Дисциплины: «Ландшафтное проектирование» (СД.07), «Комплексное формирование объектов и систем ландшафта» (ДС.04.06) (только для специализации «Ландшафтное проектирование»):

1.Понятие и особенности ландшафтной композиции. Виды композиции. Ритмические и метрические закономерности, симметрия и асимметрия. Составить эскиз симметричной и асимметричной композиции.

Слово композиция с греч. Переводится как гармоничное соотношение частей. В ЛД композиция должна быть не просто красивой, но и решать сугубо практические задачи.

Гармоничная композиция - это та, в которой компоненты связаны по масштабу, форме, цвету или текстуре и образуют приятное для глаз. Это, например, оранжевые и яблочные, баскетбольные и банановые шары. Если такие отношения не встречаются, композиция дисгармонична; Другими словами, нет согласованной структуры. Если ваши глаза хаотичны по всей рамке, композиция не гармонична. Вы чаще всего будете использовать гармоничные системы, потому что ваши передачи будут легче читать. Но если вы добавите хаотичную тему в хаотичную тему, впечатление дисгармонии будет еще более скомпрометировано.

Создать ландшафтную композицию – значит создать для человека не только красивую, но и удобную среду обитания.

Особенности ландшафтной композиции:

- непрерывное изменение сада под воздействием различных природных факторов и человеческой деятельности. От сезона к сезону меняется внешний вид растений, заиливаются водоёмы, осыпаются склоны, увеличиваются овраги и тд.

Зачем делиться фотографиями в 9 частях? Когда снимать со дна, а когда сверху? Как сделать глубже в картине? Начиная фото приключение, вы должны знать основы составления фотографий, которые можно использовать практически в любой ситуации. Это основное разделение, которое регулирует правила композиции в фотографии. Разделите изображение на три равные части по вертикали и по горизонтали. Попробуйте поместить наиболее важные элементы в изображение в точке пересечения линии. Это гарантирует, что ваши фотографии останутся в равновесии и что они останутся в порядке.

Необходимость гармонично объединять природные и искусственные объекты, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: неизменяемые и поддающиеся изменению. Природные условия, климат – климат, водный режим местности, тип ландшафта, освещённость – изменить нельзя, поэтому они берутся за основу композиции. Из искусственных объектов неизменяемыми можно считать крупные здания, планировку населённого пункта, общие требования к застройке (отсутствие глухих оград вдоль улицы), стиль и расположение домов на соседних участках.

Посмотрите на естественные рамки в том месте, где вы фотографируете. Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что вокруг нас много естественных рамок. Рамой может быть открытое окно, деревья, руины или отверстия в заборе. Вы можете использовать элементы в среде для создания композиций на картинке, создавая рамку с основным объектом посередине.

Смотрите также: сайт - самый большой блог о фотографии в Польше

Когда вы смотрите на изображение, ваши глаза следуют линиям. Составьте кадр, чтобы показать краткую историю или принести получателю наиболее важный момент на картинке. Вы получите интересные результаты, когда фотографируете объект, который остается за длинным пятном дыма или волн на воде. Вы можете показать, что произошло с движущимся объектом. При съемке вы можете встретить много разных типов линий? прямой, горизонтальный, вертикальный, изогнутый, продолговатый. Стоит использовать каждый из них.

Виды композиций.

Плоскостная композиция – видна целиком с одной неподвижной точки или с направленной на эту точку оси движения. Так, центральная клумба парадного двора просматривается из окон здания, от главного входа. Такую композицию можно обойти вокруг и осмотреть с разных сторон, но для понимания ее рисунка и цветовых соотношений это не даст ничего нового.

Море не наклоняется, линия крыши домов, как правило, прямая, а деревья не растут по диагонали? К сожалению, такие взгляды часто можно увидеть на многих фотографиях начинающих фотографов. Убедитесь, что горизонт прямолинейный. Это простой и короткий совет, но очень важный и часто пренебрегаемый.

Даже самая лучшая композиция может быть полностью сломана, если вы не обратите внимание на фон. При съемке мы часто фокусируемся на основном предмете. Это нормально, но со временем попробуйте следить за тем, что происходит за сфотографированным музыкантом или девушкой на прогулке. Прежде чем нажимать триггер, убедитесь, что элементы фона не отвлекают то, что наиболее важно в кадре. При съемке вы можете попытаться захватить объект из другого места или положения.

Фронтальная композиция - та же плоскостная, только расположенная в вертикальной плоскости. Примеры таких композиций ~ цветочное оформление фасадов зданий и скульптур, многоярусные миксбордеры вдоль стен оград. Время осмотра плоскостных и фронтальных композиций зависит в основном от их сложности и разнообразия.

Объемная композиция рассчитана на круговой обход, то есть с разных точек она смотрится по-разному. Примером объемной композиции является миксбордер или альпинарий на фоне газона, группа кустарников в центре сада. Несколько декоративных деревьев, отличающиеся по высоте, окраске и форме кроны, высажены на поляне так, что при осмотре из разных уголков сада вид группы меняется. Садовая скульптура также может быть рассчитана как на фронтальное восприятие (скульптурный портрет, бюст), так и на объемное (многофигурные группы, абстрактные композиции).

Говорят, что самые лучшие фотографии - самые простые фотографии. Это, в основном, простое сообщение. Ваши фотографии должны говорить сами за себя. При составлении кадастра, подумайте, будет ли фотография понятной для всех и очищена от приема? Человеческий мозг любит симметрию и порядок, также в картинках. Вы не можете преувеличивать поиск той же симметрии, но иногда вам может понадобиться искать геометрически упорядоченные элементы в среде. Таким образом, вы можете найти в обычном мире вокруг нас удивительные композиции, которые мы не видим каждый день.

Пространственная композиция

предполагает обязательное движение вглубь нее. В такой композиции разнообразные зрительные впечатления последовательно сменяют друг друга: чередуются контрасты по степени замкнутости пространства, освещенности, цвету. Отдельные детали сада можно решить как плоскостные или объемные, но сад в целом все же будет пространственной композицией. Ее замысел и самые выигрышные виды должны открываться при движении по заранее проложенным маршрутам. При этом эмоционально насыщенные фрагменты должны чередоваться с нейтральными.

Используйте линии, повторяя фрагменты, цвета или знаки, чтобы создать гармоничное, симметричное целое на вашей фотографии. Многие фанаты также собирают фотографии со сломанной симметрией. Иногда одного маленького элемента достаточно, чтобы исказить идеальную, упорядоченную картину. Иногда это стоит сломать симметрию, но вы должны сделать это своей головой. Подумайте, почему вы хотите использовать асимметрию?

Стоит посмотреть вокруг Интернета на интересные примеры хороших изображений, используя симметрию. Обычно мы снимаем камеру, расположенную в глазу, или цифровую камеру, расположенную перед вами. Прежде чем вы нажмете на курок, подумайте о том, как вы можете создать более оригинальный и интересный кадр. Позиция, которую вы принимаете, очень важна для композиции картины, а также сообщение, которое фотография несет с собой. Вместо того, чтобы стрелять из классической позиции, постарайтесь захватить вашу модель снизу, сверху вниз, под углом, на расстоянии или близко.

Плоскостная и фронтальная композиции возможны в пределах вида или висты. Пространственная предполагает смену видовых точек и различные углы обзора.

Один из важных приемов построения пейзажа - метрическое и ритмическое чередование элементов. Метрическое состоит в повторении одинаковых элементов (однотипных дорожек, деревьев одного вида или размера, фрагментов цветника) через одинаковые интервалы между ними. Ритмическое предполагает повторение элементов через неодинаковые интервалы, причем размер интервалов меняется по какому-либо заранее продуманному принципу. Ритмически чередуют вдоль дорожек деревья, кустарники, скамьи, скульптуры. Ритм может быть не только горизонтальный, но и вертикальный - в многоярусных насаждениях, в композиции миксбордеров, в вертикальном озеленении. Чтобы обогатить и разнообразить ритмический рисунок, вводите в него новые элементы повтора, изменяйте направление движения. Выделяя повторяющиеся элементы (например, в рисунке регулярного цветника), помните, что слишком дробное членение или слишком многочисленные повторы утомительны для глаз.

Помните основные правила. Фотографии двумерные? Они имеют только высоту и ширину. Что делать, чтобы фотографии также имели третье измерение? глубина? Глубина изображения является одной из самых важных особенностей пейзажной фотографии, но она также чрезвычайно полезна для других видов фотографии. Пейзажные фотографии без глубин плоские и скучные. Самый простой метод, используемый фотографами, художниками или графическими дизайнерами, - создать перспективу с линией. Покажите на фотографии, например, дорогу, проходящую через всю рамку.

Попробуйте применить 3 плана? первый, второй и третий. Таким образом, вы можете дать свою глубину фотографии и создать иллюзию третьего измерения. Правильная компоновка положения, размера, пропорции, света и внешнего вида всех элементов и их взаимоотношений гарантирует, что изображение становится уникальным и может, независимо от потомства, создавать дополнительный контент друг с другом.

Симметрия и ассиметрия:

Еще один прием организации ландшафта - выбор главной пространственной оси. При планировке участка определите для себя такую ось - своеобразный «зрительный коридор», который свяжет самые выразительные места вашего сада. В большом саду это может быть центральная аллея, в малом -прогулочная дорожка, вид с веранды или из окна гостиной. Существуют два принципиально различных типа композиций: симметричные и асимметричные относительно зрительной оси.

Выражаются выражения выражения. Благодаря им вы можете отправить пользователю тонкое завернутое сообщение. Эти художественные меры являются общими для всех искусств, включая живопись, архитектуру, музыку и, конечно же, типографию. Порядок противоположный хаосу. Порядок - это регулярное распространение объектов. Как правило, это связано с дизайном на определенной фиксированной сетке.

Преобразовать его в необходимый порядок необходимой работы. Благодаря этому упорядоченные элементы создают впечатление прочности, зрелости и продуманных действий. Но монотонная компоновка также создает впечатление стабильности, простоты и в крайних случаях незаинтересованности и иллюзии. Сам заказ можно легко обескуражить, если его использовать без других средств выражения.

При симметрии равные по размеру объекты располагаются на одинаковом расстоянии относительно пространственной оси или какой-либо центральной точки. В ландшафтной композиции мы чаще всего сталкиваемся с симметрией элементов сада относительно оси: цветочные рабатки симметрично расположены вдоль дорожки, деревья и скамейки - вдоль аллеи, палисадники - вдоль улицы поселка. Красота симметричных композиций - в равенстве частей, статичности и законченности. Они уместны там, где требуется особая представительность, торжественность (например, на парадном дворе дома). Симметричные композиции помогут добиться ощущения солидности, надежности.

Разнообразие приносит жизнь и энергию к жизни. Это желательный элемент, но условием успеха является проявление разнообразия на фоне хорошо продуманной, стабильной структуры. Слишком высокая доза разнообразия может привести к потере основного сообщения.

Разнообразие с меньшей интенсивностью - это дифференциация. Ритм - более сложная форма порядка. Создание ритма предполагает создание повторяющегося массива элементов. Ритм может дать вам впечатление мира, жизни, простоты или оригинальности. Контраст - это художественная среда с очень большим промежутком. Это может быть настолько тонким, что это почти незаметно. Но он также может быть сильным и отличным. Контраст всегда строится по тому же принципу: сравнивая одни и те же параметры с разными значениями.

Парадный сад с большим прямоугольным зданием-доминантой создается, как правило, на основе симметричной композиции (примеры таких решений - небольшие садики и скверы при официальных зданиях).

При проектировании садов часто встречается некоторое отклонение от симметрии - дисимметрия. Она обычно вызвана практической необходимостью (например, неодинаковым использованием площадок по сторонам центральной дорожки) или неодинаковыми условиями (разлиразличная освещенность и влажность южной и северной сторон участка).

Получение баланса включает в себя выбор элементов, чтобы, несмотря на их различные параметры, они так же важны для композиции. Равновесие достигается добавлением других параметров, где других параметров недостаточно. Баланс возникает, когда сумма отдельных параметров пучков одинакова. Например, баланс для большого колеса может быть меньшим, если он темнее.

Симметрия или отражение - простейшее средство достижения равновесия. Напряжение возникает, когда баланс сильно встряхивается. Например, когда объекты отличаются по размеру или когда объекты расположены таким образом, что естественным образом вызывает нервное смятение у получателя, такое как высокое краевое положение, на наклонной поверхности.

Для малых садов, примыкающих к зданиям сложного плана, используйте асимметрию - это позволит наиболее органично связать дом с садом.

Асимметрия предполагает размещение отличающихся по размеру элементов на разном расстоянии относительно главной оси. Красота таких композиций - в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Например, в японском саду группы камней зрительно уравновешивают засыпанную гравием плоскость земли. План и фасад асимметричных композиций строятся на основе неравностороннего треугольника. Асимметричный план сада подчеркивает особенности ландшафта и сооружений, обеспечивает наилучший обзор малых форм, позволяет создать интересный прогулочный маршрут.

Шкала или пропорционально пропорциональное изменение всех параметров объекта определяет отношения, в которых объект находится относительно других объектов, а также получателю. В дополнение к изменению параметров, объект может быть изменен путем изменения эталонного макета.

Пространство - это место действия. Способ зависит от того, как он развивается. Будучи способным покидать пустотные пространства, манипулировать пространствами, полями, светом и сознательным заполнением элементами композиции, вы можете добавить жизнь или нерешительность, удобочитаемость, крики, вкусы, рябильность или гламур.

Для того, чтобы выучить досконально экспозицию и все возможности камеры — необходимо три месяца. Чтобы научиться работать со светом — полтора года. А вот композицию ты будешь учить всю свою жизнь.

Привет. Сегодняшний урок по композиции. Давай подумаем с тобой, что это такое. Если верить википедии, то композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т.п.

Текстура или финиш изготовления означает материал, из которого изготовлен объект, и используемая техника и инструменты. Область современности является однородной, идеальными поверхностями, на которых свет может только отражать. Знак времени можно увидеть на объектах с поврежденной, пористой поверхностью.

Форма - один из самых простых параметров для определения стиля. Угловые геометрические формы считаются современными. Изогнутые и волнистые формы спокойны и теплы. Динамические цветочные орнаменты и узоры противоположны математическим, холодно-острым предметам.

Но на самом деле все немного сложнее. Композиция – это психология. Композиция – это эмоция, которую испытывает человек, глядя на фотографию. Понимание этого прийдет к тебе через несколько лет изучения фотографии. А пока давай вернемся к основам.

Геометрическую композицию можно разделить на несколько видов и законов.

Симметричная и ассиметричная композиция

Тут все достаточно просто. Основа симметричной композиции — равновесие. В симметричной композиции все элементы расположены практически зеркально по отношению к центральной оси картины.

Какая именно форма определяет способ ее восприятия. И он получен на основе естественных ассоциаций или накопленного опыта. Свет является решающим фактором цвета, со всеми факторами, которые зависят от оптических свойств. Тень - это противостояние свету.

Цвет может использоваться в композиции разными способами. Может давать прямые ассоциации с типичным значением каждого цвета, создавать контрастность или ритм. Он может определить порядок чтения и вес каждого предмета. Это тот, который концентрируется на середине.

Открытая композиция поглощает больше, чем просто основное пространство. Он заполняет пространство настолько туго, что хочет загрузить что-то другое снаружи. Линейный состав основан на четких линиях, видимом ритме. Статическая композиция создает впечатление мира и недвижимости. Это достигается, прежде всего, путем введения порядка с использованием читаемых горизонтальных и вершинных элементов.

В то время как в асимметричной композиции элементы произведения могут быть расположены самым разнообразным способом в зависимости от замысла.

Уравновешенная и неуравновешенная композиция


Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Динамическая композиция переполнена изменчивостью. Чем больше переменных параметров, тем больше впечатление от хаоса. Геометрическая композиция основана на взаимных отношениях формы. Свободная композиция создает впечатление случайного размещения элементов. Взаимные отношения сильны.

В симметричной композиции может быть указана точка или линия, для которых остальные элементы симметричны. В асимметричной композиции нет точек и осей симметрии. Тональная композиция возникает, когда желательная иерархия присваивается отдельным элементам с использованием аналогичных тонов.

Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке. Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Статичная и динамичная композиция

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе глубину философию.


Динамичной композицией называется та композиция, в которой присутствует движение. Динамику в изображение можно показать диагональными линиями, отсутствие же диагональных направлений сделает изображение статичным.

Отсутствие свободного пространства перед движущимся объектом производит статику, а наличие свободного места придаст динамичности картине.

Подчеркнуть движение можно с помощью размытого фона и нечетких контуров. Для передачи движения нужно выбирать определенный момент, который наиболее ярко выражает характер движения, является его кульминацией.


Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. В статичной композиции нет кульминации действия.

Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность. Статичные композиции почти всегда симметричны и замкнуты, а динамичные — асимметричны и открыты.

Линейная и тоновая композиция


В фотографии ритм – конкретный и довольно мощный художественный прием, имеющий точную направленность. Этим словом называют упорядоченный повтор в пространстве кадра основного композиционного мотива (деталей изображения). Зачем и когда его применяют? Подобные композиционные построения используют, когда хотят подчеркнуть такие характеристики, как множество, организованность, закономерность, протяженность, масштаб.

Ритм способен управлять восприятием пространства. Лестница при взгляде на нее с верхней ступени кажется ниже, чем если смотреть вверх от ее подножия. Со второй точки видно гораздо больше горизонтальных параллельных линий. Таким образом, фотограф способен описать глубину кадра. Очевидно, что не только по вертикали, но и во всех трех измерениях.

Увеличить или ослабить динамику снимка тоже можно с помощью ритмического рисунка. Для этого применяют не равномерный повтор элементов изображения, а затухающий или усиливающийся. Определения, которые относятся к музыкальным ритмам, вполне подходят для характеристики фотокомпозиции.

Композиция, заключенная в геометрические фигуры, диагональная

Диагональные линии играют важную роль в композиции кадра. Благодаря им можно создавать направление взгляда зрителя так, как это нужно фотографу. Следуя этим линиям, зритель видит самые важные вещи в кадре.


Так-же для выбора композиции можно использовать и геометрические фигуры. Самая простая фигура — треугольник. И именно треугольники усиливают зрительное впечатление от кадра.

И чем больше треугольников будет использовано в кадре, тем сильнее будет выглядеть композиционная составляющая.

Правило золотого сечения

Использование правила золотого сечения, позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.


Если говорить точнее, золотое сечение — это деление целого на две не равные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.

Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют — «зрительным центром», так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.

В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.

На правиле золотого сечения базируются еще одно популярное правило, часто используемое фотографами.

Правило золотой спирали

Коэффициент пропорциональности в золотом сечении, на котором и держатся изобразительные искусства, приблизительно равен 1,618. В эпоху Возрождения считалось, что именно эта пропорция, больше всего радует глаз. Этот коэффициент получил название число «Фи», от имени великого математика средневековья Леонардо Фибоначчи. Который вывел свою числовую последовательность, занимающую умы и по сей день — сумма двух соседних чисел последовательности дает значение следующего за ними (например, 1+1=2; 2+3=5 и т.д. 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233), что подтверждает существование так называемых коэффициентов Фибоначчи, т.е. постоянных соотношений.

Если вы возьмете последовательные пары из этого ряда, и будете делить большее число из каждой пары на меньшее, то ваш результат будет постепенно приближаться к золотому сечению. По системе этого коэффициента строятся многие природные явления: расположение семян в подсолнухе, строение крыльев насекомых и спирали раковин у ракообразных.


Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали. На 5, 8, 13 и 21, у нас придутся основные элементы композиции, на 34, 55 и 89 – дополнительные (второстепенные), а на 144 – фоновые. То есть, выстраивая спиральную композицию, нам придется учитывать много факторов, зато мы сможем выделить главное.

И не забывай, что любая композиция может быть как односоставной, т.е. использовать всего один из законов, так и многосоставной, сочетая в себе несколько выше перечисленных видов композиции.