ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС 1) Речь. С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят. Устная речь­ это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной. Письменная речь­ это речь написанная. Для письма используют буквы. 2) Звуки. В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. При произношении согласных звуков воздух во рту встречает прегра ­ду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом. а о у ы э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы. я ё ю и е ­ обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы. н м л р й" ­ непарные звонкие согласные х ц ч" щ" ­ непарные глухие согласные б в г д ж з – парные звонкие согласные п ф к т ш с ­ парные глухие согласные ч" щ" ­ всегда мягкие шипящие согласные и й" ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные ь – показатель мягкости согласных. Например: письмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает, как и твёрдый знак. Лента букв. Всегда Всегда Согласный, звонкий, Согласный, звонкий, мягкий, непарный, твёрдый, парный Гласные буквы, обозначающие твёрдость, рядом Согласные звонкие Согласные звонкие стоящей согласной непарные парные а о у ы э н м л р й" б в г д ж з я ё ю и е ъ п ф к т ш с х ц ч" щ" ь Гласные буквы, обоз­ Согласные глухие Согласные глухие начающие мягкость, парные непарные рядом стоящей согласной Всегда Всегда Всегда Всегда Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой твердый, парный твердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный 3) «Волшебные буквы ­ е ё ю я ». Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука. обозначают, когда стоят после согласных. Один звук Например: мячик –мя­чик ­2сл. люди – лю–ди ­2сл., м­[м"]согл.,зв.,мягк.,непарн. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. я­ [а]глас.,уд. ю­[у]глас.,уд. ч­[ч"]согл.,гл.,мягк.,непарн. д­[д"]согл.,зв.,мягк.,парн. и­[и]глас.,безуд. и­[и]глас.,безуд. к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. 4б.4з. 5б.5з. клён – 1 сл. река – ре – ка – 2сл. к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. р­[р"]согл.,зв.,мягк.,непарн. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. е­[и]глас.,безуд. ё­[о]глас.,уд. к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. н­[н]согл.,зв.,тв.,непарн. а­[а]глас.,уд. 4б.4з. 4б.4з. обозначают, когда стоят: Два звука 1. в начале слова юбка – юб – ка – 2сл. ямка – ям – ка – 2сл. ю –[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. я –[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. \[у]глас.,уд. \[а]глас.,уд. б – [п]согл.,глух.,тв., парн. м­ [м]согл., зв.,тв., непарн. к –[к]согл., глух., тв., парн. к ­[к]согл., глух., тв., парн. а –[а]глас.,безуд. а –[а]глас.,безуд. 4б.5зв. 4б.5зв. енот – е – нот – 2сл. ёлка – ёл – ка ­ 2сл. е–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ё–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. \[э]глас.,безуд. \[о]глас.,уд. н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн. л­[л]согл., зв.,тв., непарн. о–[о]глас.,уд. к­[к]согл., глух., тв., парн. т–[т]согл.,гл.,тв.,парн. а­[а]глас.,безуд. 4б.5з. 4б.5з. 2 . после гласных: моет – мо–ет–2сл. поют – по–ют–2сл. м –[м]согл.,зв.,тв.,непар п –[п]согл.,глух.,тв., парн. о ­ [о]глас.,уд. о– [а]глас.,безуд. е ­ [й"]согл.,зв.,мягк.,непарн ю­[й"] согл.,зв.,мягк.,непар. \ [э]глас.,безуд. \[у]глас.,уд. т – [т]согл.,гл.,тв.,парн. т –[т] согл.,гл.,тв.,парн. 4б.5зв. 4б.5зв. клюёт – клю–ёт­2сл. София – Со–фи–я­3сл. к –[к]согл.,гл.,тв.,парн. С–[С]согл.,глух.,тв.,парн. л–[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. о–[а]глас.,безуд. ю–[у] глас.,безуд. ф–[ф"]согл.,гл.,мягк.,парн. ё–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн и–[и]глас.,уд. \[о]глас.,уд. я–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. т–[т]согл.,гл.,тв.,парн. [а] глас.,безуд. 5б.6зв. 5б.6зв. 3. после ь знака: Марья ­ Марь–я­2сл. вьюга – вью–га­2сл. М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн в–[в"]согл.,зв.,мягк.,парн. а ­[а ]глас.,уд. ь ­[­]звука не обозначает р–[р"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ю­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ь –[­ ]звука не обозначает \[у]глас.,уд. я–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. г–[г]согл.,зв.,тв.,парн. \[а ]глас.,безуд. а–[а]глас.,безуд. 5б.5зв. 5б.5зв. здоровье – здо­ро­вье­3сл. польёт –по­льёт­2сл. з­[з ]согл.,зв.,тв.,парн. п­[п]согл.,гл.,тв.,парн. д­[д]согл.,зв.,тв.,парн. о­[а ]глас.,безуд. о­[а]глас.,безуд. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. р­[р]согл.,зв.,тв.,непарн. ь­[­ ]звука не обозначает о­[о]глас.,уд. ё­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. в­[в"]согл.,зв.,мягк.,парн., [о]глас.,уд. ь­[­]звука не обозначает т­[т ]согл.,гл.,тв.,парн. е­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. 6б.6з. [э]глас.,безуд. 8б.8з. 4. после ъ знака: Подъезд ­под–езд­2сл. съёжился – съё–жил–ся–3сл. п–[п]согл.,гл.,тв.,парн. с­[с]согл.,гл.,тв.,парн. о–[а]глас.,безуд. ъ­[­]звука не обозначает д–[д]согл., тв.,зв.,парн. ё­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ъ–[­]звука не обозначает [о]глас.,уд. е–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ж­[ж]согл.,зв.,тв.,парн. \[э ] глас.,уд. и­[ы]глас.,безуд. з–[с]согл.,гл.,тв.,парн. л­[л]согл.,зв.,тв.,непарн. д–[т] согл.,гл.,тв.,парн. с­[с"]согл.,гл.,тв.,парн. 7б.7зв. я­[а]глас.,безуд. 8б. 8зв. Объявление­объ­яв­ле­ни­е­5сл. о­[а]глас.,безуд. б­[б]согл.,зв.,тв.,парн. ъ­[­]звука не обозначает я­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. [а]глас.,безуд. в­[в]согл.,зв.,тв.,парн. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. е­[э]глас.,уд. н­[н"]согл.,зв.,мягк.,непарн. и­[и]глас.,безуд. е­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. [ э ]глас.,безуд. 10б.10з. С БОЛЬШОЙ БУКВЫ ВСЕГДА ПИШУТСЯ:  Имена, отчества, фамилии людей,.  Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень.  Клички животных, Начало предложения. ЖИ­ШИ пиши с буквой И. (жизнь, ширма,) ЧА­ЩА пиши с буквой А. (часто, пищать) ЧУ­ЩУ пиши с буквой У. (чулан, прощу) ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА ­ Слова переносятся по слогам, например: кро­вать. ­ Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль­чик, подъ­ езд, ко­лье. ­ Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай­ба, лей­ка, лей­ся. ­ В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: касс­са, ван­на. ­ Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь. ­ Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при­сказка, над­пись. Слушание, говорение, чтение, письмо – это РЕЧЬ. УСТНАЯ РЕЧЬ ­ это речь, которую мы слышим или произносим. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – это речь, которую мы читаем или записываем. ТЕКСТ ТЕКСТ – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. ТЕМА ТЕКСТА – о чём говорится в тексте. У текста есть заголовок, тема, главная мысль. ЧАСТИ ТЕКСТА 1. Вступление (начало, завязка, зачин). 2. Основная (главная) часть. 3. Заключение (окончание, концовка, развязка). ВИДЫ ТЕКСТА 1. Повествование. (Что произошло?) 2. Рассуждение. (Какой?) 3. Описание. (Почему?) ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких человек. В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится тире. ВСЁ О ПРЕДЛОЖЕНИИ 1. Предложение выражает законченную мысль. 2. В предложении о ком­то или о чём­то говорится. 3. Слова в предложении связаны между собой. 4. В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой). 5. На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаками, многоточием. 6. По цели высказывания предложения бывают: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (содержат сообщение) ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуждают к действию – содержат приказ, призыв, просьбу или приветствие) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (содержат вопрос). 7. По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?). ПРЕДМЕТО СЛОВА­НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКОВ ДЕЙСТВИЙ В (предметов и явлений) (предметов и явлений И ЯВЛЕНИЙ КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? КРАСНАЯ СТРОКА ­ строка в тексте, начинающаяся с отступа (1 пальчик). Новая мысль в тексте и выполнение нового задания начинай с красной строки В СЛОВЕ СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО В НЁМ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Слог может состоять ­ из одного гласного звука: И­горь, ­из одного гласного и одного согласного звука: де­ре­во, Из одного гласного и нескольких согласных: маль­чик. УДАРЕНИЕ ­ это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие – УДАРНЫЙ. Другие слоги или слог – БЕЗУДАРНЫЕ. УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ­ это гласные звуки в ударных слогах слов. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – это гласные звуки в безударных слогах слов. Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так чтобы безударный звук стал ударным. ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы. ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак не пишется. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА (1 КЛАСС) Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, работа, ребята, русский, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, учительница, хорошо, язык.

Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти.

Морфологический разбор имён существительных.
I - часть речи; II - начальная форма (и. п.5 ед. ч.); собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение; падеж, число; III -член предложения.

Был на выставке.
I - на выставке, был на (чём?) выставке, имя сущ.;
II - (выставка); нариц.; неодушевл.; ж. р.;
1 скл.; п. п.; ед. ч.;
III - был (где?) на выставке - обстоятельство.

Содержание
Объяснение сокращений
Алфавит
Гласные звуки
Гласные буквы
Согласные звуки
Звукосочетания
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Сложные слова
Переноси правильно
Не переноси
Перенос слов с удвоенными согласными
Безударные гласные в корне слова: а, о, и, е, я
Фонетический разбор слова
Большая (заглавная) буква в словах
Состав слова
Однокоренные слова
Форма слова
Порядок разбора состава слова
Предлоги пиши отдельно!
Члены предложения
Разделительный Ъ после приставки перед гласными е, ё, ю, я
Приставки над-, под-, пред-, об-
Приставки на -з, -с
Разделительный Ь пишем после согласных перед гласными
Различие между приставками и предлогами
Непроизносимые согласные в корне слова
СН без Т
Приставки пиши слитно!
Запомни
Суффиксы
Части речи
Род имён существительных
Число имён существительных
Падежи имён существительных
Склонение имён существительных
Три склонения имён существительных
Первое склонение имён существительных
Второе склонение имён существительных
Третье склонение имён существительных
Несклоняемые существительные
Окончания сущ. 2 скл. ед. ч. в род. падеже мн. ч
Нулевое окончание парные предметы
Падежные окончания имён существительных
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Изменения глагола по лицам и числам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов настоящего времени
Однородные члены предложения
Род имён прилагательных
Число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных среднего рода
Склонение имени прилагательного во множественном числе
Мягкий знак после ч, ж, ш
Морфологический разбор имён существительных
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор имён прилагательных
Местоимение
Правописание наречий
Имя числительное
Виды предложений
Разбор предложения
Разбор предложения по членам предложения
Однородные члены предложения
Знаки препинания в конце предложения
Ударение в словах.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правила по русскому языку в таблицах и схемах, 1-4 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а- , в корнях с чередующимися е (и ) пишется и , а в корнях -лож- (-лаг- ) и -кос- (-кас- ) пишется а .

В корне гор- (гар- о . Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон- (клан- ), твор- (твар- ) в безударном положении пишется о .

В корне зор- в безударном положении пишется а . Исключение: зоревать .

В корне -рос- (-раст- ) перед ст и щ пишется а . Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино .

В корне -скоч- (-скак- ) перед ч пишется о , перед к пишется а . Исключения: скачок, скачу .

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок- (-мак- ) и -ровн- (-равн- ):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а : плавать, плавучесть . Исключения: пловец, пловчиха, плывун .

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц ) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о (ё ) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё , если в родственных словах оно чередуется с е ; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о .

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и . Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц .
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция ).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о , без ударения – е .

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться , в форме повелительного наклонения: поставьте , в форме 2 л. ед.ч.: умываешься .

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс , а также после начального пан .

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь .

После приставок меж- , сверх- сохраняется и , так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы .

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер- ).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный .
– доведение действия до конца: пристукнуть .
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать .

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный .
– «пере-»: преградить .

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова - это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

о , если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е , если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц .

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся -
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад ;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место . Исключение - трудодень ;
– названия некоторых растений: Иван-чай ;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс- .
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же - палатка ).

Слитно пишутся сложные слова -
с глаголом на и в первой части: сорвиголова . Исключение - перекати-поле ;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный . Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний) ;
названия жителя города: алмаатинец ;
сложносокращённые: вещмешок .

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные :
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый ;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский ;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж , если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик .

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т : раздача – раздатчик .

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л : кровельщик .

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка , но: ключик – ключика .

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец , -иц- - в существительных ж.р.: красавица .

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн- .

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн- , при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»).

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

    написание слова не вызывает сомнений;

    написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

    человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику».

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

«Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно».

Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения.

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся начальных классов и соответствует требованиям ФГОС. В доступной форме представлены основные правила по русскому языку: правила переноса; правописание сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН; буквы И и Ы после Ц; разделительный Ъ и Ь; проверяемые согласные в корне, безударные гласные в корне; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-; Ь после шипящих на конце существительных; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах и т. д. Страницы книги можно вырезать по пунктирной линии, специально отмеченной в книге ножницами, и использовать как карточки, выкладывать которые можно при прохождении темы, чтобы акцентировать внимание на правилах, вешать над столом и т.д. Все это поможет лучше запомнить и усвоить наиболее сложный материал.
Книга окажет неоценимую помощь школьникам при подготовке к уроку и выполнении домашних заданий для систематизации знаний, а также родителям и педагогам при контроле знаний учащихся.