В ПОИСКАХ ЦЫГАНСКОЙ ПРАРОДИНЫ

Прародина цыган - Индия. Об этом знают этнографы, историки и сами цыгане. Открытие этого научного факта относится к середине ХVIII века. Студент Лейденского университета венгр И.Вайя подметил сходство цыганского языка с языком его сокурсников, родиной которых был Малабарский берег.1 Статья об этих наблюдениях в венской газете попала в руки немецкого ученого Г.Грельмана, который, сравнив цыганский язык с индийским санскритом, выдвинул гипотезу об индийской прародине цыган.2 Но только через столетие, благодаря исследованиям немецкого филолога А.Потта, гипотеза приобрела вид доказательной теории, не потерявшей научного значения до настоящего времени.3 Открытие цыганской прародины было сделано на основе лингвистического анализа, так как круг других источников - археологических, документальных, которыми могли бы воспользоваться цыганологи, - очень ограничен. В традиционной культуре цыган также прослеживаются некоторые черты, которые ученые связывают с индийскими корнями народа.
В литературе высказано немало и других, иногда ничем не доказанных, порой фантастических, предположений о происхождении цыган. Родину цыган искали в Ассирии и Персии, Занзибаре и Намибии, в Египте и на Дунае. Их считали строителями египетских пирамид и жителями легендарной Атлантиды, которые приплыли накануне ее исчезновения.4
Если вопрос о прародине цыган решен в этнографической науке, то немало спорного остается в цыганской истории. Ввиду отсутствия достоверных исторических источников до конца не раскрыты загадки ранней цыганской истории, хотя гипотезы и предположения учеными высказывались неоднократно. Больше всего споров вызывают вопросы о том, когда и почему предки цыган покинули свою прародину, какая индийская народность отправилась искать новую родину.
О том, когда предки цыган покинули Индию, ученые спорят до настоящего времени. Одни авторы называют V век, другие - Х век. Авторы монографии «История цыган: Новый взгляд» считают, что правы обе стороны: «Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столетием, предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель. Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этническим группам. Часть двигалась дальше с редкой неторопливостью, таборы десятилетиями кружили в одном и том же ареале, пока однажды, по экономическим или социальным причинам, не сдвигались на сто-двести километров западнее».5 Российские цыганологи Е.Друц и А.Гесслер утверждают, что исход цыган из Индии продолжался около тысячи лет, а его кульминация пришлась на рубеж первого и второго тысячелетий, а отдельные волны миграции продолжались и в последующее время.6 Причины, вызвавшие миграции, исследователи связывают с междоусобными войнами, постоянными набегами мусульманских завоевателей.7
Какой народ отправился в далекое кочевье? Этнографы по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают цыган потомками не одной, а многих индийских народностей. Другие, как, например, Е.Друц и А.Гесслер, отмечают, что цыгане - потомки индийской касты «дом», покинувшие некогда свою родину. Эта каста и сейчас существует в Индии, ее представители ведут полукочевой образ жизни, занимаются кузнечным делом и другими ремеслами, а также пением и танцами. Каста относится к низшим слоям индийского общества.8
Н.Деметр, Н.Бессонов... не соглашаются с данной точкой зрения и считают, что предки цыган занимали среднее положение в кастовой иерархии. Исследуя уклад цыган, они пришли к выводу о том, что при дворах индийских князей была особая социальная прослойка, представители которой развлекали их музыкой и танцами, а также были заняты по хозяйству, занимались ремеслами, что объясняет тягу цыган к золоту и украшениям, кочевому образу жизни.9
Путь, который прошли цыгане, реконструируется учеными сегодня так: «Из Индии они двинулись через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении. Цыгане, осевшие в Средней Азии, Армении, Персии, составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этого региона (мугат, карачи, боша и др.). Далее произошло разделение, часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась... на территорию Византии».10

Из полевых наблюдений
Вопрос о происхождении цыган всегда был в центре внимания наших полевых исследований: что помнит народ, как он объясняет свое происхождение. Оказалось, что практически все в таборе знают об Индии как родине своих далеких предков. Одни узнали об этом из журналов, научно-популярных изданий, другие - от своих родителей. Даже Замбила Георгиевна Кулай (1914 г.р.), старейшая в таборе, также поведала нам о том, что цыгане вышли из Индии. Кто-то принимает факт индийской прародины на веру, соглашаясь с исследователями; кто-то знает об этом, но не верит, считая, что родина цыган находится где-то поближе, например в Молдавии.
Некоторые серьезно задумываются над своими корнями и даже выдвигают свои версии слова «цыгане»: «В Индии есть река Ганг, ее еще Гана называют, вот цыгане там раньше у реки и жили. А потом и пошло, люди из Ганы – ганы. Но не ганами стали называть, а добавили букву ц и получилось – цыгане».*

Об общности с Индией напоминают цыганам и индийские фильмы: цыгане понимают некоторые слова. Кто-то высказывается и более определенно: «Индийские песни поют, мы первый куплет понимаем, а на втором куплете уже и подпеть можем».
Сохранились в таборе и более древние «свои» предания и легенды о происхождении цыганского народа. Вот лишь некоторые из них, которые нам удалось записать.
О том, как появились на свете разные народы, почему они отличатся друг от друга, известно такое предание: «Раньше на земле не было разных народов. И привел Бог людей в свой сад Эдем. А там росли разные деревья, и груши, и сливы, и яблоки. И каждый пошел к тому дереву, которое ему понравилось. Так и пошли разные народы, кто какой фрукт съел. Цыганка пошла и скушала себе одну сливу. Так и пошли наши родители от сливы. Она не пошла, где яблочки, где груши, а пошла, где сливы, так и пошли цыгане. Татары ели горох. Когда кушали горох, они говорили: “Помогает Бог. Сколько гороху растет, столько чтоб людям было здоровье”. Узбек скушал маслину, черную, сочную. Они и теперь черненькие такие, как маслина у них лицо. Русские яблоки съели. Пошла, видит, красивое яблоко висит на ветке, пошла и съела его. И, правда, русские яблоки любят. А евреи пошли туда, где груши. А груши, знаешь, они такие длинные, как нос. Нос и длинный у евреев, как груша. Румыны, они красивые, красивей нету, они как виноград красивые. У них раньше тоже были брички. Они ехали и смотрят: это яблоко, это груша, это прошли, а где виноград - остановились, взяли себе по две-три веточки, покушали, вот такие стали красивые, симпатичные, друг друга красивее. А болгары ели абрикос, они тоже красивые. А цыгане пошли на сливу. Первая девка была, ей года три-четыре было, она сливу съела, одну, другую, третью, поэтому цыгане такие смугленькие, как слива. Так и пошли цыгане молдавские и всесоюзные от сливы».
Ответ на вопрос о том, почему цыгане кочуют, почему у них нет своей земли, находим в старинной цыганской легенде: «Есть легенда такая, что Бог им не дал земли. Бог, когда землю делил, забыл про цыган. И один цыган пошел к Богу со слезами на глазах и сказал: “Почему ты, Бог, так со мной поступил, ты всем землю дал, а мне не дал?” То Бог сказал на это: “Я тебе дам ум, чтобы ты жил своим умом, хитростью. И чтобы этим добывал свой кусок хлеба. И весь мир будет у ног твоих. И ты будешь добывать свой кусок хлеба своим умом и хитростью, будешь выживать везде, куда бы ты не пришел”».
Другая цыганская легенда объясняет, почему цыганам разрешено обманывать: «Бог разрешил цыганам обманывать. Когда Иисуса Христа понесли на распятье, тогда цыган украл гвоздь, последний гвоздь, которым хотели пробить сердце. И цыган украл этот гвоздь. Когда его спросили, сказал: “Ей Богу, не брал!“. Взял и проглотил этот гвоздь. И тем самым немножко продлил жизнь Иисусу Христу. Ему опять Бог сказал, что будешь жить своей хитростью. От этого хитрость появилась у цыган. Есть такая легенда, что именно Бог нам придумал так, чтоб наш народ гадал, чтоб своим умом мы жили, своей хитростью». Эта легенда в разных вариантах широко распространена не только среди цыган, но и у других народов.

ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

Появление цыган в Византии историки относят к ХII - ХIII векам. Встречается и более ранняя дата - ХI век. В Византии цыгане задержались достаточно долго, прежде чем двинуться дальше - в сторону Восточной и Западной Европы.
Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганской этнической истории утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет, и завершилось к началу ХV века.11 В немногочисленных сохранившихся исторических источниках упоминается о таких занятиях цыган, как гадание и дрессировка животных (заклинание змей и вождение медведя), изготовление решет и сит, кузнечное дело. Именно в Византии цыгане познакомились с христианством. В одном из источников ХIV в. читаем: «Эти люди... придерживались обрядов греческой православной церкви».12 Христианство стало основной религией большинства этнографических групп цыган Западной и Восточной Европы. Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык: были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразования. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское название народа - цыгане.13 Происхождение этнонима рома исследователи также связывают с византийским периодом цыганской истории.14 Некоторые цыганологи считают, что и гаданию цыганки научились именно в Византии, где в то время были достаточно сильны суеверия, вера в возможность предсказания судьбы.15
Начало ХV в. отмечено экспансией мусульман, в результате территория империи стала сокращаться, увеличилась численность цыганского населения, что, по-видимому, и послужило причинами «великого цыганского похода» в Западную Европу, начавшегося в 1417 году.

Из полевых наблюдений
Как цыгане расходились по всему миру, представить довольно сложно. Однако, наверное, в каждом таборе сохранились свои предания, в которых раскрывается цыганская история. Есть такие и у пермских цыган-кэлдэраров. Вот одно из них, рассказанное Гранчо Додовичем Буцо (1941 г.р.): «У моего деда было шестеро братовей. От одного брата табор находится в России, а остальные разошлись по всему миру еще во времена революции и до войны. Перед войной вот такой случай был, я от отца слышал. Вышел в таборе спорный вопрос, поспорили, может, из-за невестки, поругались, мелочное дело. И они решили на время разойтись, думали на неделю, на месяц, может, на две недели. А получилось так, что разошлись очень далеко. Одни оказались в России, а другие - за границей. После войны уже венгерские цыгане сказали нам, что наша родня выехала на пароходе в Америку. Но мы о них ничего не знали. И вот только недавно наши цыгане из Пензы ездили в Аргентину. Так получилось, что у пензенских цыган (тоже кэлдэрары), родня живет в Аргентине. Из Аргентины в Пензу цыгане приезжали, сказали, что в Аргентине живет и наша родня. Там моего отца двоюродный брат, его дети живут. У нас у каждого табора прозвище есть. Мы рода рувони (от цыганского рув - волк). Вот у нашего рода в Перми табор и в Аргентине».

ИСТОРИЯ ЦЫГАН ПОСЛЕ ХV ВЕКА

Переселившиеся в Западную Европу цыгане составили основу современных этнографических групп цыганского населения (кале, трэвэлс, синти, польска рома), проживающих в Англии, Германии, Франции, Польше и других странах. От западноевропейской ветви ведет свое происхождение особая этнографическая группа - русские цыгане.
Однако не все цыгане в начале ХV в. покинули территорию Византии. Значительная их часть продолжала проживать в греческих областях, где впоследствии сложились этнографические группы арлия, румелия, фичира, джамбаза. Немало цыган оказалось и на сопредельных территориях: в Сербии, Албании, румынских и венгерских землях. Эти цыгане составили основу восточноевропейской ветви цыганского народа - этнографические группы сэрвы, влахуря, урсары, крымы, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары и др. Они выступали с дрессированными животными, вели полукочевой образ жизни. Были среди цыган кузнецы, лудильщики, мясники, маляры, сапожники, сторожа, шерстобиты, скороходы, портные.16 Часть цыган, оказавшись под властью Османской империи, приняла ислам.
Тяжелым было положение цыган в зависимых от Османской империи Молдавском и Волошском княжествах. Здесь с ХV века цыгане стали зависимым населением - рабами и крепостными, принадлежащими боярину, монастырю или государству. Согласно молдавскому Гражданскому кодексу до середины ХIХ века крепостным не разрешалось жениться на свободных, они могли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли быть и проданы. Только государственным крепостным позволялось вести кочевой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказались под юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены рабства, что окончательно было закреплено в Конституции 1864 года.17
Цыгане, которые жили на территории, подвластной империи Габсбургов (Венгрия, Сербия, Словакия), также испытывали давление со стороны местных властей, ставивших их вне закона. С конца ХVIII века в рамках ассимиляционной политики государства цыганам выдавались паспорта с новыми именами, предпринимались безуспешные попытки навязать цыганам оседлый образ жизни. Однако цыгане получили гражданские права и возможность «врастать» в общество.
Все эти события повлекли за собой так называемый «миграционный взрыв», в результате которого цыгане восточноевропейской ветви, прежде всего кэлдэрары в ХIХ в. стали покидать ареал формирования. Цыганские таборы кэлдэраров появились в Западной Европе, Польше, России и других странах.18

В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни (в то числе пища, утварь, жилище), традиционный костюм, мировоззрение. Многие этнокультурные особенности той или иной этнографической группы обусловлены фактором взаимодействия цыган с местным населением.

Из полевых наблюдений
При проведении опросов мы были удивлены насколько хорошо пермские цыгане осведомлены о других этнографических группах цыган. Нам рассказывали об отличиях языка, быта, занятий, «законов». Пермским молдавским цыганам известны такие этнографические группы, как русские цыгане лаеци (так молдавские цыгане называют русских цыган), крымы (крымские цыгане), ловари, влахури, плащуны, сэрвы, то есть практически все группы, которые населяют Россию.
Молдавские цыгане и считают, что в их языке русских цыган много слов, заимствованных из русского языка, отличается от диалекта молдавских цыган и произношение отдельных звуков и слов. Отмечается также, что лаеци в России больше и расселены они практически по всей стране: «В любом районе можно встретить русских цыган, пусть немного, но две-три семьи есть, даже на Крайнем Севере». В отличие от русских и молдавских цыган, крымы исповедуют ислам, поэтому их быт заметно отличается от быта цыган русских и молдавских. Молдавские цыгане отмечают, что у русских цыган меньше сохранились старые традиции. Например, женщины уже давно отказались от традиционного костюма, ходят в платьях. Крымские цыгане, наоборот, строго придерживаются старых «законов».

ЦЫГАНЕ В РОССИИ И В ПРИКАМЬЕ

Этнографические группы цыган разными путями и в разное время проникали на территорию России. Вопрос о времени появления цыган в России всегда вызывал затруднения у исследователей. Границы Российского государства в разные периоды его истории изменялись. Часто на присоединенных территориях уже проживали цыгане, поселившиеся там до того, как они вошли в состав Российской империи.
Сегодня в России можно встретить цыган не только из самых больших этнографических групп - русские цыгане (самоназвание - русска рома) и кэлдэрары (котляры), но и цыган, -выходцев из среднеазиатских районов и Закавказья, украинских цыган (сэрвы), крымских цыган, цыган-влахов, ловари, кишиневцев и др. История появления в России каждой этнографической группы имеет свои особенности, изучение которых составило бы предмет отдельного исследования. Мы остановимся лишь на тех исторических событиях, которые привели в Россию цыган этнографических групп русская рома, крымские цыгане и кэлдэрары.
Русские цыгане - русска рома - одна из этнографических групп цыган западноевропейской ветви. В Россию они пришли в конце ХVII века. В одном из источников того времени можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец...».19 Так обозначен тот путь, которым пришли цыгане в Россию. О местах их былого пребывания говорит и множество немецких и польских слов, встречающихся в языке русских цыган. Уже на территории России из пришлых цыган сформировалась особая этнографическая группа - русские цыгане. Это одна из самых больших этнографических групп цыган России. Однако и они не однородны, а состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, смоленска рома... и др. В России русские цыгане вели полукочевой образ жизни. В летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в русских деревнях, где снимали избы. Русские цыгане по вероисповеданию православные. Традиционные занятия - торговля и мена лошадей, попрошайничество, гадания, конокрадство. Именно русские цыгане в начале ХIХ века в Москве составили основу цыганских хоров, столь популярных в России.
Крымские цыгане (кырымитика рома) получили свое название от места проживания - Крыма, куда они переселились с Балкан. Ученые считают, что в прошлом крымские цыгане были христианами, но, скорее всего уже на Балканах, приняли ислам. Инокультурное окружение сказалось на культуре крымских цыган, они свободно владеют татарским языком, множество заимствованных татарских слов отмечено и в их языке. Традиционными занятиями цыган этой группы стало кузнечное и ювелирное дело. Были среди них также музыканты, извозчики, торговцы лошадьми. Наряду с гаданием женщины занимались торговлей косметикой. В составе Российской империи крымские цыгане оказались со времени присоединения Крыма.20
Цыгане третьей этнографической группы - кэлдэрары появились в России только в ХIХ. веке. Ареалом их формирования и проживания до середины ХIХ века, как мы отмечали, были румынские земли. Первые кэлдэрарские таборы проникли в Россию в 70-е гг. ХIХ века из Молдавии, где проживало немало цыган этой группы. Особенно мощная волна их переселения пришлась на рубеж конца ХIХ - начала ХХ века.
Среди пермских цыган этой группы также сохранилось немало преданий о времени переселения того или иного табора в Россию. По рассказам старейшей жительницы цыганского табора Замбилы Георгиевны Кулай (1914 г.р.), из Молдавии табор ее отца пришел в Россию в 1923 г. Гранчо Додович Буцо (1941 г.р.) вспоминает, со слов родителей, что один из таборов рода рувони пришел в Россию из Молдавии в 1930-е годы и долгое время кочевал на территории Украины, Белоруссии и Западной России.
Традиционным занятием у мужчин было ремесло - изготовление и лужение котлов, у женщин - гадание. Сегодня цыгане-кэлдэрары проживают во многих городах и областях России: Ленинграде, Туле, Москве, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске, Иркутске, Тюмени, Пензе, Казани и др.

Важным и исключительно сложным этапом в истории цыган России был советский период. С одной стороны, правительство еще в предвоенный период предпринимает ряд мер, направленных на социально-экономическое и культурное развитие цыганского населения России. Были приняты указы о первоочередном наделении цыган землей, о содействии в переходе к оседлому образу жизни, о создании цыганских артелей. Появилась литература на цыганском языке. Однако к концу 1930-х годов все эти начинания были сведены на нет.
С другой стороны, был разрушен традиционный уклад цыганского обеспечения, исчезли многие источники цыганского существования. Занятия ремеслом, торговлей, гаданием противоречили «советскому образу жизни». Идеологический прессинг и обнищание населения не позволяли цыганам взаимодействовать с населением так же, как в дореволюционной России. Репрессии 1930-х годов не обошли и цыганское население, которое обвиняли в шпионаже, вредительстве, контрреволюции. Крымские цыгане разделили судьбу крымских татар и были выселены с территории традиционного проживания.21
Несмотря на сложную ситуацию, цыгане нашли свое место в советском обществе. Вплоть до 1970-80-х годов цыганское ремесло и торговля продолжали быть востребованными в Советском Союзе на фоне дефицита товаров народного потребления.
Особенно значимым для кочевых цыган России было Постановление Совета Министров РСФСР №685 от 20 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Оно предусматривало суровые наказания, вплоть до лишения свободы на 5 лет, за кочевой образ жизни цыганского населения. В результате практически все группы цыган перешли на оседлый образ жизни.22 Особенности истории цыган в советский период нетрудно увидеть на примере цыганского табора, проживающего в микрорайоне «Чапаевский».

Когда появился в г.Перми первый цыганский табор, неизвестно. Скорее всего, это были представители этнографической группы «русские цыгане», которые и в настоящее время составляют основную часть цыганского населения Прикамья. Пермская земля была местом кочевания и других групп цыган. Перепись населения г.Перми 1890 г. не зафиксировала в городе ни одного цыгана.23 Значительное число цыган осело в г.Перми и Пермской области после принятия упомянутого постановления 1956 г. По данным переписи 1989 г. в Прикамье проживало 1492 цыгана. Однако полученная информация не всегда отражает истинное положение. Так, у крымских цыган в паспорте и других официальных документах чаще можно встретить запись «татарин», а не «цыган», так же поступают и молдавские цыгане, записываясь молдаванами, бессарабами, румынами. С уверенностью можно сказать, что, в частности, в материалах переписи, под цыганами Прикамья отмечены, видимо, только представителей этнографической группы русских цыган. Среди трех этнографических групп цыган Прикамья только русские цыгане проживают в г.Перми, в городах и районах области. Крымские и молдавские цыгане имеют диаспоры только в г.Перми.
В г.Перми традиционными местами компактного проживания цыганского населения остаются окраинные районы с деревянной застройкой. Именно в таких условиях можно сохранить уклад цыганского быта. Русские цыгане проживают на Гайве, Южном, Запруде, Верхней Курье и других районах города. Крымских цыган в г.Перми насчитывается лишь несколько семей. Молдавские цыгане (кэлдэрары/котляры) проживают в микрорайонах «Чапаевский» и «Январский».

Из полевых наблюдений
Во время нашего пребывания в цыганском таборе мы познакомились практически со всеми его жителями. Чаще всего, как обычно, мы обращались к старожилам. Настоящим открытием экспедиции стала Замбила Георгиевна Кулай, одна из самых старых цыганок г.Перми. Познакомились мы с ней во время второго посещения табора, и с тех пор заходили к ней в каждый приезд. Замбила Георгиевна родилась в 1914 г. в Молдавии, откуда табор ее родителей в 1920-е годы перекочевал в Россию. Сегодня многие рассказы Замбилы Георгиевны о кочевой жизни, семейные предания можно назвать цыганской историей.
Замбила Георгиевна – одна из немногих жителей табора, которые помнят кочевание на цыганских бричках. Она прекрасный знаток цыганского фольклора. Именно от нее нам удалось записать рассказы о том, как появились на земле разные народы, почему идет снег и дождь, как появились пятна на луне и многие, многие другие. Рассказывая как-то древнее предание о появлении пятен на луне, она вывела нас на улицу. Был уже глубокий вечер, и на небе была полная луна. «Видишь, на луне пятна? Вот там и есть пастух со своими овцами. Бабушка Замбила не обманывает».
Не один раз слышали мы от Замбилы Георгиевны и ее детей семейное предание о родителях. Ее отец, Георгий, в 1930-е годы снимался в фильме «Последний табор». Мать Марица играла в фильме «Табор уходит в небо», в небольшом эпизоде. Замбила Георгиевна рассказывает, что смотрит она эти фильмы с трепетом, смотрит на своих родителей, вспоминает и плачет: «Видел, когда идет кино “Последний табор”? Там у одного старика был медведь. А это был мой отец с медведем. Когда идет это кино “Последний табор”, я плачу. Я смотрю на своего отца с медведем, а у меня слезы текут. А старуха, мать моя, “Табор уходит в небо” кино, она идет, гадает, говорит: “Эй, бриллиантовый, дай погадаю”. Я тоже плачу, когда вижу свою мать».

1. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

2. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.11.

3. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

4. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.11-12; Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1892. №27. С. 427.

5. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.14.

6. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.5.

7. Там же. С.5.

8. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.14.

9. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.12.

10. Там же. С.13.

11. Там же. С.79.

12. Там же. С.17.

13. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.16.

14. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.17.

15. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.18.

16. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.43.

17. Там же. С.44-48.

18. Там же. С.52.

19. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.24.

20. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С. 106-109.

21. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391; Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.196- 209.

22. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391.

23. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития в ХIХ - ХХ вв. С.36.

Так уж сложилось в обществе, что цыганам мало кто доверяет. В лучшем случае, их стараются избегать и игнорировать, в худшем – издеваются. Чаще всего причина кроется в том, что люди не знают откуда произошли цыгане. Нельзя спорить с тем, что среди этого народа много людей с сомнительной репутацией. Несмотря на это, их история довольно интересна, поэтому чтобы судить объективно нужно учитывать влияние постоянных гонений и унижений, которым цыгане были подвержены веками. Такое отношение общества заставило их сплотиться и стать одной большой семьёй. Возможно, именно это толкнуло их на нечестный заработок и обман, ведь будем честны – цыгану не просто найти работу.

Демография

Этот народ берёт свое начало в Индии, на острове Цы. Учёные уже давно установили тот факт, что цыгане появились на северо-западе Индии около полутора тысяч лет назад. Впервые эта мысль была высказана двумя немецкими учёными – Й. Рюдигером и Г. Грельманом. Подтверждением служит то, что цыганский язык на треть состоит из санскрита. При этом следует помнить, что значительное влияние на формирование цыганского языка оказали персы и греки. По прошествии 6 столетий, ромы (ещё одно название цыган) начали иммигрировать на территорию Европы – к такому заключению пришли учёные-генетики после исследования их генома. Причина возможной иммиграции кроется в вытеснении народности мусульманами. Современные расчеты позволяют полагать, что родиной этого народа является территория Гуджарата и Кашмира.

Генетики считают, что всех цыган объединяет два основных фактора: они были выходцами из Индии и активно вступали в браки с людьми разных национальностей, иммигрируя в Европу. На сегодняшний день там проживает около 11 миллионов цыган – утверждают специалисты. Большая часть занимает территорию Восточной и Центральной Европы, Венгрии и Румынии. Численность их колеблется в пределах 2,5 - 8 млн человек, по различным подсчетам. Стоит отметить, что во времена тирании Адольфа Гитлера цыгане массово уничтожались. Поскольку письменных свидетельств у цыганского народа нет, ученые решили сопоставить геномы людей из 13 разных групп цыган со всего мира. Общие выводы исследования показали, что демографическая история цыган достаточно богата. Однако практически бесправное положение людей этой национальности по всему миру не позволяет более детально и качественно изучать их исторические корни.

Известно, что до XV века цыгане в Европе принимались очень доброжелательно, но уже через некоторое время они завоевали репутацию попрошаек, шарлатанов и бродяг. Вытеснение народа из культурной и социальной жизни общества происходило на законных основаниях. Их выселяли за пределы города, запрещали участвовать в общественной жизни. Обычные люди ненавидели цыган, издевались и даже убивали их без тени смущения. Спустя 3 столетия отношение людей к этому народу стало более терпимым.

Возникает деление на оседлых, полуоседлых и кочевых. Каким был кочевой табор? Это была группа людей, которая перемещалась по определенной территории. У табора всегда был один вождь – вайда. Он представлял своих людей перед органами власти той страны, где табор кочевал. Также вайда имел полное право на независимое разрешение внутренних конфликтов. Положение женского пола у цыган незавидное: она должна была подчиняться отцу, а потом мужу. На плечах юных девушек лежала забота об уходе и пропитании каждого члена семьи. Решение о выдаче дочери замуж тоже принимал отец, который сам находил подходящего кандидата. Считалось, что хорошая жена принесёт своему мужу большое потомство. Оседлые и полуоседлые цыгане приживались везде, так как они с лёгкостью переходили из одной веры в другую и подчинялись церковным обычаям народа, среди которого жили. Кочевники остаются верны своим традициям и обрядам, чтут их и передают через поколения. Отдельные кочевые группы до сих пор продолжают заниматься своими исконными делами: танцами, пением, плетением, мистическим гаданием и предсказанием, колдовством, дрессировкой живности, обработкой дерева.

Откуда появились цыгане на территории России?

Они попали сюда посредством двух путей: через теплые балканские страны, а также через северные Германию и Польшу. До революции 1917 года мужчины-ромы занимались куплей-продажей и обменом лошадей, а женщины – мистическими платными делами. Кочевники существовали за счет попрошайничества и гадания, иногда – за счет лужения и кузнечного дела. Цыгане Петербурга, которые осели в городе, массово пополняли состав хоров. После революции вышел указ о том, что этот народ должны принять более трудовой и подходящий способ жизни. Таким образом, цыгане незаметно влились в огромную советскую семью. Когда началась Великая Отечественная война множество мужчин этой национальности сражались с солдатами Советской Армии бок о бок. В 1956 году был издан ещё один подобный указ, после которого значительная часть бродяг приняла оседлый образ жизни. На сегодняшний день цыганский народ не ограничен в правах: он может получать среднее и высшее образование, свободно выбирать любую сферу деятельности. К сожалению, лишь единицы пользуются этими правами. С середины прошлого века многие страны, в которых живут этнические группы цыган, принимают ряд мер для улучшения положения этих людей в обществе. Начинают появляться общественные организации, которые занимаются повышением культурного и экономического уровня жизни цыган. Во Франции есть «Международный комитет цыган», работающий ещё с 1971 года; в Великобритании действует «Институт современных исследований о цыганах». Подобного рода организации есть в Индии и Америке.

Несмотря на то, что исследователям давно известно, откуда произошли цыгане, среди простого народа всё ещё можно услышать самые невероятные слухи и легенды о происхождении людей этой национальности. Существует даже мнение, что они являются потомками затонувшей Атлантиды. Стоит понимать, что цыганские группы очень разнятся между собой, поэтому нельзя приписывать отдельные негативные качества всему народу. Всё же в век информационных технологий стыдно не знать о происхождении и истории цыган.

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

Ромы, цыгане, рома - это традиционно странствующий народ родом из Северной Индии, распространившийся по всему миру, главным образом по Европе.

Язык и происхождение

Большинство ромов говорит на одной из форм цыганского, тесно связанного с современными индоевропейскими языками Северной Индии, а также на основном языке страны, в которой они живут. Принято считать, что группы ромов многократно покидали Индию, и к XI веку они уже были в Персии, в начале XIV в. - в Юго-Восточной Европе, а в XV в. достигли Западной Европы. Ко второй половине ХХ в. они распространились по всем обитаемым континентам.

Лица ромской национальности называют себя одним общим названием «ром» (что означает «человек» или «муж»), а всех нецыган - термином "гаджо" или "гаджё" (слово с уничижительной коннотацией, которое означает «деревенщина» или «варвар»). Многие ромы считают название «цыгане» оскорбительным.

Демография

Из-за своего кочевого образа жизни, отсутствия в официальных данных переписи, а также их смешения с другими кочевыми группами, оценка общего мирового количества ромов находится в диапазоне от двух до пяти миллионов человек. Никаких достоверных статистических данных на основании спорадической отчетности в разных странах получить невозможно. Большинство ромов по-прежнему живет в Европе, особенно в славяноговорящих государствах Центральной Европы и Балкан. Много их живет в Чехии и Словакии, Венгрии, странах бывшей Югославии и соседних Болгарии и Румынии.

Вечные мигранты

Стереотипное представление о кочевых цыганах часто противоречит тому факту, что все меньше и меньше их по-настоящему постоянно мигрирует. Однако их переезды носят ограниченный характер. Все кочевые представители ромской национальности мигрируют по установленным маршрутам, которые игнорируют национальные границы. Они также следуют по цепочке родственных или племенных связей.

Предрасположенность цыган к вызвана насильственными высылками или депортациями. Спустя 80 лет после их первого появления в Западной Европе в 15-м веке их изгоняли почти изо всех стран Западной Европы. Несмотря на то что ромская национальность становилась причиной систематических преследований и вывоза за границу, цыгане, однако, продолжали появляться в том или другом виде в странах, которые они покинули.

Объекты преследования

Все неоседлые группы, живущие среди оседлых народов, кажется, становятся удобными Так же обстоит дело и с ромами, которых местное население регулярно обвиняло во многих злодеяниях, что было прелюдией к дальнейшим официальным и юридическим преследованиям. Их отношения с властями страны пребывания были отмечены последовательными противоречиями. Официальные указы были часто направлены на их ассимиляцию или принуждение к но местные власти систематически отказывали им в праве разбить свой лагерь.

Во время Холокоста единственной виной цыган была их ромская привело к убийству нацистами 400 000 ромов.

Французские законы в наше время запрещают им стоять табором и сделали их объектом полицейского надзора, обложили их налогом и призвали на военную службу, как обычных граждан.

Испания и Уэльс - две страны, которые часто приводятся в качестве примера государств, где цыгане стали оседлыми, если не полностью ассимилировались.

В недавнее время страны социалистического лагеря Восточной Европы пытались воплотить в жизнь программы принудительного поселения, призванные покончить с их кочевым образом жизни.

Цыганские профессии

Традиционно ромы занимались работами, которые позволяли им сохранить кочевой образ жизни, на периферии оседлого общества. Мужчины были торговцами скотом, дрессировщиками и артистами, лудильщиками, кузнецами, мастерами по ремонту кухонной утвари и музыкантами; женщины гадали, продавали зелья, просили милостыню и развлекали публику.

До появления ветеринарной медицины многие фермеры искали цыган, чтобы посоветоваться с ними по вопросам животноводства и здоровья стада.

Современная жизнь ромов отражает «прогресс» мира гаджо. Поездки теперь совершаются на караванах автомобилей, грузовиков и прицепов, а торговля домашним скотом сменилась продажей подержанных автомобилей и прицепов. Хотя массовое производство кухонной утвари и оставило лудильщиков без работы, некоторые городские цыгане стали автомеханиками и ремонтируют кузова автомобилей. Если одни люди ромской национальности по-прежнему ведут кочевой образ жизни, то многие осели, практикуя свое мастерство или работая чернорабочими. Передвижные цирки и луна-парки также обеспечивают работой современных цыган в качестве дрессировщиков, киоскеров и гадалок.

Семья

Классическая семья ромов состоит из супружеской пары, их не состоящих в браке детей и по меньшей мере одного женатого сына, его жены и их детей. После вступления в брак молодая пара, как правило, живет с родителями мужа, пока молодая жена не узнает уклад жизни семьи ее супруга. В идеале, к тому времени, когда старший сын будет готов уйти вместе со своей семьей, младший сын женится и приведет в семью свою новую жену. Раньше браки традиционно организовывали старейшины семьи или группы для укрепления политических и родственных связей с другими семьями, группами или, изредка, конфедерациями, хотя в конце ХХ века эта практика значительно сократились. Главной особенностью брачных союзов ромов была выплата калыма родителям невесты родителями жениха.

Этнические группы

Отличительные черты представителя ромской территориальными различиями, усиленными определенными культурными и диалектными особенностями. Выделяют три основные ветви, или нации, цыган:

  • Кэлдэрары - котляры-лудильщики, пришедшие с Балкан, а затем из Центральной Европы, являющиеся наиболее многочисленными.
  • Иберийские цыгане, или житанос, - ромская национальность, представители которой проживают в основном на Пиренейском полуострове, в Северной Африке и на юге Франции. Сильны в искусстве развлечений.
  • Мануш (от французского manouche), также известные как синти, - ромская национальность, представители которой живут в основном в Эльзасе и в других регионах Франции и Германии. Среди них много путешествующих шоуменов и циркачей.

Каждая ромская национальность разделена на две или более подгрупп, отличающихся профессиональной специализацией или территориальным происхождением.

Политическая организация

Официально никогда не создавался ни один орган, конгресс и не избирался ни один «король», принятый всеми ромами, хотя «международные» съезды цыган проводились в Мюнхене, Москве, Бухаресте, Софии (в 1906 г.) и в польском городе Рувнэ (в 1936 г.). Тем не менее существование политических властей у ромов является установленным фактом. Те, кто получил благородные звания, такие как «герцог» или «граф», в своих ранних исторических отношениях с местным населением, вероятно, были не более чем атаманами групп, которые двигались в количестве от 10 до нескольких сотен домохозяйств. Эти вожди (воеводы) избирались пожизненно из числа выдающихся семей. Их сила и власть варьировалась в зависимости от численности объединения, традиций и взаимоотношений с другими образованиями в рамках конфедерации.

Воевода был казначеем для всей группы, определял маршрут ее миграции и участвовал в переговорах с местными муниципальными властями. Он руководил через совет старейшин, который также консультировался со старшей женщиной объединения. Влияние последней было сильным, особенно в отношении судьбы женщин и детей, и основывалось на очевидной способности зарабатывать и организовывать женщин в пределах группы.

Социальный контроль

Сильнейшим институтом лиц ромской национальности был «крис» - нормы обычного права и справедливости, а также ритуал и трибунал группы. Основой кодекса цыган были всеобъемлющая верность, слаженность и взаимность в рамках признанной политической единицы. Высшей мерой наказания трибунала, которая касалась всех споров и нарушений кодекса, являлось отлучение от группы. Приговор остракизма мог исключить человека от участия в определенных мероприятиях и наказать его выполнением неквалифицированных работ. В некоторых случаях старейшины даровали реабилитацию, за которой следовал праздник примирения.

Социальная организация

Группы ромов состоят из виц, т. е. объединений расширенных семей с общим происхождением как по отцовской, так и по материнской линии, численностью не менее 200 человек. Большая вица может иметь своего собственного начальника и совет. На участие в вице можно претендовать в результате брака с членом рода. Лояльность и экономическое сотрудничество ожидается на уровне домашнего хозяйства, а не на уровне вицы. В цыганском языке отсутствует общий термин для домашнего хозяйства. Человек, вероятно, может рассчитывать на поддержку круга значимых сородичей, с которыми он физически близок и не находится в ссоре.

Духовные убеждения

Цыгане не имеют официальной веры, и в прошлом они, как правило, презирали организованную религию. Сегодня ромы часто обращаются в доминирующую религию страны, в которой они живут, и описывают себя как «множество звезд, рассеянных в глазах Бога». Некоторые группы являются католиками, мусульманами, пятидесятниками, протестантами, англиканцами и баптистами.

Цыгане соблюдают сложный набор правил, которые регулируют такие вещи, как опрятность, чистота, уважение, честь и справедливость. Эти правила называют «романо». Романо означает вести себя с достоинством и уважением, как человек рома. «Романипэ» - это цыганское название их мировоззрения.

Хранители традиций

Ромы являлись распространителями народных верований и практик в районах, где они обосновались (например, Румыния), сохраняя национальные обычаи, танцы и тому подобное, которые в значительной степени исчезли из сельской жизни на рубеже XXI века. Их музыкальное наследие огромно и включает, например, фламенко. Хотя цыгане имеют богатую устную традицию, их письменная литература относительно небогата.

В начале XXI века ромы продолжают бороться с противоречиями в своей культуре. Несмотря на то что они вынуждены реже защищать себя от преследования со стороны враждебного общества, некоторое недоверие и нетерпимость по-прежнему остались. Возможно, еще большей проблемой, с которой они столкнулись, стала эрозия их образа жизни под влиянием города в промышленно развитых обществах. Темы семейной и этнической лояльности, типичные в музыке ромов, помогли сохранить определенные понятия о том, что такое ромская национальность, но некоторые из более молодых и талантливых выразителей этой музыки под влиянием материального вознаграждения отдалились во внешний мир. Индивидуальное жилье, экономическая независимость и смешанные браки с неромами стали более распространенным явлением.