Все обо всем. Том 5 Ликум Аркадий

Как человек научился писать?

Как человек научился писать?

Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. Мы можем только предполагать, как она развивалась с древнейших времен. Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами. Древние египтяне пользовались системой, которую мы называем иероглифами. Сначала это была полностью идеографическая система. Но в ходе веков египтяне создали и фонетическую систему, то есть такие знаки, которые означали звуки речи, а не только изображали предметы или явления.

С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знаки, передающие звуки, называются фонемами. Слова при этом могут делиться на слоги. Следующей стадией развития письменности стало создание алфавита. Древние египтяне и жители Вавилона знали, как писать алфавитным способом. По их методу были созданы греческий и латинский алфавиты, которыми широко пользуются в мире, за исключением азиатских стран.

автора Зинсер Уильям

11. Как писать о людях ИнтервьюЧеловека надо уметь разговорить. Научитесь задавать вопросы, которые побуждали бы людей рассказывать о самом интересном и важном в их жизни. Если ваш собеседник своими словами говорит о том, что он думает и чем занимается, это всегда бывает

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

12. Как писать о местах Туристическая статьяНаучившись писать о людях, вы должны научиться описывать разные уголки нашей планеты. Люди и места - это два столпа, на которых зиждется вся литература нон-фикшн. Каждое событие происходит в каком-то месте, и читателю хочется

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

17. Как писать об искусстве Критики и обозревателиИскусство окружает нас со всех сторон, ежедневно обогащает нашу жизнь и тогда, когда мы занимаемся им сами - участвуем в любительских спектаклях, танцуем, рисуем, пишем стихи, играем на музыкальных инструментах, - и тогда,

автора Вольф Юрген

Глава 13 Время писать Истинная отвага в том, чтобы двигаться не спеша. В мире книгоиздательства и развлечений я видела много работ, провалившихся из-за ложной спешки, и видела обманутых ими зрителей. Лучшие книги – те, которые выходят в свое время… Настоящий вызов – не

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Что писать и что не писать в письме редактору Следите за тем, чтобы упомянутый вами в письме прежний опыт имел отношение к предлагаемому проекту. Я видел немало писем, в которых авторы ссылались на свои вовсе не относящиеся к теме академические достижения и навыки, а

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Как человек научился добывать огонь? Огонь был известен человеку с древнейших времен. В некоторых пещерах в Европе, где древние люди жили сотни тысяч лет назад, среди камней были найдены угольки и обожженные кости, что указывает на то, что в этих местах разводили огонь.Но

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать Автор выражения Л. Н. Толстой (1828-1910). В письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не

автора Никитин Юрий

Где и как писать Большинство авторов, как известно, предпочитают работать в кабинетах. По старинке. И чтобы никто нигде не шумел, мимо двери чтобы все на цыпочках, разговаривали во время творческого процесса только шепотом. Знаю таких и сейчас, указывать пальцем не буду, не

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Еще раз: как и сколько писать Об этом уже говорилось выше, но уж очень хороший пример вспомнил, нельзя не вставить лыко в строку. Могу, скромно опуская глазки, сказать, что со дня выхода первого издания «Как стать писателем» (это было еще в прошлом веке!) произошли

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Писать умно или писать интересно? К сожалению, одно если не полностью исключает другое, то во всяком случае, сильно теснит. Понятно, если умный человек берется писать заведомую, но весьма динамичную и потому читаемую широкой публикой глупость, то у него все равно иногда

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

ИСКУССТВО ПИСАТЬ ПИСЬМА Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая этим даром, не стоит вообще пытаться писать письма. Вместо того чтобы думать о себе и о впечатлении, которое вы

автора

Писать медленно Чтобы писать хорошо, нужна прирожденная легкость и приобретенная затрудненность писания. Жозеф Жубер (1754–1824), французский писатель Мне понадобилось 22 года, чтобы научиться писать медленнее; и теперь я достиг идеальной нормы – не более 25 слов в

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Писать для потомства У меня работа спешная – для потомства. Жюль Ренар (1864–1910), французский писатель Будущее – любимчик всех авторов. Сэмюэл Джонсон (1709–1784), английский писатель и лексикограф Настоящий писатель был бы рад променять сто современных читателей на десять

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Говорить и писать Хорошо говорить и хорошо писать – одно и то же. Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия Следует писать так, как говоришь, и не говорить так, как пишешь. Шарль Сент-Бев (1804–1869), французский писатель и критик Пиши так, как говоришь, – если,

Очень давно, много тысячелетий назад, люди писать еще не умели и во всем могли полагаться только на свою память. Но уже тогда они кое-что рисовали, например, зверей, и рисовали их очень искусно. На юге Европы, в Испании, нашли пещеры, в которых в далекое доисторическое время жили люди каменного века. В этих пещерах совсем темно. Работать там или рисовать можно было только при свете факелов, скорее всего при свете горящей головни смолистого дерева. Каково же было изумление археологов, когда оказалось, что в самых недоступных уголках пещер на стенах нарисованы и искусно раскрашены изображения животных. Олени, зубры, мамонты встали перед археологами, как живые.

Люди каменного века, жившие в пещерах, охотились на этих животных, и все их существование зависело от удачной охоты. Конечно, они очень хотели победить зверя, мы бы сказали - мечтали об обильной и вкусной добыче. И они воплощали свою мечту в образах: рисовали то, о чем мечтали. В эти рисунки они вкладывали всю силу своего воображения, свою тонкую наблюдательность охотников и изображали зверей такими, какими видели их. В этом смысле пещерные изображения животных мы должны считать произведениями высокого искусства.

УЗОРЫ - ИЗМЕНЕННЫЕ РИСУНКИ

И не только на стенах темных пещер рисовали люди каменного века. Археологи нашли их рисунки и в виде украшений на костях, служивших каким-нибудь практическим целям, например на рукоятках орудий. И здесь мы видим нанесенные уверенными штрихами твердой рукой художника изображения тех же оленей, зубров, мамонта с огромными бивнями, который жил в ту эпоху и теперь уже вымер совсем.

Вот с каких древних времен человек уже умел рисовать. И позднее, на протяжении всей истории человечества, во всех частях света люди сохраняли и развивали изобразительное искусство. Менялись стили живописи, менялись орудия и техника рисования. Временами авторы рисунков стремились показывать людей и животных в их реальном облике, временами же предпочитали стилизовать изображаемые образы, упрощать их иногда до схематических узоров.

Все, конечно, видели вышивки на женских одеждах, узоры на полотенцах, рисунки на глиняной и фарфоровой посуде, украшения на фронтонах деревянных зданий. Среди этих узоров и орнаментов встречаются и такие, в которых можно видеть прямо таки реалистические картинки, например, роза, украшающая фарфоровую чашку, или цветы вышитые на скатерти. Многие же узоры не сразу можно понять они на первый взгляд кажутся просто геометрическими фигурами или линиями: треугольниками, квадратиками, кружочками, спиралями и различными завитушками. Но и здесь мы нередко можем найти упрощенные изображения окружающих человека предметов: растений и животных, цветов и насекомых.

Каемка вышитого полотенца иногда кажется просто каким-то зубчатым орнаментом, а посмотришь - это схематизированные до крайней простоты кони, елочки или гусиные лапки. А на крыше избы, где перекрещиваются деревянные стропила и где их концы немножко вылезают в разные стороны, искусный мастер подчас украсит их деревянной резьбой и превратит как бы в головки деревянных коней; может быть, отсюда и пошло название – «конец крыши». И много, много окружающих нас разнообразных узоров по своему происхождению может быть возведено к сюжетам искусства очень древних эпох.

ИСТОРИЯ БУКВ.

Не только узоры, но и буквы нашего письма произошли от рисунков. Вот буква А. Можно проследить по ее форме в древних надписях, что первоначально для передачи соответствующего звука люди рисовали голову быка. Потом это изображение стали писать попроще, а затем превратили его в сочетание прямых линий, в котором все-таки можно признать какое-то сходство с головой быка: можно заметить его рога, морду, но в целом мы скорее скажем, что это уже не рисунок, а буква. Из такой буквы греки сделали свою букву «альфа», а римляне, которые переняли алфавит от греков, усовершенствовали форму этой буквы, сделали ее симметричной, - причем она стала похожей уже на «домик», как ее называют наши дети, когда впервые с нею знакомятся.

А вот другая наша буква - У. Она же в сущности имеется и в латинском алфавите в виде трех букв Y, V или U. Эта буква происходит от изображения змеи-ехидны, которое являлось знаком древнеегипетского письма:

Когда мы теперь пишем букву У, мы уже не помним о том, что две верхние палочки - это «рожки» египетской ехидны, а нижняя палочка - ее длинное тело. Звук Р в древнеегипетских надписях выражался рисунком головы человека с бородой. Наша буква Р, правда, «бороды» уже не имеет, но латинская буква R сохранила «бороду» до сих пор в виде правого нижнего штриха.

Буква О происходит от древнеегипетского изображения глаза, который теперь потерял все свои детали и стал простым кружочком. И так со всеми буквами и со всеми письменными знаками всех исторически возникших алфавитов мира: все они происходят от рисунков разных предметов.

Продолжение читайте в нашей следующей части.

P. S. С этой маленькой стать мы октрываем большой цыкл статей об истории письменности, будет интересно.

Лекция №1.История возникновения письменности

Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми, и служит для передачи мысли на расстоянии и закрепления её во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа, а значит и частью мировой культуры. История мировой письменности знает следующие основные виды письма:

    пиктографическое,

    идеографическое,

    слоговое,

    буквенно-звуковое.

Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;

Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое").

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо , изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

буквенно-звуковое (фонематическое) письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться. Наше письмо не может передать все звуковые нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова.

Русский алфавит имеет 33 знака , тогда как фонематический строй языка состоит из 39 фонем.

Буквенно-звуковая система письма – основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Так в латинском алфавите – 23 знака , в итальянском – 21 , чешском – 38, армянском – 39 .и т. д.

Знаки алфавита графически отличаются друг от друга и в своём простейшем начертании представляют графемы (неизменная форма букв, входящих в алфавит, без учёта стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).

Графематический состав алфавита складывался в течение многих веков на основе требований того или иного языка, требований удобства написания и чтения.

Первый буквенный алфавит появился около 16 в . до нашей эры. Известно, что Семитские племена, жившие на Синайском полуострове , переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первоначальное буквенное письмо.

Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго-Восточного Средиземноморья к грекам.

Древнейшие греческие буквы появились в 8 в. до нашей эры, но только к 4 в. до нашей эры обрели относительную завершенность, графическую простоту и ясность.

В 3 в. до нашей эры существует и латинский алфавит . Латиняне (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название – латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. На рубеже новой эры письмо располагалось между двумя линейками, было сплошным, отсутствовали интервалы между словами, геометричность форм букв затрудняла написание.

Создание алфавита славяно-русской системы письма – «Кириллицы» относится к концу 9 началу 10 в . Творцами славянской азбуки на основе византийского письма были братья Кирилл (Константин Философ, имя Кирилл он принял не задолго до смерти) и Мефодий , уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Славянский язык был их родным, а воспитание и образование они получили греческое.

Наряду с кириллицей существовала другая азбука – глаголическая.

На Руси глаголица продержалась недолго и была полностью вытеснена кирилловским письмом. Из истории древнерусского шрифта выделяются основные каллиграфические варианты кириллицы:

с 11 века – уставное письмо (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас);

с 14 века полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине 16 века ;

в начале 15 века получают распространение различные виды скорописи.

Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было.

Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Буквы больше рисовались пером, чем писались.

Полуустав – разновидность каллиграфического варианта кириллического письма. Текст, выполненный полууставом, имеет более светлую общую картину. Буквы округлее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками, начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Контраст штрихов меньше; перо затачивается острее. Появляется много сокращений под титлами, а также много различных надстрочных знаков, ударений (сил) и целая система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг. Первая на Руси печатная книга «Апостол» была изготовлена книгопечатником Иваном Федоровым в 1564 году.

Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с 15 века главным образом для выделения заглавий. Различают два вида вязи: круглую и угловатую (штамбованную). Один из основных приемов вязи – мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха (штамба) двух букв превращались в один. Пустоты, образовавшиеся при этом, заполнялись уменьшенными овальными или миндалевидными формами букв, а так же полумачтами (полуштамбами) соседних букв. Выполненные золотом или киноварью надписи несли особую художественно-декоративную нагрузку в различных памятниках письменности.

Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая быстро проникает и в книги. Скоропись 14 века очень близка к полууставу.

В 15 веке она становится более свободной, получает значительное распространение; ею пишутся различные грамоты, акты, книги. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма.

В 17 веке скоропись , отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма.

В 17 веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо . В это время появляются книги образцов письма – «Азбука славянского языка…» (1653г.), буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи.

Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром I в начале 18 в . способствовала распространению грамотности и просвещения. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок старинной антикве. Новым шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. Первые книги нового образца были изданы в Москве в 1708году.

Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами. Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел. Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

«Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus «нарисованный» и греч. grapho – пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения.

Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea – понятие и grapho – пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.

В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э.

Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма. Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры. Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии. Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца. Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

Первыми стали применять клинопись шумеры.

Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

Китайское письмо развилось из рисуночного письма.

Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо.

Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно‑звуковым системам.

В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe ) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро‑вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно‑звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки.

Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари. Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака. Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н.э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности.

В основе большинства современных буквенно‑звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности.

Следующий шаг в развитии буквенно‑звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите. Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки. Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно‑греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы. По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме. Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!