, когда женщины, чтобы защитить свои права, конечно, соблюдая все правила приличий, бесстрашно начинали спорить с правителями. Особо примечательна история, произошедшая после смерти пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Рассказывает Масрук:

«Умар бин Хаттаб (радыйаллаху анху) взошел на минбар Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал следующее:

– Я никогда не слышал, чтобы махр превышал сумму в 400 дирхамов.

В это время с места встала одна женщина-курайшитка и возразила Умару:

– О правитель правоверных! Ты что, желаешь запретить людям давать махр на сумму, превышающую более 400 дирхамов?

Умар (радыйаллаху анху) твердо ответил:

– Да, запрещаю это делать!

Тогда женщина воскликнула: «Разве вы не слышали такой аят Корана:

«Если вы захотели заменить одну жену другой, и если первой из них выделенный вами махр очень велик, то не удерживайте из этого ничего. Неужели вы станете отбирать что-либо несправедливо и совершая явный грех?».

В ответ Умар (радыйаллаху анху) сказал:

– О Аллах! Прости мои прегрешения. Оказывается, все люди гораздо умнее, сообразительнее, — затем опять вновь взошел на минбар и сказал:

– О, люди! Я запретил вам давать махр на сумму более 400 дирхамов. Можете махр давать столько, сколько вы желаете».

Хотя положением многих хадисов женщинам при необходимости разрешается ходить на рынки, но для предупреждения склок и смут были разработаны специальные правила, касающиеся, в частности, одежды женщин. Например, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) по поводу одежды женщин говорил следующее:

«Женщина, приукрасившаяся и идущая среди чужих людей вразвалочку, подобна темноте Судного Дня. Для нее нет светлого мига».

То есть, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в категоричной форме запрещал женщинам выходить наряженными, чтобы не привлекать к себе внимания.

Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне

Его описание в Священном Коране:

Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:

1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия 21/107)

Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.

2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33, 45/46).

3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим» (ат-Тауба 9, 128).

В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).

Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) — это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.

4. «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» (аль-Джума, 62/2).

Согласно этому аяту миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:

б) Привести людей к благу через духовное очищение.

в) Учить Божественной Книге.

г) Показывать Божественную Мудрость.

5. «Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути» (Йа-Син.36/1-4).

6. «Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…» (Али-Имран.3/164)

Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:

7. «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…»(ан-Ниса,4/80)

Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):

8. «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3/31)

Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,

9. «И воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам, 68/4)

поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:

10. «Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?» (аль-Инширах, 94/1-4)

Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.

А аят «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).

Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:

11. «Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха» (аль-Ахзаб, 33/21)

12. «Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (Т.е. не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха») (ан-Нур, 24/63)

Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.

Одной из особых почестей Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:

13. «Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении» (аль-Анфаль, 8/33)

По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал следующее:

«Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое — кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар» (мольбу к Аллаху о прощении) (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 3082).

В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 207)

Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.

14. «По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего» (Али Имран, 3/159)

«Воистину, Аллах и Его Ангелы возвеличивают степень Пророка. О вы, которые уверовали! Молите возвеличить его степень и искренне желайте ему благоденствия и умиротворения». (Аль-Ахзаб, 33/56)

Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел на меджлис радостным, с улыбкой на лице, и сказал:

«Придя ко мне, Джабраиль (алейхис салям) сказал:

– О Мухаммад! Доволен ли ты тем, что каждому из твоей общины, кто прочтет тебе Салават, будет десять Салаватов, а тому, кто передаст один Салям, будет десять Салямов?» (Насаи и Ибн Хиббан)

Печать Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Кто прочтет для меня один Салават, за того Ангелы десять раз будут просить прощения. Зная об этом, кто хочет, увеличит (салаваты), а кто хочет, уменьшит». (Ибн Маджа от Амира бин Рабиа)

Так же Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто в своей книге при упоминании моего имени пишет Салават, за того Ангелы будут просить прощение до тех пор, пока мое имя будет оставаться там».

Передано от Джабира (радыйаллаху анху), что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если мусульмане, собравшись, разойдутся, не прочитав Салават Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), то от них будет исходить запах хуже зловонья мертвечины». (Имам Суюти)

Абу Мусса Ат-Тирмизи передает от некоторых ученых:

«Если кто-либо на меджлисе один раз прочитает нашему Пророку Салават, то этого меджлиса ему будет достаточно».

Абдуррахман бин Авф (радыйаллаху анху) рассказывал, что однажды Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) зашел в свою комнату, обратился в сторону киблы и совершил земной поклон (саджда). Он так долго находился в нем, что Абдуррахман подумал: «Наверное, Аллах забрал его душу». Он подошел к Пророку и сел рядом. Вскоре Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднял голову и спросил:

– Ты кто?

– Абдуррахман.

Он снова спросил:

– Что случилось?

Абдуррахман ответил:

– О Посланник Аллаха! Вы так долго находились в земном поклоне, что я испугался и подумал, что Аллах забрал вашу душу.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Ко мне явился Ангел Джабраиль (алейхис салям) и поведал радостную весть, которую Всевышний Аллах повелел ему передать мне:

«Каждому, кто передаст тебе Салават и Салям, будет Моя милость».

И за это я в благодарность Аллаху сделал земной поклон. (Ахмад бин Ханбаль, Муснад)

Абуль Мавахиб (рахматуллахи алейхи) рассказывал:

«Однажды во сне я видел Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Он сказал мне:

– Ты будешь совершать заступничество за сто тысяч человек.

Я удивился и спросил:

– За что же я получил это право, о Посланник Аллаха?

Он ответил:

– За то, что ты передавал мне вознаграждения за прочитанные для меня Салаваты».

Али бин Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если рядом с человеком упоминается мое имя, а он не произносит Салават, то он самый скупой из скупых».

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть трется носом о землю тот, возле кого упоминается мое имя, а он не произносит Салават для меня. Пусть трется о землю тот, кто во время Рамадана не просил прощения, и Рамадан закончился. И пусть трется о землю носом тот, возле кого постарели родители, а его не впустят в Рай». (Тирмизи)

Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне

Его описание в Священном Коране:

Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:

1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия 21/107)

Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.

2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33, 45/46).

3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим» (ат-Тауба 9, 128).

В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).

Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) - это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.

4. "Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении" (аль-Джума, 62/2).

Согласно этому аяту миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:

б) Привести людей к благу через духовное очищение.

в) Учить Божественной Книге.

г) Показывать Божественную Мудрость.

5. "Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути" (Йа-Син.36/1-4).

6. "Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…" (Али-Имран.3/164)

Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:

7. "Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…" (ан-Ниса,4/80)

Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):

8. "Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3/31)

Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,

9. "И воистину, твой нрав превосходен" (аль-Калам, 68/4)

поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:

10. "Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?" (аль-Инширах, 94/1-4)

Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.

А аят «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).

Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:

11. "Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха" (аль-Ахзаб, 33/21)

12. "Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу" (Т.е. не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха») (ан-Нур, 24/63)

Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.

Одной из особых почестей Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:

13. "Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении" (аль-Анфаль, 8/33)

По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал следующее:

"Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое - кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар" (мольбу к Аллаху о прощении) (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 3082).

В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 207)

Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.

14. "По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего" (Али Имран, 3/159)

По материалам книги Мустафы Эриша

Мухаммад, мухаммед, магомет, мухамбет, мухамед, мохаммед так, а возможно есть еще и другие варианты, звучит у разных народов имя последнего Пророка Аллаха – Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

История пророчества и ее исчисление началось с дара первому человеку “Нура Мухаммада”, который был первым, и с него началось творение, а закончилось появлением на Земле “Мухаммада телесного”. То есть, этот великий Нур (Свет), передаваясь через самые чистые и благородные генеалогические цепочки, дошел до благородного Абдуллаха, а с беременностью Амины перешел к этой счастливой матери, и, в конце концов, перешел к своему истинному владельцу – Господину Миров, Мухаммаду Мустафе – саллаллаху алейхи ва саллям.

Система Вселенной зародилась от света Господина Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. И поэтому, тысячи различных узоров и проявлений божественной Мощи во Вселенной – это отблеск и улыбка Его света.

От того, что в глину Адама – алейхиссалям – была замешана частичка глины Посланника, покаяние Адама – алейхиссалям – было принято. Как говорится в священном хадисе:\
“Когда Адам – алейхиссалям – совершил ошибку, ставшую причиной изгнания его из рая, осознав свою ошибку, он сказал: \
«Господи! Ради Мухаммада, молю Тебя простить меня».\
Всевышний Аллах обратился к нему:\
«Адам! Откуда ты узнал про Мухаммада, еще не созданного»?\
Адам – алейхиссалям – ответил:\
«Господи! Когда Ты создал меня и вдохнул в меня от духа Своего, я поднял голову и увидел, что на колоннах аль-’Арша написано: “Ля иляха илля Аллаху Мухаммадур – Расулуллах”. И я понял, что Ты мог поместить рядом со Своим именем только имя самого любимого из своих творений».\
И сказал Аллах Всевышний:\
«Ты сказал правду, Адам! Поистине, он для меня самый любимый из созданных. Проси у Меня ради него. (Ты просил), и Я тебя простил. Если бы не было Мухаммада, Я тебя не сотворил бы».
(Хаким, аль-Мустадрак Бейрут 1990, II, 672/4228)

Таким образом, досточтимый Адам – алейхиссалям – просил ради Посланника – саллаллаху алейхи ва саллям – и получил прощение. От этого великого Посланника Ибрахим – алейхиссалям – получил уверенность, и огонь не причинил ему вреда. Когда этот великий жемчуг отразился в перламутре Исмаила – алейхиссалям – ради его имени с небес был спущен жертвенный агнец.\
Как видим, даже пророки ради него пользовались божественной милостью. Были такие пророки, как благородный Муса – алейхиссалям, которые ради награды за следование Ему, хотели быть в Его умме.

Как передает Катада бин Нуман – радыйаллаху анху – благородный Муса – алейхиссалям – воззвал:\
“Господи! В скрижалях, которые Ты мне дал, упоминается самая благая умма, происходящая из людей – умма повелевающих добро и запрещающих злое. О, Аллах, пусть это будет моя умма! ”\
Аллах Всевышний ответил:\
“Они – умма Мухаммада”.\

“Господи! В скрижалях упоминается об умме, которая последней появится на земле и первой войдет в рай. Пусть это будет моя умма!”\
Аллах Всевышний ответил:\
“Они – умма Мухаммада”.\
Муса – алейхиссалям – воззвал:\
“Господи! Еще скрижали упоминают про умму: их Книга хранится у них в памяти, они читают ее наизусть. Тогда как все уммы до них читали свои книги с листов, а если книга пропадала, то они ничего из нее не помнили. Без сомнения, Ты дал этой умме такую способность запоминать и выучивать наизусть, какую ни одной до них не давал. О, Аллах, пусть это будет моя умма!”\
Аллах Всевышний ответил:\
“Они – умма Мухаммада”.\
Благородный Муса воззвал:\
“Господи! Там упоминается умма, которая верует и в предыдущие книги, и в последнюю книгу, сражается со всеми искажениями, а также с одноглазым и лживым даджалем. Пусть это будет моя умма!”\
Аллах Всевышний ответил:\
“Они – умма Мухаммада”.\
Муса – алейхиссалям – воззвал:\
“Господи! Там упоминается такая умма: если один из них намеревается сделать доброе дело, то ему запишется добро, даже если он не сможет этого выполнить, а если сделает, ему запишется добро от 10 до 700 раз большее. Пусть это будет моя умма”.\
Аллах Всевышний ответил:\
“Они – умма Ахмада”.\
Тогда благородный Муса – алейхиссалям – отложил скрижали в сторону и взмолился:\
“Мой Аллах! Сделай и меня из уммы Мухаммада!”
(Табари, Джамиул баян ан тавиль-айил-Коран, Бейрут 1995, IX, 87-88; ибн Касир, Тафсир Корана азым, I-IV, Бейрут 1988, II, 259, (“Араф”, 154 в тафсире)).

Каждое звено из цепочки пророков было словно радостным предзнаменованием появления Досточтимого Мухаммада Мустафы – саллаллаху алейхи ва саллям, посланного как милость для миров.

И вот, в 571 году по христианскому летоисчислению, 12 рабиуль-авваля, в понедельник, незадолго до восхода солнца, долгожданный нур, наконец, нашел воплощение в материальном мире, в семье Абдуллаха и Амины, оказав честь всем временам и пространствам.\
С Его появлением милость Аллаха переполнила этот мир. Утро и вечер поменяли цвета. Чувства углубились. Слова, беседы, наслаждения достигли нового звучания; каждая вещь обрела особый смысл, особое изящество. Идолы содрогнулись и рухнули на землю. Во дворцах города иранских правителей Медаина обрушились колонны и купола. Озеро Сава высохло, как символ темноты и невежества. Души наполнились добром и благом. Это добро заполнило все мироздание ― все времена и пространства.

Если бы Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям, несущий в себе все доброе и благое, не оказал честь этому миру своим появлением, человечество до окончания веков оставалось бы в дикости и темноте угнетения, слабые были бы рабами сильных. Равновесие нарушилось бы в пользу зла. Мир оказался бы в руках угнетателей и обладающих силой.\
\
Произошедший из невежественного и далекого от центров цивилизации общества, этот человек, не умеющий читать и писать, изумил людей всей эпохи содержанием знания и мудрости, которые Он принес. Он простер целое море чудес, дна которого не могли достичь и не смогут достичь до Конца света. Это подтверждается, прежде всего тем, что Священный Кор’ан, освещая множество событий, происходивших в прошлом, и рассказывая о тех, что произойдут в будущем, а также затрагивая многие вопросы, связанных с наукой, за 1400 лет не был опровергнут ни ходом истории, ни одним научным открытием.

В то время, как самые знаменитые мировые энциклопедии и сегодня вынуждены обновлять и поправлять себя, выпуская каждый год по новому тому.\
Этот Пророк, родившийся сиротой, не умевший ни читать, ни писать, не получал уроки у людей; Он пришел как спаситель всего человечества, как переводчик скрытого от человеческих глаз мира, как учитель школы Истинно Сущего.\
Досточтимый Муса – алейхиссалям – принес целый ряд законов. Досточтимый Дауд – алейхиссалям – известен своими псалмами и мольбами к Аллаху.

Досточтимый Иса – алейхиссалям – был послан, чтобы научить людей высокой нравственности и отречению от мирского. Пророк Ислама Досточтимый Мухаммад Мустафа – саллаллаху алейхи ва саллям – принес все это, вместе взятое: проповедовал Законы. Научил, очистив свой нафс, обращаться с ду’а к Аллаху от чистого сердца. Указал путь к достижению самой высокой нравственности и всей своей жизнью явил образец такой нравственности. Советовал не поддаваться обманчивым прелестям этого мира. В кратце говоря, соединил в себе миссию и полномочия всех пророков. В нем соединились благородство происхождения и нрава, счастье красоты и совершенства.

Сорок лет Он жил среди невежественного общества. Его народу еще не были известны большинство Его совершенных качеств, которые проявились впоследствии. Он еще не был известен как государственный деятель, как проповедник, как оратор. Не то, что великий полководец, Он еще не получил признания как обычный воин.\
Однако, без сомнения, Его сороковой год был самой великой поворотной точкой в истории человечества.\
Никто прежде никогда не слышал, чтобы Он рассказывал историю прошедших народов и их пророков, говорил о Судном дне, про Рай и Ад.

Он жил своей великой жизнью, но это была лишь Его личная жизнь, хотя и наполненная высокой нравственностью и моралью. Однако, возвратившись из пещеры Хира с божественной миссией, Он совершенно изменился.\
Когда Он начал проповедовать, испуг и удивление охватили всю Аравию. Чудесное красноречие и стиль словно околдовали их. Поэзия, литература, соревнование в ораторском искусстве потерпели поражение. С того момента ни один поэт, одержавший победу в состязании, уже не смел повесить на стену Каабы свои стихи. Таким образом, длившаяся веками традиция вдруг стала достоянием истории. Так, что когда прекрасно разбиравшаяся в поэзии младшая сестра знаменитого поэта Имри-уль-Кайса услышала могущественный аят:

أَقْلِعِي وَغِيضَ الْمَاء وَقِيلَ يَا أَرْضُ ابْلَعِي مَاءكِ وَيَا سَمَاء\
\
بُعْداً لِّلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ وَقُضِيَ الأَمْرُ وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ وَقِيلَ

(И сказано было [Аллахом]: “О, земля! Впитай твою воду. О, небо! Перестань [проливать дождь]”. И тогда вода спала, свершилось веление [Аллаха], а [ковчег] пристал к [горе] ал-Джуди, и было сказано: “Да лишатся неправедные люди [милости Аллаха])! (Худ, 44); она произнесла только:\
“После этого некому и нечего сказать. Даже стихотворение моего брата не может находиться на этом почетном месте”, – и сняла со стены Каабы стихи Имри-уль-Кайса, висевшие на самом верху. Нечего было говорить и о других стихах, бывших по уровню ниже, чем этот, они тоже были сняты один за другим.

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – на деле преподнес урок всему человечеству о том, что Он является наместником Аллаха на Земле.\
Он установил самые совершенные правила в социальной, культурной, экономической жизни, государственном управлении, международных отношениях…, настоящую мудрость которых даже самые выдающиеся ученые специалисты смогут осознать только после исследований на протяжении всей своей жизни, после накопления глубокого опыта о сущности человека и материи. Без сомнения, человечество, с развитием теоретического знания и практического опыта, будет еще лучше понимать Истину Мухаммада.

Никогда прежде не бравший в руки меч, не обученный воинскому искусству, наблюдавший прежде сражение только один раз, со стороны, этот великий Пророк, несмотря на свое бесконечное милосердие, охватывающее все человечество, ради религии единобожия и общественного спокойствия проявил себя храбрым воином и талантливым полководцем, не пропустившим даже самые трудные сражения.\
Стучась в одну дверь за другой, Он проповедовал людям религию Аллаха. Но те, кому было не суждено, предпочли навечно остаться в темноте, без зазрения совести закрыв двери перед Солнцем праведности, пришедшим к их порогу. Из-за жестокости своих сердец они временами могли грубо обходиться с Ним.\
Но Он огорчался не из-за грубости, а из-за их невежества и неверия.\
Таким людям отвечал строками аята:\
“Скажи [Мухаммад]: “Я не требую у вас за это никакого вознаграждения, и я - не из тех, кто берет на себя непосильное” (Сад, 86), имея в виду, что его цель заключается лишь в том, чтобы Аллах был доволен им.

В течение девяти лет Он завоевал всю Аравию силой войска, чаще всего составлявшего одну треть войска врага, с ничтожно малыми людскими потерями с обеих сторон. Привив духовную силу и обучив военному искусству людей своего племени, не знакомых с порядком и воинской дисциплиной, Он добился чудесных успехов в военном деле. В такой степени, что Его последователи разгромили Византийскую и Персидскую империи ― два самых сильных и великих государства того времени. Так, преодолев все препятствия, Пророк Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – осуществивший самую великую революцию в истории человечества, усмирил притеснителей, осушил слезы угнетенных. Его благодатные руки стали гребнем для сиротских волос. В Его утешающем свете сердца избавились от печали.\
Нравственность Досточтимого Мухаммада Мустафы – саллаллаху алейхи ва саллям, главного среди пророков, подобна безбрежному океану, нравственность других пророков подобна рекам, впадающим в этот океан. Он явился воплощением прекрасных качеств и вершины нравственности всех предшествовавших ему пророков, которых, по преданию, было более 124 тысяч.

Человеческая мысль и образ жизни прошли определенные этапы развития до Его прихода, а для дальнейшего развития нужен был потенциал для решения все новых и новых проблем. И Он стал образцовой личностью, способной удовлетворять эту потребность врлоть до окончания времен. Именно поэтому Он послан всему человечеству как Последний Пророк, Пророк, предшествующий Судному дню.\
И сам Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – затрагивая вопрос о нравственности, сказал:\
“Я был послан, чтобы нравственность довести до совершенства” (Муватта’, Хуснуль-хулюк, 8)\