Наброском считается легкий, не детализированный рисунок, сделаный простым карандашом на бумаге. Он должен выполняться быстрыми и точными движениями, тогда это считается хорошим уровнем мастерства. Благодаря наброскам делается прикидка композиции, ознакомление с натурой, поиск ее движения, схватывается характер, индивидуальные черты. Это есть фундаментом для будущей работы. Такие набросоки делает готовую работу четкой, живой и интересной.

Наиболее ценится в набросках анализ увиденного предмета, то есть отбор главного и характерного в натуре. Это не только пропорции основных объемов, внешнему очертанию предмета, его силуэта, а выделить то, что привлекло взгляд.

В натуре при рисовании лучше подчеркнуть, даже солгать то, что для данного человека характерно: если в него прекрасные большие глаза, почему бы не сделать акцент и увеличить в размере или больше утемнить глаза, чтобы они стали более выразительны. В некоторых ситуациях, чтобы не обидеть человека что-то и упустить, например, шрам на видном месте.

Прежде всего набросок должен отображать «живое» ощущение натуры, минимум деталей, схвачен основной характер рисующего. Для начала поставить натуру на 20-30 минут, а потом все уменьшать и уменьшать часовой интервал. Это будет и дисциплинировать, и давать творческий рост.

Полезно делать наброски с растений, они менее подвижны и у них не сложная форма, а потом перейти на наброски животных. Они очень активны и их невозможно заставить сидеть на месте, а это нам и нужно. Рисуя животных лучше развивается зрительная память, так как их подвижность стимулирует рисовать по памяти.

В жизни художнику на пути встречаются разные интересные ситуации и неповторимые моменты. Если они запечатлены, то только через наброски. Поэтому многие художники рекомендуют иметь при себе небольшой карманный альбомчик, чтобы все яркие моменты всегда были с вами и вдохновляли на серьезные роботы. Чтобы достичь хорошего уровня мастерства, нужно практиковаться каждый день 1-2 часа, как минимум.

Если взять творчество Серова, то можно заметить, что в его портретных зарисовках более детально изображено лицо, а фигура только намечена линиями. Последнее прослеживается тоже хорошо и дает полное обозрение всего рисующего. Как говорилось выше, художник выделил главное - лицо, а чтобы от портрета ничего не отвлекало - легко набросал силуэт. Это прекрасно видно на наброске Серова юной девушки.

Всегда большой интерес и популярность имели наброски с движущейся модели. Они очень живые и требуют мастерства художника. Рисовальщик выделяет основное, анализирует закономерности движения натуры, быстро и четко действует, манипулируя 2-3 линиями. Это исполняется как с натуры, так и по памяти.

В практике набросков для начало можно использовать карандаш, он оставляет четкий серый след и легко стирается ластиком.

В системе развития мастерства изобразительного искусства при роботе с набросками можно ввести и уголь, и сангину, и пастель, и акварель, и тушь.

Начинается с освоения азов интересующего вида искусства. Так, для игры на музыкальном инструменте необходимо выучить ноты и проиграть немало этюдов. Прежде чем начать хорошо танцевать, желательно подготовить своё тело физическими упражнениями. Изобразительное искусство строится на приобретении умения переносить окружающий мир на плоскость. Это может быть бумага, холст, изделия из дерева, металла и т. д. Первым шагом в освоении рисования могут стать наброски карандашом на бумаге.

Подготовка к работе

Само понятие набросок подразумевает в себе изображение чего-либо без прорисовки всех деталей. При этом сам рисунок должен передавать суть, нести информацию. Допускается выделение некоторых деталей.

Прежде чем начать рисовать карандашом, необходимо подобрать его по уровню жёсткости. Существует три основных вида:

  • Твёрдые (ТВ, НВ) - используются для лёгких, едва заметных линий.
  • Средней мягкости (ТМ) - ими подчёркиваются более выделяемые и чёткие элементы.
  • Мягкие карандаши (М, В, 2В, 4В) - хорошо подходят для ретуширования (выделение наиболее тёмных мест и ярко выраженных деталей).

Второе, что необходимо учитывать при работе над набросками и зарисовками - это бумага. Очень гладкая, почти глянцевая структура затруднит нанесение частиц грифеля карандаша, а сильно шершавая, наоборот, сделает работу похожей на тиснение. Если «на глаз» ещё тяжело определить, то можно попробовать где-нибудь с краю сделать несколько штрихов, подобрав оптимальный для себя вариант бумаги.

Зарисовки карандашом не должны занимать много времени. В среднем это 5-7 минут. Начинать лучше с простых элементов. Это может быть ветка дерева, несложный цветок, предмет интерьера. Цель - передать узнаваемость и смысл рисуемого объекта в нескольких штрихах. Не стоит переживать, если сразу не получится. Прежде чем работа будет доведена до автоматизма, пройдёт достаточно времени, но оно того стоит. А если к усердию присоединится ещё и талант, то результат может превзойти все ожидания.

Основные требования к работе над набросками

Начинать наброски карандашом надо в такой последовательности:

  1. Выбрать ракурс, определить расположение на листе, отметить размер.
  2. Определившись со всеми параметрами, необходимо наметить несколькими штрихами изображаемый объект.
  3. С помощью штриховки подчеркнуть более тёмные места (это может быть тень или углубление).
  4. Если объект находится в движении, постараться указать направление.
  5. Для придания реалистичности можно прорисовать отдельную деталь, например, глаза, лепесток цветка, наиболее выделяющуюся часть предмета.
  6. Штрихи наносятся быстрым и чётким движением. Не допускается обводить, но при этом можно накладывать новые линии поверх уже нанесённых.


Делая наброски карандашом, первое время можно использовать ластик, в дальнейшем его нужно исключить (характерная особенность зарисовок и набросков - отсутствие возможности затирания).

Не нужно бояться неточностей в пропорциях, нанесения лишних линий - всё приходит с опытом. С каждой последующей работой погрешности будут уменьшаться, линии становиться чётче. Это называется «набить руку». Но даже первые работы, выполненные неуверенной рукой, могут пригодиться.


Наброски как основа будущих картин

Сделанные в разное время и различных местах наброски карандашом, несмотря на примитивность и кажущуюся незаконченность, могут послужить для создания полноценной картины. Например, из сделанных зарисовок различных цветов может получиться хороший натюрморт. При рассматривании набросков летящих птиц, веток деревьев, память восстановит недостающие элементы окружающей природы, что позволит создать пейзаж.

Каждый набросок несёт в себе частичку жизни, маленький миг, перенесённый на лист бумаги. Выполненный за короткий промежуток времени, он может стать на будущем полотне памятью на долгие годы.


Положительные стороны в работе

Если часто выполнять наброски рисунков карандашом, вырабатывается своя техника, точность движений, уверенность в результате. С каждой последующей зарисовкой улучшается способность видеть главное, не обращая внимания на второстепенные детали. Расширяется кругозор, вырабатывается наблюдательность, развивается зрительная память.

Зарисовки карандашом могут делать люди разного возраста, независимо от рода деятельности и места проживания, уровня достатка и положения в обществе. Для этого необходимо только желание и стремление достичь результата, а карандаш и кусочек бумаги найдутся у каждого.

Practicum

Полностью заголовок звучит так: «Хочешь стать художником, научиться рисовать, писать, компоновать, отражать и выражать – делай наброски!» Вот вам вся мудрость веков, и все секреты мастерства в коротком послании. Как все гениальное - просто для понимания, и сложно для выполнения. Чтобы начинать делать наброски не требуется специальных технических средств, дорогостоящих материалов и серьезных навыков. Сложность только в одном – делать их надо постоянно.



Графический багаж

Минимум 15-20 набросков в неделю – гласит школьная установка. Лучше - если каждый день, каждый час... Чтобы не вырабатывать в себе комплекс вины по этому поводу, отнеситесь к заданию как к игре. Представьте, что вас навсегда лишили дара речи или, например (что больше будет походить на правду), соотечественники перестали вас понимать. Все, что вы можете – это рисовать и все что у вас осталось – это язык линий и тона. Набросок – это средство общения или коммуникации, если хотите. Вы не говорите – вы показывайте!

И еще – у вас совсем отказала память. Вам все время приходится записывать, собирать наблюдения, копить приметы, фиксировать, так сказать, ускользающие детали мироздания. Создавайте ваш графический багаж, библиотеку путешественника на этой земле. Иначе ваш рассказ потомкам будет не точным, доводы - не убедительны, а маршрут - неверным. Как у графоманов одни общие места: «Сказочное кафе, прекрасная незнакомка, а в небе засеребрилась…». Изматывающая работа над образом перестанет быть бесплодной, благодаря наброскам и небольшими зарисовкам с натуры. Делая наброски, вы подсознательно отбираете материал для будущих картин. Леонардо да Винчи и особенно Ватто постоянно накапливали наблюдения в свои альбомы, не преследуя никаких специальных целей, но затем в нужный момент извлекали запечатленные в альбомах мотивы, необходимые для их композиций. Напротив, Веласкес и Ф. Гальс почти не пользовались предварительными рисунками и этюдами и сразу приступали к работе над картиной.

«Основное качество художника, заключающееся в том, что надо смотреть на природу не равнодушным взглядом наблюдателя, а влюбленным, проникновенным взором, мысленно отбирающим и отмечающим то, что по душе». Н. Рерих


Сегодня, чем бы вы ни занимались, все начинается с наброска. Будь то настенная роспись, небольшой рисунок, проект интерьера. Ну так и начинайте с него.

  • Набросок (иначе кроки – croquis), который может быть подготовительным, но и совершенно самостоятельным, независимым от какой-либо будущей работы, своего рода художественный афоризм, который стремится не к полноте впечатления, а как бы к сгущенному знаку действительности. Главное очарование наброска – в его свежести и быстроте, главный его признак – индивидуальный почерк художника. Среди выдающихся мастеров наброска следует вспомнить Пармиджанино, Гейнсборо, Браувера, Рембрандта, Ватто, Тьеполо. (Б. Р.В иппер. "Введение в историческое изучение искусства").



До XV века существовал обычай делать только один эскиз со всеми деталями (для фрески или алтарной картины). Л.-Б. Альберти требует нескольких эскизов, и это становится обычаем для художников. Но методы у них при этом различные. Леонардо делал несколько вариантов, из которых выбирал лучший, по его мнению. Рафаэль, напротив, последовательно разрабатывал один и тот же вариант. Различны и приемы композиционных эскизов у мастеров XVI века. Леонардо и Рафаэль пытаются сначала установить позы и движения фигур на обнаженных моделях, а потом уже драпируют их. Генуэзский живописец Лука Камбиазо геометризировал схему композиции, упрощал фигуры в виде кубов и многогранников. Тинторетто для изучения ракурсов и световых эффектов делал небольшие модели комнат, подвешивал к потолку маленькие восковые фигурки и освещал их свечками в окнах. Голландский классицист конца XVII века Герард Лересс советовал ученикам изучать мимику и движение действующих лиц на собственной фигуре у зеркала. Давайте продолжим список.

Виды набросков

1. рисование объектов (пейзаж, человек, животные…)
2. композиционные
3. архитектурное проектирование, дизайн

Способы рисования

1. линейный
2. линейный с тоновый проработкой
3. схема
4. комбинированный


Методика

Начинайте легко, мастерски. Не надо с перекошенным лицом вымерять карандашом пропорции, чертить линии, оси, зажимать голову в тиски (иногда это полезно на определенном этапе обучения). Выбирайте время для тренировок, выходите в народ. Одним из таких мест всегда были вокзалы. Где еще в одном месте можно собрать столько фактуры, типажей, реальных героев...

    «Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать». П. Федотов
Работайте с «неудобной» натурой. Животные, дети, прохожие на улице – они не позируют. У «неудобства» есть главное развивающее свойство - надо успеть, надо сделать, поймать момент, не забыть, «схватить» характер. Вы все равно все не успеете! Подключается рисование по памяти, под впечатлением от увиденного. Рисование по памяти, - ключ быстрого роста. Вы уже через месяц не узнаете себя, если начнете применять этот метод.
«…развивайте свою память. Ибо природа никогда вам не даст ничего, кроме справки». Э. Мане

Для этого нужно постоянно носить с собой какою-нибудь основу и то, что может на ней оставлять след. Я специально не называю готовые решения - не должно быть готовых решений. Меняйте цвет бумаг, устоявшиеся приемы рисования сознательно. Вообще избегайте комфортного рисования с сонного натурщика. Торопитесь. Есть только миг, пара минут. Шариковая ручка, перо, сангина, уголек от костра, чайный пакетик…, да мало ли что в этот момент окажется под рукой. Я встречал подписи к произведениям типа: «Бумага, карандаш, сангина, кофе, бутерброд с сыром».


Советы

А что делать, если нет времени ходить «на наброски»? Если вы студент - рисуйте (не только записывайте) лекции. Постоянно сопровождайте набросками свои конспекты, делайте шаржи на друзей, иллюстрируйте письма – все, что пытаетесь передать вербально.

Есть академическая байка времен застоя про одного студента из Кореи. Он совсем не мог говорить по-русски, но неплохо понимал, и как все братья азиаты прилежно учился. Как-то педагог по истории искусств заметили, что кореец все время что-то рисует и попросил показать. Тот объяснил (как мог), что он так конспектирует. Выяснилось, что кроме текста он успевал, всего за несколько секунд пока показывают слайд, нарисовать узнаваемо и с подробностями картину или памятник архитектуры, который появлялся на экране. Представляете: за два года обучения, он перерисовал всю программу по истории искусств.



Если вы уже не студент – то же самое. Берите лист бумаги и «показывайте» что вы собираетесь продвигать. Вы заметите, что это не только помогает вам яснее представить задуманное, упрощает понимание, но и развивает память. Вы отчетливее видите цель и быстрее ее достигаете. Такова природа процесса. Парадоксально, но чем быстрее мы читаем, тем лучше понимаем прочитанное. Чем быстрее и эмоциональнее мы рисуем, тем лучше мы схватываем пропорции, цвет, острее видим композицию. Правда, стоит добавить, требуется анализировать результаты того, что вы сделали и… повторить эксперимент.Если вы не выходите на улицу – рисуйте автопортреты, виды из окна, родственников. В конце концов, людей в телевизоре, и на видео в мониторе. Но это уже другая реальность. Если вы концептуалист, авангардист и дизайнер: рисуйте, по совету Леонардо, трещины на стене.



Главное

1. Старайтесь сохранить непосредственность и живость.
2. Следуйте простоте художественной выразительности.
3. Фиксируйте движение, характер, фактуру.
4. Не забывайте про детали, (если нужно делайте записи на полях, даты).
5. Рисуйте по памяти.
6. Сохраняйте наброски. Даже неудачные каракули – это код (шифр) передачи данных. Просматривая заброшенные почеркушки, самораспаковывается архив памяти, включаются эмоции, с которыми вы тогда работали, возобновляется энергия к творчеству.



И чем быстрее вы начнете это делать – тем скорее достигнете результата. Чем артистичнее и смелее будут наброски, тем художественнее будет ваше творчество. Чем разнообразнее по материалам и технике - тем виртуознее и богаче последующие произведения. Начинайте прямо сейчас.

  • В статье использованы как произведения старых мастеров, так наброски студентов Санкт-Петербургского академического института им. И. Е. Репина. Руководитель доцент В. Могилевцев.

образцы


Умение свободно передавать свои наблюдения и замыслы в законченном рисунке или картине дается художнику на основе длительного изучения натуры, приобретения знаний и навыков, постоянных упражнений. В зависимости от длительности выполнения их разделяют на краткосрочные и длительные. К краткосрочным рисункам относятся наброски и зарисовки . Задача краткосрочных рисунков заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, но в умении брать от натуры самое существенное, характерное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.

Наброски. Набросками принято называть быстрые, лаконичные рисунки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков , скоростью их выполнения, условиями, в которых они проводятся. Нередко наброски выполняются на улицах, в зоопарках, на стадионах, при поездках за город и в ряде других случаев, когда требуется в течение небольшого времени зафиксировать увиденное или задуманное.

Наброски позволяют быстро, оперативно провести рисунок различных объектов с целью их изучения или для использования в работе над композициями, дают возможность собрать большой иллюстративный материал. Как правило, в набросках передается общее впечатление от натуры, изображается наиболее главное и существенное, без основательной проработки деталей. Натурные наброски часто служат отправным материалом для создания графических, живописных, скульптурных композиций. В них содержится важный фактический материал, используемый художниками при работе над эскизами и оригиналами своих произведений. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Занимаясь набросками , вы лучше овладеете изобразительной грамотой вообще и средствами рисунка в частности.

Прежде чем приступить к непосредственному выполнению наброска на бумаге, необходимо всмотреться в натуру и решить, что и как именно будет изображено в рисунке, мысленно представить себе цель работы и ее конечный результат. Начиная работу над наброском , следует решить его композицию – расположение одного или нескольких изображений на листе. Лист должен хорошо смотреться в целом, а набросок лучшим образом вписываться в формат листа. Если на одном листе делается несколько набросков , то их необходимо размещать с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.

В зависимости от сложности натуры, замысла рисующего, условий работы наброски могут быть очень быстрыми (полминуты, минута) и более продолжительными (до 15-20 минут). В некоторых случаях изображение, оставаясь наброском , будет уточнено, проработано в основных деталях. В других – художник делает предельно лаконичный набросок , в котором передается только самое общее впечатление от натуры, изображается самое главное. Наброски идущих людей, бегущих животных, движущегося транспорта, естественно будут выполняться в более короткое время, чем, например, рисунки с позирующих натурщиков и пейзажных сюжетов.

Зарисовки. Известно, что в процессе рисования характерные особенности изображаемых объектов запоминаются значительно лучше, чем при простом визуальном наблюдении, поэтому с целью тщательного углубленного изучения их особенностей обычно делаются зарисовки .


На одну зарисовку следует затрачивать 20-60 минут. Начинать следует с зарисовок широко распространенных предметов (стол, шкаф, ведро и т. п.). Работа над такими заданиями дает возможность понять первоначальные основы работы над краткосрочными рисунками , научиться убедительно передавать характерные особенности предметов (их форму, пропорции), использовать закономерности наблюдательной перспективы. Порядок выполнения зарисовки от общего к частному, осуществление работы от больших, главных частей к более мелким, второстепенным, достижение единства изображения – это общие обязательные принципы работы как над длительным, так и над краткосрочным рисунком .

На начальном этапе обучения вам не следует ставить перед собой в качестве первоочередной задачи обязательное достижение особой выразительности и художественного решения краткосрочного рисунка . В этот период при работе на первый план выдвигаются задачи развития глазомера, чувства пропорций, освоение правильных методов выполнения набросков, умение правдиво и убедительно передавать в них особенности изображаемых предметов. По мере приобретения опыта в выполнении набросков и зарисовок одновременно с решением этих задач перед рисующими ставятся посильные для каждого этапа обучения задачи достижения выразительности рисунков. В связи с этим внимание следует обращать на особенности применяемых средств, на материалы и технику выполнения краткосрочных работ.

Глядя на эти многоцветные скетчи, многие спрашивают: "Что это? Цветные карандаши? Ты берешь с собой в дорогу целый набор?"

"Нет, - отвечаю, - это зарисовки ​карандашом "мультицвет" . Один единственный карандаш вместо целого набора!

Что это за карандаш такой?

Карандаш Magic - это многоцветный карандаш фирмы Koh-i-noor.

В отличие от обычных цветных карандашей этот имеет многоцветным грифелем. В нем присутствует 3 цвета (желтый, красный, синий), расположенных по спирали. Впрочем, комбинации цветов могут варьироваться.



Сейчас даже продаются наборы многоцветных карандашей, в каждом из которых грифель состоит из разных цветов.

Такие карандаши выпускают разные фирмы. Они продаются почти во всех канцтоварах. И в сувенирных лавках.​

Но самый лучший, на мой взгляд, многоцветный карандаш именно фирмы Kon-i-Noor. Он мягкий, распределение цвета идет по спирали. Это даёт постоянную смену цвета, когда рисуешь.

Кроме того, продаются такие же грифели, которые можно вставлять в цанговый карандаш. На фото он вверху.

Присмотритесь к таким карандашам в магазине. И обязательно купите себе. Очень удобная штука. Зарисовки им получаются живыми и атмосферными!

Такие зарисовки карандашом "мультицвет" можно дополнять цветными карандашами, ручкой, линерами.



У меня довольно много страниц скетчбуков заполнено такими зарисовками из поездок.

С удовольствием покажу вам свои рисунки многоцветным карандашом.

Многоцветный грифель карандаша «Magic» - фирменный товар компании KOH-I-NOOR HARDTMUTH, впервые запатентованный уже в 1936 году.

Изначально использование мозаичного грифеля предназначалось для обеспечения оригинальности подписи, то есть для использования в канцеляриях.

В наши дни цветные карандаши «Magic» пользуются популярностью у детей и художников по всему миру.



Многоцветный карандаш: неоспоримые преимущества

Легкий в использовании материал

Удобен для поездок

Украшает графические зарисовки, добавляя им цвет

Дает красивый цветной перелив, который визуально выглядит достаточно сложным

Нет необходимости в предварительном рисунке простым карандашом

(примеры из личного архива)