{"format":"googlemaps3","type":"ROADMAP","minzoom":false,"maxzoom":false,"types":["ROADMAP","SATELLITE","HYBRID","TERRAIN"],"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":,"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","geoservice":"geonames","width":"auto","height":"350px","centre":{"text":"","title":"","link":"","lat":59.864112,"lon":38.257694,"icon":""},"title":"","label":"","icon":"","visitedicon":"","lines":,"polygons":,"circles":,"rectangles":,"wmsoverlay":false,"copycoords":false,"static":false,"zoom":10,"layers":,"controls":["pan","zoom","type","scale","streetview"],"zoomstyle":"DEFAULT","typestyle":"DEFAULT","autoinfowindows":false,"resizable":false,"kmlrezoom":false,"poi":true,"markercluster":false,"clustergridsize":60,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clusteraveragecenter":true,"clusterminsize":5,"tilt":0,"imageoverlays":,"kml":,"gkml":,"fusiontables":,"searchmarkers":"","enablefullscreen":true,"showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/palomnik/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\" title=\"\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\"\u003E\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c","link":"","lat":59.864112,"lon":38.257694,"icon":""}]}

Воскресенский Горицкий монастырь

Горицкий Воскресенский монастырь - женский православный монастырь в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области России.

Расположен на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения.

Основание монастыря

Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Из первых лет Горицкой обители сохранились только имена игумений: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569).

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольга.

В 1727 году, после опалы Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Веревкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 - 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определенного в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла высоко поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменьи Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 - 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 - 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Здания монастыря

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.


Собор Воскресения Христова (Горицы)

Воскресенская церковь

Двухэтажная каменная Воскресенская церковь построена в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации.


Собор Троицы Живоначальной (Горицы)

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Горицы)

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время - контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX - начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.


Часовня (Горицы)

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

Кладбище

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Монастырь в XX веке

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

Современное состояние

В монастыре постоянно живут 10-20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря - игуменья Евфалия (Лебедева). В мае 2015 года обвалилась часть стены XVI века со стороны озера.

Как добраться

Проезд: Проехать в Горицкий монастырь можно несколькими способами.

1. Из Санкт-Петербурга поездом ехать до города Череповца. Оттуда автобусом до города Кириллова (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2 часа (100 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Череповец - Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру - Кириллов через Лодейное поле (последний вариант более короткий, но дорога не на всем протяжении хороша).

2. Из Москвы с Ярославского вокзала поездом до Вологды, а оттуда в город Кириллов идут автобусы (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2,5 часа (125 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Ярославль-Грязовец-Вологду-Кириллов, или 2) на Ярославль-Пошехонье-Череповец-Кириллов.

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус - первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже - два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 - 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…

Древнейшее каменное здание Вологды - Софийский собор – памятник архитектуры XVI века. Его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство Кремля-Крепости, в которой Софийский Собор должен был стать главной достопримечательностью. Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов. Софийский Собор построен по образу и подобию Успенского Собора Московского Кремля. По свидетельствам летописей, царь придавал большое значение идее постройки Софийского собора. Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем «каменным припасом», который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Строители должны были особенно заботиться о прочности и крепости постройки. Кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного. То, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя «лубьем и другими орудиями». Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства. Софийский собор представляет собой целостный ансамбль, в котором архитектура, монументальная живопись (1686-1688) и иконостасный комплекс (1724-1737) являют собой органичный синтез искусств. В 1686 – 1688 годах Софийский собор был расписан талантливым ярославским художником Дмитрием Плехановым «с тридцатью товарищами». Стены собора во времена опричнины видели страшных чёрных всадников с собачьими головами, привязанными к луке седла, «польских и литовских людей», захвативших Вологду в сентябре 1612 года и бесчинствовавших на улицах города. Здесь молились будущий святитель Игнатий Брянчанинов, приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II, патриарх Московский и всея Руси Алексий II и многие другие известные вологжанам и всей России люди. Время сделало этот храм символом города и свидетелем его истории. Собор располагается в центральной части города, на высоком берегу реки Вологды, в непосредственной близости от вологодского кремля и выполняет важную градостроительную функцию, замыкая пространство одной из древнейших площадей города - Кремлёвской.

Тихое пристанище отрешенных от превратностей судьбы. Всего 6 километров отделяют Воскресенский Горицкий монастырь от . Расположившись вдоль возвышенного левого берега реки Шексны в небольшом селении Горицы, он включен в состав национального парка «Русский Север» и является памятником архитектуры федерального значения.

Горицкий Воскресенский монастырь
Фото: И. Ионова

Обитель не столь знаменита, как находящиеся по соседству монастыри. Но она имеет собственную историю и скромную, ненавязчивую красоту, ценимую знатоками русского культурно-исторического наследия. Святыня является популярным объектом посещения туристов, которые путешествуют речными круизами, делают здесь обязательные остановки и знакомятся с живописными окрестностями.


Справа — Введенская церковь
Фото: И. Ионова

На момент основания обители здесь существовали 2 деревянных храма:

  • церковь Воскресения Христова;
  • церковь Введения Богородицы во храм.

В 1544 году княгиня Евфросиния Старицкая (вдова князя Андрея Старицкого, младшего отпрыска Ивана III) решила обустроить женскую иноческую обитель. Заменив церковь Воскресения Христова новым каменным строением и добавив к ней придел Кирилла Белозерского, она положила начало Горицкому монастырю .


Участие Евфросинии в заговоре против Ивана Грозного имело исторические последствия. Несмотря на ее последующее покаяние, постриг в инокини и первоначальную поддержку Иваном Грозным, женщина трагически закончила свою жизнь в 1569 году.


С тех пор обитель превратилась в место обитания знатных особ женского пола, включая:

  • двух опальных жен Ивана Грозного — Анны Колтовской, Марии Нагой;
  • дочери Бориса Годунова — Ксении;
  • сосланной сюда царицы Фатьмы Салтансейтовны;
  • добровольных «отшельниц» — княгинь Е. Черкасской, А. Трубецкой, М. Воротынской, Д. Силковой, И. Мстиславской.


Закат в Горицах
Фото: О. Щетнев

В XVII-XVIII веках, находясь на содержании государства, монастырь испытывал финансовые трудности и пребывал в упадке. Лишь с 1801 года с приходом в качестве игуменьи Маврикии деятельной и просвещенной Марии Ходневой, обитель начала приобретать былую славу.


Вид со звонницы на Покровскую церковь и монастырские кельи
Фото: В. Матвеева

Расцвет женского монастыря напрямую связан с личными качествами настоятельницы. Ее хозяйственные реформы оказали большое влияние на его развитие. Горицкий Воскресенский девичий монастырь был преобразован из особножительного в общежительный. Наряду с укреплением духа и хозяйства общины обитель приобрела широкую известность.


Церковь Троицы Живоначальной. На заднем плане — собор Воскресения Христова
Фото: С. Гасников

Последующие игуменьи, в основном, усиливали положение монастыря в общественной жизни, превратив его в один из крупнейших на севере России. После революции 1917 г. монастырь действовал несколько лет, но потом его здания были переданы под организацию дома инвалидов, а затем – под сельский клуб. С 1999 г. на его территории частично возобновилась иноческая жизнь женской монашеской общины.


Ограда с башенками

В настоящее время в архитектурный ансамбль Горицкого Воскресенского женского монастыря входит несколько сохранившихся зданий:

  • Воскресенский собор (наиболее старинная, ныне не действующая церковь Воскресения, построенная в 1544 году и требующая реставрации);
  • собор Троицы Живоначальной XIX в., расположенный за монастырскими пределами;
  • главный каменный храм, расположенный в пределах ограды с восточной стороны, — церковь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженная в 1832 г. и отреставрированная в 2003 г.;
  • Введенская церковь, расположенная внутри ограды;
  • колокольня ХVII в., полностью перестроенная в XVIII в.;
  • комплекс из деревянной и каменной часовен и монастырского водопровода, связывающего их с водным источником неподалеку от обители;
  • ограда с угловыми башенками и монашеские корпуса конца XIX – начала XX в. в.

Монастырь является местом хранения Владимирской иконы Богоматери и предназначенной для константинопольской церкви патриарха плащаницы, подаренной обители Александром I.


Теплоход на причале в селе Горицы

Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Неподалеку расположена с деревянной часовней.


Горицкий Воскресенский женский монастырь

"Италия и Швейцария, Апеннины и Альпы много угощали меня своими видами, но признаюсь, есть мгновения природы в нашем разнообразном Отечестве, которые не уступят по красоте Апеннинским и Альпийским, хотя имеют совершенно другой характер".

Шевырев С. П.

Воскресенский Горицкий монастырь находится в селении Горицы, всего в нескольких километрах от города Кириллова, на левом берегу реки Шексны.

Горицкий монастырь. Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1909 год.

Горицкий монастырь основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной. В 1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. (Грозный видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. И донос послужил поводом к расправе.) Она была пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре, княгиня занялась обустройством обители. В октябре 1569 года вслед за убийством Иваном Грозным Владимира Старицкого и всей его семьи, по царскому приказу монахиню Евдокию утопили в Шексне. Смерть княгини породила много легенд, а место ее захоронения в Горицком монастыре стало местом особого почитания.


Рака для мощей княгинь Евфросинии и Иулиании, утопленных в 1569 г. в реке Шексне по воле царя Иоанна Грозного.

Фотография С. М. Прокудина-Горского

Надпись на раке:

"Здесь покоются Великия Княгини: 1. Евфросиния, во иночестве Евдокия. 2. Иулиания, во иночестве Александра. 1569 Октября 15. Сии инокини, по воле Царя Иоанна Васильевича Грознаго, утоплены были в реке Шексне, которая протекает близ Горицкаго монастыря. Именитыя утопленницы плыли против воды и были взяты и погребены с подобающею честию, как царския особы".

Трагическая судьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители. Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова, сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. В числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Иоанна Грозного Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова (инокиня Ольга), княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многие другие…

Борис Годунов со своей семьёй. Художник Б. Зворыкин

С 1739 по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова - дочь А. Г. Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявлена невестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобождена из заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова.

Екатерина Алексеевна Долгорукова

Горицкий монастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему. Первым царственным благодетелем монастыря, после царя Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний представитель рода Рюриковичей. По завещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году в Горицком монастыре была возведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия, её сына, и колокольня.

Царь Фёдор Иоаннович

Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова, монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком. В XVIII веке знатных пострижениц стало меньше, отсутствие общего хозяйства привело к тому, что многие насельницы не имели средств к существованию, и к концу столетия монастырь пришел в крайнее запустение.

В 1810 году настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева. Игуменья Маврикия (Мария Матвеевна Ходнева) - дочь небогатого белозерского помещика Матвея Ивановича Ходнева, родилась в день Пасхи 8 апреля 1778 г. В 18-летнем возрасте Мария лишилась любимого отца, после чего ее мать повторно вышла замуж. В 1801 г. Мария приняла послушание в Горицком монастыре, в 1806 г. была пострижена в монашество с именем Маврикии, а через некоторое время стала игуменьей. Она была очень деятельной и духовно просвещенной монахиней. Новая настоятельница ввела для 70 обитавших тогда в монастыре сестер общежитие, а 21 апреля 1812 г. открыла общую трапезную. Она сумела арендовать у мещанского общества г. Кириллова землю под огороды и даже устроить близ монастыря кирпичный завод. Это позволило не только провести необходимый ремонт зданий, но и начать новое энергичное строительство. И насельницы монастыря, и сама игуменья трудились, не чураясь любого дела. Был исправлен и покрыт железом соборный храм, к нему была пристроена обширная паперть — притвор перед входом — и ризница — особое место в церкви, в котором хранятся торжественные одежды священников, церковная утварь и драгоценности. В церквях за иконостасом находились обычно малые ризницы, а в монастырях, кроме того, имелись и особые, большие ризницы. Именно в это время над могилой двух убитых по приказу Иоанна Грозного инокинь был сооружен Троицкий собор.


Троицкий собор в Горицах. Справа - Воскресенская церковь и колокольня


Горицы. Слева Введенская церковь, в центре Воскресенская церковь, справа - Троицкий собор


Введенская церковь

Построена церковь с больничными палатами, где лечили бесплатно. Маврикия сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Были построены каменные строения и ограда. После революции монастырь продолжал действовать еще несколько лет. Но вскоре он был закрыт, а в 30-е годы практически все монахини и насельницы монастыря были репрессированы. Монастырские корпуса были отданы под дом инвалидов, а в соборе одно время располагался сельский клуб.

Архитектурный ансамбль Горицкого монастыря включает в себя собор Воскресения /1544/, колокольню /ХVII/, Троицкий собор /XIX/, ограду и монашеские корпуса XIX - нач. XX вв. С октября 1999 г. на части территории монастыря вновь возобновилась иноческая жизнь. Постепенно налаживается жизнь женской монашеской общины. На территории монастыря имеется также несколько жилых полуразрушенных зданий, в которых тем не менее живут.

Горицкий монастырь

Вид на монастырь


Стоянка теплоходов в Горицах


Горицы. Современное фото

Памятник неизвестному солдату в Горицах. Автор Дмитрий Казаков


Гора Маура

Гора Маура


Вид на Горицы с горы Маура

С. П. Шевырев "Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 году. М., 1850

К. К. Случевский "По Северо-Западу России". СПб., 1897

Процитировано
Понравилось: 6 пользователям

С древних веков монастыри - это центры культуры и духовного развития. Именно в них осуществлялась связь времен и поколений. В прошлом монастыри были местом зарождения книгопечатания, письменности, летописи и грамоты. Благодаря этому сегодня ученые изучают и описывают исторические события разных периодов. Монастыри - это также приют для страждущих, укрытие для гонимых. В былые времена здесь могли спрятаться от власти неугодные ей персоны. Вот и Воскресенский Горицкий монастырь является частью великой истории Государства Российского.

Летопись

Летопись о нем была составлена в XIX веке. Изучая ее, можно сделать вывод, что здесь очень давно была пустынь (погост). Возрождение, которое пережил Воскресенский Горицкий монастырь, связано с храмом Воскресения Христова. Религиозные постройки отличались скромной красотой и величием. Воскресенский собор - это монументальное и самое старинное здание на территории монастыря. Первоначально он имел две главы. Остальные четыре с боков, имеющие железные барабаны, созданы позже. Верхнюю часть стен собора украшает северный декор. Храм выдержан в строгом стиле. Колокольню возвели в 1611 г. и перестроили в XVIII веке.

Воскресенский Горицкий монастырь практически не поменял существующий облик, сформированный в конце XVIII века, до настоящего времени. А планировка соборного комплекса почти не изменена еще с XVI столетия. Внутренние переделки и небольшие пристройки имели лишь функциональное значение. Поэтому Воскресенский Горицкий монастырь сохранил основную архитектуру. Все постройки группируются вокруг храма Воскресения Христова, располагаясь по спирали.

История основания

Монастырь основан в 1544 г. княгиней Евфросинией Старицкой. Она была вдовой удельного князя Андрея Старицкого (родного дяди царя Иоанна IV Грозного). В это время уже была деревянная Воскресенская церковь, которую заменили каменной. В 1563 г. в результате доноса княгиню лишили царского расположения. Она постриглась в монахини, смиренно взяв имя Евдокия. Вместе с ней приняли монашество и ее приближенные. Поселившись в монастыре, княгиня заботилась о его обустройстве. Из имения были перенесены золотошвейные мастерские. Первой игуменьей была старица Анна. Судьба основательницы трагична. 11.09.1569 г. по приказу царя княгиня-инокиня Евдокия и игуменья Анна были утоплены опричниками в реке. Предание про Воскресенский Горицкий монастырь гласит о том, что они были посажены в богатое судно, сильно нагруженное камнями. Оно пошло на дно сразу, как только отчалило. Тела монахинь обнаружили через несколько дней, плывшими против течения. После их стали почитать как святых.

Трагическая судьба основательницы повлияла на дальнейшую долю обители. Именитые мужья отправляли туда своих опостылевших жен, здесь жили ссыльные женщины из знатных семей. В 1569 г. обитель насчитывала 70 жительниц. В числе именитых поселенок были две жены Иоанна Грозного - А. Колтовская и М. Нагая. Также здесь обитали царевна княгини М. Черкасская и И. Милославская, позже (1739-1741 гг.) здесь под строжайшим надзором жила Е. Долгорукова (дочь А. Г. Долгорукова). Среди благодетелей - царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний из Рюриковичей.

По завещанию Марии Нагой в 1611 г. в обители возвели новую каменную церковь Святой великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия и колокольню. В декабре 1612 г. обитель разорили польско-литовские захватчики. В 1693 г. случился сильный пожар, погубивший большую часть имущества и деревянные постройки. Остались только обгоревшие стены от каменных храмов. Восстанавливали памятник зодчества с помощью Кирилловского монастыря. В XVI веке при Петре I монастырь оскудел и лишился всех привилегий.


Особенности устава

Устав монастыря был не похож на другие. Его определил необычный состав инокинь. В отличие от общепринятых, в обители был устав, при котором каждая жительница распоряжалась собственными средствами, имела свою келью и вела личное хозяйство, соответствующее достатку. Связь между ними поддерживалась общей молитвой и подчинением игуменье. Каждая новая инокиня вносила плату в казну на постриг и должна была обзавестись кельей, становившейся ее собственностью. Она могла ее продать или уступить кому-то на свое усмотрение. О пропитании также заботился каждый отдельно за исключением редких случаев, когда речь велась о бедной или немощной обитательнице. Тогда на собрании стариц принималось решение о выдаче небольшой помощи. В итоге такой своеобразный устав при отсутствии поддержки со стороны государства привел обитель к запустению.


Возрождение

В 1810 г. при настоятельнице Маврикии Ходневой началось возрождение. В короткий срок женский православный монастырь стал процветать. Был введен общежительный устав, это сплотило сестер. Под огороды арендовали землю и построили кирпичный завод. Началось новое строительство. На средства помощницы игуменьи матушки Феофании организовали ткацкую, живописную и золотошвейную мастерские. Со временем мать Феофания завоевала большую любовь и доверие монахинь. Она трудилась очень самоотверженно.

В 1845 г. на Феофанию приехал лично посмотреть архиепископ Новгородский Леонид. После был издан указ о ее переводе в столицу. Цель перевода - основание нового монастыря. Матушка прибыла в Петербург с тремя сестрами, к ним присоединились еще 20 горицких монахинь. 28.10.1845 г. матушку посвятили в игуменьи. Трудолюбивую монахиню ценили царские особы. Она умерла 18.07.1861 г. и похоронена с южной стороны в Троицком храме. В начале XX века Горицкий монастырь имел уровень третьего класса, насчитывал около пятисот поселенок и относился к Новгородской епархии. Сегодня его опекает Вологодская епархия, которая делает достаточно много для восстановления былой славы обители.


Новые суровые испытания

После революции 1917 г. в нем создали с/х артель «Колос», в которой работали, жили и молились монахини до самого закрытия обители в 30-х годах прошлого столетия. Настоятельницу Зосиму расстреляли. Нетрудоспособных и престарелых монахинь утопили на барже в Белом озере, остальных расстреляли или сослали. Чудом оставшиеся в живых жили в единственной действовавшей Покровской (Подгородней) церкви.

После ВОВ Воскресенский Горицкий женский монастырь превратили в Дом инвалидов, функционировавший до 1973 г. Затем церковные здания передали музею. А в Троицком соборе разместили Дом культуры, во Введенской церкви - тракторную мастерскую, в Покровском храме - правление совхоза. Воскресенский собор как памятник архитектуры XVI века передали совхозу.

Новое возрождение началось В 1996 г. усилиями настоятельницы Евфалии (Лебедевой), которая по приглашению владыки Максимилиана приехала в Горицы из Красногорского Покровского монастыря (Золотоноша Черкасской обл.).

Сегодня обитель переживает свое новое рождение. Хозяйство у монастыря большое, есть скотный двор и куры. Большинство продуктов поселенки производят своими руками. Ведутся ремонтные и восстановительные работы, расчищаются пруды. Обитель передана Вологодской епархии.


Местонахождение и паломничество

Монастырь расположен неподалеку от города Кириллова, всего в семи километрах от него. Расположилась обитель на левой стороне речки Шексна. Он построен у подножия горы Мауры, где местность насыщена живописной зеленью лугов и красотой озер. Это село Горицы, Вологодская область. Маленький поселок летом живет за счет приезжающих сюда на экскурсию туристов и паломников. Круизные суда делают в этих местах обязательную остановку. Туристы направляются в Кирилло-Белозерский, и не забывают посетить Горицкий монастырь, менее известный, но очень важный в культурно-духовном пласте, который создает Вологодская епархия в Кирилловском районе и по области, а также для России в целом. Обитель посещает множество паломников. Их число значительно увеличивается летом. Жительницы обители ведут активную общественную жизнь, общаются с местными обитателями и приезжими паломниками, ведут просветительскую и педагогическую работу.