В статье рассказывается обо всех гигиенических процедурах, которые мама должна проводить с новорожденным ежедневно. Статья содержит самые необходимые рекомендации, соблюдение которых обеспечит полноценный гигиенический уход за ребенком.

Вернувшись из родильного дома многие молодые мамы испытывают чувство растерянности. Ведь столько много процедур необходимо ежедневно проводить с новорожденным.

Уход в первые дни жизни новорожденного

В первые дни жизни малыша уход за ним сводится к нескольким обязательным процедурам:

  • умывание
  • подмывание
  • подстригание ногтей
  • купание
  • обработка пупочной ранки

ВАЖНО: Каждая из перечисленных процедур, кроме подстригания ногтей, должна выполняться с новорожденным ежедневно в течение первых месяцев жизни. Обработка пупочной ранки требуется до ее полного заживления

Средства по уходу за новорожденным

Для того, чтобы обеспечить полноценный уход за новорожденным вам понадобится:

  • ванночка для купания
  • термометр для измерения температуры воды
  • ватные диски или вата
  • ватные палочки
  • аспиратор
  • детские ножницы с тупыми кончиками
  • раствор бриллиантовый зеленый
  • перекись водорода
  • детская косметика

ВАЖНО: Это список самого необходимого, что вы должны приобрести для полноценного ухода


По желанию можно приобрести:

  • влажные детские салфетки
  • одноразовые впитывающие пеленки

Косметика для новорожденных

На полках магазинов и аптек встречается много различных косметических средств по уходу за новорожденным.

Вам пригодится обязательно в первый месяц:



ВАЖНО: Пенка для купания, шампунь в первый месяц жизни вам не нужны. Покупайте его потом, когда у вас уже будут предпочтения по производителям

Уход за пупочной ранкой новорожденного

В родильном доме, когда пупок еще не отпал, обработку будет делать медицинская сестра. Дома вы должны ухаживать за пупочной ранкой до ее полного заживления.


Обрабатывать пупочную ранку следует после вечернего купания:

  • на ватную палочку капаем несколько капель перекиси водорода
  • опускаем ватную палочку в пупок точечным движением (перекись начнет немного шипеть)
  • опускаем новую ватную палочку в раствор зеленки
  • когда перекись перестала шипеть, таким же точечным движением ватной палочкой касаемся пупка

ВАЖНО: Ни в коем случае не давите, не крутите, не трите палочкой в пупочной ранке


Как правильно умывать новорожденного?

Умывать новорожденного необходимо ежедневно после утреннего пробуждения. Умывание включает в себя несколько процедур:

  • промывание глаз
  • очищение носа
  • чистка ушей
  • умывание лица и шеи

ВАЖНО: Заглядывайте также в рот ребенку в целях своевременного обнаружения , которая может встречаться у новорожденных

Промывание глаз новорожденным

Для этого необходимо:

  • два ватных диска или кусочка ваты
  • остуженная кипяченая вода

Берете один диск и смачиваете его водой. Отжав лишнюю воду, протираете глаз по линии роста ресниц. Двигаться при этом следует от внешнего уголка глаза к внутреннему. Затем берете второй ватный диск и проделываете тоже самое с другим глазом.


Как чистить нос новорожденному?

Очень часто у таких малышей образуются так называемые «корочки» в носу, которые мешают крохе легко дышать.

ВАЖНО: По этой причине за состоянием полости носа нужно следить постоянно и при необходимости чистить его.

Для чистки носа понадобится:

  • средство для промывания
  • аспиратор
  • пипетка

Для чистки носа может использоваться несколько видов средств:

  • раствор «Натрия хлорид». Средство дешевое, расходуется экономно. Совершено безвредно
  • специальные препараты для промывания полости носа новорожденных. Основой таких препаратов чаще всего является морская вода. Примеры таких препаратов: Аквамарис, Квикс. Они тоже имею натуральный состав, но стоят в разы больше раствора «Натрия хлорид»

ВАЖНО: Если вы решили воспользоваться раствором «Натрия хлорид», то пипеткой капните по одной капле в каждый носовой ход.

Если купили специальное средство в аптеке, то капните согласно инструкции. Подождите минуту. Дальше у вас есть два пути:

  • аспиратором для носа удалите содержимое носовой полости
  • скрутите ватную турунду. Можно это сделать вручную, а можно плотно намотать вату на спичку, после снять со спички.
  • Полученной турундой прочистите нос. Размер турунды должен соответствовать носу вашего ребенка.
  • Засуньте ее в нос ребенку и аккуратно прокрутите в одну сторону один оборот.
  • Достаньте ее из носа.
  • Турунду предварительно также можно немного смочить раствором

Уход за ушами новорожденных

Ватной палочкой протираем наружную ушную раковину.


ВАЖНО: Нельзя лезть ватной палочкой или чем-либо еще внутрь уха

Уход за шеей и лицом новорожденного

Смоченным кипяченой водой ваткой протираем шею, а затем свежей ваткой протираем лицо.


ВАЖНО: Протирайте каждую складку на шее, так как именно эта часть тела новорожденного подвержена возникновению на ней потницы

Как подмывать новорожденного мальчика?

Подмывать мальчика следует проточной водой в любом направлении, как вам будет удобнее. Главное, чтобы голова и тело ребенка были надежно зафиксированы вашими руками. Струю воды всегда контролируйте рукой, чтобы температура не изменилась.

Как подмывать новорожденную девочку?

Девочек подмывать несколько сложнее, так как мама должна приноровиться держать малышку таким образом, чтобы вода стекала по направлению от животика к спинке. Удобнее это делать следующим образом: кладите ребенка на внутреннюю сторону левой руки, ладонью держите раздвинутыми ножки, правой рукой контролируйте воду и подмывайте ребенка

ВАЖНО: Нельзя допустить попадания фекальных масс во влагалище


Интимная гигиена новорожденной девочки

Несколько правил интимной гигиены девочек:

  • подмывать девочку водой следует не менее раза в день. А после стула — каждый раз незамедлительно
  • использовать мыло следует только после опорожнения кишечника. В иных случаях — только водой
  • при использовании мыла не допускайте его попадания на внутреннюю слизистую влагалища
  • после подмывания промокните аккуратно детским полотенцем или пеленкой
  • хотя бы раз в неделю у девочки раскрывайте половые губы, чтобы вовремя обнаружить срастание малых или больших половых губ (синехии)
  • после подмывания нанесите небольшое количество крема под подгузник или присыпки


ВАЖНО: Все перечисленные правила подходят и для интимной гигиены мальчика

Как подстричь ногти новорожденному?

Педиатры в родильном доме часто не разрешают стричь ногти первую неделю после рождения ребенка. Но случается, что младенец уже в первые дни жизни имеет длинные ногти, способные поцарапать кожу. В таком случае на ручки оденьте специальные рукавички — «царапки».

ВАЖНО: Если малыш не дает стричь ногти во время бодрствования — делайте это во время его сна

По прибытии домой посмотрите на ногти малыша. Если они выросли настолько, что могут поцарапать нежную кожу ребенка — следует их подстричь. Процедура эта делается исключительно специальными ножницами с тупыми кончиками


ВАЖНО: На руках ноготь закругляете, на ногах — подстригаете ровно


ВАЖНО: Не держите ручки малыша всегда одетыми в рукавички. Кожа малыша должна дышать

Уход за недоношенными новорожденными

Уход за недоношенным новорожденным осуществляется по общим правилам. Есть лишь несколько исключений:

  • купать ребенка разрешается не сразу после выписки из родильного дома, а тогда, когда разрешит врач. Может пройти и 2, и 3 недели
  • купать ребенка недоношенного первый месяц необходимо в кипяченой воде
  • температура воды при купании должна быть 37-38 градусов. при купании погружайте ребенка полностью в воду, кроме головы
  • после купания ребенка укутайте в теплую пеленку

ВАЖНО: Главная ваша задача — не заморозить ребенка. Всегда создавайте теплую обстановку для малыша, так у недоношенных детей механизмы терморегуляции очень слабы

Купание новорожденного. Время купания

Купать малыша необходимо ежедневно. Перед купанием подготовьте все необходимое:

  • чистая ванночка
  • раствор марганцовки
  • термометр для воды
  • ковш для ополаскивания
  • детское мыло
  • детский шампунь
  • полотенце
  • травяной отвар (при желании и после заживления пупочной ранки)
  • все необходимое для обработки пупочной ранки
  • чистая одежда
  • горка для купания (по желанию)


  • В ванночку наберите проточной воды 37 градусов.
  • Добавьте слабый раствор марганцовки.
  • Опустите в воду ребенка по плечи.
  • Рукой протирайте каждую складку малыша.
  • Два раза в неделю используйте незначительное количества мыла.
  • Шампунем мыть голову первый месяц нет необходимости,
  • после — один раз в неделю.
  • Поле мытья ополосните ребенка водой на градус меньше той, в которую опускали ребенка изначально.
  • Будьте спокойны, иначе ваше беспокойство передастся ребенку.

ВАЖНО: Заканчивайте процедуры при остывании воды на 2 градуса от первоначальной температуры

До заживления пупочной ранки ребенка стоит купать в слабом растворе марганцовки, после заживления можно добавлять травяные отвары (ромашка, череда)

ВАЖНО: Хотя травки и оказывают успокаивающее и противовоспалительное действие, чаще использовать их не стоит, дабы не спровоцировать аллергическую реакцию или сухость кожи

Купать ребенка лучше всего перед кормлением на ночной сон. После принятия ванны ребенок устанет и немного успокоится, после чего хорошо покушает и ляжет спать

Видео: Первое купание — это не страшно

Развивающий уход и воспитание новорожденного. Игры для младенцев

До достижения малышом 6 месяцев необходимо проводить с ним зарядку для профилактики ортопедических проблем:

  • разводите ножки и ручки ребенка в разные стороны. Делайте это медленно и аккуратно
  • поочередно притягивайте колени к животику
  • сгибайте и разгибайте руки в локтях

Каждое упражнение повторяйте по 10-15 раз.


ВАЖНО: Это базовые упражнения. При наличии проблем у ребенка ортопед назначит соответствующий массаж и специальные упражнения

В первый месяц жизни малыш не будет обращать внимания на различного рода игрушка. В лучшем случае ребенок будет реагировать на звук погремушек.


После месяца можно повесить над кроваткой музыкальную карусель с игрушками, давать ребенку трогать различные игрушки и завлекать погремушками. Ребенок уже начнет следить глазами за ними.

  • чаще давайте коже ребенка дышать без подгузника
  • для подмывания можно ИНОГДА использовать влажные салфетки. Лучше использовать их только тогда, когда нет возможности подмыть водой

ВАЖНО: Не подмывайте ребенка всегда только влажными салфетками. Даже самые качественные салфетки оказывают воздействие на нежную кожу ребенка

  • если вы при купании используете травяные отвары — обязательно используйте после увлажняющий крем
  • после подмывания и купания аккуратно промокайте кожу ребенка полотенцем или пеленкой
  • во время купания в ванночке не делайте температуру воды выше 37 градусов, иначе купание перестает быть оздоровительной процедурой


ВАЖНО: Если вашему ребенку не комфортно купаться в прохладной воде или с использованием горки — не мучайте его. Найдите наиболее подходящий для вашего ребенка способ купания

Не пренебрегайте правилами ухода за вашим ребенком. Соблюдайте определенный алгоритм и будьте уверены в том, что вы все делаете правильно.

Как правило, будущие родители мечтают о красивой детской комнате для их малыша, подбирают мебель и игрушки, долго выбирают кроватку и занавески в тон обоям. Организация детской комнаты – дело непростое, но очень увлекательное. Можно воспользоваться услугами дизайнера или воплотить свои идеи при помощи картинок из Интернета.

Для беременных это становится частью ожидания малыша, подготовкой к его появлению на свет. Комната новорожденного – это его первый дом, где он будет расти и развиваться, но самое главное для малыша – это его здоровье. И здесь родители не всегда знают, как действовать, какие вещи им понадобятся в первую очередь и на какие факторы обратить внимание.

Именно с точки зрения здоровья ребенка будут полезны советы доктора Евгения Олеговича Комаровского из его книги-бестселлера “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников” по организации детской комнаты для новорожденного.

С грустью необходимо отметить, что детская комната для очень многих наших соотечественников – понятие теоретическое. Вариант, при котором в одной комнате с ребенком находятся только мама и папа, считается вполне замечательным, но суть не в этом. Принципиально важен тот факт, что необходимые ребенку условия никогда и ни при каких обстоятельствах не могут оказаться неподходящими для других членов семьи.

Если у вас имеется возможность выбора комнаты (с чем очень хочется вас поздравить), то желательно, чтобы эта комната не была проходной и имела выход на балкон. Если вы настолько благополучны, что имеете несколько балконов и можете выбирать стороны света, на которые окна вашей комнаты ориентированы, выберите юго-запад, но не это важно – лучше комната с северной стороны, но с видом на сад, чем юго-западная с видом на автомагистраль. Чем больше будет комната, тем легче будет младенцу в ней дышать и тем труднее будет вам поддерживать в ней должный порядок.

Тщательная заклейка окон (чтоб не дуло) и плотная подгонка дверей (чтоб не было сквозняков) ребенку не нужны. Если этого боятся папа и мама, то заклейте и подгоните, но не надо собственную хилость прикрывать заботой о новорожденном.

Важное правило:

В комнате должно быть минимально возможное количество накопителей пыли (ковров, дорожек, книг, ненужных вещей). Особенно это касается ковров, которые в последнее время превратились чуть ли не в обязательный элемент благополучия. Вы должны знать, что очень многие микробы, быстро погибающие в воздухе или во время мытья, способны неделями и месяцами сохраняться в источниках домашней пыли: стафилококки, стрептококки, дифтерийная палочка, сальмонеллы (список неполный, но и этого, думаю, хватит).

Таким образом:

  • чем меньше ковров – тем лучше;
  • книги только за стеклом;
  • потерпите с мягкими игрушками;
  • количество развешанных по стенкам сувениров – умеренное;
  • на шкафах, в углах и под кроватями нет склада ненужных вещей.

От очень многого отказаться нельзя, поэтому:

  • все имеющиеся в детской комнате накопители пыли (мягкая мебель, например) должны постоянно и систематически приводиться в порядок с помощью пылесоса;
  • желательно стремиться к тому, чтобы поверхность всех предметов могла быть подвергнута влажной уборке;
  • если по причине отсутствия кладовок вы просто вынуждены использовать шкаф как хранилище не очень нужных вещей (они лежат на нем, покрываясь пылью), то вымойте их, сложите аккуратно и накройте полиэтиленовой пленкой.

Не может помешать, а в некоторых случаях даже полезен (увлажняет воздух) аквариум, особенно, если вы умеете за ним ухаживать и не имеете привычки издеваться над рыбами, заставляя последних поглощать сухой корм. Чучело скоропостижно скончавшегося любимого попугайчика или шкуру медведя, побежденного дедушкой в неравной борьбе, лучше разместить в комнате у дедушки.

В детской комнате нам понадобятся:

Кроватка – оптимально деревянная, хорошо, когда можно регулировать высоту дна и боковин. Имеющиеся в продаже деревянные кровати вполне приемлемы, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве матрацев. Подушки не нужны никакие (вне зависимости от мягкости и размеров) до года.

Пеленальный столик – вещь очень желательная, хотя можно, конечно, пеленать ребенка и на диване, и на журнальном столике, и в его собственной кроватке. Специально приобретать столик, как правило, нет необходимости – в доме всегда найдется стол, без которого можно обойтись полгода. Очень хорошо, когда маме не приходится наклоняться, пеленая дитя (это по поводу высоты столика).

Рядом с пеленальным столиком хорошо бы расположить тумбу или полку для хранения детских вещей : шляпок, пеленок и т.п. Поскольку пеленальный столик будет использоваться нами в качестве места, где мы будем приводить ребенка в порядок (вытирать, протирать, стричь, присыпать, смазывать, обрабатывать), то непосредственно на нем или рядом с ним (на тумбе, например) надо бы разместить аптечку и всякие там банки (с ватой, с сосками, с пустышками) и бутылки (с водой, маслом).

Комнатный термометр – штука нужная и полезная. Только, главное, не изгаляйтесь, идя по пути красоты и размеров. Надежность – прежде всего. Обычный спиртовой термометр оптимален. Повесьте невдалеке от детской кровати на высоте примерно в 1,5 метра от пола.

Гигрометр – это прибор, измеряющий и показывающий влажность воздуха. Вполне подойдут недорогие электронные часы, снабженные датчиками измерения комнатной температуры и относительной влажности воздуха.

Скорее всего, вы, по крайней мере, несколько месяцев, будете спать с ребенком в одной комнате, поэтому необходим небольшой светильник (лампочка 25 или 40 W), который можно будет легко и быстро включить (желательно не вставая с кровати), не рискуя что-либо опрокинуть.

Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращено внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно неправильные выводы родителями ребенка. Защите ребенка от переохлаждения уделяется первоочередное внимание, вплоть до того, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденного. Если, как мы уже упоминали, температура воздуха в палате новорожденных роддома должна, в соответствии с инструкциями, быть не ниже 22° (как правило, она выше), то всего боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она (температура) никак не опустилась. Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции чревато не только переохлаждением, но и перегревом.

Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо избавляться. Сделать это можно двумя путями – через легкие и через кожу (непосредственный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой, плюс испарение пота).

Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный – не исключение), достигая легких, нагревается до температуры тела. То есть ребенок вдыхает воздух с температурой 18°, а выдыхает, соответственно, 36,6°. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если температура вдыхаемого воздуха 23°, то, очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потерь – через кожу. Необходимо образовывать пот, который не только мокрый, но и соленый – значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.

Даже при небольшой нехватке жидкости существенно нарушается работа всех систем и органов. И последствия этих нарушений вы обязательно обнаружите, развернув ребенка. Организованный в роддоме перегрев (лишь бы вы не сказали, что простудили) прежде всего виден на коже вашего новорожденного – она ярко красная, в тех местах, где скапливается пот, в паху, например, – опрелости. У него пучит и болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту белые пятнышки – молочница (густая из-за нехватки жидкости слюна не выполняет своих функций), в носу сухие корочки, затрудняющие дыхание (иногда даже сосать не может) и т.д.

Регуляция температурного режима новорожденного может быть осуществлена посредством решения двух задач:

  1. Температура воздуха в детской комнате.
  2. Одежда ребенка.

Обе эти задачи должны быть решены немедленно, в первые же сутки после возвращения из роддома. Чем дольше вы будете собираться и решаться, тем хуже будет вам и вашему младенцу, тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы наверстать упущенное.

Исключительно важно (!!!) не путать и не смешивать такие понятия, как “холодно ребенку” и “температура воздуха, которым дышит ребенок”.

Оптимальная температура детской комнаты составляет 18-22 °С.

Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь – и вашу и детскую – необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять правильное решение при наличии сомнений:

ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ

Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что, перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!

Природные условия обычно позволяют создать оптимальный температурный режим (18-22 °С), но бывают исключения, и они совсем нередки. Ребенок может родиться в жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям и т.д.

Уберечь ребенка от перегрева, при высокой температуре в помещении (выше 22 °С) можно действиями в трех направлениях:

  • одежда, точнее, ее минимальное количество;
  • достаточное поступление в организм ребенка жидкости, помимо молока (вода);
  • ванна.

Еще один фактор – не менее значимый в сравнении с температурой в детской комнате – относительная влажность воздуха.

Актуальность этого параметра исключительно высока именно для детей, и связано это все с теми же, ранее упоминавшимися нами особенностями терморегуляции младенцев. Выдыхаемый воздух имеет температуру тела и влажность 100%. Чем суше вдыхаемый воздух – тем больше жидкости тратит организм ребенка на его увлажнение, а к чему приводят дополнительные потери воды – мы уже сообщили.

Большинство читателей этой книги живет в весьма специфических климатических условиях, когда не менее шести месяцев (с октября по апрель в лучшем случае) имеет место отопительный сезон, а принципиальной особенностью практически всех отопительных систем является высушивание воздуха в жилых помещениях.

Оптимальная относительная влажность воздуха в детской комнате – 50 -70%.

Обогрев воздуха, как правило, приводит к тому, что его влажность в среднем раза в два ниже рекомендуемой. И чем больше родственники дитяти озабочены риском замерзания, чем активнее детская комната нагревается – тем суше воздух, тем выше вероятность возникновения проблем со здоровьем у малыша: пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей (покашливание, хрюканье носом), проблемы с кожей, сгущение крови и т. д.

Вывод очевиден: контроль над влажностью воздуха в помещении и поддержание ее на должном уровне – важнейшая родительская задача. Частая влажная уборка, открытые емкости с водой, пульверизаторы, декоративные фонтанчики, аквариум – варианты ее решения. Современные технологии делают достижение цели менее трудоемким. Родственники дитяти должны, по крайней мере, знать о том, что существует такая несложная, не особо дорогая и весьма эффективная штуковина, которая называется бытовой увлажнитель воздуха (они бывают паровые и ультразвуковые; вторые тише и безопасней).

А сейчас давайте обратим внимание на такое удивительное с бытовой точки зрения явление, как сквозняк.

“СКВОЗНЯК – сквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга”.

Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?

Люди дорогие! Это мы с вами сквозняков боимся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: “Закройте скорее дверь!” – не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: “Закройте окно, сквозит!” С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного – нет.

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный » – понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее – с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, – дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, – дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу – предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных – тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар – это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе – получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар – это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов – вовремя получить информацию. Есть и второй способ – попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего – что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка – не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного – мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза – не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света – реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома – слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий – вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим – уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано – плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс – очень высокая восстановительная способность – заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность – повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой – не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, – малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного – узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос – уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия – чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного – один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно – практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала – поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней – светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое – 4-5 раз в сутки – это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет – 10-15 мл «собралось» и достаточно – пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) – отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее – меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны дляноворожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных» . Упомянутыерефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой – ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение – способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого – не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

У молодых родителей всегда множество вопросов о здоровье ребенка, но самое огромное количество этих вопросов возникает сразу после рождения Вашего ребенка. Тема этой передачи – новорожденный ребенок.
Доктор Комаровский говорит, что для начала нужно четко определить понятие новорожденный ребенок, так как медицинская и обывательская точка зрения совершенно разные. С точки зрения общественного мнения, новорожденный – это грудничок, ребенок первого года жизни, именно так рассматривают новорожденных журналисты и авторы популярных статей. Но с точки зрения медицинской науки, новорожденным называется ребенок от момента рождения до достижения им возраста 28 дней. Доктор говорит, что будущая мама должна тщательно готовиться к своему материнству и вопросы о том что делать с новорожденным нужно задавать задолго до того как Вы принесете новорожденного в дом. Как только мама переступает порог дома с новорожденным на руках, все члены семьи должны понять, что главное не новорожденный, а мама.







Если мама спокойная, выспавшаяся, без адреналина в молоке и ее встречает улыбающийся папа, тогда все будет хорошо. Когда женщина возвращается из роддома у нее сильные гормональные изменения, и она в некоторой степени может быть неадекватной. Папа должен с пониманием отнестись к этому и помочь женщине с домашними делами и лишний раз не нервировать кормящую мать. Потому что, когда женщина начинает паниковать, у нее в крови появляется гормон адреналин, а это значит, что он попадает и в грудное молоко, а организм ребенка плохо реагирует на адреналин и может вызывать спазм сосудов кишечника, у ребенка начнутся колики и он будет орать. Женщина должна подготовить своего мужчину к новорожденному ребенку и к тому, что он будет принимать все главные решения. Как правило, мы говорим о нарушения здоровья наших детей, когда сравниваем, то, что мы видим с тем, что привыкли видеть. Поэтому когда мы сравниваем новорожденного ребенка с собой, мы видим огромное количество несоответствий: другие параметры тела, ребенок не следит за предметами, другая реакция глаз, не такая кожа, другой тонус мышц и т.д. В нашей стране уже длительное время существует цивилизованная практика, когда ребенка выписывают из роддома, то в каждом роддоме есть ответственный человек, который информирует поликлинику по месту жительства. По адресу, который указывается в роддоме, приходит доктор, который оценивает состояние здоровья новорожденного. Не стоит самостоятельно давать оценку ребенку, так как это задача доктора, а родители все равно не смогут сделать это адекватно.

В семье появился на свет малыш. Радостные звонки, поздравления, торжественная выписка, воздушные шарики в небо, подарки и цветы... Все это осталось позади, гости ушли, и перед молодыми родителями во всей пугающей красе встает серьезный вопрос. Они не знают, что делать. Оставшись один на один с новорожденным, новоиспеченные мамы и папы несколько теряются. На помощь им спешит известный детский доктор Комаровский, который подробнейшим образом рассказывает о том, кто такой новорожденный и в чем он на самом деле нуждается, а также как правильно организовать первые недели жизни ребенка.



О младенцах

Новорожденными в медицине считаются дети с момента перерезания пуповины до достижения ими возраста 28 дней. Именно эти четыре недели являются наиболее ответственными для родителей. Новорожденные нуждаются в особом уходе, внимании.

Евгений Комаровский подчеркивает, что условия, в которые попадет кроха, которого принесли из роддома, во многом будут определять состояние его здоровья в будущем.

Человек в самом начале жизни хрупок и нежен, но не настолько, чтобы сразу создавать ему «тепличные» условия. Одевать потеплее, оберегать от каждого дуновения ветерка, кормить посытнее - это самые распространенные ошибки родителей, которые через 4-5 лет начинают жаловать педиатру, что их чадо часто болеет и практически не вылезает с больничного.

Родители, конечно, готовятся к появлению малыша заранее - много читают об уходе за новорожденными, слушают советы «бывалых». При этом они даже приблизительно не представляют себе, что может кроха, которому всего несколько дней от роду, на что он способен, а также очень смутно понимают, чего он хочет и чего боится.



Конечно, все малыши очень разные. Они отличаются состоянием здоровья, степенью доношенности. Недоношенные детки нуждаются в особом уходе. Сегодня речь пойдет о вполне доношенных, родившихся в срок карапузах. В медицинской выписке, которую получают все мамочки, будет указано, сколько баллов по шкале Апгар набрал малыш при рождении.

Разгадать, что именно кроется за этими баллами, довольно просто. Специальную шкалу оценки состояния малышей предложила доктор с фамилией Апгар. По этому методу оценивают несколько критериев: сердцебиение, дыхание, цвет кожи, состояние мышц и их тонус, рефлексы. За каждый доктора присваивают крохе от 0 до 2 баллов.

В результате получается сумма, которую и ставят в справке. Как правило, здоровый малыш - это тот, которому врачи выставили от 8 до 10 баллов по Апгар.

Однако мало кого из родителей способны убедить непонятные цифры непонятной шкалы, после возвращения из роддома они сразу приступают к осмотру малыша. Вот тут (благодаря помощи бабушек и дедушек, а также других родственников) начинают выявляться недостатки и странности. Малыш слишком красный (бледный), он истошно (или слишком тихо) плачет, у него глаза косят (смотрят в разные стороны), его движения, как выразилась бабушка, «слишком нервные и какие-то дерганые».

Доктор Комаровский призывает воздерживаться от подобных оценок: уж раз ребенка выписали домой, значит, никаких страшных болезней у него точно нет. Если бы у крохи были патологии, то молодой маме с ним пришлось бы из палаты роддома перебраться в палату неонатального отделения детской больницы. Если отпустили - все нормально.





Что чувствует младенец?

Чтобы представлять себе, что именно чувствует новорожденный, нужно знать некоторые физиологические особенности периода новорожденности. Не стоит показывать ему яркие игрушки, которые на выписку подарили родственники и друзья, поскольку он еще не может увидеть их во всей красе. Малыш в первые дни (в силу недостаточной сформированности глазного нерва, глазных мышц) еще не может хорошо видеть предметы. Однако он хорошо различает свет и темноту. Получается, что ночь и день он видит, а бабушку и папу - нет.

Если кажется, что глазки малыша смотрят в разные стороны или косят - это нормальное физиологическое явление, чуть позже он сможет фокусировать взгляд, и все наладится, говорит Комаровский.

Слышит новорожденный прекрасно. При рождении слух всегда несколько ниже нормы, но к третьим суткам воздух уже заполняет слуховой орган, и кроха способен услышать все то, что слышат взрослые. Малыш никак не демонстрирует этот навык, поскольку не понимает, что именно до него доносится. Если звук будет очень громким и резким, новорожденный вздрогнет. И пока это все.

Запахи ребенок в первые дни жизни еще не различает. Впрочем, если пахнет резко, он почувствует и отреагирует изменением мимики. Именно поэтому кормящим мамам не рекомендуется пользоваться резким насыщенным парфюмом. Вкусовые нюансы ребенок с самого рождения различает безупречно - сладкое его успокаивает, а горькое вызывает отвращение.





Физиологические особенности

Кожа крохи красная потому, что кровоснабжение очень интенсивное. Однако потовые железы недоразвиты, а потому очень опасно перегревать ребенка. Комаровский подчеркивает, что с активным кровоснабжением кожи связана ее потрясающая по своей скорости способность к заживлению. У малышей царапинки и ранки заживают действительно быстрее, чем у взрослых.

Часто родители пугаются, услышав, что у их крошечного ребенка повышенный тонус мышц. Евгений Комаровский говорит, что это - нормально. Тонус - признак недоразвитости этих самых мышц, что тоже совершенно нормально для новорожденных.

С того момента, когда ребенок сделает в родзале первый вдох, у него легочное дыхание, как и у взрослых.

Особенность новорожденных в том, что и носовые ходы, и трахеи довольно узкие, а слизистые оболочки организм так активно снабжает кровью, что их очень легко травмировать. Если перетапливать в детской комнате, они очень быстро пересохнут, начнутся проблемы с насморком и кашлем.



Часто родители обращаются с вопросом, что делать, если новорожденный «хрюкает» носом при дыхании. Евгений Комаровский разъясняет, что происходит это опять же из-за узких дыхательных путей, в которых вырабатывающаяся для смягчения слизь попросту застревает и накапливается.

Сердечко новорожденного - пожалуй, самый крепкий и состоятельный орган. Оно работает с полную силу с первых минут жизни. Бьется сердечко чаще, чем у взрослых. В среднем в период новорожденности оно сокращается 110-150 раз в минуту. Этот показатель не бывает стабильным, так как любой внешний раздражитель (громкий звук, яркий свет, подувший ветерок) вызывает учащение биения сердца.

Пищеварительный тракт ребенка развивается невероятными темпами, ведь с каждой неделей малыш может съедать все большее количество материнского молока или смеси. Стерильным тракт остается первые несколько часов после рождения, потом в кишечнике возникают бактерии, призвание которых - помогать пищеварению. Цвет каловых масс меняется с черного (мекония) на коричневый и зеленоватый, а потом - на светлый, желтоватый. Уже на 5-6 сутки меняется консистенция - кал становится кашицеобразным, появляется кисловатый запах.

Нервная система крохи несовершенная, и именно ей предстоят самые существенные изменения в первые недели жизни человека. То, что нельзя считать нормой для взрослого, может быть самым обычным делом для новорожденного - например, тремор (дрожание конечностей).





Есть рефлексы, которые свойственны только новорожденным. По мере роста ребенка они будут угасать до полного исчезновения. Чтобы мама и папа успокоились насчет «нормальности» своего чада, Комаровской советует проверить самостоятельно. Здоровые малыши умеют следующее:

  • Хватать. Если поднести палец к ладошке новорожденного, он обязательно крепко ухватится за него.
  • «Обнимать» . Если по пеленальному столику, на котором лежит кроха, сильно стукнуть ладонью (или легко постучать по бедрам и ягодицам ребенка), то сначала он выгнется вверх, раскинет ручки, а потом снова вернет их в положение у груди.
  • «Ползти». Конечно, ползать в полном понимании этого слова новорожденные не умеют. Если положить ребенка на животик, он начнет отталкиваться ножками, как бы пытаясь поползти.
  • «Ходить». Если малыша взять под мышки и опереть ножками на твердую поверхность, он обязательно упрется ими. Если его немного наклонить вперед, он начнет делать движения, которые человек осуществляет при ходьбе.

Ребенку от рождения дана удивительная способность - быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Если родители сразу создадут ему домашнюю «теплицу», в которой жарко и душно, в которой не бывает сквозняков, все стерилизуют по два раза, моют в антисептиках, то этой природной способности уже не будет. В результате потом заботливые мама и папа вынуждены констатировать, что у ребенка слабый иммунитет. Комаровский подчеркивает, что иммунитет тоже формируется в первые недели жизни, и лучшее, что могут сделать родители, чтобы помочь - это не мешать.

Чего он хочет?

Новорожденный прекрасно умеет отличать, что хорошо, а что плохо, о чем он сразу же оповещает криком. Ребенок будет плакать по разным причинам: от голода, холода, жары, от боли, если ему неудобно и некомфортно, если у него мокрые пеленки.

Постепенно родители научатся отличать по характеру плача одно требование от другого. А пока на крик нужно реагировать методом исключения. Если плачет - проверьте подгузник, при необходимости поменяйте. Если не успокоился - измерьте температуру, посмотрите, не пучит ли живот. Если все нормально - предложите воды.

И только в последнюю очередь стоит кормить. Есть такие родители, которые каждый крик новорожденного затыкают маминой грудью, полагая, что ребенок постоянно хочет есть. Это ошибка, которая потом будет слишком дорого стоить, говорит Евгений Комаровский, потому что перекорм провоцирует очень многие детские недуги.





Основные принципы ухода по Комаровскому

Температура воздуха в детской комнате не должна превышать значений 18-20 градусов. Влажность воздуха - 50-70%.

В комнате не должно быть предметов, которые накапливают большое количество пыли - больших мягких игрушек, ковров с длинным ворсом. Влажная уборка должна быть ежедневной, но без добавления в воду моющих средств.

Одежда новорожденного и постельное белье должны быть сшиты из натуральных тканей без текстильных красителей. Стирать их следует специальным детским порошком, состав которого гипоаллергенен, после стирки всегда дополнительно прополаскивать.

Не стоит кутать ребенка. На нем должно быть надето столько же, сколько на взрослых.

Подушка ребенку не нужна. Однако очень нужен твердый ортопедический матрас, который не продавливается.



Купание должно быть ежедневным . Приступать к процедурам лучше после того, как заживет пупочная ранка. До этого ребенка можно обтирать влажными гигиеническими салфетками без парфюмерных отдушек, чтобы избежать опрелостей на коже.

Кормить можно по требованию, а можно ввести режим по часам. Евгений Комаровский настоятельно рекомендует некую «золотую середину» - кормление по смешанному типу.

Промежутки между приемами пищи должны быть не менее 2,5-3 часов, но сигнал о том, что пора кушать, должен подать сам ребенок. Нельзя перекармливать малыша, поскольку переедание провоцирует так называемые «газики» (кишечные колики).

Такое вскармливание даст маме уверенность в том, что ребенок наедается, а ребенку поможет скорее войти в отлаженный режим питания.

Даже если грудного молока мало, не стоит отказываться от естественного вскармливания. Существует множество методик стимуляции лактации.

Если ребенок по каким-то причинам не может питаться грудным молоком, внимательно выбирайте молочную смесь. Она должна быть обязательно адаптированной, желательно - гипоаллергенной. Чтобы малыш не переедал (а это довольно распространенная ситуация для искусственников), давайте крохе смесь из бутылочки с маленьким отверстием, чтобы он прилагал определенные усилия, высасывая пищу.



Прогулки должны быть обязательными и ежедневными. Даже во время болезни не стоит отказываться от этого - естественно, при условии, что у крохи нет температуры.

Спать новорожденный может до 22 часов в сутки. Постарайтесь сразу установить время ночного сна, чтобы потом ребенку было проще адаптироваться к распорядку дня. Новорожденный может кушать ночью до 2 раз. Сразу после кормления его следует укладывать обратно в кроватку. На время кормления не стоит включать яркий свет, поскольку кроха должен интуитивно понимать, что сейчас - именно ночь.

Новорожденному нужно каждый день делать гимнастику и массаж. Все упражнения должны быть основаны на легких прикосновениях, поглаживаниях и похлопываниях. Обязательно массируйте животик по часовой стрелке и выкладывайте чадо на животик.





Не забывайте обрабатывать пупочную ранку до полного ее заживления. Каждый день новорожденного следует умывать, чистить носовые ходы с помощью ватных турунд, следить за чистотой ушей. Ногти крохи растут быстро, они острые, ими можно серьезно поцарапаться. Подстригать их следует специальными детскими ножницами с тупыми краями.

Возможные проблемы

Даже если родители все организовали правильно и создали новорожденному оптимальные условия для здорового роста, без проблем этот процесс не обходится. Взрослым следует помнить, что есть проблемы неотложного характера, когда срочно требуется «Скорая помощь». Если возникли проблемы с дыханием, ребенок с трудом дышит, наблюдаются длительные задержки, сразу звоните «03». Точно такими же должны быть действия родителей при судорогах, сильной рвоте у новорожденного (не путать по срыгиванием), при высокой температуре (выше 38,0).

Если ребенок долго и пронзительно плачет, это может свидетельствовать о дискомфорте в кишечнике - например, он не может покакать. Следите за частотой и характером стула. Наиболее частая проблема новорожденности - «цветение» кожных покровов. Если появилась сыпь, покраснели щечки, обязательно проверьте, все ли вы правильно сделали в организации жизненного пространства малыша (микроклимат, отсутствие аллергенов). Обратите внимание на то, чем кормили кроху. Вполне возможно, что выбранная смесь ему не подходит. Обязательно посоветуйтесь с врачом.

Если часто гноятся глазки и опухают веки, обязательно вызовите врача на дом, чтобы исключить конъюнктивит. Проблема может быть вызвана дакриоциститом (непроходимостью слезного и носослезного канальцев). В этой ситуации доктор покажет, как правильно делать массаж, который позволит избавиться от проблемы.



Кишечные младенческие колики - вообще страшный сон всех родителей. Комаровский советует не преувеличить проблему и не раздувать ее до вселенских масштабов. Пищеварительная система ребенка совершенствуется, а потому колики - это вполне естественный процесс. Лечить их не надо. Достаточно облегчать состояние ребенка прикладыванием тепла, массажем животика, выкладыванием на живот. Некоторым малышам хорошо помогает соска-пустышка, поскольку сосательные движения успокаивают малышей.

Что такое колики, какие причины их возникновения и как с ними бороться - расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

Если ребенок перепутал день и ночь, Комаровский советует набраться силы и воли и в течение хотя бы одного дня не давать ребенку высыпаться до ночи, чаще будить. Кроме того, он напоминает о том, что спать ребенок должен в прохладе, дышать при этом чистым и влажным воздухом.

Обычно с проблемой «перепутанной жизни» настойчивым мамам и папам удается справиться за несколько дней.

Настроение

Настроение малыша, его поведение (особенно в период новорожденности) напрямую зависят от состояния нервной системы мамы. Невидимая связь между ними сохраняется и после того, как акушер перерезал пуповину. Если мама выспалась, она всем довольна, здорова, то и ребенок будет спокоен и счастлив. Если мама плачет и ссорится с домочадцами, не высыпается, морит себя голодом, чтобы у крохи не было диатеза, то ее состояние ребенок обязательно почувствует и проявит полную солидарность - поддержит и криком, и плачем, и коликами.

Подробнее о новорожденных детях вы можете узнать ниже в выпуске доктора Комаровского.