На основе полученных данных можно сделать вывод, что случайная величина распределена по нормальному закону, а случайная величина не распределена по нормальному закону.

Анализируя получившиеся графики, делаем вывод, что случайная величина src="images/referats/13985/image015.png">распределена по равномерному закону, а случайная величина – по нормальному.

Заключение

В ходе курсовой работы были освоены методы обработки данных статистического наблюдения, их анализа с помощью обобщающих показателей, установление теоретических законов распределения случайных величин и доказательство адекватности этих законов. Также в результате выполнения данной работы мы приобрели навыки и опыт работы в пакете STATISTICА.

В ходе анализа данных, были сделаны выводы, что основной частью статистического анализа является выявление закона распределения случайной величины, а также, выявление основных факторов, оказывающих влияние на качество оцениваемых параметров закона распределения (длина выборки, её однородность, величина доверительной вероятности). Был произведен статистический анализ каждой из полученных в ходе генерации выборок данных двух случайных величин, был найден закон их распределения. Рассмотрены основные числовые характеристики положения и вариации нормального и равномерного закона. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Полученный опыт работы со статистическими данными и методами их обработки на компьютере позволит гораздо быстрее и эффективнее применять эти методы обработки информации в повседневной жизни, в частности, для экономических исследований и разработок.

Перечень ссылок

случайный величина интервальный выборка

1. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. - 3-е изд., перераб. -М.: Финансы и статистика, 2000. - 560 с.

2. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 365 с.: ил.

3. Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. – М.: Наука, 1969. – 509 с.

4. Гурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для втузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1977. – 397 с.

5. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Unity, 2000. – 544 с.

6. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. – М.: Наука, 1969. – 576 с.

7. Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

Приложение А

Генерация исходных данных СВ в пакете STATISTICA

Dim ADS As Spreadsheet

Dim STBReport As Report

Dim SUM As Double

Dim LOOP_CASE As Double

Set ADS = ActiveDataSet

Set STBReport = Reports.New

For LOOP_CASE = 1 To NCASES(ADS)

For L = 1 To 300

SUM = SUM + Uniform(1)

ADS.Value (LOOP_CASE, 1) = N * ((1 / 15) * SUM - 9)

Приложение Б

Интервальные ряды для СВ и

Таблица Д.1 - Интервальный ряд СВ ,

5,289175

8,355050

11,42093

14,48680

17,55268

20,61855

23,68443

Таблица Д.2 - Интервальный ряд СВ ,

5,502861

8,114160

10,72546

13,33676

15,94806

18,55936

21,17066

23,78195

1.Большинство учеников относятся к самостоятельной работе негативно или безразлично.

2.В качестве мотива выполнения самостоятельной работы в основном выступает возможность проверить свои знания, а не возможность их пополнить и углубить, проявить самостоятельность.

3.При выполнении самостоятельной работы учащимся требуется более подробный инструктаж.

4.Наиболее действенными стимулами самостоятельной учебной деятельности являются интересное задание, посильное задание, требовательность преподавателя.

В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся - решения второй из поставленных нами задач, проводилось тестирование по основным вопросам географии и беседа с преподавателем. Были получены следующие результаты: приблизительно 35% (7 человек) имеют высокий уровень знаний, умений, навыков, 35% (7 человек) – средний и 29% (5 человек) – низкий. Для старшеклассников второй группы результаты распределились следующим образом: 41% (8 человек) – высокий уровень, 35% (7 человек) – средний, 24% (4 человека) – низкий.

Характерные черты и особенности учебной деятельности старшеклассников, возникающие затруднения при выполнении самостоятельной работы мы выявляли, используя такие методы, как тестирование, наблюдение.

Так, результаты теста показали, что 29% (5 учеников) действуют импульсивно, торопятся, не всегда замечают ошибки, следовательно, требуют внимания преподавателя на начальном этапе работы, 29% (5 учеников) - действуют спокойно и уверенно, 42% (9 учеников) - учащиеся, у которых затягивается ориентировочный этап, заметны нерешительность и робость. Что касается эмоционального состояния, то 53% (10 человек) чувствуют себя спокойно и 47% (9 человек) - тревожно. Среди трудностей, которые чаще всего возникают у учащихся, особенное значение приобретают следующие: «Чаще всего я не знаю, как надо выполнять работу» и «Не умею контролировать ход своей работы». Ученики второй группы испытывают аналогичные трудности при выполнении заданий, что и в первой.

В ходе наблюдения было установлено, что многие школьники испытывают затруднения при работе с картой, при сравнении имеющихся данных, при анализе результатов. На наш взгляд, это связано с недостаточной подготовкой школьников к работе, с непониманием цели работы.

Четвертая задача решалась нами при помощи использования методики «Диагностика параметров самостоятельной деятельности школьников». Выяснялись и оценивались такие качества личности: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность, самостоятельность. Была проведена оценка преподавателем параметров самостоятельной деятельности учащихся и самооценка учениками параметров своей деятельности. Сравнивая полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: наибольшую выраженность получили такие качества самостоятельной деятельности, как ответственность, организованность, наименьшую выраженность – активность, мотивация.

Результаты диагностики были соотнесены нами с выделенными критериями и уровнями развития самостоятельности. В итоге мы выявили, что 20% (4 человека) первой группы имеют высокий уровень развития самостоятельности (интенсивно-творческий), 33% (7 человек) - средний уровень (активно-поисковый) и 47% (8 человек) - низкий (подражательно-пассивный). Что касается второй группы, то здесь 22% (5 человек) имеют высокий уровень развития самостоятельности, 33% (6 человек) – средний и 45% (8 человек) - низкий.

Первая группа Вторая группа

Таким образом, было выявлено, что у большинства школьников самостоятельность как качество личности развита недостаточно, что связано с отсутствием положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы, со слабой реализацией подхода, согласно которому самостоятельность может эффективно развиваться на практических занятиях. Установлено, что проблеме развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии уделяется недостаточное внимание, отсутствует учет организационных и содержательных аспектов развития самостоятельности. Согласно структуре самостоятельности (мотив – умения – воля), можно отметить недостаточное развитие у учащихся одного или нескольких ее компонентов.

На основе полученных данных первую группу мы назвали экспериментальной, а вторую – контрольной.

3.2. Апробирование методики проведения практических работ на уроке географии с целью развития самостоятельности учащихся

На данном этапе опытно-экспериментальной работы в качестве цели выступало развитие самостоятельности школьников в процессе проведения практических занятий по географии на основе реализации предложенной нами модели развития самостоятельности. В связи с этим задачи формирующего этапа мы определили следующим образом:

1.Сформировать положительную мотивацию учащихся к самостоятельной работе.

2.Совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в процессе проведения практических занятий по географии.

3.Стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на преодоление возникающих затруднений.

4.Совершенствовать качества самостоятельной деятельности на практических занятиях по географии.

В рамках этого этапа работы проводились практические занятия по географии в экспериментальной группе, организованные согласно разработанной модели.

1)осуществляется предварительная подготовка учащихся к практическим занятиям, способствующая формированию необходимых знаний, умений, навыков для выполнения данной работы;

3)в процессе подготовки к практическим занятиям и непосредственно на них учащиеся преодолевают некоторые затруднения в плане выполнения посильных заданий как самостоятельно, так и при дозированной помощи преподавателя.

В контрольной группе занятия проводились обычным образом. Кроме того, занятие, полностью разработанное нами, в ней вообще не проводилось, практически отсутствовал этап предварительной подготовки к занятиям.

Опишем методику одного из проведенных в экспериментальной группе занятий на примере работы «Плотность населения, расселение и урбанизация».

Как правило, выполняя практическую работу, учащиеся действуют в парах постоянного состава. На организованных нами занятиях некоторые учащиеся работали в парах, а некоторые выполняли работу индивидуально. Это было связано с тем, что учащиеся имеют различный уровень подготовки, различный уровень сформированности познавательных умений и навыков, различный темп работы, психологические особенности. То есть, мы осуществляли в некоторой степени индивидуализацию и дифференциацию обучения. Цель подобной дифференциации – обеспечить наиболее благоприятные условия для развития у учащихся такого качества личности, как самостоятельность.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что преобладающим первичным стилем взаимодействия опрашиваемых является авторитарно - бюрократический, который характеризуется стремлением жить по правилам, соблюдать должностные инструкцию и «держать дистанцию» при контактах с клиентами при видимом внешнем радушии.

С одной стороны, такие отношения между сотрудниками способствуют высокой мотивации работников, проявлению инициативы, вырабатыванию группового мышления.

С другой стороны, и об этом также свидетельствуют результаты исследования, существует опасность возникновения такой ситуации, когда некоторые сотрудники будут работать «спустя рукава», то есть избегать инициативы при реализации стиля взаимодействия.

Анализ существующего стиля взаимодействия сотрудников ООО «Элит-С» позволяет определить основную проблему отношений внутри трудового коллектива. Она кроется в отсутствии в организации эффективной системы поощрений и наказаний работников по результатам их деятельности.

Основной вывод, который можно сделать, резюмируя исследовательскую часть работы - это необходимость разработки и внедрения управленческих мероприятий, которые помогут устранить основные недостатки стиля взаимодействия членов трудового коллектива организации.

Поэтому во второй, практической части были исследованы предпочитаемые стили взаимодействия работников фирмы, сделана попытка оценить особенности поведения менеджеров, в зависимости от их стиля взаимодействия.

В третьей части работы были определены основные направления совершенствования стиля взаимодействия персонала организации, даны рекомендации по выработке поведенческих норм сотрудников в зависимости от целей организации и от этапа жизненного цикла фирмы.

Как одна из мер может быть была предложена системы санкций и поощрений, направленная на повышение эффективности деятельности и на поддержание дисциплины в коллективе.

Может вызвать удивление выбор системы санкций как метод совершенствования отношений в коллективе, однако, при выявленном стиле взаимодействия – административно-бюрократическом указанная мера может быть эффективной, так как для менеджеров этой фирмы важным является знание и соблюдение правил поведения.

Привлечение внимания обслуживающего персонала к организации рабочего места, безусловно, так же является важной мерой совершенствования способа взаимодействия сотрудников.

В целом же исследование показало, что для достижения максимально эффективного стиля взаимодействия сотрудников руководитель организации должен уделять большое внимание своим подчиненным, их поведению в различных ситуациях, поощрять одних за достижения в профессиональной деятельности, к другим применять санкции за нарушения трудовой и исполнительской дисциплины.

В любом случае, стиль поведения работников организации со временем меняется под воздействием внешних и внутренних факторов, поэтому анализ деятельности персонала нужно систематически анализировать и корректировать. Следует также проводить тренинги взаимодействия для отработки наиболее эффективного способа деятельности. Особую важность это имеет для организаций сферы обслуживания, так как для работников этой отрасли информационный контакт с клиентом является его профессиональным инструментом деятельности.

К внешним факторам влияния на систему взаимоотношений относятся факторы характерные для многих фирм: это офис, удобство посещений, получение необходимой информации по телефону, полнота информации, внешний вид сотрудников, диапазон услуг, скорость обслуживания, гарантированное качество продукции, выполнение обязательств, высококвалифицированные специалисты, отзывы бывших клиентов, привлекательность цены, вежливость персонала, фирменный знак, фирменная одежда, финансовая надежность, мнения клиентов, опыт работы на рынке.

В практике взаимодействия организации сферы обслуживания с клиентами существует четыре типа поведения: клиентурное, антиклиентурное, псевдоклиентурное и избирательно-клиентурное. Это свидетельствует о том, что процесс общения с покупателями и потребителями товаров и услуг оказывается неоднозначным.

В бизнес - организации постепенно происходит маркетинговый «сдвиг» управленческого сознания. Создается ситуация, когда поведение персонала оказывается значимым в процессе имиджевого нормообразования, другими словами, организационное поведение работника реально становится фактором, повышающим привлекательность для клиента. При этом усиливается целенаправленное управление поведением персонала со стороны руководства.

Рассмотрим пример того, как можно на основе полученных эмпирических данных оценить параметры распределения случайной величины. Пусть у нас есть результаты оценки 20 мужчин и 20 женщин по шкале феминность – маскулинность опросника ММРI (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Результаты оценки феминности – маскулинности (в порядке возрастания)

Оценка математического ожидания но данным эксперимента

Выполним оценку математического ожидания по данным эксперимента. Для начала посмотрим, как можно "вручную" оценить величины математического ожидания для выборки мужчин и женщин. Вспомним, что в этом случае у нас есть три варианта действий.

  • 1. Оценка среднего арифметического . Для того чтобы использовать эту возможность оценки математического ожидания, необходимо прежде всего подсчитать суммы всех тестовых баллов отдельно для выборки мужчин и женщин. Результат оказывается следующим: общая сумма баллов для мужчин составила 724, для женщин – 586. Теперь полученные суммы необходимо разделить на объем выборки. В нашем случае и мужская, и женская выборки содержат по 20 человек. Таким образом, воспользовавшись формулой (1.2), получаем, что оценка математического ожидания для выборки мужчин составляет 36,2 балла, для выборки женщин – 29,3 балла.
  • 2. Оценка моды распределения . Вспомним, что модой называют наиболее часто встречающееся значение. Для того чтобы оценить ее, построим для начала частотное распределение тестовых баллов для двух выборок. Результаты таких подсчетов представлены в табл. 1.2, где указаны все набранные испытуемыми баллы, а также число испытуемых – мужчин и женщин – набравших соответствующее число баллов. Те же данные можно представить более наглядно в виде гистограммы (рис. 1.3). Гистограмма отражает связь между наблюдаемыми значениями случайной величины и частотой их проявления. Непосредственно наблюдаемые значения, как правило, откладывают по горизонтальной оси (оси абсцисс), частоты их проявления – по вертикальной (оси ординат).

Таблица 1.2

Распределение набранных баллов феминности – маскулинности в группах мужчин и женщин

Набранный балл

Число испытуемых

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что в группе мужчин три значения встречаются наиболее часто, по три раза: 30, 31 и 41 балл. Таким образом, в этой группе мы не обнаруживаем моды распределения. В группе женщин одно значение встречается чаще других – 33 балла. Это и есть мода распределения. Как видим, это значение несколько отличается от того, что было получено при расчете среднего арифметического, которое оказалось 29,3.

Рис. 13.

3. Оценка медианы . Для того чтобы оценить медиану распределения в двух выборках, необходимо прежде всего упорядочить полученные нами данные по возрастанию. В табл. 1.1 данные представлены именно таким образом. Поскольку у нас по 20 испытуемых в каждой группе, то середина вариационного ряда, упорядоченного по возрастанию или убыванию, придется на 10–11 испытуемых: ведь до 10-го испытуемого оказывается ровно 9 испытуемых с меньшими или равными баллами и после 11-го испытуемого остается ровно 9 испытуемых с большими или равными баллами. Отсчитаем девять строк снизу и девять строк сверху, обнаружим, что и в мужской, и в женской выборках испытуемые, оказавшиеся на 10–11-м местах, показывают одинаковые результаты: у мужчин это 36 баллов, у женщин – 31 балл.

Таким образом, медианное значение феминности – маскулинности в мужской выборке практически соответствует значению среднего арифметического, тогда как для женской выборки мы обнаруживаем значение, которое оказывается чуть больше найденного ранее среднего арифметического, но чуть меньше найденной ранее моды распределения, фактически располагаясь между этими значениями.

Те же действия можно осуществить и с помощью компьютера. В простейшем случае для расчетов может быть использована любая программа электронных таблиц, как, например, MS Excel из офисного пакета корпорации Microsoft или ее аналоги в других офисных пакетах. Для оценки среднего арифметического необходимо будет воспользоваться функцией СРЗНАЧ . Она возвращает среднее значение (среднее арифметическое) аргументов. Например, если диапазон А1:А20 содержит числа, формула = СРЗНАЧ(А1:А20) возвращает среднее значение этих чисел . Для расчета моды и медианы необходимо соответственно воспользоваться функциями МОДА и МЕДИАНА. Электронные таблицы также, как правило, предоставляют довольно развитые возможности для построения сводных таблиц и гистограмм.

Более эффективно позволяют провести необходимые вычисления специальные статистические программы. Так, известная программа статистического анализа SPSS Statistics, в последнее время разрабатываемая и поддерживаемая компанией IBM для ОС Windows, MacOS и Linux, содержит модуль описательной статистики. Его можно найти в разделе меню "Анализ". Аналогичные возможности представляют и другие статистические пакеты, наиболее мощным из которых представляется пакет статистического анализа STATISTIC А компании StatSoft Inc.

Рассмотрим, как можно оценить математическое ожидание полученных данных и построить их частотное распределение с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics (предполагается, что в нашем распоряжении имеется русская редакция этой программы для среды Windows ).

Сначала необходимо правильно подготовить файл данных. Для этого запускаем программу, переходим на вкладку "Переменные" и вводим в первом столбце имена всех исследуемых переменных. В нашем случае это могут быть переменные "мужчины" и "женщины" (рис. 1.4), хотя в общем случае лучше создать две переменные: "пол" и "феминность" и далее использовать фильтры для отбора подходящих для анализа данных.

Рис. 1.4. Создание переменных для анализа данных по феминности – маскулинности в IBM SPSS Statistics

Затем переходим на вкладку "Данные" и вводим имеющиеся у нас результаты измерения (рис. 1.5).

Для расчета среднего арифметического, моды и медианы необходимо выбрать в модуле описательной статистики пункт меню "Частоты", в появившемся окне – переменные для анализа, затем нажать кнопку "Статистики". Во вновь появившемся окне выбираем "Среднее", "Медиана" и "Мода" (рис. 1.6).

Для построения гистограмм в окне "Частоты" выбираем пункт "Диаграммы" (рис. 1.7), в появившимся окне выбираем пункт "Гистограммы". Также при необходимости можно отметить чекбокс "Показать на гистограмме нормальную кривую". В этом случае можно будет сравнить имеющееся частотное распределение с теоретически возможным нормальным распределением.

Предполагается, что используется русская версия MS Office 2013.

  • Диапазоном называют две или более ячеек листа. Ячейки диапазона могут быть как смежными, так и несмежными.
  • В MS Excel, начиная с версии 2010, для вычисления моды рекомендуется использовать функции МОДА.ОДН и МОДА.НСК соответственно для вычисления одной и нескольких мод распределения.
  • Думая о переписи 2010 года, я невольно задаюсь вопросом: "А для чего именно проводят переписи? Неужели исключительно для подсчёта граждан?" Как я позже выяснил, это мероприятие имеет куда больше целей. И именно о них мне хотелось бы поговорить.

    Что такое перепись населения и для чего её проводят

    Прежде всего, перепись населения являет собой единый процесс, включающий в себя сбор, обобщение, анализ и публикацию демографических, социальных и экономических данных населения. Перепись населения может относиться как ко всем жителям страны, так и к жителям отдельных регионов.

    Вообще, переписи населения позволяют следить за миграционными процессами и демографическими изменениями. К тому же, они являются ведущим источником организации государственных информационных ресурсов. Переписи помогают следить за жизнью в стране.


    Категории населения и виды переписи

    Существует два вида переписи населения: программная и срочная.

    В первом случае проводится полноценная перепись, включающая в себя ряд вопросов к опрашиваемым лицам (именно о ней мы думаем, когда слышим само определение).

    А вот срочная перепись проводится в ограниченные сроки (как правило от двух до одиннадцати дней). Она отличается очень чёткой и короткой программой, оперативной работой.


    • наличное население. Объединяет в себе всех людей, которые на момент переписи находятся на обследуемой территории (плюс временное население);
    • юридическое население. Население, что юридически закреплено на конкретной территории;
    • и постоянное население. Это те лица, которые имеют постоянное проживание на обследуемой территории (живут там более 6 или 12 месяцев).

    Сейчас в России применяют опросный метод (переписной лист заполняется в процессе личных переговоров с переписываемым лицом). Но существует ещё два метода, которые активно используют в зарубежных странах (метод самосчисления и смешанный метод), которые отличаются некоторой самостоятельностью.


    Нельзя не упомянуть о том, что ближайшая перепись в нашей стране пройдёт в 2020 году. Предполагается, что пройти её можно будет в Интернете.