Законодательство Российской Федерации

Сборник основных федеральных законов РФ

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов

Глава 3. Территориальное планирование

Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования

Глава 4. Градостроительное зонирование

Глава 5. Планировка территории

Глава 5.1. Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства

Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства

Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений

Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов

Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства

Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

Градостроительный кодекс Российской Федерации N 190-ФЗ (действующая редакция 2020)

Российское законодательство 2020
Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)
Последнее обновление: 20.03.2020


Здесь вы найдёте полный текст нового Градостроительного Кодекса РФ 2016 , включая все дополнения и изменения на 2014 год, комментарии к статьям, а также правовые документы, статьи и новости, связанные с ГрК РФ. Переход к любой статье Градостроительного кодекса осуществляется через оглавление на главной странице или через меню в левой части сайта. Также вы можете воспользоваться поиском по сайту.

У нас можно получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам, для этого внизу справа есть форма ввода информации для юриста онлайн.

Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) 2016 - регулирует отношения в области градостроительной деятельности. Был принят 22 декабря 2004 года Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. Градостроительным кодексом Российской Федерации назван Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, он устанавливает правила в системе градостроения и регулировать отношения, которые связаны с данным понятием.

ГрК РФ пришёл на смену кодексу 1998 года. Преимуществом перед прошлым нормативным актом стали пункты об обязательном наличии благоприятных природных условий для проживания и сохранения объектов культурного наследия. Теперь Градостроительный Кодекс отвечает за все главные понятия в градостроительной деятельности, расписывает принципы законодательных процессов, перечисляет полномочия органов, отвечающих за застройки.

Градостроительный кодекс регулирует операции по планировке территорий, проектирование строительное и архитектурное, зонирование. Он же отвечает за вопросы постройки новых объектов, проведения капитального ремонта на уже существующих и охватывает все сферы капитального строительства.

Всего в Градостроительном Кодексе РФ 9 глав, каждая из которых освещает определённый процесс в системе градостроения. В них описываются такие явления как:

Главные принципы и положения градостроения (Глава 1);

Какими полномочиями обладают органы власти РФ и её субъектов, что могут органы местного самоуправления, как они влияют на градостроительную деятельность (Глава 2);

Что такое зонирование, планирование территориальное, планировка территории, как осуществляются данные процессы (Главы 3, 4, 5);

Как происходит проектирование, процесс реконструкции объектов и строительства новых, что такое капитальное строительство, как проходит процесс их саморегулирования и последующая эксплуатация (Главы 6, 6.1, 6.2);

Как градостроительная деятельность обеспечивается информацией (Глава 7);

Нарушение законов кодекса и ответственность за них (Глава 8);

Градостроительная деятельность в Москве и Санкт-Петербурге, являющимися городами федерального значения (Глава 9).

Кроме того, при создании, реставрации, выделении территории, ремонтных работах и другой деятельности, связанной с застройкой городов, ответственные лица должны руководствоваться принципами, прописанными в Градостроительном Кодексе Российской Федерации 2016.

Документация

Градостроительный кодекс · · Генеральный план · Проект планировки · Проект межевания · ГПЗУ

Основные инструменты градорегулирования

Типы градостроительных образований

В соотв. с ч. 1 ст. 9 ГСК РФ 2004 г. территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ , субъектов РФ , муниципальных образований.

Ч. 1 ст. 9 ГСК РФ 2004 г. предусматривает следующие документы территориального планирования:

  • РФ ;
  • Схемы территориального планирования субъектов РФ ;
  • Схемы территориального планирования муниципальных образований:
    • Схемы территориального планирования муниципальных районов ,
    • Генеральные планы городских и сельских поселений ,

С 1 сентября 2011 г. вступила в силу ст. 57.1 ГСК РФ 2004 г., предусматривающая создание Федеральной государственной информационной системы территориального планирования , которая определяется как информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

Градостроительное зонирование

Градостроительное зонирование (п. 6 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.) - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами ОМСУ , нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.).

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГСК РФ 2004 г.).

Планировка территории

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (п. 1 ст. 41 ГСК РФ 2004 г.).

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов , иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (п. 1 ст. 42 ГСК РФ 2004 г.).

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям , расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий (п. 1 ст. 43 ГСК РФ 2004 г.).

Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства

4 июля 2016 года вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс РФ, связанные с введением законодательно установленного ценообразования в строительстве, а также упрощения выдачи разрешений и строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Редакцию Градостроительного кодекса с 4 июля 2016 года изменили сразу три новых Федеральные закона, которые вступили в силу в день подписания:



  1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 369-ФЗ,


  2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 370-ФЗ,


  3. Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ.

Каждый из этих документов изменил определенные статьи Кодекса. Остановимся на каждой в отдельности.

Ценообразование

В добавлены 4 новых пункта, которые разъясняют новые понятия в кодексе:



  • пункт 30 определяет, что сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта представляет собой сумму денежных средств, необходимую для осуществления всех этих процессов;


  • пункт 31 определяет, что сметные нормы - это совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов, которые установлены на принятую единицу измерения, и иных затрат, и применяются для определения сметной стоимости строительства;


  • пункт 32 определяет, что сметные цены строительных ресурсов - это сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, которая установлена расчетным путем на принятую единицу измерения и должна размещаться в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;


  • пункт 33 определяет, что сметные нормативы - это нормы и методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, которые используются при определении сметной стоимости строительства.

Статьей 4 Градостроительного кодекса РФ определено, что отношения, связанные со сбором и обработкой информации, которая необходима для определения сметной стоимости строительства, регулируются законодательством РФ о коммерческой и иной охраняемой законом тайне с учетом особенностей, которые установлены законодательством РФ о градостроительной деятельности.


Новая редакция статьи 6 Градостроительного кодекса РФ отнесла к компетенции органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности, в том числе, утверждение сметных норм и методик их применения,установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, установление порядка ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, а также ведение федерального реестра сметных нормативов и федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве.


В Кодексе появилась новая глава 2.1 "Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, Федеральный реестр сметных нормативов". В нее вошли две такие статьи:



  • , регулирующая ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности;


  • , регулирующая Федеральный реестр сметных нормативов.

Кроме того, введена новая , которая регулирует Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве и определяет состав информации и порядок ее размещения.

Саморегулируемые организации

Изменила свое название, теперь она называется "Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации" и определяет, что некоммерческая организация может получить статус СРО, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии ее соответствия требований, перечисленных в этой статье. Статьей 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что у СРО должен быть теперь не один компенсационный фонд, а несколько. Назначение и размер этих фондов определены в новелле статьи.


Новой статьей 55.16.1 Градостроительного кодекса РФ регламентировано размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда СРО.


Статьей 55.17 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена обязанность СРО вести реестр своих членов. В частности, ведение этого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов СРО при условии размещения такого реестра на сайте организации в сети интернет. В статье 55.18 Градостроительного кодекса РФ изменился порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций. В частности, в него должны включаться данные о компенсационных фондах и документах, разработанных СРО.


В добавлен пункт 8.1 следующего содержания:


Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано предоставлять органу надзора за саморегулируемыми организациями по его выбору для осуществления им своих функций доступ к единому реестру членов саморегулируемых организаций в режиме просмотра без возможности удаления или редактирования в нем сведений или предоставлять по его запросу необходимые сведения из указанного реестра.


Статьей 55.20 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено создание национальных объединений саморегулируемых организаций, а также определены их функции. В частности, сведения, содержащиеся в едином реестре членов СРО, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения СРО в сети интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию

В статье 51 Градостроительного кодекса РФ изменились сроки выдачи разрешения на строительство, теперь их должны выдавать в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, при условии предоставления всех необходимых документов.


В статье 55 Градостроительного кодекса РФ появилась возможность межведомственного электронного обмена документами для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Подведомственные государственные органы или органы местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, должны направить их в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

Еще больше обновлений кодексов и обзоров законодательства в специальном
разделе
на Петербургском правовом портале.

Регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории Российской Федерации.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Как получить разрешение на строительство ИЖС - Часть 1 Почему нужно разрешение? 5 ШАГОВ!

    ✪ Как получить разрешение на строительство ИЖС - Часть 2 Что такое ИЖС? Получение разрешения по шагам.

    ✪ #3 Изменения в градостроительном кодексе. Реформа ценообразования 2017

    Субтитры

    друзья Давайте обсудим Зачем же нужно разрешение? Про разрешение вы отдельно погуглите и посмотрите что кому чего Мы снимем для этого отдельное видео Которое будет грустное в котором я буду долго рассказывать про кодекс как статья и так далее Давайте сейчас о проблеме Какое время До 2016 года Людям почемуто не нужно было разрешения на строительство жилого дома. А теперь оно вдруг всем понадобилось Давайте немножко уйдем в детали Что бы понимать в чем проблема... С марта 2016 года Внесены изменения в земельный кодекс после которых Кадастровая плата ну сейчас уже совместно с регистрационной при упрощенной регистрации назовите ее "Дачная амнистия" на индивидуальный жилом дом начала требовать разрешение на строительство все привет теперь вам обязательно нужно разрешение Ораганизации которые готовы помочь Вам за небольшую а иногда и большую сумму денег получить разрешение на строительство В наших видео я бы хотел Вам рассказать что получить разрешение просто быстро и не дорого я расскажу Вам по пунктам все документы которые необходимо получить что необходимо в них проверить и куда и как необходимо их подать Если у Вас стоит вопрос Начинать строительно монтажные работы или получить разрешение сначала? Однозначно - получите разрешение на строительство Как только вы переступите эту черту вы усложните свой путь в разы Вы становитесь нарушителем Вам необходимо будет нести деньги в разные организации, не создавайте себе проблем Получить разрешение не сложно не нужно начинать работы до разрешение Давай те ответим на вопрос Когда Вам не нужно разрешение на строительство Все это определяет градостроительный кодекс РФ Не стоит уповать на мнение знакомого юриста или телефонного разговора с Архитектурой и тем более опираться на опыт тех кто построил дом без разрешения Все ваши действия с аритектурой и другими органами регулируется градостроительным кодексом РФ Вам нужно самому изучить документ и определить для себя нужно Вам разрешение или нет Давайте с Вами проговорим некоторые пункты градостроительного кодекса Статья 51 п.17 Выдача разрешений на строительство не требуется в случае Написали для простых людей =) Строительство гаража на земельному участке предоставленному физическому лицу для целей несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности или строительство на земельном участке предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства Я думаю вопрос здесь не будет Если вы строите гараж - разрешение вам не нужно Если вы строите дачный домик - разрешение вам не нужно Если вы строите на участке под ведение садоводства индивидуальный жилой дом разрешение Вам нужно Надо это понимать Строительство реконструкция не являющими объектами капитального строительства Киосков, навесов, и других... Шаурменную можно строить просто так Строительство на земельном участке строений сооружений вспомогательного использования Летняя кухня, сарай, баня. Изменение объектов капитального строительства и или их частей... ... ... Бла бла бла Много что там сказано Главное что если вы реконструируете свой дом и делаете из одного - два С увеличенной площадью Разрешение Вам нужно Впринципе все Во всех иных случаях Вам необходимо разрешение на строительство

Предмет правового регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации

Предмет правового регулирования определяется ст. 4 ГрК РФ.

1. Градостроительные отношения - отношения, связанные с градостроительной деятельностью, то есть с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде: - территориального планирования , - градостроительного зонирования , - планировки территории, - архитектурно-строительного проектирования, в т.ч.инженерных изысканий , - строительства реконструкции объектов капитального строительства, - капитального ремонта , при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, - эксплуатации зданий, сооружений (такой вид включен в понятие градостроительной деятельности с 01.01.2013); 2. Отношения, связанные с: - принятием мер по обеспечению безопасности строительства, - предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - ликвидации их последствий - при осуществлении градостроительной деятельности, если такие отношения не урегулированы специальными законами; 3. Прямо указанные в ГрК РФ отношения, связанные с: - приобретением статуса СРО , - прекращением статуса СРО , - определением правового положения СРО , - осуществлением деятельности СРО , - установлением порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов, - применением СРО мер дисциплинарного воздействия к своим членам, - порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО ; 4. Отношения, связанные с созданием искусственных земельных участков. 5. Отношения, связанные со сбором и обработкой информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.

Предшествующие законы

Ч. 1 ст. 9 ГрК РФ предусматривает следующие документы территориального планирования:

  • РФ ;
  • Схемы территориального планирования субъектов РФ ;
  • Схемы территориального планирования муниципальных образований :
    • Схемы территориального планирования муниципальных районов ,
    • Генеральные планы городских и сельских поселений ,
    • Генеральные планы городских округов .

С 1 сентября 2011 г. вступила в силу ст. 57.1 ГрК РФ, предусматривающая создание Федеральной государственной информационной системы территориального планирования , которая определяется как информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования., нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГрК РФ).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Планировка территории

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (п. 1 ст. 41 ГрК РФ).

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры (кварталов , микрорайонов , иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (п. 1 ст. 42 ГрК РФ).

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям , расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий (п. 1 ст. 43 ГрК РФ).

Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п. 1 ст. 44 ГрК РФ).