Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

делать логопедический массаж при заикании и дизартрии ? Фото: на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по —разному . Один малыш без особых проблем начинает говорить , другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов . Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста .

  • Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения , проблемы психологические , послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами , так как проблема нарушения речи не исчезнет просто . Пройдите консультацию с врачом —логопедом , определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда . Такое средство лечения в приоритете при заикании , дизартрии и дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж ?


Фото: логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения , с воздействием приемов механики на состояние нервов , тканей в речевом аппарате , где расположены сосуды кровеносные . Это техника по лечению и нормализации состояния речевого произношения , эмоциональности ребенка .

Такой массаж применяют успешно при дизартрии , заикании . Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы , общее организма состояние на физиологическом уровне .

Основными задачами такого массажа выступают :

  • активация аппарата речи , мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении . Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов . Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца .

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках . Проходит в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний , вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный : сегментируются приемы классического приема в определенных зонах . Выполняются упражнения в воротниковой зоне , в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый . Выполняется за счет использования инструмента — зонда


Фото: сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж ? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку , для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры .
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений :

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки . С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи .
Обязательно проводить все процедуры в установленный невропатологом и педиатром срок . Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики , приемы и инструменты для логопедического массажа ?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов . Существует три комплекса , целенаправленных в зону симптомов патологических .

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии , атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает :

  • нормирование тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности , ритма , переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить :

  • последовательность работы со звуками ; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков , которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии . К первоначальным симптомам на болезнь относят : ужасную дикцию , невероятные замены звуков в структуре слога , невнятную речь .

Основная логопедическая программа спланирована так :

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал , который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи , проходит устранение дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы . На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса . Здесь логопед проводит массаж , и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания . Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж на языке .

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических , которые определены на выздоровление участков тела ребенка , которые поражены
  • Длительность процедуры не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают : рвотные позывы , заболевание зубной полости , заболевания вирусно — инфекционной группы


Фото: инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе . К ним относят зонды . Делятся они на два подвида : разработанные из металла и из пластмассы . Форма их достаточно разнообразна :

  • Шарик , улитка , топорик , усы , грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка .

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения массажных упражнений :

  • Расположение — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле , с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений : кресла , коляски ). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое . Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения , проводимые при дизартрии :

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке . Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам , для их укрепления . Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами . Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка , держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка .

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий .

Дети , имеющие меньшую степень болезни быстрее восстанавливают развитие речи.

И.И. Панченко (1974) указывает, что при спастико-ригидном (высоком тонусе) синдроме рекомендуется проводить плоскостное поверхностное поглаживание в отличие от применения плоскостного глубокого и обхватывающего поглаживания при спастическом парезе, так как любое силовое давление вызывает в мышце ответное повышение тонуса. Прием растирания применяется очень осторожно, логопед должен постоянно чувствовать обратную реакцию мышцы и вовремя прекратить массаж, если мышца начинает более сильно стягиваться или появляется отдаленное (в других группах мышц) повышение тонуса. Приемы разминания и вибрации не следует применять при работе с этой формой дизартрии, так как они способствуют нарастанию мышечного тонуса.
Массаж шейной, лицевой и язычной мускулатуры . Перед массажем ребенка желательно уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс-запрещающего положения тела. Массаж следует начинать плоскостными поверхностными поглаживаниями по линии верхних шейных позвонков на задней поверхности. Массаж шеи нужно начинать с ее боков. Поглаживающие движения надо проводить сверху вниз по ходу лимфатических сосудов. После массажа шейной мускулатуры нужно переходить к пассивным движениям головы: осуществляются круговые вращения в медленном темпе по часовой стрелке и против часовой стрелки. Затем, снова возвращаются к массажу лицевой мускулатуры. При этом синдроме наблюдается большое напряжение оральной мускулатуры, мускулатуры верхнего плечевого пояса (часто в мышцах нижней челюсти, корня языка, верхней губы). Поэтому расслабление следует начинать с мышц шеи.
При тонических расстройствах по типу ригидности применяются несколько иные приемы массажа, чем при спастическом парезе. И.И. Панченко предлагает следующие приемы массажа. В основном при тонических расстройствах по типу ригидности рекомендуется применять плоскостное поверхностное поглаживание, растирание. Глубокое обхватывающее и прерывистое поглаживание при этих расстройствах не применяется, так как возможно усиление спазма и даже появление тонического гиперкинеза. Особенно осторожно следует использовать «давящие приемы», так как часто давление на мышцы вызывает ответное рефлекторное повышение тонуса. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать движения, вызывающие подобную реакцию.
Нормализация речевой мускулатуры при гиперкинетическом синдроме осуществляется в большей степени приемами активных и пассивных движений, чем приемами массажа. Массажные приемы ограничиваются в этих случаях поверхностным плоскостным поглаживанием. Движения должны быть очень легкими. Поглаживаются мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковые мышцы туловища по ходу лимфатических сосудов.
При спастическом парезе артикуляционных мышц рекомендуется другой комплекс массажных упражнений.
Массаж лицевой и язычной мускулатуры . Перед массажем необходимо провести консультацию с врачом по лечебной физкультуре или неврологом о сохранности или отсутствии кожно-мышечной реакции у данного ребенка (так как у ребенка может быть чрезмерная напряженность мышц при прикосновении к лицу ребенка). Сначала выполняется плоскостное поглаживание. Движения мягкие и едва ощутимые. Массаж надо начинать от подбородка с двух сторон к височным впадинам. Поглаживания следует проводить скользящими движениями рук, сначала едва касающимися кожи, затем легко надавливающими на мышцы. Более усиленно необходимо надавливать на места прикрепления мышц и переплетения их. Глубокое поглаживание осуществляется в доступных для изолированного действия мышцах: лобной, щечной, четырехугольной мышцах верхней и нижней губ, треугольных, подбородочной, круглой мышцы губ, мышцах отводящих губы в стороны. После непрерывного глубокого поглаживания (5–6 движений) нужно переходить к обхватывающему непрерывному и прерывистому поглаживанию.
Следующий массажный прием, который используется при спастическом парезе – вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механических приборов – вибраторов. Вибрация должна продолжаться не более 3–5 минут.
При массаже языка важно детальнее массировать продольные, вертикальную и поперечную мышцы. Движения следует осуществлять как по горизонтали, так и по вертикали. Особенно надо обращать внимание на массаж челюстно-подъязычных мышц (в шейной мускулатуре), также мышц передней области шеи, грудино-ключично-сосцевидной мышцы и гортани. Для вибрации на гортани следует захватить ее большим и указательным пальцами и производить ритмические колебательные движения в продольном и поперечном направлениях.
При появлении неприятных ощущений и возникновении быстрой сонливости массаж приостанавливается. После массажа проводится пассивная гимнастика.
При атактических синдромах, так же как и при спастическом парезе, применяются те же массажные приемы для нормализации афферентации. Одним из основных приемов является прием кинезитерапии.
Е.Ф. Архипова (1989) предложила логопедический массаж, направленный на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата детей раннего возраста. Этот массажный комплекс включает в себя дифференцированные движения.
Перед массажем необходимо выбрать для ребенка адекватную позу.
При мышечном гипертонусе в оральной мускулатуре в первую очередь добиваются максимально общего расслабления путем помещения ребенка в рефлекс – запрещающие позиции или путем потряхивания по Фелпсу, добиваясь общего мышечного расслабления. Легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ и языка вызывают их расслабление. Движения производят двумя руками, придерживаясь направления от «периферии» к «центру».
Расслабление лицевой и губной мускулатуры.
Расслабление проводится методом разглаживания:
• в направлении от висков к середине лба;
• от бровей к волосистой части головы;
• вниз от линии лба через все лицо к шее;
• от мочек уха по щекам к крыльям носа;
• по верхней губе от угла рта к середине;
• по нижней губе от угла рта к середине. Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение должно выполняться 4–7 раз. Массаж по времени не должен превышать 3 минут.
Расслабление губ.
• поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
• поглаживание верхней и нижней губы к центру;
• постукивание губ;
• точечный массаж губ.
Каждое массажное движение выполняется 6–8 раз несколько раз в день.
Расслабление мышц шеи.
После легких расслабляющих движений по лицевой и губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Правая рука логопеда подводится под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает голову ребенка в одну и другую сторону, покачивает. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
Расслабление языка и коррекция его патологической формы.
Массаж языка следует проводить после общего расслабления:
• точечный массаж в области подчелюстной ямки в течение 15 секунд с вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюстью;
• вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти (15 секунд);
• легкое похлопывание, поглаживание языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка. Это массажное упражнение выполняется по 15 секунд 3–5 раз каждый день.
При выраженной вялости – гипотонусе оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны.
Укрепление лицевой мускулатуры:
• поглаживание лба от середины к вискам;
• поглаживание щек от носа к ушам;
• поглаживание от подбородка к ушам;
• разминание скуловой и щечной мышцы осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук, в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4–5 движений интенсивность движений усиливается. Движения становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывающими отрицательных реакций у ребенка.
Укрепление губной мускулатуры.
Проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ:
• от середины верхней губы к углам губ;
• от середины нижней губы к углам;
• поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа;
• пощипывание губ.
Все движения выполняются 8-10 раз, ежедневно по 2–3 раза. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которую производят ручным методом или при помощи вибратора. Вибрация – передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебаний движений, проводимых ритмично, оказывая глубокое воздействие на мышцы, вызывая их сильное сокращение, что придает мышцам большую упругость.
Укрепление языковой мускулатуры.
При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:
• массируют продольные мышцы языка, при этом шпателем поглаживают язык от его средней части – спинки – к концу языка;
• с помощью ритмического надавливания на язык укрепляются вертикальные мышцы;
• при поглаживании языка из стороны в сторону воздействуют на поперечные мышцы;
• легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.
Все эти движения выполняются 4–6 раз.
При гиперкинезах языка проводится точечный массаж.
• перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине носогубной складки слева, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на носогубную складку справа, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения;
• следующий прием точечного массажа при гиперкинезах. Указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне;
• указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при перекрестном массаже, или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне;
• при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется зоне носогубной складки или под углом губ слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с противоположной стороны;
• при стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой, и точку в области одной из носогубных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.
Особенностью использования этих приемов является то, что движение повторяется 3–4 раза, подбираются они строго индивидуально и осторожно, так как неправильное выполнение может усилить гиперкинезы. Точечный массаж производится ежедневно.
Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. Логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны – на пораженной стороне большее количество движений (10–12). Кроме приемов ручного массажа, используется специальный аппарат – вибромассаж, насадки применяются соответственно инструкции.
Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения. Кроме того, для активизации мышц речевого аппарата применяют артикуляционную гимнастику.
Н.А. Белая и И.Б. Петров (1977) являются авторами лечебно-оздоровительного массажа. Комплекс массажных упражнений проводится при неврите лицевого нерва, но этот комплекс может быть использован в логопедической практике.
Укрепление мышц лица.
• от середины лба до околоушной области;
• от основания носа и верхней половины щек – к углу нижней челюсти;
• от крыльев носа и нижней части щеки – к подчелюстной железе.
Массаж лба.
• плоскостное поглаживание, не вызывающее покраснения кожи. Массируют лобную и височные мышцы. Направление – от середины лба к вискам, где производятся спиралевидные поглаживания;
• направление от надбровных дуг к волосистой части головы;
• последующее легкое растирание осуществляется спиралевидными движениями в этих же направлениях;
• затем эти же направления массируются в виде щипков.
Массаж области глазниц.
Массаж осуществляется при закрытых глазах. Производится поглаживание круговой мышцы глаза ладонной поверхностью концевой фаланги 3 пальца. В направлении от височной ямки, над скуловой дугой к внутреннему углу глаза. Затем по верхнему краю глазницы двумя пальцами к височным областям, скользя очень нежно вторым пальцем над бровью, а третьим под бровью.
Массаж щек.
• проводится поверхностное поглаживание в направлении от носа вверх к скуловой дуге;
• от носа – к ушам;
• от носа – к вискам;
• затем в тех же направлениях проводится растирание, разминание.
Массаж носа.
При сглаженной носогубной складке проводятся следующие движения: пальцы располагаются вдоль складки на расстоянии 2,5 мм, при движении пальцы соединяются с двух сторон.
В логопедической практике можно использовать точечный массаж, так как в некоторых случаях точечный массаж является более эффективным, чем линейный.
Точечный массаж – один из видов рефлексотерапии, состоящий в механическом воздействии пальцами или заменяющим их инструментом. Точечный массаж обладает значительно большей прицельностью и избирательностью воздействия, позволяя одновременно расслаблять одни мышцы и стимулировать другие, что особенно важно при центральных спастических параличах.
Первое упоминание о точечном массаже относится ко II–III вв. до н. э.
Как только точечный массаж получил распространение за пределами Китая, специалисты в области массажа, познав эффективность точечного массажа, стали активно использовать его в своей практике. Вместе с тем, у ученых-исследователей стали возникать вопросы. Их интересовало, чем обусловлен выбор той или иной точки, чем точка акупунктуры отличается от других участков кожи. После многочисленных опытов были получены следующие результаты: морфологические исследования кожи показывают, что структурные элементы в точке акупунктуры принципиально не отличаются от участков кожи, где нет точки акупунктуры. Однако, некоторые ученые, более глубинно исследовавшие точку акупунктуры, сделали вывод о том, что в зонах точки акупунктуры обнаруживаются ряд особенностей, а именно: истончение эпидермиса и более рыхлое строение соединительной ткани дермы (Новинский, 1959); большое количество свободных нервных окончаний холинэргической природы (Е.М. Крохина, Л.М. Чувильская, 1981). В тканях, где расположены точки акупунктуры, находят повышенную концентрацию тучных клеток, вырабатывающих биологически активные вещества, в частности гистамин, ацетилхолин, серотонин, которые участвуют в нервной и сосудистой регуляции (А.Я. Вандан; В.К. Залцмане, 1977). Организм человека представляет собой целостное единство: различные его части, системы внутренних органов взаимосвязаны. Их гармоничное взаимодействие обеспечивается нервными связями и обменом веществ организма, а по данным древневосточной медицины, все более подтверждаемыми современными исследователями, – и обменом энергии, которая циркулирует по системе так называемых меридианов через внутренние органы и связанные с ними строго определенные точки – точки акупунктуры. Согласно современным представлениям, деятельность меридианов находится под контролем коры головного мозга и подкорковых центров. Таким образом, меридиан – это функционирующая система, связывающая высшие нервные центры с точкой акупунктуры и различными внутренними органами для передачи энергии, обеспечивающей согласованную работу всех систем организма (Увэйсинь).
Инициатором применения точечного массажа при заболеваниях центральной нервной системы в нашей стране стала школа профессора Э.Д. Тыкочинской в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева. Э.Д. Тыкочинской (1969) была предложена, а впоследствии М.Я. Леонтьевой (1975) детально разработана методика сочетания точечного массажа с лечебной гимнастикой при центральных спастических параличах. В зависимости от наличия синдромов первого типа – повышение мышечного тонуса или второго типа – снижение мышечного тонуса, слабость и атрофия мышц, применяется тормозная или стимулирующая методика точечного массажа:
Тормозное воздействие. Тормозное воздействие достигается плавным круговым поглаживанием с постепенным переходом к стабильному растиранию и затем – к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию с изменяющимся усилием. Вращение выполняется по часовой стрелке. Выход из точки акупунктуры происходит постепенно, с уменьшением интенсивности исполнения выполняемых приемов.
Ощущения: онемение, ломота, распирание в точке акупунктуры. Длительность воздействия на одну точку акупунктуры: 3–5 минут для взрослых, не более 2 минут для детей. Тормозное воздействие оказывает успокаивающее, болеутоляющее, спазмолитическое, релаксирующее действие.
Стимулирующее воздействие . При стимулирующей методике производится импульсивное, резкое, но в то же время поверхностное и кратковременное (по 2–3 секунды) с последующим отрывом пальца от кожи (на 1–2 секунды) воздействие путем вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Вращение выполняется против часовой стрелки. Ощущения минимальные – небольшая боль. Продолжительность процедуры от 30 секунд до 1–2 минут. Проводится с целью стимулирования нервно-мышечного аппарата.
Выделяют следующие приемы точечного массажа:
Поглаживание: Движение осуществляется подушечкой первого, второго и третьего пальцев производят круговые движения в области точки акупунктуры, при этом прилагаемое усилие не должно вызывать смещения тканей. Во время проведения приема пальцы, не осуществляющие движения, нужно согнуть. Движения, выполняемые непрерывно вызывают тормозной эффект, а интенсивные прерывистые – возбуждающий. Это характерно и для следующих приемов.
Растирание: методика та же, что и при поглаживании, но усилие возрастает.
Разминание: подушечку одного из первых трех пальцев устанавливают на области точки акупунктуры, потом производят вращательные движения с надавливанием без смещения пальца с проекции точки. Частота вращения примерно 30–60 оборотов в минуту.
Захватывание и пощипывание: прием проводится очень быстро. Прием осуществляется первыми тремя пальцами руки путем захватывания тканей, находящихся в точке акупунктуры (2–3 раза на одну точку).
Вибрация: подушечкой большого или среднего пальцев осуществляют ритмические колебательные движения. Эффект зависит от интенсивности воздействия.
Давление – освобождение – этот прием имитирует движение иглы вверх-вниз.
Точечное постукивание : осуществляется подушечкой указательного пальца.
Пунктирное придавливание точек , расположенных на одной линии – меридиане. Одним из условий эффективности точечного массажа является правильное определение локализации биологически активной точки. У логопеда при попадании в биологически активную точку под пальцами появляется особое чувство провала в округлую ямку, как бы наполненную мягким тестообразным содержимым и имеющую более плотные стенки. Различают местную, сегментарную и общую реакцию организма человека на точечный массаж. В основе местной реакции лежит аксонорефлекс, при этом изменяется сосудистый тонус в месте воздействия, повышается местная температура кожи.
Сегментарная реакция – это рефлекторный ответ организма в пределах соответствующего сегмента спинного мозга.
Общая реакция – складывается из нейрофизиологических, нейрогуморальных сдвигов в результате передачи потока импульсов в мозговой ствол, ретикулярную формацию, подкорковую область и кору головного мозга.
Прежде чем приступить к описанию точек и функций этих точек, необходимо сказать о том, что существуют точки особой осторожности при проведении точечного массажа (см. рис. 1).
Я-МЭНЬ – это точка, которая находится на средней линии задней поверхности шеи, в промежутке между остистым отростками первого и второго шейного позвонков.
СУ-ЛЯО – точка, находящаяся под носом, в верхней трети носогубной борозды (некоторые авторы указывают на то, что эта точка находится на кончике носа).
ШАН-СИН – точка, находящаяся на средней линии головы, выше центра надпереносья.
Авторами точечного массажа являются восточные целители. Одним из них является Увэйсинь. Увэйсинь был предложен следующий комплекс точечного массажа:
Трение и щипание в области лица . Показания: воспаление тройничного нерва, дрожание век, нервный тик, опущение угла рта. Положение: сидя прямо или нагнувшись вперед. Описание: большими пальцами у крыльев носа в зоне ИН-СЯН (расположение: в боковой борозде крыла носа, перпендикулярно ниже внутреннего угла глаза; топографическая анатомия: поднимающаяся мышца верхней губы, подглазничная артерия, щечная ветвь лицевого нерва, глазничный нерв), а указательным в зонах СЯ-ГУАНЬ (расположение: кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой дуги и вырезкой нижней челюсти; топографическая анатомия: околоушная слюнная железа, жевательная мышца, поперечная лицевая артерия, скуловая ветвь лицевого нерва, околоушное сплетение лицевого нерва, III ветвь тройничного нерва) и ЭР-МЭНЬ – сначала поглаживать, а затем щипать (от 1 до 3 минут). Особенность: щипание производить с силой, по степени терпения пациента; поглаживание – с ослабевающей силой. Реакция: во время щипания – чувство онемения; распирание за ухом. Эффект от воздействия: купирование боли, после процедуры прояснение, ощущение тепла в голове и лице.
Следующий комплекс точечного массажа предложен Гаваа Лувсан.
Массаж лица. Показания: этот вид массажа используется при лицевых параличах, а именно при периферическом поражении лицевого нерва, невралгии тройничного нерва, тике и контрактуре круговой мышцы рта, при расстройстве речи по типу дизартрии, осиплости голоса, тике и контрактуре жевательных мышц. Этот комплекс массажа состоит их четырех этапов.
Первый этап : массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Точка ЦЗЯ-ЧЭ расположена на один поперечный палец кпереди и кверху от угла нижней челюсти. Точка ДИ-ЦАН расположена на 1 см от угла рта, на месте пересечения с вертикальной линией, проходящей через зрачок. В этом направлении от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН проходят около десяти раз.
Второй этап : выполняется на отрезке от точки ДИ-ЦАН до точки А, как бы третьей вершины равностороннего треугольника, вторая вершина – точка ЦЗЯ-ЧЭ. На этом отрезке достаточно десяти прохождений.
Третий этап : массируется отрезок, указанного треугольника от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ.
Четвертый этап : массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки J до точки ЦЗЯ-ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ. Точка ТИН-ХУЭЙ расположена впереди вырезки мочки уха. В этом направлении осуществляется примерно десять прохождений.
Для преодоления или уменьшения степени нарушений мышечного тонуса, которые наблюдаются при различных формах дизартрии, рекомендуется воздействовать на следующие точки.
ТЯНЬ-ЧЖУ. Показания: тик и контрактура мышц затылка и шейно-лопаточной области, с затрудненным поворотом головы.
Расположение: выше задней границы роста волос на 2 см в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечных пальца.
ЧЭН-ЦЗЯН. Показания: опущение угла рта, гиперсаливация, паралич лицевого нерва.
Расположение: на дне выемки к середине подбородка, прямо под нижней губой. Точка расположена между двумя квадратными подбородочными мышцами, под нижнем краем круговой мышцы рта, над верхнем краем подбородочной мышцы.
ЦЗЮИ-ЛЯО. Показания: гиперсаливация, тики глазных мышц, гиперкинезы.
Расположение: прямо под зрачком, на пересечении вертикальной прямой, проведенной через центр зрачка и щечно-губной складки (при определении локализации данной точки необходимо попросить ребенка улыбнуться). Под кожным покровом в районе точки ЦЗЮИ-ЛЯО находятся малая скуловая мышца, мышцы, поднимающие крылья носа и угол рта, верхнечелюстная кость.

Для устранения речевого расстройства ребенка – дизартрии из-за короткой подъязычной уздечки, необходимо и выполнять логопедический массаж языка и корректировать звукопроизношение с помощью гимнастики: дыхательной и артикуляционной.

Логопедическим массажем можно нормализовать произношение слов и тонус мышц, устранить нарушения голоса, улучшить секреторную функцию кожи, активизировать ток крови и лимфы для увеличения газообмена между кровью и всеми тканями.

Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказано проводить массаж языка при конных и инфекционных заболеваниях, включая ОРВИ и грипп, герпес на губе, стоматит и конъюнктивит. При наличии судорог (эписиндрома), беспокойного поведения ребенка: крике, истерике с посинением носогубного треугольника и тремором подбородка массаж выполняют с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Правильное положение тела во время массажа

Чтобы нормализовать мышечный тонус, расслабить и сделать дыхание ребенку более свободным необходимо правильно определить ему положение:

  • Укладывают ребенка на спину, подкладывая под шею валик. При этом плечи приподнимаются, голова – откидывается назад. Руки – вытягивают вдоль тела, ноги сгибают в коленях, подкладывая валик.
  • Положение «полусидя» достигают в кресле с высоким подголовником, детском стульчике или коляске.

Техника выполнения массажа языка при дизартрии

Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.

При массаже языка от корня к кончику:

  1. Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.
  2. Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.
  3. Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.
  4. Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.
  5. Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.
  6. Поглаживают боковые поверхности языка с помощью большего и указательного пальцев.
  7. Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.
  8. Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, Пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.
  9. Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.
  10. Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.
  11. Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают.
  12. Продолжают массаж легким сжиманием боковых поверхностей языка, удерживая пальцы 1-2 сек
  13. Сжимают правой рукой боковую поверхность языка и легко перетирают пальцами, затем повторяют с другой стороны левой рукой.
  14. Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.

До массажа выполняют пассивную гимнастику, растягивающую и расслабляющую мышцы корня языка. Для этого.

Нина Смыкова

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи.

Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики речи, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. Она проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах или параличах мышц артикуляционного аппарата, патологических двигательных проявлениях мышц речевого аппарата (синкинезиях, гиперкинезиях, судорогах и т. п., а также в недостаточной сформированности произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого развития и некритичное отношение детей с дизартрией к своей речи обуславливает необходимость поиска более эффективных путей коррекции данного речевого дефекта.

Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе при дизартрии, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений массаж проводится наряду с артикуляционной гимнастикой.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально обученными логопедом.

Основными целями логопедического массажа являются:

1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

2. Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

4. Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

5. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Как правило, массаж рекомендуется проводить только по назначению врача. Чаще всего основным показанием к его проведению является изменение мышечного тонуса, как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.

В начале работы логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных. Это поможет определить тактику массажа. Такая диагностика проводится путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Ни в коем случае нельзя проводить массаж, если у ребенка активные формы туберкулеза, конъюнктивиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, острая крапивница, отек Квинке в анамнезе, наличие увеличенных лимфатических желез, фурункулез, ОРЗ, стоматит.

Массаж проводится в чистом, уютном, хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят курсом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Начальная длительность процедуры составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 минут.

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы: медицинский спирт, стерильные салфетки, стерильные медицинские перчатки или напальчники.

В логопедической практике могут быть использованы разные комплексы массажных движений, я бы хотела остановиться подробнее на некоторых из них.

В первую очередь это классический логопедический массаж лица без учета формы и степени выраженности дефекта.

- От середины лба к вискам

От бровей к волосистой части головы

Движения поглаживающие,разминающие,вибрационные (можно с помощью

вибромассажера).

Щёки:

- От угла рта к вискам по щечной мышце

От скуловой кости вниз на нижнюю челюсть

Движения поглаживающие, разминающие,растягивающие.

-Вдоль крыльной части носовой мышцы

Поглаживающими,растирающими и вибрационными движениями.

Носогубная складка:

- От крыльев носа к углам губ

Движения поглаживающие.

- От середины верхней губы к углам

От середины нижней губы к углам

Движения поглаживающие,растирающие,вибрационные.

(Растирание - подушечками указательного и среднего пальцев, большим пальцем, ребром ладони. Разминание – подушечкой большого пальца, большого и указательного или большого и всех остальных пальцев. Вибрация – одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды.)

При недостаточной подвижности языка необходим массаж язычной мускулатуры. Его проводят с помощью деревянного шпателя, зубной щетки либо просто большим и указательным пальцами, одетыми в напальчники. Большим и указательными пальцами левой руки аккуратно придерживают язык. Пальцы необходимо обернуть бинтом.

- Продольные мышцы языка массируются поглаживающими движениями от корня или средней части к кончику.

Вертикальные мышцы - от корня языка к кончику и обратно ритмичными надавливаниями,прокачиванием щетиной зубной щетки.

Поперечные мышцы - из стороны в сторону продольно и зигзагообразно поглаживающими движениями.

Активизация мышц - от корня к кончику вибрирующими движениями, с помощью шпателя или щетины зубной щетки.

Подъязычная уздечка массируется снизу вверх, до легких болевых ощущений потягивающими движениями.

При отклонении языка в какую-либо сторону спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляют, с помощью глубоких разминаний и вибраций.

Если говорить подробнее о массаже языка, то мне хотелось бы представить вашему вниманию еще один комплекс массажных движений:

1. Подергивание языка за кончик (два пальца снизу, большой сверху).

2. Два указательных пальца под язык, большие сверху. Растягивать язык в стороны, накручивая на указательные пальцы.

3. Среднюю часть языка взять пальцами, приподнять и тянуть вперед.

4. Большой палец сбоку, два других с другой стороны, язык выкручивается на пальцы.

5. Левой рукой держать язык, а правой сжимать язык от кончика к корню.

6. Тоже самое от корня к кончику.

7. Держать кончик большим и указательным пальцами и массировать вверх-вниз с боков.

8. Скользить вниз по бокам языка, не разжимая пальцев.

9. Держать большим и средними пальцами язык с боков, и большим (указательным) нажимать на середину.

10. Сверху два пальца, снизу один. Ставить язык на ребро.

Каждое упражнение выполнять 30 раз. Но за одно занятие не более двух упражнений.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики.

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических и артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа. Такие движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно, в том случае, если ребенок не может выполнить их самостоятельно или выполняет не в полном объеме. Перед тем, как выполнить пассивное движение, логопед показывает его на себе. Движения выполняются медленно, ритмично, постепенно увеличивая амплитуду, сериями по 3-5 движений.

Наиболее эффективными являются следующие пассивные упражнения:

1. Ребенок лежит на кушетке, голова свисает. Логопед плавно, медленно производит круговые движения головой ребенка.

2. Ребенок сидит. Круговые движения головы ребенка по часовой, а затем против часовой стрелки. Затем, предложить ребенку голову уронить вперед - «уснули». Голову запрокинуть, наклонить вправо-влево. Голову медленно опустить, затем, вернув в исходное положение, резко «уронить».

3. Слегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизвольному закрыванию рта.

4. Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта. При этом логопед своей рукой помогает в осуществлении этих движений.

5. Пассивные артикуляционные движения: улыбка, растянуть губы, вернуть в исходное положение; поднимание и опускание верхней и нижней губы по очереди и одновременно.

6. А также различные движения языка, направленные на растяжение и расслабление его корня: потянуть язык, повернуть его вправо влево, как бы слегка накручивать язык на палец.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений, а именно полнота объема движений, точность, интенсивность выполнения. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

1. Так, после массажа плечевого пояса и шеи рекомендуется выполнять наклоны и повороты головы с преодолением сопротивления.

2. После массажа щек можно перейти к активному движению открывания рта, используя непроизвольное «зевание».

3. Ну и, конечно же, к активной гимнастике можно отнести широко применяемую артикуляционную гимнастику.

Часто для преодоления дизартрии рекомендуют использовать зондовый массаж. Интересный материал по этой теме представлен в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 3, 2006. В статье дано описание зондового массажа, разработанного Е. В. Новиковой. Его сущность заключается в целенаправленном воздействии зондами на пораженные участки артикуляционных органов. Применяя различные приемы зондового массажа, можно повышать или понижать тонус мышц, ускорять кровообращение, повышать обменные процессы в тканях. В отличие от классического массажа с помощью зондов можно воздействовать на глубоко расположенные мышечные ткани органов артикуляции, преодолевать рвотный рефлекс, повышенное слюнотечение. Противопоказаниями для проведения зондового массажа являются те же, что и для проведения классического. Во время сеанса ребенок должен находиться в положении «полулежа», с этой целью кабинет необходимо оборудовать кушеткой с высокой подушкой. Перед проведением массажа учителю-логопеду необходимо изучить заключения педиатра, невропатолога, отоларинголога, в которых содержится характеристика состояния здоровья ребенка. И самое главное, для проведения зондового массажа учитель-логопед должен пройти обучение на авторских курсах Е. В. Новиковой и получить документ, подтверждающий право на осуществление этого вида деятельности.

В целом, это все, о чем я хотела рассказать в рамках нашей сегодняшней встречи. Подробнее о логопедическом массаже можно узнать в предоставленной ниже литературе.

Литература:

1. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.

3. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи, Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 3, 2006.

4. Краузе Е. Н. «Логопедия для малышей».

5. Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. – М., 2000.






















Дизартрия является нарушением нервной системы с проявлением расстройства речи, при котором требуется системное лечение педиатра, невролога, логопеда. При таком заболевании появляется невнятное произношение слов, сбивается ритм дыхания. Движения губ, языка, мягкого неба при этом ограничены, и как следствие нарушается артикуляция (произношение). Немаловажную роль в лечении играет артикуляционная гимнастика при дизартрии, которая помогает развить правильную речь, постановку звуков, снимает гипертонус, увеличивает скорость двигательных функций. Одновременно проводится медикаментозное лечение, логопедический массаж.

Причины дизартрии

Причины дизартрии могут быть разными. Это заболевание не является самостоятельным, возникает при нарушениях (центральной нервной системы). Заболевания, приводящие к дизартрии:

  • поражения головного мозга;
  • менингит;
  • травмы и ЦНС;
  • нарушения кровообращения головного мозга.

Факторы риска появления дизартрии:

  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • токсикоз матери во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • асфиксия;
  • черепно-мозговая травма в родах;
  • патологии плаценты.

Проявления заболевания

Симптоматика дизартрии имеет характерные нарушения в произношении звуков, слогов и отдельных слов. При несоблюдении методов лечения заболевание может нарушить не только устную речь, но и письменную, а также мелкую моторику. Признаки дизартрии:

  • нечеткое произношение слов;
  • гнусавость;
  • нарушенный ритм дыхания во время разговора;
  • произношение слов с остановками между слогами;
  • быстрая утомляемость от разговора;
  • повышенное слюноотделение;
  • иногда отсутствие мимики.

Возможные последствия:

  • нарушение мелкой моторики;
  • затруднение при письме, чтении.

Иногда при дизартрии симптомы имеют стертое течение. Речь таких больных понятна окружающим, но она нечеткая, гнусавая, темп ускоренный или замедленный. При стертой форме нарушается мелкая моторика: сложность при шнуровании обуви, застегивании пуговиц, рисовании.

Методы лечения

В первую очередь лечить нужно заболевание, вызвавшее дизартрию. Лечение должно включать в себя прием медикаментов, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится для того, чтобы нормализовать дыхание и сформировать правильную речь. Упражнения выполняются как пассивно, так и активно. Пассивные занятия воздействуют на язык и губы.

Совет! При выполнении желательно, чтобы ребенок смотрел на себя в зеркало, и присутствовала взаимосвязь с инструктором.

Методы выполнения:

  1. Для языка:
  • выведение изо рта и обратно;
  • поднятие, а затем отведение назад (для произношения буквы «л»);
  • подтягивание языка поочередно в сторону подбородка и носа;
  • отведение языка в разные стороны;
  • опускание ко дну рта;
  • подведение языка к небу (для произношения буквы «р»);
  • покачивание языка в стороны для расслабления.
  1. Для губ:
  • легкие сдавливания губ кончиками пальцев;
  • собрать губы в «трубочку» (для произношения буквы «у»);
  • растяжка линии губ с фиксацией пальцев на уголках рта (для произношения буквы «и»);
  • поднятие верхней губы;
  • опущение нижней губы;
  • сжатие губ (для произношения буквы «м» и «п»).

Активная гимнастика проводится перед зеркалом, пациент повторяет мимические упражнения за логопедом:

  1. Изобразить «удивление»: раскрыть шире глаза и приподнять надбровную дугу. При необходимости можно помочь, приподняв чуть пальцами лоб.
  2. Быстро поморгать.
  3. Надувать щеки одновременно и поочередно; втягивать щеки.
  4. Сложить язык «трубочкой».
  5. Облизать губы;
  6. Дотянуться языком до носа и подбородка.
  7. Широко улыбнуться, затем собрать губы в «трубочку», выполнять поочередно.
  8. Открытие и закрытие рта с прищелкиванием зубов.

Медикаментозное лечение

Кроме артикуляционной гимнастики и логопедического массажа, дизартрия требует лечение медикаментозное. Лекарственными препаратами лечится в основном то заболевание, которое спровоцировало появление дизартрии. Дополнительно врач может назначить:

  1. для стимулирования умственной работы, улучшения памяти и повышения способности к процессу обучения.
  2. Препараты для улучшения мозгового кровообращения.
  3. Витамины.

Массаж языка


Массаж языка при дизартрии позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить секреторную функцию, произношение слов. Массаж назначается и выполняется только квалифицированным специалистом, чаще логопедом, при отсутствии противопоказаний со стороны невролога. Процедура проходит ежедневно или через день длительностью:

  • у детей до 3 лет – не больше 10 минут;
  • с 3 до 7 лет – 15 минут;
  • от 7 лет – 25 минут.