На протяжении многих лет складывались традиции и устои поминовения умерших . Молитвы, трапезы и другие ритуалы имеют сакральный смысл, по преданиям от них зависит, куда попадет душа умершего - в ад или рай…

По православным традициям душу умершего нужно поминать три раза: на 3 (третий) день (в день похорон), на 9 (девятый) и 40 (сороковой) день после смерти.

Считается, что в день похорон душа умершего впервые предстает перед Богом, ей даруется право увидеть все прелести небесного рая, пребывание там длиться до девятого дня, после чего она вновь предстает перед Богом. На протяжении тридцати последующих дней душа умершего проходит круги ада, а на сороковины в третий раз предстает перед Всевышним.

Традиция проведения поминок

Родственники и друзья усопшего могут помочь душе оказаться в раю, для этого нужно искренне молиться на протяжении сорока дней, вспоминать добрые дела умершего, организовать поминальные трапезы. Важно в день похорон, на девятый и сороковой дни после кончины человека соблюсти все каноны и традиции.

После того, как гроб с телом покойного вынесен из квартиры или дома, нужно тщательно вымести мусор (по направлению к порогу), вымыть полы и ручки дверей, накрыть поминальный стол. Придя с кладбища, родственники, друзья и знакомые покойного обязаны вымыть руки с мылом и сесть за стол. Каждый из присутствующих должен произнести про себя молитву и съесть ложку кутьи (сладкой каши). Участники поминального обеда садятся за стол в таком порядке: во главе стола отец, затем мать, близкие родственники покойного, друзья и знакомые, детям отводится место в углу. Портрет покойного, перевязанный черной лентой, ставится рядом с общим столом на отдельном столике или стуле, перед ним размещается тарелка, на ней параллельно нож и вилка.

Закончив трапезу, гости поворачиваются к портрету покойного, благодарят его за обед и желают Царствия небесного, затем отдают поклон родственникам умершего. Поминальный стол после трапезы можно не убирать, достаточно накрыть его скатертью, но тарелка покойного должна быть открыта. Плакать после заката строго воспрещается, считается, что слезы могут заставить покойного вернуться с кладбища к живым людям, это не к добру. Каждый, кто был на кладбище в день похорон должен тщательно вымыться в бане или ванне.

На девятый день после кончины собираются близкие люди покойного, идут в церковь, на кладбище, скромно поминают умершего за столом, хвалят его земные поступки. На сороковой день после смерти нужно заказать в церкви поминальную литургию (сорокоуст), за нее принято платить. Обязательно посещение кладбища и поминовение души покойного за трапезным столом, за который приглашают близких, друзей и знакомых умершего.

9 дней после смерти - это срок, за который душа переживает много событий и изменений. Что происходит после погребения?

Первые 3 дня

В первые 3 дня душа находится там, где ей важно находиться. Например, если человек при жизни был очень привязан к своему телу, он будет поблизости. В случае, когда какие-то люди много значили для усопшего, свое последнее время на Земле он проведет рядом с ними. По сути, во многих документальных фильмах говорится о том, что некоторые души не знают, что им делать. Некоторые начинают кататься на метро и следить за родственниками, другие пытаются обеспечить будущее своих детей. Каждый по возможности пытается завершить земные дела или в последний раз посмотреть на то, что очень значимо.

Поклонение Богу

Поклонение совершается неоднократно: в день смерти, затем - на третьи сутки, на 9 день после похорон, через 40 дней после упокоения, а также непосредственно перед Страшным судом. Люди, которые отправляются в ад, выполняют поклонение и после суда.

С 3 по 9 день

После 3 и до 9 дней после смерти душа осматривает красоты рая. Она видит обитель, которая ей уготована. Однако люди, которые были суетными, делали смертные дела и ходили по злым путям, не войдут в рай.

Мытарства

Через 9 дней после смерти начинаются мытарства. Длятся они до 40 суток. После смерти нас окружают наши грехи. Каждое наше плохое деяние имеет своего "хранителя"-беса. Когда душа выходит из тела, эти демоны окружают ее. Беззаконий и бед настолько много, что их не счесть. Это все грехи человека, совершенные при жизни. Некоторые думают, что после смерти душа возносится ввысь, и ничто не может ей помешать. Но это не так, ведь именно силам зла принадлежит пространство между землей и небом. Божия Матерь молила о том, чтобы после смерти не увидеть злых демонов, когда готовилась к Упоению. Поэтому Господь самолично пришел, чтобы проводить Ее душу. Это отмечено на иконе Упоения. Как понятно, демоны приходят не только к "простым" людям, но и к избранным умирающим.

9 дней после смерти: до и после

До девятого дня идет период кормления и оформления "тела вечности". Родственники и священнослужители начинают проводить поминальные процедуры. До 9 дня душа видит прелести рая, а после - мучения и ужасы ада. На 40 день назначают место. В течение девяти суток усопший постепенно перестает слышать родственников и знакомых, также он уже не может видеть их. Все контакты он может осуществляет лишь при использовании обоняния и осязания.

Почему эти дни отмечают?

Душа после смерти 9 дней путешествует и узнает возможные места своего пребывания. До последнего она не знает, какая участь ей уготована. Ей показывают как красоты и прелести райской жизни (в течение намного меньшего срока), так и страшные события, которые происходят в аду. За это время родственники могут усердно молиться, просить лучшей участи до момента, пока не произойдет Страшный суд над душой умершего. Правильное поведение близких может помочь душе попасть в рай. Поэтому очень важно не лениться, а ходить в церковь, заказывать молебны. Самому также нужно уделять время этому занятию. И делать это нужно правильно. Вы можете получить разъяснения у вашего священнослужителя.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Когда близкий человек еще не переступил порог вечности, его родственники всячески пытаются оказывать знаки внимания, предлагать свою посильную помощь. В этом проявляется долг исполнения любви к ближнему, вменяющийся в обязательную ответственность христианским вероучением. Но человек не вечен. Для каждого наступает момент смерти . Однако, этот переход из одного состояния личности в другое не должен быть ознаменован оставлением памяти об умершем . Человек жив, пока его помнят. Религиозной обязанностью христианина является организация поминальных обедов в память об усопших для всех, кто знал последнего при жизни.

Смысловое значение 9 дня после смерти человека

Согласно православному вероучению, душа человека бессмертна. Этот тезис подтверждается практикой поминовения усопших в христианской традиции. Церковное Предание учит, что первые три дня после смерти душа пребывает на земле в тех местах, которые были ей особо любимы. Затем она возносится к Богу. Господь показывает душе райские обители, в которых блаженствуют праведники.

Личностное самосознание души умиляется, она дивится увиденному, а горечь от покидания земли уже не является настолько сильной. Это происходит в течение шести дней. Затем ангелами душа вновь возносится на поклонение Богу. Получается, что это девятый день, в который душа во второй раз видится со своим Творцом. В память об этом Церковь устанавливает поминки, на которых принято собираться в узком семейном кругу. Заказывается поминовение в храмах, возносятся молитвы Богу о помиловании умершего. Существует утверждение, что нет ни одного, кто прожил и не согрешил . Также смысловым значением числа девять является память Церкви о соответствующем числе ангельских чинов. Именно ангелы сопутствуют душе, показывая ей все красоты рая.

Сороковой день - время частного суда души

По истечении девяти дней душе показываются адские обители. Она наблюдает весь ужас неисправимых грешников, ощущает страх и трепет перед увиденным. Затем на сороковой день вновь возносится к Богу на поклонение, только в этот раз еще и происходит частный суд над душой. Эта дата всегда почитается самой важной в загробной участи умершего. Нет традиции переноса поминок , на какой бы день они ни пришлись.

Душа подвергается суду за все дела, совершенные человеком при жизни. И после этого определяется место ее пребывания до момента второго пришествия Христова. Особо важно в эти дни совершать молитвы и творить милостыню в память о покинувшем этот мир родственнике или знакомом. Человек просит Бога о помиловании, возможности дарования блаженной участи умершему человеку.

Число 40 имеет и свое значение. Еще в Ветхом Завете предписывалось хранить память об умершем 40 дней. В новозаветные времена можно провести смысловые аналогии с Вознесением Христовым. Так, именно на 40 день после Своего воскресения Господь вознесся на небо. Эта поминальная дата является также и памятью о том, что человеческая душа после смерти вновь отправляется к своему Отцу Небесному.

В целом проведение поминок является актом милосердия к живым людям. Предлагается обед, как милостыня в память об усопшем , совершаются иные обряды, свидетельствующие о вере человека в бессмертие души. Это является и надеждой на спасение каждой отдельно взятой личности.

У православных поминание усопших происходит на девятый и на сороковой дни после смерти. Почему?

Подробно на этот вопрос отвечают священнослужители. Согласно церковным канонам, время с момента упокоения непосредственно по девятый называется оформлением "тела вечности". В этот период усопшего проводят по "особенным местам" рая. А в мире живых родственники и священнослужители проводят различные обряды поминального характера.

Что происходит в первые 9 дней после смерти?

В эти самые первые усопшие могут наблюдать за окружающими людьми, видеть их и слышать. Таким образом душа уже навсегда прощается с жизнью в этом мире, с жизнью на земле, постепенно утрачивая эти возможности и тем самым отдаляясь от мира живых. Поэтому неслучайно поминальную службу заказывают на 3-й, 9-й и 40-й дни. Эти дни представляют собой особые рубежи, которые проходит каждая душа покидая наш мир.

После девятидневного рубежа душа попадает в ад, дабы увидеть мучения нераскаявшихся грешников. Как правило, душа ещё не знает что за судьба ей уготована, и страшные муки, которые предстанут её взору должны будут её потрясти и заставить устрашиться своей судьбы. Но не каждой душе даётся такой шанс. Некоторые попадают сразу в ад без поклонения Богу, которое происходит на третий день. Эти души задержали мытарства.

Мытарства- это посты, на которых души задерживают бесы, или ещё их называют князьями мытарств. Таких постов двадцать. На каждом собираются бесы и выставляют душе все грехи, которые она совершила. При этом душа не остаётся совсем беззащитной.

Всегда рядом в эти трудные моменты ангелы - хранители.
Ангел-хранитель представляет бесам противоположные грехам добрые дела души. К примеру, щедрую помощь можно поставить против обвинения в жадности. Блаженная Феодора, чей авторитет заслуживает внимания, свидетельствует, что чаще всего люди застревают на мытарствах из-за прелюбодейства. Поскольку эта тема слишком личная и постыдная, люди часто болезненно относятся к обязательному разговору о ней на исповеди.

И этот грех остаётся утаенным, тем самым перечёркивая всю исповедь. Поэтому бесы выигрывают в войне за прожитую жизнь. Каких бы поступков вы ни совершили, как бы не было за них стыдно (это касается и интимной жизни) исповедоваться батюшке необходимо полностью, иначе вся исповедь не будет зачтена.

Если душа не проходит все мытарства, бесы уводят её прямо в ад. Там она остаётся до страшного суда. Близкие и родные усопшего могут смягчить участь его души молитвами, поэтому лучше заказать поминовение в церкви.

На третий день душа, которая смогла пройти мытарства, проходит поклонение Богу.

Затем ей показывают все красоты рая, по сравнению с которыми земные радости просто меркнут. Счастье, которое становится доступным человеку в раю, несравнимо ни с чем. Так говорят святые.

Чистая и прекрасная природа, какой она была до грехопадения человека, исполнение всех желаний, люди-праведники, которые все вместе, всё о чём только можно мечтать - это рай. В аду же ничего этого нет и все люди одиноки.

На девятый день душу низводят в ад, в качестве зрителя.

Побывав в раю, повидав там праведников, человек осознаёт, что ада он достоин больше, чем рая, из-за своих грехов, поэтому душа с большим трепетом ожидает срока в 9 дней после смерти. Здесь очень важна молитва, которой близкие помогают душе. Важно приобрести тесную связь с душой усопшего, дабы вердикт вынесли в пользу Святого места. В церкви следует заказать службу, дабы ваш близкий имел поддержку с вашей стороны.

Также в это время можно задуматься как обустроить место захоронения, например, выбрать гранитный памятник .

9 дней после смерти - поминовение близких

Первые очень трудные для души усопшего человека, поэтому помогите своим близким, закажите поминовение в церкви, и вам будет легче и спокойнее за близкого и душа умершего будет спокойна и умиротворена. Важна не только молитва церковная, но и ваша личная. Обратитесь за помощью к батюшке. Он вам поможет освоить особые правила в прочтении псалтыри.

С давних времён известен обычай поминать близких за трапезой. Зачастую поминки являются поводом для родственников собраться вместе, вкусно покушать, обсудить дела. На самом деле за поминальным столом собираются не просто так. Православные христиане должны молиться об тех близких, которые покинули земной мир. Перед началом трапезы необходимо совершить в обязательном порядке литию. Это небольшой чин панихиды, её может совершить мирянин. Можно прочесть 90-й псалом и "Отче наш".

Кутья является первым блюдом, которое собственно и вкушается на поминках. Готовится она, как правило, из отваренных зёрен пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно-это символ воскресения, а мёд-сладость, которой праведники наслаждаются в раю. Кутья должна быть освящена во время панихиды особым чином, если это не возможно, её следует окропить святой водой.

Желание хозяев угостить всех, кто пришёл на поминки повкуснее, понятно, но оно не освобождает от соблюдения постов, которые установила Церковь. В среду, в пятницу и соответственно в длительные посты вкушать только разрешённую еду. Если во время Великого поста поминки попадают на будний день, их следует перенести на субботу или же на воскресенье.

Языческий обычай - выпивать на могилах, не имеет ничего общего с православными обычаями. Каждый христианин знает, что нашим усопшим близким принесёт радость молитва за них и благочестие, которое мы приносим, а не количество выпитого спиртного.
Дома, во время поминальной трапезы, после панихиды, допускается небольшой бокал вина, который будет сопровождаться добрым словом в адрес усопшего. Не забывайте о том, что это совсем необязательная вещь на поминках. Но остальной алкоголь следует избегать вовсе, так как он будет отвлекать от самих поминок.

В православии первыми за поминальный стол усаживают нищих и убогих, старушек и детей. Так же можно раздать вещи и одежду усопшего. Можно услышать множество рассказов о случаях, когда милостыня родных помогала усопшим, и получала подтверждения об этом из загробного мира. Поэтому вы можете помочь умершему, отдав сбережения на милостыню, дабы принести пользу душе в загробном мире.

Потеря близкого человека может перевернуть мировоззрение, помочь обрести желание стать настоящим православным христианином, сделать самый первый свой шаг на пути к Богу. Начните сейчас очищать свою душу, исповедываться, дабы в загробном мире благие дела преобладали над грехами.