Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Бег за все убыстряющим свое движение к новому «поездом»-эпохой надломил силы поэта. О своей жизни все чаще он говорит в прошедшем времени: «все укатилось» , «все пролетело… далече… мимо… сердце остыло и выцвели очи» , «я все прожил» , «эту жизнь прожил я словно кстати, заодно с другими на земле…» .

С высоты прожитых лет он удивляется былому озорству, веселью:

Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку, -
Вспоминай лишь, как звали меня.

И откуда бралась осанка… .

Вполне закономерно на этом фоне возникает мотив ухода, прощания с жизнью:

На душе - лимонный свет заката… ,
………………………………
Цветы мне говорят - прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край ,
………………………
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю….

Поэт все чаще думает о собственной смерти как о чем-то близком и неизбежном:

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу
Под аллилуйные
Стенания дьячка.
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка .

Все, о чем просит поэт, чтобы ему дали «на родине любимой… спокойно умереть» .

Чувство усталости, обреченности нарастало, как снежный ком. Ощущая себя «как лошадь, загнанная в мыле» , далеко не убежишь. Развязка приближалась…

«Безнадежная грусть… стала песней моей…»

Весьма важная предпосылка самоубийства Есенина - трагедийная составляющая мироощущения поэта.

Безнадежная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей , -

говорит автор «Больных дум». По стилю подражательные, ученические, по содержанию эти строки уже есенинские. Взятая однажды высокая трагическая нота останется характерной чертой художественного мира Есенина на протяжении всех лет творчества.

Истоки трагедийного мироощущения - в полученной в детстве психической травме.

В нашей работе 1993 года сказано: «Поэт очень рано разочаровался в родительской любви. Это разочарование было обусловлено обстоятельствами его детства… С двух лет Есенин был отдан на воспитание в семью деда… он ощущал себя бесконечно одиноким… мечтал о том времени, когда родители заберут его к себе», но «любящая» мать не спешила за сыном», и «в какой-то момент должно было произойти событие, которое окончательно разрушило веру ребенка в родительскую любовь… учитывая обстоятельства детства… легко объяснимо признание Есенина-юноши: «мать нравственно для меня умерла уже давно…» …отчужденность поэта от родителей сохранилась и позже» . Современные российские исследователи Н. Кубанёв и Л. Набилкина, участники ежегодной конференции на родине Есенина, отмечают: «Невротический склад характера Есенина идет из детства, а точнее из взаимоотношений с матерью. С матерью у Есенина складывались очень сложные и далеко не радужные отношения. Сергей не был ни долгожданным, ни любимым ребенком. Презрение здоровой, полной сил и естественных желаний молодой красивой женщины к своему «квелому» мужу, который к тому же редко бывал дома, перенеслось и на ребенка. В раннем детстве Сергей воспринимал мать как чужую женщину. Горькой обидой лег на сердце будущего поэта и эпизод с саваном: тяжело заболевший подросток Сергей не мог забыть плачущую мать с «живенько снующими пальцами», шившими ему смертную одежду. Так с раннего детства Сергей Есенин чувствовал внутреннее одиночество, отсутствие родимой и любящей души» . Таким образом, именно пережитая в детстве психическая травма, заключавшаяся в утрате веры в родительскую любовь, обусловила трагическое мировосприятие Есенина.

Уже первые литературные опыты Есенина обнаруживают чувствительность восприятия поэта к несовершенству окружающего мира и души человека. Корень, причину мучений и бед человека он видит, в первую очередь, в самом человеке, в инерции и консервативности его природы, не поддающейся преображению: «живой души не перестроишь ввек» . Лишь малая часть людей - творчески мыслящее меньшинство – способна воспринять новые идеи, загореться жаждой самосовершенствования, однако это настолько незначительная часть от общей массы, что оказать какое-либо влияние на жизнь человечества она не в состоянии. «Напев», зовущий к преображению, «всколыхнет… Брюсова и Блока, встормошит других», тем не менее, все останется по–прежнему: «все так же тень взойдет с востока, так же вспыхнет миг» . Поэт уверен, что «не изменят лик земли напевы», что зло, лежащее в основе человеческой природы, вечно: «Навсегда простер глухие длани звездный… Пилат» .

Подобные суждения поэта о «душе» человека не позволяют усомниться в том, что именно трагедийная нота составляла основу, сердцевину его мироощущения. Конечно, это не значит, что ею исчерпывалось все богатство идейно-художественного содержания его творчества, а именно в таком утверждении упрекают меня Ю. Мамлеев и О. Воронова . Безусловно, голос Есенина в разные периоды творчества, в разных произведениях имеет разные, порой взаимоисключающие, оттенки. Но констатация данного факта не опровергает тезис, выдвинутый нами. У Пушкина тоже изредка встречаются строки пессимистического толка (например: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?»), но мы же не причисляем его на этом основании к трагическим поэтам? Бывают оптимисты, которые впадают в меланхолию, точно также встречаются и пессимисты, проявляющие признаки безудержной веселости.

Все есенинские прорывы сквозь экзистенциальные тупики существования к свету заканчивались разочарованием и отрицанием света. Дело не только в количественном преобладании произведений с трагическим содержанием, но и в преобладании качественном, которое проявляется в идейно-художественной эволюции есенинских тем. От чего к чему приходит лирический герой поэта? От воспевания отчизны, чьих «коровьих глаз» «нет лучше, нет красивей» , к разочарованию («Что родина? Ужели это сны? Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый бог весть с какой далекой стороны…» ), от первоначальной одержимости революцией в цикле «революционных» поэм к горькому выводу: от революции остались только «клюнь да трубка», от надежды обрести гармонию в любви к ее утрате (как это случилось с лирическим героем «Любви хулигана» и «Персидских мотивов»).

Как романтик экзистенциалистского толка Есенин проявил себя не только в мироощущении, но и в образах своего творчества.

Экзистенциальный ужас художника перед неразрешимыми противоречиями жизни, ее «свинцовыми мерзостями», которые влекли в бездну отчаяния, запечатлен в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , «Песнь о хлебе» , «Мир таинственный, мир мой древний…» , поэмах «Сорокоуст» , «Черный человек» и др. Это и «прощальная обедня кадящих листвой берез» , и «луны часы деревянные», которые «прохрипят… двенадцатый час» поэта, и «каменные руки шоссе», «сдавившие за шею деревню» , и образ «страшного вестника», тянущего «к глоткам равнин пятерню» .
Одним из наиболее жизнеутверждающих образов русского фольклора, крестьянской поэзии является образ жатвы. Восприятие поэта так переиначивает традиционный образ этого светлого праздника, что сам процесс жатвы предстает чуть ли не как вселенский апокалипсис:

Режет серп тяжелые колосья,
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп - овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбивают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома - это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице - зубами
В рот суют те кости обмолоть.

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть .

Смерть одного дает жизнь другому - таков непреложный закон природы. Именно против закона смерти, делающего конечным существование любого индивидуума, и направлен экзистенциализм как философское направление; именно против смерти, понятой экзистенциалистски, восстает герой есенинского стихотворения.

Чем не экзистенциалистский пейзаж изображен в стихотворении

Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой ,
……………………………………………
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости

и в стихотворении «Сторона ль ты моя, сторона!» :

В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову… ,
……………………………………….
…меж скелетов домов
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов ,

а также в стихотворении «Отговорила роща золотая» :

… каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом ,
………………………………………………………
Стою один среди равнины голой… ,
………………………………………………………
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть ?

Таким образом, наша попытка проложить тропинку от мироощущения поэта к экзистенциалистскому восприятию действительности вполне оправданна. Именно экзистенциальный ужас перед тяжелой поступью нового времени, страх перед неотвратимостью вступления человека и человечества в новую, постиндустриальную эру, ощущение катастрофичности происходящего, породив щемящую есенинскую тоску, страх перед новым в жизни, и повлекли потребность отвлечься, забыться:

Я на всю эту ржавую мреть (курсив мой - А.Л.)
Буду щурить глаза и суживать… ,
……………………………………………..
И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином .

Трагедийное восприятие действительности опасно не само по себе, а своими возможными последствиями. Вкупе с другими рассмотренными выше факторами (неустойчивость эмоциональной сферы поэта, мучительное переживание отчуждения, крах социальных иллюзий), пессимистическое мироощущение убеждало поэта в бессмыслице существования и оправданности «ухода». Но все названные факторы - это лишь предпосылки самоубийства, но не его действительная причина. Причина всегда вещественна, материальна, ее почти можно потрогать, почувствовать, наблюдая за метаниями погруженного в меланхолию индивидуума.
Все-таки каждому человеку дан сильнейший инстинкт самосохранения, который денно и нощно стоит на страже его жизни.

Какая причина усыпила бдительность инстинкта, ослабила его контроль над ситуацией и тем самым предопределила ход событий по трагическому сценарию?

Дальнейшее осмысление проблемы потребует иных - медицинских критериев ее решения.

«Осыпает мозги алкоголь…»

На мой взгляд, непосредственная причина самоубийства Есенина лежит в сфере медицины. Я вижу по меньшей мере две причины, убедительно объясняющие самоубийство поэта.

Первая из них связана с так называемым «инстинктом смерти», «любовью к смерти», открытым З. Фрейдом стремлением любой органической материи вернуться назад, к первоначальному неорганическому состоянию.
Существование неосознанного стремления к смерти легко подтверждается образами, мотивами творчества поэта.

В ряде стихов герой Есенина призывает смерть:

…уже лучше тогда поскорей
Пусть я уйду до могилы,
Только там я могу и лишь в ней
Залечить все разбитые силы ,
………………………………………………………………..
Я хочу… умереть ,
………………………………………………………………..
Научи, чтоб можно было
Никогда не просыпаться ,
………………………………………………………………..
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг и т.п.

Предвидя трагическую «точку» в конце, в самом начале творческого пути поэт создает стихотворение «Исповедь самоубийцы» , представляющее собой предсмертный монолог человека, решившего покончить с жизнью. Причины, побуждающие самоубийцу к этому шагу, лежат не в социальной, а в личностной сфере. В отказе от жизни виновато не общество, а «холодный яд в душе» самоубийцы, не позволяющий ему «жить среди людей». Он говорит:

И то, чем жил, и что любил
Я сам (курсив мой - А.Л.) безумно отравил.
Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной .

Человеческая жизнь в стихотворении осмысляется как «песня похорон».

О самоубийстве говорится также в стихотворении «Русалка под Новый год» , в котором желанием лишить себя жизни одержима героиня стихотворения, а по сути сам поэт.
В стихотворении «Устал я жить в родном краю…» он предсказывает способ ухода:

В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь .

Но точно еще не было известно орудие убийства:

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в рукав лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь .

Это стихотворение было записано автором в дневнике М. П. Мурашова на вечере писателей после прослушивания произведений Глинки «Не искушай…» и «Сомнение». В тот же вечер оно было прочитано А. Блоком. Последний спросил Есенина: «Сергей Александрович, вы серьезно это написали или под впечатлением музыки?» «Серьезно, - чуть слышно ответил Есенин» .

Стихотворение «Слушай, поганое сердце…» - одно из самых пессимистичных в лирике Есенина. Тягу к смерти герой объясняет невозможностью отыскать в жизни смысл. «Если и есть что на свете - это одна пустота», - приходит к выводу он . Идеал человечества в виде справедливого, гуманистического мироустройства предстает в стихотворении в образе «вечной сгнившей дали», к которой поэт устал «стремиться» .

В письме Маше Бальзамовой - одной из первых, робких своих любовей - поэт признается в первой попытке самоубийства: «мне стало обидно на себя. Я не вынес того, что про меня болтали пустые языки, и… и теперь оттого болит моя грудь. Я выпил, хотя и не очень много, эссенции. У меня схватило дух, и почему-то пошла пена; я был в сознании, но передо мной немного все застилалось какою-то мутною дымкой. Потом - я сам не знаю почему, вдруг начал пить молоко, и все прошло…» .

Мотив «любви к смерти», широко представленный в ранней лирике поэта, усиливается в его творчестве последних двух лет.

Поэт жалуется на усталость от жизни, говорит о какой-то тяжелой болезни:

Устал я жить в родном краю ,
………………………………………………………………….
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова ,
……………………………………………………
Я устал себя мучить бесцельно,
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца (курсив мой - А.Л.) ,
……………………………………………………………………
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет .

В 1925 году Есенин осуществляет давний замысел и пишет цикл «зимних» стихов. В этих стихах явственно звучит мотив «охлаждения» к жизни, «сердце» поэта «остыло», а очи «выцвели» , «все прошло! Поредел мой волос…» , герой «все прожил. Юношам счастье, а мне лишь память снежною ночью в лихую замять» . Главная мысль, пронизывающая «зимние» стихи поэта, может быть выражена словом «эх…», неоднократно повторяющимся в них.

В «зимнем» цикле Есенина одним из центральных является мотив «прощания». Поэт прощается с молодостью, с жизнью, с родимой стороной и отчим домом:

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, -
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз .

Определяя состояние поэта последних лет жизни, критик Ф. Жиц писал: «Мне пришлось однажды видеть на охоте жуткое дыхание охотничьей сумки - в ней шуршали крылья не метко убитого вальдшнепа. Вот этой шуршащей сумкой и кажется мне творчество Есенина последнего, наиболее зрелого периода» .

Собственно, все у Есенина вело к смерти. Он искал смерть, иначе чем объяснить бесконечные пьяные скандалы, после которых он оказывался в большевистских тюрьмах, строки типа «Я готов дойти хоть до дуэли», актуализацию в стихах пушкинского «Блажен, кто не допил до дна и не дослушал глас свирели» ?

Все-таки лично я считаю более вероятной другую причину смерти Есенина. Поэт болел алкоголизмом.

Алкоголизм - в случае Есенина - был болезнью вторичной (то есть обусловленной другой, истинной болезнью - меланхолией, страхом перед не устраивавшей поэта действительностью, тенденциями в развитии цивилизации, несогласием с правилами жизни, принятыми в социуме). В «Черном человеке» об этом говорит двойник поэта: «Счастье… - есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за несчастных всегда известны. Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты. В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство» . Вот она, настоящая болезнь, причина развития алкоголизма - отчуждение и самоотчуждение личности в современном мире, необходимость казаться, а не быть в социально и морально деградировавшем социуме, постоянно «играть» предписанную социальную роль, не быть искренним, не быть самим собой.

Но какова бы ни была причина самого алкоголизма, от этого его течение не становится менее опустошающим и разрушительным.

Развитие болезни химической зависимости - в основном за пределами лирики, но симптомы заболевания хорошо известны современной медицине: формирование психической и физической зависимости от наркотика, деградация личности, хроническая интоксикация организма и постепенное разрушение его, возникновение соматических и психических заболеваний (в случае Есенина - алкогольного делирия или, по меньшей мере, галлюциноза). От 50 до 80% самоубийств во всем мире совершается в результате вызываемых алкоголизмом психических состояний личности. Это установленный факт. И, уверен, именно алкогольное изменение личности, деформация психики подтолкнули поэта к роковому шагу. Это была главная составляющая смерти поэта, главная причина его преждевременного ухода.

Как и всякий поэт, Есенин много думал о смерти, писал о ней, тем самым изживая меланхолию. Но все это не означало неизбежность самоубийства. Есенин и стихотворение, написанное кровью, уверен, передал своему ленинградскому «другу» для того, чтобы спасли, уберегли, остановили (он чувствовал приближение «костлявой»). Трагедия поэта в том, что не оказалось рядом действительно родного, близкого, неравнодушного к судьбе поэта человека, который бы почувствовал всю тяжесть ситуации, выслушал, пожалел, предостерег, согрел теплотой своей души.

Сегодня мы говорим об алкоголизме как об острейшей проблеме современной России. Как бы и в этом великий национальный поэт разделил общую судьбу русского народа, испил до дна чашу с ядом, которой со времен Бориса Годунова настойчиво потчуют русского человека равнодушные к его судьбе правители.

В этом смысле судьба Есенина должна стать уроком для будущих поколений россиян, которые, надеюсь, сумеют избавиться от пагубной зависимости и возродят русскую нацию.

Выводы

Анализ обстоятельств смерти Есенина склоняет нас к выводу, что самоубийство поэта произошло в результате развития алкогольной фобии. Это не Есенин совершил самоубийство, его убил «черный» двойник, сумевший «отключить» сознание поэта.

При измененном сознании Есенину могло показаться, что его преследуют, он мог слышать звуки, голоса, видеть людей и просто фантастических существ, которые склоняли его к самоубийству, пугали, угрожали. Совершенное при таких обстоятельствах самоубийство всегда спонтанно, и никогда самоубийцы не оставляют предсмертных записок. У них просто нет на это времени.

Таким образом, Сергея Есенина убил не Троцкий, не Блюмкин и не кто-то из недругов поэта, его убил главный убийца русского человека, на счету которого гораздо больше русских жизней, чем на счету всех тиранов, вместе взятых, - наркотик по имени «алкоголь», главный убийца и чума ХХ века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аринштейн Л. Исчезнувшее письмо Есенина // Литературная Россия. - 1989. – 29 сентября. – С. 21.
2. Банчуков Р. Мифы о смерти Сергея Есенина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/98/1208/koi/banch.htm. – Дата доступа: 31. 03. 2009.
3. В мире Есенина: Сб. ст. : / К 90-летию со дня рождения // Сост. А. А. Михайлов, С. С. Лесневский. М. : Сов. Писатель, 1986. – 656 с.
4. Воронова О. Е. Мировое есениноведение: современные аспекты интерпретации творчества С. А. Есенина // Вестник Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина. - 2003. – № 1 (9). – С. 48 – 57.
5. Воронский А. К. Памяти Есенина: (Из воспоминаний) // Красная новь. – 1926. – № 2. – С. 207–214.
6. Есенин С. А. Избранные сочинения. – М. : Художественная литература, 1983. – 432 с.
7. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 6 т. – М. : Художественная литература, 1977 – 1980. – 6 т.
8. Жиц Ф. Почему мы любим Есенина (этюд) // Красная новь. – 1926. – № 5. – С. 216–222.
9. Кубанев Н. А., Набилкина, Л. Н. Сергей Есенин - «русский Гамлет»? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.. – Дата доступа: 31.03.2009.
10. Лагуновский А. М. Художественная концепция действительности в творчестве С. Есенина (проблема отчуждения) [Текст] : автореф. Дис… канд. филол. наук. – Минск: 1993. – 21 с.
11. Мамлеев Ю. В. Есенин и кризис современной цивилизации // Столетие
Сергея Есенина: Международный симпозиум. М., 1997. Вып. 3. – С. 368–375.
12. Хлысталов Э. А. Неизвестный Есенин // Москва. – 1990. – № 8. – С. 198–199.

The cause of Sergei Yesenin’s suicide

The article proves that the initial reason for Sergei Yesenin’s suicide was the negative emotional conditions surrounding the poet during all his life. Among them were the peculiarities of the artist’s emotional sphere, his traits of character such as excessive vulnerability, suspiciousness, drastic mood alterations; excruciating experience of self-alienation, alienation from the society, caused by the failure of his social hopes (degeneration of the Revolution, anxiety about the lot of the state and Russian rural population); psychic trauma experienced in childhood which called forth his tragic worldview. All the reasons mentioned had a destructive impact upon the poet’s mind; they led to the necessity of finding oblivion and, as a result, caused his chronic alcoholism. Mental phenomena begotten by the disease such as alcoholic delirium and hallucinosis led to the tragedy in the Hotel Angleterre. Сайт Александра Лагуновского

Многие убеждены: Сергей Есенин не мог добровольно уйти из жизни. Повеситься - для легендарного поэта слишком тривиально и… непоэтично.

Так был или не был убит Есенин?

Версии убийства

Есть немало версий, утверждающих, будто Есенин был убит. Одни считают, что в 5-м номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер»), где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю.

Другая версия. Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти. Но дверь заклинило, тогда убийцы сели пить, набезобразничали в номере, втащили тело обратно и, разрезав сухожилие, чтобы разогнуть уже застывшую правую руку, повесили в петлю (на снимке правая рука действительно согнута в локтевом суставе, на ней имеется рана).

Все эти противоречивые версии основываются на одних и тех же документах: акте осмотра места происшествия, составленном участковым надзирателем 2-го отдела милиции г. Ленинграда Н. Горбовым и акте судебно-медицин-ского исследования трупа профессором Г. Гиляревским, посмертных фотографиях и масках лица поэта. Стоит заметить, что среди энтузиастов, пытавшихся разгадать тайну гибели Есенина, были поэты, журналисты, врачи, философы, педагоги, художники, даже патофизиолог и бывший следователь, но не было ни одного профессионала - судебного медика или криминалиста.

Все это побудило Всероссийский писательский Есенинский комитет обратиться за помощью в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения г. Москвы с просьбой создать комиссию по выяснению обстоятельств смерти поэта. Позже к делу были привлечены профессионалы из Минздрава РФ и ведущие специалисты в области судебной медицины.

Следственный эксперимент

Акт осмотра места происшествия был составлен Н. Горбовым поверхностно, непрофессионально: не описаны обстановка в номере, состояние дверных и оконных запоров, трупные изменения и прочее.

По протоколу, тело Есенина висело под самым потолком - это дало повод сомневаться в самоубийстве, поскольку высота потолка в номере предположительно составляла 4-5 м, а размер опрокинутой тумбы - 1,5 м и рост поэта - 168 см.

Надо было выяснить реальную высоту потолка. Дело осложнялось тем, что в 1986 г. гостиницу «Англетер» реконструировали. Но сохранилась фотография 5-го номера с надписью на обороте: «18 мая 1926 г. 5 номер гост. «Ленинградская», ранее «Англетер», где жил и умер Есенин». Снимок сделан через открытую дверь, видна вертикальная труба парового отопления, пол, покрытый ковром, фрагмент потолка, письменный стол, лампа, стул, платяной шкаф.

Криминалисты по известным формулам и ориентирам (в частности, по задней части стола, находящейся наиболее близко к плоскости стены) рассчитали высоту потолка, составившую… не более 352 см!

Но оставался еще один «веский» аргумент сторонников убийства поэта. Так, бывший следователь Э. Хлысталов пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнет вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведенный студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была еще цела: привязанная к вертикальной трубе веревка рывком руки сдергивалась вниз.

И хотя судебная практика показывает, что повеситься можно не только на подобной трубе, но и на ручке двери, спинке стула, пришлось провести специальные опыты: статист ростом 169 см привязывал поочередно к окрашенным масляной краской трубам разного диаметра витые веревки из пеньки, х/б, шелка толщиной от 0,6 до 1,0 см. Делая от 1 до 6 витков и завязывая всевозможными узлами, он безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Ее свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг.

Можно ли выпрыгнуть из петли?

Сторонников убийства смущало, что петля не захватывала всю поверхность шеи - борозда была направлена косо вверх и незамкнута. При повешении борозда всегда так и направлена, поскольку один конец веревки укрепляется за предмет, в данном случае - трубу, а другой - тяжестью тела увлекается вниз, и на это место шеи приходится наибольшее давление.

Мог ли Есенин выпрыгнуть из незамкнутой петли? Возможна ли в петле самопомощь? Нет. Профессора судебной медицины Минович из Румынии и Флейхман из Германии независимо друг от друга, желая изучить явления асфиксии (удушья, вызванного недостатком кислорода в крови), провели на себе эксперименты: ассистенты подвешивали их на мягкой веревке, причем Миновичу удалось пробыть в петле до 26 секунд! Ученые отмечали страшную боль в шее, непомерную тяжесть в голове, свист в ушах, переходящий в колокольный звон, и смертельную тоску. Но, главное, с первых же секунд появляется желание сбросить петлю и… невозможность пошевелить даже пальцем! При наступлении асфиксии происходит мышечная адинамия. Даже если человек вешается на ручке двери, он не может разогнуть колени.

О чем рассказали маски

Больше всего версий породила запись в акте: «На середине лба… вдавленная борозда длиной 4 см и шириной 1,5 см». Сам Гиляревский объяснял ее перепадом давления в черепе во время удушения. Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой».

По акту исследования трупа явствует, что кости черепа не повреждены и перелома нет. Но «следопыты» усомнились в непредвзятости Гиляревского. Тогда судмедэксперты провели исследование пяти посмертных масок поэта, установив, что вдавление «слегка дуго-образной формы» имеет глубину 0,4-0,5 мм (а это толщина кожи) без механических повреждений костей черепа. Итак, очевидно, что это след от трубы: поскольку узел петли находился слева, голова отклонилась вправо и в момент смерти была прислонена к трубе.

Чтобы подтвердить вывод, с гипсовых масок были сделаны пластилиновые слепки, по которым в лобной части наносили удары предметами цилиндрической формы. Как показал эксперимент, предмет должен был иметь диаметр 3,7 см, что как раз соответствует параметрам водопроводной трубы.

«И, истекая кровью…»

Версия о том, что Есенину сначала перерезали вены, а затем поэта подвесили в петлю, встречается у многих. Известно, что при осмотре участковый обнаружил порез «на правой руке выше локтя с ладонной стороны» и «на левой руке на кисти царапины». Возможно ли двигать разрезанной рукой, привязывать веревку к трубе, передвигать мебель при потере крови? Судмедэксперты не раз сталкивались с тем, что и с порезанными венами, артериями люди проделывали не такое. Но о какой «потере крови» идет речь? В номере не было обнаружено ее следов, а из акта следует, что все раны поверхностные и не проникают в толщу кожи. Значит, вены у Есенина не были перерезаны. Из разных источников известно, что с 26 на 27 декабря Есенин сочинял, но, не найдя в номере чернил, решил записать стихи кровью и сделал себе надрез. Уже в наши дни эксперты установили подлинность почерка Есенина и то, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» написано кровью в количестве… не более 0,02 мл.

И все-таки асфиксия

Итак, смерть Есенина наступила от асфиксии - сдавливания органов шеи петлей, затягивающейся под весом тела. Он мог повеситься на такой высоте. Не было глубоких порезов на руках. На лбу след от трубы. Можно с уверенностью сказать, что на теле Есенина не имеется следов, характерных для борьбы или самообороны.

Стоит отметить, что все эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ.

«Убить» любой ценой?

Казалось бы, в деле Есенина поставлена точка. Но версии о заказном убийстве продолжают множиться и внедряться в сознание обывателей: недавний телесериал отца и сына Безруковых - красноречивое тому подтверждение.

Зачем так настойчиво продолжают «убивать» Есенина? Потому что он истинно русский поэт, а церковью самоубийство, мягко говоря, не приветствуется? А может, как точно выразилась, правда, по поводу другого человека, Т. Флор-Есенина: «Чужая слава всегда привлекательна тем, что дает возможность… «прорвать блокаду» собственной безвестности»?



Сергей Александрович Есенин - светловолосый, голубоглазый, с удивительной нежной и обаятельной улыбкой. Крестьянский самородок, юный и перспективный, приехавший из Рязанской губернии сначала в Москву, а затем в Петроград, полный надежд и самых светлых стремлений покорить своей поэзией мир...

Это настоящий надрыв поэтического творчества, когда человеку досталось слишком много таланта. На светлую, золотую голову поэта обрушилось огромный, необъятный дар от Господа Бога. Совладать с этим, и правильно распорядится им, очень сложно...

И вот спустя десять лет он смертельно устал...

Как всё начиналось

У родителей Есенина, первый ребёнок умер десятимесячным младенцем, и у пары потом долго не было детей. Мать Сергея долгие дни проводила в молитве. Можно сказать, что будущий поэт был ребёнком вымоленным. Но семья не жила дружно.
Отец месяцами бывал в Москве. Мать не выдержала и вернулась в родительский дом, а после вовсе уехала на заработки. Серёжу воспитывали дед и бабушка по материнской линии, да три неженатых материных брата, отличавшиеся удалью, своеобразием и широкой душой внесли воспитательные моменты в жизнь маленького мальчика.

Дед был очень образованным человеком для своего времени, многое смог дать внуку. Да и вернувшаяся с заработков мать окружила Серёжу лаской и заботой, как будто стараясь дать всё, что пропустила в воспитании сына.
Первые школьные годы мальчик учился с каким-то особым рвением. Очень много читал. В итоге выучился на сельского учителя, чему очень были рады родители.
Но у Сергея появилась мечта. Перебраться в город и напечатать свои стихи, которые он писал с восьмилетнего возраста. Отец, человек начитанный, но всё же не верит, что стихами можно зарабатывать. Он настаивает, чтобы сын работал с ним в мясной лавке.
Позже, свой первый гонорар, за стихотворение «Берёза» Сергей отдаст отцу, в знак доказательства своей правоты.

Первые достижения

Устроившись в типографию Сытина, поэт знакомится с Анной Изрядновой. С ней у Сергея происходит сближение, быстрое и лёгкое. От этой гражданской жены у Есенина родился первый сын. Но на стихи эта женщина его не вдохновила.
Да и Москва его «печатала» плохо. А талант рвался наружу, хотелось прославиться. И вот переезд в Петроград. Какими-то правдами и неправдами Сергей попадает к Блоку и очаровывает, на тот момент главного поэта России. Крестьянский самородок полюбился в Петрограде, постепенно перед ним открываются все двери. Правда, пришлось сменить классический костюм с иголочки на простонародный.

Именно так должен выглядеть крестьянский поэт. Тем более, если он только приехал от земли. И вот Есенин с восторгом пробует брать от жизни всё, что она ему предлагает. В 1916 году его представляют императрице, которая одарит поэта золотыми часами - шаг к славе и успеху, оценят его не многие. Ведь уже через год с небольшим, после Октябрьского переворота, когда левые эсеры будут разгромлены, Сергей громогласно объявит себя большевиком. Да, пришлось перестраиваться. Но, похоже, Есенин действительно воспринял революцию с восторгом.
Нужно помнить, что на момент революции Сергею было чуть больше двадцати лет. А молодёжь падкая к обновлению. Обнадёженный переменами поэт понимает, как всё лживо и уничтожающе:

Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.

Это был серьёзный первый переломный момент в жизни Есенина.

Личное

Первый революционный год стал для Сергея годом первой официальной, можно даже сказать скоропостижной, женитьбы. Неистовые ссоры и бурные примирения были в характере поэта. Правда, появилась тяга к семейному быту, собственному жилью, жене.

Но образ богемного поэта выбивал его из этой колеи. Невзирая на короткий брак, в нём появились на свет двое детей. Никаких строк, посвящённых Зинаиде, в период их совместной жизни в поэзии Есенина нет. Сожаление выльется в стихах позже:

Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому...

Вот они, дети поэта, Татьяна и Константин, воспитанием которых занимался второй муж Зинаиды Райх Мейерхольд. Он усыновил детей, любил и заботился о них, как родной отец.

Признание и разочарование

То о чём мечтал поэт свершилось - признание!
Слава Есенина всё возрастала вместе с народной любовью. Сергей проехал пол-России, читал свои стихи на самых разных площадках. После некоторых выступлений его выносили на руках, предприимчивые девушки разбирали на память шнурки с его ботинок, галстук, который на нём был повязан. Никто такой популярностью, как Есенин не пользовался.

А в 1921 году в жизнь поэта врывается новое чувство, ослепительное и неуправляемое.

Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

По своему духу Айседора Дункан была сродни революционной бушующей России. Для начала XX века танцы экспериментальной танцовщицы были вызывающими. Без сомнений, талантливая, босая, одетая в прозрачную тунику танцовщица, вскружила голову поэту. Правда, страстный брак между американской танцовщицей и русским поэтом назвать образцовым нельзя. Отношения были жуткими, они-то и надломили поэта. Кроме того, Айседора оторвала Сергея от русской почвы, а без неё Есенин не мог.
За время ненавистной поездки по Америке, страсть к танцовщице переросла в такое же неистовое раздражение. Про саму Америку поэт говорит:

Если хочешь здесь душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она - Мировая Биржа!
Вот они - подлецы всех стран.

Происходит внутренний разлад. Сильные чувства: страсть, эмоции, потрясения, порою жёсткость и даже жестокость... Давайте не будем выворачивать наизнанку душу поэта. Остановимся на том, что у него на это были свои причины.

Чёрный человек

И вот поэту уже не хочется пьянящего дурмана, а наоборот, хочется прозрачного, ничем не осквернённого воздуха. Присоединилась тоска, по своей чистоте, по былой юности.

Абсолютный гений! Он занимается постоянным поиском самого себя, пытаясь разобраться прежде всего в себе, никого при этом не обвиняя. Его поэма «Чёрный человек» последняя попытка разобраться в тёмных сторонах своего внутреннего мира.

Вот отличная характеристика самому себе:

Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою...

Вопрос, почему так страшно и отвратительно жить стал ребром на пути поэта. Поэтической славы, о которой мечталось - добился, готовится к изданию полное собрание сочинений, чего редко кто смог дождаться при жизни, у него четверо детей. Но поэт мечется из города в город, и ищет спасения в безысходности, в новой страсти.

В Москве и Петрограде на Есенина заведено 14 уголовных дел. Все они связаны с пьяными дебошами и погромами, связями со спекуляциями. Кстати сказать, свидетельств о том что кто-то когда-то видел Есенина, как говорится, «пьяным в стельку» нет. Авантюрист, хулиган, бунтарь - да, но пропащим пьяницей Сергей не был точно. И всё это не от злобы, а от большой внутренней силы.

Он просто сгорел в круговороте жизни, отдав себя безвозвратно на службу лирики. Одна из причин гибели Есенина - его огромная внутренняя сила. Она его и погубила. Поэт грезил славой, он достиг её! Что дальше?

Ещё от жизни что-то ждал

Возрастала зависимость от алкоголя, всё чаще случались перепады настроения, от буйства до полной замкнутости. Но, судя по стихам, поэт ещё мечтает:

Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне -
Не кому-нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Он хочет любви нового качества. Быстро влюбляется и делает предложение Софьи Толстой, внучке Льва Николаевича. Через три месяца после женитьбы Софья станет вдовой.

София Андреевна отдавала себе отчёт, во что она ввязывается. Сергей на то время вёл не самый лучший образ жизни: пьянки, сборища, загулы, уходы из дома, врачи. Она была уверена, что справится и поможет Серёже. Ближайшим родственникам она так и пишет: «Я хотела жить только для него».

Есенин и сам цепляется за этот брак, как за последнюю соломинку. И хотя этот брак со славой (поэт гордился тем, что его жена - внучка знаменитого писателя земли русской), он был по любви. София уговаривает Сергея лечь в клинику.

Вообще, 1925 год период жизни, когда поэт мечется. У него постоянные поездки, в которых он не может себя найти. Жизнь становится всё более неуютной. Он пытался, он старался.

В Ленинград он едет не умирать, а работать. Вероятно, как в юности, когда он переехал из Москвы в Петроград, и у него всё удалось, он желал повторить тот же путь из Москвы в Ленинград. Он ехал за удачей.

Что случилось?

О том что и почему произошло в гостинице «Англетер», убийство завуалированное под повешение или самоубийство, споры не утихают вот уже 90 лет.

С одной стороны, Сергей Есенин был действительно в тяжёлом состоянии. С другой, как любой талантливый и непокорный человек он успел нажить себе массу врагов. Однако расстрелять, как Николая Гумелёва, поэта было невозможно. Слишком велика была любовь народная.

Ведь Есенин делал такие вещи, которые не мог себе позволить ни один автор. Он прямо заявлял: «Намордник я себе не позволю надеть, и под дудочку петь я не буду».

Ещё в двадцатом году, на вечере пролетарской поэзии, поэт сокрушается: «Три года, вы, поэты, пишите вашу марксистскую ерунду». Да за одну десятую того, что открыто говорил и делал Есенин, любой другой давно был бы расстрелян.

Одни биографы уверены, что Сергей Александрович, готовивший к выходу своё полное собрание сочинений, никогда бы не бросил это дело. Он очень ждал выхода этого сборника. Настроенные на другую волну говорят, а как же это:

Я усталым таким ещё не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутёвая жизнь.

Полюбил я носить в лёгком теле
Тихий свет и покой мертвеца...

Эпоха серебряного века перемалывала судьбы десятков поэтов. В её жернова попал и выдающийся поэт Сергей Александрович Есенин.

Политические или личные были это жернова - загадка. Её пытались разгадать не одно десятилетие.

Факты

произошло несчастье в гостинице «Англетер»;

последний стих, как свидетельство прощания «До свиданья, друг мой, до свиданья», переданное вечером поэту Вольфу Эрлиху;

поэт только неделю, как вышел из психоневрологической больницы;

Сергей находился в состоянии депрессии;

имеется акт судебно-медицинского эксперта, расписанный до мелочей;

имеется заключение, в котором суд мед эксперт непросто даёт заключение, но подробно описывает, что вдавливание на лбу результат резкой смены давления при повешении, а темно-фиолетовый цвет и точечные кровоподтёки на конечностях результат длительного пребывания в петле;

в Ленинграде в союзе поэтов была проведена гражданская панихида;

поездом тело было перевезено в Москву;

в последний день 1925 года Есенин похоронен на Ваганьковском кладбище.

Другие версии

Версия о том, что Сергей был убит, очень актуальна по сей день. В большей степени это связано с огромной народной любовью к поэту. Никто не хочет просто так «отпускать» всеобщего любимца. Ведь сколько всего ещё мог написать этот громогласный лирик.

Многочисленные версии, разбор смерти до мельчайших деталей действительно заставляют задуматься о правдивости свидетельств, протоколов и судебно-медицинском заключении. Под сомнение попадают многие факты: время смерти, степень окоченения, положение конечностей и их цвет, состояние языка, те небольшие ссадины, которые найдены на теле и так далее. Ставятся под сомнения и свидетельские показания, и компетентность правовой системы.

Есть подробные описания, больше похожие на фантастический боевик, где желаемое выдаётся за действительное. В них рассказано как всё происходило, сколько человек проникло в номер к поэту, как именно проходила борьба, в какой последовательности получены те незначительные повреждения на коже.

Некоторые «знающие», вообще, уверяют, что депрессии никакой у поэта не было. Иначе как бы он работал в клинике, и за три недели написал шесть хороших стихов.

Есть даже версия, что Сергей хотел только поиграть со смертью и «переиграл». Умер случайно, не зря же он рукой хватался за трубу. Неделя как из психиатрической больницы, немного выпил, слегка опьянел, начались галлюцинации.

Позднее расследование

Несмотря на то что после смерти поэта прошло много лет, из-за массового сомнения в достоверности первого расследования после смерти Есенина, в 1989 году была создана комиссия, которую возглавил Юрий Львович Прокушев, замечательный литератор и есениновед. Под его контролем и надзором было проведено множество экспертиз, сравнительных характеристик, дополнительных расследований, рассмотрено множество документальных фактов.

После проделанной работы был сделан окончательный вывод.

Все многочисленные версии и разночтения об убийстве поэта являются некомпетентными, надуманными и вульгарными, попросту фальсифицирующими.

Это официальное заключение.

Сейчас, когда после смерти поэта прошло более 90 лет, любители его творчества и поклонники таланта знают одно - поэт живет в сердцах и душах многих, восхищает, вдохновляет, окрыляет творческие подъёмы.

Утром 28 декабря 1925 года в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер» был обнаружен труп . Тогда газеты в один голос заявили: поэт закончил свою жизнь самоубийством по причине тяжелой депрессии. Позже возникли версии, что самоубийство является лишь инсценировкой и на самом деле его «убрали» сотрудники ОГПУ.

Смерть Есенина: реконструкция событий

Сергей Есенин прибыл в Ленинград 24 декабря по важным делам. Впрочем, мотивы его поездки остаются спорными. Одни утверждают, что в его планах было издать новую книгу стихотворений и заняться поверенным ему журналом. Другие полагают, что он скрывался от московской милиции. Вместе с этим поэт не афишировал приезда в город. Ранее он просил своего приятеля, Вольфа Эрлиха, найти для него трехкомнатную квартиру, однако тот не сумел этого сделать. Поэтому Есенину пришлось остановиться в роскошном номере гостиницы «Англетер».

Номер в Англетере, где было совершено самоубийство. (pinterest.com)

К слову, он остановился в таком номере, который отдавался лишь партийным работникам и видным деятелям культуры. Сергей Есенин приглашал к себе близких приятелей, в числе которых были и супружеская чета Устиновых, и Вольф Эрлих. Последний вскоре рассказывал, что 27 декабря, накануне самоубийства, поэт передал ему листок, где было записано известное стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…». Есенин, по его словам, уговаривал его прочитать стихотворение, когда тот останется один.

Вскоре все друзья разошлись. Затем Эрлих вновь зашел к товарищу, потому что забыл свой портфель. По его воспоминаниям, Есенин спокойно сидел у стола и, накинув пальто, занимался стихами. Утром, около девяти часов, Устинова и Эрлих попытались войти в номер, однако двери оказались заперты. После бесполезных попыток достучаться пришлось позвать на помощь коменданта гостиницы. Когда они зашли внутрь, то обнаружили мертвого Есенина в петле у окна.

Версия самоубийства Есенина

Многие исследователи его творчества считают, что Сергей Есенин действительно покончил жизнь самоубийством. На это указывает сама биография поэта: он имел суицидальные наклонности и часто страдал от черной меланхолии. На фоне прогрессирующего алкоголизма Есенин постоянно чувствовал приближение смерти. На последние два года его творчества приходится более ста упоминаний о ней. Он не только страшно пил, но и постоянно разводился. К тому же, все осложнялось творческим кризисом. 28 декабря он не выдержал и покончил с собой.


Посмертную фотографию поэта сделал Моисей Наппельбаум. (pinterest.com)

На основании данных вскрытия смерть Есенина наступила в результате кислородного голодания. В то же время на теле были обнаружены порезы на правой и левой руке, а на лбе широкая вмятина, которая, по заключению судмедэксперта, появилась именно от удара. И до гибели поэт попросил своего портье никого не впускать в свой номер. Почему? Хотел, чтобы ему никто не помешал в самоубийстве? Боялся, что к нему придут враги? Или же чтобы никто не отвлекал его от работы в запертом номере?

Сыщики проработали в номере несколько дней и не нашли никаких улик, указывающих на преступление. Тогда первым из милиции прибыл участковый Николай Горбов. Он оставил после себя неграмотный акт, в котором не было освящены важные детали места происшествия. Но тем не менее в нем указывается, что Есенин одной рукой держался за трубу, и что в номере были опрокинуты только тумба и канделябр.


Снимок, на котором видны повреждения. (pinterest.com)

Как установили доктора, Есенин повесился примерно в пять часов утра. А день спустя, когда самоубийство стало официальной версией, Вольф Эльрих нашел в кармане своего пиджака тот самый листок, где было начеркано стихотворение, ставшее вскоре известным.

Предсмертное стихотворение Есенина

Для написания стихотворения «До свидания, друг мой, до свидания…» Есенин якобы пользовался собственной кровью. В своем послании «Сергею Есенину» Владимир Маяковский писал: «Может, окажись чернила в «Англетере», вены резать не было бы причины». Еще в номере поэт жаловался Устиновой, что в гостинице нет чернил, и потому он был вынужден резать руки. В подтверждении своих слов поэт продемонстрировал разрезы, что вызвало у нее гнев. Затем он передал листок Вольфу Эльриху, который совсем забыл о нем в суматохе и передал его следствию только день спустя после смерти Есенина.

Однако это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эльфу за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эльриху. Значит, скорее всего, поэт резал вены не для написания этого произведения. Потому трудно сказать, что подарок Есенина своему товарищу мог бы как-нибудь помочь в раскрытии этого дела.

Кто убил Есенина?

Самоубийство в самом деле могло быть инсценировано. На это указывает ряд существенных нестыковок. Один из них заключается в том, что Есенин физически не имел возможности повеситься. Он был низкого роста (168 сантиметров), а высота потолка достигала почти четырех метров. Следовательно, ему нужно было поставить под собой предмет хотя бы в два метра. А около трубы не стояло ни одной подходящей вещи, которая бы позволила завязать петлю и затем повеситься. Рядом находились только чемодан и небольшая тумба. Также не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта. На посмертной фотографии Есенина четко виден большой вдавленный шрам, пересекающий переносицу.


Посмертная маска Есенина. (pinterest.com)

Откуда он мог появиться вместе с другими царапинами? Отдельный вопрос — это раны на верхних конечностях. Возможно, он изначально пытался перерезать себе вены на руках. Тогда выходит, что эта попытка оказалась неудачной. А значит, ему пришлось с кровоточащими руками привязывать веревку и двигать предметы. К слову, в официальных документах не указано, откуда взялась веревка. Смог бы ли он это сделать, когда кровь обильно хлестала из рук?

Есенин не во всем устраивал советскую власть. Сам , обладавший на тот момент немалой властью, отзывался нелестными словами о нем. Тогда за культурной жизнью страны осуществлялся строгий контроль. Все «контрреволюционеры» нещадно карались. Причиной мести могла послужить поэма сомнительного содержания «Страна негодяев», в которой присутствует очевидная аллюзия на личность . В произведении есть герой с псевдонимом Чекистов, а его настоящей фамилией в тексте является еврей Лейбман. Лейб же — это имя, данное при рождении Троцкому.

У Есенина были сложные отношения с советской властью. Он обвинялся в «попытке контрреволюции», его часто забирали в милицию из-за драк и скандалов, вызывал открытое раздражение в верхах. После трагического самоубийства в тогдашней прессе вышло несколько статей, которые наградили его ярлыком «кулацкого поэта». Их общий смысл сводился к тому, что в идеологическом понятии от него больше вреда, нежели пользы. Однако официального документа, запрещавшего публикацию стихов Есенина, не было. Был негласный, и потому, если его и печатали, то в очень ограниченных тиражах.

В истории о гибели Сергея Есенина все еще остается много тайн, загадок и мифов. Эта тема стало плодородной почвой для большого пласта литературы. Некоторые очевидные несоответствия не объяснены до сих пор, а одно предположение исключает другое. Некоторым теориям даже посвящены целые художественные телефильмы (к примеру, сериал «Есенин»), однако единого мнения о самоубийстве (или все же убийство?) поэта Есенина еще не существует.

28 декабря 1925 года не стало Сергея Есенина. Уже почти век уход поэта не даёт покоя историкам, исследователям и поклонникам его творчества.

Протокол с нарушениями

Множество обвинений поступают в адрес участкового надзирателя 2-го отделения милиции Николая Горбова. Акт обнаружения тела Сергея Есенина, подписанный Горбовым, не внушает доверия ни с точки зрения грамматики, ни в профессиональном плане. Человеку, работавшему в активно-секретном отделении уголовного розыска, должно быть известно, что этот документ называется протоколом и составляется по образцу. Вынимать тело из петли, как и описывать место происшествия и улики, по всем правилам должно в присутствии понятых.
Акт же Горбова (или только подписанный его фамилией?) не дает ясной картины произошедшего. Да и сложно представить, что этот участковый надзиратель был настолько безграмотен, ведь 19 лет до этого он работал наборщиком в типографии. Почерк и подпись этого человека можно восстановить по его сохранившимся документам: заявлению и автобиографии. Ни почерк, ни подпись не совпадают.

Отсутствие гостиничной регистрации

Не найдено ни одного документа, подтверждающего, что Есенин жил в гостинице "Англетер" в декабре 1925 года. Да и неясно, зачем поэту было останавливаться в ней, если он мог остановиться у своих близких друзей. Вероятно, Есенин никогда и не жил в "Англетере". Тогда версия, что его убили в другом месте, а уже после разыграли историю с самоубийством в гостиничном номере, выглядит более убедительной.

Неполная медэкспертиза

Сомнительной кажется и акт медицинской экспертизы, составленный судебным экспертом Гиляревским. Его заключение гласит: "На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время".
Однако почему-то в этом акте указаны не все повреждения, имевшиеся на лице поэта. Это подтверждает и фото Есенина, сохранившееся в Национальной публичной библиотеке в Петербурге в особом отделе. На этой фотографии отчетливо различимо пулевое отверстие во лбу поэта и след от удара под правым глазом. Удар этот мог быть нанесен рукояткой пистолета, который, к слову, имелся и у самого поэта.

Затруднительное положение

Тогда возникает вопрос: зачем было вешать Есенина? Не проще ли было его застрелить, чтобы представить дело как самоубийство? Многие историки склоняются к версии, что убийство поэта одобрил лично Троцкий. А черная работа была доверена известному революционеру Якову Блюмкину, который попал в затруднительное положение во время убийства, и поэтому ему пришлось разыгрывать вариант с повешением.

Почему повешение?

Спрашивается, зачем тогда надо было «вешать» поэта, если всё можно было списать на смерть от выстрела из револьвера, который у самого Есенина имелся? Хотя, с другой стороны, зачем сам поэт, если верить официальной версии, повесился, а не застрелился?

Ценный свидетель

В журнале "Чудеса и приключения" было опубликовано письмо отставного военного Виктора Титаренко из Хабаровского края, в котором он рассказал о своей беседе в середине 70-х годов с бывшим заключенным Николаем Леонтьевым. По его словам, в 1925 году он служил в ОГПУ вместе с Блюмкиным. Однажды Блюмкин получил приказ от Троцкого достойно наказать физически Есенина. Чекисты планировали лишить поэта мужественности и вроде бы шутя стали стягивать с него брюки. Поэт схватил медный подсвечник и ударил им по голове Блюмкина. Тот упал без сознания, а перепуганный Леонтьев выхватил наган и выстрелил в Есенина.
Титаренко рассказывает, что Блюмкин, очнувшись, ударил рукояткой нагана в лоб Есенина, а затем связался с Троцким и договорился с ним об инсценировке самоубийства и о мерах по устранению кровавых следов. А Николая Леонтьева через несколько дней отправили на Дальний Восток на подпольную работу в ставке атамана Семенова. Там после войны за измену чекистскому делу он получил 25-летний срок.
Сложно опираться в рассуждениях на одно письмо. Но на рисунке В. Сварога, сделанном утром 28 декабря 1925 года, брюки поэта расстегнуты и приспущены. Художник сообщает также, что заметил следы борьбы в номере и множество ворсинок от ковра на сорочке и в волосах поэта. В. Сварог еще тогда предположил, что Есенина после убийства заворачивали в ковер.

Травля

Жить в 1923-1925 годах в СССР было непросто. Троцкий считал убийство оправданным средством утверждения коммунистической идеи. "Мы должны, - писал он, - превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которой мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда даже жителям Востока. Путем кровавых бань мы доведем русскую интеллигенцию до полного отупления, до идиотизма, до животного состояния..."
Есенин, кажется, знал, что мешает плану:

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужой
Мешал я спать
Стране родной.

Известно также, что в последние годы жизни поэта власти подвергали его массированной психологической травле.
Правда о смерти последнего поэта деревни раскроется только вместе с архивами НКВД (ФСБ).