ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ: ОСОБЕННОСТИ ПОМИНОВЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших - родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие - это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Долгое время было знакомо всем, кто искал утешение Израиля. Теперь Царство Божье, то, что Он проявляет Свой суверенитет больше, чем в материальном мире или в общем ходе истории, было провозглашено как под рукой. Учитель молитвы знал Себя, чтобы быть главой этого царства. Но это не было, как царства мира, то, что покоилось на деспотизме могущества, но на признании праведности. Поэтому он постоянно расширяется до полноты, которой он еще не достиг. Его продвижение к этой полноте может затормозить по собственной воле человека и ускорить выполнение человеком своих условий.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в будние дни Великого Поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

И поэтому мы молимся, чтобы он «пришел» в своей полноте, чтобы все сотворенные существа могли привести свою волю в гармонию с Божьей волей. Так что смола, поскольку эта молитва исходит от сердца, а не только от губ, это частично самореализуясь, отчасти оно действует по закону, посредством которого Бог отвечает на молитвы, которые согласуются с Его собственной волей, и поскольку царство, хотя в каком-то смысле оно наступило и находится посреди нас, и внутри нас, еще далека от цели, к которой он движется, когда-либо приближающегося и еще впереди, молитва - это та, которая никогда не устаревает и может быть произнесением святых во славе не меньше, чем трудящихся и страдающих на земле.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода - «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких.

Откуда пошло выражение «Пусть земля будет пухом»?

Да будет воля Твоя. - Молитва часто была, даже в устах христиан, чуть больше, чем «принятие неизбежного». Как стоик, мы подчинились судьбе; как мусульманин, мы смирились с указом. Но поскольку это исходило из уст Сына Человеческого, это было намного больше, чем это. Мы молимся о том, чтобы воля Божия могла быть сделана, потому что мы считаем ее совершенно любящей и праведной. Это желание, которое желает нашего освящения, не приведет к тому, что кто-то погибнет. Реальная трудность в молитве заключается в том, что она приземляется на нас, как и прежде. в тайне, которую мы не можем решить.

Священник Андрей Безручко , настоятель Никольской церкви г. Воскресенска, клирик храма Воскресения Христова села Воскресенское ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.

Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения - родительские субботы, ведь, поминовение, итак, совершается на литургии?

Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало,потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

Он предполагает, что даже воля Бога частично зависит от нашей воли, что это не будет сделано, если мы не будем так молиться. Вопрос: Кто сопротивлялся этой воле? Неужели она никогда не выполняет себя? заставляет себя думать. И ответ найден, как и прежде, в принятии кажущегося парадокса молитвы. В каком-то смысле воля Бога, которая также является вечным законом, должна исполнять себя; но одно дело в том, что этот закон должен работать, подчиняя себе все, а другой - для того, чтобы привести все созданные желания в гармонию с самим собой.

И в настоятельной молитве за это мы, как и прежде, частично выполняем молитву. Как на небесах. - Мысль верна для порядка видимого неба, где закон царит высшим, без «изменчивости или тени поворота». Но, видя, что рассматриваемое повиновение - это воля, лучше, возможно, подумать о словах, указывающих на невидимые небесные небеса, ангелы-служители, и духи справедливых людей сделали совершенными. То, что все желания на земле должны быть приведены в полное соответствие с божественной волей, как и их, - это то, чему нас учат молиться.

В Великом посту полная литургия совершаться не может среди недели, поэтому, не может быть в эти дни поминовения усопших. С понедельника по пятницу (в будние дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме - не положено, совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров. На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни о упокоении , потому что дни поста - дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1-го часа. И, поэтому, в Великом Посту определяется 2-я, 3-я, 4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших - в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17-я Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела,и поэтому, эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей в этот день и церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. А уже в сам субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где как раз и поминаются усопшие.

Можно ли употреблять это выражение христианину?

Следуя решению великого белого престола, изображенного в заключительных стихах главы 20, внимание Иоанна направлено далее на новое небо и новую землю, которые заменяют старые небеса и старую землю, которая убежала. Представляемое здесь новое небо и новая земля - ​​это, по-видимому, не просто старые небеса и земля, обновленные, но акт нового творения. Никакое описание не дано ни о новом небе, ни о новой земле в стихе 1, кроме загадочного заявления «Больше не было моря». В Библии очень мало сказано о характере нового неба и новой земли, но это, очевидно, совершенно отличается от их нынешней формы существования.

Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

- Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы . Остальные дни в Церковном календаре - это дни поминовения усопших . Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов , но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Смотреть что такое "Земля пухом" в других словарях

Большая часть земли теперь покрыта водой, но на новой земле, по-видимому, не будет никаких водоемов, кроме реки, упомянутой в 22. Тот факт, что тысячелетние истины упоминаются в одном и том же контексте во всех трех этих основных ссылках, часто путают экспонентов. Если все отрывки объединены, последовательность событий становится простой, и намеки на новое небо и новую землю четко изложены в книге Откровения как последующее тысячелетнее царство и сразу же предшествовало разрушению старой земли и небеса, как упоминалось ранее.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших - Радоница (вторник второй недели после Пасхи) , так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Первое видение Нового Иерусалима

Возражение Смита перед первым небом и первой землей, проходящей мимо, не подтверждается ни одним из доказательств, которые он цитирует. Хотя Иоанн впечатлен новым небом и новой землей, его внимание сразу же направлено на то, что является центральным в видении: «Святой город, новый Иерусалим, сходящий от Бога с небес, приготовленный как невеста, украшенная для нее муж». Выражение «святой город, новый Иерусалим»является противоположностью земному Иерусалиму, который в 11-м году был назван Содом в 11.

Самое главное, однако, тот факт, что город объявлен сошедшим с небес с небес. На греческом языке выражение «с небес» предшествует фразе «от Бога», как раз наоборот. Ничего не говорится о новом Иерусалиме, создаваемом в этот момент, и, как представляется, язык подразумевает, что он существовал на небесах до этого события. Если новый Иерусалим существует на протяжении тысячелетнего царствования Христа, возможно, что это город-спутник, который был надземлен в течение тысячелетнего царствования Христа как место обитания воскресших и переведённых святых, которые также имеют доступ к земная сцена.

Дни поминовения усопших - это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически - в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Это помогло бы объяснить в противном случае сложную проблему места обитания воскрешенных и переведенных существ на земле в период, когда люди все еще находятся в их естественных телах и живут обычной жизнью. Если так, то новый Иерусалим будет снят с земной сцены в связи с разрушением старой земли, а затем спустится на новую землю.

Однако, как представлено в Откровении 21 и 22, новый Иерусалим не рассматривается, как он мог существовать в прошлом, но, как это будет видно в будущем вечности. Возможность Иерусалима, являющегося спутниковым городом над землей в течение тысячелетия, специально не изучается ни в одном из Священных Писаний, и в лучшем случае это вывод, основанный на том, что он существовал до его введения в Откровение. Его характеристики, представленные здесь, однако, связаны с вечным состоянием, а не с тысячелетним царством.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских - это последнее воскресенье января (после 25 января). В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Единственное описание нового Иерусалима, приведенное в стихе 2, воплощено во фразе «подготовлено как невеста, украшенная для мужа». Из-за того, что церковь, Тело Христово, рассматривается под символикой невесты в Новый Завет, в отличие от Израиля, как жена Иеговы, некоторые пытались ограничить новый Иерусалим ссылкой на церковь. Снелл подробно рассуждает, что новый Иерусалим - это, в частности, невеста, то есть святые нынешнего устроения, церковь. Он верит, а не буквальный, физический город в вечном состоянии, что новый Иерусалим представляет церковь как народ Божий.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

- Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках - в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча - это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.

Церковь рассматривается в этом разделе как в тысячелетии, а не в вечном состоянии. Ван Райн также занимает общую позицию, когда говорит: «Этот город, по-видимому, является символическим описанием самой Невесты». Однако использование фигуры брака в Ветхом и Новом Завете достаточно частым, так что мы не можем произвольно настаивать на том, что цифры всегда используются точно в той же коннотации. Последующее описание нового Иерусалима в этой главе ясно показывает, что вовлечены святые всех возрастов и что здесь мы не церковь, а город или место обитания, имеющие свежесть и красоту невесты, украшенной для брака с ней муж.

- В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …» , какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

Поминовение усопших: особенности поминовения в великий пост

Грант считает, что новый Иерусалим будет содержать святых всех возрастов. Дженнингс также включает в себя святых всех возрастов в небесном Иерусалиме. Каждое дитя Божье через все века, чья земная скиния растворилась, будет в это время в его небесном доме и вместе образует небесный город.

Бог, чтобы жить с мужчинами

И Бог сотрет все слезы от глаз их; и не будет больше смерти, ни печали, ни вопля, и не будет больше боли, потому что прежние вещи исчезли. Когда Иоанн увидел видение нового неба и новой земли и прекрасного нового Иерусалима, он услышал великий голос с небес, придающий духовное значение этой сцены. Это последнее из двадцати одного раза, что в книге Откровения упоминается «великий голос» или «громкий голос». Тот факт, что голос очень велик, означает, что последующее откровение важно и авторитетно. В голосе говорится: «Вот, скиния Божия с людьми».

- Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Эта скиния отличается от скинии Божией в пустыне, в которой обитал Бог, а также в скинии Бога на небесах. Это символизирует, что теперь Бог присутствует с людьми на новой земле и в новом Иерусалиме. Присутствие Бога в Писании часто означает общение и благословение. Здесь говорится, что жители нового Иерусалима будут народом Божьим и что Бог будет не только с ними, но и будет их Богом, мысль, которая часто повторяется в Писании. Смит находит двадцать один экземпляр. Некоторые рукописи добавляют «людям», но предпочтение отдается авторизированной версии.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д...Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно - решить этот вопрос со священником.

- Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

Смотреть бесплатно клип: пусть земля будет пухом

Присутствие Бога гарантирует совершенно новое состояние для тех, кто живет в новом Иерусалиме. В противоположность их прежним страданиям, которые включали в себя скорбь для многих из этих святых, Бог заявил, что «вытер все слезы с их глаз». Выражение «все слезы» является единственным в греческом языке, буквально «каждой слезой», как будто Бог вытирает каждую слезу. Нет оснований воображать из этого текста, что святые будут проливать слезы на небесах о неудачах их прежней жизни на земле. Акцент здесь делается на утешении Бога, а не на раскаянии святых.

Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» - это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

Выражение «земля пухом»

Слезы, похоже, касаются слез, пролитых на земле, когда святые терпели страдание ради Христа, а не слезы, пролитые на небесах из-за человеческой неудачи. Это согласуется с остальной частью пассажа, в которой говорится, что других аспектов человеческой печали, таких как смерть, горе, плач или боль, также не будет больше. Резюме, приведенное в конце стиха, гласит: «Первые вещи скончались». В упомянутом упоминании «плач» говорится о вокальном ответе на печаль, в отличие от слез, которые являются тихим ответом.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Новая ситуация - это завершение божественной благодати и уверенность в богатстве несказанного блаженства для тех, кто когда-то потерял грешников. В Писании ясно говорится, что не только древняя земля и небо уходят, но и все детали и ассоциации, которые принадлежат ему, которые могли бы постигнуть ситуацию на новом небе и на новой земле.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

- Какой смысл поминальной трапезы?

Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать - нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

- Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения - в грех. Поэтому, все должно быть в меру. Употребление спиртных напитков можно, но их советую тем, кто воздерживается - не пить, а тем, кто хочет выпить - не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.

Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать - потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит - они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается - могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок - разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

- Как правильно говорить «Царство ему небесное» или ?

Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное» , а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом» , потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

- Каких людей в храме нельзя поминать?

- В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу - Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. И когда заочно отпевают, в Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.

В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель» , и вот это понимается так, что если разрешит настоятель - можно подавать записки, если нет - значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

- Можно ли их поминать домашней молитвой?

В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

- Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого Поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно начинать поминки, кто-то должен произнести молитву? Кто и какую? обычно кто-то первым говорит речь, заканчивая словами “Царствие ему небесное” или “Пусть земля будет ему пухом”. Затем все выпивают, закусывая обязательно блином. Потом еще 2-3 речи, затем за здоровье родственников, выпиваю компот (который стоял у каждого с блином, уже съеденым) и уходят. Почти у всех одинаковая процедура. А все-таки как же правильно, по -христиански проводить данное мероприятие.
За ранее спасибо за ответ!

Спрашивает: Московская область

Отвечает:

Уважаемый читатель!

Вся эта "процедура", как вы вражаетесь, не имеет ничего общего с тем, как проводится поминовение усопшего православного христианина. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа упокоения умершего и дарования ему Царства Небесного. После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но, главным образом, нуждающиеся: бедные и неимущие, т. е. поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся. Древнехристианские поминальные трапезы постепенно преобразовались в современные поминки, которые устраиваются в 3-й день по кончине (день похорон), 9-й, 40-й дни и в другие дни, памятные для умершего (полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего).

К сожалению, современные поминки мало напоминают православные поминальные трапезы и больше похожи на языческие тризны, которые устраивали древние славяне до их просвещения светом христианской веры. В те дремучие времена считалось, что чем богаче и пышнее проводят умершего, тем веселее он будет жить в мире ином. Чтобы на деле помочь душе, отошедшей ко Господу, нужно достойным образом, по-православному, организовать поминальную трапезу:
1. Перед трапезой кто-либо из близких читает 17 кафизму из Псалтири. Кафизму читают перед возжженной лампадкой или свечой.
2. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
3. Первым блюдом отведывают коливо или кутью - сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме. Зерна служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего воскресения восстать нетленным для будущей жизни. Мед (или изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших, в воскресении их и блаженной, через Господа Иисуса Христа, вечной жизни.
4. На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное - отголосок языческих тризн. Во-первых, православные поминки - это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум - вещи несовместимые. Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев? В-третьих, "питие есть веселие души" и после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались - поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, и иногда даже мирскими песнями. А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких. Исключите спиртное из поминального обеда. А вместо расхожей атеистической фразы: "Пусть земля ему будет пухом", помолитесь кратко: "Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя рек), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное". Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.
5. Не нужно убирать со стола вилки - в этом нет никакого смысла. Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже - перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.
6. Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.
7. Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое встречное поминовение. Делается это потому, что только в эти дни (субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники.
8. Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу - вторник второй недели после Пасхи, в дни же поминовения полезно читать Пасхальный канон.
9. Заканчивается поминальная трапеза всеобщей благодарственной молитвой "Благодарим Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...".
10. Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.

И самое главное. В этот день следует посетить храм, если есть возможность, и подать поминовение. Молитва - то, самое ценное, что мы можем дать душе свеого близкого после смерти.


Ответ на этот вопрос прочитали 5922 посетителей