Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

В православной традиции 40 день после смерти человека имеет определенное значение для его души. Но все же многих волнует, что значит 40 дней после смерти. У сорокового дня особенное значение: для людей, которые верят в Бога это некая граница, которая навсегда отделяет жизнь на земле от вечной жизни. Душа человека до 40 дней остается на земле после смерти, а затем покидает землю. Для религиозных людей 40 дней после смерти являются более трагичными, нежели сама кончина.

Душа в борьбе за рай или ад

Душа человека с 9 по 40 день проходит через множество препятствий, которые согласно православным представлениям называют воздушными мытарствами. С того момента, как человек умер, то до третьего дня его душа остается на земле и может отправиться куда угодно.

Что происходит на 40 день после смерти?

На 40 день после того, как душа проходит мытарства, находится в раю и попадает в , где она видит все мучения и ужасы, ждущие грешников в аду, ей предстоит в третий раз предстать перед Господом. Именно тогда будет решаться судьба души. То есть, куда душа отправится, и будет находиться до момента свершения Страшного Суда, в раю или в аду.

Именно по этой причине 40 день для церкви и близких покойного считается последней границей, после которой душа попадает либо к демонам, либо к ангелам.

Что делают на 40 день после смерти?

В этот день очень важно молиться, но и в предыдущие тоже. Молитва – это самый простой и верный способ попросить Всевышнего быть милосердным и вынести справедливый приговор.

Вместе с молитвой родственники во имя спасения души умершего могут принести жертву: отказаться на некоторое время от какого-либо греха. К примеру, перестать употреблять алкоголь или смотреть телевизор. Для покойного такой отказ пойдет только на пользу и принесет ему утешение.

Еще одной важной традицией на 40 дней после смерти являются поминки и необходимо знать, как правильно поминать покойного.

Итак, на поминках при проведении обеда должны присутствовать люди, которые верят в Бога. Отмечают 40 дней простой и постной едой, без изысканных блюд. Не нужно тратиться на то, чтобы ублажить гостей. На поминальном столе должно быть основное блюдо, символизирующее перерождение души – кутья. Прежде чем приступать к другим яствам каждый человек, который присутствует за столом, должен съесть хотя бы одну, а лучше несколько ложечек кутьи.

Ни под каким предлогом поминки не должны быть поводом для радостной и долгожданной встречи родственников и друзей, ведь это не застолье и не светское мероприятие. Разумеется, что на 40 дней после смерти за столом нельзя петь песни, веселиться или шутить.

Необходимо внимательно следить за ходом событий. Бывает, что в поминальные 40 дней за столом собираются люди, которые не виделись долгое время. И в момент, когда начинаются обыденные разговоры, вместо поминания покойного и разговоров о нем, нужно завершать .

На 40 дней после смерти необходимо обязательно отправиться на кладбище, а с собой принести цветы и свечу. Когда на 40 дней на могилу усопшего возлагаются цветы – это считается признаком уважения и демонстрацией большой любви к нему, также это говорит о тяжести от потери.

Подготавливаясь к сороковому дню, родственники должны, прежде всего, подумать о покойном и его душе, а не о меню, цветах и прочих подобных вещах. Необходимо правильно подойти к тому, что усопшего нужно уважать в первую очередь, а уж потом думать о гостях и об их удобствах.

Спрашивает: Елена

Отвечает: Редакция сайта

Что происходит с душой умершего любимого после 40 дня? Можно ли изменить его участь? До всеобщего воскрешения где находятся души? Правда ли, что они спят? Я молюсь о любимом каждый день. Могу ли я разговаривать с ним? Мне очень плохо без него. Его нет уже 4 месяца. Я люблю его и не хочу, чтобы наша связь порвалась, я знаю, что только через молитву могу помочь ему.


Уважаемая Елена!

Вне всякого сомнения, у всех людей будет жизнь после смерти. Какова будет ваша жизнь после смерти зависит от наших отношений с Богом сейчас. Иисус Христос сказал: »Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин 11.25-26).

Весь смысл благовестия Иисуса Христа заключается в том, что Он разрушил власть греха и смерти, потому что смерть есть следствие греха. Иисус говорит: «Я живу, и вы будете жить» (Ин 14.19). Воскресение — это надежда мира. Апостол Павел сказал: »Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа... чтобы познать Его и силу воскресения Его... чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп 3.8,10-11).

После смерти у нас будет не просто жизнь, но Бог даст нам новые тела, лучшие, чем те, которые мы имеем сейчас. Мы не станем бесплотными духами. Верующие во Христа приобретут тела, подобные воскресшему телу Иисуса (см. 1 Кор 15.35-49).

Библия говорит нам, что будет воскресение добра и воскресение зла. Одни воскреснут к прославлению, другие — к поруганию (см. Дан 12.2-3; Мф 25.46; Откр 20.11-15).

Те, кто жил для Бога, приобретут тело, подобное Иисусову — преображенное, прославленное тело — и будут жить с Ним в вечной славе. Те же, кто не жил для Него, пойдут в место наказания и мучений. Да, есть жизнь после смерти, но какова она будет — определится тем, как мы проводим дни в этой «жизни до жизни».

В последние несколько лет мы познакомились со многими случаями возвращения к жизни после короткого периода «клинической смерти». Некоторые люди видели небо, а некоторым было дозволено заглянуть в ад. Они видели существо, о котором полагают, что это был Бог. Они общались с Иисусом. Некоторые люди просили о возвращении в эту жизнь, и Он им позволил; некоторые просили остаться, но Он сказал им, что у них есть еще обязанности в этой жизни. Все они, получив подобный опыт, переменили свою жизнь, — и это однозначно свидетельствует о том, что жизнь после смерти есть. Конечно, это не абсолютное доказательство существования жизни после смерти, однако, подобный опыт говорит в пользу утверждений Св. Писания о продолжении жизни за гробом.

По церковному установление символики погребения и поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются «мытарствами» и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.

На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его получила награду райского блаженства.

Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.

Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.

Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.

В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Суд сорокового дня — суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.

Наиболее важным считается сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу.

После смерти человек уже не может молиться за себя, поэтому мы должны это делать за него. Очень полезны панихида и домашняя молитва об усопших, так же как и добрые дела, творимые в их воспоминание — милостыня или пожертвование на Церковь.

А для того, чтобы милостыня была угодна Богу, необходимо следовать некоторым поучениям:

Священное Писание учит нас: »Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3)

Преподобный Нил Синайский говорит: «Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на небесах, которого невозможно ни выразить словом, ни постичь умом, ни объять мыслью».

«Делающий что-либо доброе для получения славы от людей... пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело» — говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство признак величайшего неразумия». Эти слова принадлежат преподобному Антонию Великому.

Но особенно полезно им — это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.

Особенно хорошо говорит о том, что мы можем сделать для умерших, Архиепископ Иоанн (Максимович): «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба».

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).


Ответ на этот вопрос прочитали 11594 посетителей

Тело и душа едины, однако, тело смертно, а душа – нет. Когда умирает человек, его душе предстоит пройти мытарства – своеобразные экзамены. Мы расскажем вам, что представляют собой эти испытания и как долго они длятся.

Те, кто столкнулся со страшным горем, - смертью близкого, наверняка интересуются, что происходит дальше с душой человека, какой путь она проходит и почему 40 дней считаются важными? Мы расскажем вам о том, какие испытании предстоят человеческой душе, сколько они длятся и каким образом будет решаться ее окончательная судьба.

Проживая земную жизнь, наше тело едино с душой, однако, когда человек умирает, его душа отделяется. При этом все страсти и привычки, добрые и плохие дела, характер и привязанности, которые были сформированы на протяжении прожитых лет, эта душа не забывает. И после смерти ей приходится отвечать за все свои поступки и действия.

40 дней после смерти являются самыми тяжелыми для души человека. В православии этот день считается почти таким же трагическим, так и сам день смерти. Все это время душа пребывает в неведении, какая судьба ей уготована. За 40 дней ей суждено пройти немало испытаний и полностью отчитаться за прожитую жизнь.

Если шесть дней до этого душа пребывала в раю, смотрела на блаженную жизнь и праведников, то далее она следует на «экскурсию» в ад. Там начинается самая сложная и ответственная для человеческой души часть - мытарства. Считается, что их двадцать - при этом это не количество грехов, а количество страстей, в которые входят множество разновидностей пороков. К примеру, есть грех воровство. Однако проявляется он по-разному: кто-то напрямую крадет деньги других людей прямо из кармана, кто-то немного подправляет бухгалтерские бумаги, кто-то берет взятки. Со всеми другими мытарствами то же самое. Двадцать страстей - двадцать экзаменов для человеческой души.

Хождения по аду длятся до сорокового дня. Это значительно более долгая прогулка, нежели путешествие по раю, что и неудивительно, ведь человек гораздо больше подвержен таким слабостям как ненависть, гнев, зависть, лукавство и гордость, чем добродетелям. Поэтому и отвечать за свои пороки приходиться гораздо дольше.

Интересно и то, что во время земной жизни у человека есть возможность покаяться за свои грехи и получить прощение - надо всего лишь исповедаться от чистого сердца. В загробном мире такой возможности нет. Более того, если при исповеди человек может скрыть какие-то свои пороки, то здесь этого права он лишен: человек предстает таким, какой он есть на самом деле, со своими целями, стремлениями и тайнами.

Конечно, душа не остается беззащитной перед строгими судьями. В качестве адвоката души выступает ангел-хранитель, который сопровождает человека с самого рождения. Он будет готов на любой грех найти доброе дело. Главное - чтобы было из чего искать. Для того, чтобы избежать мук ада, человек должен проживать свою жизнь максимально приближенно к монашеству. Это крайне сложно в современном мире, полном искушений, однако если при жизни быть верным Богу, творить добрые дела, быть чистым душой и сердцем, причащаться, то пройти каждое уготовленное испытание будет гораздо проще.

Душа после 40 дней последний раз спускается на землю и обходит особо важные для нее места. Многие люди, потерявшие близких, признавались в том, что во снах видели, как умерший в этот день прощается с ними, говорит о том, что уходит навсегда. Немало людей также утверждало, что после 40 дней смерти они перестают чувствовать присутствие умершего рядом: больше не слышно шагов и вздохов, не чувствуется запах человека.

Что же происходит далее, когда 40 дней прошло? На сороковой день душа вновь отправляется к Богу, теперь уже на суд. Только не Господь будет судить человека, не он будет осуждать или корить за его пороки. Человек сам себе судья. Поэтому считается, что, оказавшись перед Святым ликом, душа либо соединиться с этим светом, либо ниспадет в бездну. И принимается это решение не силой воли, а духовным состоянием, которое стало результатом человеческой жизни.

Душа 40 дней ждет решения своей участи, однако, как утверждает церковь, это не последний суд. Будет другой, Страшный Суд, окончательный. Считается, что на нем судьбы многих душ могут измениться.

Остались вопросы? Задавайте их на нашем форуме.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника

Каждый знает, все мы люди смертные и каждому в свое время суждено покинуть этот мир. Но хочется, чтобы это произошло как можно позже, чтобы в полной мере успеть насладиться жизнью. И тут возникает вопрос - для того ли мы пришли на этот свет, чтобы провести свою земную жизнь в удовлетворении своих желаний и страстей? И что происходит, когда человек умирает, заканчивается жизнь или продолжается, но уже в другой форме и в другом измерении? Эти вопросы испокон веков интересуют человечество. Что происходит через 3, 9, а затем и 40 дней после смерти, есть ли бессмертная душа и каковы ее действия после того, как она оставит бренное тело?

С поведением души после смерти связаны многие обычаи. Например, принято поминать покойного не только, как пройдет 40 дней после смерти, но еще и на третий и девятый день. С чем же это связано, только ли это народные традиции, или есть тому объяснение? Объяснения, конечно же, есть и связаны они с Церковь объясняет, что после того, как человек покидает тело. В два первых дня она обретает полную свободу и может гулять, где хочет, посещая те места, которые ей близки. На третий день обычно человека хоронят, а душа его в сопровождении небесных ангелов возносится на поклонение к Богу.

На пути этом душе приходится не сладко - путь ей постоянно перекрывают бесы, которые показывают душе ее грехи и пытаются ее утянуть в преисподнюю. Ангелы, находящиеся рядом с душой, пытаются ее спасти, в противовес бесам показывая добрые дела, которые совершал человек, будучи жив. Таким образом, они помогают душе пройти через воздушные мытарства. Помогают душе также молитвы и добрые дела во имя умершего на земле его близкими, а также святые, которым человек молился и прославлял их, будучи жив. Пройдя этот тяжелый путь, душа встает перед лицом Господа.

Затем, на протяжении шести дней душе показывают все радости и красоты рая. Душа праведная радуется, а грешная печалится от того, что зря провела свою земную жизнь в напрасной суете и не позаботилась о свое небесном будущем. Она плачет и стонет, сожалея о своей недостойной земной жизни, и горюет, предчувствуя, что ей не остаться в раю, а в ад попасть не хочется. Через шесть дней она опять предстает перед Богом и затем отправляться осматривать ад. Вот почему важен 9 день. 40 день после смерти определяет место, где будет находится душа до Второго пришествия, когда ей и будет навсегда определено место пребывания.

Желая оказать посильную помощь душе умершего, его близкие устраивают по прошествии 40 дней после смерти поминки, на которых поминают его, молятся о его душе. Этим они помогают душе умершего пройти все испытания и получить некоторое облегчение перед Господом. Это количество дней не случайно, оно связано с великими датами в Священном Писании. Например, Иисус Христос в течение тех же сорока дней постился в пустыне, искушаемый бесами, 40 дней пребывал на земле после воскресения Господь со своими учениками, 40 дней пребывал на горе Моисей, прежде чем принял от Господа священные скрижали.

Из всего этого видно, что поминают умерших через 40 дней после смерти совсем не случайно. В этот день заказываются в церкви панихиды, в ходе которых священники совместно с близкими умершего молятся о его душе и просят у Господа помиловать ее. Это очень важно для души, так как помогает предопределить ее дальнейшее место на небе. С этой же целью поминаются усопшие и в третий, и в девятый день, раздается милостыня за них, угощаются бедные и родственники умершего человека.

Очень хорошо, когда близкие заказывают за умершего человека сорокаусты. Это церковные поминовения, которые совершаются 40 дней после смерти. Они призваны облегчить участь души перед тем, как она предстанет перед Господом на частный суд и будет ей определено место до Второго пришествия. Когда Господь придет в мир второй раз, тогда уже совершится Страшный суд, на котором всем воскресшим из мертвых будет определено место, в котором они будут пребывать вечно. Таким образом, поминая умерших в эти дни, люди помогают своим умершим родственникам, облегчая их душам будущую вечную жизнь.