Не хотелось поднимать эту тему, потому как для меня она казалось очевидной, но учитывая, что данная тема всплыла в блоге уважаемого мной Андрея Илларионова (http://aillarionov.livejournal.com/39068 9.html), дам с профессиональной точки, некоторые разъяснения, почему нет основании говорить, что Путин не может избираться третий раз на должность Президента.

Я не сторонник Путина, но, как говорится: истина дороже.

Итак, начнем с пресловутой части 3 статьи 81 Конституции РФ.

«3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.»

Казалось бы, понимание этого предложения должно быть однозначным, что не допускается более двух сроков подряд занимать определенную должность. Но нет, сторонниками иной точки зрения, приводится в качестве аргумента определение Конституционного Суда РФ от от 05.11.1998 №134- О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации". При этом суть этого определения не рассматривается а выдергивается из контекста одна фраза: «Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает.»

Этого определения, я коснусь позднее, а, сперва, все же посмотрим на часть 3 статьи 81 Конституции РФ.

Не вдаваясь в подробности правил толкования права (закона), остановимся на том, что норма, записанная в законе, выражает волю законодателя. Говоря простым языком: законодатель, прописывая определенное предложение, имел в виду определенный смысл или замысел, который он вкладывал в это предложение. Сразу оговоримся, что ни один законодатель не вкладывает «двойной» смысл в норму права, если, конечно, не действует под чьим-то принуждением.

При разработке и принятии действующей Конституции принуждения не было. Было два варианта. Они то и помогут нам понять волю законодателя. Этот способ толкования в юриспруденции называется историческим.

Прежде всего, стоит обратиться к истории возникновения института президентства в нашей стране.


Институт президентства был введен в СССР путем внесения изменений в Конституцию СССР от 14 марта 1990 года.

Об ограничении пассивного права - права быть избранным на должность президента СССР в Конституции СССР была следующая норма: «Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.».

В РСФСР институт президентства был введен в Конституцию позднее: 24 мая 1991 года. Эти изменения уже имели иное изложение: «Одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.» (ст.121.2).

Итак, на лицо разница между изложенными статьями, которая делает явным смыл слова «подряд», то есть по сравнению с вариантом Конституции СССР, Конституция РСФСР ограничивала только возможность избрания на два срока подряд, предоставив возможность избираться в дальнейшем, по истечении срока (сроков), когда на должность президента избран другой кандидат.

Такая же разница была и в проекте конституции РФ, один из которых разрабатывался конституционной комиссией, другой - администрацией Президента.

В проекте, разработанном конституционной комиссией, были те же ограничения пассивного избирательного права относительно должности Президента, что и, ранее, в Конституции СССР: « Никто не может быть избран на должность Президента РФ более двух раз.» (ст.93 проекта). Президентский же проект, действующий сейчас, расширил пассивное избирательное право, в корне переделав смысл: «… не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Как видим, здесь речь идет даже не об избрании, а о занятии должности двух сроков подряд, тем самым смысл нормы в корне изменился. То есть речь идет о том, что количество избраний не ограничено, а вот занимать должность подряд больше двух сроков запрещено.

Итак, исходя из исторического толкования, воля законодателя, выраженная в приведенной выше норме Конституции, определяется достаточно просто: избираться сколько угодно раз, но занимать должность не более двух сроков подряд.

Теперь перейдем к структуре законодательных актов. На первом месте по верховенству стоит Конституция, за ней по иерархии следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные законы дают легальное и полное описание норм, установленных в Конституции. Проще говоря, разъясняют детали тех или иных норм и прав, закрепленных в Конституции. И не должны противоречить ей. Пока нормы федерального закона не оспорены или их неконституционность не выявлена в ходе правоприменительной практики (что встречается больше как нонсенс), федеральный закон считается соответствующим Конституции и обязательным к применению.

Для ст.81 Конституции существует два нормативных акта, которые разъясняют ее положения. Это ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ФЗ «О выборах Президента…».

И что же говорит ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» относительно возможности избираться Президентом РФ? Ст.4 говорит следующее: «Федеральным законом могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность (Президент РФ - ст.2) более установленного количества сроков подряд…» То есть речь идет не об абсолютном ограничении пассивного избирательного права запрещением избираться должность более определенного количества раз, а о временном ограничении пассивного избирательного права, выраженного в ограничении права на занятие должности подряд несколько сроков.

Так как здесь идет отсылка к иному Федеральному закону, а именно ФЗ «О выборах Президента…» смотрим, что написано в нем (ст.3): «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.» Вот вам и последнее, и еще более полное, уточнение нормы, содержащейся в ч.3 ст.81 Конституции.

А как же определение Конституционного Суда, про которое речь шла вначале?

Прежде всего обратимся к ФКЗ «О Конституционном суде».

Статья 71: «Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах...4 (толкование Конституции) части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.»

Цитируемый же акт Конституционного Суда называется определением, следовательно, в качестве толкования нормы права (ст.81), содержащейся в Конституции, он рассматриваться не может.

Дальше смотрим, о чем вообще была речь в этом определении: «Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации и осуществлявшего установленные Конституцией Российской Федерации полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, указанный в пункте 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.» То есть речь идет о взаимосвязи двух статей и порядке исчисления срока (считать ли первый срок Ельцина первым сроком в понимании ч.3 ст.81). Но речи о том, что данная норма является аналогом нормы, закрепленной ранее в конституции СССР и проекте конституции РФ («Никто не может быть избран на должность Президента более двух раз») не идет.

И что же отвечает Конституционный суд в резолютивной части определения? Он отвечает на тот вопрос, который был перед ним поставлен: «Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.» Ни слова о толковании этой нормы в ином смысле….

Ну а цитируемую так часто фразу надо тоже читать в совокупности со всем текстом: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает.» То есть речь идет о том, что действующий президент (Ельцин) не может избираться на следующих выборах. И ничего более.

Так что с формальной юридической точки зрения говорить о нелегитимности избрания или выдвижения Путина оснований нет. А вот с фактической точки зрения, учитывая, что президентская власть, как была, так и оставалась у Путина, несмотря на формального Президента, - наоборот. Однако получить формальных доказательств этого сейчас невозможно.

Президент – самая высокая и ответственная должность в государстве. Это руководитель страны, который принимает ключевые решения, обладает широкими полномочиями и держит ответ за свои действия перед всем ее населением. Должность Президента в странах с республиканской и смешанной формой правления всегда является выборной и имеет фиксированный срок полномочий, который устанавливается конституцией. В республиках с президентской формой правления Глава государства избирается путем проведения прямых (Российская Федерация, Франция) либо косвенных (США) выборов.

В республиках, где ключевую роль в политической жизни играет парламент, Президент избирается либо последним, либо специально созданной коллегией из числа его членов. В данном случае, несмотря на то, что президент является главой государства, непосредственно управлением страной занимается премьер-министр.

В данной статье мы рассмотрим на какие же сроки избираются Президенты в различных странах и чем возможные различия обусловлены.


Начнем с Российской Федерации. На сколько же избирается президент РФ? Президент России избирается на шесть лет. Однако, так было не всегда. Изначально, Президент РФ находился у власти в течение четырех лет, но с 2008 года конституционно срок полномочий был увеличен до шести. Впервые данное положение было применено на президентских выборах 2012 года.

Президентом России согласно Конституции может стать гражданин РФ в возрасте не моложе 35 лет и постоянно проживающий на территории государства не менее десяти лет. Один и тот же человек не может находиться на данной должности более двух сроков подряд.

Российский Президент избирается населением РФ в ходе прямого, равного и тайного голосования. Итак, Президент Российской Федерации избирается на шесть лет.

На сколько избирается Президент Республики Беларусь?


В Беларуси Президент избирается на пять лет и данную должность может занимать гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, проживающий на ее территории не менее десяти лет непосредственно до избирательного процесса. Интересно, что в согласно Конституции Президентом может стать лицо, родившееся исключительно в Республики Беларусь.

В 2004 году в государстве был проведен референдум, одним из итогов которого стало снятие каких-либо ограничений на количество президентских сроков. Необходимо отметить, что соответствующие изменения в законодательстве были одобрены Советом Республики лишь в 2006 году. В Беларуси Президент избирается на пять лет.

На сколько избирается Президент Украины?


В Украине Президент также избирается в ходе всеобщих, прямых и равных выборов гражданами страны путем тайного голосования сроком на пять лет. Стать главой украинского государства может любой гражданин Украины не моложе 35 лет, имеющий право принимать участие в голосовании и живущий на ее территории непосредственно перед выборами не менее десяти лет. Обязательным условием для всех кандидатов является знание украинского языка.

Один и тот же человек не может быть избран Президентом более чем на два срока подряд. Итак, в Украине Президент руководит страной в течение пяти лет.

На сколько избираются Президенты в других странах?


Президентом Казахстана может быть избран гражданин, родившийся в стране, не младше сорока лет, обладающий знанием казахского языка и проживающий на территории государства не менее 15 лет непосредственно перед выборами. Срок полномочий казахского лидера – пять лет.

В Литовской республике также Президент избирается сроком на пять лет. Однако, проживать на территории Литвы, в отличие от других стран, он должен не менее трех лет до выборов.

Согласно американской конституции Президентом может стать только гражданин США по рождению. Избирается американский президент на пять лет и не может занимать данную должность не более двух раз. При этом, если какое-либо лицо являлось Президентом более двух лет (из-за смерти или отставки предыдущего руководителя страны), то оно в будущем может быть избрано только один раз.

Во Франции срок президентских полномочий до 2002 года составлял семь лет, затем он был сокращен до пяти. С 2008 года внесены поправки в Конституцию, согласно которым никто не может избираться Президентом более двух раз подряд.

Таким образом, мы видим, что несмотря на значительную схожесть Конституций различных стран в части касающейся сроков президентских полномочий, все-таки присутствуют отличия, которые определяют политический образ каждого государства.

Статья 81. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет...

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Судебная практика по статье 81 Конституция РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N КАС11-820, Кассационная коллегия, кассация

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, в том числе и представленные его представителями, не находит оснований к отмене решения суда. В силу части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Суд первой инстанции, исходя из смысла вышеприведенных положений...

  • Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ11-2217, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Левашов Н.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным указанного Постановления, ссылаясь на неправильное применение ЦИК России части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», касающихся требований о сроке постоянного проживания в Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ12-167, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 81 устанавливает что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом...

  • Решение Верховного суда: Определение N 5-АПГ15-31, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, правильно установил обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, в том числе статей 12, 15, 80, 81 Конституции Российской Федерации и статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах...

Исходя из огромной важности института президентства для жизне­деятельности российского общества и государства Конституция РФ и за­конодательство, помимо других вопросов, уделяют значительное внима­ние требованиям и условиям, предъявляемым к кандидатам на пост Пре­зидента, порядку их выдвижения и регистрации, выборам, а также вступ­лению в должность и прекращению полномочий Президента.

Согласно Конституции РФ Президент РФ избирается сроком на 6 лет «гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п. 1 ст. 81). Выборы проводятся на альтернативной основе в соответствии с Феде­ральным законом о выборах Президента РФ от 31 декабря 1999 г. 1

Кандидатом на должность Президента РФ может быть избран граж­данин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживаю­щий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано и занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. В поста­новлении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. по поводу воз­никшего спора относительно порядка исчисления срока пребывания Президента РФ у власти в связи с принятием новой Конституции РФ подчеркивалось, что принятие Конституции в данный период не являет­ся основанием для исчисления нового президентского срока.

Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут изби­рателями или же избирательными объединениями (блоками). Для офици­альной регистрации кандидата требуется предварительно собрать 1 млн подписей избирателей. Причем это должны быть подписи избирателей,

1 СЗРФ. 2000. №1. Ст. 11.264


проживающих в разных частях страны, и в связи с этим законом устанав­ливается требование, согласно которому число подписей избирателей от отдельного субъекта Федерации не должно превышать 70 тыс. При дос­рочных выборах Президента РФ общее число подписей в поддержку кан­дидата на этот пост сокращается наполовину.

Помимо предусмотренного законом количества подписей в поддерж­ку кандидата на пост Президента РФ, последний должен представить в Центральную избирательную комиссию сведения об имуществе и дохо­дах, а также имуществе и доходах членов своей семьи за два года, кото­рые предшествовали выборам.

Для победы на выборах кандидату на пост Президента РФ требуется набрать абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании.

Вступление в должность Президента РФ согласно закону происходит на 30-й день после официального объявления Центральной избиратель­ной комиссией результатов прошедших выборов. При вступлении в долж­ность Президент РФ приносит присягу. Текст ее содержится в Конститу­ции РФ. Присяга приносится «в торжественной обстановке в присутст­вии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации» (п. 2 ст. 82).

К исполнению своих обязанностей Президент РФ приступает с мо­мента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекра­щения исполнения полномочий Президента РФ - «в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадле­жащие ему полномочия или отрешения от должности» (п. 2 ст. 92). При этом выборы нового Президента РФ должны быть проведены не позднее трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения полномочий прежним Президентом.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. На временно исполняющего обязанности Президента РФ распространя­ются вес полномочия Президента РФ, кроме права распускать Государст­венную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Избираемого народом. Собственно, посредством каких процедур россияне выбирают своего Президента? Каковы требования к кандидатам на высшую государственную должность?

Выборы президента России: ключевые аспекты

Конституция РФ определяет основной механизм, посредством которого проходят выборы Президента РФ - это всеобщее прямое голосование граждан. Интересно, что в главном законе государства ничего не сказано об альтернативности (наличии нескольких кандидатов на должность главы государства) выборов, но в ряде иных правовых актов данный аспект раскрывается в достаточной мере подробно.

Человек может претендовать на должность Президента РФ, если ему уже есть 35 лет. Это один из ключевых критериев для кандидатов. Другое важное требование - проживание на территории России как минимум 10 лет к моменту выборов. При этом, как отмечают некоторые юристы, в законах РФ нет прямого указания, что кандидатом на должность президента РФ может быть только тот человек, который родился в России.

Как осуществляется выдвижение претендентов? Человек может стать кандидатом, если его выдвинет группа других граждан или же избирательное объединение. Также возможно самовыдвижение. Рассмотрим аспект, касающийся требований к претендентам на высшую государственную должность в РФ, более подробно.

Выдвижение кандидатов: нюансы

Каковы критерии участия претендентов в выборах главы государства? Порядок избрания Президента РФ включает в себя следующие нормы касательно данного аспекта. Кандидаты на должность главы российского государства, как мы отметили выше, могут участвовать в выборах как в порядке самовыдвижения, так и при посредничестве общественных объединений - таковыми чаще всего выступают партии.

В первом случае гражданин, стремящийся получить в свои руки власть президента РФ, хотя и выдвигается сам, тем не менее должен обзавестись поддержкой по меньшей мере 500 своих соотечественников. При этом претендент на должность главы государства обязан в соответствующем порядке зарегистрировать свою "группу поддержки" в ЦИК. Во втором случае - когда кандидата выдвигает партия - данное общественное объединение должно иметь официальную регистрацию в государственных реестрах. Срок действия ее - как минимум год до президентских выборов. Интересно, что при условии, что кандидат выдвигается партией, сам он не должен быть ее членом. Общественное объденинение, представленное в Парламенте, может поддержать только одного претендента на избрание главой государства.


При обоих сценариях - самовыдвижении или же поддержки партией - кандидат на должность Президента обязан предоставить в ЦИК как минимум 1 млн подписей граждан. Они, как предполагается, одобряют соответствующую кандидатуру. При этом максимальное число подписей в каждом из субъектов федерации не должно превышать 70 тыс. Данное требование кандидат может обойти, если заручится поддержкой партии, имеющей действующие мандаты в Госдуме.

Подготовка и проведение выборов

Выборы главы российского государства назначаются верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующее решение данный орган власти должен принять не позднее, чем за 3 месяца до предполагаемого дня избрания Президента. Если так получится, что за 35 дней до назначенного дня выбора в избирательном списке не будет присутствовать 2-х кандидатов, то выборы будут отложены еще на 60 дней.

Как правило, уже за несколько месяцев до предполагаемой даты голосования за главу государства в России начинается избирательная кампания. Кандидаты, стремящиеся завоевать доверие граждан, занимаются политической рекламой, устраивают дебаты, ведут деятельность, которая может сформировать их положительный имидж в глазах избирателей.

Выборы Президента РФ проходят в первое воскресенье того месяца, в котором граждане нашей страны ходили на избирательные участки в предыдущий раз. Законом предусмотрен вариант, что Совет Федерации по каким-либо причинам не назначит их в рамках требуемых сроков. В этом случае порядок избрания Президента РФ таков, что инициатива переходит в руки ЦИК. Данный орган назначает, а также проводит выборы при таком сценарии во второе воскресенье того же месяца, в котором в норме Совет Федерации должен был назначить соответствующее мероприятие.

Выборы

Если кандидат на должность главы государства получил более 50% голосов, то он сразу же становится избранным Президентом. Если простое большинство - назначается второй тур. По факту его проведения Президентом становится человек, набравший как минимум на 1 голос больше, чем его оппонент.

Сроки полномочий

Срок избрания Президента РФ, установленный законом, - 6 лет. При этом его полномочия прекращают исполняться, как только в должность вступает новый глава государства. Законом предусмотрены сценарии, при которых Президент может уйти с должности. В этом случае Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы главы государства. Срок, в который сенаторы должны уложиться, - 14 дней с момента, когда Президент прекращает полномочия. День голосования в этом случае - последнее воскресенье перед тем днем, когда истекает 90-дневный срок со момента ухода главы государства с должности.

Когда выборы несостоявшиеся

Порядок избрания Президента РФ допускает случай признания выборов главы государства несостоявшимися. Когда это возможно? Первый сценарий: прошел второй тур, но кандидатом в нем являлся единственный человек, и его выбрало менее 50% граждан. Также выборы могут быть признаны несостоявшимися, если никто из претендентов не набрал более половины голосов в первом туре. Еще один вариант - к моменту выборов все кандидаты вышли из президентской гонки. Также рассматриваемая электоральная процедура будет признана несостоявшейся, если явка составила менее 50% от зарегистрированных избирателей. Рассмотрим особенности организации собственно второго тура.

Второй тур выборов

Процедура избрания Президента РФ предусматривает, что второй тур выборов главы государства проводится через 21 день после первого. При этом, если один из кандидатов, кто прошел в следующий этап, решит прекратить участие в выборах, то его место занимает человек, показавший третий результат в первом туре. Вместе с тем возможен сценарий, когда граждане РФ будут выбирать Президента на втором этапе при участии одного кандидата. Правда, при этом он по итогам второго тура должен набрать не менее 50% голосов граждан. Отметим, что в рамках данного этапа рассматриваемого электорального мероприятия требований к явке нет.

Когда выборы недействительные

Порядок избрания Президента РФ включает сценарии, когда выборы признаются недействительными. Это возможно, например, если результаты проведенного голосования выглядят недостаточно достоверно вследствие нарушений. Другой вариант - если на значительном количестве участков (формирующих собой одну четверть и больше от общего количества избирателей) результаты выборов признаны по тем или иными причинам недействительными. Еще один сценарий - выборы аннулирует суд.

Если выборы главы государства квалифицируются как несостоявшиеся или же недействительные, а также в том случае, если во втором туре оба кандидата прекратили участие в состязании на должность Президента, то верхняя палата Парламента РФ проводит процедуру повторного избрания главы государства. Это должно поизойти в течение четырех ближайших с месяцев со дня, когда было принято решение признать предыдущие выборы недействительными.

Сколько раз можно стать Президентом?

Как мы уже отметили выше, срок избрания Президента РФ - 6 лет. Один и тот же человек при этом не может занимать должность более двух соответствующих периодов подряд. При этом власть Президента РФ может вновь возвращаться в руки гражданина после того, как его преемник проработает положенный срок на данной должности.

Вступление Президента в должность

Через 30 дней после того, как проходят выборы главы российского государства и на них определяется победитель, осуществляется процедура вступления избранного Президента РФ в должность. Это мероприятие, как правило, транслируется в прямом эфире государственных и других каналов ТВ, радио. В торжественном зале, где проходит вступление Президента в должность, могут присутствовать представители органов власти, партий, общественных организаций России и других стран.


В ходе мероприятия, на котором присутствуют сенаторы депутаты Госдумы, а также судьи КС РФ, новый глава государства приносит присягу. После этого он может исполнять свои официальные полномочия до тех пор, пока его место не займет преемник или же пока народ не переизберет его, при наличии соответствующей законодательной возможности.

Тезисы о присяге

Присяга не приносится человеком, который занимает должность главы государства, если предыдущий прекратил свои полномочия. Вместе с тем ее приносит повторно избранный Президент РФ - так же, как он это делал в предыдущий раз. Присягу принимает глава КС РФ.

Процедура, о которой идет речь, предусмотрена во многих других странах мира. При этом в ряде государств, как отмечают некоторые юристы, Президент вступает в должность только после того, как принесет присягу. Подобные формулировки, в частности, присутствуют в Конституциях Чехии и Словакии. Многие эксперты полагают, что схожая норма присутствует и в России, исходя из некоторых формулировок в основном законе нашей страны. Таким образом, полагают юристы, избранный Президент РФ не может официально, посредством юридически корректных процедур вступить в должность, не приняв присяги. Хотя прямого указания на подобного характера последствия в законах РФ нет.

Права и обязанности главы государства

Каковы основные права Президента РФ по факту вступления в должность? Юристы включают в их число следующие:

Назначение премьер-министра (или Председателя Правительства);

Руководство заседаниями Правительства;

Назначение общегражданского референдума;

Отставка Правительства.

Наряду с правами, у главы российского государства есть и обязанности. В числе ключевых - ведение внешней политики страны, внесение законопроектов в Парламент, подписывание прошедших процедуры принятия правовых актов, издание собственных источников - указов, распоряжений. Отметим, что некоторые юристы не разграничивают права Президента РФ и его обязанности, полагая, что достаточно тяжело определить в данном случае необходимые критерии. Например, то же издание указов, считают эксперты, вполне можно отнести и к правам.

Финансирование выборов

Каков порядок избрания Президента РФ в финансовом аспекте? Основная часть мероприятий, связанных с подготовкой и практическим проведением выборов главы российского государства, оплачивается за счет средств федерального бюджета РФ. В то же время каждый из кандидатов обязан создавать собственные фонды для дополнительного финансирования электоральных мероприятий.

Расходовать денежные средства в рамках соответствующих учреждений претенденты на должность Президента должны, соблюдая регламентируемую законами страны отчетность.

Подсчет голосов и опубликование результатов

Изучая порядок избрания Президента РФ, кратко рассмотрим такой аспект, как подсчет голосов, а также опубликование результатов проведенного электорального мероприятия. После того как избирательные участки закрываются - в 20 часов по местному времени, начинается, соответственно, подведение результатов выборов. Территориальные комиссии изучают бюллетени, подводят статистику, формируют протоколы и направляют данные в ЦИК. Затем результаты сводятся в общий документ. Значительный объем задач в этом направлении решается с применением высокотехнологичного ресурса - государственной автоматизированной системы подсчета голосов избирателей и статистического анализа соответствующих данных.


Официальное опубликование итогов изучаемого электорального мероприятия, а также цифр по голосам, отданным за каждого претендента, должно быть осуществлено в течение 3 дней после того, как итоговый протокол ЦИК будет составлен. Данные по каждому из территориальных избирательных участков должны быть напечатаны в официальных изданиях ЦИК в течение 10 дней. Как правило, еще до того, как результаты выборов обнародуются, социологи сообщают результаты exit-poll - опроса избирателей на выходе с территориальных участков, позволяющие гражданам получить примерное представление об итогах голосования.

Первые задачи после выборов

Изучив то, как вступает в должность Президент РФ, порядок избрания, полномочия человека, выбранного народом, мы можем рассмотреть то, каковы предписанные законом первые шаги главы государства в аспекте решения задач политического управления. Дело в том, что вступление Президента в свою должность сопровождается некоторыми правовыми последствиями, имеющими отношение к структуре властных институтов. В частности, освобождаются от должностей - таковы предписания в законе, регулирующем деятельность высшего исполнительного органа. Также, как отмечают некоторые эксперты, меняется, как правило, кадровая структура в администрации Президента, а в ряде случаев полномочные представители главы государства в верхней палате Парламента и в федеральных округах де-юре снимаются с должности.


Однако фактически сотрудники соответствующих аппаратов продолжают выполнять свои трудовые функции, пока не будут назначены другие чиновники и руководители ведомств или юридически сохранят за собой должности текущие сотрудники. Таким образом, первые после выборов назначения Президента РФ касаются должностей в Правительстве. Иногда - администрации главы государства и ряде других структур политического управления. Меняет ли свою структуру Управление делами Президента РФ? В среде экспертов нет единого мнения на этот счет, а в законах России - норм, которые бы в строгом порядке регулировали принципы ротации кадров в данном органе. Таким образом, Управление делами Президента РФ - орган, функционирующий независимо от процедур, отражающих избрание главы государства.

Выборы при военном положении

Рассмотрев то, какими правами и обязанностями обладает Президент РФ, избрание и полномочия главы российского государства, изучим также такой аспект, как проведение соответствующей электоральной процедуры в условиях военного положения. Действительно, если страна по каким-то причинам втянута в некий международный конфликт, населению, вероятно, не до выборов и президентских гонок.

Отметим, что в основном законе страны - Конституции - ничего не сказано о таких случаях. В то время как в ФЗ "О военном положении" отмечено, что любые выборы в органы власти, равно как и референдумы, в соответствующих условиях не проводятся. То есть Президент будет оставаться в своей должности до тех пор, пока военное положение не будет отменено. Срок полномочий главы государства тем самым будет продлен, даже если он уже отработал 6 лет. Это же правило, как отмечают юристы, действует и в отношении других органов власти. К слову, во многих других странах законодательный режим предусматривает схожие нормы.

Есть ли в России вице-президент?

Нет, такая должность в нашей стране не предусмотрена. Однако были периоды, когда она присутствовала в системе власти. Например, во времена, когда только появился - сначала в СССР, а затем в первые годы после образования Российской Федерации. Но в Конституции, которая была принята в 1993 году, никаких сведений о должности вице-президента не присутствовало. Равно как ни в одной из последующих поправок к основному закону страны. Юристы отмечают, что вице-президент присутствует в системе власти сравнительно небольшого количества государств. Прежде всего, можно отметить развитость соответствующей традиции в США, в некоторых европейских странах, например в Болгарии или на Кипре.