Исследование гипотез, виды гипотез - область, характерная для любой современной науки, прикладной, гуманитарной, фундаментальной, словом, исключений нет. Под гипотезой принято понимать такое предположение, для которого можно сформулировать обоснование, прибегнув к применяемым в рамках конкретной науки методикам. Формулируется постулат с целью объяснения особенностей взаимодействия, причин. Основные виды гипотез затрагивают природные явления, события, общественные процессы и мыслительные особенности.

Базовое определение

Прежде чем рассматривать виды научных гипотез, нужно разобраться с тем, что термин в себя включает. В настоящее время принято говорить о следующем объяснении: такая форма познавательного процесса, которую невозможно обойти. Она позволяет связать новое знание и полученное ранее.

Виды норм гипотез предполагают процесс построения, в рамках которого сперва выдвигается предположение, и уже на его основе ведется дальнейшее исследование вопроса. Предположение можно сформулировать, если сперва изучить известный материал. Все известные в настоящее время виды гипотез требуют исследования данных, полученных в процессе многократного наблюдения за повторяющейся ситуацией.

Гипотезы: две категории

Принято выделять два ключевых вида гипотез. Введено подразделение на классы с учетом объекта познания и функций, которые при этом применимы. Из познавательных функций можно сформулировать объяснительные, описательные виды гипотез.

Описательные

Описательные представляют собой такое предположение, в рамках которого исследователь обоснованно заключает о наличии свойств у наблюдаемого объекта, явления. Выдвижение этого вида гипотезы позволяет начать работу над познанием структуры исследуемого предмета, а также особенностей активности. При разборе этого вида гипотез диспозиций, санкций принято особенное внимание уделять экзистенциальным вопросам. Они помогают выявить факт существования исследуемого объекта, явления.

Объяснительные

Эти виды гипотез диспозиции предполагают формулирование идей, объясняющих стимулы, спровоцировавшие появление исследуемого объекта. То есть это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

Объект исследования как категория разделения гипотез на виды

Рассматривая практикуемые в современной науке виды гипотез диспозиций, санкций, необходимо особенное внимание уделить важности объекта, который таким подходом изучается. При этом принято говорить о частных, общих вариантах осознания ситуации и построения идеи, объясняющей работу процесса.

Общие

Такие виды гипотез права (а также применимые в любых других науках) представляют собой идею, получившую научное обоснование. При этом необходимо проанализировать, какие причины вызвали явление, каким законам оно подчиняется, какие при этом формируются взаимосвязи. Особенно актуально это при исследовании зависимых друг от друга процессов в обществе и природе. Виды правовых гипотез, научных, медицинских, социальных помогают объяснить закономерности процесса. Это актуально в том числе для психологов и психиатров, получающих эффективный метод познания и объяснения человеческого поведения.

Виды гипотез правовых норм, законов психологии, природных и социальных явлений позволяют объяснить весь исследуемый класс. Основная идея такой работы - сформулировать характерные для этой сферы закономерности, взаимные связи, которые будут корректны и применимы для разных мест, временных промежутков.

Частные

К таким принято относить такие обоснованные с точки зрения науки предположения, которые раскрывают причины некоторого объекта или его части, особенности его происхождения и специфику взаимодействия с иными явлениями, предметами. При этом объекты, находящиеся в центе внимания исследователя, отделяют от прочего класса сходных с ними. Также необходимо произвести разделение между изучаемым явлением и психическими, общественными, природными факторами, исключив их влияние.

Формулируются такие гипотезы, чтобы определиться в вопросах причин, провоцирующих наблюдаемые взаимные связи. При этом рассматривается некоторое множество, для внутренних элементов которого характерно наличие взаимозависимости. Классический пример - это вирусология, в которой гипотезы преимущественно создаются именно частные, а вот общие не дают достаточно эффективного результата. Идея заключается в необходимости выявления закономерностей, присущих конкретным организмам - разновидностям вирусов.

Единичные

Такой тип гипотезы применим в случае, когда причины явления могут быть обоснованы с применением научных подходов. При этом рассматриваются особенности происхождения исследуемого объекта и взаимосвязи, которые для него типичны. В центре внимания ученых - единичные факты, явления, конкретизированные события, применительно к которым необходимо сформулировать гипотезу.

Рабочие

Если научная деятельность предполагает наличие некоторой гипотезы, которую предстоит доказать, в процессе этой работы можно сформулировать дополнительные установки, предположения, которые помогают быстрее и корректнее определить причины и следствия наблюдаемых закономерностей. Прибегая к формулированию рабочих гипотез, ученый тем самым может сгруппировать, структурировать информацию, полученную из наблюдений. Можно также создать предварительное описание, отражающее уже известные факты. Несмотря на научность такого подхода, рабочей гипотезой принято обозначать утверждение, которое (вполне возможно) покажет свою несостоятельность, некорректность описания происходящего.

Существую?

Еще один метод классификации гипотез предполагает разделение их на две группы. Первые рассматривают факт существования некоторого явления или объекта, а второй посвящен взаимосвязям между наблюдаемыми элементами. Доказательство первой группы довольно простое, достаточно иметь вещественные подтверждения наличия исследуемого явления. Например, гипотеза о наличии у шумеров письменности подтверждается обнаружением в древних могилах табличек, содержащих информацию в письменном виде.

Вторая группа гипотез доказывается значительно сложнее. Принято выделение подгрупп, для каждой из которых характерны свои особенности решения вопроса. Некоторые гипотезы посвящены самому факту наличия взаимной связи, другие - особенностям ее характера. Принято говорить о корреляции, причине и следствии, прямой взаимосвязи, опосредованной, распространяющейся на обе стороны взаимодействия или только на одну. Также выделяют гипотезы о параметрах и форме связи. Для каждого параметра можно построить предположение о его количественном значении, а для объекта в целом - о числе таких параметров, которые описывают взаимосвязь объектов.

Никакой самостоятельности!

Сам факт наличия связи между рассматриваемыми объектами, явлениями в большинстве случаев установить достаточно просто. Необходимо проанализировать несколько комбинаций и выявить, где и когда проявляются предполагаемые явления. Оценка вероятности появления конкретного результата позволяет понять, насколько значим фактор случайности, насколько достоверны сделанные из экспериментов выводы. Для корректного анализа по этому аспекту принято применять дисперсионный анализ или иные статистические подходы. Если результат варьируется в пределах пяти процентов, можно с уверенностью говорить, что связь существует и для этого подведена доказательная база.

Если в фокусе внимания ученых - величины, тогда связь между ними изучается с применением специфических методик. В общем случае составляется список изучаемых объектов, по которому передвигаются последовательно. Сперва формулируются теории, гипотезы относительно того, каким образом показатели между собой связаны, а затем все они проходят последовательную проверку на созданном заранее листе. Сперва таким образом выявляют сам факт наличия связи, затем формулируют гипотезы относительно ее характера. Следующий этап - рассмотрение формы, последний - параметров.

Теория и практика

Если обратить внимание на реальную практику формирования и доказывания гипотез, то станет ясно, что фактический подход довольно часто существенно отличается от теоретического. Зачастую первое, что получают исследователи, - это параметры взаимосвязи наблюдаемых явлений, и уже на основе этого предпринимаются попытки установить характер. Сам факт наличия связи зачастую вообще не становится объектом формулирования гипотезы. Чаще внимание этому вопросу уделяют оппоненты ученого либо специалисты, которым доверено составление рецензии на работу, посвящённую некоторой гипотезе.

Наиболее значим вопрос установки факта существования связи между объектами (то есть того явления, которому посвящена гипотеза) в рамках наук, не взаимодействующих с реальными объектами. Хороший пример - математика. Ученые, занимающиеся этой дисциплиной, проводят годы в доказательстве наличия несчетных множеств, иррациональных чисел, правильных семигранников. В этом есть определенная логика: при взаимодействии с реальными объектами нет необходимости подведения доказательной базы существования наблюдаемого явления, так как исследователь видит, ощущает его.

Сложность и достоверность

Еще одна методика разделения гипотез на категории предполагает анализ сложности явления, оказавшегося в центре внимания исследователей, и уровня достоверности. Оценивая, насколько общая научная гипотеза оказалась в фокусе внимания, можно выделить гипотезы, рассматривающие явление или даже группу таких как единое целое. Некоторые гипотезы посвящены конкретном сторонам, свойствам разбираемого факта. Подразделение гипотез на два этих класса полезно лишь в случае выявления соотношений между теориями. Нельзя создать абсолютную шкалу деления. Одна и та же гипотеза относительно одного предположения будет частной, а вот касаемо другого - общей.

Классический пример из правовой системы: некоторая гипотеза может в целом формулировать объяснение совершенного противоправного поступка. Но и она станет частной относительно теории, рассматривающей причины появления таких поступков в пределах державы.

Научные гипотезы

К таковым принято относить теории, которые посвящены закономерностям природных явлений и процессов. Они могут также рассматривать особенности мышления человека и устройства социума. Для принадлежности к группе научных предположение должно быть единственным аналогом рассматриваемого явления и в обязательном порядке объяснять максимальное количество обстоятельств, имеющих связь с исследуемым объектом, фактом.

Не менее важная особенность научной гипотезы - способность предсказать новое явление, отличное от использованных при формулировании научного предположения.

Версия

Этот термин применяется к формулировке толкования некоторого объекта или явления. К нему прибегают, если рассматриваемый процесс имеет несколько различных объяснений, отличающихся своей сутью и содержанием. Довольно часто термин «версия» применяется в судебной системе, в частности на этапе исследования конфликтного вопроса. В то же время такой термин нельзя считать исключительно юридическим. Нередко к нему прибегают научные работники из самых разных областей познания.

По своей логике версия точно так же структурирована, как и гипотеза, - нет никаких отличий. А вот по сути гипотеза в науке и версия различаются. Так, версия обычно рассматривает некие факты, явления единичного характера, зачастую имеющие очень малый уровень значимости. А вот гипотезы посвящают длительным, масштабным событиям, и для формулирования такого предложения необходимо располагать внушительным объемом наблюдений. Формулируя версию, исследователь не ставит перед собой задачу открытия закономерности, для него важно лишь найти объяснение конкретному факту, событию, произошедшему в строго заданный временной промежуток. Для обоснования версии достаточно иметь довольно небольшой объем данных, полученных из наблюдения за ситуацией.

Гипотеза и версия

Нередко для разработки научной гипотезы требуется потратить внушительный объем времени - годы, десятки лет. Чтобы сформулировать версию, достаточно нескольких дней или недель. Проверка также занимается ограниченный временной промежуток, а вот для некоторых научных гипотез этот процесс растягивается едва ли не на век.

Если в фокусе внимания ученых - некоторое явление, объяснение которого требует научной гипотезы, выдвигается одно предположение или несколько отличных с целью определения наиболее корректного. Версии, формулируемые в ходе судебного разбирательства, не могут существовать поодиночке. Уголовное дело всегда предполагает наличие нескольких вариантов, причем строго запрещено выбирать и доказывать только одну версию, даже если она кажется перспективной и точной.

Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:

а) по сложности исследуемого объекта

б) по степени достоверности

В зависимости от степени общности научные гипотезы мож­но разделить на общие, частные и единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о законах и закономерностях природных и общественныхявлений, а также закономерностях психической деятельности че­ловека. Они выдвигаются для объяснения всего класса описыва­емых явлений, выведения закономерного характера их взаимо­связей во всякое время и в любом месте. Примеры общих гипо­тез: гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, гипотеза Канта - Лапласа о происхождении небесных тел, гипо­теза А. И. Опарина о возникновении жизни на Земле. Общая ги­потеза после ее доказательства становится научной теорией.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о происхождении и закономерностях части объектов, выде­ленных из всего класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или мышления. Примеры частных гипо­тез: гипотезы о происхождении вирусов, о причинах возникнове­ния злокачественных опухолей, в том числе гипотеза об онкогенных РНК, содержащих вирусы, и др.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях единичных фактов, конкрет­ных событий и явлений. Например, при рытье котлована для фун­дамента здания в Италии был обнаружен гроб с телом 8-летней девочки, забальзамированный труп которой сохранился полно­стью, хотя, по определению ученых, девочка была захоронена около 1800 лет назад. Сразу возникло несколько единичных ги­потез: о времени захоронения, о принадлежности девочки к знат­ным людям, о причинах, способствующих сохранности ее тела, и др. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения какого-то конкретного больного, подбирая индивидуальные дозы нуж­ного для него лекарства.

Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.

При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в конкретном государстве.

Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипотезы.


Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единственным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Разновидностью частной гипотезы является версия.

Версия (от лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - перевод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное от других, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

Версией называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин версия не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.

Логическая структура версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная гипотеза имеют между собой некоторые различия.

1. Предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества.

Гипотезы создаются для объяснения значительных событий и явлений,

обосновываются длительным наблюдением. Предметом версий являются

отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные. При

построении версии не ставится цель открыть ту или иную закономерность. Версия имеет более скромную познавательную задачу - объяснить отдельное,

неповторимое единичное событие или единичный факт. Обосновывается версия сравнительно ограниченным кругом наблюдений.

2. Научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями. Версии выдвигаются и проверяются в сравнительно короткий период времени.

3. Научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть выдвинуто несколько или всего одна. Версия в судебно-следственном исследовании, например, одна существовать не может. По каждому уголовному делу, по каждому отдельному обстоятельству должно быть выдвинуто несколько версий; здесь нельзя ограничиваться выдвижением и доказательством какой-то одной, пусть, представляющейся и самой вероятной версии.

Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной.

Объяснительная гипотеза - предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Такими являются, например, гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углублением имущественной дифференциации населения в регионе; о причинно-следственной зависимости уровня преступности, связанной с подпольным изготовлением алкогольной продукции, и изменений государственной политики в области

торговли спиртными напитками.

В ходе доказательства общей, частной или единичной гипо­тезы исследователь или любой другой человек строит рабочие гипотезы, т. е. предположения, которые выдвигаются чаще всего в начале исследования и не ставят еще задачу выяснения при­чин или закономерностей исследуемого явления. И. П. Павлов часто менял свои рабочие гипотезы.

В начале этого раздела дано определение гипотезы, рассмот­рены виды гипотез (в том числе ложные). Пример ложной гипо­тезы.можно найти в книге Стефана Цвейга “Подвиг Магеллана”. В 1519-1521 гг., обогнув Южную Америку, Магеллан открыл между ней и архипелагом Огненная Земля пролив, названный Магеллановым, и вышел из Атлантического океана в Тихий. Его экспедиция совершила первое кругосветное путешествие.

Обстоятельства этой истории таковы, что Магеллан верил в существование пролива благодаря географической карте, оказав­шейся ошибочной, ибо на ней пролив был отмечен на сороковом градусе южной широты, а на самом деле он находился на пять­десят втором.

Какова же роль ложной гипотезы? Об этом Стефан Цвейг пишет так: “Заблуждение, в которое он честно уверовал, - вот что в конечном счете и составляло тайну Магеллана.

Но не надо презирать заблуждений! Из безрассуднейшего за­блуждения, если гений коснется его, если случай будет руко­водить им, может произрасти величайшая истина. Сотнями, тысячами насчитываются во всех областях знаний великие от­крытия, возникшие из ложных гипотез.

Никогда Колумб не отважился бы выйти в океан, не будь на све­те карты Тосканелли, до абсурда неверно определившей контур земного шара и обманчиво твердившей ему, что он в кратчай­ший срок достигнет восточного побережья Индии. Никогда Ма­геллан не сумел бы уговорить монарха предоставить ему фло­тилию, если бы не верил с таким безрассудным упорством ошибочной карте. ...Только всем сердцем отдавшись преходящему заблуждению, он открыл непреходящую истину”. Магел­лан выдвигает новую гипотезу: если этот пролив вообще суще­ствует, то он должен быть расположен южнее. И плавание продолжается на юг. “Все труднее, все медленнее становится плавание. Магеллан неуклонно держит курс вдоль берегов. Он обследует каждую, даже самую малую бухту и везде произво­дит замеры глубин. Правда, таинственной карте, заманившей его в плавание и затем в пути его предавшей, он давно уже пере­стал верить... Когда 24 февраля флотилия снова приближается к какому-то необъятному широкому заливу... Магеллан опять по­сылает вперед небольшие суда... дабы установить, не здесь ли откроется проход к Молуккским островам. И опять - ничего! Опять только закрытая бухта. Так же тщетно обследуют они и два других залива...” .

Мы подробно привели эти места из книги С. Цвейга “Подвиг Магеллана” потому, что с их помощью можно решить целый ряд проблем, а именно: во-первых, проиллюстрировать, что собой представляет ложная гипотеза; во-вторых, показать суть логической ошибки, называемой “основное заблуждение”, т. е. ложность оснований (ошибочность карты); в-третьих, привести примеры на опровержение гипотез; в-четвертых, проиллюстри­ровать построение Магелланом новых гипотез, т.е. гипотез о возможном существовании пролива южнее сороковой широты, и последующее опровержение новых ложных гипотез.

Как мы отмечали, в ходе доказательств общих, частных или единичных гипотез люди строят рабочие гипотезы. В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называются версиями. Все указанные виды гипотез преподавателю рекомендуется разъ­яснить на примерах, во-первых, на материале профилирующих дисциплин и, во-вторых, на материале психологии и педагогики.

Существуют разные типы гипотез, определяемые их познавательной значимостью.

  • - Первичная, или рабочая, гипотеза определяет направление исследования, его основные задачи, критерии классификации и оценки фактов. Такие гипотезы применяются чаще всего тогда, когда исследуемая область мало разработана. Они играют вспомогательную роль при сборе материала и его первоначальной классификации. Результаты исследования, полученные на основе рабочей гипотезы, создают предпосылки для дальнейшего познания и помогают сформулировать научную, или реальную, гипотезу.
  • - Научная гипотеза возникает на более глубокой теоретической основе и имеет более точную форму выражения. В ней высказывается предположение о существующих отношениях между явлениями или их закономерностях, о существовании определенного явления, свойства или результата. В экспериментальных исследованиях предположение может выражать отношение между зависимой и независимой переменными величинами. Различия между первичной рабочей гипотезой и реальной - относительны. В процессе познания первая переходит во вторую.

По характеру содержания можно выделить :

  • - Описательные гипотезы, предполагающие существования какого-либо явления (процесса), типичные для исследований, проводимых на эмпирическом уровне. Они ограничиваются предположением о функциональной связи между педагогическими воздействиями и их конечными результатами, описанием причин и возможных следствий. Они выводят исследователя на предположение о том, что одно из средств (или их группа) будет более эффективным, чем другие, но без объяснения механизма этого явления. Даже обозначенные функциональные связи между явлениями представлены нерасчлененными, что лишает исследователя возможности их проверить.
  • - Объяснительные гипотезы, вскрывающие причины явления (процесса), фиксируют возможные следствия из определенных причин, а также характеризуют условия, при которых эти следствия обязательны, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий возможно данное следствие, каков механизм их проявления.
  • - Гипотезы теоретического характера связаны с предположением закономерного характера положения, доказываемого в ходе исследования. Они требуют серии процедур, подтверждающих, что связь, существующая между факторами, условиями, носит именно закономерный характер.

В ходе исследования часто приходится строить ряд гипотез разных уровней, отражающих последовательные шаги в научном познании. К сожалению, во многих исследованиях гипотеза выдвигается после завершения работы. Почему это происходит?

Во-первых, пытаясь ответить на поставленные в исследовании задачи, авторы нередко смотрят на проблему чужими глазами, невольно подпадая под влияние прочитанной литературы, и используют то объяснение, которое уже было сделано в науке.

Во-вторых, что типично для начинающих исследователей, - относительно узок круг знаний в изучаемой области и всей науке о ней; многих ее взаимосвязей они не представляют.

В-третьих, личный опыт практической работы у каждого исследователя неповторим, своеобразен, что также сказывается на формировании научной гипотезы.

Наконец, гипотеза часто составляется наспех, и ей не уделяется должного внимания в ходе опытной работы. Это приводит к тому, что научная гипотеза, как правило, примитивна или излагает общеизвестные истины и поэтому всегда подтверждается данными исследователя. А в строго выполненном научном исследовании что-то в гипотезе подтверждается, а что-то отвергается. Пути построения гипотезы различны. Когда гипотеза строится на некоторых данных и идеях других исследователей, необходимо проверить, что в них верно, а что неточно. Но преимущественно гипотеза должна составляться лишь после углубленного изучения теории и практики состояния изучаемого вопроса, после вводного эксперимента. В ходе исследования должны уточняться и возникать новые положения гипотезы. Поэтому важно показать, как с каждым новым этапом исследования изменяются гипотеза и методика ее проверки. В идеале гипотезы индуктивного типа (на основе анализа опыта) должны сочетаться с гипотезами дедуктивного типа, которые строятся на основе главных теоретических положений современной науки и изменяются вместе с накоплением знаний и фактов. При этом необходимо опасаться ложного построения гипотезы на основе недостаточно проверенных, хотя и общепринятых идей, или на основе субъективного восприятия опыта, фактов. Ложные гипотезы наносят исследованию ощутимый вред: создают видимость научных аргументов, увеличивая число ошибок и заблуждений, которые потом, в ходе дальнейших исследований, будут опровергаться другими. Признаком ошибочной гипотезы является стремление доказать общеизвестные истины или положения, при котором вместо поисков положительного материала гипотеза нацеливает на обнаружение отрицательного материала (хотя в исследовании будут обнаружены различные факты).

Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:

а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности

Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.

Так, например, в судебном исследовании предположение о преступле­нии в целом является общей гипотезой, а предположение, объясняющее от­дельную сторону преступления, например о путях проникновения преступ­ника в помещение, является частной гипотезой.

При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это де­ление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в кон­кретном государстве.

Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипо­тезы.

Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единствен­ным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, кото­рым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ста­вит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а слу­жит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и система­тизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Разновидностью частной гипотезы является версия.

Версия (от лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - пере­вод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное от дру­гих, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

Версией называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин «вер­сия» не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.

Логическая структура версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная гипотеза имеют между собой некоторые различия.

1. Предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества. Гипотезы создаются для объяснения значительных событий и яв­лений, обосновываются длительным наблюдением. Предметом версий явля­ются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные. При построении версии не ставится цель открыть ту или иную закономер­ность. Версия имеет более скромную познавательную задачу - объяснить отдельное, неповторимое единичное событие или единичный факт. Обосно­вывается версия сравнительно ограниченным кругом наблюдений.

2. Научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями. Версии выдвигаются и проверяются в сравнительно короткий период времени.

3. Научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть вы­двинуто несколько или всего одна. Версия в судебно-следственном исследовании, например, одна существовать не может. По каждому уголовному делу, по каждому отдельному обстоятельству должно быть выдвинуто несколько версий; здесь нельзя ограничиваться выдвижением и доказательством какой-то одной, пусть, представляющейся и самой вероятной версии.

4. Версия в судебно-следственном исследовании отличается от научной гипотезы также тем, что при выдвижении и доказательстве версии руководствуются не только логическими законами, но и законами юридическими. Факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов.

По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной. Объяснительная гипотеза - предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Такими являются, например, гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углуб­лением имущественной дифференциации населения в регионе; о причинно-следственной зависимости уровня преступности, связанной с подпольным изготовлением алкогольной продукции, и изменений государственной по­литики в области торговли спиртными напитками.

Таким образом, использование гипотез в теории и практике имеет боль­шое значение для юристов. Гипотеза является формой развития научных знаний. С точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме абстрактного мышления: понятию, суждению или умозаклю­чению, а включает в свой состав все эти формы.

Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Типы гипотез

Научные – выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях.

Эмпирические - выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.

Виды гипотез

Описательные, рассматриваются причины и возможные следствия; предположения о возможных свойствах, характере связи между элементами изучаемого объекта.

Объяснительные, в них анализируются возможные следствия, исходящие из причин.

По уровню анализа:

Теоретические;

Статистические – описывают характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики;

Эмпирические – описывают характер взаимосвязи эмпирических признаков.

По отношению к задачам:

Основные – раскрывают основные связи между объектом;

Второстепенные.

По степени научной обоснованности:

Рабочие – служат в качестве исходных предположений;

Первичные – выдвигаются на начальных этапах исследования;

Вторичные – выдвигаются на основе проверки первичных.

Варианты экспериментальных гипотез

Контргипотеза – гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

Третья конкурирующая – гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

Точная – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

Гипотеза о максимальной величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимаетmax(min) значение.

Гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного изменения зависимой переменной с постепенным изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

Гипотеза с одним отношением – предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы может быть использован факторный эксперимент, но вторая независимая является при этом контрольной;

Комбинированная – предположение об отношениях между определенным сочетанием двух независимых переменных, с одной стороны, и зависимой с другой; проверяется в факторном эксперименте.