Особенности возникновения и становления экономической мысли Древней Руси.

    Экономические воззрения в России в XVIII в.

    Революционное направление экономической мысли в России в первой половине XIX в.

    Академическая и университетская экономическая наука в России в начале XX в.

    Отечественная экономическая наука в СССР.

    Отечественная экономическая мысль в период перехода к рыночным отношениям.

Темы докладов:

    Зарождение экономической науки в России (И.Т. Посошков).

    Вклад А.Н. Радищева в развитие экономической науки.

    Сущность теории «крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевского.

    Специфика учения о заработной плате М.И. Туган-Барановского.

    Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.

    Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.

    Денежная реформа С.Ю. Витте.

    Причины кризисного состояния отечественной экономической науки в 90-е годы.

Экономический диктант:

    Свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.

    Новый свод законов, принятый при Иване Грозном, внесший изменения, соответствующие усилению централизованной власти, в налогообложение, право сбора торговых пошлин передавалось государству, изменялось соотношение форм землевладения в пользу дворянства - опричнина.

    Инициатор создания первой организации экономистов России – Вольного экономического общества.

    Период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, организационного становления российской экономической мысли.

    Основатель Конституции в России, благодаря этому государственному деятелю было отменено крепостное право в России.

    Родоначальник введения централизованного планирования.

    Экономист и статистик, один из первых русских представителей математической школы.

    Российский экономист, математик и статистик, считается одним из создателей ординалистского подхода к оценке полезности благ, автор эффекта дохода и замещения.

    Видный российский деятель, провозгласил конец политической экономии и изложил основные идеи планового хозяйства при социализме.

    Линии на карте, соединяющие точки поверхности, имеющие одинаковые цены на этот продукт.

    Создатель теории больших циклов в экономике.

    Российский математик и экономист, является основоположником теории линейного программирования, единственный российский лауреат Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

Тесты:

1. Перечислите особенности русской экономической мысли:

а) сильное влияние теории марксизма на все направления экономической мысли, начиная со второй половины XIX века;

б) особая роль крестьянского вопроса;

в) создание идеалов будущего без опоры на реальное положение дел.

2. Назовите главный труд Ивана Тихоновича Посошкова:

а) «Сказание и царе Константине»;

б) «Книга о скудости и богатстве»;

3. Какие экономические идеи высказывал И.Т. Посошков:

а) стремился обосновать практические меры, направленные на устранение «скудости» и умножение народного богатства;

б) производительный труд, устранение праздности и излишеств, труд с «прибытком»;

в) отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога;

г) все ответы верны.

4. Назовите главный труд Александра Николаевича Радищева:

а) «Путешествие из Петербурга в Москву»;

б) «Русская правда»;

в) «О поземельной собственности».

а) А.Н. Радищев;

б) А.Т. Болотов;

в) Х. Шлецер.

6. Согласно мнению м.М. Сперанского, расходы делятся на:

а) временные;

б) необходимые;

в) военные;

г) полезные;

д) излишние.

7. Представителями исторической школы в России являлись:

а) А.Н. Радищев;

б) В.В. Святловский;

в) М.И. Туган-Барановский;

г) П.И. Пестель;

д) А.И. Чупров;

е) И.И. Кауфман.

8. Кто из представителей русской экономической мысли полагал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм:

а) А.Н. Радищев;

б) М.А. Бакунин;

в) Н.Г. Чернышевский.

9. Кто из представителей русской экономической мысли признавал трудовую теорию стоимости, считая труд «единственным владельцем производственных ценностей»:

а) А.Н. Радищев;

б) П.И. Пестель;

в) Н.Г. Чернышевский.

10. Назовите основные работы М.И. Туган-Барановского:

а) «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь»;

б) «Русская фабрика в прошлом и настоящем»;

в) «Социальные основы кооперации»;

г) «Социализм как положительное учение»;

д) «Русская правда».

11. Назовите основные принципы кооперации, выделенные М.И. Туган-Барановским:

а) материальная заинтересованность;

б) добровольность;

в) использование труда только членов кооператива;

г) общественная собственность.

12. Инвестиционная трактовка теории циклов была сформулирована:

а) Ю.Г. Жуковским;

б) М.И. Туган-Барановским;

в) С.Ю. Витте;

г) Н.И. Бухариным.

13. Представителями российской математической школы являлись:

а) М.И. Туган-Барановский;

б) Ю.Г. Жуковский;

в) И.А. Столяров;

г) В.К. Дмитриев;

д) И.И. Янжул;

е) И.М. Кулишер.

14. Экономическое учение В.И. Ленина явилось основой:

а) экономической модели нового общества - государственного социализма;

б) анализа монополистической стадии капитализма;

в) процесс формирования российского рынка, вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений.

15. В своем произведении «Экономике переходного периода» Н.И. Бухарин рассматривает социализм:

а) как натуральное хозяйство;

б) экономическую модель нового общества;

в) единое трудовое предприятие, где все работают по строго рассчитанному плану;

г) распределение продуктов на основе учета потребностей и учета запасов.

16. Концепция больших циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым, позволяет представить:

а) продолжительность циклов;

б) общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу;

в) постоянный характер инвестиций.

17. Метод линейного программирования разработал:

а) Н.Д. Кондратьев;

б) А.А. Богданов;

в) Н.Н. Кутлер;

г) Л.В. Канторович.

18. Переход к рынку начался (1992г.):

а) с пересмотра традиционных взглядов на развитие экономических процессов;

б) по модели «шоковой терапии»;

в) с совершенствования планирования и управления.

Как влияет увеличение притока туристов на курс валюты? Что относится к налоговым доходам бюджета? Нет, это не выпускной экзамен для банкиров, а вторая акция «Всероссийский экономический диктант», которая прошла вчера. Свою финансовую грамотность проверила корреспондент «ВМ»

На стандартном экзаменационном бланке - 20 вопросов. В аудитории - по меньшей мере несколько сотен москвичей. Кстати, в этом году экономический диктант пишут не только в регионах России, но и в Таджикистане, Монголии и Приднестровской Молдавской Республике. Впрочем, несмотря на все уверения организаторов в том, что вопросы ориентированы на среднестатистического гражданина без профильного образования, ступор наступает уже в первые минуты. Итак: «С каким драгоценным металлом или другими ценностями устанавливается соотношение российского рубля?»

Вроде бы легко, тут уж и школьник знает, что ни от золота, ни от чего-либо другого курс отечественной валюты уже давно не зависит. А вот с третьим приходится вспоминать все последние новости. «Является ли криптовалюта законным платежным средством в России?» Вроде бы никаких ограничений на использование не вводилось, криптоконференции проходят едва ли не каждую неделю, а значит - «да».

Всероссийский экономический диктант был задуман как один из этапов решения проблемы с пробелами в знаниях экономики у нашего населения, - говорит председатель оргкомитета акции Сергей Бодрунов . - Далеко не все хорошо ориентируются в том, куда мы движемся, как работают банки, как функционирует налоговая система. И наша основная цель - обратить внимание на эти острые моменты. Мечтаете о своем деле? А какой орган осуществляет регистрацию индивидуального предпринимателя, знаете? А вот еще один вопрос даже человека с филологическим образованием поставит в тупик: «Какую деловую сделку собирался совершить со своей коровой кот Матроскин в мультфильме „Простоквашино“: лизинг, франшиза, кредит или аренда?»

Вопросы этого года затрагивают и теорию, и банковское дело, и систему налогообложения, - утверждает ректор Финансового университета при правительстве России Михаил Эскиндаров . - Я бы привязал эту акцию к той программе по повышению уровня финансовой грамотности населения, которая уже идет полным ходом.

Акция «Всероссийский экономический диктант» организована Вольным экономическим обществом России при участии Финансового университета при правительстве РФ, РЭУ имени Г. В. Плеханова, . В прошлом году во время проведения акции, Всероссийский экономический диктант написали более 59 тысяч участников на 638 площадках в 80 регионах Российской Федерации. Тема диктанта этого года - «Сильная экономика - процветающая Россия!».

«Сильная экономика – процветающая Россия!»

Итоги Всероссийского экономического диктанта

Общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант» впервые прошла 12 октября 2017 года на 638 площадках в 80 регионах Российской Федерации, собрав более 59 тысяч участников.

Наиболее активное участие (по количеству участников) в Диктанте приняли следующие регионы: Белгородская область, Владимирская область, Воронежская область, Кировская область, Курская область, Липецкая область, Москва, Московская область, Новосибирская область, Омская область, Республика Саха, Республика Татарстан, Ростовская область, Тамбовская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий Автономный округ.

Введите номер бланка:

Вольное экономическое общество России и Организационный комитет общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант» благодарят участников акции и организаторов региональных площадок за проведение Диктанта на высоком организационном уровне.

Оргкомитет Диктанта сообщает, что согласно плану мероприятий по проведению акции Сертификаты участников Всероссийского экономического диктанта можно получить , обратившись к организаторам региональных площадок, в срок с 14 ноября по 29 декабря 2017 года. Организаторам региональных площадок будет предоставлен электронный вариант сертификата, который можно будет распечатать и заполнить на местах.

Оргкомитет Диктанта также просит участников Диктанта, учащихся и студентов, набравших по его результатам более 80 баллов , выслать по электронной почте в адрес Оргкомитета сканированную копию личного отрывного листа с фамилией и именем участника, а также сообщить свои контактные данные (телефон, место проживания, электронный адрес) в срок до 31 октября 2017 года.

Кроме того, Оргкомитет информирует, что результаты Всероссийского экономического диктанта будут представлены на Всероссийском экономическом собрании в Государственном Кремлёвском Дворце 11 ноября 2017 года , аналитический отчет по итогам Диктанта будет опубликован на сайте Вольного экономического общества России, в «Российской газете», а также на ресурсах ведущих СМИ.

Также уведомляем, что в адрес организаторов региональных площадок проведения Всероссийского экономического диктанта будут направлены Благодарственные письма Оргкомитета в срок с 15 ноября по 15 декабря 2017 года.

Цель Диктанта

Определение и повышение уровня экономической грамотности населения в целом и его отдельных возрастных и профессиональных групп, развитие интеллектуального потенциала молодежи, оценка экономической активности и экономической грамотности населения различных субъектов Российской Федерации.

Кто примет участие?

Любой желающий:

  • Учащиеся 9-11 классов образовательных организаций среднего общего и профессионального образования;
  • Студенты высших учебных заведений России, руководители и преподаватели вузов, специалисты, эксперты, представители бизнеса, государственные и общественные деятели и многие другие.

Поучаствовать в Диктанте можно совершенно бесплатно.

Когда состоится Диктант?

Где состоится Диктант?

Диктант проводится в единый день во всех субъектах Российской Федерации.

Центральные площадки:

г. Москва, Ленинградский проспект, 49 (Финансовый университет при Правительстве РФ)

г. Москва, Стремянный пер., 36 (РЭУ имени Г. В. Плеханова)

г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, A-80, ГСП-3 (Московский авиационный институт)

г. Москва, Ленинский проспект, 4 (НИТУ «МИСиС»)

г. Москва, Ленинградский проспект, д.17 (Московский международный университет)

Полный список с адресами и контактами региональных площадок Диктанта

Что такое экономический диктант?

Форма Диктанта – тестовое задание.

Зачем писать экономический Диктант?

  • Проверить свои знания
  • Оценить свою экономическую грамотность
  • Узнать, способны ли вы принять экономически правильные решения
  • Повысить уровень своих экономических знаний
  • Сравнить свои результаты с друзьями, коллегами, известными деятелями

Как написать Диктант?

1 вариант: Прийти на любую площадку Диктанта.

Тестовые задания для очного написания составлены в двух вариантах (для школьников, студентов и других лиц).

2 вариант: Пройти on-line версию Диктанта на сайте акции (начало активности режима on-line - 12.10.2017 г. с 12:00 до 24:00 по московскому времени).

Обращаем внимание, что on-line версия – единая для всех возрастных категорий участников и, в отличие от первого варианта, представляет собой упрощенный вариант теста.

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Образец

Диктант для итоговой аттестации выпускников основной школы

Русский язык (родной)

1. Структура:

    Диктант из 140-150 слов- максимальный балл-10 баллов;

    Грамматическое задание 1-максимальный балл-3 балла;

    Грамматическое задание 2- максимальный балл- 3 балла;

2. Критерии оценивания

Форма экзамена

Критерии оценивания

Диктант (max 10 )

Ученик допускает в работе 9 и более орфографических, 9 и более пунктуационных ошибок. В работе грубые нарушения норм каллиграфии

Ученик допускает в работе 8 орфографических, 6 пунктуационных ошибок (либо 7 орфографических и 7 пунктуационных).

Ученик допускает в работе 6 орфографических, 8 пунктуационных ошибок (либо 5 орфографических и 9 пунктуационных).

Ученик допускает в работе 5 орфографических и 5-8 пунктуационных ошибок, но среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Ученик допускает в работе 5 орфографических ошибок при отсутствии пунктуационных (либо 6 пунктуационных при отсутствии орфографических, либо 5 орфографических и 2-3 пунктуационные ошибки).

Ученик допускает в работе 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки (либо 3 орфографические и 4-6 пунктуационных).

Ученик допускает в работе 3 орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных ошибок (либо 2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, либо 1 орфографическую и 3 пунктуационные, либо 4 пунктуационные при отсутствии орфографических).

Ученик допускает в работе 2 орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных ошибок (либо 1 орфографическую ошибку и 1-2 пунктуационные ошибки, либо 1-3 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических).

Ученик допускает в работе 1 пунктуационную ошибку.

Ученик безошибочно выполняет работу, соблюдая нормы каллиграфии

Грамматические задания (max 6)

1.Морфологический разбор самостоятельных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

(max 3)

Ученик не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже

Ученик выполнил работу, нарушив алгоритм разбора, неправильно определил части речи, допустил ошибки при определении их признаков, неправильно определил синтаксическую роль, допустил ошибки при оформлении записи

Ученик выполнил работу, нарушив алгоритм разбора, неправильно определил части речи, не допустил ошибок при определении их признаков, неправильно определил синтаксическую роль, допустил ошибки при оформлении записи

Ученик выполнил работу, нарушив алгоритм разбора, не допустил ошибок при определении частей речи, допустил ошибки при определении признаков частей речи и синтаксической роли в предложении, допустил ошибки при оформлении записи

Ученик выполнил работу, соблюдая алгоритм разбора, не допустил ошибок при определении частей речи, не допустил ошибок при определении признаков частей речи, допустил ошибки при определении синтаксической роли, допустил ошибки при оформлении записи

Ученик выполнил работу, соблюдая алгоритм разбора, не допустил ошибок при определении частей речи, их признаков и синтаксической роли, допустил ошибки при оформлении записи (неправильные сокращения и т.п)

Ученик безошибочно выполнил работу, соблюдая алгоритм разбора, правила оформления записи; определив правильно части речи, их признаки и синтаксическую роль

2. Синтаксический разбор

(max 3)

Ученик не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже

Ученик выполнил работу, допустив ошибки при определении синтаксической роли и грамматического выражения членов предложения, построил неверную схему предложения

Ученик выполнил работу, не допустив ошибки при определении синтаксической роли и грамматического выражения членов предложения, построил неверную схему предложения, допустил ошибки в анализе предложений на уровне сложных частей и в характеристике простых предложений

Ученик выполнил работу, допустив ошибки при определении синтаксической роли и грамматического выражения членов предложения, составил верную схему предложения, допустил ошибки в анализе предложений на уровне сложных частей и в характеристике простых предложений

Ученик выполнил работу, не допустив ошибки при определении синтаксической роли и грамматического выражение членов предложения, составил верную схему предложения, допустил ошибки в анализе предложений на уровне сложных частей и в характеристике простых предложений

Ученик выполнил работу, не допустив ошибки при определении синтаксической роли и грамматического выражения членов предложения, составил верную схему предложения, не допустил ошибок в анализе предложений на уровне сложных частей, дал неверную характеристику простых предложений

Учение безошибочно выполняет работу, соблюдая алгоритм разбора, правильно построив схему, не допуская ошибок при анализе предложения на уровне сложных частей и в характеристике простых предложений.

3. Шкала перевода баллов в оценку

Оценка

Процентное соотношение

Количество баллов

14,5- 16

11,5– 14,4

8,5 – 11,4

0 – 8,4

4. Время выполнения работы.

Время выполнения работы 120 минут.

Диктант

Правнук хана Аблая

Ничто так не способствует раннему и стремительному развитию ума и характера, как необычность положения, в которое судьба ставит одаренного человека с малых лет. Детские впечатления Шокана, правнука Аблая, связаны с пребыванием семьи казахского султана в русской крепости.

Так уж вышло, что в числе его первых и самых ярких впечатлений детства оказались степные междоусобицы, политические разногласия. В те годы традиционные айтысы неизбежно превращались в политические споры. Шокан рано научился отличать истинный патриотизм от показного, усвоил тончайшие приемы восточной беседы, когда сказано все, но не выдано ничего.

Подрастая, Шокан переходил от детских забав к отроческим. Юноша полюбил до самозабвения соколиную охоту. Однако, заслышав, что к отцу приехал знаменитый Орынбай, он бросал все и бежал к юрте, откуда доносился звон струн.

(По И. Стрелковой) 146 слов

Грамматическое задание

    Синтаксический разбор сложного предложения (СПП, состоящее из 3-х частей)

Однако, заслышав, что к отцу приехал знаменитый Орынбай, он бросал все и бежал к юрте, откуда доносился звон струн.

    Морфологический разбор имени прилагательного: тончайшие (приемы)

Грамматическое задание - образцы разборов

Морфологический разбор

Имя существительное

На пути нашем все было так, будто уже устроился тот заповедник, о котором я разговаривал с Яриком.

Морфологический разбор имени существительного – с Яриком

С Яриком – сущ.

I. С (кем?) – Яриком. Н.ф. – Ярик.

II. Пост. – одуш., собств., м.р., 2 склон.; непост. – в ед.ч., Тв.п.

III. С кем? с Яриком

Имя прилагательное

Ослепительные молнии сверкали почти непрерывно, раскаты грома не смолкали ни на миг, хлынул неистовый ливень.

Морфологический разбор имени прилагательного – ослепительные (молнии)

Ослепительные (молнии) – прилаг.

I. Молнии (какие?) ослепительные. Н.ф. ослерительный

II. Пост. – качеств.; непост. – в полн.ф., И.п., мн.ч.

III. Молнии (какие?) ослепительные

Глагол

И однажды, когда ему было одиннадцать лет, он ночью тайком ушел из дома и нанялся на один из кораблей, который уходил в плавание.

Морфологический разбор глагола – нанялся

Нанялся – глагол

I. (Что сделал?) нанялся. Н.ф. – наняться

II. Пост. – сов.в., возвр., наперех., I спр.; непост. – в изъвит. накл., прош.вр., ед.ч., м.р.

III. Что сделал? нанялся

Синтаксический разбор предложения


предл. сущ. мест. мест. глаг. нареч. подч.с. нареч. глаг. мест. сущ.

На пути нашем все было так , будто уже устроился тот заповедник ,

союзн. сл., мест. мест. глаг. предл. сущ.

о котором я разговаривал с Яриком .

как? какой?

[ глаг.+так 1 ], (будто сущ. 2), (о котором 3)

Сложное предложение состоит из 3-х частей.

Средства связи

1-2 – подчинительный союз «будто», указательное слово «так», интонация

2-3 – союзное слово « о котором» - определит. мест, интонация

Вид по значению

1-2 – CПП с придаточным образа действия;

2-3 – CПП с придаточным определительным.

Вид по строению

1-2-3 – CПП с последовательным подчинением придаточных частей

Анализ простых предложений


Повеств., невоскл., двусост., распр., полное, неосложненное;


- повеств., невоскл., двусост., распр., полное, неосложненное.

Как влияет увеличение притока туристов на курс валюты? Что относится к налоговым доходам бюджета? Нет, это не выпускной экзамен для банкиров, а вторая акция «Всероссийский экономический диктант», которая прошла вчера. Свою финансовую грамотность проверила корреспондент «ВМ»

На стандартном экзаменационном бланке - 20 вопросов. В аудитории - по меньшей мере несколько сотен москвичей. Кстати, в этом году экономический диктант пишут не только в регионах России, но и в Таджикистане, Монголии и Приднестровской Молдавской Республике. Впрочем, несмотря на все уверения организаторов в том, что вопросы ориентированы на среднестатистического гражданина без профильного образования, ступор наступает уже в первые минуты. Итак: «С каким драгоценным металлом или другими ценностями устанавливается соотношение российского рубля?»

Вроде бы легко, тут уж и школьник знает, что ни от золота, ни от чего-либо другого курс отечественной валюты уже давно не зависит. А вот с третьим приходится вспоминать все последние новости. «Является ли криптовалюта законным платежным средством в России?» Вроде бы никаких ограничений на использование не вводилось, криптоконференции проходят едва ли не каждую неделю, а значит - «да».

Всероссийский экономический диктант был задуман как один из этапов решения проблемы с пробелами в знаниях экономики у нашего населения, - говорит председатель оргкомитета акции Сергей Бодрунов. - Далеко не все хорошо ориентируются в том, куда мы движемся, как работают банки, как функционирует налоговая система. И наша основная цель - обратить внимание на эти острые моменты. Мечтаете о своем деле? А какой орган осуществляет регистрацию индивидуального предпринимателя, знаете? А вот еще один вопрос даже человека с филологическим образованием поставит в тупик: «Какую деловую сделку собирался совершить со своей коровой кот Матроскин в мультфильме «Простоквашино»: лизинг, франшиза, кредит или аренда?»

Вопросы этого года затрагивают и теорию, и банковское дело, и систему налогообложения, - утверждает ректор Финансового университета при правительстве России Михаил Эскиндаров. - Я бы привязал эту акцию к той программе по повышению уровня финансовой грамотности населения, которая уже идет полным ходом.

СПРАВКА

Акция «Всероссийский экономический диктант» организована Вольным экономическим обществом России при участии Финансового университета при правительстве РФ, РЭУ имени Г. В. Плеханова, Московского авиационного института. В прошлом году во время проведения акции, Всероссийский экономический диктант написали более 59 тысяч участников на 638 площадках в 80 регионах Российской Федерации. Тема диктанта этого года - «Сильная экономика - процветающая Россия!».