Праздник "Красная горка" отмечается восточными славянами. История его начинается в Киевской Руси. День Красная горка приурочили к воскресенью, следующему за Пасхой. В одних местах он отмечается в Юрьев день (непосредственно воскресенье), в других — в понедельник, в третьих — накануне. О том, почему праздник "Красная горка" имеет такое название, что означает и какие приметы с ним связаны, читайте ниже.

История

Для осознания значимости этого дня стоит углубиться в Библию. Почему праздник «Красная горка» (Антипасха, Кликушное Воскресенье) так важен и так массово празднуется? Отмечается он, как мы уже упоминали, следом за Пасхой. Если точнее — на восьмой день. Всю неделю церковью вспоминается Фома — апостол, не поверивший в то, что Спаситель воскрес. Христос, согласно сюжету Евангелия, появился перед ним, дабы доказать, что чудо действительно свершилось. Именно отсюда, кстати, пошло всем известное выражение «неверующий Фома». Обновление воскресения Христа стали связывать с именем этого апостола. Многими верующими считается, что Фому нельзя упрекнуть в неверии. Он не сомневался в том, что Христос действительно является спасителем. Апостол лишь жаждал встречи со своим воскресшим Учителем, желал почувствовать торжество, радость, причем не со слов свидетелей, а лично. Это понятно — поверить на слово (пусть даже близким) не всегда возможно, а вот если увидеть лично, то сомнений уже не будет.

Бывший рыбак Фома, один из обошел с проповедью множество стран. Согласно преданию, именно им были основаны христианские церкви в Индии, Палестине, Эфиопии, Парфии, Месопотамии. И умер святой апостол за веру после жестоких пыток. Мощи его хранятся сейчас на Афоне, в Венгрии и Индии.

Антипасха

Согласитесь, странное название... С одной стороны — великий и светлый этот праздник - «Красная горка», что означает тогда такое противоречие? Оказывается, есть в нем элементы язычества. Наши предки еще до обозначения церковью Фомина воскресенья встречали в это время весну. Время прошло, традиции остались. В народных гуляньях осталось много элементов из языческих обрядов (о них еще будет рассказано), поэтому церковь относится к этому празднику довольно прохладно и даже несколько неодобрительно.

В слове «антипасха» нет частицы отрицания, как думают многие. Напротив, «анти-» означает не что иное, как «вместо». Поэтому народное название праздника трактуется как «вместо Пасхи».

Христианство или все-таки язычество?

И по сей день на этот вопрос однозначно не ответить - настолько сильно переплелись здесь исторические подтексты. О «Красной горке», как о событии церковном, мы уже говорили. Но почему этот праздник является одновременно еще и языческим? Во-первых, возник он задолго до христианства. Во-вторых, это праздник Солнца (точнее, его обновления). Люди, собравшиеся на холме (горке) закликали: «Яриле слава! Здравствуй, красно Солнце!» Произносились заклинания на погоду, на обильный урожай. Песни-веснянки славили приход тепла, зарождение новой жизни (будущих плодов природы). Народ собирался еще затемно, а на рассвете произносились заклинания.

Народные гулянья

О возникновении самого названия гадать можно долго — вариантов действительно много. Вероятнее всего, слово «красная» означает «светлая, красивая», а вот под «горкой» имеется ввиду именно возвышенность.

Весна начинается с теплого солнышка и таяния снега. И первыми «открываются» возвышенности, то есть пригорки. Что получается в совокупности? Правильно - «красная» (красивая, уже начавшая зеленеть) горка. Именно эти возвышенности, прогревшиеся и просохшие после схода снега и отступающего половодья, наиболее пригодны для массовых гуляний.

Праздник молодежи

Народные гулянья начинались затемно и продолжались почти сутки, до заката. Праздновали все. Но больше всего этот день ждала молодежь. В окрестностях гуляли долго и весело - были и песни, и хороводы, и катания на больших качелях. Парни на «Красную горку» встречались с девушками. Участие молодых людей брачного возраста (обоих полов) считалось обязательным. Тем, кто от гуляний отказывался, придумывали неприятные и обидные прозвища. Их высмеивали и называли «непутешными». Мало того, отказ от принятия участия в народном гулянии считался очень дурной приметой. Люди верили, что девушка, будучи на выданье и не пришедшая на празднество, замуж не выйдет, а парень, если и женится, то только на самой никудышной «дурнушке». Таким «непутешным» людям пророчили несчастья.

Время свадеб

Считается, что женитьба, пришедшаяся на праздник «Красная горка», самая удачная. По народным поверьям, обручившиеся в этот день молодые не расстанутся никогда. Кроме того, в это время заканчиваются посты и можно позволить себе настоящий праздник для желудка. Кто ж откажется от пира на весь мир? В праздник «Красная горка» свадьба обязательно проходила под венчальные песни, исполняемые парами, поженившимися в этом году. Таких людей специально звали на торжество. Песни, спетые ими, должны были привлечь к молодым парам достаток, взаимопонимание и удачу. Именно поэтому, кстати, «Красную горку» называют в народе «Кликушным воскресеньем».

Тем, кто пел венчальные песни, обязательно по традиции выносили чарочку и традиционные яйца.

Готовились к «Красной горке» всерьез и основательно: заранее приглашались гости, накрывались праздничные столы — жарились яичницы, пеклись караваи в форме круга И именно на этом празднике было принято знакомить парней с девушками. Молодежь одевала лучшие, самые нарядные одежды. Многочисленные гости имели возможность оценить невест и женихов.

Поскольку жизнь земледельцев зависела от графика земельных работ, то свадьбы игрались либо осенью, либо ранней весной.

Как проходила «Красная горка»?

Сейчас, к сожалению, многие обычаи просто забыты. Остались, наверное, только застолья. Раньше этот праздник был настоящим весельем. Гулянье начиналось обычно со смотрин невест, когда девушки, одетые в праздничные наряды, ходили по деревням, распевая песни, давая возможность потенциальным женихам (и, конечно, их родителям) рассмотреть себя получше. Лишь обойдя всю деревню (а зачастую и близлежащие селения), будущие невестки отправлялись к тому месту, где намечалось гулянье. Его оборудованием занимались парни. Они выравнивали площадки для танцев и хороводов, ставили скамейки, качели, «аттракционы».

Танцевальная часть праздника начиналась (открывалась) девичьими хороводами. Вариантов было много, но в основу всегда вкладывали темы возрождения земли, солнца, посевных работ. Девушки должны были выглядеть неприступно и целомудренно. Однако длилось это недолго. Постепенно в хороводах и играх появляются элементы заигрывания. Все это время танцуют лишь девушки. Парни приглядываются и позволяют себе отпускать комплименты, показывая таким образом, что в ком-то заинтересовались. Грубоватые шутки и напрашивания на поцелуи наступают гораздо позже, а пока можно позволить лишь небольшие вольности. Например, катать девушек на качелях. Карусели, бегунки, гигантские шаги и так называемые подкидки устанавливались заранее, на Пасху. В городах и больших селах ставились крупные и яркие сооружения, в мелких — попроще. Для качелей зачастую брали обычные доски. Их крепили толстыми веревками к столбам или деревьям. Подкидки делали из таких же досок, но подлиннее. Последние укладывали на высокие чурбаки (их до сих пор часто используют в цирковых трюках).

Кататься на качелях могли только те девушки, которые были приглашены парнями. Чтобы платья не развивались на ветру, подолы подвязывались у колен специальными поясками. Только после этого девушки могли вставать на качели (не без помощи парней). Первое время молодые люди выполняли все просьбы своих потенциальных избранниц: раскачать посильнее, остановиться, катать потише. Однако позднее желания исполнялись лишь за поцелуй. Особенно это касалось остановки качелей. На подкидках с гигантскими шагами ухарство демонстрировалось лишь парнями. Такое «показательное выступление» требовало немалых сил, ловкости и умения концентрироваться. Конечно, риск получить травму был высок, однако молодые люди шли на него ради того, чтобы привлечь взгляды девушек. Пожалуй, среди молодежи самым значимым был всегда праздник «Красная горка».

Приметы

Одни считают их суеверием, другие убеждены в том, что основа большинства убеждений — многовековой опыт наших предков. Например, семьи, сыгравшие свадьбу в этот день, должны были быть самыми крепкими и счастливыми. Кстати, даже в нынешнее время молодые пары стараются заранее узнать, какого числа «Красная горка» - многие хотят не только расписаться в ЗАГСе, но и обвенчаться именно в этот день.

Еще одно поверье связано с исполнением самого заветного желания. Считается, что если на «Красную горку» бросить в колодец одну монетку, то загаданное непременно сбудется.

Говорят, что если парень (девушка) не придет на празднование «Красной горки», то судьба обязательно от него (нее) отвернется.

Накануне «Красной горки» было принято мыть иконы. Делалось это всегда над тазиком. Воду не выливали, оставляя до праздника. Люди верили, что умывшийся водой с иконы обязательно разбогатеет и будет весь год жить в достатке. О ритуале, если он проводился, не рассказывали, чтобы не спугнуть удачу.

Народные традиции возвращаются

К сожалению, обычаи стали стираться в памяти современных людей. Далеко не все помнят историю возникновения праздника, его смысл и цели. Но, похоже, народные традиции возвращаются. Праздник «Красная горка» в Коломне — яркий пример.
26 апреля в Коломне, в сквере «Блюдечко», что расположен на территории Коломенского кремля, прошел областной фольклорный праздник «Красная горка в Коломне», организаторами которого выступили Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, администрация города Коломны, Данилов патриарший монастырь и Центр возрождения традиций. После Божественной литургии, проведенной в Успенском соборе, и крестного хода на Соборной начались выступления фольклорных ансамблей, народные забавы и игры. Среди развлечений — старая игра, заключающаяся в метании яиц. Основными участниками, конечно же, стали дети и молодежь. На потеху всем разбили 10196 яиц, что должно войти в книгу рекордов Гиннеса.

Через неделю после Пасхи (в 2020 году – 26 апреля) отмечается православный праздник Красная горка. Мы расскажем о его истории и традициях, многие из которых сохранились до наших дней.

Полагают, что у восточных славян он был известен с глубокой древности. Наши предки называли горками места сельских гуляний, которые первыми просыхают весной, а слово «красная» в славянских диалектах означало «красивая, нарядная, цветущая».

Собираясь на гуляния, люди надевали самые красивые наряды. Девушки вплетали в волосы цветные ленты, а парни выбирали яркие рубашки.

Люди, собравшиеся на холме (горке), встречали весну и закликали: «Яриле слава! Здравствуй, красно Солнце!», жгли костры. Они читали заклинания на погоду, выполняли магические действия, чтобы обеспечить хороший урожай. Молодежь играла в различные игры, пела песни и водила хороводы.

К столу в этот день подавали особые ритуальные блюда, символизировавшие солнце, бесконечность жизненного пути и возрождение. Хозяйки пекли караваи в форме круга (солнца), блины и др. Со временем праздник претерпел изменения, хотя многие его традиции живы и сейчас.

Красная горка – что это за праздник?

После принятия христианства в этот день стали отмечать Антипасху (то есть воскресенье, подобное Пасхе) или Фомин день. Праздник называют также Кликушным воскресеньем, а последующую неделю – Фоминой неделей.

В эти дни церковь вспоминает апостола Фому. После Своего воскресения Христос явился апостолам, среди которых не было Фомы, и позднее тот усомнился, что Спаситель воскрес. На уверения других учеников Иисуса он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

Согласно Евангелию, Христос появился перед ним, дабы доказать, что чудо действительно свершилось. Отсюда и пошло выражение «Фома неверующий». Так называют крайне недоверчивого, старающегося все проверять человека.

Увидев Учителя, Фома стал еще более преданным его последователем. Вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Фома стал проповедовать христианство в разных странах мира. Им были основаны христианские церкви в Индии, Палестине, Эфиопии, Парфии, Месопотамии.

За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, будучи пронзен пятью копьями, отошел ко Господу. Мощи святого хранятся на Афоне, в Венгрии и Индии.

Как отмечается православный праздник Красная горка?

В православных храмах с этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. Первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, Дня обновления или просто Обновления.

В день этого православного праздника, 26 апреля 2020 года, верующие должны обязательно побывать в храме. Хотя Красная горка не относится к двунадесятым праздникам, в этот день богослужение идет в соответствии с Иерусалимским уставом. Им предписывается проводить такую же службу, как и в двунадесятые праздники.

Служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от греховного сна и обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!».

Считается, что молитвы в этот день обладают особой чудодейственной силой и помогают верующим решать различные жизненные проблемы, восстановить здоровье. В народе говорят: «Кто на Красную горку молитвы читает, тот свою жизнь удлиняет».

В храмах, когда православные верующие отмечают Красную горку, всем желающим разрешает позвонить в церковные колокола. Услышать их перезвон считается хорошим знаком. Говорят, что это приносит удачу, избавление от различных бед и счастливый поворот судьбы.

Традиции празднования Красной горки

Расскажем о других традициях этого дня. Начиная со Страстной пятницы до праздника Красная горка верующим нельзя заниматься хозяйственными делами, делать уборку в доме, стирать, вязать, шить, выполнять работу в саду и огороде и т. п. После этого дня запреты снимаются.

Согласно поверью, которое бытует в народе, сорок дней от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле в одеждах нищего. Поэтому говорят, что в это время нужно хотя бы раз подать милостыню бедным, чтобы весь год в семье водились деньги.

В народе этот праздник издавна был днем гуляний молодежи и сватовства. Гулянье начиналось со смотрин невест, когда девушки в праздничных нарядах ходили по деревням, исполняя песни. Молодежь пела и водила хороводы, качалась на качелях.

С праздником было связано немало примет. Считалось, что его нельзя проводить дома: тех, кто не гуляет и не веселится вместе со всеми, удача будет обходить стороной целый год. Говорили, что девушку на выданье, которая не пришла на гулянье, не позовут замуж, а молодому человеку если и посчастливиться жениться, то лишь на самой непутевой девице.

После длительного семинедельного перерыва, когда соблюдался Великий пост, в православных храмах возобновляется совершение обряда венчания. Неудивительно, что на Руси на Красную горку заключалось наибольшее число браков. Обычно в каждом селе играли сразу несколько свадеб, которые объединялись в одно общее веселье.

Согласно примете, заключенные в это время браки бывают особенно удачными и крепкими. Недаром говорится: «Кто на Красную горку женится – век не разженится!».

В наши дни в этот день в ЗАГСах, как правило, устраиваются большие очереди, а в храмах венчается множество пар. По всей видимости, не станет исключением и праздник Красная горка 2020 года.

В станину в этот день также было принято навещать молодоженов, которые прожили вместе год. На Красную горку к ним приходили родственники и друзья, а молодые угощали гостей вкусными блюдами. Было принято дарить подарки зятьям и невесткам.

В этот день подают к столу куличи и другую выпечку круглой формы (пироги, караваи), творожные пасхи, крашеные яйца. Чтобы погадать на будущее, можно, как в былые времена, покатать крашеные яйца с горы – у кого дольше всех прокатится и не разобьется, все сложится благополучно.

15 апреля христиане восточного обряда отмечают праздник Антипасхи, который также называют Фоминой неделей и Красной Горкой.

Слово «Антипасха» означает «противоположный Пасхе», или «вместо Пасхи», то есть повторное обращение к празднику Воскресения Христового.

Главное событие, связанное с этим днем, описано в Евангелии от Иоанна. Спустя неделю после воскресения Иисуса апостолы собрались вместе, но, поскольку боялись преследований, закрыли дверь комнаты изнутри. И вдруг в закрытом помещении появился Христос! Он «стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, он показал им руки и ноги и ребра свои». Ученики пришли в восторг от того, что снова могут видеть учителя.

В тот момент с ними не было апостола Фомы. Когда тот вернулся, апостолы стали наперебой пересказывать ему радостную весть: учитель был здесь! На что Фома резонно ответил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю».

Через несколько дней апостолы снова собрались вместе. На этот раз был с ними и Фома. История повторилась: в запертом изнутри помещении как бы из ниоткуда возник Иисус. В этот раз он снова сказал: «Мир вам!» и сразу обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим».

И только тогда неверующий апостол поверил. Он сказал: «Господь мой и Бог мой!»

Но Христос горько заметил: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Название «Красная горка» имеет дохристианские корни. В данном случае слово «красный» является синонимом слова «красивый», а слово «горка» означает место гуляний. Речь идет о празднике, в большей степени приуроченном началу весны – с традиционными кострами, хороводами и «ярмарками невест», чем евангельским событиям.

Иногда праздник называют Антипасхой, что не совсем верно раскрывает его суть. Красная горка скорее не противоположность, а своего рода продолжение Пасхи, праздничное завершение пасхальной недели. В православном календаре это воскресенье называется Фоминым, поскольку по Библии в это день Иисус явился Фоме, после чего недоверчивый апостол окончательно уверовал в чудо воскрешения Христа.

Издавна этот праздник ассоциировался с обновлением, возрождением и расцветом природы, вступлением весны в свои полные права. Холмы и пригорки первыми освобождались и высыхали от снега, покрывались зеленой травой. В народе их называли красными, что означало «красивые». Именно на таких горках отмечали начало настоящей весны, устраивали гулянья, которые сопровождались веселыми игрищами, плясками, пением. Люди жгли костры и водили вокруг них хороводы. В этот день наряжались в лучшие одежды, девушки надевали свои украшения и вплетали в косы праздничные ленты.

Во время празднования Красной горки традиционно устраивали шутливую ярмарку невест и сватовство. Наши предки верили, что именно в этот день можно найти себе наиболее удачную пару. Существовала примета, что те девушки и юноши, которые не пришли на празднование, могут надолго остаться без женихов или невест.

Впоследствии православная церковь стала проводить венчания на день Красной горки. Закончился пост и пасхальные обряды, поэтому влюбленные пары могли заключать освещенные церковью семейные союзы. Считались, что такие браки будут счастливыми, особо прочными и долговечными, благословленные небесными и природными силами.

  • Посещать церковь. Не просто можно, а желательно. Службы, конечно, пасхальным будут по размаху уступать, но это не повод их игнорировать. Да и любой нормальный христианин должен начинать воскресенье с посещения храма.
  • Гадать. Особенно девушкам на суженного. Всеми доступными универсальными способами. Официальная церковь, конечно, любые гадания не одобряет, но в этот день смотрит на нарушение своего запрета сквозь пальцы.
  • Назначать свадьбу. Фактически, именно с Красной горки можно проводить абсолютно все христианские обряды. А свадьбы в этот день вообще обещают долгую и счастливую семейную жизнь.
  • Проводить обряды на благополучие и привлечение любви. Опять же, церковь против, но особо не зверствует. Всё же весна на дворе, у людей мысли о любви, так почему бы всё это в конструктивное русло не направить?
  • Устраивать гулянья. Или даже ярмарки, тут уж от региона зависит. В любом случае, можно веселиться, знакомиться и всячески развлекаться. Ведь скоро настанут более суровые времена, когда основное внимание придётся уделять работе в поле.
  • Всячески отдыхать. Работу по дому, конечно, делать можно, но вроде бы и не обязательно, ведь всё основное уже было переделано перед Пасхой. А с готовкой теперь особых проблем нет – пост закончился, можно расслабиться. Команда Joinfo.ua и журналист Артём Костин, кстати, тоже советуют вам научиться нормально расслабляться – всё же это полезное искусство.

Что самое интересное, на Красную горку почти нет запретов. Вообще. Кроме стандартных, касающихся ссор, ругани. Даже алкоголь употреблять можно, в разумных, правда, дозах. Всё же неделя после Пасхи – наиболее лояльное время для всех христиан.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно вспомнить, что именно можно делать на Пасху, а что – нельзя. Во многом это совпадает с тем, что можно делать 15 апреля, но есть и некоторые различия.

Праздник имеет языческие корни и традиции - многие из них утеряны со временем, но некоторые - сохранились до наших дней.

На Красную горку знакомились девушки и юноши, так как праздник считали днем любви, зарождения чувств и надежд.

Молодые в этот день, по традиции, в игровой и шутливой форме оглашали суженных, которых выбирали и открыто выказывали им свою симпатию.

На Красную горку, по традиции, наряжались в самые красивые наряды, посему к празднику готовились заранее.

Красная горка считалась девичьим праздником, поэтому девушки старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали яркие ленты в косы и надевали красочные платки.

На Красную горку проводились массовые гуляния, хороводы, песнопения, игры и, конечно же, сватовство. Кстати, для молодых людей считалось плохой приметой в праздник сидеть дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, найти себе пару не сможет.

Обряды, призванные защитить село от невзгод и привлечь хороший урожай, проводились также в этот день.

Обряд, по традиции, проводили только женщины – для этого они собирались затемно на краю села, впрягались в плуг и, читая молитвы, делали вокруг всего селения борозду.

Хорошей приметой считалось, если при замыкании круга образовывался крест, а глубокая борозда указывала на защиту поселения от неурожая, засухи, болезней и других напастей.

Гуляния начинались после проведения обряда - активное участие в них принимала молодежь со всего села.

Девушки и юноши старалась показать свои умения и таланты с наилучшей стороны - девицы пели и танцевали, а юноши - демонстрировали в состязаниях свою ловкость и силу.

Обряд на счастье также проводили на Красную горку – крашенные яйца люди скатывали с небольших пригорков. Если яйцо ровно скатывалось и не разбивалось – владельца ожидало счастье.

Красная горка в 2018-м, как и в прошлом году, благоприятствует свадьбам, так как выпадает на апрель, в отличие от тех лет, когда праздник выпадает на май.

Народное поверье гласит, что худший месяц для брака - май. Подтверждала предание и поговорка: «В мае жениться – всю жизнь маяться».

Антипасха связана с различными приметами, как и многие другие праздники.

Наиболее распространенные приметы связаны с привораживанием счастья, богатства и здоровья – многие люди верят в них по сей день.

Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.

На Антипасху, по приметам, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.

Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.

Новости СМИ

Новости партнеров

Красная горка проходит в первое воскресенье после наступления Пасхи. Это народный праздник, сопровождающийся массовыми гуляниями, а также связанный со множеством традиций и обычаев.

Празднование Красной горки — одно из любимых событий молодежи. Оно всегда сопровождалось хороводами, пением и весельем. Свое название праздник получил от слова «красный», что значит «красивый». С наступлением христианства Красная горка приурочена к Фомину воскресенью и имеет еще одно название — Антипасха: приставка «анти» в данном случае означает не «против», а «вместо». Праздник как бы продолжает Пасхальную неделю.

Традиции и обычаи праздника

Молодежь в этот день собиралась на гуляния, водила хороводы и славила пришедшую весну.

На пригорках и косогорах собирались молодые люди и с рассветом начинали петь и всячески зазывали весеннее тепло.

Распространенной на Руси была игра, связанная с обрядом бракосочетания . Молодежь вставала по парам, выбирали парня-ведущего. Он должен был догнать одну из пар, разбить ее и увести девушку. Молодой человек, оставшийся один, становился новым ведущим и начинал охоту за новой парочкой.

Молодые люди устраивали кулачные бои. Таким образом они показывали потенциальным невестам свою удаль и молодецкую силу.

Интересным обычаем было и обливание девушки водой. Таким своеобразным жестом молодой человек обозначал свою невесту, а затем посылал сватов в ее дом.

На Красную горку молодежь надевала новые наряды, потому что именно в этот день проходили торжественные свадебные церемонии, а у незамужних была возможность приглянуться друг другу. По этой же причине ни одна девушка не оставалась дома — чтобы не упустить своего суженого и показаться во всей своей красе.

Бросали в праздник монеты в самый глубокий колодец, чтобы привлечь счастье к себе и своей семье на целый год. При этом часто загадывали желания, веря, что в этот особенный день оно обязательно сбудется.

Одним из необычных обрядов было умывание водой с иконы. Сначала их мыли, а затем этой водой ополаскивали лицо. Эта традиция уходит корнями вглубь веков и, по поверьям, снабжает человека силой, здоровьем и благополучием.

Чтение молитв на Красную горку было обязательным. Молились за здоровье близких , просили помощи у Высших сил в любых вопросах, девушки молили о добром женихе.

В праздник обязательно приглашали гостей отовсюду, пекли караваи, готовили праздничный обед, просили у Высших сил доброго Солнца, удачи и счастья на весь год. По традиции оставляли на пригорке за околицей кусок пирога и крашеное яйцо.

Множество традиций и примет канули в лету. Но те, что дошли до нас, свято соблюдаются многими людьми. На Красную горку большинство молодых людей привлекает в свою жизнь любовь, ведь именно этот день заключает в себе таинственные силы, которые помогают в поиске второй половинки . Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

В 2020 году Красная горка попадает на 26 апреля. Красная горка - это первое воскресенье после Пасхи, а так же последний день пасхальной недели.

Красная горка - это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи - так называемому Фомину дню. Красная горка справлялась в первое воскресенье после Пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!


О празднике Красная горка

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от черного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.


По народному календарю на Красную горку все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.



Красная горка - это есть торжество любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. По традиции на Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.

Обряды на Красную горку

В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.


Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.

В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест.

Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.



В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.

Свадьба на Красную горку

На Красную горку традиционно приходился пик свадеб, так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

Антипасха

«Антипасха» - греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» - праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.

«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа.


Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.

Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом.


Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.