Стресс-менеджмент как самостоятельное научно-практическое направление выделилось относительно недавно, в начале 1990-х гг. Его появление в значительной мере обусловлено явной тенденцией к повышению стрессогенности мирового социального пространства как следствия глобальных социальных, политических, экономических изменений, интенсификации в сфере производства и образования, учащения появления природных, экологических катаклизмов и техногенных катастроф. Существенно изменилось также и рабочее пространство. Оно подверглось воздействию широкого спектра психологических, социально-экономических и технологических изменений: рост численности «старослужащих»; расширение информационных и коммуникационных технологий; информационная глобализация с сопутствующими изменениями в шаблонах работы, повышение требований к профессионализму работников; увеличение сложности и количества задач; расширение функций и необходимых умений; рост доли населения, занятого в сфере услуг; интенсификация коммуникаций; увеличение количества форс-мажорных ситуаций, повышение требований к быстроте принятия решений и др. Все это значительно повысило риск психологического стресса, профессиональных заболеваний и нестабильности человеческого фактора в современных организациях.

Привлечение внимания ученых и практиков к проблемам управления организационными и профессиональными стрессами - стресс- менеджменту связано с очевидными потребностями в новых технологиях развития стрессоустойчивости и стабильности персонала. По выражению А. Б. Леоновой, стресс-менеджмент стал «печальной необходимостью» для современных управленцев, понимающих значение сохранности кадрового потенциала, личного здоровья и зависимости «здоровья» организации в целом от умения управлять корпоративными или организационными стрессами . При росте конкуренции и интенсивности развития современных компаний управление рабочими стрессами является неотъемлемой частью эффективной стратегии управления кадровым потенциалом организаций. Стресс-менеджмент в организации ориентирован на профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов нейтрализации или смягчения негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала.

Стресс-менеджмент как теория и практика управления стрессами опирается на современные научные концепции стресса, практические результаты профилактической медицины, психогигиены, психологии здоровья, психологии труда, организационной психологии, психологии менеджмента и др. На Западе, и в первую очередь в США, исследования в области физиологии и психологии стресса ведутся с 1930-х гг. Специальные исследования рабочих (или профессиональных) стрессов стали проводиться только лишь после 1980-х гг. Привлечению внимания исследователей к проблеме «стресс и работа» способствовало то, что стало очевидным негативное влияние рабочих стрессов на здоровье работников. В связи с широким спектром психологических, социально- экономических и технологических изменений в рабочем пространстве в конце XX в. значительно повысился риск психологического стресса и профессиональных заболеваний. Стал остро ощущаться недостаток теоретических и прикладных исследований по управлению стрессом на работе.

Исследование Международной ассоциации управления стрессом (ISMA), проведенное в Великобритании накануне Национального дня информации о стрессе (6 ноября 2002 г.), показало, что 64 % опрошенных испытывали стресс на работе за последние 12 месяцев, при том что в 2001 г. аналогичный показатель составлял 53 %. Среди них 67 % мужчин и 62 % женщин. 57 % опрошенных признали, что за прошлый год переживания стресса стали сильнее . Наиболее распространенными источниками стресса в рабочей среде были названы: слишком большой объем работы (62 %), сжатые сроки выполнения заданий (58 %), агрессивный стиль управления или плохая коммуникативная система (49 %), рабочая среда без поддержки (43 %) и проблемы с достижением приемлемого баланса работа/личная жизнь (42 %). 64 % тех, кто испытал стресс на рабочем месте, заявили, что он снизил степень их удовлетворенности работой, 36 % - что он снизил их производительность, 31 - он нарушил их социальные отношения, у 29 % стресс нанес прямой вред здоровью. Только 14 % подвергшихся профессиональному стрессу была оказана медицинская помощь, а 78 % не получили никакого профессионального совета, как справляться с подобными проблемами. Больше половины респондентов, испытывающих сильные негативные последствия стрессов на работе (58 %), ожидают, что с такими или еще более негативными последствиями стресса они столкнутся и в будущем году.

Имеется множество эмпирических свидетельств того, что рабочие стрессы являются фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье людей, их удовлетворенность своей работой и в конечном счете на эффективность их деятельности. Рабочие и профессиональные стрессы способны изнутри подтачивать человеческие ресурсы и приводить к снижению производительности, мобильности и динамичности стратегического развития организации. Высокий уровень организационных стрессов ведет к повышению неконструктивной напряженности, конфликтности в коллективе, негативно сказывается на здоровье персонала, его лояльности по отношению к организации, может приводить к текучести кадров.

Управление стрессами на работе может осуществляться различными способами. Традиционно выделяются три направления: организационное, медицинское, психологическое.

Организационная парадигма. В данной парадигме мероприятия направлены на максимально возможное снижение стрессогенности рабочей среды и организационной культуры, оптимизацию рабочих нагрузок, внедрение новых, более совершенных технологий работы. Снижение уровня стресса у работников осуществляется посредством выявления и устранения факторов, вызывающих стресс, т. е. за счет перепроектирования работы. Однако в этом направлении могут возникать психологические трудности и новые психологические стрессы, связанные с организационными изменениями и сопротивлением инновациям.

Устранение или смягчение организационных и профессиональных стресс-факторов может производиться в следующей последовательности:

  • 1. Анализ стрессообразующих факторов для сотрудников организации, выполняющих различные виды работ: выявление стрессогенных (имплицитно-стрессовых видов работ, профессионально-трудных ситуаций (ПТС).
  • 2. Выявление должностных позиций и видов профессиональной деятельности, характеризующихся наибольшей стрессовой нагрузкой (стрессогенностью).
  • 3. Определение ключевых (ведущих) организационных факторов, которые могут быть изменены для снижения стрессогенности работы персонала.
  • 4. Выявление тех организационных условий, которые в данный момент времени нельзя быстро изменить или для их изменения потребуется длительное время, например «гуманизации» организационной культуры.
  • 5. На основе проведенного анализа разработка проекта организационных изменений как последовательного решения выявленных организационных проблем, вызывающих стрессы на рабочем месте.
  • 6. Внедрение проекта организационных изменений и мониторинг динамики изменения уровня организационного стресса у работников.

Медицинская парадигма. В рамках данного подхода стресс рассматривается как личная проблема, поэтому помощь адресована конкретному человеку. Для оказания помощи используется широкий спектр терапевтических и профилактических методов. Лечение профессио-

ю нальных заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса, предоставление терапевтической помощи сотрудникам, подвергшимся воздействию чрезмерного стресса в форс-мажорных обстоятельствах. К сожалению, данный подход далеко не всегда применим в связи с ограниченностью материальных и временных ресурсов, необходимых для реализации данных программ, а также с трудностями, возникающими при определении источников стресса для каждого работника.

Психологическая парадигма. По своему содержанию данная парадигма подразделяется на два основных подхода:

  • 1. Психопрофилактика стресса (консультативная поддержка), которая направлена на снижение индивидуальной уязвимости к стрессу и повышение устойчивости к стрессу у работников.
  • 2. Собственно психологическая помощь, направленная на преодоление уже приобретенных стресс-синдромов, личностных деформаций или заболеваний стрессогенного происхождения.

Для этого используются различные формы психокоррекции и обучения. Данные подходы дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Профилактика стресса ориентирована прежде всего на устранение потенциальных источников стресса - не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение здесь имеет обучение навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения. Важным аспектом профилактической работы является обучение работников методам, позволяющими правильно анализировать и интерпретировать ситуации жизненных и профессиональных стрессов, давать им реалистические оценки, расширять репертуар конструктивных копинг- стратегий и повышать мотивацию к личностному росту в аспекте жизненной стойкости и противостояния различным видам стресса. Одной из составляющих профилактики стресса (консультативной поддержки) является персональная психодиагностика нервно-психической напряженности (стресс-состояний) и стрессоустойчивости работников, разработка индивидуальных рекомендаций по снижению уязвимости к стрессу с учетом личностных, социально-демографических и других особенностей и специфики работы. Психологическая коррекция личности для преодоления стресс-синдромов и «неравновесных» стресс- состояний в большей степени связана с оптимизацией существующего дисбаланса между стресс-воздействиями и личностными ресурсами. Она осуществляется с помощью специализированных программ обучения и психологических тренингов. Коррекционная работа предполагает глубинную проработку восприятия (субъективной репрезентации) и способов преодоления стрессов в социальных, профессиональных и жизненных ситуациях.

А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова отмечают, что профилактика и коррекция отрицательных функциональных состояний, в том числе

и стрессовых состояний, важна по следующим причинам. Во-первых, функциональные состояния напрямую связаны с эффективностью деятельности человека, под которой понимается не просто результативность, но также оптимальность поставленной перед субъектом деятельности цели. Переживание острых и хронических стресс-состояний приводит к ухудшению таких характеристик труда, как надежность, продуктивность, быстродействие, качество работы, а иногда может быть причиной аварий и травм.

Во-вторых, профилактика и коррекция стрессовых состояний важна для сохранения профессионального здоровья. В условиях сверхнагрузок, вызванных разными причинами, затраты внутренних ресурсов могут быть слишком высокими, что отрицательно сказывается на психосоматическом и психосоциальном здоровье человека. Постоянное влияние неблагоприятных стрессовых состояний способствует личностным изменениям (деструкциям, деформациям). Так, например, хронические стрессовые состояния формируют такие качества, как нерешительность, тревожность, апатичность, повышенную истощаемость и др. .

Система профилактических мер должна быть направлена на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших дезадаптивных или стрессовых состояний. А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова выделили следующие особенности профилактических мероприятий:

  • 1. Конкретные цели профилактической работы определяются с учетом специфики конкретной ситуации, конкретной профессиональной группы и типа состояний.
  • 2. Подбор адекватных средств оптимизации функциональных состояний может вестись только на основе конкретизированных целей работы .

К сожалению, не существует универсальных профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом предупредить многообразные последствия рабочих стрессов, поэтому профилактические средства должны подбираться в зависимости от типа функционального состояния, личностных особенностей, специфики ситуации и профессиональной деятельности. В связи с этим важной составной частью любых программ психологической профилактики и коррекции является комплексная психодиагностика, включающая в себя методы изучения стрессовых состояний, стрессоустойчивости личности, профессиональных и организационных стресс-факторов, а также стратегий преодолевающего поведения (копинга). Кроме этого одной из задач стресс-менеджмента является оценка эффективности используемых антистрессовых технологий. С этой целью должны разрабатываться надежные диагностические процедуры, позволяющие осуществлять мониторинг изменений объективных и субъективных характеристик стресс-ситуаций до и после применения превентивных программ. Для этого должны быть определены валидные критерии оценки их эффективности: внешняя успешность деятельности, внутренняя удовлетворенность человека работой, улучшение или стабилизация его состояния и настроения, восполнение психологических ресурсов и др. Ниже представлены отдельные диагностические методики, которые могут быть использованы при решении различных задач стресс-менеджмента.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 2

Давно замечено, что современный человек слышал о множестве важных вещей, влияющих на качество его жизни, однако продолжает строить и организовывать свою жизнь по привычке, так и не научившись использовать свой богатейший запас знаний. Это замечание как нельзя лучше подходит к нашим знаниям о стресс-менеджменте. Практическим рекомендациям по разработке технологии управления стрессами в организациях посвящена данная статья.

Попробуем сначала разобраться, что стоит за понятием "стресс-менеджмент". Это понятие пришло к нам, как многое связанное с бизнесом, с Запада. Однозначного и общепринятого толкования его пока нет. Но большинство практиков понимает под этим термином что-то вроде "управление собой в момент стресса" или "методы преодоления последствий стресса". Во всяком случае, именно под рубрикой "Стресс-менеджмент" проходят все объявления, связанные с тренингами или книгами, пытающимися обучать способам релаксации и позитивного мышления.

На мой взгляд, вполне логично понимать под стресс-менеджментом процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов (стрессоров), уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.

Примечание. Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.

Ганс Селье

Организационные меры управления стрессами

К организационным мерам, направленным на управление стрессами, относятся изменение организационного климата и оказание соответствующей помощи персоналу в рамках специальных программ. Понимание негативных последствий чрезмерного стресса должно привести к выработке у руководителей и прежде всего в HR-службе мышления, при котором все события организационной жизни проходят, так сказать, стресс-мониторинг, выявляя возможные негативные последствия и разрабатывая меры профилактики, смягчения или уменьшения последствий стрессоров. Важнейшим средством достижения этих целей служит создание благоприятного организационного климата.

Словарь управления персоналом. Стресс (от англ. stress - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Значение данного фактора переоценить невозможно. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее негативную реакцию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Понимая это, многие организации действуют по принципу "Неудачники импровизируют, победители готовятся заранее", заботясь о создании атмосферы уважения и доверия между сотрудниками и руководителями.

Создание благоприятного организационного климата - кропотливая задача, в которой нет мелочей. Для решения этой задачи на практике используются такие формы, как:

Организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт;

Привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса;

Использование проектных и командных форм организации труда.

Сейчас многие уповают на корпоративные выезды и праздники, которые сплачивают организацию и усиливают корпоративный дух. Однако хочется предупредить любителей схематичного подхода: используя стандартные подходы и решения в области создания благоприятных взаимоотношений, можно натолкнуться на ряд неприятностей.

Пример. В качестве примера приведу одну финансовую организацию, которая для усиления корпоративного духа устраивала периодические грандиозные праздники для своих сотрудников. При этом система обратной связи, которая позволяла бы не только руководителям знать и понимать насущные потребности и интересы своего персонала, но и персоналу понимать реальные бизнес-задачи, стоящие перед организацией, не была налажена. В результате персонал превратился в подобие "маленького ребенка", потребляющего развлечения и заработную плату и не берущего на себя ответственность за происходящее в организации. Через год такого взаимодействия персонал из "маленького ребенка" превратился в "неуправляемого подростка". Участились случаи финансовых махинаций со стороны сотрудников, сплоченность, созданная на корпоративных праздниках, привела к тому, что персонал сплотился против организации. Обмениваясь способами мошенничества, создал систему "круговой поруки".

Этот крайний случай привожу для того, чтобы подчеркнуть мысль о невозможности создания благоприятного организационного климата, если использовать схематичные подходы, не соблюдать при этом двух важнейших принципов. На первом месте стоит уважение к личности и предоставление ей адекватных прав и ответственности. Сотрудник, работающий в организации, должен быть осведомлен о ее основных целях и задачах, быть в курсе ее достижений и побед, должен понимать причины тех или иных решений. Вторым важнейшим принципом является необходимость разработки конкретных мер на основе проведения исследования потребностей, интересов и настроений сотрудников. Понимание уровня развития персонала позволит подобрать адекватные способы взаимодействия с ним на основе удовлетворения его ведущих потребностей. Методики исследования можно найти в специальных руководствах по изучению организационного климата. Благоприятный организационный климат служит не только профилактикой и смягчением стрессогенных факторов, но и обладает отличным релаксирующим (восстанавливающим) средством.

Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должностных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

Однако практически организовать реализацию данного права достаточно сложно. Одним из способов решения этой задачи могут служить плановые совещания, на которых обсуждаются задачи, стоящие перед подразделением. Не всегда перераспределение работы возможно. Однако менеджеры, заботящиеся о профилактике стрессов, должны всегда помнить о наличии подобной задачи. Для ее осуществления можно использовать, например, увольнение по собственному желанию одного из сотрудников. Освобождение рабочего места всегда может служить поводом для пересмотра должностных инструкций и рабочих заданий с тем, чтобы придать рабочим местам большую привлекательность с точки зрения сотрудников. А также предотвратить перегруженность или незагруженность. Методы анализа работы, используемые для этой цели, достаточно известны (в частности, фотография рабочего дня, хронометраж и экспертная оценка). Прекрасным средством профилактики стресса также служит переход на гибкий рабочий график. Введение в организации категории сотрудников, которые в зависимости от своих функциональных обязанностей и производственной необходимости строят свой график самостоятельно, при необходимости отработать в течение дня/недели/месяца определенное количество часов, позволяет сотрудникам снизить стрессовые нагрузки и повышает удовлетворенность трудом.

Также к организационным факторам, смягчающим стресс на работе, можно отнести меры социальной поддержки персонала. Результаты изучения социальной поддержки свидетельствуют о том, что она способна смягчить многие негативные последствия стресса. Действенную социальную поддержку оказывают сплоченные рабочие коллективы и непосредственные руководители. Именно они, по мнению многих исследователей, являются важнейшим буфером между стрессором и человеком. Забегая вперед, хочется сказать, что необходимость оказывать социальную поддержку является одной из причин того, что линейным менеджерам в первую очередь необходимо проходить обучение по антистрессовым программам.

Так, к мерам, смягчающим разрушительное действие стрессов, относятся специальные программы управления стрессами в организации. Зарубежные исследования подтверждают эффективность наличия подобных программ. Участники исследования, овладевшие поведенческими и когнитивными методами борьбы со стрессами, отмечают снижение напряжения, улучшение сна и "повышение иммунитета" к производственным стрессам. Метаанализ 37 исследований, проведенных с участием 1837 испытуемых, свидетельствует о том, что методы, играющие роль "прививок против стресса", значительно снижают нервозность и повышают производительность труда. В ходе исследований, проведенных в Нидерландах с участием 130 участников корпоративной программы обучения методам управления стрессами, было выявлено значительное снижение нервозности и психологического дискомфорта испытуемых и обретение ими большей уверенности в себе. Эти позитивные сдвиги сохранялись почти полгода. Есть опыт, когда для решения этих задач в организациях обучают часть наиболее сенситивных сотрудников, для того чтобы они помогали своим коллегам справляться со стрессовыми ситуациями. Это позволяет экономить значительные деньги на программы управления стрессами и повышает статус выбранных для этих целей сотрудников.

Эффективным антистрессовым фактором являются различные фитнес-программы, которые многие организации предоставляют своим сотрудникам. Цель этих программ - укрепление физического здоровья. Однако можно сказать, что подобная практика влияет и на устойчивость сотрудников к стрессам. Сложность и неоднозначность данных программ состоит в том, что ответственность за соблюдение здорового образа жизни лежит на самом сотруднике. Многие организации создают отдельные программы для управленцев. Это связано с большим количеством сердечно-сосудистых заболеваний именно среди менеджеров. По данным компании Xerox, потеря одного управленца обходится в 600 000 долл. Обучение методам противостояния стрессам гораздо дешевле. Изменение поведения достигается различными средствами, в том числе и тренингами, направленными как на способы релаксации и модификации поведения, так и на развитие навыков деловых коммуникаций, навыкам поведения в конфликте и др. Управленцев также надо учить избегать стрессовых ситуаций и пользоваться правильно менеджерскими приемами делегирования полномочий, определения приоритетов, постановки задач и правильным методам контроля, организации деятельности и мотивирования.

Индивидуальные меры управления стрессами

Индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса можно научиться на специальных тренинговых курсах, организуемых на предприятиях, а также индивидуально. К таким мерам относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Важнейшим фактором является также поддержание физического здоровья и физической активности. Те организации, которые содержат тренажерные залы, снимают спортивные залы для подвижных игр или покупают своим сотрудникам абонементы в бассейн, обеспечивают им приобретение большей физической выносливости, увеличивают их запас жизненных сил и энергии, уменьшают риск сердечно-сосудистых заболевании.

Способность техник релаксации уменьшать стресс доказана еще в 30-е годы XX в. Пациентов учили последовательно концентрироваться на разных частях тела, попеременно расслабляя и напрягая мышцы. Сосредоточив свое внимание на ощущениях, которые возникают при расслаблении, они постепенно достигают все более и более полной релаксации. Со временем эти базовые техники были усовершенствованы. Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода - аутотренинга и медитации.

Вторым способом антистрессовой программы на индивидуальном уровне является модификация поведения, это касается особенно людей типа "А", к характеристикам которых относится чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Необходимо подчеркнуть, что решение конкретных задач разработки в организации антистрессовых программ необходимо принимать после тщательного исследования стрессогенных факторов и уровня стресса в организации. Для этого существует множество опросников.

Кроме того, разработка антистрессовых программ требует решения еще, по крайней мере, двух проблем.

1. Каков должен быть состав обучающихся сотрудников? Учить всех или только руководителей? А может быть, нужно выделить сотрудников с наиболее стрессогенными факторами деятельности? Для ответа на эти и другие вопросы необходимо знание особенностей конкретной организации. Хотя, конечно, опытом многих организаций уже доказана эффективность антистрессового обучения руководителей. Кроме того, повышение их профессионального менеджерского уровня само по себе может служить прекрасной профилактикой обострения стрессогенной обстановки в организации.

2. Вторая проблема не меньшей практической важности в создании антистрессовой программы - содержание программы и субъекты обучения. Надежность и адекватность программы и ее целей обеспечивается участием в ее разработке экспертной группы в составе представителей линейного менеджмента, топ-менеджмента и руководителей HR-службы. Цели обучения не только позволят сбалансировать обучение стресс-менеджменту с общей программой обучения персонала, но позволят системно подойти и к выбору провайдера услуги. Наиболее распространенная практика выбора провайдера на конкурсной основе позволяет не только увидеть разные подходы специалистов к поставленной задаче, но и сориентироваться на рынке услуг по уровню подготовки специалистов и ценам.

В заключение, рассматривая вопрос о противостоянии стрессогенным факторам на индивидуальном уровне, хочется обратить внимание на то, что у каждого человека есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, т.к. даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: "стресс вола" - для тех, кто к нему адаптируется; "стресс кролика"- кто избегает его; "стресс льва" - кого такие ситуации мобилизуют.

Информация для размышления

Возраст стресса

Психологи из Университета Южной Калифорнии пришли к выводу, что степень влияния стресса на принимаемые решения зависит от возраста человека. Несмотря на то что молодые люди более импульсивны и безрассудны, в условиях стресса они действуют лучше, чем старики.

В рамках эксперимента были проанализированы действия молодых (18 - 33 лет) и пожилых (65 - 89 лет) людей. Им предлагалось на небольшое время опустить руку в емкость с ледяной водой (таким образом, имитировался физический стресс), после чего проследовать на автомобильный тренажер. На тренажере они должны были имитировать действия водителя, перед автомобилем которого загорелся желтый сигнал светофора. Увидев желтый сигнал, водитель должен моментально сориентироваться и сообразить - что он должен делать: давить на тормоз, пытаться проскочить под красный свет и т.п.

В контрольной группе (в нее входили люди, которые не проходили процедуру окунания руки в ледяную купель) пожилые водители действовали заметно лучше, чем молодые. Однако в "стрессовой" группе пожилые шоферы управляли машинами кардинально хуже молодых. В частности, они в три раза чаще медлили с принятием решений и/или пытались изменить его: то есть, например, уже нажав на тормоз, они решали проскочить на красный свет и давили на газ.

Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности и профессионального общения. Особенно это касается руководящих позиций. Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов ("стрессоров"), а для этого важно уметь их распознавать заранее. Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, т.к. они не только стимулируют работу любой "здоровой" фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары "стрессоров", а с другой - обязан побеждать их. Руководителям фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы. Многочисленные опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами, среди которых часто называют:

Бросить курить, чаще общаться с природой;

Время от времени уезжать на рыбалку;

Регулярно делать утреннюю гимнастику;

Разгружать себя эмоционально;

Находить новые увлечения;

Рационализировать рабочий день;

Планировать работу по своим возможностям;

Систематически изыскивать время для отдыха с семьей;

Относиться ко всему философски;

Переключаться на другие виды деятельности;

Общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;

Переменить привычную обстановку;

Сменить мебель, переставить ее;

На работу и с работы ходить пешком;

До начала работы составить план на текущий день и настроить себя;

Комбинировать работу в кабинете и на местах;

В течение дня несколько раз послушать музыку;

Чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;

Не затягивать рабочий день для себя и других;

Активно отдыхать в свободные дни;

Организовать систему самоконтроля;

Научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;

Находить интересных помощников;

Разгружать себя, делегируя полномочия.

Индивидуальные опросы мужчин - руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после "разноса":

- "Иду и делюсь с теми, кому я доверяю";

- "Ищу пути исправления ошибок";

- "Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!";

- "Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения";

- "Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть";

- "Успокаиваюсь только с коллегами";

- "Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю";

- "Прихожу и делаю 10 - 20 приседаний";

- "Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее";

- "У меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине";

- "А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть";

- "Думаю: как бы я поступил на его месте?";

- "Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка";

- "Иду в баню с друзьями".

Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок:

- "У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну";

- "А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться";

- "Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация";

- "Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне";

- "Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы";

- "Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос";

- "Мне помогает общение с детьми";

- "А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует";

- "Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы";

- "Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи".

Ответы участников опроса показывают глубокие индивидуальные различия людей по отношению к стрессу. Успех в стремлении преодолеть нежелательные последствия стрессов зависит во многом от уровня развития индивидуального стресс-менеджмента.

Таким образом, стресс-менеджмент может выступать и как управленческая компетенция. Поэтому можно рекомендовать на многие руководящие позиции выбирать людей с определенным уровнем развития данной компетенции. В качестве характеристики ее уровней можно предложить, например, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Компетенция "стресс-менеджмент" и уровни ее проявления

Стресс-менеджмент (Stress Management) - в стрессовой ситуации сохраняет
концентрацию и эффективность

1 уровень

Эффективно работает
в ситуации с низким
уровнем стресса

Способен поддерживать концентрацию
в течение ограниченного периода
напряженности. Ищет баланс между
обязанностями на работе и обязанностями
в личной жизни

2 уровень

Приспосабливается
к непродолжительным
сильным стрессовым
ситуациям

Сохраняет самообладание, в ситуации
короткого, но интенсивного стресса.
Осознает личные стрессоры и предпринимает
действия для того, чтобы ограничить
их влияние. Контролирует возможные
проблемы и стрессы (например, не слишком
остро реагирует на то, что говорят
другие, и т.д.)

3 уровень

Адаптируется
к длительным
стрессовым
ситуациям

Эффективно противостоит длительным
стрессам, изменяя методы работы. Способен
принимать эффективные решения
в стрессовой ситуации

4 уровень

Использует
стратегии
управления стрессом

Развивает и применяет стратегии
совладания со стрессом (например,
физические упражнения, массаж, курсы
стресс-менеджмента). Признает
необходимость регулировать степень
рабочей нагрузки, участвует в разработке
процедур, способствующих понижению уровня
стресса, без снижения производительности

5 уровень

Помогает другим
управлять стрессом

Демонстрирует поведение, которое помогает
другим оставаться спокойными,
но сосредоточенными и энергичными
в течение всего периода стресса.
Использует свой личный опыт для того,
чтобы помогать другим распознавать
и совладать со стрессом. Ищет способы
совладания со стрессом или снижения
напряжения

Методами определения уровня развития данной компетенции могут служить проективные методики, тестирование, а также центры оценки.

Стресс-менеджмент в организации можно представить как систему взаимоувязанных направлений деятельности, нацеленных на профилактику, смягчение и преодоление стрессогенных факторов на основе постоянного стресс-мониторинга, разработку и реализацию антистрессовой программы, действующей на организационном и индивидуальном уровнях, а также подбор и расстановку кадров исходя из уровня развития компетенции стресс-менеджмента.

Литература

1. Красовский Ю. Ситуационная напряженность управления. www.psycho.ru .

Дата публикации на сайте: 19.09.2008.

2. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2006.

3. Шульц Д. и Шульц С. Психология и работа. - СПб.: Питер, 2003.

Руководитель программы MBA-HR,

кафедры управления персоналом

Подписано в печать

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов . Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке), между личностями (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве), внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт.

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.

Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.

Существуют следующие стратегии поведения в конфликте:
1) уход от взаимодействия;
2) сглаживание;
3) борьба;
4) сотрудничество и решение проблемы;
5) поиск компромисса.


Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:
– методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
– методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);
– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);
– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

Термин «стресс» в настоящее время стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Стресс - адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера.

Стресс на рабочем месте может быть вызван высоким уровнем требований и низким уровнем контроля над процессом труда. Он связан прежде всего с изменениями, которые вызывает взаимодействие людей и их работы. Стресс - это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса.

Существует несколько путей управления стрессом. Можно изменить объективную реальность, чтобы удалить стрессовый фактор, или изменить психологическое окружение, в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта. Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс; изменение познавательной оценки окружения; изменение поведения для изменения окружения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом)

Власть

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.

Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Формы власти можно классифицировать так: 1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного; 2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя; 3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность; 4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать; 5) законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.

Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Вместе с тем в любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие.

Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.

Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).

Достоинства делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
– средство развития искусств и навыков сотрудников;
– работа с кадровым резервом.

Недостатки делегирования:
– организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
– имеется определенный риск;
– в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.

Список действий при делегировании :
1. Выделить существенное во всем многообразии активностей.
2. Определить активности, подлежащие делегированию.
3. Оценить выгоды делегирования.
4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования.
5. Обсудить передаваемые активности.
6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования.
7. Определить уровни ответственности при делегировании.
8. Обзор и оценка результатов делегирования.

Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.

Надо: планировать делегирование; обсуждать планируемое делегирование с соответствующими личностями; обязательно давать тем, кому делегированы полномочия, закончить эффективно выполняемую работу.

Не надо: оставлять людей в состоянии сомнения; включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования; делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; применять методы кредитования при делегировании («потом посмотрим»).

Продуктивность сотрудников зависит от их психологического состояния. Если человеку некомфортно находиться в коллективе, он не сможет качественно и быстро справляться с работой. Стресс-менеджмент - это та деятельность, которая активно проводится на крупных предприятиях. Опытные руководители самостоятельно или же с помощью психологов собирают коллектив, который хорошо функционирует как единое целое. А также директор или главный менеджер следит за тем, чтобы сотрудники не были обременены никакими личными или же производственными проблемами.

Определение

Стресс-менеджмент - это целая наука, которая изучает взаимодействие людей и их внутреннее состояние. Если говорить проще, то цель этого метода регулирования - устранение личных и производственных стрессов, которые время от времени возникают у каждого сотрудника. Понятие стресс-менеджмента появилось относительно недавно, в 2000 годах. Сегодня на борьбу со стрессом направлено множество программ и методов, которые применяются на тысячах предприятий. Благодаря работе психолога с каждым нуждающимся в помощи сотрудником, а также благодаря общим семинарам сотрудники чувствуют себя лучше, а значит, работают эффективней. Бороться со стрессом нужно сразу, как только он появляется. Если упустить момент, стресс может быстро перерасти в депрессию. А вытаскивать человека из депрессии намного сложнее, чем стразу помочь решить возникшую проблему.

Причины

Стресс-менеджмент - это искусство лечения человеческих душ. Стресс - это следствие проблемы. Если есть следствие, то должна быть и причина. Какие же самые распространенные причины появления стресса у сотрудников?

  • Чрезмерная загруженность. Если у человека нет времени отдохнуть и расслабиться, попить чаю или поболтать с коллегой, он будет чувствовать себя угнетенно. Стресс рождается от переизбытка работы, которая висит на шее, словно невидимый камень, что тянет сотрудника в омут уныния.
  • Вторая работа. Недостаток денежных средств заставляет человека думать о дополнительных источниках заработка. Одна из причин стресса в менеджменте - это наличие у сотрудника второй работы. Мысль о проблемах, которые неотступно преследует человека ежедневно, пугает и вгоняет в депрессию.
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе. Сотрудники должны находиться в дружеских отношениях, иначе их совместная деятельность будет находиться под вопросом. Люди, которые не могут найти общий язык, будут постоянно скандалить и разлагать здоровую атмосферу в коллективе.
  • Отсутствие развития и карьерного роста. Человек должен быть уверен в своем светлом будущем. Если у него даже в перспективе нет шанса подняться по карьерной лестнице, он не будет работать в полную силу и не станет стремиться к выполнению поставленных перед ним задач.

Управление

Управлять людьми - сложная задача. Нужно нести ответственность за все принятые решения, а еще следить за тем, чтобы сотрудники хорошо себя чувствовали и не впадали в депрессию. Стресс-менеджмент - это комплекс методик, которые позволяют, благодаря определенному набору действий, наладить хорошие, долгосрочные отношения в коллективе.

  • Атмосфера в коллективе. Программа стресс-менеджмента первым пунктом ставит создание благоприятных отношений между сотрудниками и руководством. Благодаря доброжелательной атмосфере, поддержке и взаимовыручке, люди будут работать эффективнее, а значит, продуктивнее.
  • Распределение ответственности. Человек должен понимать область своей компетенции и не бояться брать ответственность за свои действия. Если сотрудник хорошо подкован в своей специализации, у него не будет проблем с ответственностью.
  • Знание обязанностей. Управление стресс-менеджментом заключается в том, чтобы каждый сотрудник хорошо знал свою задачу и мог вовремя ее выполнить. Если человеку дать расплывчатое поручение, то ждать хорошего результата не стоит.
  • Равное разделение труда. Каждый сотрудник должен знать, что он делает и что он за это получит. Никому не хочется делать лишнюю работу. Поэтому нужно разумно и справедливо распределять обязанности между членами коллектива.

Классификация сотрудников

Менеджер по кадрам, принимая на работу человека, должен обращать внимание не только на способности и компетентность будущего сотрудника, но и на его умение справляться со стрессом. Как можно классифицировать людей?

  • Стрессоустойчивые. Люди, которые хорошо справляются со стрессом, могут работать на ответственных должностях. У них не будет возникать проблем с тем, что они побоятся взять ответственность или же не смогут урегулировать какой-то скандал.
  • Поддающиеся стрессу. Человек, который не всегда может побороть свои эмоции, плохо подходит на роль руководителя. Но вот на роль рядового сотрудника его взять можно. Если работник не будет постоянно подвергаться стрессу, он сможет хорошо справляться со своими обязанностями.
  • Не стрессоустойчивые. Люди, которые не умеют управлять своими эмоциями, не подходят для работы в дружном коллективе. Скандалисты будут демонстрировать свой характер по любому поводу, поэтому таких персон лучше не брать на работу.

Подбор коллектива

Хороший руководитель знает, как нормализовать отношения в коллективе. Что же нужно сделать?

  • Найдите лидера. Среди сотрудников всегда найдется активный человек, который лучше других будет разбираться в своей профессии. Он будет активным и общительным. Таких персон нужно делать неофициальными лидерами. Подобные личности смогут устранять конфликты или же не допускать их появления.
  • Лидер должен быть один. Не стоит брать в одну рабочую группу или же коллектив двух людей, наделенных лидерскими качествами. Они будут постоянно скандалить и выяснять, кто из них круче.
  • Не берите на работу аутсайдеров. Пассивные личности, которые плохо справляются со своими задачами и вечно недовольны жизнью, тянут на дно весь коллектив. Такие люди разлагают позитивный настрой и всегда пытаются создать лишние проблемы.

Урегулирование конфликтов

Люди не могут постоянно существовать в мире и согласии. Между сотрудниками время от времени будут возникать конфликты. Урегулировать спорные ситуации можно по стандартным методикам управления конфликтами. Стресс-менеджмент - это настоящее искусство. Управленцу нужно действовать по четко регламентированному плану.

  • Найти зачинщика спора. В любом конфликте есть нападающая сторона. Когда оба сотрудника в разгоряченном состоянии, сложно найти зачинщика. Но опытный лидер или же руководитель должен уметь выявлять скандальную личность, чтобы впоследствии проводить с ней воспитательные работы.
  • Выяснить мотив спора. Любая конфликтная ситуация имеет причину и повод. Чтобы урегулировать конфликт, нужно найти истинную причину. Часто она не будет лежать на поверхности, и чтобы до нее добраться, нужно будет постараться.
  • Прийти к мирному урегулированию проблемы. Любой конфликт можно решить мирным путем. Нельзя допускать того, чтобы сотрудники раздували спор и переходили на личности.

Отдых

Причиной большинства конфликтов и стрессов в менеджменте является чрезмерная загруженность сотрудников. Чтобы нормализовать рабочую деятельность, нужно ввести небольшие перерывы. Обеденный перерыв не может компенсировать нормальный отдых. Человек должен разгружать голову каждые два-три часа. Сложно работать в постоянном напряжении половину дня. По этой причине опытные руководители вводят 10-минутные перерывы в деятельность сотрудников. Человек может в это время попить чай, поболтать с коллегой или же пойти прогуляться по территории предприятия. Смена деятельности позволяет быстро восстановить мозговую и физическую активность, а также улучшить моральное состояние личности.

Обратная связь

Основой стресс-менеджмента является удовлетворение желаний сотрудников. В коллективе будет возникать меньше недовольства, если люди будут видеть заботу начальника о подчиненных. В чем же может проявляться забота? Следует время от времени проводить опрос среди сотрудников о том, чего именно не хватает людям на рабочем месте. Быть может, работникам время от времени хочется пить, а ходить на кухню и наливать воду из чайника не всегда возможно. Решить подобную проблему поможет установка кулера. Может быть, люди во второй половине дня сильно теряют работоспособность и были бы не против дополнительных источников энергии. В этом случае можно будет установить на рабочей кухне кофемашину.

Расслабление

Постоянная гонка сильно выматывает человека. Порой хочется лечь и ничего не делать. Следует предоставить сотрудникам такую возможность. Если помещение компании большое, в нем можно одну из комнат отвести под место отдыха. Установите в таком помещении уютные кресла и лежаки. Во время своего перерыва или небольшого отдыха любой сотрудник может полежать в комнате и помедитировать. Главное - правильно обозначить назначение помещения. В подобном месте нельзя пользоваться гаджетами, кушать или разговаривать. Затемненное место предназначается для уединения или быстрого сна, а не для дружеских посиделок.

Работа с психологом

Природа и причины стресс-менеджмента кроются не только в проблемах на работе, но и в личных неприятностях. Не все сотрудники имеют время, силы, желание и возможность посещать психотерапевта. В случае если такая процедура будет обязательной, люди будут ходить к специалисту. Психолог на предприятии сможет урегулировать как производственные конфликты, так и личные неприязни. Специалист поможет сотрудникам побороть свои страхи и фобии, удачно выйти из кризиса или же депрессии. Подобные сеансы уменьшат уровень стресса каждого сотрудника, что в сумме поможет коллективу лучше понимать друг друга.

Наличие личных планов

Каждый человек должен понимать, к чему он стремится. Любой сотрудник должен видеть перед собой перспективы карьерного роста. Личные амбиции помогают человеку работать лучше и продуктивней. Благодаря собственному желанию сотрудник будет проходить курсы повышения квалификации и с удовольствием слушать специализированные лекции. Если у человека не будет перспектив, ему некуда будет стремиться. Хороший руководитель должен понимать психологию и мотивировать человека тем, что лично для него является первостепенным. Кому-то хочется обрести хорошее материальное состояние, кто-то стремится к признанию, а кто-то - к повышению квалификации.

Стратегии стресс-менеджмента

стресс поведение здоровье сотрудник

В настоящий момент главным показателем эффективности любого предприятия независимо от сферы его деятельности является его человеческий капитал, или человеческие ресурсы (далее ЧР). Оттого, какой способ выбран для их управления, каким образом распределяются права и обязанности и от соответствия таких понятий, как «работник-должность» зависит, будет ли организация оставаться прибыльной или же прекратит свое существование. Это означает, что только в случае признания высшим руководством компании компетентных и заинтересованных ЧР ключом к процветанию бизнеса возможно достижение его основных целей, будь это прибыль или создание новых научных концепций. Следовательно, главной заботой управляющего слоя любой компании должно быть обеспечение сотрудников необходимыми и достаточными условиями для их продуктивной работы.

Известно, что ежедневно работники любой сферы занятости сталкиваются с теми или иными профессиональными стрессами, что, как было описано в предыдущем параграфе, чаще всего отрицательно сказывается на их деятельности, а, значит, и на деятельности всей корпорации в целом . Во избежание подобных ситуаций и для поддержания должной конкурентоспособности фирмы на рынке необходимо своевременно и быстро разрешать все проблемы, связанные с уменьшением работоспособности сотрудников. Все это подводит нас к введению такого понятия, как стресс-менеджмент.

Стресс-менеджмент - это процесс так называемого управления стрессом. Очевидно, что стрессом как таковым управлять невозможно - мы не можем заставить наш организм выделять одни гормоны вместо других, сердце биться быстрее или медленнее или повышать или же понижать уровень сахара в крови силой мысли. Но мы можем вовремя установить влияющие на нас стрессоры и постараться максимально избавиться от их пагубного воздействия на наш организм. Именно этим и занимается стресс-менеджмент - он помогает работникам превозмогать себя и учиться по максимуму избегать воздействия тех или иных стрессовых ситуаций .

Процесс стресс-менеджмента можно разделить на три основные части:

– Профилактика стресогенных факторов , что включает в себя проведение различных тренингов (тайм-менеджмент, тимбилдинг и т.п.) и семинаров со стороны начальства.

– Снижение воздействия неизбежных стрессоров . Это подразумевает уменьшение или смягчение как внешних (непростые отношения с начальством, большая загруженность работой), так и внутренних (низкая самооценка, затруднения в общении с коллегами, мнительность ) факторов, влияющих на продуктивность работы сотрудника.

– Преодоление пагубных последствий влияния стрессоров . Под этим скрывается проведение различных оздоровительных мероприятий, назначение дополнительных выходных дней или сокращение длины рабочего дня.

Выделяют два основных метода стресс-менеджмента по уровням его проведения: организационный и индивидуальный .

Организационный метод включает в себя следующие приемы:

– Налаживание обратной связи, то есть возможность не только для менеджеров оценивать работу своих подчиненных, но и возможность для работников дать объективную оценку своему начальству. Это повышает лояльность коллектива по отношению к компании, дает возможность вышестоящему начальству более точно понять отношения между нижестоящими сотрудниками.

– Привлечение работников для участия в принятии решений по поводу изменения производственных и реорганизационных проектов. Это помогает персоналу почувствовать причастность к работе компании, тем самым повысив свою продуктивность (подобным образом первоначально работала компания Генри Форда - все работники могли привносить изменения в работу станков и оборудования, за что получали надбавки и премии).

– Введение командных форм организации труда. Это равномерно распределяет количество необходимой для выполнения работы между работниками и улучшает взаимоотношения в коллективе .

– Проведение разнообразных антистрессовых семинаров и тренингов, организация так называемых «эмоциональных разгрузок» с помощью игровых форм обучения или ведения дел.

– Организация коллективных походов, посещений различных развлекательных мест и заведений, совместные занятия спортом и т.п.

Индивидуальный метод, в свою очередь, подразумевает под собой следующие аспекты:

– Психологическая помощь сотруднику. Данный прием необходим, если работник долгое время подвергался какому-либо виду стрессора, что крайне негативно сказалось на его здоровье и психике.

– Подбор определенного способа борьбы со стрессором для каждого отдельного работника. Это может быть как посещение занятий по йоге или танцам, так и оплаченный выезд за город.

Таким образом, существует множество различных способов поддержания работоспособности ЧР, которые должны быть использованы каждой компанией, которая стремится к развитию и успеху.

Очевидно, что человеческие ресурсы - это основа и опора любой компании, которая остро реагирует на все их изменения, от текучки кадров до абсентеизма одного работника. Существует множество факторов, так или иначе воздействующих на сотрудников как положительно, так и отрицательно: эмоциональная обстановка в коллективе, качество и новизна оборудования, различные физические составляющие (температура, шум и т.п.). Также на продуктивность работы всех звеньев системы фирмы влияют уровень загруженности каждого отдельного члена рабочей цепочки. Во избежание потери эффективности работы целой организации, необходимо постоянно выявлять те или иные стрессоры, влияющие на сотрудников, так как они негативно сказываются как на их самочувствии, так и на поведении. В помощь предприятиям приходит стресс-менеджмент, помогающий своевременно и точно разрешать все проблемы, связанные со стрессом и подвергающимися ему работниками. В следующей главе представлены результаты опроса сотрудников компании ООО «АКБ-Энерго», на основании которых можно сделать выводы о том, насколько часто сотрудники конкретной организации подвергаются воздействию стрессов и каким образом они с ними справляются.