В этом стыдно признаться, но большинство людей испытывают необъяснимый суеверный страх перед грозой, прямо как наши первобытные предки. Когда видишь молнию, первое желание – убежать и спрятаться под кроватью. «Знаменка» задала 10 наивных вопросов о грозах и молниях заведующему лабораторией физики атмосферы Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Белгосуниверситета Александру Людчику. И многие из его ответов были неожиданными.

1. Может ли молния убить человека?

– Запросто. Сила тока в разряде молнии – 10 – 20 тысяч ампер. (Для сравнения, работающему утюгу достаточно всего 6 ампер). При таком разряде все белки в теле сворачиваются – и человек погибает, можно сказать, что он варится заживо. У меня на даче было дерево, пострадавшее от удара молнии: жидкость, находящаяся между корой и древесиной, мгновенно превратилась в пар, и со ствола сорвало всю кору.

2. Где безопаснее во время грозы: в лесу или в поле?

– Как известно, молния всегда ищет самый короткий путь и поэтому выбирает самые высокие объекты. В этом плане лес – хорошее место, чтобы спрятаться, ведь здесь много громоотводов – деревьев, готовых принять удар на себя. А в поле самый высокий объект – это вы, поэтому во время грозы обязательно нужно лечь на землю или присесть на корточки. Но, конечно, безопаснее всего переждать непогоду дома или в машине. У автомобиля – металлический корпус, поэтому даже если в него ударит молния, заряд «стечет» в землю и люди останутся живы. По сути, кузов выполняет функцию клетки Фарадея, не давая разряду проникнуть внутрь.

3. Что будет, если молния ударит в самолет?

– Такое происходит достаточно часто, и в большинстве случаев на самолет это никак не влияет. Как и в ситуации с автомобилем.

4. Зачем во время грозы выключать из розетки холодильник и теле­визор?

– Разряды молнии нередко попадают в линии электропередачи, возникают скачки напряжения. Приборы не выдерживают этого и сгорают.

5. Может ли молния ударить в зонтик?

– Если вы находитесь в городе, это маловероятно: здесь много высоких зданий, которые молния поразит с гораздо большим удовольствием. А вот если вы идете через поле – зонтик лучше сложить и лечь на землю.

6. Можно ли во время грозы говорить по мобильному телефону? Многие уверены, что нельзя.

– Я считаю, что можно. Излучение телефона крайне невелико, и оно неспособно существенно повысить электропроводность воздуха вокруг себя и притянуть молнию.

7. Нужно ли во время грозы снимать пирсинг? Ведь сережки металлические, а молния любит металл.

– Не нужно. Крошечное украшение никакой роли не играет.

8. Говорят, что ученые до сих пор не поняли, что такое шаровая молния.

– Это правда: есть много гипотез, но до сих пор никто точно не знает, из чего она состоит и отчего возникает. Есть химическая теория. По ней шаровая молния – это реакция горения газа. Есть плазменные теории, якобы молния – это сгусток плазмы. Но точного ответа нет.

9. Почему от шаровой молнии нельзя убегать?

– По одной из версий, она перемещается благодаря воздушным течениям. Если вы рванете к двери, возле вас образуется завихрение воздуха, и молния «побежит» за вами. Поэтому лучше стоять неподвижно, ожидая, пока она улетит. А если двигаться, то медленно и плавно.

10. По народному поверью, человека, в которого ударила молния, нужно закопать в песок, чтобы разряд ушел в землю. В этом есть смысл?

– Никакого. Разряд и так мгновенно уходит в землю – это происходит за сотые доли секунды. Лучшее, что вы можете сделать, – поскорее вызвать скорую помощь.

Шаром покати

Оказывается, шаровая молния – не такое уж и редкое явление. «Знаменка» разыскала белорусов, которым довелось встретиться с ней лицом к лицу.


Это было похоже на взрыв

Гомельчанка Ирина Напалкова встретилась с молнией в далеком детстве, но помнит об этом до сих пор:

– Мне было лет семь или восемь. Мы с бабушкой собирались в баню, и она решила расчесать волосы. А чтобы было лучше видно, села у окна. На улице начиналась гроза. Я хотела подойти к ней, но не успела – раздался взрыв, и комната наполнилась дымом. Будучи воспитанной на книжках и фильмах о войне, подумала, что это бомба. Но потом мы поняли, что это была молния: она залетела через печную трубу, прошла через дверь, ведущую в погреб, и исчезла в подвале.

Несмотря на случившееся, грозы Ирина не боится:

– Правда, если слышу раскаты грома, стараюсь не расчесываться и не шить – верю в то, что металлические предметы могут притягивать молнию.

Никаких экстрасенсорных способностей с той самой встречи у героини не появилось.

– Интуиция у меня действительно хорошая, но с молнией это никак не связываю.

Даже испугаться не успела

Минчанка Александра Исакова, на тот момент семилетняя школьница, отдыхала в деревне у бабушки недалеко от Бобруйска.

– Гроза заканчивалась, мы с бабушкой и тетей открыли окна, чтобы глотнуть свежего воздуха. Вдруг в зал залетел небольшой шар – сантиметров 15 в диаметре. Он издавал бело-голубое свечение, слегка потрескивал и двигался по комнате – медленно и хаотично. В эту же минуту выключился свет, перестал работать телевизор – прямо как в фильме ужасов. В итоге молния полетала по залу минуты три и ушла тем же путем, что и появилась, – через форточку.

Александра вспоминает, что тогда, в детстве, даже не успела толком испугаться. А уже потом, прочитав, какие беды порой причиняют шаровые молнии, поняла, что они легко отделались:

– Это чудо, что она ничего не сожгла и никому не навредила. Я читала, что от таких молний у людей бывают жуткие ожоги. Встретиться с ней во второй раз я бы точно не хотела.

Один из выпусков новостей по телевидению сделал экспертов по молниезащите и атмосферному электричеству чуть ли не самыми востребованными людьми для журналистов всех уровней. В передаче рассказывалось, как в китайца дважды ударила молния. И оба раза он остался жив, более того, ушёл с места происшествия своим ходом. Этот случай привлёк огромное внимание к самому явлению молнии, хотя на самом деле не представлялся чем-то исключительным. Попадание молнии не всегда приводит к смерти. Если покопаться в архивах, то легко можно найти массу сообщений на эту тему. Вот молнией ударило целую футбольную команду, игравшую на стадионе во время грозы. Вот она поразила людей, ждущих автобус. Вот не повезло стаду коров и т.д. Во многих случаях после таких происшествий люди оказываются на больничной койке, но не в морге. Неужели опасность атмосферных разрядов просто преувеличена? Неужели люди могут выдержать прямое попадание молнии без серьёзных последствий для себя? А кто сказал, что в описанных выше ситуациях это воздействие было прямым? Как правило, когда речь идёт о чудесных спасениях, мы имеем дело не с прямым контактом, а с попаданием разряда в землю рядом с человеком.

Для начала давайте оценим масштаб этого опасного атмосферного явления. Небольшая молния, которую даже можно назвать слабой, имеет силу тока около 30 тысяч ампер. Разряды, которые можно отнести к категории мощных, имеют силу в десять раз больше. При ударе в землю этот заряд растекается по всему объёму грунта. Именно для этой цели (перевода мощного заряда в грунт) служат молниеотводы, оснащённые заземлителями . Последние представляют собой электроды, уходящие на определённую глубину в землю. Здесь действует закон Ома, согласно которому, чтобы рассчитать напряжение на заземлителе, необходимо силу тока умножить на сопротивление.

В данном примере нужно учесть, что напряжение в грунте принимается за нулевое. Когда речь идёт о человеке, стоящем на земле при ударе молнии, всё буквально переворачивается с ног на голову. Напряжение будет действовать на нас снизу, через ноги. Попробуем разобраться в том, каким образом это будет происходить.

Для начала рассмотрим нашу землю как проводник. Насколько хорошо она проводит электричество? Первый ответ, который напрашивается сам собой, – очень хорошо. Неслучайно же мы делаем заземление, вводя электричество в грунт. Однако нам нужна более точная оценка свойств земли как проводника, а именно – удельное сопротивление. Для хорошей земли оно составляет в среднем 100 Ом на метр. То есть сопротивление здесь просто огромное. Для примера: в обычной чёрной стали оно в миллиард раз меньше. Однако, несмотря на это, земля эффективно отводит ток благодаря своему большому объёму.

Теперь, чтобы уточнить, как ведёт себя электричество при попадании в землю, рассмотрим ещё один важный параметр – напряжённость электрического поля. Этот параметр определяет, каким образом падает напряжение на определённом промежутке. Мы будем рассматривать падение напряжения на длине 1 метр. Этот показатель, называемый шаговым напряжением, выбран неслучайно – примерно столько составляет длина человеческого шага. То есть, если в грунте имеется поле напряжённостью 1 вольт на метр, на шагающего человека будет воздействовать напряжение 1 вольт.

Теперь разберём гипотетическую ситуацию с попаданием молнии в громоотвод и её выводом в заземлитель. Для примера рассмотрим случай, когда в качестве заземлителя используется металлическая полусфера диаметром полметра. Ток, пройдя по проводнику, будет утекать с полусферического заземлителя равномерно в грунт. Рассчитаем плотность тока при его силе, равной 30 тысячам ампер. Для этого силу тока разделим на площадь, в которой он действует. Получим величину примерно в 76 000 ампер на квадратный метр. Теперь рассчитаем напряжённость, по закону Ома умножив сопротивление грунта на полученный результат. В результате получим величину около 7,6 миллиона вольт на метр. Внушительная цифра. И вряд ли описанный в начале статьи счастливец из Китая подвергался воздействию именно такого напряжения.

Так почему же китаец выжил? Для ответа на этот вопрос нужно понять, каким образом меняется полученный здесь показатель по мере удаления от заземлителя. Мы будем брать гипотетический пример с описанным выше полусферическим заземлителем и однородным грунтом. По мере удаления от заземлителя будет расти радиус полусферы, для которой мы проводим расчёты. В результате вырастет и площадь полусферы, а следовательно, снизится плотность тока, а за ней и напряжённость. Уже в десяти метрах от заземлителя вместо пугающих нас миллионов вольт напряжённость составит всего 5 тысяч вольт на метр. А это хотя и опасно, болезненно, но уже не всегда смертельно. Такой удар вполне может отбросить человека, сбить на землю, как это и было в описанном телевизионщиками случае. Учтите ещё и то, что время, которое электричество будет воздействовать на человека, составит всего 0,1 миллисекунды.

Таким образом, чем дальше мы находимся от места попадания молнии в землю, тем меньше будет напряжение, воздействию которого мы подвергаемся. Поэтому понятно, почему на уроках ОБЖ нам говорили, что нельзя прятаться от грозы под высокими деревьями. Именно в них обычно попадают разряды. И, находясь рядом, мы рискуем подвергнуться серьёзному удару. Дело в том, что корневая система деревьев в данном случае выступит как заземлитель. И чем ближе к нему, тем сильнее разряд. А особенно сильным будет удар, если мы не стоим под деревом, а лежим, так как в данном случае увеличится контур, с которого мы получим разряд.

Мы не хотим вводить читателя в заблуждение, говоря о том, что молнии не опасны. Озвученные цифры нисколько не завышены. Наоборот – столкнуться с молнией зарядом до 100 тысяч ампер может каждый из нас, в то время как расчёты мы проводили для молнии в 30 тысяч ампер. Поэтому критическое шаговое напряжение может быть более внушительным и на более отдалённом расстоянии от заземлителя.

Кроме этого, нужно учесть, что мы в своих расчётах приводили пример с полусферическим заземлителем. При такой конструкции напряжённость поля будет обратно пропорциональна квадрату расстояния от центра полусферы. Однако такие электроды используются крайне редко. На промышленных объектах их вообще нет. Как правило, там применяются специальные стержни, из-за чего напряжённость по мере удаления от громоотвода убывает медленнее. Здесь уже радиус критического поражения, в том числе летального, может составлять несколько десятков метров.

Теперь приведём пример с типовыми устройствами, применяемыми в молниезащите в нашей стране. Возьмём для расчётов критические данные, которые дадут нам более внушительный результат. В качестве грунта будет использоваться сухой песок с сопротивлением 1 кОм на метр. Силу тока в молнии возьмём за 100 тысяч ампер. Сам заземлитель будет состоять из рекомендованных техническими нормами трёх штырей и шины, к которой они крепятся. В таком контуре и при указанной выше силе тока на расстоянии 15 метров от заземлителя будет действовать напряжение в 70 тысяч вольт. А в радиусе 40 метров – 10 тысяч вольт, что тоже немало.

Именно поэтому для сложных объектов, в которые часто попадает молния, и рядом с которыми высока вероятность нахождения людей, разрабатываются индивидуальные системы молниезащиты. Например, такая система использована при строительстве храма Христа Спасителя. Она состоит из множества шин, расположенных под землёй. Они обеспечивают растекание молнии и снижение шагового напряжения вблизи храма.

С воздействием мощного электрического заряда связана ещё одна серьёзная опасность. Если показатели напряжённости доходят до 1 мегавольта на метр, начинается ионизация грунта. А при совпадении ряда факторов результатом такой ионизации будет увеличение плазменного канала. Он будет проходить уже под землёй, неглубоко от её поверхности. Такие каналы в ионизированном грунте, по сути, являются частью основной молнии и могут уходить на расстояние до десятков метров от места непосредственного удара.

Сила тока в таких каналах меньше, чем в основных молниях, но при этом тоже внушительная. Более того, подземный разряд сопровождается высокой температурой, которая достигает 63 тысяч градусов. А теперь представьте, что такой подземный разряд прошёл рядом с какими-либо горючими веществами или в зону его действия попало важное оборудование, люди.

Именно с такой ситуацией в 2010 году столкнулись жители небольшой деревни в Омской области. Здесь случился пожар, в результате которого сгорели все дома. Местные жители не могли тушить пламя, поскольку, как они сказали, по земле бегали огненные стрелы. Нужно ли говорить, что само возгорание случилось в результате попадания молнии? Жители деревни поступили правильно, не став рисковать, – напряжение в зонах прохождения таких каналов по своим параметрам ничуть не уступает местам, где заземлители громоотводов входят в землю.

Думается, рассказанного здесь достаточно, чтобы понять, что даже при попадании молнии в громоотвод или в землю в отдалении от человека есть реальный риск нанесения ущерба расположенным рядом объектам и людям. Молния словно хитрит, находя обходные дороги и взламывая простую защиту. Именно поэтому важно, чтобы даже домашнюю систему молниезащиты просчитывали и монтировали опытные специалисты. Только они смогут учесть все нюансы и по-настоящему надёжно защитить от всех факторов воздействия грозового разряда.

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Самолеты называют самым безопасным видом транспорта, однако во многих они вселяют непреодолимое чувство страха. Не способствуют борьбе с фобией и периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в какой-то лайнер ударила молния. «Лента.ру» разбиралась, насколько часто это происходит и чем это опасно для самолета.

В начале июня молния три самолета, находящихся на стоянке аэропорта Шереметьево. Разряд спровоцировал их обесточивание, отключение авионики и других систем. В марте из-за молнии вынужденную посадку в Нью-Йорке лайнер Embraer E170 с 55 пассажирами на борту. В начале января у самолета авиакомпании «Аврора», летевшего из Харбина в Хабаровск, молния законцовку правого полукрыла, а месяцем ранее разряд в полете Airbus A330, летевший из Москвы в Сеул.

Список инцидентов, связанных с ударом молнии в воздушное судно, в авиации не редкость. Обычно разряд не повреждает самолет, однако по завершении рейса его на некоторое время отстраняют от полетов.

«Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост», - объясняет пилот Патрик Смит, автор книги Cockpit Confidential.

По его словам, молния попадает в реактивный самолет примерно раз в два года. Смит говорит, что в результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы. Кроме того, некоторые отклонения могут наблюдаться в работе электроники, которой пользуются пассажиры.

«Молнии в самолет попадают очень и очень часто, но при этом ничего не происходит», - рассказал «Ленте.ру» Алексей Кочемасов, командир воздушного судна авиакомпании «Победа», более известный в интернете под псевдонимом Летчик Леха.

Алексей рассказал, что иногда на корпусе выгорает пара-тройка заклепок. «Но это ни на что не влияет, - уточняет пилот. - После обнаружения подобного ставят новую заклепку и все. Времени занимает примерно минут пять».

Профессор Ману Хадда, который руководит лабораторией Моргана Ботти по изучению молний в университете Кардиффа (Великобритания), уточняет, что современные самолеты, такие как Boeing 767 или Airbus A 350, имеют конструкцию, которая работает примерно по тому же принципу, что клетка Фарадея . Их корпус сделан из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Поэтому, попадая в самолет, молния проходит по его поверхности, но не проникает внутрь.

Хадда добавляет, что разряд даже теоретически не может достигнуть топливных баков, которые расположены в крыльях.

«Сила тока при ударе молнии достигает 200 тысяч ампер - пассажиры могут услышать шум или увидеть вспышку света в иллюминаторе, но они ничего не почувствуют», - заверяет Хадда.

Он уточняет, что авиапромышленность довольно консервативная отрасль и здесь постоянно проводятся различные испытания техники, в том числе, и на работу в экстремальных условиях. Так что пассажиры ничем не рискуют.

Эксперты считают, что наибольший риск молния представляет для экипажа самолета и его пассажиров: вид бьющего в корпус разряда может вызвать панику, что в случае неадекватной реакции представляет угрозу безопасности полета.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождевых кучевых облаках, на высоте 2-5,5 километра. Пролетающие самолеты иногда сами вызывают разряды в наэлектризованных облаках. Считается, что легкомоторные самолеты менее подвержены ударам молнии из-за своих размеров.

Видео с бьющими в самолеты молниями набирают в интернете тысячи просмотров

Серьезные происшествия, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации можно пересчитать по пальцам. Последний произошел в январе 2014 года: на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, он попал в грозу и был поражен молнией. В результате крушения погибли четыре человека.

Самая серьезная катастрофа из-за удара молнии произошла в 1963 году. Тогда разряд привел к взрыву в воздухе лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American.

По итогам расследования Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановила оснастить все гражданские самолеты специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. Их стали устанавливать на концах крыльев, а свободное пространство в баках по мере выработки горючего стали ради безопасности заполнять инертным газом, препятствующим воспламенению паров топлива.

«В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок, - вспоминает Патрик Смит, - Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: "Что это было?" - "Не знаю". - "Молния?" - "Может быть"».

Впоследствии механики обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.

Ежеминутно в землю ударяет 6 тыс. молний. Вероятность поражения человека составляет примерно 1 к 600 тысячам, при этом примерно треть пострадавших погибает на месте, а выжившие получают серьезные повреждения. Статистика весьма неточная, но дает общую картину: от прямых ударов смертность значительно ниже, чем, например, от автокатастроф или вирусных заболеваний. Тем не менее риск поражения существует, а последствия могут быть самыми неожиданными и удивительными.

Отличия удара молнии от бытового поражения током

Тело человека отлично пропускает электричество — в разумных пределах. Фактически попадание молнии является очень мощным ударом тока, медициной классифицируется, как электротравма. Напряжение разряда составляет около 300 кВт, а в бытовых приборах редко превышает 20-30 кВт. При этом длительность контакта с молнией составляет 3 миллисекунды, а поражение в бытовых условиях может длиться 500 и более миллисекунд.

Небесный разряд нагревает воздух вокруг, провоцирует появление ожогов и причудливых узоров на коже — вследствие разрыва сосудов. При поражении током, как правило, страдают руки и запястья. Молния же бьет в грудную клетку или в голову.

Симптомы поражения

  • Ожоги. Не только в местах поражения. Разряд провоцирует возгорание одежды и пожар на месте происшествия.
  • Травмы в результате падения или повреждения посторонними предметами.
  • Галлюцинации.
  • Потеря сознания.
  • Остановка сердца.
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата.

Последствия удара молнии

Разряд пронизывает тело, оставляя ожоги — входной и выходной. Последних может быть несколько. Удар наносится снизу — от земли. Наиболее распространенная причина смерти — остановка сердца и не оказанная своевременно первая помощь. Человек впадает в шоковое состояние, которое многие пострадавшие сравнивают с пробуждением ото сна. Кроме того, распространены случаи развития паралича после поражения разрядом.

Слух и зрение

Примерно 50% пострадавших от прямого попадания получают серьезные проблемы с органами слуха и зрения. В течение 2-3 дней или нескольких лет развивается катаракта, зафиксированы случаи отслоения сетчатки, атрофии зрительных нервов и кровотечения.

Шум в ушах и временные потери слуха, головокружения, инфекционные заболевания среднего уха — последствия удара преследуют жертв на протяжении всей жизни. Непосредственно после удара возможен разрыв барабанных перепонок.

Кожа

Обширные ожоги I и II степени и разрывы сосудов оставляют пожизненные следы на теле. Появляются воспаления и покраснения кожного покрова, которые проходят через несколько дней.

Нервная система

Кровоизлияние в мозг, внутренние гематомы, амнезия и общий паралич — травмы ЦНС неизбежны при попадании молнии. Также, после реабилитации, могут развиваться психоневрологические заболевания.

Сердечно-сосудистая система

Если удалось быстро восстановить нормальный ритм сердца — последствия будут незначительны. Но если не провести реанимацию — человек погибает от гипоксии и нехватки кислорода.

Мышечная система

Разряд поражает мышцы, провоцируя токсичные выделения, которые сильно вредят почкам. Из-за сильных сокращений мышечных тканей во время удара ломаются кости, велика вероятность трещины позвоночника.

Удивительные способности, открывшиеся в людях после поражения

Рой Кливленд Салливан

Парковый Рейнджер из Кентукки за 34 года получил 7 прямых ударов. После последнего поражения Рой прожил еще 6 лет и покончил жизнь самоубийством в 71! Удивительный случай занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Опасаясь получить разряд, как жена Салливана во время поражения летом 1977 года, окружающие сторонились отмеченного небом лесника на протяжении последних лет жизни.

Хорхе Маркес

Кубинец выжил после 5 ударов. Первые три поражения спровоцировали сильнейшие ожоги конечностей и спины, полное выгорание волос и выпадение пломб из зубов. Но удивительно, что все последующие удары не нанесли сколько-нибудь серьезных повреждений. Хорхе жив, ради собственной безопасности не выходит на улицу в грозу.

Владимир Игнатьевич Дронов

В начале ХХ века отставной капитан, которому было 50 лет, получил удар молнии на охоте. Дронов потерял сознание примерно на 30 минут. Серьезных последствий разряд не нанес, странности начались позже. За несколько месяцев лысина покрылась густым волосяным покровом, выпали все зубы, но через короткое время вылезли новые!

Бруно Ди Филиппо

Житель Массачусетса получил разряд, мирно поливая лужайку перед домом. Молния прошла через плечо и вышла через лодыжку. Врачи констатировали: удар не нанес абсолютно никакого вреда организму. На теле остался лишь незначительный рубец, который со временем пропал бесследно.

Ванга

Болгарская целительница, известная на весь мир, в детстве пострадала от урагана и удара молнии, потеряв при этом зрение, но обретя дар предсказания.

Гарольд Дин

После поражения молнией Гарольд стал невосприимчив к холоду: даже зимой житель Миссури выходит на улицу в одной футболке.

Василий Сайко

Пензяк получил разряд шаровой молнией, который прошел через грудную клетку и вышел со спины, не нанеся при этом видимых повреждений или поражений внутренних органов. Однако при обследовании выяснилось, что мучившая Василия хроническая язва желудка исчезла без следа.

Вагнер Кейси

На проходивших в Техасе гонках по бездорожью Вагнера с друзьями настигла гроза. Пытаясь укрыться под деревом, мужчина получил сильнейший разряд. Упав на землю, несчастный был второй раз поражен молнией. Кейси был немедленно госпитализирован, отделался незначительными повреждениями кожи и потерей чувствительности в правой ноге. Через несколько недель пострадавший полностью восстановился.

Распространенные мифы о молнии

От молнии не укрыться даже в здании

При попадании в здание, разряд уходит в землю по громоотводам. Дом — одно из самых безопасных мест во время грозы: чаще всего удары получают люди, находящиеся на открытой местности, возле водоемов или под деревьями. Не менее безопасным местом является автомобиль с прочной крышей.

Молния сбивает самолеты

Не менее одного раза в год разряд попадает в самолет, но редко приводит к авиакатастрофам: корпус лайнера изготовлен из металла, отлично проводящего электричество.

Молния не бьет в одно место дважды

Распространенное заблуждение, не обоснованное с научной точки зрения. Разряд может ударить дважды в один объект. Например, в сооружение высотой 500 метров ежегодно приходится 50-80 попаданий. Кроме того, физики вычислили, что после первого разряда молния ударит в радиусе от 10 до 100 метров с вероятностью 67%.

Молния образуется только во время дождя

Пока слышен гром — существует опасность получить удар молнии. При этом дождь может идти в 10 километрах и дальше.

Если прикоснуться к пострадавшему, можно получить удар током

Страшное заблуждение, из-за которого зачастую не оказывают первую медицинскую помощь пострадавшему. В действительности тело человека не способно удерживать электрический разряд.

Мобильный телефон опасен в грозу

Наука не приводит никаких фактов в поддержку этого мифа. Только телефон в металлическом корпусе, который соприкасается с кожей, может увеличить вероятность попадания молнии.

Оказать первую помощь и вызвать врача — обязанность каждого, ставшего свидетелем удара молнии в человека. Это несложно, велика вероятность, что вы спасете жизнь пострадавшему!