Осетинские застолья совсем не похожи на наши разудалые гулянки, даже если повод к ним появляется самый радостный. Ни рождение в семье ребенка, ни юбилей, ни большой религиозный праздник не могут нарушить традиционного порядка, которому следуют аланы в своих застольных традициях тысячи лет.

Есть в этом что-то языческое - в непременном обряде трех пирогов, совершаемом в честь небесных и земных стихий, в трепетном отношении к подаваемым блюдам, их количеству и порядку чередования.

Далее по длинному столу, выше и сзади двух сидящих мужчин, которые пили мое здоровье, было портрет Сталина. Хасан увлекся и пытался заставить меня выпить, а его друг, который загнал нас туда в его собственной машине, встретил молодого блестящего самопровозглашенного целителя, который, пьяный и взволнованный, последовал за нами, пока мы не убежали после полуночи. Эпилог: Рог Священного Быка из Реком.

Рог священного быка из святилища в Реком был моим подарком на день рождения профессору. Его дни рождения обычно отмечались многими доброжелателями с большим пирогом, на котором в обледенении было написано предложение, увещевание, благословение или слово на одном из его 70-ти стран. Затем он объяснил бы его смысл ошеломленной аудитории.

Незыблемая патриархальность и строгая иерархичность - еще одни характерные черты осетинского застолья, которые стразу бросаются в глаза любому гостю, впервые участвующему в родовой трапезе.

Фынджы хистар: самый мудрый и уважаемый

Фынджы хистар - старший и самый уважаемый участник, который берет на себя обязанности распорядителя. Нет, это не наш забубенно-веселый и часто бесцеремонный свадебный тамада: хистар - человек мудрый, степенный, пользующийся непререкаемым авторитетом, к тому же - в совершенстве знающий все правила сложного застольного этикета.

Скорость его доставки в сочетании с его предположением об их уровне знаний означала, что большинство из них часто оставалось позади. Этот священный бычий рог варится несколько лет назад, после жертвоприношения в Реком, самой важной языческой святыне в Северной Осетии. Осталось много других рогов и несколько черепов быков и баранов на скамейке, построенной против передней стены святыню. Кузнецова. Существует шумный фон с большим количеством тостов, в группе всех мужчин.

На своих свадьбах, на их добрых делах, в благих вестях, мы всегда будем встречаться, пусть Бог пожелает этого. Любите людей, соседей и любите Богом, тогда все в мире будет вашим. Ради этого праздника ваша жизнь может быть красивой и счастливой - к вашему здоровью! Пусть Трофим наш хозяин и глава семьи будут здоровы. -Бывайте красивы и здоровы. -Он записывает это. -Дон, Не волнуйся, Трофим, пусть они послушат.

Еще одно обязательное качество фынджы хистара - красноречие, ведь именно хистару принадлежит право произнесения молитвы и самых важных здравиц. Ну и, конечно, алкогольная стойкость - за столом принято выпивать после каждого тоста, хотя пьяных после праздника не бывает - это считается постыдным, недостойным мужчины.

С востока на запад

Большой обеденный стол, за который потом рассядутся гости, размещают в направлении с востока на запад. Западная часть стола - место особое: туда усаживается хистар, а остальные гости рассаживаются в строгой иерархии - чем ближе к старшему, тем почетнее место, чем ближе к востоку - тем больше молодых лиц.

Давайте попросим Бога быть сильными благодаря счастью. - Дзерасса и Трофим, будьте счастливы от легкости ваших детей. Тост молодого человека: Здесь мы все сидим в доме Трофима и празднуем праздник Джорджуба. Вчера мы сидели здесь, но сегодня у нас есть гость из другого мира. - Ваше здоровье! Итак, Трофим, сегодня мы сидим с гость издалека, и он путешествовал на большие расстояния, потому что хотел посидеть с нами во время Джиоргубы, и независимо от того, что он делает, пусть его сердце будет счастливым и возвышенным его работой (Аминь, Бог). сделал, придя сюда как посетитель, может ли он достичь их благополучно и может ли он благополучно вернуться домой? - Аминь, Бог.

Западная часть стола - еще и место, где ожидают начала торжества исходящие жаром и упоительным ароматом три пирога на круглом подносе: именно с этого обряда и молитвы у осетин принято начинать трапезу.

Человеку, впервые приглашенному на осетинское застолье, нужно быть очень внимательным: опростоволоситься - легче легкого, если не знать правил рассадки за столом и по ошибке занять место одного из старейшин.

И пусть он хорошо расскажет о новостях и делах своего визита, и пусть Бог даст ему энергию, чтобы сделать это Аминь. Пусть Бог никогда не уберет судьбу вашего гостя. Плохой гость никогда не должен пересекать ваш порог. Если вам почему-то удалось пересечь мой порог, тогда вам следует вернуться домой хорошо, кем бы вы ни были, после моего пребывания в доме. Так пусть Бог сделает свою пользу большой, поэтому вы должны дать ему тост!

Может быть, его сердце предпочитает пить вино? -Почему ты встал? Это из уважения. Еще один тост от другого человека. - Федор, спасибо вам большое за ваши слова. Когда человек уважает своего гостя, он уважает себя. Поэтому мы должны сначала любить себя, может ли Бог так сказать, а потом любить другого человека. Хасан, знает ли он, что это осетинское имя? Он не понимает. - Его друг знает более 30 языков, говорит он, готовятся к очередному тосту. Затем, Я говорю, что родители трофимов могут быть здоровыми, и они могут оставаться здоровыми и без проблем.

Начало трапезы: обряд трех пирогов

К столу подают пироги с тремя начинками - просто с сыром (уалибах), с сыром и картошкой (), с сыром и свекольной ботвой (). Это - дар, предназначенный Богу, Солнцу и Земле.

Пироги перед подачей щедро пропитывают маслом и складывают стопкой, чтобы потом раздвинуть их в разные стороны перед нарезкой. Смысл этого действа таков: и Господь, пославший обильную трапезу, и стихии должны увидеть, что всем им испекли и принесли в дар по пирогу, никого не забыли и не проявили неуважения.

Мы знаем их, они нежны и приятны. Он, вероятно, такой же нежный, как мы знаем и пусть Бог предоставит им долгую жизнь, и пусть они будут под Его защитой. Это то, как это исчисляется теоретически, но вы должны уважать свою собственную мать и отца, посещать их, помогать им, сидеть рядом с ними. Наш старший одобрил, и мы должны пить их здоровье. Для их здоровья! Тот, кто не уважает своих старших, не мужчина!, Никто не вылетел из-за трещины в стене, но родители должны слишком много работать! Когда ребенок рождается, и пока он не вырастет и не сможет помочь себе и ухаживать за собой, в него нужно положить много тяжелой работы.

Раздвигает пироги кто-то из старейшин, сидящих рядом с хистаром, причем верхний пирог () всегда поворачивают влево от распорядителя.

Хистар распоряжается наполнить бокалы и начинает читать молитвы, чтобы освятить пироги. После освящения выпечку опять сдвигают в аккуратную стопку и уырдыгстаг - молодой участник застолья, выбранный специально для обслуживания гостей, - разрезает пироги по диаметрам так, чтобы получилось восемь частей.

И те, кто это понимает, могут долго жить! Аминь к Богу. И так пусть любовь твоей матери и отца будет долгим и добрым, и как твои соседи мы понимаем друг друга. Вы делаете хорошую работу, хорошие вещи, и ваша семья может быть под вашим руководством. И все лучшее из Джиоргубы будет вашим. Но никогда не забывайте о своих пожилых людях, дайте вам Бог. Ищите их, счастливо и красиво. Никто не знает, кто в конечном итоге ухаживает за кем! Пусть их жизнь будет такой же хорошей, как и его жизнь, чтобы мы могли видеть их хорошие достижения.

Дай Бог ему! - Мы пьем для здоровья нашей семьи, наших старших. Почему вы так волнуетесь? Следующий тост: Давайте снова послушаем друг друга. Сейчас мы говорим, что мы соседи. Мы тоже говорили о Роберте, как он приходил к нам издалека, и мы произносили молитву за него, чтобы Бог мог продлить его жизнь. Но мы должны сказать еще несколько слов о себе, поскольку мы соседи, и пусть Бог поможет нам понять друг друга. Всем известно, что кулак сильнее пяти пальцев. И когда мы делаем что-то вместе, и наши сердца связаны друг с другом, тогда мы будем намного сильнее вместе.

Резать нужно не только аккуратно, но и не поворачивая блюдо с пирогами: поворот считается дерзостью и вызовом Богу - ведь только он может вращать Землю, направлять в разные стороны человеческие судьбы, а смертным вертеть блюдом с жертвенными дарами никак нельзя!

К еде приступают, как только закончена молитва, разрезаны пироги и произнесен первый тост: до этого момента никто не имеет права даже прикоснуться к яствам. Это правило касается и малышей - их с раннего детства учат управлять своими желаниями и капризами.

Могут случиться всевозможные вещи, и во всех вопросах мы не должны прятаться друг от друга, а помогать и посещать друг друга. Ничто не лучше, чем сосед. Возможно, некоторые из нас этого не знают, но это мне хорошо известно. В моей 30-летней взрослой жизни у меня было несколько, и, честно говоря, только однажды у меня не было хорошего соседа, но все остальное время мне повезло. Это означало добрых соседей и добрых людей. - Ради Бога, как говорят осетины, что, если дерево падает, оно сначала падает на соседнее дерево, а первое, что он ударяет, является его соседом.

«Ваш тост до нас дошел»

Красноречием и витиеватостью осетинские хистары не уступят никому на Кавказе: во время застолья тосты звучат почти постоянно. Как и у других кавказских народов, во время их произнесения важна преемственность.

Осетинский вариант известной грузинской присказки «алаверды» в переводе звучит примерно так: «Ваш тост до нас дошел, уважаемые старейшины». Это говорит самый молодой гость, сидящий с восточной стороны стола.

Поэтому мы не должны быть побежденные соседом, но помогают друг другу. Если дерево падает, это означает, что что-то беспокоит его. Поэтому у нас должна быть сила, чтобы восстановиться. И пусть ваши жизни будут долгими и хорошими. Наш старший дал тост за здоровье наших соседей и, возможно, они проживут долгую жизнь. И мне кажется, что мы не плохие окрестности.

Да, да! - И в будущем, может быть, мы будем еще лучше, когда поймем друг друга. быть услышанным издалека. Твои святыни на каждом холме, и твои рабочие инструменты находятся в каждом ущелье. Наши люди здесь молятся вам, вы знаете. Мы молимся вам с темным пивом, с золотыми шашлыками, с тремя пирогами.

Задача всех, кто будет продолжать начатый хистаром тост, - добавить что-то «в тему» к сказанному старейшиной.

Пока произносятся тосты, все присутствующие молчат, внимательно слушают и не прикасаются к еде - разве что могут отхлебнуть немного воды или другого напитка, если жажда совсем уж одолела от огненной остроты съеденной пищи.

Пожалейте нас, ваших бедных людей. Где ты, где у тебя есть, мигающий глазами Вастырджи? Там с вершин Вастырджи смотрит. Здесь ниже люди молятся и доверяют вам. Там в горах наши охотники. Они приведут нам хорошую квоту, предоставленную Афсати! Там, на Фансиуаране, есть наши пастухи. Они возвращаются к нам с пухлыми стадами, с обильной проблемой! Там, на равнине, наши плуги, Они принесут нам урожай и радость осени! Есть наши путешественники со всех концов земли. Возвращаясь к нам, счастливые, с их богатыми завоеваниями.

Во имя их всех мы делаем вам подарки и приношения. Пусть Гора Устирджы соизволит благословить нас, Гора Вастырджы! Можете ли вы благословить людей, которые молятся, Гора Устайрджы! Ты не смотришь с высоты и не благослови нас в глубине! Эй, эй, Вастырджи из крепкой горы, ты знаешь, что мы живем и надеемся на тебя. Наши предложения, которые мы сделали с любовью, могут быть приятны вы молитесь, надеясь на вас, как в горах, так и на равнине. И наш путешественник, и тот, кто сидит дома.

За что пьют на осетинском застолье

Тост первый - во славу Господа, Земли и Солнца. С него начинают, как уже говорилось, любое застолье.

Второй бокал выпивают за покровителя мужчин - осетинского святого Уастырджы. Пьют, как и произносят тост, стоя.

И только тост третий хистар произносит в честь повода, по которому собрались гости в хлебосольном доме.

Пусть они будут под вашей защитой, Вастырджи. О великий Вастырджы из Гюля. Пройдите мимо нас и уберегите нас сзади! Вы знаете, мы просим вас о процветании, эй! С щитом праведного крыла. Путешественник из злой пули, эй! Пусть будет великая слава им, эй!

Сено с северных склонов питается для жертвоприношений, предназначенных для вас. Ой, о, слава тебе, наш Вастырджи, слава тебе! Пшеница с южных склонов - для вашего пира. Ой, о, слава тебе, наш Вастырджи. Принесите нам всадников, которые родились в седле, эй! Приходите, давайте помолимся, давайте петь гимны Вастырджи. Мы под его защитой, под его защитой, дети! Посмотрите вниз с высоты, посмотрите на нас. Наш золотисто-крылатый: Вот ваши бедные гости Под вашу защиту, Вастырджи! Даже гость находится под вашей защитой, Вастырджи!

После третьего тоста в некоторых семьях гостям дарят почетные бокалы в знак особого расположения и признательности. Разумеется, их не дарят пустыми: в каждый налит напиток, который гость должен выпить со словами благодарности.

А как же женщины?

В патриархальных осетинских семьях женщинам сидеть за одним столом с мужчинами до сих пор не принято: для них накрывают отдельный стол в другом помещении. Кстати, и у женской части семьи тоже есть своя иерархия - мать, старшие и младшие дочери, старшие и младшие невестки имеют свой круг прав и обязанностей. Нарушить принятые традиции - значит обидеть хозяйку дома.

Даже хозяин находится в вашем сейфе, вы сидите на вершине! Если вы идете впереди, тогда охраняйте нас сзади! Если ты поедешь, тогда накрывай нас своим крылом! Ну, прямой путь, прямой путь. Наш золотой крылатый вертикальный Вастырджы! Посмотрите на нас с высоты, сидя на вершине, охраняйте нас на равнине.

Золотисто-крылатый Вастырджи из наших гор! Наш золотой, высокий Вастырджи, который дает нам скот! Наши путешественники находятся на равнине. Наши путешественники - ваши гости, Лофти-Вастырджи из наших гор! Наши молодые девушки несут воду для вас. Лучшие из наших юношей превозносят ваше имя. Они веселятся на ваше имя. Мы находимся под вашей защитой, славной Василлой! Кукуруза с близлежащих полей предназначена для жертвенных пирогов. На свое имя, мы молимся вам с первого урожая!

Во время праздника (примерно в середине) всегда произносятся слова благодарности и выпивается бокал за здоровье и кулинарное мастерство афсинт - умелиц, приготовивших пироги и другую еду для гостей. Пьют его на кухне - там, где спозаранку трудятся соседки, которых хозяйка дома позвала в помощь, чтобы успеть все приготовить.

В более современных семьях жены и дочери сидят рядом с мужчинами, да и сам порядок ведения застолий существенно изменился и стал демократичнее. Теперь их принято делить на обязательную и произвольную части. Обязательная часть состоит из трех-пяти тостов, завершающая - из двух-трех.

Мы молимся также за лучших животных! Хор-Василла, прямо на нас! Фальвара наделит нас крупным рогатым скотом, уэй! Вы на троне на вершине, уэй! Уа-уэй, значит, хорошая Василла, уэй! Уа-ай, прямо на нас возьми, уэй! Посмотрите и обратите внимание на нас, уэй, уэй! Направь свою милость на нас, Хор-Василла, уэй! Текст и фотографии Роберт Ченчинер.

Когда мы говорим об осетинах, важно понимать, что есть два региона, к которым они принадлежат. Один из них - Республика Северная Осетия-Алания, субъектом России и Южной Осетии является Автономная Республика Грузия. Считается, что осетины являются потомками иранской кочевой группы, называемой сарматами или более точно подгруппой Аланса, которая правила в своем собственном средневековом королевстве Алания, который был примерно расположен там, где сегодня находится Северная Осетия-Алания.

На посошок

Завершающие тосты на осетинском застолье - за Хранителя порога и за Покровителя путников - Къасары Уастырджи и Фандагсар Уастырджи. Оба тоста выпивают обязательно стоя.

В первом произносят пожелания хозяевам дома - чтобы их порог никогда не переступали несчастья, а во втором просят святого помочь им без помех вернуться домой, застать домочадцев в добром здравии, а свое жилище - в целости и сохранности.

После монгольского вторжения в 12 веке аланы не смогли восстановить свое королевство, и люди, в конце концов, разделились на две разные этнические группы - Железный и Дигор. Они были разделены диалектными различиями, территорией, а также религией. В поздние советские времена осетины стали проявлять больше интереса к своим корням и аланийскому наследию.

000, большинство из которых проживает в Северной и Южной Осетии. В обоих регионах осетины составляют этническое большинство, и они говорят на осетинском языке с немного разными диалектами. Наиболее распространенными являются: железо, дигорон и кудайраг. Железо является наиболее распространенным. Осетинский язык классифицируется как член индоиранской языковой семьи. Наиболее похожим языком является Ягноби, о котором говорят в Таджикистане.

Еще несколько правил

  • За столом не ссорятся, не сквернословят
  • Во время застолья не принято курить. Если уж очень хочется выйти подымить, следует спросить разрешения у хистара
  • Вставать из-за стола тоже можно только по разрешению старейшин
  • Опоздавшие к застолью садятся в самом конце стола
  • Прибывшего издалека гостя обязательно подводят к старейшинам - поздороваться и выпить с ними амбалаггаг - бокал за встречу
  • Бокалы держат только правой рукой, даже если пьющий из него - левша от рождения
  • Чокаться бокалами может только нечетное количество гостей: четное допустимо лишь на поминках

Взаимное уважение, теплая атмосфера, изобилие блюд, остроумные тосты - таково осетинское застолье во всем своем великолепии, во всей своей строгости и почтении к древним законам, обычаям и традициям.

Please enable JavaScript to view the

(Юрий Абисалов "Дружеское застолье")

Отправляясь в путешествие по селам Осетии, не стоит задумываться о том, где вы будете спать и что вы будете есть. Каждый раз, когда я попадал в осетинское село, я бывал захвачен гостеприимным вниманием одного из его жителей…
За разговором всегда следовало застолье, за застольем приглашение отдохнуть до утра. Таким образом, благодаря путешествиям я получал не только заряд энергии от пребывания на природе, не только коллекцию фотографий осетинских древностей, но и коллекцию горских типажей и характеров, которые отпечатались в моем сердце.

Особенно ярко характер осетина проявляется за столом. Традиционное застолье никогда не было для осетин только местом принятия пищи, питья и общения. Оно тесно связано с их верой, укладом жизни и нормами общественного поведения. Для того, кто прежде не сталкивался с осетинским застольным этикетом, наличие многих неписанных правил и ограничений, которых в Осетии до сих пор придерживаются за официальным столом, может показаться непривычно-странным и излишне-строгим. Но для осетина эти нормы - часть его бытия и мировозрения, часть его духовно-нравственного наследия.


Так как мировые религии утвердились в Осетии сравнительно недавно, именно за столом осетины чаще всего молились Богу и святым покровителям. Отсюда и место застолья «Фынг» (дословно - «стол») также являлось как бы святым местом, за которым не допускались вольности или же недостойное поведение. Когда-то давно, ныне покойный, известный в стране осетинский артист театра и кино Бибо Ватаев, сидя за старшего, наставлял молодых:
«У наших предков не было церквей и мечетей. Фынг и был их самым доступным святым местом. Здесь осетины молились, общались, принимали важные решения. И поэтому, не забывайте вести себя за столом так, как полагается вести себя возле святых мест...»

Путешествуя по Осетии вы вряд ли попадете на большое праздненство. Как правило застолья будут на 5-6 человек, это будут застолья в кругу семьи/друзей в честь вашего прихода в дом. Поэтому многие элементы традиционного ритуала будут забыты. Однако наиболее фундаментальные принципы будут соблюдаться обязательно, потому что они у осетин в крови.

Когда стол накрыт, об этом оповещают хозяина дома. Всех приглашают за стол, начиная с заранее назначенного старшего стола («фынджы хистар» или «бадты хистар»). Причём это место не обязательно должен занимать самый старший по возрасту. Главное, чтобы будучи одним из старших присутствующих, он также был мудрым, сдержанным, красноречивым и уважаемым в обществе человеком. Как правило это будет хозяин дома, хотя не обязательно.

В осетинском застолье это весьма почётная и очень ответственная обязанность. Исполнять её не каждому по силам. Потому что именно от старшего застолья зависит порядок за столом, соблюдение осетинских норм и традиций, веселье и в конечном итоге - настроение гостей. Кроме этого, он также должен быть довольно «выносливым» в отношение спиртного.

Старший («хистэр») должен сидеть с торца стола лицом к востоку. Если застолье проходит в помещении, где трудно разместить стол с востока на запад, старший должен сидеть с того конца, который подальше от входа в помещение. Вслед за старшим рассаживаются все по «приблизительному» старшинству. Так что в гостях будьте внимательны, не сядьте случайно на место старшего!

Раньше женщины не сидели за мужским столом. Им обычно накрывали отдельный стол, где также соблюдался соответствующий этикет. В наше время застолья обычно смешанные, хотя за старших всё-таки всегда сидят мужчины.
После того, как все расселись, кто-то из сидящих чуть ниже раздвигает три пирога таким образом, чтобы сверху было видно, что пирогов именно три. При этом верхний пирог должен быть сдвинут влево от старшего. Затем, с разрешения старшего, один из прислуживающих молодых людей («уырдыглаууаг» или «уырдыгстаг») должен наполнить бокалы трёх старших (начиная с первого).

Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым, которым поклоняются осетины, и освящает три пирога (Арта Кардзыны барсткуывд уат!). Каждая фраза сказанная старшим сопровождается дружным возгласом присутствующих: «Амен Хуыцау! (Аминь)» до тех пор пока старший не закончит молитву.

После того, как старший освятил три традиционных пирога, «уырдыглаууаг» или кто-то из младших сдвигает пироги к центру и разрезает их ножом через центр (по диаметру) на восемь частей. При этом он не должен вращать тарелку с пирогами. Тот кусок верхнего пирога, от которого отведал младший (аходэг) передаётся ему же самому.

Когда старшим снова наполнят их бокалы, «хистар» произносит тост за Единого Бога («Иунаг Кадджын Стыр Хуыцау»), чокается с рядом сидящими и выпивает.
Далее все остальные участники застолья по очереди «сверху вниз» (от старших к младшим) присоединяются к сказанному, чокаются с двумя следующими, выпивают и садятся. В Осетии не принято пить молча. Каждый должен в короткой форме «передать» содержание тоста следующим двоим (тому кто напротив, и тому кто рядом), чокнуться с ними в таком же порядке и только после этого выпить. Иными словами после каждого произнесённого старшим тоста, через весь стол проходит своеобразная «эстафета».

При чокании стаканами, уровень стакана младшего должен быть чуть ниже уровня стакана старшего.

Только после первого бокала можно начинать трапезу. До этого нельзя ни пить, ни есть. До того, пока старший не вознесёт молитву Богу и не освятит три пирога, к пище на столе не притрагивается даже ребёнок.
Всегда, когда старший произносит тост принято приостановить приём пищи, прервать разговор и внимательно слушать старшего. Вообще, во все времена осетины относились к пище весьма сдержано, «аскетически». В ходу была поговорка: «На пир уходи сытым, возвращайся голодным». Она подчёркивает факт того, что обжорство было в большом позоре, и если даже очень голоден (а кто был сыт в старые времена?) за общественным застольем было принято принимать пищу сдержанно, не спеша, не показывая своего апетита. То же самое - находясь в гостях. Хотя конечно заботливые горцы будут следить, чтобы гость хорошо ел, попробовал обязательно все, что ему предложено и выпивал бокалы (желательно до дна:)).

В Осетии говорят, что из тоста старшего ничего нельзя «выбрасывать», но добавлять к нему можно (только обязательно «в тему»). На больших застольях, когда очередной тост доходит до последнего сидящего за столом, тот встаёт и громко обращается к старшим: «Уважаемые старшие! Ваш тост до нас дошёл». Это даёт возможность старшему знать, когда он может переходить к следующему.

Второй тост за осетинским праздничным столом всегда произносится за покровителя мужчин, путников и воинов - Уастырджи. Уастырджи является самым почитаемым среди осетин святым. Тост за него обычно произносят и пьют стоя. У Уастырджи просят, чтобы в Осетии никогда не переводились настоящие мужчины, чтобы в дальней дороге их ожидала удача и верные друзья, чтобы родная Осетия жила в мире и благополучии, обойдённая невзгодами, и чтобы у нашей молодёжи были сила, отвага и мужество для защиты родной земли. Этот и все последующие тосты, произнесённые старшим, проходят через весь стол «эстафетой» также, как и первый.

Третий тост «хистар» произносит за тот повод, по которому собралось застолье (за благосклонность того святого, в честь которого праздник, за счастливый брак молодых, за благополучное возвращение из армии, за новорожденного, за юбиляра, и т.д.). Этот тост также произносится стоя (из уважения к семье, к старшим этого рода и значимости самого события). Во время любых торжеств, если тост произносится стоя и пить полагается только стоя.

После третьего тоста, старший или, если старший за столом не хозяин дома, то хозяин дома может преподнести присутствующим за столом гостям почётные бокалы. Этот бокал в Осетии - знак особого уважения и признательности. Отказаться от него, значит обидеть преподносящего. Сказать что ты уже сыт и больше пить не хочешь - признак дурного тона. Вместе с тем, это не значит, что обязательно нужно опорожнить гранённый стакан водки. Во-первых, хорошие хозяева не стремяться спаивать гостей до потери сознания, и в какой-то степени идут им навстречу, давая послабления. Во-вторых, при подношении почётных бокалов, главное не в количестве градусов и объёме выпиваемого напитка, а в содержании этой красивой традиции, в высказанных словах уважения и благодарности. И тот, кто этого не понимает, грубо нарушает Агъдау - неписанный свод правил осетинской жизни. Можно выпить напиток послабее, или попросить налить меньше. Если человек не может пить по каким-то веским причинам или не пьёт вообще, можно просто пригубив из бокала, извиниться и сказать, что непьющий.

Люди, кому были преподнесены бокалы, произносят слова благодарности за оказанную честь, желают хозяевам счастья, удачи и процветания, а также возможности чаще преподносить такие бокалы на своих торжествах (подразумевая пожелание иметь как-можно больше причин для торжеств).
Преподнёсший бокалы, стоя ожидает, пока не выпьет самый младший гость. И только после этого он вкратце повторяет свой тост и передаёт слово старшему, поскольку выпивать раньше старшего за произнесённый им самим тост не имеет право. Старший встаёт и благодарит его за хороший, красивый тост. Он также благодарит гостей праздника, и с нилучшими им пожеланиями выпивает. Далее тост движется вниз по застолью как обычно, с той лишь разницей, что гости в данном случае пьют за здоровье хозяев и всех присутствующих.

Раньше, когда мужчины и женщины не сидели за одним столом, существовал лишь один стандарт ведения стола. Но со временем молодёжные застолья выработали свой, более демократичный и свободный стандарт. Он обычно разделён на две составные части: обязательную и произвольную. В обязательную входят первые 3-5 тостов и 2-3 тоста завершающие застолье. Между ними молодёжь обычно произносит импровизированные тосты, в зависимости от красноречия и мнения тех, кто сидит во главе стола.
В среде же людей старшего и среднего поколения, застолье проходит почти также, как и сто лет назад. После первых 3-4 тостов старший обычно последовательно возносит молитву:
- «Бынаты хицау» (Покровителю дома), чтобы оберегал дом хозяев и дома всех присутствующих от невзгод.
- «Хоры Уацилла», «Фосы Фалвара» (Покровителя урожая Уацилла и Покровителя домашных животных Фалвара)
- «Мады Майрам» (чаще за женским столом), чтобы женщины были здоровы, счастливы и растили своих детей такими же.

В старину, праздники продолжались долго, часто по нескольку дней, и за столом произносили много тостов. Но при этом застолье никогда не превращалось в безобразную пьянку, поскольку напившийся допьяну мог покрыть себя несмываемым позором на всё ущелье. А позор рассматривался осетинами, как нечто хуже смерти.

Тостов за осетинским столом может быть довольно много, и в зависимости от района Осетии, где проходит застолье, набор их также может слегка меняться.
Где-то в середине застолья старший от гостей просит главу стола разрешить гостям поблагодарить женщин, готовящих еду на кухне (афсинта), во многом благодаря кому, это застолье состоялось. Прийдя на кухню, где «афсинта» пекут пироги готовят другие блюда для застолья, один из уполномоченных от имени своих старших и других гостей произносит заздравную в их честь, благодарит за вкусно-приготовленную пищу и желает им всегда показывать своё кулинарное искусство только на праздниках и свадьбах.
После этого трое молодых людей преподносят свои благодарственные бокалы трём старшим женщинам.

За время их отсутствия застолье идет своим чередом. Произносятся тосты, звучат песни, шутки, рассказываются разные истории.

Наступает время закруглять застолье. Для этого, глава стола, посоветовавшись со вторым и третьим старшими, произностит тост за сятых Мыкалгабыртэ (дающих благодать) хлеб-соль, за «бэркад» (изобилие) в этом доме и домах всех присутствующих. Он желает всем иметь всего в достатке, для членов семей, для гостей и даже для врагов.
После того как этот тост прошел по всему застолью до конца стола, старший произносит тост за Къасары Уастырджи. (Хранителя Порога). Он желает, прежде всего этому дому, а потом и всем присутствующим, чтобы через их пороги никогда не переступало несчастье и чтобы дома всегда были полны гостей, приносящих счастье и радость. Этот тост, также как и все предыдущие проходит по всему столу. В последнее время для сокращения заключительной части застолья, но только с разрешения старших, младшие начали добавлять этот тост к тосту за изобилие. То есть, когда до них доходит очередь пить за изобилие, они объединяют эти два тоста.
После этого участники застолья стоя произносят тост за Фандагсар Уастырджи, просят его покровительства и желают всем приехавшим издалека счастливой дороги, благополучно доехать до дому и застать свою семью в добром здравии. Выпив за это, садится за стол больше не принято.
Застолье закончено и все расходятся по домам, предварительно поблагодарив хозяев за приём и пожелав им как можно большего количества торжеств и праздников в доме.

Ниже основные правила осетинского застолья. Они легко постигаются практикой, но все-таки для уверенности многим путешественникам поможет их предварительное прочтение:

Всё то, что считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и за осетинским столом.

Стол - святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо других «грязных» животных.

Нельзя напиваться допьяна. Нужно знать свои возможности и пользуясь принятыми традициями и нормами вовремя останавливаться. Те же, кто напивается якобы для поддержки осетинских традиций (агъдау) и являются их первыми нарушителями. Непьющий в Осетии никогда не считался ущербным, а вот пьяницы всегда были в позоре.

Нельзя приходить уже явно выпившим. Обычно сам человек в таком состоянии плохо себя контролирует, и те, кто отвечает за застолье должны проявлять достаточно твердости, чтобы держать таких подальше от стола. Они ведь могут испортить всё застолье и настроение гостям.

Курение за столом - проявление неуважения к окружающим. Если терпеть невмоготу, всегда (после трёх тостов) можно отпроситься у старших и выйти покурить.

Свободное хождение также является проявлением неуважения к старшим и всем сидящим за столом. Нельзя также покидать застолье без уведомления старших.

Если кто-то опоздал к началу застолья, он, независимо от возраста должен сесть в конце стола. Если же к застолью прибыл гость издалека, его подводят к старшим чтобы поздороваться и пожелать всем встречаться на таких торжествах. Старшие преподносят ему "амбалаггаг" (встречный) бокал. Гость, после короткого пожелания участникам застолья всегда встречать гостей приносящих счастье, выпивает бокал и садится там, где ему приготовят место.

На официальное осетинское застолье не принято приходить в неподобающей одежде (шорты, спортивная форма, и тп). Не подобает также делать то, что идёт вразрез с общими нормами поведения осетина в обществе (например, кричать на кого-то или оскорблять, спорить со старшими, или сидя за мужским столом, сажать детей на колени или рядом.)

Нельзя произносить свои тосты или давать почётные бокалы без ведома старших или в промежутках между их тостами. Нельзя пить "без очереди", в промежутках между тостами (исключение - если человек хочет попить воды или сока).

Если старшие встают, чтобы произнести очередной тост, все остальные должны также встать.

В осетинских традициях держать бокал или передавать его полагается всегда правой рукой. Соответственно, наполняют его тоже из левой в правую.

Нельзя произносить тост или выпивать до того, пока не выпил сидящий за столом выше. Когда тот произносит тост, необходимо внимательно слушать, чтобы понять, о чем речь.

Нельзя указывать или подсказывать старшим, выражать недовольство ходом ведения застолья. Вместе с тем, нельзя потакать грубым нарушениям осетинских традиций с чьей-либо стороны, особенно, когда кто-то заставляет выпить лишнее.

Важен также порядок рассаживания участников застолья. Глава стола должен сидеть с торца стола. «Младшинство» остальных переходит зигзагом поперёк стола, начиная от второго старшего и до конца всего стола. То есть, следующий за произносяшим тост, сидит напротив, а другой рядом. К ним и нужно обращаться при «передаче» тоста. Перед тем, как выпить, с ними чокаются в такой же последовательности (напротив-рядом). Держащих бокал (и чокающихся) одновременно не должно быть чётное количество. По 2-е или 4-ро пьют только на поминках.

Во время произнесения тоста кем-то из старших молодые дружно и громко поддерживают тост возгласом «Амен Хуыцау!» или «Амен уад!».
Однако, этого никогда нельзя делать на поминках.

Если сидящий за столом видит, что старший высказывает какие-то благодарственные слова в его направление, должен встать и стоя выслушать говорящего до конца. При этом он может скромно вставлять свои «Стыр бузныг» (Большое спасибо) или «Хуыцау загъад не’ппатан дар» (Дай Бог нам всем).

Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками. В основном в этом усердствуют молодые. Но им не подобает начинать, скажем, песню до того, как это сделают старшие. В некоторых случаях, старшие отказываясь от своего первого права, сами просят молодых спеть что-то или сыграть на каком-то инструменте.

На основе материалов Руслана Кучиты, полная статья со всеми деталями и тонкостями традиционного застолья здесь.