ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 4.1 стр.54-58, стр.58 № 11,12


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

1. РАСТВОР

2. РАСТВОРИТЕЛЬ

3. РАСТВОРЁННОЕ ВЕЩЕСТВО

4. ТИПЫ РАСТВОРОВ

5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА

6. МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА


Проблемная ситуация:

  • Ребята, мы все с вами настолько сильно привыкли к наличию в нашей жизни воды, что для нас сам этот факт является как данность, обыденность!
  • Задумайтесь, а что же это такое ВОДА ?
  • Где в своей профессиональной деятельности вы будете связаны с водой?

«В нашем мире не хватает воды, и он обречён на голод» (Раймонд Фюрон-франц. учёный)

ВОПРОС:

Что учёный хотел сказать своим высказыванием?

Проблема в том, что нашей планете грозит жажда. Возможно ли такое? Ведь кругом полным-полно воды!

Но беда в том, что почти вся эта вода солёная, морская.

Пресной воды на Земле только 2%, примерно 30 миллионов километров кубических.

ВОПРОС:

Ребята, для чего нужна всем живым существам вода, включая и человека?


Вода –весьма распространённое вещество на Земле!

  • Почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, образуя моря, океаны, реки и зёра.
  • Много воды в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере.
  • В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах гор и в полярных странах.
  • В недрах земли, пропитывающая почву и горные породы.

Состав воды:

  • Гумбольт и Гей-Люссак доказали, что 2 атома водорода и атом кислорода, соединяясь в молекулы, рождают воду.
  • Вода-минерал (образовавшийся естественным путём), смесь 42 веществ-соединений 3-х разных водородов с тремя разными кислородами (изотопы водорода: протий- H2O , дейтерий- D2O и тритий - Т2О и кислорода(16 О, 17 О и 18 О))

Аномалии воды:

1. Высокие температуры плавления и кипения

2. Высокая теплоёмкость

3. Высокая скрытая теплота испарения и плавления

4. При замерзании расширяется на 9% к прежнему объёму

6. Самое большое поверхностное натяжение

7. Лучший в мире растворитель


Определения:

Раствор - это гомогенная смесь, состоящая из двух и более компонентов.

Растворитель - это среда в которой растворённые вещества равномерно распределены в виде молекул и ионов (в большем количестве).

Растворённое вещество - компонент жидкого или твердого раствора, который присутствует в меньшем или незначительном количестве (т.е. растворён в растворителе).


Типы растворов:

1. Насыщенный (см. учебник стр. 55)

2. Ненасыщенный (см. учебник стр. 55)

3. Пересыщенный (см. учебник стр. 55)

4. Концентрированный (см. учебник стр. 56)

5. Разбавленный (см. учебник стр. 56)


Растворимость(или коэффициент растворимости)

Растворимость вещества показывает, сколько вещества в граммах может раствориться в 1 л воды или сколько вещества в граммах может раствориться в 100 г растворителя.

Отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к объему растворителя называется растворимостью этого вещества или коэффициентом растворимости.

  • Пользуясь учебником стр. 55 выписать самостоятельно классификацию растворов по растворимости.

Концентрация раствора

Конц.р-ра- это содержание растворённого вещества в растворе (настойка йода 5%, уксусная кислота 70% и т.д.).

Выражается через массовую долю вещества (см. стр.57 учебника)

m(раствора) = m (растворённого вещества) + m (растворителя)

m (раствора) = V* p

Плотность воды = 1г/мл

Задачи стр. уч-ка 59 № 8,9,10,11.


Молярная концентрация раствора

  • Молярная концентрация C(B) показывает, сколько моль растворённого вещества содержится в 1 литре раствора.
  • C(B) = n(B) / V = m(B) / (M(B) V),
  • где М(B) - молярная масса растворенного вещества г/моль.
  • Пример:

Какую массу хромата калия K2CrO4 нужно взять для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора?

M(K2CrO4) = C(K2CrO4) V M(K2CrO4) = 0,1 моль/л 1,2 л 194 г/моль = 23,3 г.

Ответ: для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора нужно взять 23,3 г K2CrO4 и растворить в воде, а объём довести до 1,2 литра.


Литература:

1. Акимушкин И.И. «Занимательная биология», Смоленск: Русич,1999

2. Учебник О.С. Габриелян, Остроумов И.Г. «Химия для профессий и специальностей технического профиля», Москва: изд.центр «Академия, 2012»

3. Н.Л. Глинка «Общая химия», Москва: Интеграл-Пресс,2007

«Значение растворов» - Мармелад. Кисель. H2O – растворитель. Растворы в природе. Растворы в кулинарии. Маринад. Тузлук. Геологическая роль воды. Рассол. Материалы к уроку «Значение растворов». Н2О – реагент Na2O + H2O = 2NaOH. Органические растворители. Значение растворов. Вода в химическом процессе.

«Использования воды» - Более глубокие слои должны срабатываться со скоростью не более 1 м в сутки. Специальные гидравлические расчеты. К вопросу правил управления. Цель и задачи «правил». Экологические и санитарные требования к режиму работы водохранилищ. Экологические требования в нижнем бьефе. История разработки и применения «Правил» насчитывает около четырех десятилетий.

«Использование анимации» - Что такое СЛАЙД? Для каждого слайда используйте разные виды анимации. Практическая работа: Например: «Жалюзи». Или «Прямоугольник». Повторение: Повторение. Или по отдельным буквам. Или «перемещение вправо-вниз». Что такое анимация? Презентацию можно «оживить» с помощью анимации. Запишите в тетради: Текст может появляться целиком,

«Ток в растворах» - Диэлектрики. Электрический ток в твердых телах. Исследование электропроводности твердых тел. Механизм электролитической диссоциации. Схема электролитической диссоциации. NaCl кристаллический СuSO4 кристаллический Сахар Чистая вода Неэлектролиты: оксиды. Лабораторный опыт: Демонстрация электролитической проводимости растворов.

«Водные растения» - Рассчитан на 36 учебных часов. Форма занятия экологического кружка: интерактивная. «Виртуальная экскурсия с элементами исследования». Курс предлагается для учащихся 6-х классов. Учитель по ходу выполнения задания корректирует поисковую деятельность учащихся. Содержание опережающего задания: Задание № 1 Подобрать материал о водорослях в пресных водоемах.

«Охрана водных ресурсов» - Сели. Крупный металлургический комбинат в сутки потребляет около 1 млн. Охрана вод. Водный кадастр. В сутки человек потребляет 300-400 л воды. Снегопады. М3 воды. Наводнения. Для производства 1т резины – 1500М3воды. Гололёд. Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счётчику. Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

Класс: 8

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. – 176 с.

Цель: сформировать представление учащихся о растворимости веществ, растворах, концентрации растворов.

Задачи:

  • способствовать систематизации понятийного аппарата: растворитель, растворенное вещество, раствор, растворимость веществ в воде, концентрация растворов
  • «5 » – обосновать, доказать; «4 » – характеризовать, применить; «3 » – рассказать;
  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: решать и составлять задачи по теме «Растворы»
  • способствовать формированию общеучебных умений:
  • а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать, классифицировать, делать выводы);
  • б) учебно-информационных (работать с текстом, преобразовывать текстовую задачу в знаковую);
  • в) учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
  • способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);

Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 90 минут.

Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – 3 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация

II. Фронтальная беседа (12 мин)

– Как часто мы встречаемся с растворами в жизни? Какие растворы мы знаем? (Моря, реки, океаны; растворы в быту: раствор соли, раствор сахара, раствор стирального порошка и др.; медицинские растворы и т.п.)
– Что является основой большинства известных нам растворов? (Вода)
– Давайте подумаем, как образуется раствор? (Приложение 1 , слайд 2)

– Где произошло растворение? (В случае с поваренной солью и оксидом калия)
– Где произошла химическая реакция? (В случае с оксидом калия, образовалось новое вещество)
– В чем сходство между образованием смеси (суспензии и эмульсии) с образованием раствора?
– В чем отличие процесса растворения от химической реакцией? (Не образуется новых веществ)

III. Изучение нового материала. Объяснение учителя с элементами фронтальной беседы и решения задач. 30 мин.

1. Давайте попытаемся сформулировать, что такое раствор? (слайд 3)

Определение: растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

2. Растворимост ь (слайд 4) – способность вещества образовывать с другими веществами (растворителями) однородные системы – растворы

  • От природы растворяемого вещества
  • От температуры

3. Зависимость от природы растворяемых веществ (слайд 5). Все вещества делятся на:

  • хорошо растворимые,
  • малорастворимые,
  • практически нерастворимые.

*Работа с таблицей растворимости

4. Зависимость растворимости веществ от температуры (слайд 6)

*Работа с графиком растворимости веществ.
* В заливе Кара-Богаз-Гол (Туркмения) при температуре воды +50С на дне выпадает белый осадок соли Na2SO4, а выше этой температуры осадок исчезает. Как Вы думаете, чем это можно объяснить?

5. Таким образом растворы бывают (слайд 7):

6. Коэффициент растворимости – это масса вещества (г), способная раствориться в одном литре растворителя (л)

Например, растворимость NANO3 равна 80,5 г/л при 100С. Это означает, что при данной температуре в одном литре воды может раствориться 80,5 г. нитрата натрия.

IV. Решим задачу (слайд 8)

В 400 мл. воды при 200С может раствориться 48 г. сульфата калия. Какова растворимость сульфата калия при данной температуре?

*** Интересный факт. Поскольку сульфат калия признан безопасной пищевой добавкой , он разрешен к применению в странах Европейского Союза и на территории Российской Федерации. Чаще всего свое применение сульфат калия как добавка находит в качестве заменителя соли. Кроме этого, он выступает в качестве регулятора кислотности в напитках

Решите задачу (слайд 9).

Задачу учащиеся решают в парах.

Тигр приготовил при 20 o С 2 раствора: 5 литров раствора хлорида меди (II) – (голубой раствор) и 3 литра раствора хлорида железа (III) – (желтый раствор). Для приготовления растворов он взял 2,8 кг. FeCl 3 и 3,2 кг. СuCl 2 . Какой из растворов у него получился насыщенным, а какой – нет?
При 20 o С растворимость СuCl 2 равна 730 г/л, растворимость FeCl 3 равна 920 г/л

Решение:

Растворимость СuCl 2 равна 730 г/л, следовательно, для приготовления 5 литров насыщенного раствора ему нужно 730 x 5 = 3650, он взял 3,2 кг = 3200 г. Значит, раствор ненасыщенный .
Растворимость FeCl 3 равна 920 г/л следовательно, для приготовления 3 литров насыщенного раствора ему нужно 920 x 3 = 2760, он взял 2,8 кг = 2800 г. Значит, раствор насыщенный.

Эти понятия относительны, например
25%-ный раствор HCl – концентрированный, а
25%-ныйраствор H 2 SO 4 – разбавленный

8. Выражение концентрации растворов (слайд 11)

Один из способов выражения концентрации растворов – массовая доля (w)

9. Решим задачи (слайд 12):.

Задача 1. Вычислите массовую долю раствора в %, который получится, если 50 г. вещества растворили в 450 г. воды.

Задача 2. Вычислите массу воды и массу соли, которые необходимо взять, чтобы приготовить 300г раствора с массовой долей 15%.

10. Решите задачи (слайды 13, 14, 15).

Задачи решаются в парах – 30 мин.

Задача 1. Для того, чтобы обработать цветы, Винни-Пуху нужно приготовить 2 кг.2%-ного раствора нитрата натрия. Помогите ему вычислить массу воды и массу соли, которые ему нужно взять?

Задача 2. Героям этого мультфильма нужно обработать музыкальные инструменты некоторым 20%-ным секретным раствором. У них есть 700 г. этого раствора с концентрацией 45%. Сколько воды им нужно долить, чтобы получить то, что нужно?

Задача 3. Выполните задание тетушки Совы. Вычислите массовую долю раствора, который получится, если 120 г. соли растворить в 1,4 кг. воды.

Задача 4. Знахарь смешал два раствора: 150 г. 25% -ного раствора и 400 г. 42%-ного раствора. Помогите ему вычислить массовую долю полученного раствора.

Задача 5. Машенька для бульона взяла 700 г. воды, добавила 1,5 чайных ложки соли (15 г.), попробовала – раствор показался ей слишком соленым, и она добавила 500 г. воды. Раствор с какой массовой долей соли получился у Машеньки в итоге?

Задача 6. Мыши помогли Золушке приготовить волшебный раствор. Они взяли два раствора: 200 г. 10%-ного раствора секретного вещества и 250 г. 25%-ного раствора этого же вещества. Затем они добавили к полученному раствору 30 г вещества. Сколько воды нужно долить Золушке, чтобы массовая доля раствора была равна 15%?

V. Проверка решенных задач на доске – 14 мин. (Приложение 2 )

VI. Домашнее задание (слайд 16) – 1 мин.

  1. Решите задачи 1,2,3,4 стр. 81
  2. Составьте свою задачу по теме «Растворы». Запишите ее на карточке размером 12 см x 7 см из белого листа бумаги.

На следующем уроке мы сделаем лотерею из Ваших задач. Вы будете решать задачи друг друга и ставить друг другу оценки.












Включить эффекты

1 из 12

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

В презентации по химии на тему "Вода - растворитель" рассказываются основные характеристики воды и водных растворов, освещаются различные способы применения растворов. Также презентация содержит информацию об использование воды и водных растворов человеком. Состоит из 12 слайдов.

  1. Отгадайте загадку
  2. Цели урока
  3. Ответьте на вопросы
  4. Высказывания о воде
  5. Деятельность человека
  6. Компоненты раствора

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Презентация подготовлена учителем химии

МОУ «СОШ с.Кичкасс Переволоцкого района» Оренбургской области

Слайд 2

Отгадайте загадку

А ну, скорей снимите, шляпу!

Я дочь космического папы.

И вездесуща и легка,-

Я лед, я пот, я- облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закопаю.

Когда мороз – я застываю.

Слайд 3

Цели урока

  • Узнать что такое раствор
  • Познакомиться с осуществлением процесса растворения
  • Слайд 4

    Ответьте на вопросы

    • В каких агрегатных состояниях может находиться вода?
    • Какими физическими свойствами обладает вода?
    • Чему равны плотности воды и льда?
    • Какое это имеет значение?
  • Слайд 5

    Высказывания о воде

    • «Вода - одно из начал всего существующего на Земле» - говорили в древности.
    • «Вода простое вещество, единое и неделимое» - считали в средние века.
    • «Нет,-сказал великий А.Лавуазье,- вода состоит из водорода и кислорода, её можно получить с помощью химических реакций»
  • Слайд 6

    Идет время. Прошли уже века. Тысячи лет человек любуется, наслаждается, восхищается водой.

    Слайд 7

    • Вся деятельность человека связана с использованием воды и водных растворов.
    • Разнообразными растворами пользовались с древних времен при изготовлении строительных материалов, красок, стекла, керамики, обладали искусством бальзамирования-все это растворы сложные по составу и умело приготовленные.
  • Слайд 8

    Вода - химически активное вещество и является универсальным растворителем.

    Слайд 9

    Из-за того, что вода способна растворять другие вещества, она никогда не бывает чистой.

  • Слайд 10

    Если смешаем два вещества, что произойдет?

    • В зависимости от природы веществ и условий может быть три случая:
    1. Образуется механическая смесь
    2. Произойдет химическая реакция
    3. Образуется раствор
  • Слайд 11

    Что же такое раствор?

    • Раствор – это химическая система, образованная несколькими веществами, между которыми нет границ раздела
  • Слайд 12

    Компоненты раствора

    • Растворимое вещество (сахар)
    • Растворитель (вода)
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Разработка учителя химии

    Мухамеджановой Л.Ф.

    МОУ «СОШ с.Кичкасс

    Переволоцкого района»

    Оренбургской области.

    Тема урока: Вода-растворитель

    Ход урока

    Оргмомент

    Вводное слово учителя

    Я дочь космического папы.

    И вездесуща, и легка,-

    Я лед, я пот, я облака.

    Я иней, чай, бульон, туман,

    Река, ручей и океан.

    Когда я злюсь, то закипаю

    Задания на карточках:

    Образуется механическая смесь

    Произойдет химическая реакция

    Образуется раствор

    Что же такое раствор?

    План конспект урока химии «Вода-растворитель».

    Разработка учителя химии

    Мухамеджановой Л.Ф.

    МОУ «СОШ с.Кичкасс

    Переволоцкого района»

    Оренбургской области.

    Тема урока: Вода-растворитель

    Цель: 1) ознакомить учащихся с понятием раствор осуществлением процесса растворения. 2)формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, делать соответствующие выводы

    Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, ложка для сжигания веществ,

    Вещества: белок, сахар, глина, растительное масло, вода.

    Ход урока

    Оргмомент

    Вводное слово учителя

    Тема нашего урока, а первое слово главное спряталось (слайд 1)

    А ну, скорей снимите шляпу! (слайд 2)

    Я дочь космического папы.

    И вездесуща, и легка,-

    Я лед, я пот, я облака.

    Я иней, чай, бульон, туман,

    Река, ручей и океан.

    Когда я злюсь, то закипаю

    Когда мороз - я застываю. (Вода)

    Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое раствор и познакомиться с осуществлением процесса растворения. (слайд 3)

    1.На прошлом уроке мы с вами рассматривали физические свойства воды.

    2.Работа по карточкам у доски 3 ученика.

    Задания на карточках:

    Н: вычислите массовую долю воды в Na2CO3 * 10 H2O

    H: расставьте коэффициенты в следующих уравнениях

    O: Вычислите массу продукта реакции, для проведения которой взяли 5г Mg.

    3.А пока они решают, мы с вами будем отвечать на вопросы (слайд 4)

    а) В каких агрегатных состояниях может находиться вода?

    б) Какими физическими свойствами обладает вода?

    в) Чему равна плотность льда и плотность воды? Почему? Какое это имеет значение?

    По карточкам решили уже? Давайте проверим.

    4. Изучение нового материала.(слайд 5)

    а) Вода - одно из начал всего существующего на земле – так говорили в древности.

    б) Вода – простое вещество, единое и неделимое – считали в древние века.

    в) –Нет, - сказал великий А. Лавуазье, - вода состоит из водорода и кислорода, её можно получить с помощью химических реакций.

    Кто напишет реакцию получения воды на доске?

    Идет время. Прошли уже века. Тысячи лет, человек любуется, наслаждается, восхищается водой.

    Вся деятельность человека связана с использованием воды и водных растворов.(слайд 6)

    Разнообразными растворами пользовались с древних времен при приготовлении строительных материалов, красок, стекла, керамики, обладали искусством бальзамирования – всё это растворы сложные по составу и умело приготовленные.(слайд 7)

    Вода – химически активное вещество, и является универсальным растворителем.(слайд 8)

    Из-за того, что вода способна растворять другие вещества. Она никогда не бывает чистой.(слайд 9)

    Какие способы очистки воды мы знаем?

    Любая природная вода раствор. Если мы смешаем два вещества.(слайд 10) Что произойдет? В зависимости от природы веществ и условий может быть в случаях:

    Образуется механическая смесь

    Произойдет химическая реакция

    Образуется раствор

    Что же такое раствор?

    Определение. Раствор – это химическая система, образованная несколькими веществами, между которыми нет границ раздела.(слайд 11)

    5.Лабораторные опыты. Приготовление растворов.

    Компоненты раствора (слайд 12)

    6.Что нового узнали вы на уроке?

    7.Домашнее задание: §7.3 , №1, 2 страница 128


    Вода в природе Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Вода – это: - передвижение (плоты, лодки, корабли); - поддержание чистоты; - движение машин, вырабатывающих электрический ток; - переносит тепло по трубам; - растворение красок, крашение кожи и ткани; - изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба; - полив растений и др. Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества.


    Универсальный растворитель Вода является универсальным растворителем. В воде растворяются газообразные, жидкие и твердые вещества. Водные растворы находят широкое применение в жизнедеятельности человека. Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. Тоже самое происходит и с некоторыми другими веществами.


    Растворимые и нерастворимые Вещества, которые растворяются в воде (соль, сахар, мёд), называются растворимыми. Вода для них – растворитель. То, что получается после растворения, называют раствором. Но если попробовать насыпать в воду песок, то он не растворится. Песок и другие подобные вещества (мел, глина) называются нерастворимыми.


    Контрольные вопросы Как называют воду за способность растворять другие вещества? Растворитель Как называются вещества, растворяющиеся в воде? Растворимые Как называются вещества, не растворяющиеся в воде? Нерастворимые Как называется то, что получается после растворения вещества в воде? Раствор


    Источники 1. Федотова О.Н. и др., «Окружающий мир», часть 1., Интернет-сайт 3.Интернет-сайт festival.1september.rufestival.1september.ru 4.Интернет-сайт 900igr.net900igr.net 5.Интернет-сайт