ЗУЛУ (устаревшее - зулусы; самоназвание amazulu - люди неба), народ группы нгони в составе народов банту, крупнейший народ ЮАР. Численность 10,4 миллионов человек (2001, оценка), из них 7,6 миллионов человек в провинции Квазулу-Натал. Живут также на севере Лесото (270 тысяч человек), в Зимбабве (140 тысяч человек), Малави (116 тысяч человек), Свазиленде и др. Говорят на языке зулу. В основном придерживаются традиционных культов, есть христиане (католики и протестанты), приверженцы христианско-африканской Назаретской баптистской церкви. Распространены синкретические культы (в том числе вера в мессию Исайю Шамбе).

Сложились в 1-й половине 19 века в междуречье Пхонголо и Умзимкулу, составив основу племенного союза во главе с Чакой. Им была создана регулярная военная организация, основанная на традиционной системе возрастных классов: боеспособные мужчины (18-40 лет) были поделены на полки (ибуто) численностью 600-1000 человек во главе с военачальниками (инкоси) и поселены в особые краали (эканда); воины не имели права жениться до 30 лет. Организации армии соответствовал новый боевой порядок: воины, вооружённые ударным копьём ассегаем (которое они были обязаны предъявить после боя) и щитом, сражались в сомкнутом строю типа фаланги - полки молодых неопытных воинов (исимпондо; буквально - рога) с флангов и главная ударная сила (исифуба; буквально - грудь) в центре; сзади строились резервы в основном из старых воинов. Часть зулу, не подчинившихся Чаке, ушли на север и поселились среди суто в Трансваале, а затем на землях шона в Зимбабве (ндебеле), на землях тсонга в Мозамбике (шангаан), за рекой Замбези (ангони); часть поселились на юге за рекой Умзимкулу (финго, амафенги). При преемнике Чаки - Дингаане в результате англо-буро-зулусской войны 1838-40 зулу потеряли часть земель, сохранив территорию на севере Натала между реками Чёрная Умфолози и Пхонголо - Зулуленд. После поражения зулу в англо-зулусской войне 1879 Зулуленд в 1887 стал британской колонией, в 1897 году включён в состав колонии Натал. Последнее антиколониальное выступление зулу - зулусов восстание 1906. С конца 1940-х годов до 1994 существовал бантустан Квазулу.

Традиционная культура типична для народов Южной Африки. Мужчины занимаются полукочевым скотоводством (мальчики пасут коз, подростки - овец, взрослые - крупный рогатый скот), кожевенным и кузнечным ремеслом, резьбой по дереву и кости, женщины - переложным земледелием, плетением, гончарством.

Зулу в традиционном костюме.

Одежда - кожаные набедренные повязки, фартуки, юбки, меховые накидки, браслеты на предплечьях и икрах; заслуженные воины носили головные обручи из воска и травы. Характерны соломенные, украшенные бисером женские головные уборы (исичоло). Жилище - полусферическая каркасная хижина (икхугване), крытая циновками или шкурами; позднее распространились четырёхугольные саманные дома с плоской крышей, традиционные хижины сохранялись как ритуальные постройки (для проведения инициаций). Поселение - крааль (умузи), насчитывало от 10 до 1000 хижин, составляло большесемейную общину, глава которой (инкоси) выполнял также функции жреца; советником, военачальником и судьёй был назначаемый «королём» помощник (индуна). Сохраняются патрилинейные тотемные (королевский тотем - змея мамба; также слон, леопард, лев, зебра, буйвол и др.) линиджи, главы наиболее авторитетных линиджей образуют совет (Палата традиционных вождей) при верховном правителе («короле») в столице зулу - Улунди, избираются в Государственный совет вождей в Претории. Брак патрилокальный, распространена полигиния, чаще сороральная. Хижины жён в зависимости от ранга располагаются вокруг хижины мужа. Терминология родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Практикуются обряды избегания, в том числе вербального (хлонипха): как мужчина, так и женщина не употребляют прилюдно слова, входящие в состав имён их свойственников. Брак сопровождался обязательным выкупом скотом (лоболо). Традиционная религия - культы сил природы (токолош, хили, гиликанго), предков (амадлози), верховного бога-творца Нкулункулу и матери-земли Номкхубулване, ежегодный праздник урожая, сопровождающийся ритуалом возобновления силы вождя и войска (инквала); сохраняются предсказательницы, знахари (женщины - сангома, мужчины - иньянга, санузи).

Для устной культуры характерно преобладание вокальной музыки - хоровой многоголосной (с элементами полифонии) и сольной. Танцы сопровождались хоровым пением, шумом погремушек, хлопками в ладоши. Флейты, музыкальные луки нередко использовались в индивидуальном музицировании. Во время инициации юношей исполнялись танцы и респонсорные песни в честь знаменитых вождей и предков (изибонго) - перечень имён с развёрнутыми эпитетами. Барабаны применяются в современных жанрах, например сопровождают танцы ингома (праздничный танец быка), а также свадебные песнопения и мужские военные танцы с оружием. В резиденции «короля» Нонгома (близ Улунди) ежегодно проходят заимствованные у свази пляски девушек Умхланга (Пляска тростника), в ходе которых «король» выбирает себе жену. У городского населения распространены европейский и американский вокально-танцевальные жанры и музыкальные инструменты (гитара и др.); популярны масканда (сольная песня под гитару) и мбаканда (разновидность джаза с элементами фолк-музыки). Сложилась профессиональная литература (Дж. Дубе, Р. Дхломо, Б. Вилакази, поэт М. Кунене), развивается прикладное искусство (особенно плетение и работа с бисером). Многие современный зулу живут в городах, работают в горнодобывающей промышленности, активно участвуют в политической жизни ЮАР, занимая ряд ключевых постов в правительстве (зулу составляют этническую основу Партии свободы Инката).

Лит.: Брайант А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев. М., 1953; Gluckman М. The analysis of а social situation in modern Zululand. Manchester, 1958; Reader D.Н. Zulu tribe in transition: the Makhanya of southern Natal. Manchester, 1966; Bleeker S. The Zulu of South Africa: cattlemen, farmers and warriors. N. Y., 1970; Gibson Y. Y. The story of the Zulus. N. Y., 1970; Maylam Р. А history of the African people of South Africa. N. Y., 1986; Laband J. Kingdom in crisis: the Zulu response to the British invasion of 1879. Manchester, 1992.

Флаг КваЗулу (1977-1985 годы)

Слева полоса багряного цвета, на которой изображён зулусский щит. Справа изображены, начиная с верхней, белая полоса в ⅓ высоты флага, золотая (жёлтая), зелёная и чёрная, каждая в 1/9 высоты и ещё одна белая в ⅓ высоты.

Флаг КваЗулу (1985-1994 годы)

Он имеет белое полотнище, красную широкую полосу у древка и три узкие полосы в середине полотнища: черную, зелёную и жёлтую.

Так как Квазулу было государственным образованием зулусов, то цвета в середине флага символизируют народ, страну и будущее. Белый цвет символизирует мир, красный - пролитую кровь. В красной полосе изображён белый зулусский щит с перекрещёнными копьями и посохом короля, что символизирует защиту народа воинами короля.

Этот же овальный зулусский щит является основной фигурой герба территории.

Герб КваЗулу

Стрела, расположенная в центре щита и направленная острием вверх символизирует авторитет короля среди народа. Клейнод - серебряная голова слона анфас. Щитодержатели - золотые леопард (справа) и лев (слева), держащие копья. Леопард символизирует красоту и грацию, лев – мужество и благородство, слон - интеллект и силу. На зеленом подножии золотая девизная лента - «Вместе мы торжествуем».

Ассегай

Колющее копьё для ближнего боя с широким лезвием, длиной 0,5 м

Сбор и исполнение ритуального танца зулусским войском в резиденции Чаки, по свидетельствам европейцев (1827 год)

Другие вождества Южной Африки


Зулусская империя
Wene wa Zulu
Раздел находится в разработке

Страна зулусов , или Зулусская империя , или КваЗулу , или Зулуленд - территория союза племён зулусов, сложившегося в первой половине XIX века в Южной Африке на побережье Индийского океана (территория современной провинции ЮАР КваЗулу-Натал). Во время своего максимального расцвета простиралась от реки Понголы на севере до реки Умзимкулы на юге.

Зулусы: дети неба

О существовании такого народа, как зулусы, слышали многие, но немногим известно, что зулусы были одними из самых грозных воинов, что знал Африканский континент.

Зулусы проживают на юго-востоке ЮАР, в провинции КваЗулу-Наталь, относятся к народам банту и к группе нгуни. Еще задолго до нашей эры народы банту стали распространяться на юг африканского континента. Впервые на территории нынешней Южной Африки они появились в VI веке. Точное время проникновения племен банту в Наталь установить трудно, но известно, что к XVI веку территория Наталя уже была заселена банту, а не койсанскими народами (бушменами и готтентотами). Так как Наталь был периферией огромного мира банту, то предки зулусов - восточно-нгунийские племена - заимствовали множество слов из языка автохтонного населения Южной Африки - койсанских народов. Также койсанские языки значительно повлияли на фонетику зулусского языка, хотя это влияние было меньшим, чем у западных соседей предков зулусов - племён коса.

Восточные нгуни были крайне воинственным народом. Помимо военных набегов они жили за счёт ремёсел и разведения крупного рогатого скота. До XVIII века восточные нгуни жили обособленными кланами, формально признавая власть верховного вождя.

Языческие верования восточных нгуни включали в себя веру в первопредка и одновременно демиурга по имени Ункулункулу, который сотворил мир, научил людей добыче огня, скотоводству, земледелию и ремеслам, но перестал оказывать влияние на жизнь людей, ныне распоряжаясь лишь природными стихиями, также они верили в магию и бесчисленное количество духов. Важной частью нгунийской религиозной жизни было т.н. «вынюхивание» - поиск жрицами в народе злых колдунов. Те, кого жрицы объявляли колдунами, предавались мучительной казни.

Само слово «зулусы» (Зулу, амаЗулу) произошло от имени вождя одного из кланов нгуни, Зулу каМаланделы, жившего в конце XVII - начале XVIII веков. На языке восточных нгуни «зулу» означает «небо». После его смерти в 1709 году члены его клана стали себя называть амаЗулу, то есть «дети Зулу». К началу XVIII века рост населения, совершенствование сельскохозяйственного производства и торговая конкуренция с европейцами привели к необходимости централизации и расширения власти вождей. Особого успеха добилось два племенных союза - один под главенством ндвандве к северу от реки Умфололози и другой под главенством мтетва к югу от неё. Зулусы стали одним из кланов в составе союза, возглавляемого мтетва.

В 1781 году году королём (инкоси) зулусов стал Сензангакона каДжама. К тому времени в клане зулу было около полутора тысяч человек. В 1787 году у незамужней девушки по имени Нанди от короля Сензангаконы родился сын, которому было суждено на века прославить имя зулусов. Его звали Шака (также иногда - Чака).

Так как Шака был незаконнорождённым, с детства ему пришлось испытать многие унижения и лишения. Когда Шаке было шесть лет, его отец изгнал его вместе с матерью из-за того, что по недосмотру пастуха Шаки собака загрызла овцу. Ему удалось найти пристанище в землях мтетва. Достигнув 21 года, Шака поступил на военную службу короля мтетва, Дингисвайо, и был зачислен в отряд воинов (ибуто или же импи) под названием «Изи-цве».

Шака вскоре завоевал уважение своей храбростью и умом. Его тактика боя резко отличалась от того, как сражались другие нгуни. По традиции, нгуни встречались для боя в заранее оговоренном месте и вступали в перестрелку легкими метательными ассегаями (копьями), защищаясь большими щитами и подбирая брошенные врагами ассегаи для того, чтобы метнуть их в ответ. Бой сопровождался многочисленными схватками храбрейших воинов один на один. За боем наблюдали женщины и старики. Как правило, обе стороны несли очень скромные потери, и в конце сражения одна из сторон признавала себя побеждённой и соглашалась платить дань.

Шака считал эту тактику проявлением глупости и трусости.

Он заказал для себя длинный ассегай с широким наконечником, который подходил для рукопашного боя. Такой тип ассегая получил название «иклва». Также он отказался от сандалий, чтобы ускорить свое передвижение. Во время войны с племенным союзом ндвандве, чьим королем был Звиде, Шака отлично себя проявил. Вскоре он уже командовал «Изи-цве».

Для всех своих подчинённых Шака велел изготовить такие же ассегаи и ввёл обычай для воинов ходить босиком. Кроме того, на вооружение была принята деревянная палица «нобкерри». Также он стал использовать новую тактику «голова быка»: войско делилось на три части; на левом и правом флангах («рога быка») стояли молодые воины, которые в бою охватывали противника, а по центру («лоб быка») находились самые опытные воины, выполнявшие основную работу по уничтожению неприятеля. Отныне его воины не брали в плен никого, если не было приказа, прямо предписывающего захват пленных.

В 1816 году король зулусов Сензангакона умер, и его наследником стал сын - Сигуджана. Шака при помощи короля мтетва Дингисвайо убил Сигуджану и сам стал зулусским королём. Приоритетом Шаки прежде всего были военные реформы. Все способные носить оружие мужчины от 20 до 40 лет были мобилизованы Шакой на военную службу, а уйти со службы они могли лишь за особые заслуги по приказу короля. Вступление в брак для неженатых воинов было запрещено.

Из этих новых воинов были сформированы новые отряды (далее – импи). Командирами импи («индунами») были ближайшие сподвижники Шаки.

На королевскую службу призывались также и девушки - они не сражались, но занимались хозяйственной деятельностью под централизованным руководством. Везде были внедрены длинные ассегаи и другие технические и тактические изобретения Шаки. Любые нарушения и неповиновение наказывались смертью. Воинская подготовка мальчиков начиналась с семи лет, проводились регулярные учения подростков и воинов с использованием учебного оружия. Вскоре армия зулу стала сильнейшей туземной армией в регионе.

В 1817 году погиб Дингисвайо, король мтетва. Он был захвачен ндвандве в плен и казнён по приказу Звиде. Возникший вакуум во власти был быстро заполнен энергичным и решительным Шакой. Он подчинил своей власти племена союза ндвандве, ведя войну не на уничтожение, а на подчинение. В этих войнах он часто был милостив с врагами - его планы включали в себя создание политически единого народа. На все покорённые народы распространялась система призыва в королевскую армию, что способствовало интеграции разрозненных племён в единый зулусский народ. Некоторые племена (такие, как хлуби и мфенгу), не желая подчиняться Шаке, были вынуждены мигрировать.

Помимо призыва в армию, важным инструментом укрепления власти Шаки над племенами было строительство военных краалей (иканда) на подвластных землях.

Также Шака жестко ограничил власть жрецов. Теперь во время «вынюхивания» колдунов только король окончательно определял виновность подозреваемого.

Кроме укрепления своей власти среди бывших племен союза мтетва, Шака воевал с королем ндвандве Звиде, желая отомстить за Дингисвайо. Эта война была крайне напряженной и кровопролитной. В битве при холме Гокли в 1817 году пятитысячное зулусское войско благодаря качественному преимуществу и военному таланту Шаки по частям разгромило 12 тысяч ндвандве. На поле боя осталось 7500 ндвандве, но погибло и 2000 зулусов.

Ндвандве заимствовали у зулусов их тактику, вооружение и военную систему. Но Шака все равно побеждал их. Однажды он чуть не захватил Звиде в плен. Звиде спасся, но в плен к Шаке попала его мать, которую. Шака отдал съедение гиенам. Наконец, в 1819 году при реке Млатузе ндвандве были окончательно разгромлены. Звиде бежал и умер в изгнании в 1825 году. Многие племена, входившие в союз ндвандве, бежали, опасаясь мести Шаки. Шанганы бежали на территорию будущих Западного Мозамбика и Восточной Родезии, где создали свое государство Газа. Нгони создали собственное государство в окрестностях озера Ньяса.

В 1823 году один из индун Шаки, Мзиликази, происходивший из племени кумало, не поладил с королем. Вместо того, чтобы предстать пред королевским судом и быть казненным, он восстал и увел своих людей на север, в Мозамбик. В 1826 году люди Мзиликази (образовавшие новое племя – матабеле или ндебеле) перебрались в Трансвааль. Бойня, учинённая там матабелами, была столь ужасающей, что буры, начавшие прибывать в 1830-х годах в Трансвааль, почти не встречали там коренного населения. Зато они встретили воинственные импи матабелов, с которыми начались кровопролитные бои, и военная удача чаще сопутствовала бурам, чем матабелам.

В 1838 году Мзиликази уводит свой народ на запад, на территорию нынешней Ботсваны, а затем переходит Замбези и посещает территорию нынешней Замбии. Однако Замбия, входившая в пояс мухи цеце, которые являются разносчиками сонной болезни, не подходила для ведения скотоводческого хозяйства, поэтому матабелы идут на юго-восток, снова переходят Замбези, в 1840 году покоряют племена шона и сами селятся на юго-западе будущей Южной Родезии – эта территория стала известна как Матабелеленд. Королевство Матабеле пало в 1893 году в ходе Первой Англо-матабельской войны.

В 1826 году погиб друг Шаки Мгобози. В 1827 году умерла его мать Нанди. Шака посчитал, что мать стала жертвой колдовства. Он уничтожал всех, кто, по его мнению, недостаточно скорбел по Нанди и ввёл траур на год, в течение которого смертной казни люди предавались даже за самые незначительные проступки.

22 сентября 1828 года из-за недовольства тиранией Шаки был убит в собственном краале. Королём стал один из заговорщиков – брат Шаки, Дингане каСензангакона, также известный как Дингаан.

Шака навсегда остался в памяти зулусов как великий король, создавший их народ, и военный гений, наводивший ужас на все племена Юга Африки. Под конец его правления зулусская армия имела численность около 50 тысяч человек.

Дингане не стал жить в старой столице Шака, краале Булавайо, а построил собственный крааль – Мгунгундлова. Он смягчил дисциплину в зулусском государстве: теперь молодые люди призывались лишь на полгода и могли основывать свои семьи и хозяйства. Должность индуны стала наследственной. Стала менее деспотичной власть короля – теперь он принимал решения только с согласия индун.

На правление Дингане пришелся так называемый Великий Трек – переселение буров (потомков голландских колонистов) на земли, где не действовали английские законы – буры двигались на восток, на территорию Наталя. Между бурами и зулусами происходили мелкие столкновения.

В ноябре 1837 года Дингане встретился с одним из лидеров буров, Питом Ретифом, и подписал акт передачи земель бурам-фортреккерам. 6 февраля 1838 года во время нахождения буров-переговорщиков в краале Дингане, Ретиф и его спутники были убиты по приказу короля. 17 февраля трекбуры Ретифа, оставшиеся без руководства, были вырезаны зулусами. Погибло около 500 человек, в том числе женщины и дети.

В конце года Дингане решил уничтожить партию трекбуров под руководством Андриса Преториуса и Сарела Силльерса. 16 декабря зулусский отряд под руководством индуны Ндлелы напал на буров при реке Инкоме. 470 отважных буров отразили натиск зулусского войска, численность которого составляла не менее 12 тысяч человек. Три тысячи зулусов погибло, потери буров – лишь три человека ранеными. Битва получила название битвы при Кровавой реке. Затем буры разрушили столицу Зулусского королевства.

23 марта 1839 года между фортреккерами и зулусами был заключен мир. Зулусы отказались от всех территорий к югу от реки Тугелы, и на этих землях была основана Республика Наталь, столицей которой стал город Питермарицбург.

Эти сражения повлияли на военное дело зулусов: в обиход вернулось дальнобойное оружие – метательные копья. Впрочем, основным оружием зулусов оставался ассегай «иклва».

В январе 1840 года младший брат Дингане, Мпанде, восстал против него, заручившись поддержкой буров во главе с Преториусом. В битве при Маконго 29 января 1840 Дингане был разгромлен и бежал в Свазиленд, где вскоре был убит. Королем зулусов стал Мпанде.

В 1843 году Республика Наталь была аннексирована англичанами и стала британской колонией Наталь. Многие буры уехали на север, где основали бурские республики – Южноафриканскую Республику (Трансвааль) и Оранжевое Свободное Государство (Фрейстат). В октябре 1843 года были определены границы между Британским Наталем и зулусским королевством.

В начале 1850-х годов Мпанде решил покорить Свазиленд. Хотя свази формально были вассалами зулусов, Мпанде хотел добиться полного подчинения Свазиленда, чтобы иметь земли, куда можно было бы отступить в случае вторжения фортреккеров или же англичан из Наталя. В 1852 году началась война со свази. Хотя зулусы и разгромили свази, Мпанде пришлось оставить Свазиленд из-за английского давления.

В этой войне хорошо себя проявил старший сын Мпанде – Кетчвайо. Хотя он был старшим, он не считался официальным наследником, которым был провозглашен другой сын Мпанде – Мбуязи. Зулусы раскололись на сторонников Мбуязи и сторонников Кетчвайо. В 1856 году дело дошло до открытого столкновения – люди Мбуязи разорили земли сторонников Кетчвайо. 2 декабря 1856 года стороны сошлись в битве близ британской границы, на реке Тугела. Войска Кетчвайо почти втрое превосходили семитысячный отряд Мбуязи, но на стороне Мбуязи выступали 35 британцев. Это не помогло – воины Мбуязи были разгромлены, сам он был убит. Кетчвайо стал де-факто правителем зулусов.

Лишь в 1861 году при британском посредничестве удалось достигнуть примирения между отцом и сыном, но Мпанде все больше и больше терял интерес к государственным делам: он стал пивным алкоголиком, ему было трудно ходить.

При Мпанде королевство зулусов стало более открыто иностранным веяниям. Если Шака насмехался над техникой, религией и политикой белых, то Мпанде контактировал с ними. При нем действовали миссионеры, была составлена первая зулусская грамматика, на зулусский язык была переведена Библия. В конце 1872 года Мпанде умер, и королем зулусов стал Кетчвайо, сделавший своей столицей Улунди.

С 1873 года противоречия между Британским Наталем и зулусами постепенно нарастали. Британцы ощущали угрозу со стороны зулусов, а у Кетчвайо возник конфликт с христианскими миссионерами. Кроме того, англичане были недовольны тем, что король мешает притоку рабочих в страну. Кетчвайо имел мощную тридцатитысячную армию с отрядом мушкетеров, планировал организовать кавалерию.

В 1875 году британский военачальник Уолсли решил, что южноафриканские проблемы Британии решаются только аннексией Зулуленда, и в 1877 году англичанами был аннексирован Трансвааль (независимость буры восстановят лишь в 1881 году после битвы при Маюбе). В том же году министр по туземным делам Наталя Шепард писал министру колоний Британии лорду Карнарвону, что государство зулусов – корень зла и должно быть уничтожено.

11 декабря 1878 года Кетчвайо был предъявлен ультиматум – распустить армию, отказаться от военной системы Шаки, обеспечить свободный допуск британских миссионеров в Зулуленд и разместить во владениях зулусов британского комиссара. На выполнение условий был дан месяц, но Кетчвайо отказался, и 11 января 1879 года началась Англо-зулусская война.

22 января 1879 года при холме Изандлвана 20-тысячным зулусским войском был разгромлен британский отряд в 1700 человек. Зулусам удалось захватить винтовки «Мартини-Генри», но в этом бою они потеряли 3000 человек.

22-23 января четыре тысячи зулусов атаковало пограничный пост Роркс-Дрифт, который защищали всего 150 англичан. В ходе героической обороны было отбито три атаки зулусов, и они отступили. Зулусы потеряли около 1000 человек, британцы – 17 убитыми и 10 ранеными. 11 белых героев получило Кресты Виктории, еще пятеро – медали «За доблестное поведение».

28 января британская колонна под командованием полковника Пирсона была окружена в краале Эсхове, осада продолжалась до 4 апреля. Кетчвайо предложил заключить британцам мир, но они не ответили на его предложения. У Кетчвайо не было планов вторгаться в Наталь, что дало британцам передышку. 12 марта при Интомбе зулусский отряд в 500-800 воинов разбил сотню британцев. Погибло 62 английских солдата. 28 марта при Хлобане 25 тысяч зулусов напали на британский отряд, численностью 675 человек, и 225 британцев погибло, потери зулусов были минимальными.

29 марта при Камбуле две тысячи британцев нанесли поражение 20 000 зулусов – 29 британцев и 758 зулусов погибли. 2 апреля при Гингиндлову 5670 британцев разгромило 11 тысяч зулусов; потери британцев составили всего 11 убитыми, а зулусы потеряли свыше тысячи человек.

1 июня в разведке зулусами был убит французский принц – Эжен Наполеон, номинальный император французов, а 4 июля вблизи столицы зулусов, Улунди, состоялось последнее сражение этой войны.

Британские войска (шесть тысяч человек) методично расстреливали зулусов, численность которых составляла 24 тысячи. Через полчаса стрельбы зулусская армия перестала существовать как организованная сила. Британцы потеряли 13 человек убитыми, зулусы – около 500 человек, но моральный удар был огромен. Крааль Улунди был сожжён, Кетчвайо бежал, но 28 июля был захвачен в плен. 1 сентября зулусские вожди сдались.

Зулуленд вошёл в состав Британского Наталя. Король был лишён власти, зулусами под британским протекторатом стали управлять 13 вождей. Вскоре туземцы погрязли в раздорах, и, чтобы с ними покончить, британцы разрешили Кетчвайо вернуться, что он и сделал в январе 1883 года, согласившись выполнять все требования британцев. Это не помогло: между Кетчвайо и не желавшим признавать его верховенство старым противником Зибебу началась междоусобная война, в которой Кетчвайо потерпел поражение. Через год, 8 февраля 1884 года, Кетчвайо умер; после него королём зулусов под британским правлением стал его сын Динузулу, заручившийся помощью буров для борьбы с Зибебу и разгромивший его. За это Динузулу пожаловал бурам часть своих земель, где они основали бурскую республику Ниеве Републик (позже вошла в состав Трансвааля).

В 1887 году Зулуленд был аннексирован. Чтобы подорвать власть Динузулу, британцы спровоцировали восстание Зибебу. Восстание было им подавлено, сам Динузулу бежал в Трансвааль. После выдачи его британцам в 1890 году, он был приговорён к 10 годам ссылки на остров св. Елены, откуда вернулся только через семь лет.

В годы после Второй Англо-бурской войны белые работодатели Наталя испытывали большие проблемы с наймом черных рабочих – они предпочитали наниматься на рудники Витватерсранда. Чтобы стимулировать черных идти на работу в белые хозяйства, в конце 1905 года колониальные власти ввели подушный налог на всех взрослых аборигенов в один фунт.

Вождь Бамбата, под началом которого было 5500 человек, был одним из тех, кто сопротивлялся введению нового налога. В феврале 1906 года людьми Бамбаты было убито двое полицейских, посланных собирать налоги в непокорные районы, после чего было введено военное положение. Бамбата бежал на север при негласной поддержке короля Динузулу. Бамбата собрал небольшие силы своих сторонников и стал совершать партизанские нападения из леса Нкандла. В апреле была отправлена экспедиция для подавления восстания: при холме Моум-Джордж зулусы были окружены и разгромлены британцами за счет технического превосходства; в ходе сражения Бамбата был убит, и восстание было подавлено ценой гибели от 3000 до 4000 зулусов, причем 7000 было арестовано, а 4000 – выпорото. Так закончилась последняя война зулусов, после которой зулусская монархия потеряла свое влияние.

Был арестован и Динузулу; в марте 1908 года он был приговорен к лишению свободы на 4 года. В 1910 году Южно-Африканский Союз стал британским доминионом, а его премьером был назначен старый друг Динузулу – генерал Луис Бота, освободивший его с условием никогда не возвращаться в Зулуленд. 18 октября 1913 года Динузулу умер в Трансваале; наследником стал его сын, король Соломон каДинузулу, который царствовал до 1933 года, так и не будучи формально признанным.

С 1933 по 1968 годы королём был Бекузулу каСоломон, которому удалось формально восстановить королевский статус в 1951 году. При его правлении в 1948 году в Южной Африке победила Национальная партия, и был установлен режим апартеида – раздельного проживания и развития рас. Расовая сегрегация углублялась и расширялась. Одни зулусы боролись против этого режима, более консервативные выступали, прежде всего, за улучшение положения самих зулусов.

В 1968 году королём зулусов стал Гудвилл каБекузулу Звелетини. 9 июня 1970 года, в соответствии с законом о самоуправлении банту, на части территории провинции Наталь было создано «племенное отечество» - самоуправляемая автономия Зулуленд (такие автономии часто называют бантустанами). Зулусский бантустан возглавил принц Мангосуту Бутелези, а его столица располагалась в Нонгоме. Все зулусы приобрели гражданство Зулуленда и потеряли гражданство ЮАР. Тысячи зулусов, живших на частных землях вне Зулуленда, были переселены в бантустан. 1 апреля 1972 года бантустан был переименован в КваЗулу – на зулусский лад.

В 1975 году была создана правая зулусская партия «Инката», которая выступала за улучшение жизни зулусов при режиме апартеида, но многие зулусы поддерживали «Африканский Национальный Конгресс», «Панафриканский Конгресс» и другие организации, желавшие полного уничтожения системы апартеида и равенства для всех.

В 1980 году столица была перенесена из Нонгомы в Улунди. В 1981 году бантустан получил расширенную автономию. В 1994 году апартеид пал. Бантустан был вновь объединён с провинцией Наталь, при этом она получила название КваЗулу-Наталь.

Сейчас зулусы – самая крупная этническая группа ЮАР, их свыше 10 миллионов человек, или 38,5% населения. Помимо КваЗулу-Наталя, зулусов ныне много и в Гаутенге - экономическом и политическом центре страны (центр бывшей провинции Трансвааль с городами Йоханнесбург и Претория). Партия «Инката» участвовала и участвует в выборах, но год от года теряет поддержку. С 2009 года Южной Африкой правит зулус - президент Джейкоб Зума.

Легендарные вожди одного из кланов народа восточные нгуни

Вожди (инкоси) клана ама-зулу, сведения о которых сохранились в устной традиции

Верховные вожди (инкоси), «короли» независимой державы (вождества) зулусов

Династия Зулу

1819 - 1828
1828 - 1828
1828 - 1840
1840 - 1872
(1) 1872 - 1879
поражение в войне с англичанами, король взят в плен, страна зулусов разделена между 13 «вождями», которые подчинялись британским «резидентам», при этом главным, «белым вождём» всех зулусов был назначен европеец, согласно мирного договора, зулусы обязаны были выплачивать налог «на хижины и скот» 1879

Вожди (инкоси) страны зулусов периода междоусобиц Британской империей , образована британская колония Зулуленд

1887

Период «междуцарствия»

колония Зулуленд находилась под формальным управлением губернатора колонии Наталь 1887 - 1897
1887 - 1897
колония Зулуленд включена в состав британской колонии Наталь 1897 - 1906
вакантный престол, правитель не назначался 1897 - 1906
зулусское восстание против британских колониальных властей 1906 - 1906
1906 - 1906
подавление восстания, восстановление колониальной власти британцев, Зулуленд остался в составе британской колонии Наталь 1906 - 1910
вакантный престол, правитель не назначался 1906 - 1910
британские колонии Наталь, Кап, Оранжевой реки и Трансвааль реорганизованы в королевство-доминион Британского содружества - Южно-Африканский союз 1910 - 1951
вакантный престол, правитель не назначался 1910-1951
формальное восстановление власти вождей, как духовных лидеров своего народа 1951

Вожди (инкоси) зулусов [с 1951 года по настоящее время]

1970 - 1972 бантустан Зулуленд был переименован в КваЗулу, после падения режима апартеида вновь объединён с провинцией Наталь, которая получила название КваЗулу-Наталь 1972 - 1994 (главный министр бантустана КваЗулу) 1972 - 1994

Примечания:

Источники.

«Зулу́сы» — художественный фильм режиссёра Сая Эндфилда, вышедший на экраны в 1964 году. Сюжет основан на реальном историческом событии — сражении у Роркс-Дрифт.

Сюжет. Фильм интересный, сюжетных дыр я не заметил. В некоторых местах он может показаться скучным, но мне он таким не показался. За продвижением сюжета правда интересно смотреть, нет правда, сейчас таких фильмов точно никто не снимет. Сейчас те же батальные сцены выглядит иначе и не так круто, как тут.

Персонажи.

Главный герой не один, их несколько.

Я бы хотел отдать написать о некоторых персонаж. Зачем? А почему бы и нет?

Стэнли Бейкер и его персонаж Инженер её Величества.

Он как персонаж, не чем особо не притягивает. Во время боя он тоже ничего такого не показал, он был скорее хорош на язык. Но он выполнил свою задачу в фильме, он дал стратегию боя и размещения солдат (и скорее всего достроил этот мост).

Джеймс Бут. Хок, он комедийный персонаж, у которого имеются в фильме «драматичный» момент, но, если честно, такая себе драма.

Альфред. Ладно-ладно, Майкл Кейн ты всегда останешься для меня Альфредом. Вот он хорош, нет правда. В отличие от того же инженера, он смог и на поле боя себя отлично показать. А чего стоит конец фильма, и их диалог с инженером:

«-Это была ваша первая битва.
-Все себя так чувствуют потом?
-А что чувствуете вы?
Боль…
-Только живые могут чувствовать боль.
-Вы спросили, я ответил. И ещё кое-что, я чувствую счастье…"

И мой фаворит Найджел Грин. Он просто харизматичен в фильме. Как командует солдатом, как он смело воюет. Херь его знает, может быть я такой один, но он мне правда понравился как персонаж, может быть дело в том, что для меня, он был похож на именно того англичанина, который жил бы в то время.

Ещё в фильме был священник и он раздражал. Я рад, что его убрали, он правда был бы лишним во всей этой каши (вкусной каши). Остальные актеры тоже молодцы, но мне больше запомнились именно эти.

Война. Меня всегда привлекали фильмы, связанные с войной тематикой, а тут +колонизация, и, к сожалению, я не могу ничего сказать о достоверности фильма, ведь о самом событии я ничего не знаю, но я знаю то, что фильм вышел хорошим. Зульсы вышли отличными, в них правда видно смелых воинов, но одновременно у меня имеется к ним претензия. Ладно они слабы перед ружьями, но что творится во время ближнего боя? Но типа, какого чёрта англичане их так легко валят? Это мне показалось странным и не правдоподобным. Бои выгляди динамично и круто, зульсы набегают их отстреливают, но с каждым новым набегом зульсов бои выглядят лучше.

Это стратегия стрельбе поочерёдно, но залпом выглядит просто превосходно. Ты прямо веришь во всё это. Англичане показаны, как войско пускай и меньшего количества, но не смотря на количество, они не лишены той же храбрости, что и зульсы. И сама концепция боя, где маленькое количество англичан, сражаются с в разы превышающими их Зулусьами. И если они победят Зульсов, то естественно они будут героями, которые совершили невозможное. Ракурсы сцен подобраны идеально.

Музыка. Что тут можно написать насчёт музыки? NICE, а не музыка. Чего стоят танцы и боевые кричалки зульсов.

Короче, фильм хороший и если вы его посмотрите, то вы не пожалеете.

Зулусы – загадочный африканский народ с уникальной историей и культурой. Их магический опыт хранит в себе множество неразгаданных тайн, раскрыть которые человечеству еще только предстоит.

Численность зулусов – 10 миллионов. Они живут в Южно-Африканской Республике, Замбии и Мозамбике. Как считают буры (пришлое белое население), зулусы - наиболее работоспособная, талантливая и колоритная народность во всей Южной Африке. Как свидетельствуют археологические раскопки, предки зулусов появились на территории Южной Африки еще в первых столетиях нашей эры.

Термин «зулусы» возник примерно в 1709 году, когда один из сильнейших вождей Зулу основал клан, который дословно переводится как (amaZulu) или «дети неба». Их основными занятиями стали земледелие, скотоводство, охота и межплеменные войны. Мальчики обучались военному мастерству с юных лет.

Зулусская деревня - идеальный маленький укрепрайон, окруженный деревянным валом круглой формы с одной или несколькими сторожевыми башнями.
Внутри – хижины в строгом иерархическом порядке: дом матери главы клана, дом главы, его первой жены, второй, третьей, молодых людей и так далее.

Почетное место в поселении занимает загон для скота. Тут же хоронят умерших, видимо, считая, что животных охраняют духи покойников. У зулусов все важные понятия: сила, власть, могущество, комфорт - измеряются числом рогатого скота. Доение коров - священнодействие, и им занимаются исключительно мужчины. А если вы увидите над входом в жилище череп буйвола с массивными рогами, то это верный знак того, что здесь живет глава семьи или вождь.

Особым почетом у зулусов пользуется наряд из леопардовой шкуры. Но ее может одеть только король, высший военачальник или глава семейного клана. Национальная одежда простых зулусов - кожаные набедренные повязки, фартуки, украшения на икрах и предплечьях в виде хвостов животных. Очень своеобразно и красиво выглядят их праздничные головные уборы из перьев птиц.

Первый знаменитый король зулусов - Чака прославился жестокостью и талантами хитрого военачальника. Именно благодаря Чаке в начале 19 века зулусы перестали быть разрозненными племенами примитивных туземцев и превратились в мощную нацию "людей неба", захватившую огромные территории. Чака призвал на военную службу всех мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, установив над ними до их женитьбы безраздельное господство.

Король сам давал разрешение на бракосочетание и только самым храбрым воинам. Конечно, хитрый король стремился подольше удержать воинов на службе, и мужчинам «светило» жениться только к 40 годам.

В полках молодые зулусы влачили полуголодное существование и между ними случались поножовщины. Были и «отказники», которые убегали их зулусских кланов к белым, либо становились шаманами, не подлежавшими призыву. Но в целом армия Чаки славилась дисциплиной, свирепостью воинов и многочисленными победами над соседними племенами.

Чака модернизировал наступательное оружие зулусов. Он вооружил свои войска короткими ассегаями – колющими копьями (75 см) с длинным широким наконечником, который воины не выпускали из рук, пронзая грудь соперника. За потерю копья грозила смертная казнь.

Чака придумал особое построение воинских отрядов - "рога быка", которое принесло зулусам много побед. Два "рога" старались окружить противника и атаковать с флангов (состояли из самых быстрых воинов), "Грудь" двигалась прямо на врага (самые опытные), отряд «львов» (молодые) стоял в резерве для преследования.

После сражения воины немедленно расходилась по домам, чтобы совершить очищающие обряды, и даже королевская воля не могла этому воспрепятствовать.

В 1828 г. после десятилетнего правления Чака был убит своим братом, Динганом. При Дингане зулусы впервые пришли в столкновение с белыми, терпели при этом одно поражение за другим и, в конце концов, стали вассалами в собственной республике. В эпоху апартеида зулусы рассматривались как граждане второго сорта.

В настоящее время зулусы – наиболее цивилизованное племя, освоившее английский, португальский и другие языки ЮАР. Но вот приверженность традиционным верованиям у них очень сильна, несмотря на то, что среди зулусов есть христиане.

Зулусы верят в бога Ункулункулу, который является высший духом, первопредком и создателем. Они обращаются к Господу-в-Небе только в исключительных случаях и на специальных холмах, на которых не пасется скот, и взойти туда можно только после специальной подготовки.

«Только когда мы молимся о ниспослании дождя, мы восходим на эту гору. Сначала надо поститься и много молиться… Мы взбираемся в глубоком страхе, потупив взоры и ступая осторожно. Затем заклинатель дождя произносит молитву. Когда он говорит с Господом-в-Небе, мы стоим на коленях или лежим ниц. Когда он заканчивает, мы возвращаемся, не говоря ни слова. Мы не разговариваем потому, что тот, в чьем присутствии мы находимся, ужасен» - рассказывает, содрогаясь от страха, один из храбрейших воинов-зулусов.

Также существуют духи «помельче», которые могут обижаться на людей и приносить зло. Посредниками же между этими духами и смертными, являются души умерших предков. Но с ними могут общаться только женщины-предсказательницы.

В жизни зулусов важнейшую роль играют тени. Особенно они досаждают прорицателям, но те знают специальные лекарства, поэтому не сходят с ума. Все другие люди должны соблюдать ритуальную чистоту, чтобы тени их не беспокоили. Зулусы считают, что в мире теней все вверх дном, поэтому тени - светлые, так как в мире теней тьма заменяет свет, а свет тьму. Именно поэтому самое сладкое лакомство для теней – желчь, ведь «желчь для них сладка, как мед».

В мире теней правая рука становится левой, а левая - правой. Поэтому прорицатели, слуги теней, во время предсказаний пользуются левой рукой. Но от теней есть и польза, так как они помогают человеку возродиться в новом качестве. Например, тени просто необходимы, чтобы женщина забеременела, ведь тогда она из бездетной женщины станет матерью.

Африканские племена. Зулусы.

Африка - это колыбель человечества, ритм, сверкающий экзотическими красками.
Магическое искусство и богатое наследие Африки во все времена привлекали к себе взгляды и сердца всевозможных искателей приключений, авантюристов и ученых.

Африка занимает пятую часть всей суши планеты, его берега омывают два океана - Атлантический и Индийский, и два моря.

Самый таинственный, загадочный и многоликий континент неспроста вызывает негаснущий интерес и восхищение у любого пытливого человека, ведь, по предположениям ученых, все люди на Земле - белые, черные, желтые - произошли от крохотного африканского племени.

Зулусы
Зулусы — африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции КваЗулу-Наталь в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В эпоху апартеида зулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта. Собственный язык зулусов — зулу — язык семьи банту, принадлежащий к группе нгуни и близкий языкам коса и свати. Зулу — самый распространённый язык в ЮАР. При этом многие зулусы также говорят на английском, португальском, сесото и других языках ЮАР.

Среди зулусов есть христиане, многие сохраняют приверженность традиционным верованиям. Зулусская религия включает веру в бога-творца (iNkulunkulu), который выше повседневных людских дел. К миру духов можно обратиться только через предков (amadlozi), с которыми общаются предсказатели (почти всегда предсказательницы). Всё плохое, включая смерть, рассматривается как результат злого колдовства или действий обиженных духов. Ещё один важный аспект зулусской религии — ритуальная чистота. Для разной пищи часто используются разные приборы и посуда, а омовение нужно совершать до трёх раз в день.
более 11 миллионов зулусов составляют крупнейшую этническую группу юга Африки.
Знаменитым на весь мир южноафриканский город Дурбан сделали зулусы.

Зулу насчитывают более 300 племен, которые проживают в основном в провинции Квазулу-Наталь
Зулусы принадлежат к группе народов нгуни, лингвистической подгруппе языковой семьи банту. Тысячелетняя миграция на юг привела нгуни к бассейну реки Белая Умфолози в 1700 г. н.э. Здесь зулусы решили обосноваться надолго - так гласит предание, датированное 1709 г. Свое название зулусы получили в честь Зулу Кантомбела, основателя и вождя племени.

Племена зулу - одна из самых сильных и закаленных черных культур. Все люди этого племени подчинены королю зулусов (в данный момент это Гудвил Звелатини). Они разделены на кланы, в каждом со своим вождем. Кланы поделены на еще меньшие подразделения, живущие в отдельных деревнях-краалях. Там тоже есть свой вождь. И самая малая часть - семья, где за вождя выступает муж.

В переводе с зулусского языка, «зулу» - это небо, а зулусы - «небесные люди». Несмотря на романтическое название, представители этой африканской народности - люди вполне приземленные. В облаках им витать не свойственно. Им свойственно стремиться к безоблачной жизни. Потому-то заманивают они жадных до зрелищ туристов и устраивают для них представления.

Личная жизнь зулусов - целая экономическая наука. Достигнув совершеннолетия, каждый зулу может жениться. Каждый может, но не каждый хочет, так как женитьба для местных женихов - дело крайне затратное. По традиции каждый зулус, решивший вступить в законный брак, должен заплатить родителям невесты выкуп. Сто кило сахара, сто кило кукурузы и еще одиннадцать коров! Если продать все это богатство, можно снять апартаменты в пригороде Дурбана с видом на океан или приобрести престижный внедорожник.