Мамонтова Л.Н.
учитель-логопед, МАОУ Прогимназия №81г. Сыктывкара

Образовательные:

Закрепить обобщающее понятие « зимующие птицы»;

Расширять представление о зимующих птицах.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную моторику;

Развивать детскую эмоциональность в мимике, жестах, речи;

Развивать общую моторику и умение ориентироваться в пространстве;

Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже;

Учить употреблять предложения с разноприставочными глаголами.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу;

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам

Оборудование: картинки птиц к игре «Один-много»: снегири, синицы, сороки; плоскостной снеговик из бумаги (60см); кормушка; объёмные птички: синица, сорока, снегирь, воробей; снежинки на каждого ребенка по 2штуки; детский костюм снегиря.

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие.

Л. Вот проснулось солнышко, лучики сияют… И тебя, и меня лучик согревает. А теперь, дети, выберите того ребенка, к кому вы обратитесь, посмотрите на него добрыми глазками, протяните к девочке или мальчику руки, головку немного наклоните, обратитесь заботливо и нежно.(повторяют слова второй раз).

Введение в тему. Целеполагание.

Л. Дети, я приготовила для вас снежинки, всем по две. Поиграем с ними! (все берут по две снежинки).

2.Стихотворение с движением « Снежинки» Л. Кондрашенко

3.Стихотворение с движением « Снеговик» Н. Пикулева

Снежный ком кувырком

Покатился,

И у нас во дворе

Снеговик родился! Сгибают руки в локтях, пальцы сжимают в кулачки, держа снежинки, и вращают перед грудью. Вытягивают руки вперед, ставят руки на пояс.

Л. Вот какого Снеговика мы с вами слепили! (выставляется картинка)Снеговик удивляется и всему восхищается.

4.Артикуляционная гимнастика с дыхательными упражнениями.

Дети поднимают руки, опускают, широко открывают рот (звук А), округляют губы (звук о), произнося звуки, производят длительный выдох. Учатся показывать эмоции удивления и восхищения.

Л. Снеговик увидел на ветке березы незнакомый предмет. (кормушка) Дети, расскажите Снеговику, что это. Для кого? (Ответы детей) Давайте расскажем Снеговику про зимующих птиц. Вот на кормушку уже летит птица. Вы ее узнали? (Сорока).

5.Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Л. У этой птицы острый клюв.- « Острая иголочка» (пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед).

У этой птицы длинный хвост.- «Хоботок» (руки сложены «полочкой», при вытягивании губ вперед прямые руки со сложенными ровно пальцами вытягиваются также вперед).

У этой птицы белые бока.-«Хомячок» (надувание щек с одновременным собиранием пальцев правой и левой руки в щепоть).

У этой птицы два крыла, и машет крыльями она.- «Качели»(движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз).

Л. Отгадайте загадку.

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке.

Это маленькая птичка,

А зовут её …синичка.

5.Упражнение «Синичка на кормушке».

Желтогрудая синичка на кормушку…прилетела.

Маленькая синичка с кормушки…улетела.

Шустрая синичка к кормушке… подлетела.

6.Стихотворение с движением с дыхательными упражнениями «Птички-синички».

Мы синички-маленькие птички.

На ветку присели(хопок)

Песенку запели: тень-тень-тень.

Песенку пропели,

На кормушку полетели.

Зернышки клевать: клю-клю-клю.

Сало щипать: щип-щип-щип.

А устали синички, полетели спать, в гнездах отдыхать.

Дети стоят, отводят руки в стороны.

Приседают с хлопком в ладоши, выполняют повороты головы в стороны, произнося:тень-тень-тень.

Бегают на носочках врассыпную,взмахивая плавно руками.

Делают наклоны вперед, отводя прямые руки назад-«клюют и щиплют».

Складывают ладошки под щеку. Убегают на места и садятся.

7.Диалог с элементами театрализации.

Л. Снеговик увидел необыкновенную птицу. Вот она летит. (Ребенок в костюме снегиря пробегает перед детьми. Дети ведут диалог с птицей).

Ты откуда? Ты откуда

Прилетел к нам,красногрудый?

Облетел я всю Сибирь!

Как зовут тебя?

Снегирь! М. Лапыгин.

8.Ритмическая игра «Снегирь»

Л. Расскажем Снеговику про снегиря.

Красногрудый снегирек,

Отвечает нам снегирь:

Свирь-свирь!

Свирь-свирь! Отстукивают ритм кулачками по коленям.

Отстукивают ритм ладонями по коленям.

Отстукивают ритм в ладоши.

Собирают пальцы рук в щепоть, раскрывают кисти, как клювики.

Л. Кто-то скачет вдоль дорожки.

Семечки клюёт и крошки.

«Здесь не страшно, не робей!»-

Крикнул другу… воробей.

Воробей стайку птиц привел.

Дидактическая игра «Один-много».

Синица-синицы, снегирь-снегири, ворона-вороны, сорока-сороки, воробей-воробьи, дятел-дятлы,сова-совы.

Итог занятия. Снеговик рад, что вы, дети, подружили его с зимующими птицами. (Логопед предлагает на прогулке наполнить кормушки зерном, хлебными крошками, сухими ягодами)

Программное содержание:

  • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
  • Закрепить понятие «зимующие» птицы.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
  • Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
  • Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.

Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?

– Сорока, давай играть вместе с нами.

Физминутка «Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!

Дети поднимают рисунки.

Сорока: Кто же это не пойму?

Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?

Аналогично рассматривается второй рисунок.

Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?

Дети приносят конверт.

Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

Воспитатель достаёт части птичек.

Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.

Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.

Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Сорокой.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог

– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

  • Кого угостим салом?
  • Рябиной?
  • Семечками?
  • Кусочком яблока?

(Дети отгадывают загадки и показывают птиц на плакате)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Зимующие.

Воспитатель: Верно. А тогда скажите, как называется наш город, где мы с вами живем?

— Охотск.

— А как вы думаете, а у нас в Охотске эти птицы есть? (да)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.

Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю . Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.

— Вам понравился рассказ? (да)

— Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)

Кого они нашли? (воробья)

— как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)

— Что сделал Витя?(кормушку)

А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)

— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)

Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.

— А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)

Воспитатель: Хотите, я еще раз вам прочту рассказ? (да)

(Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на стол, а здесь была вода и некоторые слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ, может вы мне поможете,и мы вместе прочтем? (да)

(Воспитатель читает, а дети дополняют)

Воспитатель: Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)

— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.

(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю опять поиграть. Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»

Зимой на улице бывает разная погода, то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

— Мороз (что делает?)- морозит, щиплет, кусает

Метель (что делает?) – воет, бушует, метет

— Снег (что делает?) — идет, кружит, летит, падает

Дети (что делают?) — играют, катаются, радуются,веселятся

— Солнце (что делает?) – светит, но не греет

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь подойдите ко мне и посмотрите на нашу схему. Давайте почитаем знакомые уже нам стихотворения различными способами.

(Дети рассматривают схему и объясняют как надо читать – громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)

Дети играют и читают стихотворения в парах:

Мишка сильно заболел, мишка много меда ел

Мишка плачет и рычит. У меня живот болит.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы правильно по схеме прочли стихотворения. И ещё я приготовила для вас картину про зиму (ведь у нас сейчас – зима). Ваша задача, ребята, расселить животных правильно там, где они должны обитать.

Дети: — Это волк, он живет в лесу.

— Это медведь, он живет в лесу.

— Это кошка, она живет с человеком.

— Это собака, она живет с человеком и. т. д.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, наши снежинки, которые прилетели к нам растаяли, ведь у нас в группе тепло (а снег, вспомните наши опыты, в тепле тает), я предлагаю вам нарисовать снежинки самим, берите фломастеры и рисуйте.

Дети под музыку рисуют самостоятельно.

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы».

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.

Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.

Оборудование: аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.

Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.

Задачи:

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.

2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

3. Расширять знания детей о птицах родного края.

4. Учить правильно подкармливать птиц.

Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель:

Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

Ответ детей: Зима.

Воспитатель: Наступила зима…(Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)

Метелица, метелица,

И кружится и стелется,

И песню напевает,

И думы навевает…

На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?

Ответ детей: Перелётные.

Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.

Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Основная часть:

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы).

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)

Послушайте следующую загадку:

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня...

Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)

А вот ещё одна загадка:

Что за птицы? Не синицы.

Грудка алая, горит.

На снегу уселись птицы

Эти птицы...

Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.

Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.

Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)

Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.

Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»

Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)

Воспитатель:

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

(З. Александрова «Новая столовая»)

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».

Подвижная игра «Птицы на прогулке»

Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.

(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)

О чем мы сегодня говорили?

Ответ детей: О птицах зимой.

Воспитатель: Никита, каких птиц мы называет перелётные?

Ответ ребёнка.

Воспитатель: Полина, каких птиц мы называет зимующие?

Ответ ребёнка.

Воспитатель: Семён, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.

Ответ ребёнка.

Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?

(Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)

Воспитатель: Юля, что ты узнала интересного на занятии? (Что тебя удивило?)

Ответ ребёнка.

Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц. ла (пирожное) . а наше пирожное мы возьмем с собой и будем играть в продавцов.


Ольга Железнова
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы».

Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы».

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая, трудовая.

Программные задачи:

Образовательная: -Раскрыть понятия «зимующие птицы», «перелетные птицы»;

Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;

Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи и снегири, вороны - народные приметы, связанные с повадками птиц.

Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая друг к другу;

Развивающая: -Развивать мышление, наблюдательность;

Развитие зрительной и словесно-логической памяти;

Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)

Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитательная: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Словарная работа: Корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая, морозная;

Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением птиц- синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрация картинок зимы; разрезные картинки птиц; пластилин; семя подсолнуха, бусинки.

Проблемные вопросы: -Чем питаются птицы зимой?

Поют ли птицы зимой?

Где зимуют птицы?

Описание сценария ИОС

В: Дети, а какое сейчас время года?

В: Какие изменения произошли в природе, а с животными и птицами?

Д: Деревья стоят голые и становится холоднее; животные залегают в спячку, некоторые животные меняют шубку на более теплую; птицы улетают на юг, в тёплые края.

В: Как можно сказать о птицах, которые улетают на юг?

Д: Перелётные

В: Перечислите перелётных птиц.

Д: Стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка.

В: А какие птицы покидают нас раньше всех.

Д: Птицы которые питаются насекомыми, они улетают после первых заморозков, как исчезают насекомые- трясогузки, жаворонки, скворцы, а когда замерзают озера и реки, улетают водоплавающие птицы (гуси, утки, лебеди).

В: Ребята, а после осени какое время года наступает (ответ детей). Воспитатель показывает картинку с изображением зимы и кормушек для птиц. Вопросы воспитателя:

Какое время года?

А какая зима?

Что делают люди?

Для кого они сделали кормушки?

Д: Для птиц.

В: Но, же только что говорили, что осенью птицы улетают от нас в теплые края. Оказывается, не все птицы улетели, а только перелетные птицы. Но многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

Д: Зимующие.

В: А где живут зимующие птицы?

Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в поселке.

В: Да, все правильно дети. Говорить мы будем о зимующих птиц, а каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей) Молодцы.

Послушайте загадки про птиц.

1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

2. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири)

3. Птичка-невеличка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

4. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. (ворона)

5. Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (Сорока)

Молодцы, правильно. А теперь давайте поиграем, выбирайте себе шапочку с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв

Стая жёлтеньких синиц.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

В: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)

Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.

В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?

Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

В: Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери и расскажи про птичку».

Для этого вы поделимся на пять подгрупп, каждой из подгрупп я дам конверт с частями картинки, вы должны сложить из частей цельную картинку и рассказать, кто или что на ней изображен.

Первая подгруппа детей складывает картинку с изображением.

Д: Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.

В: Как много и интересно вы мне рассказали, а я недавно прочитала в книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать - жди мороза.

Вторая подгруппа детей собирает изображение воробья.

Д: Это птица воробей.

В: А, что про него вы можете рассказать?

Д: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик- чик-чирик».

В: Ребята, а я знаю, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо - будет снег без ветра. А дружно чирикают - к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста - к морозу или перед пургой.

Третья подгруппа детей складывает картинку с изображение снегиря.

Д: Это птица снегирь.

В: Расскажите, чем эта птица отличается от других?

Д: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.

В: И про снегиря вы много знаете. И я поделюсь с вами интересными фактами. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы. Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.

Четвертая подгруппа детей.

В: Посмотрим, какую птицу собрали они.

Д: Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

В: Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Поверье гласит -сорока под стреху (крышу) лезет - к вьюге.

В: Посмотрим, кого же собрала у нас пятая подгруппа.

Д: Это ворона. По окраске различают две группы ворон: серую и черную. У серой вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Черная ворона-вся черная с металлическим синим и пурпурным блеском. Для гнездования вороны выбирают опушки лесов и перелесков среди полей и лугов. Они в большом числе селятся также в центре крупных городов, что особенно свойственно серой вороне. В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями - к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

Молодцы, умницы все справились с этой игрой. А сейчас мы с вами поиграем в еще очень интересную игру «Воробьи и кот».

«Воробьи и кот».

Дети становятся на скамейке или на стульях на одной стороне игровой площадки - это крыша дома. Недалеко сидит кот - воспитатель или кто-нибудь из взрослых детей. Кот засыпает. - Воробушки прилетают, - командует воспитатель. Воробьи прыгают с крыши и разбегаются в разные стороны. Но вот проснулся кот. Кричит: - Мяу- мяу, - и бегает ловит воробушков, которые пытаются прятаться на крыше. Всех кого поймал кот, уводят в свой дом.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, подбирают крохи под самым носом сытого кота.

Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой. (ответы детей)

1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.

3. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.

Молодцы, ребята все правильно. Нам здесь пришла посылка с письмом от зимующих птиц. Вам интересно, что в мешочке? Сейчас вы попробуете угадать, что же в них находится. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, что там в них спрятано.

Дети на ощупь определяют корм птиц. (В мешочке насыпаны: семечки, семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений) .

В: Молодцы ребята, вы уже знаете какая птичка, чем питается, посмотрите ребята на картинку и скажите, что вы видите. (Ответы детей)

В: Для чего нужна кормушка? (Ответы детей) Правильно, сейчас мы корм разложим в кормушку для наших птичек.

А где же наши птички? Ребятки, из чего можно сделать птичек? (Ответы детей). Интересно, а слепить птичек можно? Давайте, мы слепим птиц и посадим в нашу кормушку. Представьте птичку, которую вы хотели бы слепить. Сначала берём кусочек пластилина того цвета, какую вы птичку будите лепить.

Затем делим комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами).

У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Молодцы ребята, замечательные птички получились у всех. Сегодня, когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц (попрошу дежурных природного уголка взять корм для птиц) и покормим птичек, которые прилетят к кормушкам.

Итог занятия:

В: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Д:О зимующих птицах, о том, как трудно приходится птицам зимой, и что надо заботливо и доброжелательно относится к птицам и желание помогать им.