Парфенон - Интересные факты
Год постройки: 447-432 лет до н.э.
Точные размеры:
Ширина Восточной стороны: 30,875 м
Ширина Западной стороны: 30,8835 м
Длина Северной стороны: 69,5151 м
Длина Южной стороны: 69,5115 м
Отношение ширины к высоте (без фронтонов): 9: 4
Количество камней, используемых для построили Парфенон: приблизительно 13400 камней.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость постройки: 469 талантов

Парфенон (Παρθενών) - классический храм на Афинском Акрополе, посвященный богине Афине, которую жители Афин считали своей покровительницей. Строительство началось в 447 году до н.э., когда Афинское государство была на пике своей власти. Парфенон был завершен в 438 году до нашей эры, хотя отделка здания продолжалась до 432 года до нашей эры. Это самое важное сохранившееся здание классической Греции, которое по праву считается зенитом дорической архитектуры.

Парфенон считается символом Древней Греции, афинской демократии и западной цивилизации и одним из величайших культурных памятников мира. Для афинян, которые его построили, Парфенон и другие древние памятники Акрополя, были и остаются символом эллинской победы над персидскими захватчиками и как благодарение богам за эту победу. При чем сами Афиняне почти не затратились на строительство. Вместо этого они использовали дань со всех союзников и колоний, что возвести это прекрасное здание. В настоящее время министерство культуры Греции проводит программу выборочного восстановления и реконструкции для обеспечения стабильности частично разрушенного здания.

Сам Парфенон заменил более старый храм Афины, который историки называют пред- Парфеноном или Старым Парфеноном. Он был разрушен во время персидского вторжения в 480 году до нашей эры. Как и большинство греческих храмов, Парфенон служил практической цели в качестве хранилища городской казны. Какое-то время оно служило сокровищницей Делийской лиги, которая впоследствии стала Афинской Империей. В последнее десятилетие шестого века нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, посвященную Деве Марии.

После османского завоевания Парфенон был превращен в мечеть в начале 1460-х годов. Ввиду того, что Парфенон оставался храмом различных религий, никто не думал его разрушать. Он стоял неизменным со времен постройки. Трагедия случилась 26 сентября 1687 года, когда в результате венецианской бомбардировки взорвался османский склад боеприпасов внутри здания. В результате взрыв сильно повредил Парфенон и его скульптуры. С 1800 по 1803 год Томас Брюс, 7-й граф Элгин, забрал некоторые из сохранившихся скульптур с предполагаемым разрешением Османской империи. Эти скульптуры, теперь известные как Мрамор Элгина или Парфенонский Мрамор, были проданы в 1816 году Британскому музею в Лондоне, где они теперь поставлены на выставку. С 1983 года (по инициативе министра культуры Мелины Меркури) греческое правительство привержено возвращению скульптур в Грецию.

Атлантида Перевал Дятлова Санаторий Вейверли Хиллз Рим
Лондон Помпеи Геркуланум Несебр
Эфес Адрианов Вал Стена Антонина Скара Брей
Масада Микены Олимпия Карнак
Пирамида Хеопса Троя Вавилонская башня Мачу-Пикчу
Колизей Чичен Ица Теотиуакан Великая Китайская стена
Сиде Стоунхендж Иерусалим Петра

Этимология слова Парфенон

Парфенон происходит от слова парфенос (παρθένος), что означал «девушка, девочка», но также может значить «девственница, незамужняя женщина» и была особенно использована для греческой богини Артемиды, богини диких животных, охоты и растительности, а также для Афины, богини стратегии и тактики, ремесла и практического разума. Также было высказано предположение, что имя храма намекает на девиц (партеной), чья высшая жертва своей жизнью гарантировала безопасность города в годы войны. Парфенос также применялся к Деве Марии, Парфенос Мария, когда Парфенон был преобразован в христианскую церковь, посвященную Деве Марии в последнее десятилетие шестого века.

Термин "Парфенон", по-видимому, сначала использовалось только для определенной комнаты храма. До сих пор обсуждается, какая именно комната была изначально названа Парфенон. Некоторые историки считают, что парфенон был той комнатой, в которой пеплос (женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники), представленный Афине на Панатенейском фестивале, был соткан аррефорои, группой из четырех молодых девушек, выбранных для обслуживания Афины каждый год.

Первый пример, когда термин Парфенон стал определенно относится ко всему зданию, содержится в трудах IV века до н.э. оратора Демосфена. В отчетах здания 5-го века здание просто называется ho naos («храм»). Считается, что архитекторы Иктинос и Калликрат назвали здание Хекатомпедос или Гекатомпедос (Hekatompedos) («сто ступней») в своем утерянном трактате об афинской архитектуре, а в 4-м веке и позже здание называлось Хекатомпедос или Хекатомпедон также упоминается у историка 1-го века - Плутарха, который упоминал Парфенон как «Хекатомпедос Парфенон».

Поскольку Парфенон был посвящен греческой богине Афине, ее иногда называли Храмом Минервы, римским именем Афины, особенно в XIX веке.

Парфенон История

Парфенон, без сомнения, самый известный и самый узнаваемый из всех греческих храмов. Он был построен в 447 - 438 до н.э. во время классического периода Греции под руководством известного афинского архитектора и скульптура, Фидия, а также Иктина и Калликрата. Ранняя история и первое использование большой скалы известняка, известного сегодня как Акрополь, для священных обрядов неизвестны. Они были забыты задолго до написания первых данных об истории Афин. Неолитические остатки, обнаруженные на склонах Акрополя указывают на постоянное поселение на холме, по меньшей мере около 2800 г. до н.э., задолго до минойской и микенской культуры, которые в свою очередь породили классическую греческую цивилизацию. В микенский период (1600-1100 до н.э.) на высшем уровне акрополя были расположен мощные фортификации, которые защищали дворец - храм микенских царей - жрецов.

Старый Парфенон

Старейший или прото - Парфенон, как его часто называют, все еще строился, когда персы захватили город в 480 году до нашей эры и уничтожили Акрополь. Существование прото-Парфенона и его разрушение было известно из работ Геродота, а барабаны его колонн явно видны, встроенные в стену к северу от Эрехтеона . Дальнейшие физические доказательства этого здания были обнаружены при раскопках Панагиотиса Каввадиаса в 1885-90 гг. Находки этой археологической работы позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогдашнему директору Германского археологического института, утверждать, что существовала четкая субструктура первоначального Парфенона, именуемая Парфенон I Дёрпфельдом, сразу под современным зданием. Наблюдение Дёрпфельда состояло в том, что три ступени первого Парфенона состояли из двух ступеней особого известняка, также как и верхняя ступень Каррха, которая была покрыта самой низкой ступенькой классического Парфенона. Эта платформа была меньше и немного севернее финального храма Парфенон, что указывает на то, что она была построена для совершенно другого здания, которое теперь полностью покрыто современным зданием. Также анализ камней указал, что древний прото- Парфенон начали строить всего за несколько лет до разрушения и на момент Персидских войн видимо не был закончен.

Если оригинальный Парфенон действительно был уничтожен в 480, то возникает логический вопрос о том, почему сайт был разрушен и заброшен в течение тридцати трех лет. Один из аргументов касается клятвы, сделанной греческими союзниками до битвы при Платее в 479 году до н.э., объявив, что святилища, разрушенные персами, не будут восстановлены. От этой клятвы афиняне были освобождены только после мира Каллиаса в 450 году (договор, заключенный около 449 г. до н.э. между Лигой Делиан (возглавляемой Афинами) и Персией, заканчивающий греко-персидские войны). Факт стоимости реконструкции Афин после персидского захвата, по крайней мере, является частью вероятной причиной.

Классический Парфенон

Парфенон не первый храм который стоит на нынешнем месте. До этого здесь был другой храм, посвященной Афине, покровительницы города. Но тот был сожжен персидскими солдатами царя Ксеркса в 480 году до нашей эры. Остатки первого храма предприимчивые греки использовали в строительстве укреплений в северной части Акрополя. Не так много известно об этом храме и не известно был ли он закончен на момент войны с персами. Его массивные основы были сделаны из известняка, а колонны были сделаны из Пентелийского мрамора, материал, который был использован греками впервые. Нынешний классический Парфенон был построен между 447-432 до н.э., как центр архитектурного комплекса Акрополя. Перикл инициировал амбициозный проект строительства, который продолжался всю вторую половину века. В этот период были воздвигнуты самые важные здания, видимые сегодня на Акрополе - Парфенон, Пропилярия, Эрехтейон и храм Афины Нике. Парфенон был построен под общим руководством художника Фидия, который также отвечал за скульптурное оформление. Архитекторы Иктин и Калликрат спроектировали храм и посвящен он был богине Афины Паллады или Парфенос ("девственница" на греческом), отсюда и название Парфенон.

Храм Парфенон археоастрономически совмещен с созвездием Гиадами. В греческой мифологии Гиады были пятью дочерьми Атласа и сводными сестрами Плеяд. После смерти своего брата Гиаса плачущие сестры превратились в группу звезд, которая впоследствии ассоциировалась с дождем. Трудно сказать является ли этот факт совпадением или это имело особу роль в строительстве храма Парфенон.


Основная функция храма была для хранения казны Афин, а также, чтобы хранить монументальную статую Афины, сделанная скульптором Фидием из золота и слоновой кости. Храм и статуя были освящены в 438 году до н.э., хотя работа над скульптурами ее фронтона продолжалось до завершения Парфенона в 432 году до нашей эры.

Строительство храма Парфенон стоило афинскому казначейству 469 талантов серебра. Практически невозможно создать современный эквивалент этой суммы денег, однако было бы полезно взглянуть на некоторые факты. Один талант был стоимостью строительства одной триремы, самый передовой военный корабль той эпохи. Также один талант оплачивал месяц работы всего экипажа этого корабля. В начале Пелопоннесской войны у Афинского ВМС было 200 трирем в обслуживании города, а годовой валовой доход города Афин во время Перикла составлял 1000 талантов, с другими 6000 талантами в резерве его казны. То есть здание Парфенон обошлось в существенную суммы для казны города. Некоторые из финансовых счетов Парфенона выжили и показывают, что самый большой отдельный расход в строительстве храма состояло в транспортировки камня с горы Пентеликус, примерно в 16 километрах от Афин и от Акрополя. Всего было перевезено около 13400 камней.

Крышу храма Парфенон поддерживают восемь колонн дорического типа на фасаде и семнадцать колонн на флангах в соответствии с установленным соотношением 9:4. Это соотношение существует во многих пропорциях храма Парфенон, его длины к высоте, а также многих других отношений здания, расстояние между колоннами и их высоты. Парфенон не самый крупный храм в древней Греции, но он самый продуманный в своей конструкции и соотношений разных размеров.

Парфенон: История - Православной святыни

Крупный пожар вспыхнул в здание Парфенона вскоре после середины третьего века нашей эры, который уничтожил крышу храма и большую часть интерьера святилища. Пиратам герулам также приписывается разрушение Афин в 276 году. Считается, что они уничтожили большинство общественных зданий города, включая Парфенон. Ремонт был проведен в четвертом веке нашей эры, возможно, во время правления языческого императора Юлиана Отступника. Для покрытия святилища была установлена новая деревянная крыша с глиняной плиткой. Новая крыша была возведено под большим уклоном, чем оригинальная крыша, и оставил открытыми крылья здания.

Относительное хорошая сохранность храма Парфенон объясняется тем фактом, что его использовали для различных целей и никто не мог разобрать древнее строение на строительного материала. Сразу после становление христианства как государственной религии в Древней Римской (позже Византийский) империи в 425 году, Парфенон не был разрушен. Греки уважали своих предков и даже социально далекие памятники античного язычества были сохранены. Однако в 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии. В 590-ых годах нашей эры Парфенон был преобразован в греческую православную церковь и был посвящен Деве Марии, матери Иисуса Христа. Тогда же и пропала статуя богини Афины. Она, видимо, было вынесена и разбита на куски.

Ориентация здания Парфенон была изменена лицом к востоку, как этого требовала христианская традиция. Главный вход размещался на западном конце здания, а христианский алтарь и иконостас были расположены на восточной стороне здания, прилегающей к в апсиде, где был построен пронаос храма. Большой центральный вход (Царский вход) с прилегающими боковыми дверьми, были сделаны в стене, разделяющий Целлу (внутренняя часть храма), которая служили нефом (вытянутое помещение интерьера) церкви. Промежутки между колоннами и перистилем были замурованы, хотя ряд дверных проемов разрешал доступ. Иконы были написаны на стенах и многие христианские надписи были вырезаны на колоннах храма Парфенон. Эти ремонтные работы неизбежно привел к удалению и уничтожения некоторых скульптур.

Парфенон стал четвертым самым важным центром христианского паломничества в Восточной Римской империи после Иерусалима , Константинополя и Эфеса . В 1018 году император Василий II отправился в паломничество в Афины непосредственно после его окончательной победы над болгарами с единственной целью помолится в Парфеноне. В средневековых греческих архивах Парфенон называется храмом Пресвятой Богородицы Афениотиса.

Во время Латинской оккупации т.е. после Четвертого Крестового Похода 1204 года, Парфенон был превращён в римско-католическую церковь Богоматери в течение приблизительно 250 лет. В этот период башня- колокольня церкви, использовалась в качестве сторожевой башни. Она располагалась на юго-западном углу Целлы. Сводчатая гробница была построена под полом Парфенона.

В начале XIII века в эпоху Латинской империи к власти в Афинах пришел бургундский военачальник Оттон де ла Рош, а в соборе распоряжался французский архиепископ. Непродолжительное время Парфенон использовался как католическая церковь под названием Notre Dame d’Athenes - Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам. Афины и прилегающие территории - Герцогство Афинское - включили в состав Арагонского королевства в 1311 году. Афины оставались под управлением Каталонской компании до 1386 года. Официальным языком Афин в то время был каталонский, а официальной религией - католицизм. В 1387 года власть перешла к семье флорентийских банкиров Акциайоли, тогда греческий язык снова стала официальным, греческая православная церковь получила покровительство со стороны новых правителей. Одновременно на Афины претендовали венецианцы и османы, поэтому за возможность правления и протекторат Акциайоли платили турецкому султану дань. Хотя Пропилеи превратили в хорошо укрепленный, пышный ренессансный дворец, частая смена правителей почти не отразилась на внешнем виде Парфенона. Менялось только название: Санта-Мария-де-Сетинас (под властью каталонцев), затем Санта-Мария-ди-Атене (при итальянцах).

Перестройки и отделка

В целом античные храмы легко превращались в христианские. Отделка их была сдержанной, поэтому христиане могли приспосабливать его для нужд собственного культа. Благодаря тому, что христианские церкви располагались в античных храмах, сохранялась первоначальная конструкция последних. Если же языческий храм оставался заброшенным, его разбирали на строительные материалы.

Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали Рождение Афины. Однако именно в восточной части христианского храма должен располагаться алтарь. Поэтому на месте бывшего входа построили апсиду, для возведения которой использовали фрагменты античных памятников Акрополя неподалеку от Парфенона. С этого времени для главного западного входа обустроили небольшие двери, справа от крупных западных дверей античного Парфенона, которые христиане принципиально решили не использовать.

В результате перепланировки были убраны внутренние колонны и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Внешняя колоннада превратилась в наружную стену христианского храма: прорези заполнили ровно на половину от их высоты. В восточной части храма, где раньше стояла Афина Парфенос работы Фидия, построили неф нового собора с кафедрой, перегородкой и троном митрополита. Этот трон сохранился по сей день. Он создан из мрамора и украшен скульптурой, изображающей крылатую фигуру - вероятно, ангела. Три новые двери позволяли пройти в бывшую заднюю, западную часть храма, которая теперь выполняла роль притвора с баптистерием и купелью. Чтобы сделать храм более светлым, с каждой стороны высоко от пола добавили несколько окон. Некоторые из них прорубали прямо в скульптурном фризе.

Хотя во внутреннем убранстве храма понадобилось меньше изменений, большинство скульптур античного Парфенона утеряны: те из них, которые можно было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но большинство были уничтожены. Священную восточную часть христианского храма не могла украшать сцена рождения богини Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Ещё более сложной проблемой стали плиты метоп. Снять метопы, расположенные с трех сторон Парфенона, не повредив при этом самого сооружения, было невозможно. Поэтому изображения на метопах сцены затирали до тех пор, пока они становились неразборчивыми. По мнению исследователей, скульптурный фриз с изображением процессии остался почти невредимым только потому, что был малодоступен для созерцания с главной улицы Акрополя, и сама процессия не имела четко выраженного языческого характера. Только одна метопа северного фасада (№ 1) оказалась нетронутой: композиция её напоминала христианам сцену Благовещения. На самом же деле она изображала фигуру богини Афины и богини Геры, в которых теперь узнавали Деву Марию и архангела Гавриила. Вероятно, по подобной причине полностью сохранился западный фронтон, который изображал спор между Афиной и Посейдоном за господство в Аттике.

Несмотря на то, что средневековые Афины были провинциальным, бедным городом, афиняне всячески поддерживали великолепие убранства храма. В 1018 году византийский император Василий II Болгаробойца специально посетил Афины, чтобы полюбоваться Собором Пресвятой Афинской Богоматери. Он передал в дар собору драгоценности, захваченные во время войн, среди которых был золотой голубь. Его описал византийский священник и ученый Михаил Хониат, который в 1175 году оставил свою паству в Константинополе и вернулся в Афины, где принял сан митрополита Афинского. Хониат писал об удивительной лампаде в соборе, которая горела день и ночь, а над алтарем размещался символ Святого Духа - золотой голубь с золотой короной - он постоянно вращался вокруг креста.

Парфенон - Мечеть

Мечеть Парфенон в Средние Века

Во время османского нашествия на Балканы Парфенон был превращен в мусульманскую мечеть в 1460 году. Турецкие правители превратили колокольню в минарет, молельную башню, рядом с ним. Конечно никому и в голову не могла прийти идея, чтобы разбирать, что то из нового храма или грабить его. Наибольший ущерб этому красивому зданию было произведено 26 сентября 1687, когда выстрел из венецианской пушки попал в склад пороха, который хранился внутри храмам Парфенон. Произошел взрыв, нанеся серьезные разрушения всему храму. Также было убито около 300 человек.

В 1806 году Томас Брюс, 7-й граф Элджин или Элгин, посетил и изучил комплекс Акрополя и Парфенон в частности. Он же забрал несколько статуй с горы, заплатив за них туркам. Эти статуи и мраморные стали известны как Мрамор Элджина или Мрамор Элджина. Сегодня они размещены в Британском музее в Лондоне , Великобритания. Эти статуи до сих пор являются предметом ярых споров и дебатов. А именно должна ли английская сторона вернуть стати обратно в Парфенон на историческое место или оставить все, как есть сейчас?

Парфенон - первая фотография, сделанная в 1830-х. На ней видно, что мечеть Парфенон была восстановлена

Парфенон - Функция

Хотя Парфенон является официально храмом и, как правило, называется так, на самом деле он не является таковым в обычном смысле этого слова. Небольшое святилище был найден внутри здания, на месте старого святилища, вероятно, посвященного Афине как способ приблизиться к богине, но Парфенон никогда не был центром культа Афины Паллады, покровителя Афин. Даже колоссальная статуя Афины Фидия не была связана с каким-либо культом и, как известно, не вдохновляла никакого религиозного пыла. У него не было ни жрицы, ни алтаря, ни культового имени. Согласно Фукидиду, Перикл однажды упомянул статую как золотой запас, подчеркнув, что она «содержит 40 талантов чистого золота, и все это было съемным». Таким образом, афинский государственный деятель подразумевает, что металл, полученный из чеканки монет, может быть снова использован без какой-либо оскорбления греческой богини. Парфенон следует рассматривать как грандиозную настройку для витиеватой статуи Фидия, а не культового здания. Во многих писаниях греков говорится, что в храме хранилось много сокровищ, таких как персидские мечи и фигуры из маленьких драгоценных металлов.

Также скульптурная композиция храма Парфенон давало грекам и иностранца представление о последовательности генеалогических повествований, которые отслеживают афинскую историю на протяжении веков: от рождения Афины до великих эпических сражений бронзового века, Афинская война Эрехтея и Евмолпа. По этим сценам исторических событий греческие педагоги могли наглядно показывать хронологию города. По сути это один большой комикс. Парфенон устанавливает и увековечивает миф об Афинах, память об истории города и идентичность её жителей.

Архитектура храма Парфенон

Целла Парфенона был необычайно большой для греческого храма. Это было сделано, чтобы вместить огромную статую богии Афины Палады. Колоннада из шести дорических колонн поддерживает переднюю и заднее крыльцо, а колоннада из 23 небольших дорических колонн окружали статую в два этажа. Размещение колонн позади статуи была необычным решением, так как в предыдущих дорических храмах колонны стояли только на флангах, но большая ширина и длина храма Парфенон позволило драматическому фоны двойных колонн вместо стены.

Задняя комната защищала сокровищи Афин, а четыре колонны ионического типа поддержали его крышу. Внедрение элементов ионического архитектурного типа в основном дорический храм было для прочего драматизма общего интерьера. В то время как интеграция дорических и ионических элементов в едином храме не было новым развитием в греческой архитектуре, но все таки оставалось большой редкостью. Это архитектурное решение даровало храму Парфенон тонкий баланс между строгими и изящными визуальными характеристиками.

Все храмы в Греции были построены для осмотра только с внешней стороны. Большинство жителей Афин никогда не входили в сам храм Парфенон и могли разглядеть внутренние статуи только через открытые двери. Любой посетитель был очарован блестящими золотыми листками, покрывающие белую кожу богини из слоновой кости. Монументальной статуя Афины была отчетливо видна, стоя на задней части тусклой целлы. Статуя была обрамлена дорическими колоннами которые делали внутреннее пространство Парфенона визуально больше, чем он выглядел снаружи. К сожалению золото со статуи исчезло еще в древней античности. В 296 году до н.э. тиран Лакарс забрал все золото со статуи Афины, чтобы оплатить за свою армию. В какой-то момент в пятом веке великий культовый образ статуи Афины был украден одним из императоров и доставлен в Константинополь , где впоследствии был разрушен, возможно, во время осады и взятия Константинополя во время Четвертого Крестового похода в 1204 году нашей эры.

Посетитель идущий к Акрополю, переступал через Пропилею к величественному Парфенону с полным видом на западный фронтон и северную колоннаду. Когда зритель подходил ближе, детали скульптурных метоп становился все более разборчивыми, и уже в непосредственной близости от основания колонн, части фриза становился видным. Двигаясь вдоль сторон Парфенона и глядя на вверх величественного храма, житель Афин мог просмотреть целый комикс из мрамора, посвященной различным сценам из греческой истории. С одной стороны идут сцены из мифической битвы греков с кентаврами, а с другой стороны Парфенона идет визуальный ряд из Троянской войны. На одном фонтоне есть изображение рождения Афины, а с другой спор между Афиной с Посейдоном о покровительстве над городом. конечно Афина выиграла этот спор и Афины были названы в честь нее. Это было, конечно, сцены которые узнавал каждый афинянин.

Парфенон представляет инженерный прорыв в строительстве зданий и сооружений. Однако его стилистическая конвенция стали парадигмой классической архитектуры, а его стиль повлиял на архитектуру на протяжении многих веков. Парфенон был большим храм, но ни в коем случае не крупнейшим в греческом мире. Его эстетическая привлекательность и известность создало модель утонченности установленных норм греческой архитектуры, впрочем как и качество его скульптурного декора. Парфенон воплощает все идеалы греческой мысли во время апогея классической эпохи с помощью художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также понимание математической гармонии в естественном мире, были тем фактором, что в глазах каждого афинянина отделяла их от варваров. Эти идеалы представлены в идеальной пропорции здания, в его запутанных архитектурных элементах, а также в антропоморфных статуй, украшавших его.

Колоннады- перистиля достигает более десяти метров в высоту, и наклонены немного к центру здания в верхней его части (около 7 см), в то время как платформах, на которых они стоят изгибается так, что углы здания снижаются на 12 см ближе к земле по середине.

Скульптуры Парфенона

В целле храма Парфенон размещалась статуя Афины Паллады, работы Фидия и посвященная в 439 или 438 году до нашей эры. Оригинал не сохранился, но копии этой статуи сохранились по всему Средиземноморью. Однако возведение статуи не стало концом строительства здания Паргенон. Храм был посвящен Афине в то время, хотя само строительство продолжалось до почти начала Пелопоннесской войны в 432 году. К 438 году скульптурное украшение дорических метопов на фризе над внешней колоннадой и ионического фриза вокруг верхняя часть стенок была завершена. В описфодомусе (opisthodomus) (задняя комната целла) хранились денежные вклады союзников Афин. Интересно, что большая часть храма Парфенон была построена на деньги именно союзников, а не жителями города. Если бы градан Афин заставили платить за такое дорогое строение то вряд ли бы смогли увидеть Парфенон в его современных размерах.

Метопы Парфенона

Фриз антаблазы Парфенона состоял из девяноста двух метопов, по четырнадцать на востоке и на западе, по тридцать две на севере и юге. Они были вырезаны с высоким рельефом, практика, применявшаяся до тех пор только в казначействах (здания использовались, чтобы сохранить божественные дары для богов). Согласно данным постройки, скульптуры метопы относятся к 446-440 гг. до н.э. Метопы восточной стороны храма Парфенон над главным входом изображают Гигантомахию (мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами). Метопы западной стороны изображают Амазономахию (мифическое сражение афинян против амазонок). Метопы южной стороны храма Парфенон показывают Фессалийскую Центавромахию (сражение лапифами, которым помогает Тесей в войне против кентавров). Метопы 113-21 отсутствуют, но рисунки с 1674 года, приписываемые Жаку Керри, показывают серию людей. Они были по-разному интерпретированы как сцены из свадьбы лапифами , сцены из ранней истории Афин и различные мифы. На северной стороне Парфенона метропы плохо сохранились, но они, вероятно, изображат сцены из Троянской войны. Некоторые метопы все еще остаются на здании, но, за исключением тех, что на северной стороне, они сильно повреждены. Некоторые из них расположены в музее Акрополя (42 изображения), другие находятся в Британском музее (около 15), а один - в музее Лувра.

В марте 2011 года археологи объявили, что они обнаружили пять метопов храма Парфенон в южной стене Акрополя, который был расширен, когда Акрополь использовался как крепость. По данным местных газет, археологи утверждали, что изображения Парфенон туда поместили в 18 веке, когда ремонтировалась стена Акрополя. Белый пенталовый мрамор, из которого они сделаны, отличался от другого камня в стене, поэтому нет сомнений, что они принадлежали комплексу Парфенона. Ранее предполагалось, что отсутствующие метопы были уничтожены во время взрыва в 1687 году.

Барельефный Фриз Парфенона

Наиболее характерной особенностью архитектурного декора храма Парфенон является ионический фриз, расположенный на наружных стенах целлы, которая является внутренним зданием Парфенона. Барельефный фриз был вырезан мастерами после того как стена была сложена из блоков. Он датируется от442 годом до нашей эры до 438 года до нашей эры.

Одна из интерпретаций изображений объясняет, что это идеализированная версия Панафенейского шествия от Дипилонских ворот в Керамикеи до Акрополя. Эта процессия проводилась каждый год, а особо пышные шествия совершались каждые четыре года. В эти дни афиняне и иностранцы участвовали в праздновании богини Афины, предлагая жертвы и новый пеплос (платье, сотканное избранными благородными афинскими девушками, называемыми эргастинами).

Другая версия этого украшения Парфенона объясняет это изображение как афинская генеалогия посредством серии мифов о преемственности, установленных в далеком прошлом. Центральную панель над дверью Парфенона возможно изображает дочь короля Эрехтуса, которую принесли в жертву, которая обеспечила победу Афинянам над Евмополом и его фракийской армией. Великая процессия, идущая к восточному краю Парфенона, показывает послевоенное благодарственное жертвоприношение скота и овец, меда и воды, а затем триумфальная армия Эрехтуса, возвращающаяся с победы. Это представляет собой первое шествие Панафиней в мифические времена, на которой основывались исторические Панафенайские шествия. Сегодня сохранилось 96 пластин барельефного фриза. Из них 56 находятся в Британском музее в Лондоне, 40 (в основном, западная часть фриза) - в Афинах.

Фронтоны Парфенона

Путешественник Павсаний, когда он посетил Акрополь в конце II века н.э., лишь кратко упомянул о скульптурах фронтонов храма Парфенон, посвятив большую часть своего описания статуи богини внутри из золота и слоновой кости.

Западный Фронтон

На западном фронтоне храма Парфенон изображен спор межды богиней Афиной и богом морей Посейдона за город Афины и весь регион Аттики. По обеим сторонам от центральных богов находились колесницы: слева, вероятно, - Ника с Гермесом, справа - Ирида с Амфитрионом. Сторонники Афины подробно изображены в крайней части фронтона за левой колесницей, а защитники Посейдона показаны за правой колесницей. Считается, что углы фронтона украшены афинскими водными божествами, такими как река Кефисос, река Илиссос и нимфа Каллирхоэ. Эта утверждение подсказано грациозными формами положения тела скульптур, что представляет собой попытку художника произвести впечатление текущйе реки. Рядом с левым богом реки находятся скульптуры мифического короля Афин (Кекропс) со своими дочерьми (Аглаурос, Пандрос, Херс). Статуя Посейдона была самой большой скульптурой в фронтоне, пока она не разбилась во время попытки Франческо Морозини снять ее в 1688 году. Задняя часть туловища была найдена Лусьери в фундаменте турецкого дома в 1801 году. Она в настоящее время находится в Британский музей вместе с другими частями храма Парфенон и других зданий Акрополя. Передняя часть была открыта Россом в 1835 году и в настоящее время хранится в Архитектурном музее Акрополя Афин.

Каждая статуя на западном фронтоне имеет полностью завершенную и обработанную спину, которую невозможно было бы увидеть посетителям снизу, что указывает на то, что скульпторы приложили большие усилия, чтобы точно изобразить человеческое тело.

Фигуры на углах фронтона Парфенона изображают течение времени в течение целого дня. Тетриппа Гелиоса и Селены расположены в левом и правом углах фронтона соответственно. Лошади колесницы Гелиоса поднимаются в небо в начале дня; в то время как лошади Селены борются за то, чтобы оставаться на фронтоне, когда день подходит к концу.

Копия - Парфенон в США

На протяжении веков Парфенон повлиял на архитектуру многих гражданских и религиозных зданий в западном мире, которые мы видим сегодня. Так например в американском городе Нэшвилл , штат Теннесси создали точную копию античного Парфенона.

Название : Παρθενών (el), Parthenon (en)

Местонахождение : Афины (Греция)

Создание : 447–438 гг. до н.э.

Архитектор(ы) : Калликрат, Иктин

Заказчик / Основатель : Полис Афины в правление Перикла
















Архитектура Парфенона

  1. Антаблемент . Ордеры каменных храмов были заимствованы греками из древних деревянных строений. В их основе лежит простое соединение несущих частей (колонна с капителью) и несомых балок перекрытия - антаблемента. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) ордерная система достигла совершенства.
  2. Архитрав . Каждая каменная балка архитрава (нижней части антаблемента) в центре на 6 сантиметров уже, чем по краям. Стесанная по кривой линии, издали они выглядит абсолютно ровной.
  3. Фриз . Внутри храма прямо под балками перистиля проходил резной мраморный фриз. На мраморных рельефах Парфенона изображены афинские всадники, мифологические персонажи, соревнования богов, героические сражения греков с амазонками, эпизоды осады Трои. Главная тема фриза - торжественное шествие в честь празднования Дня великих Панафиней, посвященное богине Афине. В 1801-1803 годах панели фриза были демонтированы. В верхней части фриза скульптурные изображения выполнены более рельефно. Этот прием смягчает впечатление резкого уменьшения фигур, возникающее при взгляде снизу.
  4. Дорический ордер . Парфенон окружают монументальные колонны дорического ордера . Ствол колонны по всей высоте прорезают вертикальные желобки - каннелюры. Они создают особую игру светотени и подчеркивают объем колонны.
  5. Угловая колонна . Угловые колонны толще других. Они ближе придвинуты к соседним и слегка наклонены к центру здания - иначе строение казалось бы разваливающимся. Остальные колонны тоже наклонены внутрь на 6 см относительно вертикальной оси.
  6. Ступени . Парфенон стоит на подиуме, изогнутая поверхностью которого повышает к центру. Так же изогнуты и ступени. Гармония Парфенона основана на сложных геометрических расчетах.
    Энтазис. Колонны Парфенона слегка выпуклы в средней части. Если бы они были прямыми, то издали казались бы вогнутыми. «Поправку» на оптическую иллюзию греки называли энтазисом.
  7. Статуя Афины . Статуя Афины, покровительницы города, были выполнены Фидием из золота и слоновой кости. Она стояла напротив восточного входа и освещалась лучами восходящего солнца. Высота статуи - 12,8 м.

Символическая трактовка структуры Парфенона

  • В Парфеноне максимальное количество колонн, воспринимаемое с одной точки, например от Пропилеи, составляет 24 (8 +17-1 угловая, общая для двух фасадов), что прямо соотносится с количеством часов, составляющих сутки.
  • Количество барабанов в колонне 12, что прямо соотносится с количеством месяцев в году.
  • Каждый триглиф состоит из трех выступающих частей, что соответствует принятому в Античной Греции членению месяца на три декады по десять дней. Общее количество триглифов-месяцев по всему периметру храма составляет 96, что соответствует широко распространенному в античности восьмилетнему календарному циклу. В триглифы как бы помещалось время, реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл.
  • В промежутках триглифами, в метопах помещалось время мифологическое — история борьбы греческого племени лапифов с кентаврами. За фризом дорическим, содержащим восьмилетний цикл, в глубине периптера на стене целлы, ближе к Афине, к главному божеству храма размещен рельефный фриз с изображением панафинейского шествия, совершавшегося раз в четыре года. За внешним общекалендарным восьмилетним циклом скрыт частный четырехлетний цикл времени, важнейший именно для храма Афины.
  • Под каждым триглифом находится доска с 6 капельками: 6 капелек над колонной и 6 капелек над интерколумнием. Можно предположить, что в каждый шаг колонн помещался год, состоящий из 12 капель-месяцев. Общее число капель по периметру храма: 96 досок по 6 капель составляло 48 лет — период, кратный восьмилетнему циклу, и возможно соотносилось со средней продолжительностью человеческой жизни того времени.
  • Под полкой карниза с досок-мутул также свисали каменные капельки: 6 рядов по три в каждом ряду. Если предположить, что каждая из них соответсвовала декаде, то получается шесть месяцев по три декады. В этом случае на каждый шаг колонн (две доски — 3×12 капелек) опять приходится год, состоящий из 12 месяцев по три декады в каждом. Латинское название этих капель — «регула» (от «regulo» — направлять, упорядочивать) указывает на преемственность традиции в понимании времени как всеобщего регулятора жизни.

Это далеко не полный анализ развития дорической традиции в Парфеноне, но уже он раскрывает этот храм как сложную, гармонично сбалансированную пространственно-веременную систему, содержащую как архаические, так и более поздние, современные для его строителей, представления о мироустройстве.

В Парфеноне человек, взойдя на ступени стилобата, попадал не только в сакральное пространство, но и в сакральное время, утвержденное ритмом колонн и потоком каннелюр, струящихся до самого пола.

О Парфеноне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.


    1. Парфенон был хранилищем казны, государственным банком.
      В казну богини Афины на акрополе стекались различные поступления: драгоценные металлические сосуды, доходы с земель, принадлежавших богине, части военной добычи, десятая доля из добычи серебряных рудников. В совокупности это составляло очень крупную сумму, которая и представляла собой государственный фонд. Казна Афины фактически находилась в распоряжении государства. Богиня была банкиром…

  1. Основной строительный материал Парфенона – пентелийский мрамор, каменоломни которого находятся вблизи Афин в горном кряже Пентеликон. Очень существенны изменения, которые претерпевает этот мрамор под действием солнечных лучей. В каменоломне он белый, по цвету похож на сахар. Поверхность камня – кристаллическая, малозернистая, прозрачная, так что глаз немного проникает вглубь, что придаёт камню своеобразную прозрачную фактуру. Благодаря тому, что внутри мрамора имеются микроскопические кусочки металла, а под действием солнечных лучей в нём развиваются микроскопические мхи, камень окрашивается на воздухе в золотисто-желтоватый цвет, очень красивый и придающий ему тёплый оттенок…
  2. Архитектурно-художественная композиция Парфенона

    • Расчленение архитектурного массива Парфенона представляет собой плод аналитического архитектурного мышления. Наиболее существенно для архитектуры Парфенона, что этот анализ сочетается с целостным эмоциональным восприятием архитектурной композиции. В этом сходство архитектуры Парфенона с зодчеством восточных деспотий, и в этом ее отличие от многих произведений зодчества последующих эпох…

    • В Парфеноне с особой убедительностью выражено наблюдаемое и в других классических храмах взаимоотношение колонны и фигуры человека. В этом отношении греческая колонна продолжает традицию, восходящую к отдаленному прошлому. в конечном счете к первобытному вертикально поставленному камню в качестве погребального памятника или монумента, сооруженного в память какого-либо события…

    • Пентелийский мрамор в каменоломне, в природе, или даже кусок его, подверженный воздействия солнечных лучей, существенно отличается от того, что с ним сделали архитекторы в самом здании. Они, конечно, глубок учитывали естественные свойства пентелийского мрамора и те изменения. Которые в дальнейшем вызывает в нем действие солнечных лучей. Однако в зависимости от включения пентелийского мрамора в архитектурно-художественную композицию его образное качество претерпело существенные изменения. В соответствии с трехчастной диалектической структурой Парфенона необходимо в отдельности рассмотреть трактовку строительного материала в крепиде, колоннах и антаблементе…

    • Характерную особенность архаических и классических периптеров, осо­бенно отчетливо выраженную в Парфеноне благодаря его системе восьми колонн на торцовых сторонах, составляет компактность наружного объема, к основной части которого не примыкает никаких дополнитель­ных объемов. В древности эта черта должна была выступать особенно наглядно, так как в жилых городских домах господствовала сложная асимметрическая композиция…

    • Новым в Парфеноне по сравнению с геометризмом в архитектуре Египта является синтетическое соединение геометричности и органичности. В классической греческой архитектуре очень сильно выражено живое чувство материи…

    • Периптеральная форма здания создает взаимопроникновение массы и окружающего пространства. Последнее внедряется в архитектурный объем, образуя наружные портики. Их не-возможно оторвать от окружающего пространства и от ландшафта, на который из портиков открываются прекрасные виды во все стороны. Правда, как при созерцании Парфенона снаружи, так и при точках зрения из портиков на природу массивные стволы колонн преобладают над пространствами между ними, колонны выступают на первый план и зажимают своим объемом интерколумнии. Однако колонны скомпонованы во взаимоотношении с пространством, окружающим храм, и с открывающимися ландшафтами, которые служат необходимым фоном для восприятия самих колонн…

    • В Парфеноне завершился процесс кристаллизации единства наружного объема периптера, начавшийся в эпоху архаики… Единство объема Парфенона очень усиливается благодаря наклону колонн в сторону наоса, придающему всему объему несколько сужаю­щуюся кверху форму. Это сужение нарастает в более отвесной форме от земли к трем ступенькам крепиды, продолжается и заканчивается более пологими скатами кровли. В результате образуется изгибающаяся кри­вая очертания силуэта здания…

Парфенон - символ западной цивилизации и одно из самых знаменитых сооружений в мире. Храм был построен в 5 столетии до нашей эры. Парфенон возвышается над Афинами с великолепной позиции на вершине священного холма Акрополь. Храм был построен в честь покровительницы города - богини Афины. Первоначально он был известен как Великий Храм, но затем получил имя Парфенон.

История Парфенона

Текущий Парфенон не был первым храмом, созданным здесь в античные времена. Сохранились следы двух более ранних храмов, немного меньших по размеру - один из них был построен из камня, а второй из мрамора. Вскоре после того, как в 480 до н.э персы разрушили все здания на Акрополе , Перикл приказал построить новый большой храм, назначив архитектора и скульптора Фидия для контроля за проектом. Дизайн Парфенона приписывают Калликрату и Иктину. Строительство началось в 447 до н.э. и храм был закончен всего девять лет спустя. До 432 года Фидий продолжал работать над великолепными скульптурами, которые украсили храм.


После античного периода Парфенон был преобразован в церковь, а во время османской оккупации Афин использовался в качестве арсенала. Он превратился в руины только в 1687 году, когда осадившие османов венецианцы атаковали Акрополь с холма Филопаппу. Во время атаки взорвались хранившиеся в Парфеноне боеприпасы, разрушив крышу, интерьер и четырнадцать колонн.

Храм Парфенон

Парфенон был создан как периптер - храм, окруженный колоннами в дорическом порядке. Храм размерами в 30.86 на 69.51 метров содержал две целлы (внутренние палаты). В восточной целле размещалась большая статуя богини Афины. Западная целла использовалась исключительно священниками и содержала казначейство Делианской Лиги (союза греческих городов-государств).


Парфенон был украшен многочисленными скульптурами и рельефами. На одних только фронтонах было приблизительно пятьдесят скульптур. Большинство сохранившихся до наших дней скульптур демонстрируется в британском Музее в Лондоне, в то время как некоторые можно увидеть в соседнем Музее Акрополя. Было два фриза: внутренний фриз в целлах и внешний фриз, который состоял из триглифов (вертикальные полосы) и метопов (прямоугольные фигуры) со вспомогательными скульптурами. Внутренний фриз был разработан Фидием и изображал Панафинеи - фестиваль в честь богини Афины. Многие метопы и части внутреннего фриза могут быть также найдены в Британском Музее.


Чтобы достигнуть визуального совершенства, создатели Парфенона использовали оптические трюки, бросая вызов законам перспективе. Колонны немного наклонены внутрь и имеют искривленную форму. В результате, горизонтальные и вертикальные линии сооружения невооруженным глазом кажутся совершенно прямыми.
Большинство людей думает, что у древних храмов всегда были естественные мраморные цвета. Но здания и статуи в Античный период часто были очень красочны. Парфенон не стал исключением: скульптуры на фризах, фронтоне и на крыше были окрашены ярко синими, красными и золотыми цветами.

Статуя Афины в Парфеноне

Главная цель храма состояла в размещении двенадцатиметровой статуи Афины Парфенос, созданной Фидием. Статуя Афины - одна из самых легендарных греческих статуй . Она была сделана из золота и слоновой кости вокруг деревянной оправы. Как и все другие скульптуры Парфенона, статуя была окрашена яркими цветами - преимущественно синими и красными. Афина была изображена в образе богини войны. На голове одет шлем, ее левая рука опиралась на щит, а в правой руке она держала статую крылатой Ники. К сожалению, оригинальная статуя потеряна, но современная полномасштабная точная копия Афины Парфенос находится в Нэшвилле (США).



Храм Парфенон в Афинах - один из величайших культовых сооружений человечества. А в Греции это один из самых посещаемых туристами объектов.

В течение десятилетий Парфенон являлся главным храмом древних Афин. Ведь посвящён он был той самой богине, которая дала имя городу и была его покровительницей. «Парфянос» - означало «Пречистая».

Богиня Афина в античной мифологии, таким образом, была прямой предшественницей «пречистой девы Марии» в мифологии христианской (точнее, одной из предшественниц). Афина Парфянос – это ещё и греческий вариант общемирового архетипа «богини-матери».

В честь кого был построен храм Парфенон?

По преданию, Афина появилась из головы Зевса. Громовержец проглотил свою беременную жену Метиду (Премудрость), так как испугался, что она родит сына, который, если верить пророчеству, убьёт его самого. Но обошлось – родилась дочь, которая вышла из проломленного черепа Зевса (он сам повелел рассечь себе голову, так как мучился от боли) и сразу начала учить людей уму-разуму: дала им науки и ремёсла, научила решать проблемы мирно, без войны, показала, как нужно писать справедливые законы. Женщин она научила ткачеству.

Афина, как верили греки, была родоначальницей интеллектуальной жизни человечества. Интеллект афиняне ценили, поэтому и решили построить ей такой храм - храм Парфенон, величественнее которого не было бы на целом свете.

Храм Парфенон и его архитекторы

На , где сейчас стоит Парфенон, было ещё несколько храмов, посвящённых Афине. Один из самых знаменитых (и не найденных до нашего времени) – Гекатомпедон (в переводе - «стофутовый»). От него были найдены лишь некоторые элементы; прежде ему приписывался и обнаруженный на Акрополе фундамент, однако позже было доказано, что он принадлежит совсем другой постройке. Название Гекатомпедона передалось и Парфенону – так назывался его наос, то есть святилище.

Строительством занимались виднейшие архитекторы своего времени – Калликрат (главный зодчий), Иктин (создатель проекта) и Фидий (руководитель строительства и автор скульптурной отделки храма). Парфенон был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству своей столицы.

Строительство храма Парфенон началось в 447 год до н.э. и закончилось через 9 лет в 438 год до н. э.

Как выглядит храм Парфенон

Не стоит думать, что Парфенон в архитектурном смысле – «рядовой» греческий храм. Список необычных решений, в своё время потрясших афинскую общественность (и продолжающих удивлять до сих пор), достаточно обширный.

Храм Парфенон был построен из пентелийского мрамора, имеющего красивый оттенок. Этот камень был довольно дорогой, однако средств в казне хватало: Афины в то время достигли своего наивысшего расцвета, жестокие войны закончились и появилась возможность тратить деньги на мирные цели, в том числе на монументальное искусство.

Пентелийский мрамор имеет свойство желтеть под воздействием солнечного облучения, этим и объясняется «золотистый» цвет храма. Северная сторона сооружения выглядит серовато, поскольку там Парфенон облучается меньше.



Парфенон построен из красивого пентелийского мрамора, который добывали неподалёку.

Расположен Парфенон на Акрополе тоже нестандартно для того времени: он повёрнут так, что фасад постройки хорошо просматривается с трёх сторон. При этом благодаря тому, что он построен на юго-восточной стороне горы, он кажется наблюдателям маленьким, а по мере приближения как бы «вырастает» перед ними.

Древнегреческий архитектор Парфенона Иктин в своём проекте использовал необычные оптические приёмы, стремясь поразить воображение публики. Со стороны кажется, что он идеально прямолинейный. Но в действительности в его архитектуре нет почти ни одной прямой линии – большинство деталей имеют определённый наклон. Именно поэтому при взгляде на здание как бы не чувствуется перспектива.

Стилобат, то есть верхняя часть ступеней, немного прогибается вверх в центре, и наблюдателю кажется, что он ровный. Колоннам присущ небольшой энтазис – утолщение в центре, поэтому они кажутся прямыми. Угловые колонны немного больше остальных по толщине, иначе они показались бы тоньше; в разрезе они не являются круглыми. Фронтоны наклонены внутрь, в то время как антаблемент – наружу. Все эти и другие приёмы, в том числе и расположение скульптур и настенной живописи внутри храма в соответствии с законами оптики, помогли создателям произвести поистине необычный эффект.

Историки искусства даже ввели особый термин – «курватура Парфенона»; за этим неблагозвучным понятием скрывается именно система искривлений и неровностей, благодаря которым он кажется идеально ровным.

Установлено, что Парфенон в первую очередь рассчитывался на созерцание снаружи, из центра города. Блоки, из которых сооружена постройка, тщательно обработаны и отшлифованы с внешней стороны, в то время как внутренняя часть осталась почти необработанной: это экономило время, силы и средства.

Сами блоки тщательно подгонялись друг к другу, но в их соединении не использовался какой-либо раствор: камни клали на сухую. Более крупные находятся внизу, а на них уложены камни помельче. Между собой, однако, блоки были надёжно скреплены железными штырями, которые вставлялись в специальные отверстия и заливались свинцом. В те времена цемента, как известно, не было, однако римляне уже использовали нечто, напоминающее современный бетон. Афиняне такой технологии, видимо, не знали, но и их методы позволяли прочно скреплять элементы.

Самым сакральным местом в Парфеноне был центр, где находилась 13-метровая статуя Афины. Создана она была из слоновой кости и золота, а основу имела деревянную. Это было весьма щедрым подарком возлюбленной богине. К сожалению, до наших дней этот памятник не сохранился.

Парфенон, как и другие греческие храмы, был в древности ярко раскрашен. Основными цветами были красный, золотой и синий. Сейчас, конечно, эта красота не сохранилась.

Культура Древней Греции славится своими бессмертными архитектурными и скульптурными шедеврами. Величественный античный стиль строительства по праву считается одним из лучших примеров древнего искусства. Самым знаменитым образцом этого стиля является Парфенон.

Великий храм: значение слова «Парфенон»

Парфенон начали строить в Афинах в 447 году до н.э., а закончили строительство в 432 году до н.э. Храм был назван в честь богини Афины Парфенос, которая была его покровительницей. Само слово «Парфенос» в переводе с древнегреческого языка означает «девственный».
Храм был спроектирован Каликратом и Иктином при правлении Перикла, а возводился он на фундаменте старого . Правитель Афин задумывал сделать из Парфенона символ величия своего государства. Для его строительства использовали большей частью мрамор, только крыша была деревянной. На сегодняшний день ученые выяснили, что все части комплекса храмовых строений с Акрополем имеют соотношение «золотой пропорции».

Где находится Парфенон?

Известный афинский храм, посвященный Афине Деве, располагается в центре города, на самой высокой точке Акрополя. Поэтому можно наблюдать практически отовсюду. В ночное время суток он выглядит особенно привлекательно, поскольку его специально подсвечивают.
Парфенон пережил множество событий за свой век. Он подвергался разграблению завоевателей, пережил сильный пожар, после чего был восстановлен. В 426 году н.э. храм превратили в христианскую церковь, а после завоевания