Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами. Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел. Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

«Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus «нарисованный» и греч. grapho – пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения.

Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea – понятие и grapho – пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.

В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э.

Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма. Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры. Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии. Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца. Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

Первыми стали применять клинопись шумеры.

Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

Китайское письмо развилось из рисуночного письма.

Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо.

Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно‑звуковым системам.

В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe ) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро‑вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно‑звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки.

Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари. Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака. Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н.э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности.

В основе большинства современных буквенно‑звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности.

Следующий шаг в развитии буквенно‑звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите. Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки. Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно‑греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы. По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме. Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.

Сегодня человеку не составляет труда отправить послание знакомым или близким. Практически каждый из нас может в силу наличия интеллекта написать сообщение, текстовое или электронное. Сложно представить, что были времена, когда письменности не существовало вообще. Казалось бы, что люди практически всегда умели читать и писать. Тем не менее это далеко не так.

В процессе исследования вопроса происхождения письменности появилось множество вопросов, например: где впервые появилась письменность, когда она появилась, каким образом люди её изобрели? Ответы на них все ещё вызывают много споров в научной среде, хотя учёные выработали специфические теории по этому поводу. Изучение письменности нужно начинать с Ближнего Востока. некогда существовавшие на этой территории, являются колыбелью мировой культуры как Запада, так и Востока. Но прежде чем рассмотреть историю письменности, нужно разобраться, какое значение несёт этот термин.

Значение слова «письменность»

С точки зрения лингвистики письменность - это особая система знаков, которая позволяет формализовать, передавать и фиксировать информацию с целью её дальнейшего использования и передачи. Другими словами, письменность - это данные, которые приобрели знаковую форму. Письменность не следует дифференцировать с человеческим языком, потому что она является подвидом этого феномена. Подобная теория появилась вследствие изучения человеческой психики. Когда мы пишем - мы думаем, тем самым производя знаковый перенос нашей речи. Такая характеристика не позволяет точно сказать, где и когда возникла письменность, однако историки все же нашли некоторые закономерности, что позволило создать определённые теории происхождения этого феномена.

Письменность народов Двуречья

Как возникла греческая письменность?

Возникновение письменности в Греции, колыбели западной культуры, связано с фактом появления греческого алфавита. Следует заметить, что греческий алфавит является заимствованным. Он был создан на основе финикийского, который греки приняли в IX веке до нашей эры. Алфавит состоял только из согласных букв, что являлось совершенно неподходящим для греческого языка. Поэтому греки буквально «разбавили» его несколькими гласными буквами. Уже в VII веке до нашей эры они научились писать, о чём свидетельствуют находки археологов. Самый древний текст, известный на данный момент, — это Дипилонская надпись. Существуют также теории о том, что греческая письменность возникла примерно в XVII столетии до нашей эры, но этому нет реальных исторических подтверждений. Итак, мы знаем, как возникла греческая письменность, а также египетская и месопотамская. Но существуют также исторические находки совершенно другой, европейской культуры письма.

Предпосылки возникновения славянской письменности

Где-то в V веке нашей эры происходит великое Вследствие этого масштабного миграционного процесса появилось множество всевозможных племён. Этот период отождествляют со временем, когда возникла славянская письменность. Незначительные племена понемногу развивались, и уже к концу IX века восточные славяне создали свое собственное государство, которое они назвали Киевская Русь. Новое государство стремительно набирало военную мощь, а также развивало свою культуру. Именно в этот период возникает письменность, потому что во время славянского расселения существовал только славянский язык. Как это ни парадоксально, но законы письма сформировались после изобретения славянского алфавита, так же, как это случилось в Греции.

Кирилл и Мефодий - прародители древнерусского письма

Первые книги на славянском языке дают возможность разобраться в том, как возникла древнерусская письменность.

Братья Кирилл и Мефодий создали алфавит и первые книги на славянском языке для моравийского князя по поручению императора Михаила III. Это случилось в 863 году. На территорию древней Руси письменность пришла в виде азбуки - кириллицы или глаголицы.

Но тут возникает небольшое несоответствие. Когда возникла люди на территории этого государства уже знали славянский язык. Отсюда вопрос: письменность и алфавит действительно сформировались на территории Киевской Руси или эти незаменимые атрибуты культуры пришли извне? На этот вопрос учёные не могут дать ответ и по сей день. Скорее всего, разрозненные племена говорили на своих, сугубо локальных диалектах. Что касается славянского письма и языка, то они сформировались в своём классическом виде уже во время существования Киевской Руси на основе алфавита братьев Кирилла и Мефодия.

Заключение

Итак, мы проанализировали различные исторические периоды, которые дают возможность понять, где и когда возникла письменность.История возникновения этого феномена содержит множество тайн, на которые все ещё необходимо пролить свет.

История письменности берет свое начало в каменном веке. Тогда никого особо не интересовала ни поэзия, ни проза, ни инструкции к кофеваркам. Для древних людей было важно далеко не это.

Важными были ритуалы поклонения богам. Дело в том, что люди каменного века не делали почти ничего без соответствующего ритуала. Для каждого повседневного действия полагался свой особый ритуал. Естественно, иногда ритуалы «срабатывали» и охота была удачной. Само собой, древние люди пытались зарисовать на стенах пещер последовательность «удачного» ритуала. Именно это обстоятельство и стало отправной точкой истории письменности.

Впрочем, назвать письменностью наскальные рисунки – сложно. Скорее, это прообраз современных комиксов (отсюда вывод – история комиксов берет свое начало раньше истории письменности!). А сама письменность появилась гораздо позже – и стала развитием идей наскальной живописи.

Первый заметный след в истории письменности оставили шумеры. Самый ранний документ был найден на раскопках города Урук, и датируется 3300 годом до н.э. Кстати, первые найденные документы относились не к религии – а к бизнесу, точнее – к бухгалтерии. Видите ли, шумеры использовали для подсчета скота шарики с пометками. Шарики складывались в контейнер, который затем запечатывали – получалось древнее свидетельство о праве на собственность. Вскоре, на контейнер начали наносить изображение его содержимого – чтобы не разбивать его каждый раз. А разбивали контейнер, по-видимому, только в случае визита налоговой полиции. Так появились первые документы – на поверхности контейнера были начертаны символ животного и количество этих животных в стаде. Со временем контейнер исчез за ненадобностью.

Как мы уже отмечали, первый в истории письменности метод записи представлял собой картинки, обозначающие тот или иной объект. Например – символ «лошадь», символ «коза» и так далее. Эти картинки были стилизованы и унифицированы, и вскоре приобрели почти схематический характер. Именно так появились идеограммы. В отличие от буквы, идеограмма обозначает не звук, а понятие или идею. Фактически, китайские и японские иероглифы представляют собой идеограммы. Их можно читать, не зная языка. Не нам конечно. Но, например, хорошо образованные китайцы могут читать японские иероглифы, не зная японского языка. Они не смогут прочесть написанное вслух на японском, но смогут в точности понять смысл документа. Кстати, именно из-за столь странного, на европейский взгляд, метода записи, «идеограмная» восточная поэзия столь отличается от произведений «алфавитных» западных культур – на востоке поэзия на порядок более визуальна, т.е. произведение автора оценивается не только по звучанию, но и визуально. Эти произведения практически невозможно оценить в переводе – нужно видеть иероглифы и сознавать акценты идеи, которые несет каждая черточка иероглифа. Для справки – в классическом китайском «алфавите» более 3000 символов.

Алфавит

Но вернемся к истории письменности. Первый алфавит возник на ближнем востоке, примерно 3500 лет назад – около 1500 г. до н.э. «Патент» на изобретение принадлежит финикийцам. Финикийский алфавит стал основой для письменности арабов и греков, а греческий алфавит, в свою очередь, разделился на кириллический (основа славянских алфавитов) и романский (латинский).

Принципиальное отличие алфавита от иероглифов в том, что здесь отдельный символ отражает не идею или понятие, – а всего лишь абстрактный звук. То есть идеограммы по сути своей ближе к наскальным рисункам, а финикийский алфавит – это попытка записи голоса. Таким образом, финикийский алфавит – первое изобретение в области звукозаписи.

История письменности = история деградации?

«Деградация? Да какие могут быть недостатки у письменности?», - спросите вы. На этот вопрос ответил Платон, который как раз застал эпоху распространения письменности. Он сформулировал три основных недостатка, и надо сказать, оказался абсолютно прав в каждом из случаев.

1. Письменность разрушает память. Там, где начинается история письменности, заканчивается эпоха памяти. До появления письменности человек мог легко запомнить поэму из нескольких тысяч строк после двух-трех прослушиваний. И это не считалось чем-то выдающимся. Письменность уничтожила эту способность всего за пару поколений.

2. Сложность защиты информации. История письменности – это история охраны информации. С древнейших времен и по наши дни существуют секретные документы. И если мы вдруг получим их в руки - то без труда сможем прочесть их.

3. Недопонимание. И снова Платон оказался прав. На протяжении всей истории письменности, люди стремились сделать процесс записи как можно более простым. Но у простоты есть оборотная сторона – письменные свидетельства полностью лишены невербальной составляющей человеческой речи. Вопросительный и восклицательный знаки смотрятся просто насмешкой. К тому же страница книги не может ответить на вопросы и часто оставляет огромное пространство для разных толкований текста.


С другой стороны, плюсы письменности перевешивают ее минусы.

1. Мы можем отследить изменения происходящие в течении длительного времени. До возникновения письменности не было истории – были лишь легенды.

2. Мы не расходуем «мощность» нашего мозга на запоминание информации – мы тратим ее на анализ.

3. Мы можем делать выводы на основе опыта других, без непосредственного взаимодействия с ними.

4. Знание не зависит от социального класса.


Без трех последних пунктов научно техническая революция ХХ века была бы невозможной. А еще без письменности вы точно не смогли бы прочитать эту статью.

Фото: Владислав СтрекопытовНа берегах озера Орестиада в Западной Македонии (Северная Греция) находится город Кастория , известный российским туристам прежде всего своими меховыми центрами, куда организуются специализированные шоп-туры за недорогими, но очень качественными шубами из натурального меха. Но есть в Западной Македонии много интересного помимо шуб, о чем, однако, не всегда рассказывают участникам шоп-туров.

Одним из таких мест «для туристических гурманов» является музей-реконструкция доисторического поселения Диспилио на берегу озера Орестиада. Известно это место не столько современной реконструкцией каркасных глинобитных домиков на сваях, сколько найденной здесь при раскопках так называемой табличкой из Диспилио , на которую нанесены пиктографические знаки, напоминающие древнее письмо. Возможно, это самая древняя письменность в мире!

Древнейшей письменность на Земле долгое время принято было считать шумерскую клинопись. По мере развития археологии стало ясно, что ей предшествовала стадия пиктографического письма. В том же Шумере находки табличек с пиктографическим письмом (например, табличка из Киша), поразительно похожим на иероглифы Древнего Египта (а значит, у них был общий источник), относятся к середине IV тысячелетия до н.э.

Однако в 1961 году в Румынии, близ села Тэртерия, были обнаружены три глиняные таблички с графической письменностью «шумерского» типа, датированные серединой VI тысячелетия до н.э. То есть, они древнее первых материальных свидетельств письменности Месопотамии как минимум на 1000 лет! Время создания табличек установили косвенным методом, по радиоуглеродному анализу предметов, найденных с ними в одном слое. Позже выяснилось, что письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - начале V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи (дунайское протописьмо). В настоящее время известно до тысячи объектов культуры Винча, на которых процарапаны подобные пиктограммы. География находок охватывает территорию Сербии, западной Румынии и Болгарии, Венгрии, Молдавии, Македонии и Северной Греции. Несмотря на разделяющие их сотни километров, пиктограммы демонстрируют удивительное сходство на всем протяжении ареала культуры Винча.

Аналогичные символы-знаки содержит и табличка из Диспилио. Метод радиоуглеродного анализа датирует табличку примерно 5260 годом до н.э.

Получается, что пиктограммы дунайского протописьма являются древнейшей в мире формой письменности. Другими словами, так называемая «древнеевропейская письменность» существовала на континенте не только задолго до минойской, традиционно считающейся первой письменностью Европы, но и до протошумерской и протокитайской систем письма. Эта система возникла в первой половине VI тысячелетия до н. э., распространялась между 5300-4300 годами и исчезла к 4000 году до н. э. Более того, вероятно шумерское протописьмо напрямую происходит от дунайского. Набор символов и тотемов не только поразительно совпадает, но и располагаются они в той же последовательности - на разделенных линиями участках поверхности символы следует читать по кругу против часовой стрелки.

Итак, древние жители Балкан еще в каменном веке писали «по-шумерски» - в V тысячелетии до н. э., когда самого Шумера еще и в помине не было! Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе и пиктографическая письменность древнего Крита, на основе которой оформилось древнейшее в Европе эгейское письмо времен минойской цивилизации (конец III - начало II тыс. до н.э.). На основе этого ряд исследователей делают вывод о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н.э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Междуречья, как раньше полагали.

Да и сама шумерская письменность, скорее всего, возникла под влиянием дунайского протописьма. Как иначе объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н.э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Шумеры восприняли пиктографическую письменность от балканских народов, в дальнейшем развив ее в клинопись.

Справка
Неолитическое озерное поселение Диспилио было обнаружено сухой зимой 1932 года, когда уровень озера снизился и стали видны следы поселения. Предварительное исследование провел в 1935 году профессор Антониос Керамопулос. Регулярные раскопки начались в 1992 году. Выяснилось, что это место было населено людьми с конца среднего неолита (5600–5000 годы до н.э.) до позднего неолита (3000 год до н.э.). В селении обнаружили ряд артефактов, включая керамику, деревянные элементы конструкций, семена, кости, статуэтки, личные украшения, флейты. Все они относятся к культуре Винча. Табличку со знаками обнаружил в 1993 году греческий археолог Георгий Урмузиадис.
На берегу озера создана точная копия поселения с хижинами на свайных платформах, в естественных размерах, изготовленных из натуральных материалов. Для каркаса домов были использованы стволы деревьев, а для стен - ветки и веревки. С помощью озерной глины оштукатурили каждую хижину, крыши которых покрыли соломой. Внутри хижин размещены повседневные предметы, найденные при раскопках: глиняные сосуды, чаши, блюда для фруктов, а также инструменты, сделанные из камня или кости - точные копии, оригиналы которых находятся в самом музее Диспилио.

ТЕГИ:Греция,Западная Македония

Самое раннее пиктографическое письмо, возможно, зародилось еще в период мезолита. Именно к этому времени относятся так называемые «азильские» чуринги. Это гальки, на поверхности которых нанесены краской или выгравированы всевозможные символические фигурки. «Чурингами» их называют по аналогии с подобными же предметами австралийских аборигенов, у которых чуркнги являются символическими вместилищами душ. В неолите орнаментальные рисунки наносятся на глиняных сосудах. Каждая группа племен имела свою систему орнаментации, очень устойчивую на протяжении сотен и даже тысяч лет. Среди повторяющихся рисунков около 3,5 тыс. лет назад были обнаружены условные знаки, свидетельствующие, возможно, о появлении логографического письма. На Востоке системы этого письма сформировались не позднее IV тыс. до н. э. (переднеазиатские, протоэламские, протоиндийские, древнеегипетские, критское, китайское).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

С III тыс. до н. э. египетское письмо стало превращаться в логографически-консонантную систему. Изменялось и написание знаков письма.
Древнейшими памятниками логографического письма была шумерская и протоэламская письменность, возникшие в V-IV тыс. до н. э. Писали на каменных и глиняных табличках. Однако уже с начала III тыс. до н. э. письменность стала приобретать логографически-слоговой характер. Письмена теряли изобразительность, превращаясь в комбинации клинописных черточек. Это, видимо, было обусловлено материалом, на котором писали в Месопотамии, - глиной. На глине легче было выдавливать клинообразные значки, нежели рисовать линии. На основе шумерского возникло и урартское письмо, применявшееся на Кавказе в IX-IV вв. до н. э.
Особый слогозвуковой характер имела письменность, применявшаяся на территории Средней Азии в VI-IV вв. до н. э. Это так называемая персидская (или ахеменидская) клинопись. Памятники такой клинописи встречаются даже на Южном Урале.
На рубеже II и I тыс. до н. э. стало широко распространяться звуковое письмо. Оно было проще других систем и обходилось всего 20-30 знаками-буквами. Предполагается, что количество букв в первых алфавитах было связано с количеством дней в лунном месяце с добавлением количества знаков зодиака. От первого финикийского звукового письма происходят большинство современных систем письменности.

Письменность, по данным археологических раскопок, возникла еще в период первобытно-общинного строя, около 15 тысяч лет назад. Разумеется, это была примитивная форма передачи информации. Самым ранним периодом развития письма является пиктография (передача информации рисунками). Интересно, что в некоторых племенах подобная письменность сохранялась до конца XIX столетия.

В пиктографии глагол «говорить» обозначался в виде рта, «смотреть» - в виде глаз и т.д. Любопытно, что при попытках неграмотных людей записывать свои мысли в настоящее время они так же обозначают подобные глаголы.

Но передавать информацию с помощью рисунков было довольно трудно, поэтому они постепенно упрощались, превращаясь в схемы и знаки; так возникло идеографическое письмо (греч. «идеа» - понятие, «графо» - пишу). В конце концов знак, обозначавший понятие или, позднее, слово, превратился в букву, входившую в состав слова.

История письменности

Таким образом, из отдельных букв стало возможным составить любое слово. Так и появился алфавит.

Древнейшие идеографические письмена относятся к IV тысячелетию до нашей эры. В Египте стены великолепных построек были расписаны иероглифами (греч. «иерос» - священный, от «глюфо» - вырезаю). Каждый знак обозначал отдельное слово, но со временем иероглифы в Египте стали обозначать слоги и даже звуки, став прообразом буквенных алфавитов.

Египетское письмо впервые удалось расшифровать в начале XIX века. Это сделал французский ученый Жан Франсуа Шампольон. Среди трофеев египетского похода Наполеона Бонапарта был знаменитый Розеттский камень с идентичными надписями на трех языках. Самая первая состояла из иероглифов, вторая представляла собой демотическое (общедоступное скорописное) письмо, а последняя - греческое письмо. Шампольон полностью расшифровал текст и сделал вывод, что в I в. до н.э. египетская письменность уже приобрела смешанный характер — идеографический, слоговой и частично фонетический.

В IV в. собственную письменность приобретают и шумеры, обитавшие в междуречье Тигра и Евфрата. Шумерское письмо являлось смешением пиктографических и иероглифических знаков. Возможно, оно как-то связано с египетской письменностью, но точно утверждать это нельзя.

Совершенно самостоятельно с середины III тысячелетия до н.э. развивалась иероглифическая китайская письменность, существующая по сей день. В то время как количество идеографических знаков в других языках сокращалось, в китайском языке с образованием новых слов оно росло. Поэтому в современном китайском языке существует около 50 тысяч идеографических знаков, а древнекитайская письменность во I-II вв. до н.э. состояла всего из 2 500-3 000 иероглифов.

Алфавит - совокупность символов, букв (или других графем), расположенных в жестком порядке и предназначенных для воспроизведения определенных звуков. Современные европейские алфавиты развивались из греческого, который грекам передали финикийцы - жители древней страны на восточном побережье Средиземного моря. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, в 332 г. до н. э. - Александром Македонским. Финикийский алфавит не имел гласных букв (это так называемое консонантное письмо - согласные звуки сочетались с произвольными гласными), в нем было 22 простых по начертанию знака. Происхождение финикийской письменности до сих пор является предметом научных споров, но, вероятно, с небольшими изменениями она восходит к консонантной угаритской письменности, а угаритский язык относится к семитской ветви афроазийских языков.

Изобретение славянской азбуки связано с именами двух братьев-просветителей Кирилла (ок.827-869) и Мефодия (815-885).

Они происходили из семьи греческого военачальника и родились в городе Солуни (современные Салоники в Греции). Старший брат, Мефодий, в юности поступил на военную службу. В течение десяти лет он был управляющим одной из славянских областей Византии, а затем покинул свой пост и удалился в монастырь. В конце 860-х годов он стал игуменом греческого монастыря Полихрон на горе Олимп в Малой Азии.

В отличие от брата, Кирилл с детства отличался тягой к знаниям и еще мальчиком был направлен в Константинополь ко двору византийского императора Михаила III. Там он получил прекрасное образование, изучил не только славянские, но и греческий, латинский, еврейский и даже арабский языки. Впоследствии он отказался от государственной службы и был пострижен в монахи.

В 863 г., когда византийский император по просьбе моравского князя Ростислава направил братьев в Моравию, они только начали перевод основных богослужебных книг. Естественно, что столь грандиозная работа растянулась бы на многие годы, если бы вокруг Кирилла и Мефодия не образовался кружок переводчиков.

Летом 863 г. Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию, уже имея при себе первые славянские тексты. Однако их деятельность сразу же вызвала недовольство баварского католического духовенства, которое не желало уступать кому бы то ни было свое влияние на Моравию.

Кроме того, появление славянских переводов Библии противоречило установлениям католической церкви, согласно которым церковная служба должна была проходить на латинском языке, а текст Священного писания вообще не должен был переводиться ни на какие языки, за исключением латинского.

До наших дней не утихают споры ученых о том, какую же азбуку создал Кирилл - кириллицу или глаголицу. Разница между ними заключается в том, что глаголица более архаична по начертанию букв, а кириллица оказалась удобнее для передачи звуковых особенностей славянского языка. Известно, что в IX в. была в ходу и та, и другая азбука, и лишь на рубеже Х-ХI вв. глаголица практически вышла из употребления.

После смерти Кирилла придуманная им азбука и получила свое нынешнее название. С течением времени кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы

1 Наскальное изображение по-другому называются писаницами или петроглифами (от греч. petros – камень и glyphe — резьба). Они изображают животных, предметы быта. Они могли так же служить для обозначения границ владений племени, мест охоты, давать представления об окружающей среде. Они так же позволяли передавать информацию и хранить её веками.

2 Вещное письмо. При его использовании предметы быта, орудий труда наделялись определенным смыслом, известным отправителю и получателю. Элементы вещного письма сохранились и поныне.

3 Узелковое письмо – мнемонический способ хранения мыслей, сообщений. На веревках окрашенных в разные цвета, в заранее определенных местах завязывались узелки. Их местоположением и передавалась информация.

4 Пиктографическое письмо или пиктография (от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho — пишу). Предметы стали заменять их изображениями. Общее содержание изображения отображалось в виде рисунка или серии рисунков. Но с помощью примитивных рисунков затруднительно изображать действия или показывать качество предметов. Появилось во время неолита.

5 Идеографическое письмо (от греч. idea – понятие, представление). Для этого письма используют специальные знаки – идеограммы. С помощью них обозначались целые понятия. Идеограммами являются цифры, химические знаки, математические символы.

6 Иероглифическое письмо, в котором использовались спец. знаки – иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена). Они могли обозначать не только целые понятия, но и отдельные слова, слоги, и даже звуки речи. Этот вид письма использовался в древнем Египте в Шумере.

7 Клинопись. Появилась около 3000 г. до н.э., знаки этого вида письменности состояли из групп клинообразных черточек, которые выдавливались на сырой глине. Возникла в Шумере,затем стала применяться в Ассирии и Вавилоне.

8 Фонографическое письмо (от грея.phone — звук). Это – звуковое письмо при помощи знаков (букв), означающих те или иные звуковые единицы языка (звуки, слоги). Известно оно с XIII в.до н.э. возникло из идеографического в Финикии. В IX-VIII вв. до н.э.

Древняя письменность

на основе финикийского письма появился греческий алфавит.

9 Славянская письменность. Третий после греческого и латыни книжно-письменный язык появился в 863 г. за основу славянского алфавита братья (Кирилл и Мефодий) взяли греческий, добавив несколько знаков для обозначения шипящих и некоторых других звуков, которые отсутствовали а греческом языке. существовало две разновидности славянского алфавита – кириллица и глаголица. На основе кириллицы возникли русская, сербская, болгарская и др. системы письма.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Письменность зародилось у шумеров более пяти тысяч лет назад. Позднее, ее стали называть клинописью.

Писали они заостренной палочкой из камыша на глиняных табличках. Благодаря тому, что таблички высушивали и обжигали, они становились очень крепкими, что позволило им сохраниться до наших времен. И это очень важно, так как благодаря им, прослеживается история возникновения письменности.

Существует два предположения ее появления – это моногенез (зарождение в одном месте) и полигенез (в нескольких местах).

Выделяют три первичных центра возникновения письменности:

1. Египетский

2. Месопотамский

3. Дальневосточный (Китай)

Везде развитие письменности проходило один путь: сначала рисунок, а потом уже письменные знаки.

Иногда вместо писем люди отправляли друг другу разные предметы. Правда, не всегда подобные «письма» верно толковались. Ярким примером является война скифов и Дария, царя Персии.

Первым шагом к появлению письма, стал рисунок. А изображение, которое обозначало тот или иной предмет, стали называть пиктограммой. Рисовали, как правило, людей, животных, домашнюю утварь и т.д. И если вначале изображали достоверное количество предметов, то есть, сколько видели, столько и рисовали, то постепенно перешли к упрощенному варианту. Стали рисовать предмет, а рядом, черточками, уточняли его количество.

Следующим этапом стало выделение знаков из рисунков. Они обозначали звуки, составлявшие название предметов.

Очень важным шагом стало изображение не только в конкретном виде, но и в абстрактном. Со временем, появилась необходимость записывать длинные тексты, поэтому рисунки стали упрощаться, появились условные знаки, называющиеся иероглифами (от греч. «священные письмена»).

В XII-XIII вв. появились синайские надписи. Благодаря этому стремительно уменьшилось количество письменных знаков. И возникла слоговая письменность. А уже вслед за ней появился алфавит.

Каждый народ создавал свое алфавитное письмо. Финикийцы, например, каждому знаку приписали безразличную огласовку. Евреи с арабами не использовали гласные.

Самая древняя письменность.

А вот греки, основываясь на финикийском письме, ввели знаки для гласных, начали изображать ударение, даже ввели аналог современных нот.

Таким образом, письменность изобрел не какой-то конкретный человек, появилась она, вследствие жизненной потребности. Да и во время нашей эры она активно развивается. Так, Кирилл и Мефодий создали письмо для славян, а Месроп Маштоц для армян.скачать dle 12.1
Легенда о добровольном рабстве

Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света и относятся к разным историческим эпохам от палеолита до средневековья. Древние люди наносили их на стены потолки пещер, на открытые скальные поверхности и отдельные камни. Древнейшие палеолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники – медведи, львы. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными – от контурного рисунка, процарапанного на камне до барельефа полихромной росписи, для которой использовались минеральные краски. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение.

Вампум (от индейск. wampumpeag – нити с нанизанными на них раковинами), средство запоминания и передачи сообщений у индейских племён Сев. Америки. Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Вампум так же мог использоваться вместо денег.

Кипу означает завязывать узел или просто узел; это слово также понимают как счет (cuenta), потому что узлы содержали счет любым предметам. Индейцы изготовляли нити разного цвета: одни были только одного цвета, другие – двух цветов, другие – трех, а другие – и большего числа, потому что цвет простой и цвет смешанный каждый имел свое особое значение; нить плотно скручивалась из трех или четырех тонких виток, а толщиною она была с железное веретено и длиною примерно с три четверти вары; каждая из них прикреплялась в особом порядке к другой нити – основе, образуя как бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит такая-то нить, как-то: желтая означала золото, белая – серебро, а красная – воинов.

Пиктографическое письмо

(от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho – пишу, рисуночное письмо, пиктография), отображение общего содержания сообщения в виде рисунков, обычно в целях запоминания. Известно со времен неолита. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле. Однако оно очень важно – люди чертили рисунки на поверхности скал, камней и т. д. Именно это было отправной точкой для развития начертательного письма.

Вывод. Все выше перечисленные способы зафиксировать речь были очень ограничены в своём применении. Далеко не каждую мысль можно было передать на большие расстояния или «остановить во времени» с их помощью. Главный недостаток этих способов – отсутствие чёткости, однозначности в их прочтении.

Древнейшая письменность на Земле

Очень многое зависит от мастерства того, кто рисует, а также от догадливости того, кто читает.

Хотя, например, пиктография используется и в современном мире: дорожные знаки, уличные вывески. Применение пиктограмм как вспомогательного средства очень удобно. Смысл можно передавать очень быстро, изображение понятно всем: и детям, не умеющим читать, и иностранцам, не имеющим переводчика. Очень большое распространение получили пиктограммы в современных компьютерах. Нажав кнопку с изображением соответствующей пиктограммы на экране компьютера, вы можете вызвать любимую игру или другую нужную вам для работы программу.

Добуквенное письмо

Идеографическое письмо (от греч. idea – идея, образ и grapho – пишу) — принцип письма, использующий идеограммы. В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике.

Многие знаки идеографии – идеограммы – получились из рисунков. Более того, у многих народов некоторые знаки использовались как пиктограммы (и тогда они изображали конкретный предмет) и как идеограммы (и тогда они обозначали абстрактное понятие). Рисунок в этих случаях выступает в переносном, т. е. в условном значении.

Иероглифическое письмо. Наиболее древней из разновидностей идеографического письма были иероглифы, состоящие из фонограмм и идеограмм. Большинство иероглифов были фонограммами, т. е. обозначали сочетание двух или трех согласных звуков. Идеограммы обозначали отдельные слова и понятия. Гласные звуки на письме египтяне не обозначали. Наиболее употребительны были 700 иероглифов. Древнейшие иероглифические тексты относятся к 32 веку до н. э.

«Священные знаки»

В Египте существует легенда о том, как пришла идея фонограммного письма.

«Около 5 тыс. лет назад правил в Египте фараон Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были на веки запечатлены на камне. Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было 6 тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. Вот как записали египетские художники имя фараона. Они изобразили рыбу, т. к. слово «нар» — по-египетски «рыба». « Мер» на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники поставленную перед ними задачу».

Иероглифическое письмо было не только у египтян, но и у вавилонян, шумеров, индейцев майя, древних жителей острова Крит. А в наше время иероглифами пишут народы Китая, Кореи, Вьетнама и Японии.

Вывод. По сравнению с видами предписьменности иероглифическое письмо имеет ряд преимуществ: однозначное прочтение сообщения, возможность передать не только бытовую, но и научную информацию, абстрактные понятия. А фоноидеограммы (иероглифы, содержащие указание на звучание) дают даже представление о звучащем слове.

Но представьте себе, сколько надо запоминать знаков с их значениями, если, к примеру, в китайском языке их около 50 тысяч! Такое огромное количество практически невозможно запомнить одному человеку, даже если выучить только активно использующиеся 4-7 тысяч иероглифов.

Буквенная письменность

Звуко-буквенное письмо зарождалось в недрах идеографического письма. Идея передавать ни письме звучание слов, зародившаяся ещё у шумеров, в разных вариантах воплощалась у других народов. В основе всех способов лежало использование простых знаков, обозначающих односложные слова, в записи сложных знаков для других слов. Один из таких вариантов – китайские фоноидеограммы. Однако это ещё очень далеко от обозначения знаками (буквами) отдельных звуков речи, что составляет основу фонографического (звуко-буквенного) письма.

Финикийская и греческая письменности. Жившие около 2000 лет назад финикийцы придумали знаки для звуков. Так появились буквы и алфавит. И все они были согласные! Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, лет через 200 финикийский алфавит оказался в Древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», — рассудили греки и переделали часть согласных на гласные. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течении многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три, а один – даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей. Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Греческое письмо стало исходным для всех европейских алфавитов, в том числе и кириллицы.

Славянская азбука. В далекие времена, более 1000 лет назад, славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине Х века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянским) самые важные греческие книги. Их труд дал славянским народам возможность писать и читать на своем языке.

Славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица. До сих пор у ученых нет единого мнения, какой из этих вариантов был создан Кириллом. Большинство современных исследователей полагает, что он создал глаголицу. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893 году) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу.

Русская азбука. С принятием христианства на Руси была заимствована и кириллица, которая и была положена основа русской азбуке. Первоначально в ней было 43 буквы. С течением времени некоторые из них оказались лишними потому, что исчезли обозначаемые ими звуки, а кое какие были лишними с самого начала. Русский алфавит в современном виде был введен реформами Петра I, в результате которых было изменено начертание букв (оно приблизилось к печатной латинице) и исключены устаревшие буквы «омега», «от», «юс большой», йотированные «а», «е», «кси», «пси». В течение второй половины XVII века были введены «э», «й», «ё». А после Октябрьской революции в 1918 году из состава русского алфавита были исключены «ять», «фита», «и десятиричная», «ижица». Таким образом современная азбука насчитывает 33 буквы.

Вывод. Буквенная письменность дала людям целый ряд возможностей.

Прежде всего, свободу от времени и расстояния, стала универсальным средством выражения мыслей и чувств. Появилась возможность передавать звучащее слово в письме, фиксировать все слова того или иного языка (в том числе и отвлечённые понятия) с помощью наименьшего количества знаков. Но всё дело теперь осложняется необходимостью знать и уметь применять орфографические и пунктуационные правила.

И в заключение

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем не только изменились, но и упростились их названия. Если ещё в начале ХХ века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» то теперь ты легко выпаливаешь: «а», «бэ», «вэ», «гэ», «дэ»!

Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании простого и удобного письма.

Вывод: В течение многих тысячелетий люди стремились к тому, чтобы письмо:

1) могло передавать различные виды информации;

2) было понятным;

3) было простым и удобным.

Министерство Общего и Профессионального

Образования Российской Федерации

РГРТА

Кафедра "Истории"

Дисциплина "Культурология"

Реферат по теме:

"История развития письменности"

Выполнил :

ст. гр. 070

Ручкин Г.В.

Проверил:

Купреев А.И.

Рязань 2001 г.

Введение 3

1.Узелковаяписьменность 3

2.Пиктограмма 4

3.Иероглиф 6

4.Алфавит 7

Заключение 9

Список литературы 10

ПИСЬМЕННОСТЬ

Введение

Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.

Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.

Рассмотрим каждый шаг разывития письменности в отдельности.

1. Узелковая пиьменность

Одним из первых ее видов была узелковая письменность. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков.

Постепенно письменность совершенствовалась. Каждый - знак рисунок приобретал новые значения, число знаков увеличивалось, начертания их изменялись, все менее поминая изображения предметов.

2. ПИКТОГРАММА

Пиктограмма - один из видов предписьма, представляющий собой рисуночное письмо, или картинопись - изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.Например, знак, изображающий ногу может значить "ходить", "стоять", "приносить". Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.

Вместо изображения употреблялись и произвольные графические символы. Этот письменности применялся в хозяйственных записях, где число понятий ограничено самим содержанием письма и в ритуальных записях как вспомогательное средство. Самые ранние записи относят к 3000 до н.э. В древнем Египте существовали словесно - слоговые пиктограммы, которые обозначали нетолько понятия, но и чисто звуковые элементы слова или его части. Из шумерской письменности развились некоторые виды клинопись - мелкие клинообразные знаки. Каждый значок такого письма состоят из клинышков в различных сочетаниях и обозначал звук, слог,илислово и писались слева на право на глиняных табличках. Наиболее изучена и расшифрована клинопись Двуречья.

Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от древнеегипетской. Достаточно взглянуть на египетские иероглифические или иератические тексты и сравнить их с любой клинописной системой, чтобы почувствовать всю глубину различия между двумя культурными мирами.

Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда, немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо, сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор остается не разгаданным.

После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности - слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом велись по-прежнему слева направо, однако, правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах.

Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан. Так же шумерские пиктограммы дали начало иероглифам.

3. ИЕРОГЛИФЫ

Основу древнеегипетской письменности составляли иерог­лифы (от греч. «хиерос»-«священный» и «глифе»- «вырезанное»)-фигурным знакам, обозначающим целые понятия или отдельные слоги и звуки речи, название "иероглиф" первоначально обозначало "священные, высяченые на письмена". Главный писчий материал изготавливали из папируса - тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя -вдоль и поперёк, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости, Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длинной до 40 метров. Однако иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. На них писали справа на лево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка »), а весь остальной текст был чёрного цвета.Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот является наместником Ра; как вре­мени - разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, покро­витель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как например, в «Книге мёртвых».

Первоначально китайцы делали свои записи на панцирях церепах, костях животных; позднее на бамбуковых дощечках и шелке. Связанные дощечки были первыми книгами.

Иероглифическая письменность имеет серьезные недостатки: многочисленность знаков в системе (от нескольких сотен до многих тысяч) и трудность при освоении чтения. По подсчетам китайских ученых, только в древнейших надписях 14 - 11 веках до н.э. встречается около 2000 различных иероглифов. Это была уже развитая система письма.

4. АЛФАВИТ

Все описанные выше виды письменности не выдержали конкуренции алфавита.

Финикийцам, ведшим постоянные торговые записи нужно другое, письмо простое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак - буква - означает лишь один определенный звук речи. Они произошли от египетских иероглифов.

Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв.Все они согласные, по тому что в финикийском языке основную роль играли согласные звуки. Чтобы прочитать слово, финикийцу достаточно было видеть его костяк, состоявший из согласных букв.

Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заимствован и греками, но в греческом языке, в отличии от финикийского большую роль играли гласные звуки.

Греческое письмо явилось исходным для развития всех западных алфавитов, первым из которых был латинский.

Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами.Талантливый лингвист, Кирилл, создавая славянское письмо взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита. Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б - «буки»(их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».

Как известно, из славянских языков первым получил литературное употребление язык церковнославянский. Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла. Здесь не место распространяться о том, какому славянскому племени принадлежал этот язык болгарам или паннойцам.

Графика Кириллицы притерпивала изменения в результате которых были исключены буквы, ненужные для передачи звуков современной русской речи. Современный русский алфавит состоит из 33 букв.

В середине первого тысячелетия нашей эры тюрко-язычные народы ужепользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII в. Русские и зарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских рунических надписей. Согласно последним исследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V в, н.э- существовало два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков. Основным материалом для письма у тюрко-язычных народов были деревянные дощечки. 0б этом говорят кыпчакские пословицы "писал, писал, пять деревьев исписал", "Написал большую надпись на вершине высокого дерева". Эти поговорки свидетельствуют также о широком распространении письменности среди кыпчаков и других тюрко-язычных народов. Например, загадку "Подняв глаза, без конца читаю", означавшую небо и звезды, мог придумать народ, для которого чтение было нормальным явлением. Эта загадка была широко распространена у кыпчаков. Наряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит для передачи собственной речи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название "уйгурского", так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XV вв.

Заключение

Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культурология. уч. пособие. Под редакцией Южаковой Л.В. Рязань 1999 г.;

2. Вержбитская А. Культурология. Познание. М., 1996 г.;

3. Звегенцев В.А. История языкознания 19 - 20 вв., М., 1965 г.;

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1967 г.;

5. Б.С.Э. том 19, стр. 571 - 576;

6. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996;

7. Латинская Америка: энциклопедический справочник, т.I - М., Советская энциклопедия,1979;