В течение первого года жизни ребенок проходит важные этапы развития, чтобы уверенно встать на ноги. Он учится переворачиваться со спинки на живот и обратно, пытается ползти, изучая окружающий мир. Затем садится, стоит у опоры, после чего делает первые неуверенные шаги. Для каждого ребенка этот процесс индивидуален и занимает до 11 месяцев, поэтому родители не должны равняться на других детей, дав возможность любимому чаду пройти путь самостоятельно.

Первые шаги ребенка - событие, которое ждут все родители

Оптимальный период обучения

Нормой для освоения ходьбы считается срок 9-16 месяцев, а первые попытки становятся счастливым и важным событием для всей семьи. Следует взять во внимание незначительные отклонения:

  1. Очень ранний период. Нередки случаи, когда малыш стоит на ножках в 7 месяцев, а спустя короткий промежуток времени уже ходит. Родственники и друзья восхищены, а врач предупреждает о возможной опасности для неокрепшего позвоночника. В этом случае нужно смотреть только на развитие своего ребенка. Если он опережает ровесников и по остальным параметрам, причин для беспокойства нет.
  2. Ранний период. Если ребенок делает первые шаги в 9-месячном возрасте, он освоил навыки раньше положенного срока. Ничего страшного в этом нет, при отсутствии стимуляции со стороны взрослых.
  3. Поздний период. Первые шаги даже в 1,5 года считаются нормой для ребенка. Важно учитывать вес малыша, с которым он появился на свет, общее развитие и патологии. Недоношенные дети зачастую отстают от сверстников.

Для здорового ребенка позднее начало хождения также можно считать нормой. Не следует переживать, ведь детский организм точно знает, когда готов к подобным нагрузкам на позвоночник.



Время, когда ребенок начинает ходить, зависит от индивидуальных особенностей малыша и от его желания учиться шагать

Факторы, влияющие на торможение навыка

Никто из родителей не забьет тревогу, если ребенок не пошел в 6-месячном возрасте, но к году их начинают одолевать сомнения. При отсутствии патологий в развитии, нет смысла переживать. Запаздывать навык ходьбы может по разным причинам:

  1. Вес . Ребенок может набрать лишние килограммы в результате нерационального питания, нарушений в процессах метаболизма или переедания. Разумные физические нагрузки и стандартные порции позволят решить проблему. Вес дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Полезны занятия плаваньем и , чтобы научить такого крепыша делать первые шаги.
  2. Темперамент . Веселым сангвиникам и подвижным холерикам проще меняться, чем тревожным меланхоликам и медлительным флегматикам. Они и сидеть начинают в 6-месячном возрасте. Желание научиться хождению присуще эмоциональным и психически более развитым детям.
  3. Генетика . Если родители пошли поздно, не следует требовать от ребенка олимпийских показателей.
  4. . Проблема может возникнуть, если ребенок боится ходить без посторонней поддержки. Вполне вероятно, что кроха упал и сильно ушибся. Важно набраться терпения, и не торопить обучение. Достаточно аккуратно стимулировать ребенка, проявляя участие и поддерживая его за руки. Обучение не завершится быстро, но даст шанс преодолеть боязнь к ходьбе.
  5. Здоровье . При ослабленном иммунитете и в период простудного заболевания научить кроху ходить нельзя. Не стоит продолжать занятия, даже если процесс уже начался. Ребенок наверняка забудет все, что он умел до болезни, но наработанные навыки обязательно вернутся.
  6. Неврология и опорно-двигательный аппарат . Справиться с проблемой поможет комплексный подход. Необходимо правильно и вовремя диагностировать заболевание, пройти курс лечения и подключить восстанавливающие процедуры.


Если малыш боится ходить самостоятельно, то родителям необходимо поддерживать его за руки

Самостоятельно выявить проблему нельзя, поэтому желательно при первых признаках отставания обратиться к специалисту. Советы подруг и родственников в этом случае вряд ли помогут.

Постепенное развитие навыка

Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.

Как наладить процесс?

Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:



Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.



Чем больше будет пространства для малыша, тем интереснее ему познавать этот мир

Стимулирующие упражнения

Занятия можно начинать, когда малыш пытается вставать с колен и стоит на ножках. Решение учиться всегда остается за ребенком, а не за родителями, которые хотят утереть нос друзьям и что-то доказать родственникам. Каждый малыш по-своему индивидуален, а маме нужно принимать его таким, какой он есть. Помогут немного подтолкнуть карапуза вперед полезные упражнения.

Для раннего возраста

  1. Детям 6-9 месяцев подойдут занятия на фитболе. Необходимо усадить кроху на мяч, отвернув лицом от себя и придерживая его за бедра. Нужно покачать малыша в разные стороны для развития равновесия и координации.
  2. С 9 месяцев важно учить ребенка стоять. Поверхность, от которой малыш будет отталкиваться ножками, должна быть твердой. Карапуза следует повернуть спинкой к себе, придерживая в области грудной клетки. Затем немного приподнять его вверх, чтобы он самостоятельно поднялся с корточек и выпрямил ножки. Чтобы обучение проходило весело, можно включить музыку. Если кроха не понимает, что от него требуется, к упражнению лучше вернуться позже.
  3. С 9 месяцев стимулируется подъем с колен, если малыш способен самостоятельно подняться, держать за опору. Внимание ребенка привлекается игрушкой, после чего она «убегает» и «садится» в кресло или на диван. Малыш должен проследовать за ней, встать и взять игрушку.


Любые упражнения и занятия должны быть веселыми и интересными для ребенка

Для позднего возраста

  1. С 10-месячного возраста полезным приобретением станет игрушечная коляска, независимо от пола ребенка. Катание коляски является полезным навыком, когда малыш может ходить с поддержкой. Коляска медленно покатится вперед, а карапуз будет следовать за ней. Необходимо подстраховывать его сзади.
  2. Когда малыш будет уверенно стоять, можно подключить упражнение с палками. Длина палок около метра, грудничок держится за них, а руки взрослого лежат на ручках ребенка. Переставляя палки вперед, кроха учится медленно ходить.
  3. Если визуально ограничить пространство, можно обучить ребенка, который боится ходить. Упражнение включается в комплекс, когда малышу исполнилось 10 месяцев, и он уверенно стоит. Кроху запускают внутрь обруча и стимулируют ходьбу в разных направлениях, перемещая края.
  4. Если ребенок неплохо ходит, держа взрослого за руку, самое время организовать передвижение с препятствиями. Между предметами или мебелью натягивается веревка на комфортном для малыша уровне. С помощью взрослого он должен ее переступить.

При выполнении упражнений нужно следить за настроением ребенка. Если замечен дискомфорт или малыш отказывается выполнять задание, желательно отложить проведение урока.



Коляска-каталка поможет малышу сделать свои первые шаги самостоятельно. А родителям необходимо поддерживать ребенка сзади

Первый год жизни ребенка – один из самых важных этапов его развития. Ребенок так стремительно растет и развивается, как больше никогда в своей жизни. Из крошечного, плохо видящего комочка через год вырастает маленький человечек, умеющий ходить и говорить. Один из последних навыков, который ребенок приобретает в первый год – способность ходить. Многие родители ждут, когда малыш пойдет сам, но не все знают, что можно помочь ему научиться этому.

Учиться ходить – огромный труд. Но почему? Ведь это естественный процесс? Да, конечно. Но чтобы этому научиться, ребенок должен быть готов физиологически. При хождении опорно-двигательный аппарат человека получает серьезную нагрузку, поэтому без должной подготовки в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Например, при неправильном обучении может появиться искривление позвоночника.

Как подготовить ребенка к хождению? Прежде всего, должна окрепнуть спина. Обычно этому способствует активное ползанье, а также сидение. Бывают дети, которые не ползают, а сразу встают и ходят, но таких меньшинство. В любом случае, перед тем, как научить ребенка самостоятельно ходить, следует подождать, когда он сможет долго и хорошо сидеть, и когда он сам захочет вставать.

Оптимальный возраст для обучения хождению

Обычно малыши быстро ползают и пытаются вставать к 9-10 месяцам. Некоторые могут и раньше, это зависит от индивидуальных особенностей. Когда ползать получается быстро и хорошо, ребенок начинает вставать. Сначала он встает ненадолго, держась за опору. Постепенно он стоит все дольше и дольше, и со временем делает первый шажок, все еще придерживаясь. По мере его взросления меняется и опора: если сначала это диван, за который можно легко ухватиться, то потом малыш может стоять и у абсолютно гладкой стены, чуть опираясь на нее ладошками. Спустя время малыш начинает стоять без опоры, а затем делает свои первые шаги. Во сколько малыш начнет ходить, сказать заранее невозможно, но в норме ребенок должен освоить это умение до одного года и трех месяцев. Научить ребенка самостоятельно ходить можно в 10-11 месяцев.

Маленькие хитрости

Как научить ребенка самостоятельно ходить? Есть несколько секретов, которые сделают обучение хождению легким и непринужденным, и помогут малышу быстрее порадовать родителей первыми шагами.

Массаж и гимнастика. Известно, что массаж благотворно влияет на развитие ребенка. Многие мамы смогли убедиться, что после массажа у карапуза обязательно появляются новые умения, к которым до этого даже не было предпосылок. Не нужно записываться на дорогостоящие сеансы массажа, его можно делать самостоятельно. Легкие поглаживания-растирания в направлении от стоп к верхней части ноги активизируют кровообращение, делают ножки ребенка более сильными, и родителям легче научить ребенка ходить самостоятельно. Помогает и гимнастика. Какие упражнения подойдут ребенку, зависит от его возраста. Например, с девятимесячным ребенком можно делать такое упражнение, как наклоны вперед с выпрямленными ногами.

Когда ребенок уже умеет хорошо стоять, можно водить его по комнате, держа за обе руки. Позже можно будет убрать одну руку, держать только одной. Важно, чтобы ребенок при этом не наклонялся в стороны, чтобы его спина была прямая. В противном случае у малыша в дальнейшем может развиться искривление позвоночника.

Не стоит надеяться на ходунки. Раньше считалось, что это приспособление помогает научить ребенка ходить самостоятельно. Но это не так. Ходунки нужны не ребенку, а маме – удобно посадить его туда, и спокойно заниматься домашними делами. Ходить они не учат, так как в них невозможно научиться держать равновесие – тело ребенка постоянно поддерживается, и для ходьбы в них ребенок наклоняется вперед, в то время как ходить самостоятельно нужно в вертикальном положении, с прямой спиной. Не стоит сажать ребенка в ходунки более, чем на 15 минут в день.

Когда ребенок уже умеет стоять без опоры, или хорошо возле нее ходит, можно приманивать его к себе интересной игрушкой, чтобы он отпустил ручки и пошел сам. Большинство детей не могут устоять перед этим, и идут. Главное – чтобы у ребенка не было с этим связано негативного опыта. Дело в том, что многие, сделав первые шаги, больно падают, и потом долго боятся отойти от опоры. Однако маме не стоит слишком переживать, что ее чадо упадет. Малыш почувствует, что мама боится, и тогда его никакими силами не заставить сделать первый самостоятельный шажок. Кстати, некоторые родители перед тем, как научить ребенка самостоятельно ходить, делают во время ремонта мягкий пол, и тогда падать малышу не больно, и он не боится ходить даже после падений.

Нужно давать ребенку свободу передвижения. На прогулке лучше больше водить его пешком, а не катать на коляске, а также поощрять его к передвижению, раскладывать по комнате много интересных игрушек.

Вот такие несложные действия следует выполнять маме, и тогда ребенок научится ходить быстрее. Вскоре после начала обучения мама будет с трудом догонять маленького непоседу и радоваться его новым достижениям.

Все родители с нетерпением ждут от своего карапуза первой улыбки, первого слова, первого зуба, и конечно же, первого шага. За год малыш из крохотного незрячего комочка превращается в маленького человечка. С ним происходит много перемен и главные помощники на пути во взрослую жизнь, это родители. Чтобы ребенок сделал свой первый шажок, его опорно-двигательный аппарат должен окрепнуть, а мама должна проследить, дабы этот шаг произошел не слишком рано. Задержка с началом хождения также говорит, о каких-то отклонениях от нормы. В этой статье поговорим про то, как научить ребенка ходить? При этом не навредить развитию и здоровью карапуза.

Когда можно учить ребенка ходить?

Прежде чем учить ребенка ходить, следует убедиться, что спина окрепла. Наилучшей тренировкой спинных мышц и всего опорно-двигательного аппарата, является активное ползанье, а также самостоятельное сидение. Есть исключения, когда карапуз начинает ходить без ползанья, но это не всегда хорошо. К 9–10 месяцам большинство детей уже ползают вовсю и пытаются встать на ножки. Но это нестрогие нормы, ведь все зависит от индивидуальных особенностей. Первые попытки стоять самостоятельно происходят возле опоры, после – руки отпускают ее, далее – следует первый шажок с придерживанием и в финале – кроха сам перебирает ножками без поддержки. Во сколько это случается?

Ответить затруднительно и специалистам, так как на навыки в хождении влияет множество факторов, но рамки условных норм существуют и они показывают, что нормально развивающийся малыш без отклонений, должен научиться ходить, начиная с 9 месяцев и до 1 год и 3 месяца.

Как распознать, что еще рано?

Иногда "шустрые" карапузы подниматься на ножки в 7 месяцев, а по прошествии небольшого периода времени, ходят самостоятельно. Многие утверждают, если пошел сам, то все в порядке, а вот педиатры говорят, что ранее хождение вредит позвоночнику. Конечно, заставить карапуза не ходить, вы не сможете, но и поощрять его действия не стоит. Старайтесь, дабы ребенок, начавший рано ходить, 9 месяцев это тоже рано, как можно меньше находился на ногах, а больше ползал. В случаях раннего хождения пристально следите за крохой:

  • если он активно развивается, не отстает от сверстников, не выявляет признаков утомленности или возможных болей в спине, ногах, то радуйтесь первым шагам ребенка;
  • если заметите какие-либо отклонения или проявление патологий бегите к врачу.


Как узнать, что малыш запаздывает с первым шагом?

Сразу следует оговориться, что недоношенные детки всегда начинают ходить, куда позже доношенных. Сроки для таких малышей смещены до полугода и первый шаг ближе к двум годам – это норма. Про развитие недоношенных детей подробней в статье: . Что же касается стандартного развития, то полтора года для первого шага — поздновато.

Почему так бывает?

Довольно часто причина кроется в неврологических или физиологических нарушениях. Как только ребенок встанет на ноги, обратите внимание на:

  • ступни, как они сформированы;
  • насколько кривые ножки;
  • как он ставит ножки (носки врозь или внутрь);
  • косолапит ли.

Если есть такие симптомы, то обязательно покажите его ортопеду и неврологу. Но не стоит сразу паниковать, так как на запаздывание навыка может повлиять:

  • генетическая предрасположенность, если мама или папа начали ходить поздно, то не стоит раннего похода ждать от малыша;
  • лишний вес не дает возможности карапузу удерживать свое тело на ногах;
  • темперамент, флегматичные дети с медлительными манерами всегда начинают ходить позже;
  • нехватка витамина D (рахит), это влияет на опорно-двигательный аппарат ребенка. Как вовремя распознать рахит, читайте в статье: ;
  • неудачный опыт первого хождения, довольно часто становиться причиной боязни пойти вновь. В таких случаях молодые родители просто обязаны научить ребенка ходить.

Как научить ребенка ходить ? Подготовительный этап

Дабы учить ребенка ходить, развивать мышцы нужно загодя. Ведь развитие опорно-двигательного аппарата закладывается еще в первые месяцы жизни. Поэтому подготавливать к будущим нагрузкам тело новорожденного, необходимо задолго до того, как начать учить ребенка ходить. Подготовительный этап развития состоит из простых процедур, выполняя которые можно ускорить физическое развитие:

  1. Начиная с двухмесячного возраста, поощряйте попытки грудничка переворачиваться набок. Такие движения способствуют развитию мышц на спине, руках, ногах, шее. Научить, это делать можно с помощью игрушки. Первоначально подержите над малышом игрушку, после положите ее на кровать. Грудничок, заинтересовавшись, повернется за ней.
  2. Выкладывайте новорожденного на живот. Активно применяйте этот способ, когда карапуз научится переворачиваться. Такое лежание укрепляет шейные и спинные мышцы. Помимо этого, не забывайте про массаж, как его делать узнайте из статьи: .
  3. Перед тем, как карапуз буде пробовать садится, научите его подтягиваться. Для этого пускай захватит ручками ваши указательные пальцы. После подтягивайте малыша как бы присаживая. Такие упражнения можно проводить в 4–5 месяцев перед купанием.
  4. Дабы простимулировать к действию, и научить ребенка ходить, после того как он научится сам сидеть, предлагайте ему достать игрушку потянувшись. Также предлагайте доползти до нее. Придумывайте задания для ребенка, дабы он не находился долго на одном месте.
  5. Чтобы научить ребенка ходить, должны быть крепкими ножки, поэтому проводите занятия по сгибанию и разгибанию коленей. Делать это нужно посредством гимнастики, а также прыгая с вашей помощью (держа его за подмышки).


Как научить ребенка ходить? Что поспособствует развитию навыка?

Первоначально следует убедиться, что малыш готов сделать свой первый шажок. Главными показателями готовности, являются такие действия, с его стороны:

  • умеет вставать с коленок;
  • стоит довольно
  • передвигается, держась за опору.

Научить ходить – это значит создать оптимальные условия для развития навыка.

По чем и как ходить?

Если у вас в квартире напольное покрытие в виде паркета, линолеума или кафеля, то лучше застелить его ковром. Так как кроха, делая первые неуверенные шаги, будет поскальзываться на таком полу. На ковре ножки не скользят, и ребенок будет держаться уверенней. Как вариант можно приобрести носочки с прорезиненой подошвой.
Любой карапуз чувствует себя уверенней босиком, поэтому спешить и обувать его не стоит. Научить ходить в обуви гораздо тяжелее, чем на босу ногу. Поэтому если на улице лето и есть возможность выйти во двор босиком, смело ее используйте, так как помимо первых навыков хождения, босые прогулки укрепляют стопы и служат профилактикой плоскостопия, про которое вы можете прочесть в статье: .

Выбираем первую обувь

От первой обуви зависит, насколько быстро малыш будит развивать навык хождения. Ведь согласитесь, в неудобной обуви навряд ли захочется ходить долго. Поэтому первая обувка должна соответствовать следующим критериям:

  • размер в размер, ножка не должна болтаться;
  • жесткий задник и высокая пятка;
  • наличие супинатора, так как именно он механически формирует свод стопы в детском возрасте;
  • натуральные материалы, дабы ножку не парило и не вызывало аллергических реакций. Про возможные симптомы аллергических реакций, можно прочесть в статье: .

Лучше всего покупать не на глаз, а только примеряв. Малыш должен пройтись в обновке, а молодым родителям необходимо проверить, не остались ли красные следы на коже ступней.

Расчищаем место для "маневров"

Чтобы научить ходить необходимо пространство, в котором карапуз сможет беспрепятственно перемещаться не держась. Для этого уберите громоздкие и малоиспользуемые вещи из комнаты, где проводит время карапуз. Дайте пространство для первых "маневров". После того как малыш пойдет, постарайтесь расчистить зону для "маневров" по всей квартире, так как ограничиваться одним помещением он не станет.


Делаем первый шаг. Как научить ребенка ходить без поддержки?

После того как карапуз встал на ножки и пробует передвигаться с опорой от одного края дивана к другому, можно попробовать научить ходить его самостоятельно. Главное условие для самостоятельного похода – ощущать поддержку родителей. Чаще практикуйте походы по дому за руку. Предлагайте пройти и посмотреть, что делает папа/мама, кто спрятался в соседней комнате и т. д.

Научить ходить можно поддерживая ребенка подмышки, продвигаясь вместе с ним вперед. Со временем руки полностью ослабьте, и кроха будет двигаться сам, а еще немного позже в занятости передвижением ножек, он и не заметит, как вы полностью уберете руки.

Используйте игрушки, которые ребенок сможет толкать. Это может быть толокар, кукольная колясочка, тачка и др. Главное, чтобы за такую игрушку удобно было ухватиться и катить.

Отвлекайте внимание карапуза, когда он ходит у опоры. Предложите ему игрушку или заговорите. Очень часто, отвлекшись, малыши отпускают опору, продолжая движение самостоятельно.

Пристально следите за ребенком, поскольку его шажочки еще совсем несовершенны, и он может упасть, а первые неудачи с сильными ушибами, могут надолго отбить охоту пробовать ходить самому.

Зовите малыша к себе на расстоянии, провоцируя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно.

Чего не следует делать, если хотите научить ребенка ходить самостоятельно?

Довольно часто в безудержном желании научить, молодые родители допускают ошибки. Чего нельзя делать и каких промахов нельзя допускать во время обучения своего чада.

  1. Не торопитесь, так как поставив грудничка на ноги в 6–7 месяцев, рискуете нарушить опорно-двигательный аппарат младенца и заработать ему сколиоз. Природа так устроила, что когда мышцы карапуза будут готовы он встанет сам.
  2. Откажитесь от ходунков. Если вы хотите научить ребенка ходить побыстрее, то ходунки вам не помощники. С их помощью малыш только отталкивается ножками, подпрыгивая, при этом навыком передвижения и удерживания равновесия не приобретает. Специалисты утверждают, что долгое хождение в ходунках (более 3 месяцев) может привести к деформации ступней.
  3. Чересчур опекать и помогать ходить, также не стоит. Он должен попробовать и узнать все сам. Ведь ни один ребенок, еще не научился ходить без падений и шишек. Задача родителей сделать падения более безопасными, а вотгиперопекани к чему.
  4. Неудобная или неправильно подобранная первая обувь. В помещении пускай карапуз бегает босиком, а вот выходя на улицу нужна хорошая обувь. Про ее критерии уже писали выше. Не экономьте на первой обуви малыша, и сможете без проблем научить его ходить.

Отвечая на вопрос, как научить ребенка ходить, запомните: чем больше вы поощряете карапуза к походам, тем сильнее у него желание научится ходить.

Автор публикации: Никита Рыбаков

Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся "по книжке" и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская "пластунский" этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

На зарядку становись!

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая" малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в "околомладенческой" среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной "гонке за лидером".

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. "Вожжи" используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации "поводок" исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему "канатоходцу". Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, "поводок" может стать настоящим спасением.

Босоногий мальчик

Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике плоскостопия и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.


Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу "Сними ботинки — и иди" (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

Шаги к безопасности

Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень... и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и...

  • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
  • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
  • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
  • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
  • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на "первопроходческой" стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги. Обсуждение

Вот уж не знала, что это вредно:)
Дочка у меня терпеть не могла, когда держали за руки, поэтому за ручки не ходила, пошла сама в год и 9 дней. Но она зимняя была - гуляли в коляске, на улице не поводишь, а дома и не надо - ползает.
Сын летний. В 10 мес. выехали на дачу. И что на прогулке делать? В коляске по участку катать? Ну, минут на пять... На руках - 11 кг тяжеловато. В рюкзаке не сидится. Ползать по земле не пускала - в рот тянул все со страшной силой. Оставалось одно - учить ходить. Сначала за две ручки, потом за одну. В год и 2 дня (на мой ДР:)) пошел сам. Получается - на неделю раньше дочки. Хотя по всем параметрам развивается медленнее. Никаких негативных последствий не увидела. Дома не водила - ползал сам.

Только закончили курс массажа, массажистка классная у нас, увидев меня, идущей с ребенком за 2 руки, сказала так не нужно...или за 1 руку (мои пока болтаются) или за шею (детям это сложно, да и маме сложно, мне силы рук не хватает), вообщем, пусть дальше ползают:)

Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Как научить ребенка... Мама и папа, а также бабушки-дедушки, ну и, конечно, старшие братья и сестры, чему-то учат малыша.

Обсуждение

Если ползаете на четвереньках уже год, то по -моему можно попробовать уже учиться ходить. Мы в свое время ходили по улице с ходунками, в которых ребенок стоит сам только руками держися за каталку " типа коляскку впереди себя везет", а дома мы пробовали так. Я чуть- чуть отходила от дивана держала его сзади за спинку, а потом отпускала со словами иди к дивану. Первое время я стояла совсем близко к дивану и он даже не делал ни одного шага, а просто как бы " валился" животом на диван. Но однажды О чудо! я увидела, что пержде чем завалиться на диван он сделал корпусом такое характерное движение, явно пытался "поймать " равновесие и устоять. С тех пор "подходы" к дивану стали как у Домана " чем чаще тем лучще" , ну и естественно постепенно отодвигалась от дивана. Когда от меня до дивана мог пройти примерно метр, стали пробовать ходить по комнате, но я сзади все время страховала и считала, какое расстояние сможет пройти прежде чем начнет падать. Последний рекорд, который запомнился был 3 метра потом уже начал сам дома вставать возле опоры и ходить от одногоо предмета мебели до другого.
А вот насчет поднятых рук я не согласна, на первых порах даже здоровыые дети ходят подняв руки до уровня плеч и это нормально так проще телу балансировать, чтоб не упасть (как канатоходцы). Со временем, когда чувство равновесия разовьется руки сами вниз опустятся, насильно я бы их вниз не опускала. Удачи. Все получится.

Обсуждение

правильно,даже взрослых учат падать на бок. спасибо за информацию.
ЗЫ если бы я во время беременности упала на живот Саня родилась бы на 2 недели раньше,да еще небось с последствиями,а так я упала на бок-было разбито напрочь колено и локоть:(Зато ребенок цел.

действительно очень полезно!

В журнале читала (статья была про велосипеды), что с первых падений надо учить ребенка падать, потому как ему эот предстоит чаще, чем типа в туалет ходить. В Интернете можно найти много видеороликов о том, как правильно падать. Посмотрите, попробуйте на себе, а...

Обсуждение

О-о-о, я тут весь истекший месяц задавала народу в точности такой вопрос:)) В это трудно поверить, но ЭТО ПРОЙДЕТ. Все это время, пока не научился падать, я сходила с ума. Купила шлем противоударный, он его сдирал, учиться падать не хотел ни в какую. Потом вдруг за один день где-то недели через три как начал вставать, научился сам падать и на попу, ин на четвереньки, и по-всякому. Пока не научился, я его пасла (что очень способствует схождению мамы с ума - отлучаться ведь нельзя, млин...). Везде, где он тусовался, настелила ватных одеял. Все равно бился башечкой об них, мебель, паркет. Попутно внушала себе, что неизбежные удары головой не так страшны, иногда оставляла его. По максимуму убрала все опасные предметы с углами, про остальные уговаривала себя не переживать сильно, хотя не очень получалось. Я вас очень понимаю и поддерживаю. Все будет хорошо! Мужества!

у нас этот период длился 2 недели, потом она сама научилась садиться:)))

А учить, говорят, так: стоит малыш, надо на плечи ему давить вниз, принуждая сесть на попу. И так пока не усвоит, что надо на попу садиться, как только Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. 10 правил: как научить ребенка правильно говорить.

Обсуждение

Шлем защитный. Продаются на рынке.. Мы купили правда мы уже побольше (9 месяцев потому просто стаскиваем его, да и падать правильно почти сразу научилися, как только вставть начали, очень аккуратный парень у меня в этом смысле) Чикко шлем стоит 300 рублей в Марии на Ленинском...Правда самому такой смастерить пара делов. Обтягиваете тканью паролон (лучше толстый плотный поролон для прокладки окон) э-э-э как бы обьясниь конструкцию. вобщем одна полоска по лбу вокруг головы и две на голове либо крестнакрест либо как у велосипедистов параллельно и завязочки пришиваете. Думаю покупной вам буедт великоват, он даже нам келиковата, хотя головена у нас большая в папу...так что попробуйте сделать сами. Еще вариант. Покупаете чепчик на вашу головену. И обшиваете сверху его все темже поролоном, не весь а вот как я говорила. При падениеи они в основном то головой бьются больно... так что думаю защиты на голову вам будет вполне достаточно. Ну и следить...

Если же попа сильно отбиватесь пришейте к одним штанам или трусам на попу калдратный кусочек поролона. Правда по-моему это уже излишество..если вы в памперсе он и так с амортизирует.. и вобще ИМХО главное головёгу обезопасить

может быть. я не массажистка и не врач. но ребёнку трудно учиться ходить в обуви. обувь -это когда он уже топает довольно уверенно С какого возраста можно ставить ребенка в прыгунки Какой прыгунок купить малышу Как выбрать прыгунки ребенку правильно: инструкция.

Обсуждение

Думаю, Вам лучше сходить к ортопеду и сделать массаж. Наша массажистка ещё говорила мне, что часто ставят ножки на носочки, если используют прыгунки. А про ходунки читала, что очень важно как раз чтобы не привыкал ребёнок толкаться носочками, надо, чтобы высота в ходунках позволяла ставить ножку на пол всеё стопой. Сами мы ни ходунками, ни прыгунками не пользовались, на носок ножку не ставила. Но это ещё ни о чём против ходунков не говорит. Уже перед тем, как начала самостоятельно ходить, чуточку стала одну ножку во внутрь ставить. Иногда подварачивает до сих пор (нам год и 8, уже делали 2 массажа после года), но скорее по привычке или от усталости.)))))))) Вам желаю удач.

Читала про ваш ВЧД, точно знаю от невропатолога, что постановка ноги на пальцы - один из симптомов ВЧД и тонуса (у подруги ребенок с недолеченным СУПЕРгипертонусом и ВЧД даже сейчас в 3,5 года, когда устанет или по другой причине на пальцах ходит, не хочу пугать - это единичный пограничный случай, но бывает). Скорее всего у вас это остаточное явление и скорее всего пройдет, может быть еще обувь не подходит.

Вот малыш уже умеет сидеть самостоятельно, но кормит его еще мама. Тут соседка или бабушка могут предложить неопытной маме не "баловать" ребенка и дать ему ложку, чтобы он начинал кушать самостоятельно. Нельзя прислушиваться к советам других людей, каждый ребенок имеет свои особенности развития и то, что у кого-то ребенок рано начал кушать, еще не повод для того, что все дети должны уметь держать ложку с раннего возраста.

Не стоит торопиться приучать ребенка к самостоятельному кормлению сразу, как он начинает сидеть на стульчике. В результате такого рвения родителей у ребенка появляется страх перед столовыми приборами и приемом пищи. Чаще всего из такого раннего обучения ничего не получается, малышу не удается набрать пищу в ложку или донести его до рта. В результате он вместо похвалы за свои старания видит, как расстроилась мама. Далее очень трудно заставить его взять в руку ложку для того, чтобы еще раз повторить такую неприятную процедуру.

Начиная с возраста семь месяцев , многие дети начинают проявлять интерес к ложке. Если уже ребенок освоил свой и не боится сидеть там, то дайте ему сначала просто ложку. Пусть он пока учиться попадать ею в рот без еды, положите перед ним кусочек твердой пищи, например, печенья. Малыш пусть пробует брать его рукой и отправлять в рот. Не препятствуйте, если ребенок кладет при кормлении свою ладошку на вашу руку, инициируя "самостоятельное" кормление. Это очень хорошо, что он уже желает сам подносить ложку ко рту, поддержите его начинания. Но начинать самостоятельно кушать, надо учить малыша только с возраста 8-9 месяцев.

Сначала в ненавязчивой форме предложите ребенку специальную детскую ложку. Положите ее на его столик рядом с тарелкой с той стороны, какой рукой малыш обычно любит держать предметы. Если ребенок не проявляет никакой инициативы и не желает брать в руку ложку, попробуйте пробудить в нем интерес к самостоятельному кормлению. Для этого положите перед малышом тарелку с вкусной едой, а рядом - его ложку. Сами займитесь в это время чем-то другим, увидев, что вы не торопитесь его кормить, ребенок будет вынужден попытаться поднести еду ко рту самостоятельно.

Все дети учатся кушать самостоятельно на примере взрослых, поэтому налейте себе в тарелку еду и продемонстрируйте ребенку, как вы едите сами. Большинство детей тянутся ручками к маме, стараясь схватить ее ложку. В этом случае лучше отдайте ему его ложку и тарелку с едой, пусть он попробует подражать вам. В первое время, желая самостоятельно кушать, малыш сильно пачкается, даже может опрокинуть еду с тарелкой. Поэтому обязательно не забудьте повязать перед кормлением на его шею слюнявчик.

Не надейтесь, что ребенок научиться кушать сам с первого раза, необходимо минимум недели времени, чтобы он научился захватывать кусочек пищи с тарелки и еще неделя, чтобы он начал доносить ложку до рта. Все это время малыш будет вести себя не очень примерно. Например, он будет запускать руку в тарелку, сжимать содержимое ложки ладонями или превращать процесс еды в игру. Для ребенка сам процесс обучения довольно трудный и вполне понятно, что очень скоро ему надоедает есть самому. В первое время родителям надо запастись терпением и докормить малыша второй ложкой.



Нельзя ругать ребенка за его неумение кушать, за его неопрятный вид или поднимать на смех то, как он выглядит. Если малыш перестал самостоятельно кушать и не желает больше брать ложку в руку, спокойно сами докормите его. Потом уберите его стол и смените его одежду, не заостряя внимания на то, как он все испачкал. Если вы будете смеяться и говорить ему: "Какой же ты у меня грязнуля", то малыш быстро поймет, что такой он маме нравится больше, и в следующий раз будет стараться насмешить вас еще больше.

Во время обучения самостоятельному кормлению смотрите, как малыш держит ложку. В первые дни сами правильно расположите его пальчики на ложке, помогите ему сами набрать кашу в ложку. Если он неплохо держит ложку, погладьте его по головке и улыбнитесь. Не ругайте, если малыш упорно берет ложку в кулак, пусть первое время он есть так, как у него получается. Всему свое время, со временем он освоит держать ложку пальцами. А держать ложку как взрослые дети начинают не раньше 1,5-2 лет, соответственно и надо начинать их приучать с этого возраста правильно держать ложку. Не давайте ребенку вилку и другие острые столовые предметы раньше 3-х лет, чтобы избежать опасности уколоться острым предметом.

А с 3-х лет дайте ему маленькую детскую вилку и покажите, как ей пользоваться. Если на тарелке лежит пища, которую надо накалывать на вилку, то удобно есть из вилки зубьями книзу. Кушать рассыпчатую пищу с помощью вилки, например, гречневую кашу, нужно держа вилку изгибом кверху. Так намного удобнее подгребать кашу и другую еду. Начиная с 2-3-х летнего возраста, начинайте сажать ребенка за общий стол. Отведите ему определенное место за общим столом и не меняйте его.

Не приучайте ребенка кушать по уговору: "Ложку за маму, ложку за папу". Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него пищу, тем больше он будет отказываться. В итоге малыш перестанет совсем кушать, пока родители не будут отвлекать его внимание игрушками или прибаутками. Также не стоит давать оценку ребенку: "Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что лежало в тарелке". Так малыш будет стараться съедать все каждый раз, а это может способствовать его ожирению. Поощрять за съеденную еду нельзя, процесс еды должен быть естественным. Родителям не стоит дарить подарки или ругать, желая научить ребенка съесть пищу. Хвалить ребенка надо за хорошее поведение, а ругать - за плохое, но не за то, сколько он съел каши.