Для того, чтобы выучить досконально экспозицию и все возможности камеры — необходимо три месяца. Чтобы научиться работать со светом — полтора года. А вот композицию ты будешь учить всю свою жизнь.

Привет. Сегодняшний урок по композиции. Давай подумаем с тобой, что это такое. Если верить википедии, то композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т.п.

В стандартной поддержке, помимо центрального региона, мы также имеем другие пространственные позиции, которые добавляют силу к фигурам, размещенным там. Эти означающие области являются сопутствующими с внутренней геометрической структурой, соответствующей форме опоры.

Уэс Андерсон не ограничивается только фильмами - он делает искусство. Основополагающим для этого стиля является страсть Андерсона к симметрии, удивительно улучшенная этим недавним видео. Страсть Андерсона к централизации съемок - не просто чрезмерно снисходительная причуда. Это, по сути, доказательство того, что симметрия может быть высокоэффективной визуальной техникой.

Но на самом деле все немного сложнее. Композиция – это психология. Композиция – это эмоция, которую испытывает человек, глядя на фотографию. Понимание этого прийдет к тебе через несколько лет изучения фотографии. А пока давай вернемся к основам.

Геометрическую композицию можно разделить на несколько видов и законов.

Симметричная и ассиметричная композиция

Тут все достаточно просто. Основа симметричной композиции — равновесие. В симметричной композиции все элементы расположены практически зеркально по отношению к центральной оси картины.

Люди, естественно, любят симметрию. Наш мозг был запрограммирован на любовь к симметрии. Его эффект настолько силен, что «даже 4-месячные дети признают и предпочитают симметрию». В качестве метода проектирования симметрия может быть своего рода короткой вырезкой для создания ярких изображений. Мы уже запрограммированы так, чтобы любить и отвечать на него, гарантируя, что симметрия используется в проектной работе. Это также может объяснить, почему у Андерсона такой лояльный и преданный принцип.

Симметрия создает точки интереса. Нет никакой волшебной формулы, чтобы привлечь внимание зрителя, но использование симметрии стиля Андерсона может приблизиться. По словам известного кинохудожника Дэвида Бордуэлла, вид центральной перспективы, используемой Андерсоном, «помогает вам взглянуть на основные предметы» на изображении. Таким образом, симметричный стиль Уэса Андерсона заставляет вас смотреть именно то, что хочет режиссер.

В то время как в асимметричной композиции элементы произведения могут быть расположены самым разнообразным способом в зависимости от замысла.

Уравновешенная и неуравновешенная композиция


Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Но Андерсон не просто играет с системой. Это также дает вам что-то заслуживающее внимания. Как отмечает Школа цифровой фотографии, симметричная фотография нуждается в двух элементах, чтобы быть эффективной: «сильная композиция и привлекательная достопримечательность». Уэс Андерсон достигает этого, используя богатые цвета, увлекательные персонажи и причудливые объекты в его кадре. Чтобы достичь того же, создайте интересную фокусную точку, а затем используйте симметрию, чтобы направлять взгляд зрителя на нее.

Симметрия может создавать уникальные и эффективные портреты. Без симметрии многие сцены в фильмах Андерсона могут казаться переполненными или запутанными. Но в их опытных руках путаница становится доступным визуальным стимулом, легко понимается и сильно воздействует. Это делает симметрию идеальной для инфографики и других проектов визуализации с большим количеством информации.

Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке. Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Когда мы снимаем, мы должны принять ряд решений, прежде чем нажимать кнопку спуска затвора камеры. Как трансформировать сцену, которую мы видим на фотографии, наилучшим образом? Мы используем слова «сочинять» и «композицию», потому что на самом деле фотографирование - это не просто съемка камеры, «прицеливание» и попадание фотографии.

При изучении сцены, которая будет сфотографироваться зрителем, думающим о композиции, шансы на окончательное увеличение изображения будут иметь большее влияние. С практикой и опытом это время планирования уменьшается. В этот «предварительный момент фотографии» нужно.

Статичная и динамичная композиция

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе глубину философию.


Динамичной композицией называется та композиция, в которой присутствует движение. Динамику в изображение можно показать диагональными линиями, отсутствие же диагональных направлений сделает изображение статичным.

Выберите основной объект композиции, то есть, какой будет визуальный фокус фотографии; Проверьте, есть ли отвлекающие элементы, которые должны быть исключены из сцены; Решите, какая ориентация и форма объектов в сцене подходят лучше всего - и с которыми вы хотите работать; Проанализируйте рисунки, текстуры, линии, геометрические фигуры, огни и тени, чтобы исследовать, чтобы обогатить фотографию. Те, кто соблюдают правила хорошей композиции, обеспечивают.

Элементы фотографии имеют иерархию, и основной объект легко идентифицируется; Фотография выглядит более профессионально; Фотография становится более интересной и привлекательной визуально. Когда мы видим сцену с большим количеством информации, наши глаза могут выбирать и фильтровать то, что нас интересует, фокусируясь только там, где мы хотим. У камеры нет этой возможности в одиночку. Новичок-фотограф захватывает вашу камеру и быстро ударяет фотографию, без особого планирования, и каков результат?

Отсутствие свободного пространства перед движущимся объектом производит статику, а наличие свободного места придаст динамичности картине.

Подчеркнуть движение можно с помощью размытого фона и нечетких контуров. Для передачи движения нужно выбирать определенный момент, который наиболее ярко выражает характер движения, является его кульминацией.

Обычная фотография с большим количеством информации из многих случайных элементов. И хороший фотограф знает, как рассказать камере, что важно на сцене, а что нет, используя принципы хорошей композиции. Чтобы создать интересные фотографические композиции, используйте 14 правил, обсуждаемых на этой странице. В некоторых случаях для составления одного изображения может применяться более одного.

Не спешите изучать все правила композиции сразу. Совершенство приходит с практикой. Мы советуем вам учиться спокойно, по одному за раз. Чтобы исправить это лучше, идеальным было бы прочитать и изучить первое, выйти на поле и применить его на своих фотографиях, а затем вернуться сюда, чтобы сделать то же самое со следующим - и так далее.


Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. В статичной композиции нет кульминации действия.

Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность. Статичные композиции почти всегда симметричны и замкнуты, а динамичные — асимметричны и открыты.

Эти принципы можно развивать интуитивно, но, изучая предмет, мы осознаем друг друга. Технически совершенная фотография не может иметь разрозненную композицию, никакой баланс или неудачу в любой из ее частей. Композиция является важным элементом фотографии и состоит из гармоничного набора линий, формы и цвета, которые вносят вклад в целостное и унитарное целое.

Как уже упоминалось, для композиции очень важно четко обозначить основной объект фотографии. Этот акцент служит для непосредственного привлечения внимания зрителя. Подумайте о том, как работать с этим объектом таким образом, чтобы он привлекал к фотографии как можно больше интереса.

Линейная и тоновая композиция


В фотографии ритм – конкретный и довольно мощный художественный прием, имеющий точную направленность. Этим словом называют упорядоченный повтор в пространстве кадра основного композиционного мотива (деталей изображения). Зачем и когда его применяют? Подобные композиционные построения используют, когда хотят подчеркнуть такие характеристики, как множество, организованность, закономерность, протяженность, масштаб.

Есть фотографии с одним или несколькими основными элементами, и есть несколько способов подчеркнуть это. Сделайте обрамление, исключая любой отвлекающий элемент из сцены; Удалить горячие точки; Используйте контраст между этим элементом и теми, которые не важны; Ограничьте глубину резкости, выбирая большую апертуру и фокусируясь на выделенной точке, чтобы все было размытым, но основным элементом. Используйте линии и кривые, чтобы направлять взгляд зрителя на главный пункт. . Когда фотограф-любитель снимает камеру, почти уверен, что основной объект фотографии выйдет централизованно, а важные элементы будут срезаны.

Ритм способен управлять восприятием пространства. Лестница при взгляде на нее с верхней ступени кажется ниже, чем если смотреть вверх от ее подножия. Со второй точки видно гораздо больше горизонтальных параллельных линий. Таким образом, фотограф способен описать глубину кадра. Очевидно, что не только по вертикали, но и во всех трех измерениях.

Для фотографий людей с полным корпусом есть очень высокий шанс, что лица выйдут в центр, и ноги будут отрезаны! Это потому, что для тех, у кого нет опыта, инстинктивно указывать камеру в центре объекта. Оказывается, есть основное правило, которое, кстати, является одним из самых важных, если не самым, - говорит, что основной объект вашей фотографии НЕ должен находиться в центре, но в более сильном положении или более привлекательным визуально.

Известный, как правило, третий, он работает следующим образом: начните с создания воображаемой сетки на экране камеры, рисуя две горизонтальные линии и две вертикальные линии с равными расстояниями между ними, как если бы ваша фотография была разделена на девять ее частей размер.

Увеличить или ослабить динамику снимка тоже можно с помощью ритмического рисунка. Для этого применяют не равномерный повтор элементов изображения, а затухающий или усиливающийся. Определения, которые относятся к музыкальным ритмам, вполне подходят для характеристики фотокомпозиции.

Композиция, заключенная в геометрические фигуры, диагональная

Диагональные линии играют важную роль в композиции кадра. Благодаря им можно создавать направление взгляда зрителя так, как это нужно фотографу. Следуя этим линиям, зритель видит самые важные вещи в кадре.

Из этой сетки попробуйте позиционировать основной объект своей фотографии на одной из этих строк или в одной из четырех точек интереса. Классический пример правила третей состоит в том, чтобы не оставлять линию горизонта в центре фотографии. Попробуйте поместить его на один из рядов третей.

Постарайтесь сочетать цвета в гармоничном виде, чтобы сделать ваши фотографии более интересными визуально. Ниже показан традиционный цветовой круг, используемый известными художниками с древних времен, например, Ван Гог и Моне. Сегодня он по-прежнему широко консультируется не только с пластиковыми художниками, но и с теми, кто работает с графическим дизайном, дизайном интерьера, рекламой, среди других профессий в изобразительном искусстве.


Так-же для выбора композиции можно использовать и геометрические фигуры. Самая простая фигура — треугольник. И именно треугольники усиливают зрительное впечатление от кадра.

И чем больше треугольников будет использовано в кадре, тем сильнее будет выглядеть композиционная составляющая.

Из одного из этих кругов вы можете комбинировать цвета по-разному. На самом деле не имеет значения, какие цветовые системы следует использовать, потому что это зависит от возможностей фотографии, которые у нас есть, каждый момент. Но хорошо всегда следить за доминирующими цветами сцен для более гармонических композиций или более яркими или любыми намерениями с вашей фотографией.

Наиболее распространенные комбинации цветов

Когда исследуются цветовые комбинации, подчиняющиеся некоторой логике, на изображении создается хроматический баланс. Рисунок ниже с некоторыми предложениями о том, как выбрать доминирующие цвета на вашей фотографии. Обратите внимание, что также возможно работать с более светлыми или более темными оттенками каждого цвета. Эта комбинация основана на контрасте, потому что один цвет обязательно будет горячим, а другой - холодным. В традиционной цветовой системе цвет, противоположный синему, оранжевый, а также желтый и фиолетовый, красный и зеленый и т.д. в общем, между ними не так много различий. Триада или трио гармоника - это трио цветов, которое образует треугольник в круге цветов, например, фиолетовый, оранжевый и зеленый. Обратите внимание, что между двумя цветами триады всегда есть три других цвета в круге. Дополнительные цвета - это те, которые противоположны в цветовом круге. . Существует несколько других способов сочетания цветов, и здесь есть больше предложений.

Правило золотого сечения

Использование правила золотого сечения, позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.

Чтобы узнать больше о комбинациях цветов, перейдите по ссылке. Шаблон состоит из повторяющихся элементов много раз, следуя очевидной логике или нет. Наши глаза естественным образом рисуются образцами - и это происходит из-за биологической потребности в организации хаотического. По сути, в разгар столь дезорганизованной информации наши глаза «отдыхают», когда сталкиваются с узорами.

Визуальные повторения добавляют интерес и визуальную структуру к сцене, которая была бы общей, а также к созданию энергии и баланса. И, зная все это, почему бы не привлечь внимание, используя шаблоны на ваших фотографиях? Таким образом, вы будете привлекать взгляд наблюдателя этой мощной функцией, не зная причины.


Если говорить точнее, золотое сечение — это деление целого на две не равные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.

Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют — «зрительным центром», так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.

Вот список советов о том, как исследовать определенные типы шаблонов. Обрамление только рисунка на фотографии создает интересные и абстрактные изображения - кадрирование и масштабирование определяют уровень абстракции изображения. Близкие глаза фотографа могут также исследовать ежедневные предметы массового производства, повторяющиеся, сильные цвета или хорошо очерченные формы. Чтобы подчеркнуть сцены как повторяющиеся элементы во внешних местах, ожидайте, что солнце опустится и воспользуется тенями, также выровненными - они станут еще одним образцом на сцене. Когда человеческий глаз исследует образец, он имеет тенденцию хотеть посещать каждый повторяющийся элемент.

В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.

На правиле золотого сечения базируются еще одно популярное правило, часто используемое фотографами.

Правило золотой спирали

Коэффициент пропорциональности в золотом сечении, на котором и держатся изобразительные искусства, приблизительно равен 1,618. В эпоху Возрождения считалось, что именно эта пропорция, больше всего радует глаз. Этот коэффициент получил название число «Фи», от имени великого математика средневековья Леонардо Фибоначчи. Который вывел свою числовую последовательность, занимающую умы и по сей день — сумма двух соседних чисел последовательности дает значение следующего за ними (например, 1+1=2; 2+3=5 и т.д. 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233), что подтверждает существование так называемых коэффициентов Фибоначчи, т.е. постоянных соотношений.

Если вы возьмете последовательные пары из этого ряда, и будете делить большее число из каждой пары на меньшее, то ваш результат будет постепенно приближаться к золотому сечению. По системе этого коэффициента строятся многие природные явления: расположение семян в подсолнухе, строение крыльев насекомых и спирали раковин у ракообразных.


Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали. На 5, 8, 13 и 21, у нас придутся основные элементы композиции, на 34, 55 и 89 – дополнительные (второстепенные), а на 144 – фоновые. То есть, выстраивая спиральную композицию, нам придется учитывать много факторов, зато мы сможем выделить главное.

И не забывай, что любая композиция может быть как односоставной, т.е. использовать всего один из законов, так и многосоставной, сочетая в себе несколько выше перечисленных видов композиции.


Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

I. Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
* вертикальная, рис 1
* горизонтальная, рис 4
* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)


Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.


Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы

В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

II. Асимметрия


В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
* Удалением или приближением части к групповой оси
* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.