Феминистский панк-рок коллектива Pussy Riot стал известен общественности в 2011 году. Творческая деятельность группы заключается в несанкционированных акциях в местах, не предназначенных для подобных мероприятий, во время которых участницы закрывают лица цветными балаклавами. Название можно трактовать по-разному: начиная от «восстания кошечек» до вульгарного и непечатного словосочетания.

Состав

Изначально проект не подразумевает постоянного состава. Известно, что участие в нем анонимно принимают творческие девушки: художницы, журналистки, актрисы, волонтеры, поэтессы. Личности большинства участниц засекречены, девушки выступают и общаются со СМИ, используя псевдонимы «Балаклава», «Кот», «Манько», «Серафима», «Шумахер», «Шляпа» и другие.

По словам представительниц группы, они нередко обмениваются творческими именами. Одной из идей коллектива является то, что выступать с ними могут и другие участницы, поддерживающие взгляды движения. Имена троих девушек из Pussy Riot стали известны после акции «Богородица, Путина прогони!». Ими оказались , Екатерина Самуцевич и Мария Алехина.

Музыка

Коллектив считает себя представителями «третьей волны феминизма». В текстах критикуют диктатуру, выступают за отставку действующего президента и борются за права женщин. Слова и музыку для песен они сочиняют сами. После каждой выпущенной композиции проводят акцию, где вживую исполняют песню и снимают на камеру. Полученное видео используют при монтаже клипа.

Одной из первых песен группы стала «Освободи брусчатку», которую написали в преддверии выборов в Госдуму в 2011 году. Исполняли девушки композицию в столичном общественном транспорте, захватывая крыши троллейбусов и станции метро.

В следующем году 8 участниц коллектива Pussy Riot презентовали песню «Бунт в России - Путин засс*л» на Лобном месте Красной площади. Для привлечения внимания девушки использовали цветные дымовые шашки. Исполнительниц песни задержали, двоих оштрафовали.


После скандального панк-молебна участницы группы выпустили еще несколько песен. Во время оглашения приговора с балкона дома, расположенного напротив Хамовнического суда, где слушалось дело, одна из участниц коллектива в поддержку Самуцевич, Толоконниковой и Алехиной представила песню «Путин зажигает костры революции». В этот же день композицию опубликовали на сайте The Guardian.


Pussy Riot в храме Христа Спасителя

В 2014 году Pussy Riot провели акцию в Сочи во время Олимпиады, которую назвали «Путин научит тебя любить родину». МОК назвал выступление «постыдным и неуместным» и напомнил, что Олимпийские игры – не место для политических действий.

Одна из последних песен коллектива – «Чайка», клип на которую вышел в 2016 году. Сатирическое видео посвящено «российской государственной мафии»: Толоконникова изображает генпрокурора РФ .

Скандалы

Еще до создания группы одна из будущих лидеров Pussy Riot приняла участие в перфомансе арт-группы «Война». Мероприятие проходило 29 февраля 2008 года: в музее несколько молодых семей одновременно занялись сексом и сняли процесс на видео. Участвовала там и Толоконникова с мужем Верзиловым, оба на тот момент – студенты философского факультета МГУ. Девушка была на 9 месяце беременности, через несколько дней родила дочь Геру.


Оргия была приурочена к мартовским выборам президента в стране. Секс-перфомансом участники хотели продемонстрировать, что многие граждане страны против нового президента , практически назначенного .

«Изобразили, как могли и как умели», - скажет потом Надежда.

В 2010 году еще одна из членов арт-группы «Война», в будущем участница Pussy Riot, в супермаркете Санкт-Петербурга провела акцию, атрибутом которой стала замороженная курица. Девушка на глазах покупателей сняла белье, поместила лоток под платье, а на улице устроила импровизированные роды.


Главный скандал, связанный с коллективом, произошел после акции «Богородица, Путина прогони!». В феврале 2012 года Pussy Riot сняли два коротких эпизода: площадками стали храм Христа Спасителя и Богоявленский собор в Елохове. На основании записей сделали монтаж клипа – он-то и стал материалом для уголовного дела.

За выступление в церкви, а также за другие ролики Pussy Riot признали причастной к экстремизму и приговорили лидеров к заключению. Толоконникова и Алехина провели в колонии около года, Самуцевич отделалась условным наказанием.

Pussy Riot сейчас

Еще в 2013 году, после освобождения из тюрьмы, Алехина и Толоконникова на пресс-конференции в Москве заявили:

«Мы не Pussy Riot в данный момент».

Оказавшись на свободе, девушки создали движение в защиту прав заключенных «Зона права». Но Мария и Надежда – обе сильные личности, которые не смогли долго работать вместе. Между девушками произошел конфликт, и они не сотрудничают. Источник сообщает, что сам проект жив, но уже не так активен. Биография главных участниц коллектива сложилась по-разному.


Алехина живет в России, иногда выступает по стране с панк-концертами, проводит акции. В 2017 году девушка презентовала свою книгу «Riot Days», в которой описала скандальный рок-молебен, а также рассказала о тяжелой тюремной доле женщин. В марте 2018 Мария Алехина и Ольга Борисова, еще одна из участниц коллектива, были задержаны за пересечение границы с Украиной при посещении Крыма.

16 апреля 2018 года Марию вновь задержали, на этот раз - на Лубянской площади за нарушения общественного порядка. Девушка организовала акцию против блокировки «Телеграма». Телеканал "Дождь" в «Твиттере» опубликовал видео с акции, где участники запускали бумажные разноцветные самолетики.


Надежда Толоконникова же вместе с мужем Петром Верзиловым выступали сначала на Западе, теперь – в Америке. В октябре 2016 года создана официальная на страничке в Instargam коллектива Pussy Riot, на первом фото изображена предположительно Толоконникова в желтой балаклаве. Подпись к посту гласит – «Пусси возвращаются».

Судя по афишам и информации из «Инстаграма» , в мае 2018 года группа Pussy Riot даст в Бруклине сольный концерт, стоимость билетов начинается от $60. Также примет участие в трехдневном музыкальном фестивале Bostong Calling, гостями которого станут и The Killers.

Клипы

  • 2013 - «Богородица, Путина прогони!»
  • 2013 - «Как в красной тюрьме»
  • 2014 - «Путин научит тебя любить родину»
  • 2016 - «Make America Great Again»
  • 2016 - «Organs»
  • 2016 - «Чайка»

Pussy Riot спустя пять лет после оглашения приговора

Они разделили общество на два противоборствующих лагеря, вернули в массовый обиход слово «кощунницы», спровоцировали принятие закона о защите чувств верующих и разжалобили звезд мировой эстрады. За них пела Мадонна, проповедовал отец Андрей Кураев, вступились оппозиционеры и ломали копья люди, называющие себя православными активистами. Речь идет о группе Pussy Riot, трех участниц которой пять лет назад на «двушечку» отправили в колонию за выступление в храме Христа Спасителя. Чем они занимаются сейчас и как смотрят на прошедшую акцию?

Выпороть нельзя отправить в тюрьму

Противоречия начинаются еще на этапе прочтения названия группы. Одни говорят, что речь о бунте (riot) кисок (pussy) в значении наших милых домашних любимцев, другие - что речь идет о жаргонном названии женских половых органов. Причем сцепляются толкователи на полном серьезе. А читающая приговор судья, которая, по всей видимости, была сторонницей второй трактовки, периодически краснела, спотыкаясь о злосчастное название.

Приговор был вынесен пять лет назад, 17 августа 2012 года. Не помогли ни заступничество Мадонны, ни ходатайство Йоко Оно - они, как и многие другие, выступили в защиту девушек. В чем же обвинили трех «кощунниц»?

Они были осуждены по статье «Хулиганство» за то, что 21 февраля 2012 года исполнили песню «Богородица Путина прогони» на амвоне храма Христа Спасителя. Сами они назвали действо панк-молебном, чем усугубили негодование в православной среде. Впрочем, того, что звалось громким словом «выступление», по сути и не было вовсе. В тот момент, когда в храме находились несколько туристов и работников церкви, три участницы группы побежали к центральной части помещения, расчехлили музыкальные инструменты, натянули балаклавы и спели несколько фраз. Соратники записали это на видео, чтобы потом использовать в клипе, а самих девушек на улицу вытолкали охранники.

Самая, пожалуй, будоражащая умы вменяемой общественности деталь судебного процесса заключалась в том, что как аргументы обвинения были представлены решения Лаодикийского (IV век) и Трулльского (VII век) церковных соборов. Впрочем, во-первых, это тоже можно назвать частью акции, только исполненной уже не панк-группой, а прокурором, во-вторых - пострадавшими выступали верующие, и раньше подобные вопросы решались внутри Церкви и исключительно на соборах. Поэтому больше обвинению апеллировать было не к чему.

В итоге Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам лишения свободы. У первых дома остались маленькие дети.

Воинствующие верующие считали, что приговор справедлив и детей у таких матерей нужно забрать вовсе, другие говорили, что максимум, чего заслуживают девушки, - профилактической порки. Известный миссионер, дьякон РПЦ Андрей Кураев и вовсе говорил, что в честь Масленицы их стоило накормить блинами и отпустить по домам. Но хоть и многочисленные, но тихие голоса были не слышны на фоне негодующих и оскорбленных. Такая жесткая реакция на политическую акцию в современной России случилась впервые.

Впрочем, акционизм всегда обнажает социальные, политические и экономические проблемы, обостряя их через художественное высказывание. Волей или случаем «Пусси Райот» оказались в нужном месте и времени.

«Ожиданий попасть в тюрьму не было»

Хотя в отношении группы анонимных участников в балаклавах это звучит абсурдно, но лицом «Пусси Райот» можно назвать Надежду Толоконникову.

Студентка философского факультета МГУ родом из Норильска, она была участницей группы «Война», когда за неприличное изображение, «поднятое» на Литейный мост («Член в плену у ФСБ» - так звучит название акции в печатном варианте), арт-группа получила государственную премию «Инновация». Толоконникова вместе с мужем Петром Верзиловым принимала участие в акции «Совокупляйся (это опять же печатный вариант) за наследника Медвежонка», которая проходила в форме группового полового акта в Зоологическом музее в Москве. Впрочем, тогда чувства зоологов задеты не были, и акционисты остались на свободе. Верзилова, кстати, называют продюсером группы. Основание для этого - та бурная деятельность, которую он развернул, пока девушки находились под следствием.

Термин «самопиар» очень смешной и пустой - всякое опубликованное слово или появившийся в пространстве жест можно назвать самопиаром, и так обычно говорят те, кто не очень разбирается в том, что такое пиар. Нужно рассматривать и оценивать конкретные жесты и по ним судить человека. С точки зрения того, чем пришлось заниматься каждый день, меня акция привела прежде всего к погружению в правозащитную деятельность - сперва нужно было полтора года ездить по тюрьмам и судам и практически полностью сосредоточиться на этой повестке, - рассказал «МК» Петр Верзилов. - У Нади в октябре 2013 года в Мордовии развернулась настоящая борьба с лагерным начальством и генералами ФСИН. После того как замначальника лагеря угрожал ей убийством, а Надя опубликовала текст о положении дел в ее лагере (ее письмо остается одним из самых читаемых текстов в русском Интернете до сих пор), мы разбили в сердце лагерного региона Мордовии настоящий штаб и несколько недель подряд оказывали серьезное давление на всю тюремную систему. Подобной затяжной кампании, которая одновременно проходила бы непосредственно снаружи и внутри лагеря, богатая российская тюремная история раньше не знала. Кампания против ФСИН кончилась нашей победой - было привлечено серьезное внимание к положению заключенных в мордовских лагерях, а Надя была этапирована в Сибирь, в тюрьму с гораздо более человеческим режимом. В декабре 2013 года Надя и Маша вышли из тюрьмы, и мы сразу же основали правозащитную организацию «Зона права», которая за три с половиной года уже оказала помощь большому числу заключенных, находящихся в тяжелом положении и отстаивающих свои права в лагере. А в сентябре 2014 года мы основали «Медиазону», ставшую одним из ведущих российских независимых СМИ, которых сейчас остается все меньше. Сейчас я издатель «Медиазоны», и все силы уходят на обеспечение жизни издания.


Надежда Толоконникова также ответила на вопросы «МК» о том, чем она занимается сейчас и как оценивает события пятилетней давности:

- Считаете ли вы, что в рамках акции в ХХС вы вступили в диалог с властью, вынудив ее к ответной реакции?

Я полагаю, что реакция государства на акцию была, мягко говоря, неадекватной. Во-первых, состава преступления статьи 214 УК РФ, по которой мы были осуждены, в наших действиях не было и близко. Во-вторых, сажать людей за мирные, ненасильственные, символические акции протеста - это совершенно нездоровая реакция, которая указывает на то, что своей акцией мы задели болевые точки и начали общественную дискуссию, которую Владимиру Путину и его команде иметь совершенно не хотелось.

- Соответствовала ли реакция вашим ожиданиям и были ли ожидания?

Ожиданий попасть в тюрьму не было, конечно. Это оказалось сюрпризом.

Касательно диалога с властью: знаете, это не диалог, когда вы говорите слово, а вас за это одно слово отправляют строчить полицейские костюмы по 16 часов в сутки на два года - в совершенно рабских условиях. О том мы и говорили в акции: диалога с властью не выйдет по определению до тех пор, пока власть будет следовать прекрасным традициям КГБ и НКВД и отправлять несогласных на Соловки.

- Завершена ли акция или это шаг, требующий продолжения?

Шаги продолжаются. Работа над созданием в России гражданского общества, если угодно. Которое могло бы противостоять произвольным выходкам власти.

После выхода из тюрьмы мы начали работать с юристами и правозащитниками Павлом Чиковым и Сергеем Петряковым над помощью заключенным, организация называется «Зона права». Организация оказывает поддержку тяжело больным осужденным, а также заключенным, которые подверглись избиениям и пыткам со стороны сотрудников ФСИН.

В 2014-м создано также при нашем участии независимое издание «Медиазона» - мы без цензуры рассказываем о жизни в России. О важнейших политических процессах, которые часто сливаются с судебными процессами, о том, что происходит в тюрьмах и полицейских участках.

Отдаете ли вы себе отчет в том, что, провоцируя власть, вы запустили ответную неадекватную реакцию, репрессивные механизмы самозащиты? Вы не жалеете о том, что сделали?

Не очень хочется жить, постоянно думая о том, посадят тебя или нет. Изобьют или нет. Обольют зеленкой или нет. Убьют или нет. Соответственно, мы просто эти мысли исключаем, живем и действуем без оглядки на возможные неадекватные реакции со стороны государства. Мы строим медиа, правозащиту, делаем политическое искусство - в общем, ведем себя как нормальные здоровые граждане. Если это у органов вызывает истерику, тем хуже для органов, потому что неадекватными тут выставляют себя они, а не мы. И да, мы не жалеем о том, что делали и делаем.

Сегодня, не будь этого 5 лет назад, ваша акция в ХХС была бы актуальна в том же формате? И вообще, как быть акционисту сегодня?

В том же формате - конечно, нет. Задача работника культуры - чувствовать свое время. Каждому овощу свое время, говорят. 2012 год был полон надежд на перемены, мы надеялись видеть больше вольностей в политике, культуре, образовании, СМИ. Отсюда - форма Pussy Riot, форма праздничного уличного карнавала. Случилось обратное увеличению вольностей: волна политических арестов, включая «болотное дело», уничтожение независимых СМИ, взрывной рост количества государственной пропаганды по ТВ, агрессия во внешней политике. И акционисты, соответственно, меняются вместе с обстановкой. В 2012–2016 годах очень точные работы делал Петя Павленский. Мрачные, исполненные самоагрессии, как само время.

- Вам не кажется, что власть сейчас - главный акционист?

Я бы, наверно, не стала заигрываться в это сравнение, потому что, знаете, как писал философ Борис Гройс, правление Иосифа Сталина тоже было масштабным проектом авангардного искусства. Не хотелось бы такие проекты повторять.

Если президент или иные чиновники хотят заниматься акционизмом, они всегда могут подать в отставку и самореализовываться через трансгрессивные, быть может, жесты. Пока же они слуги народа, нанятые нами за наши деньги, и мне неинтересно, чтобы они за выплаченные нами налоги занимались своим творчеством. Мне интересно развитие системы здравоохранения, образования, гуманизация тюремной системы, реально независимые суды, устранение коррупции, защита гражданок и граждан от домашнего насилия. Этого я не вижу. А именно этим обязаны по закону заниматься чиновники, а не сомнительными политическими авантюрами и личным обогащением.

- Группа еще существует? Чем она занимается?

Pussy Riot создавались как политическое движение, и в этой форме они продолжают существовать. Мы пишем тексты, создаем музыку, снимаем музыкальные клипы и театральные постановки, а также издаем независимое медиа и помогаем заключенным.

- Вы выросли из прежнего формата акций, такого больше не повторится?

Нельзя загадывать: если будем чувствовать, что карнавальный формат уместен, обязательно с ним выступим.

- Как вы относитесь к нынешней оппозиции в России, она вообще есть? Вы ходите на митинги?

Я вижу значительный рост интереса российских граждан к политике, действительно многие задаются вопросами о коррупции, цензуре и неэффективности власти. Алексей Навальный - значимый публичный политик, который гражданам успешно на возникающие у них вопросы о воровстве и лжи власти отвечает. Поддерживаю его кандидатуру в Президенты РФ! На митинги хожу.

Ваша дочка - ребенок, который формируется в абсолютно другой среде, который знает то, чего не знают большинство детей в РФ. Какая она? Какой, как вам кажется, станет и будут ли у нее единомышленники?

Не только у Геры, у очень многих детей в России есть доступ к Интернету, а значит, есть возможность узнать достоверную информацию о том, как устроена власть в их стране. Вероятно, потому на последние крупные митинги вышло много школьников. Так что, я уверена, единомышленники у Геры есть!

«Настоящая «Пусси Райот»

Екатерина Самуцевич - одна из самых противоречивых фигур в группе. Она работала программистом и параллельно участвовала в акциях «Войны», выступала против Путина и в поддержку ЛГБТ. Она была осуждена вместе со всеми, но уже 10 октября вышла на свободу, реальный срок заменили условным. По мнению адвоката группы Виолетты Волковой, во многом это произошло из-за размежевания группы. Самуцевич отказалась от ее услуг, при этом, что парадоксально, аргументы для изменения меры пресечения были сформулированы еще на этапе работы Волковой.

«Ценность «Пусси Райот» в том, что мы не коммерческая группа, мы, наоборот, пытались себя представить как противостояние коммерческому в искусстве, в музыке и в мире вообще, - объяснила Самуцевич свои противоречия с Петром Верзиловым. - Но тебя окружают люди, у которых нюх на деньги, такие как Петя, ты их не подпускаешь, говоришь - держись от этого подальше, это мой проект, а потом случается такое безумие, тебя сажают в тюрьму, и ты теряешь контроль над ситуацией. И оказывается, что, кроме нас троих, никто эту идеологию не поддерживал, что люди, которые остались там, думают иначе».

Все это она говорила после выхода из тюрьмы, на съемках документального фильма «Срок». После этого Самуцевич с журналистами общаться категорически отказывается, не поддерживает связь с бывшими соратниками и защитниками, сменила адреса и номера телефонов, не фигурирует под своим именем в социальных сетях.

В какой-то момент появились слухи о том, что Самуцевич видели то ли за кассой в одной из сетевых московских кофеен, то ли за стойкой в одном из питерских баров.

Сама она на связь с «МК» выходить не стала, но нам удалось пообщаться с одной из подруг бывшей участницы «Пусси Райот».

Катя не кассир и не бармен, но она и правда работает официанткой, - рассказала девушка, которая попросила не светить ее имя в СМИ. - Она и уборщицей бы пошла работать, и посудомойкой, в отличие от остальных Катя совершенно не корыстна и не сноб. Плюс она иногда подрабатывает по специальности программистом. Это периодические заработки, поскольку устроиться на постоянку с ее прошлым и судимостью невозможно.

- Она жалеет о том, что участвовала в этой истории?

Только о том, что так повели себя люди, которые ее окружали, что они оказались не готовы к настоящей акции. Не смогли пройти медные трубы. Но она не жалеет о собственных поступках, она не предала группу ни в чем, на самом деле это она - настоящая «Пусси Райот».

В новостях Екатерина Самуцевич все же появилась, в 2016 году она подала в суд ходатайство об отмене приговора. Его ожидаемо отклонили.

На то, что со временем незаконный, по ее мнению, приговор отменят, надеется и Виолетта Волкова, однако за помощью к ней Самуцевич не обращалась.

Волкова говорит, что настолько досконально изучила дело, что помнит наизусть целые страницы и номера протоколов, по ее словам, максимальное наказание для девушек - штраф в тысячу рублей.

Противоположности притягиваются?

Впрочем, удивила всех не только Самуцевич, но и впоследствии Мария Алехина. У нее образовался неожиданный творческий, а по слухам, и не только, тандем с воинствующим православным активистом Дмитрием Энтео.


Когда Марию Алехину и других участниц группы Pussy Riot судили за акцию в храме Христа Спасителя, православный активист Дмитрий Энтео решительно выступал за наказание девушек.

Сейчас же Алехина и Энтео проводят вместе много времени и создали как минимум творческий союз. Так, недавно они отправились к Министерству юстиции, чтобы провести там публичное чтение Библии. По их словам, они поступили так с целью демонстрации своего конституционного права «читать Священное Писание (и любые другие книги) в публичном пространстве - без получения разрешений от чиновников». Во время чтения Библии участники акции курили, а потом катались на машине и распевали песни группы «Тату».

Более странный союз представить сложно. «У нее у самой есть чему поучиться в плане христианства», - уверяет Энтео комментаторов в своем Фейсбуке, которые спрашивают, что он делает рядом с Алехиной и не пытается ли обратить девушку к вере.

«У меня было все хорошо, пока вы не появились, я во Владикавказе проповедовал, была спокойная, тихая жизнь», - сокрушается Энтео в перерывах между чтением Библии. Первую заметную акцию он как раз провел после панк-молебна.

«5 лет прошло, а ты ничего не понял», - журит его Алехина.

По сути порожденный «Пусси» Энтео остался верен группе и сейчас. Правда, скорее только одной ее участнице - Алехиной.

«Почитай жития святых на досуге, - заступается Энтео за Алехину перед гневом мира комментаторов в соцсетях. - Грешники становятся праведниками. Видя, как некоторые православные ревнители захлебываются в ненависти, клевете и злобе, с одной стороны, и как люди, совсем далекие от Церкви, проявляют солидарность и милосердие, начинаешь многое переосмысливать».

Кажется, Энтео действительно расположен к Алехиной, впрочем, есть подозрение, что сама Алехина воспринимает его скорее как арт-объект, на фоне которого проводит свои новые акции.

На вопрос об этом «МК» она так и не ответила.

Да и религиозная подоплека, которую видит в этой истории Энтео, неоднозначна.

«Была ли я в церкви после панк-молебна? В ХХС с тех пор я ходила один раз, - рассказала она. - Это странная история. В 2015 году, случайно. Я прилетела из Нью-Йорка, поняла, что у меня нет ключей, некуда идти, и из аэропорта поехала на «Кропоткинскую». Не знаю почему. Очень ранним утром. Потом услышала звон и решила пойти в ХХС. Дальше началось кино. Во-первых, везде были китайцы, очень много, феноменальное количество китайцев. Во-вторых, мониторы. Раньше не было мониторов. В-третьих, патриарх. Как ни странно, он был в храме. Выяснилось, что был праздник, служба, что-то связанное с Кириллом и Мефодием, все говорили про русский язык, у меня создалось ощущение, что отпевают нашу культуру. При этом везде были ребята в костюмах - спецслужбисты. Я попала внутрь, меня, кстати, опять не обыскали ни фига. Тоже мне, вообще ничему не учатся. Не услышала бы звон, не пошла бы».

Позиционируя себя как художники, в разной степени талантливо акционисты балансируют на грани закона и морали. Во многих случаях реакцией оказывается еще большее закручивание гаек - акционисты сами подвергаются гонениям, а правовая система включает механизмы самозащиты, пытаясь обезопасить себя от подобных провокаций, но тем самым только открывая новые темы и возможности для акционистов. Общество становится зрительным залом, наблюдающим за опасной игрой акционистов и властей. Когда Петр Верзилов попросил классика акционизма Йоко Оно отреагировать на задержание участниц Pussy Riot, она заволновалась, не повредит ли им ее поддержка, не станут ли их в тюрьме пытать. Выпуская из клетки раздразненного зверя, акционист берет на себя ответственность за последствия своих действий - перед обществом и перед конкретными людьми. Но не всегда готов эту ответственность нести. Алехиной удалось растопить сердце Энтео, но толпы его соратников все еще бродят по выставкам и театральным залам в поисках «кощунств», а Госдума продолжает печатать законы в их защиту.

Пятеро участниц панк‑группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя, надели маски, вбежали на солею (возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом) и амвон (место в храме, с которого читаются библейские тексты), вход на которые запрещен, подошли к алтарю и провели "панк-молебен" — включив звукоусиливающую аппаратуру, стали выкрикивать оскорбления в адрес священнослужителей и верующих. Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс. Задержать девушек не удалось.

Екатерина Самуцевич также неоднократно вела судебные разбирательства со своими бывшими адвокатами. В 2014 году Гагаринский суд столицы отклонил ее иск о защите чести и достоинства к бывшему защитнику Николаю Полозову на 3 миллиона рублей. Самуцевич в иске требовала опровергнуть материалы о Pussy Riot, которые были размещены в блоге со ссылкой на американский новостной сайт The Daily Beast, а также несколько высказываний в соцсетях. Кроме того, Самуцевич неоднократно обращалась в Адвокатскую палату Москвы с заявлениями о лишении своих бывших защитников адвокатского статуса, .

Защита участниц панк-группы Pussy Riot обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на нарушение четырех статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Защита участниц панк-группы в своей жалобе просит признать правительство России виновным в нарушении свободы выражения мнения, права на свободу и личную неприкосновенность, запрещения пыток и права на справедливое судебное разбирательство (статьи 10, 5, 3 и 6 Европейской конвенции). Участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова в рамках своей жалобы в ЕСПЧ : по 120 тысяч за моральный ущерб и 10 тысяч за судебные расходы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Media playback is unsupported on your device

Пять лет приговору Pussy Riot: что теперь говорят в Москве и Лондоне?

Пять лет назад суд приговорил к двум годам колонии трех девушек за видеоролик с танцами в церкви. С этого уголовного дела в России начался поворот к клерикализации общества, говорят правозащитники и акционисты.

Съемки видеоролика "Богородица, Путина прогони!" в феврале 2012 года длились совсем недолго: четыре девушки в разноцветных балаклавах запрыгнули на амвон Храма Христа Спасителя и почти беззвучно отсняли нужные кадры. Видеоролик был раскритикован Русской православной церковью.

17 августа трое из участниц съемок, Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатирина Самуцевич, получили по два года колонии по статье "хулиганство". Имя четвертой участницы молебна так и не установили.

Сами участницы "панк-молебна" уже вышли на свободу, встретились с Мадонной и Хиллари Клинтон и даже снялись в эпизоде сериала "Карточный домик". А сам процесс привел к введению статьи "Оскорбление чувств верующих" в Уголовном кодексе и поднял дискуссию о взаимоотношениях церкви и государства.

Правообладатель иллюстрации DMITRY GOLUBOVICH/TASS Image caption Алехина и Толоконникова на акции в поддержку фигурантов "Болотного дела" в феврале 2014 года

Русская служба Би-би-си спросила у общественных деятелей, какое влияние процесс оказал на современную Россию.

Надежда Толоконникова

Приговор Pussy Riot невозможно отделить от других уголовных процессов последних лет - "Болотное дело" (сейчас - спустя пять лет - идет процесс анархиста Дмитрия Бученкова, которого натурально на площади 6 мая 2012 года не было), дело "Гринпис", дело о перекрашенной звезде на Котельнической набережной, [видеоблогер Руслан] Соколовский, [активист Ильдар] Дадин, [режиссер Олег] Сенцов. Все это репрессивные меры, направленные на подавление активности граждан.

Правообладатель иллюстрации ITAR-TASS/ Mitya Aleshkovsky

Эти дела - приметы третьего президентского срока Путина и его растущих опасений потерять власть, и, следственно, собственную безопасность. Pussy Riot были одними из первых, но я бы не сказала, что наше дело стоит в стороне от других политических дел этих лет.

Как это все действует на общество? Теперь люди пять раз подумают, прежде чем выходить на митинг или акцию. Что совершенно не означает, что протестных настроений нет. Это означает, что если они все-таки выйдут после лет вынужденной самоцензуры, то уйдут нескоро. Не уйдут, не добившись перемен. Потому что понимают цену выхода на протест. Она высока.

Петр Верзилов, участник Pussy Riot , издатель "Медиазоны"

Приговор Pussy Riot начал новую эпоху путинского правления, в которой мы до сих пор живем. Для общества это был беспрецедентный шаг, когда такой жестокий приговор был назначен за политическое символическое действие. До этого с ареста Михаила Ходорковского в 2003 года вообще не было настолько громких приговоров, и власть не стремилась сажать кого-то в тюрьму за политические выступления.

Правообладатель иллюстрации KRASILNIKOV STANISLAV/TASS Image caption Самуцевич, Алехина и Толоконникова на кассации по делу Pussy Riot

Кроме того, до этого дела у общества не было интереса к правозащитной деятельности. После того как возник интерес к политике, начались митинги, политические дела и аресты, появился и спрос на правозащиту.

Приговор Pussy Riot начал новую эпоху путинского правления, в которой мы до сих пор живем Петр Верзилов, продюсер Pussy Riot

Мы и сами отреагировали на это. После того как девушки вышли из тюрьмы в конце 2012 года, мы основали правозащитную организацию "Зона права", которая занимается помощью заключенным, а также "Медиазону".

Церковь после приговора Pussy Riot стала слабее, потому что потеряла большое количество либерально настроенных людей, которые относились к ней с симпатией. А так и до приговора и после него РПЦ была несамостоятельной организацией, которая полностью зависит от власти.

Марат Гельман, галерист:

Лично для меня этот приговор поменял многое. У меня были разные деловые договоренности с губернаторами, но когда посадили девушек и я вступился за них, все мои романы с властью закончились. Потом я понял, что это было к лучшему - комфортная среда очень опасна для искусства.

Правообладатель иллюстрации ANTON PODGAIKO/TASS Image caption Православные активисты у здания Мосгорсуда во время рассмотрения кассации на приговор Pussy Riot

Первое, что удалось сделать Pussy Riot для искусства, - провести противопоставление "искусство - политика", "Путин - Pussy Riot". Путин серый, а они - цветные. Путин мужчина, они - женщины. Путин старый, они - молодые. Путин свободный, они - в тюрьме. Они сумели нарисовать портрет Путина, но от противного - из себя. Они собрали идеального "анти-Путина" во всем. Например, говорят, что Навальный - "анти-Путин", но кто-то видит у них похожие черты. А им удалось создать абсолютно анти-путинский образ.

Во-вторых, они нам всем напомнили, что если в России искусство находится не в авангарде общества, то оно вообще не нужно. Это во Франции искусство может быть украшением, декоративным элементом.

Pussy Riot подвели черту под определенным этапом российского акционизма. Они подвели черту под театральщиной, которая ушла уже из плоскости искусства.

Ярослав Нилов, депутат от ЛДПР , со автор инициативы об ответственности за оскорбление чувств верующих

Прошло не только пять лет с приговора Pussy Riot, но и пять лет с момента того, как начал разрабатываться законопроект об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Сегодня - это сдерживающая норма в уголовном кодексе, которая нужна для того, чтобы охладить горячие головы - речь даже не о Pussy Riot, а о всех тех, кто пытается нарушать общественные нормы и оскорблять. Она применяется крайне редко, да и слава богу.

Правообладатель иллюстрации PA images Image caption К настоящему моменту панк-группа Pussy Riot фактически распалась: Толоконникова и Алехина занимаются собственными проектами

Напрмиер, после принятия закона ситуация, которая произошла с журналом Charlie Hebdo, в России стала бы невозможной - журнал просто не разрешили бы распространять. При этом хочу сказать, что в деле "Матильды" [фильм режиссера Алексея Учителя, против которого выступает депутат Наталья Поклонская] и речи не идет об оскорблении чувств верующих.

  • Чаплин, Быков и Алехина - о приговоре блогеру Соколовскому
  • "Отрицает существование Иисуса": 10 цитат из приговора Соколовскому

Акция Pussy Riot для меня очевидное хулиганство. Они понимали, на что они шли. Слава богу, что именно так все закончилось, а не хуже. В нашей парадигме такие вещи, как акция Pussy Riot, опасны, недопустимы и их нельзя совершать.

Я не наблюдаю тренда на клерикализацию, о котором все говорят. Не могу сказать, что Русская православная церковь сильно усилила позиции. Многие люди мыслят, к сожалению, опосредованно, пока ситуация их не касается. Есть такая пословица: "Феминизм - до первого хорошего мужа, капитализм - до первого частного капитала, атеизм - до первой серьезной тряски в самолете".

Можно сколько угодно рассуждать, что есть свобода творчества и что вмешательство и диктат церкви недопустимы. Но для меня неприемлемо, когда творчеством прикрывается кощунство в провокационных целях. Мусульмане бы такого вообще не позволили, а православные теперь противостоят этому с помощью закона.

Павел Чиков, глава правозащитной ассоциации "Агора":

После дела Pussy Riot началась новая многолетняя волна политических репрессий и подавления гражданских свобод в России. Также это дело повлекло за собой резкое увеличение политического влияния Русской православной церкви на внутреннюю политику и политические решения.

Это дело открыло растущий тренд на политическое преследование за оскорбление чувств верующих. Благодаря этому делу появилась новая уголовная статья в 2013 году.

  • В РПЦ раскритиковали сбор подписей за запрет "Матильды"

Дело Pussy Riot состоит из двух частей: до приговора и в тюрьме. Надежда и Мария вернули в российскую общественно-политическую жизнь тюрьму как явление. Они были первыми, кто, оказавшись в тюрьме, стал активно протестовать и информировать общество о происходящих там порядках. Например, был скандал, который разразился после публикации письма Толоконниковой из колонии [с рассказом о нарушении прав]. А потом это стало трендом: "болотники" и другие политические активисты стали писать про тюрьму. Тюрьма вернулась в фокус общественно-политического внимания.

Александр Невзоров, публицист:

К сожалению, дело Pussy Riot стало первым случаем, когда православные почувствовали вкус крови на своих клыках. Вкус этот им понравился. Они поняли, что пока нет цивилизованных рамок, есть возможность продавливать свою идеологию с помощью полицейщины, кодекса, прокуратуры, законов.

Правообладатель иллюстрации PA Wire/Press Association Images Image caption Толоконникова и Алехина после выхода из колонии записали несколько музикальных клипов, снялись в сериале "Карточный домик" и выступили вместе с художником Бенкси

Это очень опасное оружие, потому что православие, как и все религии, отличается жесткостью и нетерпимостью. Сейчас в России фактически образовалось две категории граждан. Права и чувства одних охраняются законом, а над правами и чувствами других можно изгаляться сколько угодно.

России фактически образовалось две категории граждан. Права и чувства одних охраняются законом, а над правами и чувствами других можно изгаляться сколько угодно. Александр Невзоров, публицист

Девочки эти, к сожалению, весь тот огромный человеческий потенциал, весь тот авторитет мучениц, который у них был на тот момент, растратили впустую на шпильки, помады, не сумев его реализовать.

Все это будет продолжаться до тех пор, пока русские будут думать, что попы - это очень плохо, а вера и бог - это очень хорошо. Это все равно как думать, что подмышечные чумные бубоны - это хорошо, а вот чума - это прекрасно. Пока нет жесткого четкого понимания, что на самом деле порождает этих химер и проявления религиозности, они не могут уйти.

Официальной датой рождения группы Pussy Riot считается 7 ноября 2011 года, когда в интернете был опубликован первый их клип. За короткое время участницы группы (состав и численность их постоянно менялись) успели выступить с короткими и крайне энергичными песнями в московском метро, на крыше троллейбуса, крыше здания напротив спецприемника №1 и даже на Лобном месте на Красной площади. На Красную площадь, к слову, вышли восемь девушек, все они были задержаны , две из них были привлечены к административной ответственности.

Акция, которую участницы группы назвали панк-молебном, состояла из двух частей. Первую часть Pussy Riot провели 19 февраля в Елоховском соборе во время, когда служба в нем не велась и прихожан было немного. Участницы группы сначала выступали бесшумно, но, как только попытались исполнить строчки из своей песни, были выведены из храма охранниками.

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, этот эпизод не получил широкого освещения в СМИ, так как «девушки не успели пропеть кощунственные слова».

Вторая часть панк-молебна прошла 21 февраля в храме . Участницы в ярких платьях, с закрытыми балаклавами лицами поднялись на амвон (возвышение перед алтарной преградой или иконостасом) храма, где попытались исполнить песню «Богородица, а прогони» с хореографическим сопровождением, однако меньше чем через минуту их выгнали оттуда охранники.

Реакция на панк-молебен

Сказать, что произошедшее вызвало огромнейший резонанс, — ничего не сказать.

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев в день выступления назвал акцию «законным безобразием» во время Масленицы — времени «скоморошества и перевертышей» и заявил, что на месте ключаря храма он бы «накормил их блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения».

Правда, миролюбивую позицию резко осудил ученый совет академии, после чего сам протодиакон объяснил свои высказывания попыткой вступить в пастырский диалог и желанием «снизить градус кипения».

В свою очередь, тогдашний председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества заявил, что действия группы по отношению к православным святыням — кощунство (к слову, участники панк-группы обогатили русский язык термином «кощунницы»). По мнению Чаплина, их поступок разжег «рознь между верующими и неверующими», а «нам, православным христианам, был брошен вызов хамский, наглый и агрессивный».

Что касается патриарха Московского и всея Руси Кирилла, то он публично высказался по поводу акции лишь 24 марта 2012 года, назвав их поступок глумлением, которое может ложиться «кому-то на душу как некая доблесть, как некое правильное выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка». Он также добавил, что «каждого верующего человека (поступок Pussy Riot) не может не уязвлять».

Полярно разделились и мнения коллег Pussy Riot по музыкальной сцене. Лидер группы ДДТ сказал, что девушек надо простить, а наказывать их — «не по-православному»: «Могли бы и перед храмом все это спеть. Как человеку верующему, мне это не понравилось. Но я их простил как христианин за это хулиганство. И всем предлагаю простить, и нашей дать пример».

В то же время певица разразилась гневным сообщением на своем сайте, заявив, что участницы «панк группы Пуси Хрюси», «козы» и «дряни», оскорбили ее «как верующюю христианку до глубины души» (орфография и пунктуация авторские), причем до такой степени, что Ваенгу «аж трясет».

«А вы знаете почему эти козы не пошли в мичеть или в синагогу(? особенно в мичеть??????? Да потому что если бы они туда влезли то они бы до суда не «дошли» им бы братья мусульмане враз показали «христианское прощение»(((((((((((кишка тонка в мичеть нос сунуть».

Отметим, что представители мусульманского духовенства впоследствии высказались о действиях Pussy Riot осуждающе, однако в ситуации, если бы те действительно попробовали провести акцию в мечети, вызвали бы полицию.

В чем обвинили участниц группы

Через пять дней после панк-молебна, 26 февраля 2012 года, участницы акции были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве. 3 марта были арестованы и Мария Алехина, а 16 марта — Екатерина Самуцевич. Еще две участницы акции так и остались неузнанными.

Потерпевшими по уголовному делу о «панк-молебне» Pussy Riot в храме Христа Спасителя были признаны ранее проходившие свидетелями охранники храма — сотрудники частного охранного предприятия «Колокол-А» Белоглазов, Шилин и другие (всего восемь человек), свечница храма Любовь Сокологорская и один прихожанин, член организации «Народный собор» .

«После этой акции подняли на уши весь недавно созданный Центр по противодействию экстремизму МВД РФ, где я тогда служил, уголовный розыск московской полиции, людей из и даже работников патрульно-постовой службы полиции. Задача была одна: найти какие только возможно способы уличить Толоконникову и двух ее подружек в правонарушениях», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом расследования дела в отношении Толоконниковой.

По его словам, статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти любо вражды» охватывала тогда сравнительно небольшой круг преступных деяний, и к тому, что совершили участницы Pussy Riot, ее применить было нельзя. А статьи «Оскорбление чувств верующих» в российском Уголовном кодексе еще не было. «В итоге было решено привлечь их к уголовной ответственности за хулиганство.

При этом большинство старых оперов МУРа были против того, чтобы девушкам дали реальный срок лишения свободы. Они не исключали, что достаточно будет крупного штрафа и публичных извинений участниц этой, так сказать, группы.

Но победило служебное рвение сотрудников СК и молодых работников центра «Э», — добавил он.

До вынесения приговора суда девушек содержали под стражей. Все арестованные были обвинены в хулиганстве по мотивам религиозной вражды. По данным следствия, Толоконникова, Самуцевич и Алехина готовились к акции заранее и тщательно все планировали. «Распределили между собой роли и намеренно приобрели для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам, требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви», — говорилось в обвинении.

Кроме этого, следствие отдельно отметило, что некоторые детали одежды Pussy Riot, в частности балаклавы и «короткие платья, оголяющие определенные части тела», «увеличивают опасность совершенного деяния и придают ему вид злонамеренно осознанной и тщательно спланированной акции по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповедания и умалению духовной основы государства».

Согласно обвинительному заключению, перед визитом в главную церковь страны активистки сделали все возможное, чтобы оповестить о своем мероприятии как можно больше людей, а сам визит должен был «спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле».

В показаниях свидетелей действия участниц Pussy Riot в храме описаны так: «Прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам». Охранники, ключарь и прихожане сообщили, что активистки «хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали», «их поведение, мягко сказать, было неподобающее, а фактически нарушало все мыслимые и немыслимые общепринятые правила поведения в храме» и что панк-молебен их всех задел и оскорбил.

Акция в храме вызвала у потерпевших одни и те же чувства — негодование, раздражение и обиду. Отдельно все они в унисон отметили «сильную душевную боль», потому что инцидент произошел на последней неделе перед постом. Заявлениям активисток, сообщавших, что они хорошо относятся к православию, потерпевшие не верят. Они посчитали, что слова «срань Господня» — это хула на Иисуса Христа, а тот факт, что активистки крестились и кланялись, восприняли как пародию на действия православных верующих.

«Они высмеивают высокую роль матери — рождение детей — и призывают к бесцельному протесту, войне всех против всех». Кроме этого, свидетели, проходящие по делу, сочли, что во время панк-молебна активистки умудрились «поглумиться над православными традициями» и «использовали подмену понятий».

Последняя экспертиза по делу Pussy Riot охарактеризовала танцы участниц как «развязные», «вульгарные», «развратные», «неуместно откровенно сексуализированные», «сексуально распущенные», в том числе из-за исполнения акции в ХХС, непристойной одежды и «высокого поднимания ног выше пояса».

Приговор Pussy Riot

17 августа 2012 года все арестованные были приговорены по статье «Хулиганство» (ч. 2 ст. 213 УК РФ) к двум годам лишения свободы в . Впрочем, 10 октября 2012 года изменил наказание Самуцевич на условное и освободил ее в зале суда. Решение объяснялось тем, что она практически не участвовала в самом панк-молебне, поскольку была задержана охраной на амвоне сразу после начала акции.

Во время процесса над участницами Pussy Riot в их поддержку или против их действий успели высказаться, кажется, все, включая первых лиц государства и мировых звезд шоу-бизнеса, в том числе или . 23 апреля 2012 года председатель назвала панк-молебен в храме Христа Спасителя «возмутительным» и «безнравственным» поступком, добавив, что девушек можно и отпустить. 26 апреля 2012 года премьер-министр Дмитрий заявил, что, как «воцерковленный человек», он считает, что участницы Pussy Riot получили то, на что рассчитывали, — популярность. Он же 12 сентября заявил о том, что наказание осужденным должно быть условным.

Что касается реакции президента РФ Владимира Путина, то 7 марта 2012 года, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, он назвал акцию «отвратительной». 2 августа 2012 года, до вынесения приговора, Путин предположил, что если бы девушки «поехали бы на Кавказ, зашли и осквернили какую-либо святыню мусульман, то мы даже не успели бы взять их под охрану». Однако он добавил, что «строго судить участниц за это не надо», и выразил надежду, что «они сами сделают какие-то выводы». 7 октября 2012 года (за несколько дней до кассации в Мосгорсуде) Путин заметил, что не оказывал воздействия на судебную систему и не добивался осуждения девушек:

«Вопреки моим ожиданиям дело стали раскручивать и докатили до суда, а суд залепил им двушечку… Я здесь ни при чем. Они этого хотели, они это получили».

Чем занялись участницы после тюрьмы

23 декабря 2013 года, за два месяца до окончания срока заключения (в марте 2014-го), Надежда Толоконникова и Мария Алехина вышли на свободу по амнистии, принятой к 20-летию российской Конституции.

После освобождения Надежда Толоконникова вместе с Марией создала движение в защиту заключенных «Зона права». Обе девушки участвовали в акциях протеста в поддержку узников так называемого «болотного дела». Как вспоминает корреспондент «Газеты.Ru», на приговоре 12 фигурантам этого дела их попытался задержать ОМОН перед зданием Замоскворецкого суда Москвы, но в итоге толпа окружила участниц панк-группы, и в автозак удалось запихнуть только Алехину.

«Через относительно недолгое время у Алехиной возник конфликт с Толоконниковой, это очень разные и сильные люди, которым нелегко вместе. В любом случае, проект Pussy Riot сейчас жив и в его рамках иногда проводятся определенные акции», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкой знакомый с Алехиной и Толоконниковой.

По его словам, обе девушки смогли извлечь материальную выгоду из своего положения. «Надежда вместе со своим мужем Верзиловым активно выступали на Западе, где у них есть неплохие завязки и сейчас.

В настоящее время в США разворачивается активная кампания леворадикалов против Трампа и его действий. Насколько я знаю, Толоконникова планирует принять в ней участие», — сообщил собеседник «Газеты.Ru».

Он добавил, что Алехина ориентирована в большей степени на внутренний рынок, в том числе и потому, что не очень хорошо владеет английским языком, но тем не менее выступает в России с панк-концертами. Обе девушки также активно сотрудничают с онлайн-СМИ «Медиазона».