Деление

1. Смысл действия деления.

2. Табличное деление.

3. Приемы запоминания таблицы деления.

1. Смысл действия деления

Действие деления рассматривается в начальной школе как дей­ствие, обратное умножению.

С теоретико-множественной точки зрения смыслу деления со­ответствует операция разбиения множества на равночисленные под­множества. Таким образом, процесс нахождения результатов дей­ствия деления связан с предметными действиями двух видов:

а) разбиение множества на равные части (например, 8 кружков разложили в 4 коробки поровну - раскладывают 8 кружков по од­ному в 4 коробки, а затем считают, сколько кружков получилось в каждой коробке);

б) разбиение множества на части по сколько-то в каждой части (например, 8 кружков разложили в коробки по 4 штуки - раскла­дывают 8 кружков по 4 штуки в коробки, а затем считают, сколько получилось коробок; деление по этому принципу в методике на­зывают «деление по содержанию»).

Используя подобные предметные действия и рисунки, дети на­ходят результаты деления.

Выражение вида 12:6 называют частным.

Число 12 в этой записи называют делимым, а число 6 - делителем.

Запись вида 12: 6 = 2 называют равенством. Число 2 называют значением выражения. Поскольку число 2 в данном случае получено в результате деления, его также часто называют частным.

Например:

Найдите частное чисел 10 и 5. (Частное чисел 10и 5-это 2.)

Поскольку названия компонентов действия деления вводятся по соглашению (детям сообщаются эти названия и их необходимо за­помнить), педагог активно использует задания, требующие распозна­вания компонентов действий и употребления их названий в речи.

Например:

1. Среди данных выражений найдите такие, в которых де­литель равен 3:

2:2 6:3 6:2 10:5 3:1 3-2 15:3 3-4

2. Составьте частное, в котором делимое равно 15. Найди­те его значение.

3. Выберите примеры, в которых частное равно 6. Подчерк­ните их красным цветом. Выберите примеры, в которых част­ное равно 2. Подчеркните их синим цветом.

4. Как называют число 4 в выражении 20: 4? Как называют число 20? Найдите частное. Составьте пример, в котором част­ное равно тому же числу, а делимое и делитель - другие.

5. Делимое 8, делитель 2 . Найдите частное.

В 3 классе дети знакомятся с правилом взаимосвязи компонен­тов деления, которое является основой для обучения нахождению неизвестных компонентов деления при решении уравнений:

Если делитель умножить на частное, то получит­ся делимое.

Если делимое разделить на частное, то получится делитель.

Например:

Решите уравнение 16: х = 2. (В уравнении неизвестен де­литель. Чтобы найти неизвестный делитель, нужно дели­мое разделить на частное. х= 16: 2, х - 8.)

Однако, данные правила в учебнике математики 3 класса не яв­ляются обобщением представлений ребенка о способах проверки действия деления. Правило проверки результатов деления рассмат­ривается в учебнике после знакомства с внетабличным умножением и делением (знакомства с умножением и делением двузначных чисел на однозначные, не входящим в таблицу умножения и деле­ния), перед последним самым трудным случаем вида 87: 29. Это объясняется тем, что получение результатов деления в этом случае представляет собой сложный процесс подбора частного с посто­янной его проверкой умножением, поэтому правило проверки действия деления дети рассматривают даже раньше, чем правило проверки действия умножения.

Правило проверки действия деления:

1) Частное умножают на делитель.

2) Сравнивают полученный результат с делимым. Если эти числа равны, деление выполнено верно.

Например: 78: 3 = 26. Проверка: 1) 26 • 3 = 78; 2) 78 = 78.

2. Табличное деление

В начальной школе действие деления рассматривают как дей­ствие обратное умножению. В связи с этим сначала дети знакомятся со случаями деления без остатка в пределах 100 - так называемым табличным делением. С действием деления дети знакомятся после того, как уже выучили наизусть таблицы умножения чисел 2 и 3. На основе знания этих таблиц уже на четвертом уроке после зна­комства с делением, составляется первая таблица деления на 2. Для получения ее значений используют предметный рисунок.

Значения частных в этой таблице получают подсчетом элемен­тов рисунка на картинке.

Следующая таблица деления - деление на 3 является послед­ней таблицей, изучаемой во втором классе. Составляется эта таб­лица на основе взаимосвязи компонентов умножения с исполь­зованием правила нахождения неизвестного множителя. В связи с тем, что данное правило в явном виде предлагается детям в пол­ной формулировке только в 3 классе, на этапе составления таблицы деления на 3 по-прежнему целесообразнее опираться на предмет­ную модель действия (модель на фланелеграфе или рисунок).


Вычисли и запомни результаты действий. Для проверки ис­пользуй рисунок:

3х3 = ... 9:3 = ...

4х3 = ... 12:3 = ... 12:4 = ...

5х3 = ... 15:3 = ... 15:5 = ...

6х3 = ... 18:3 = .... 18:6 = ...

7х3 = ... 21:3 = .... 21:7 = ...

8х3 = ... 24:3 = ... 24:8 = ...

9 • 3 = ... 27: 3 = ... 27: 9 = ...

Использование такого рисунка дает возможность составить и третий, взаимосвязанный с первыми двумя, случай деления (тре­тий столбик). Он не относится к таблице деления на 3, но является членом взаимосвязанной тройки, который легче запоминать, ори­ентируясь на первые два случая. Такой прием запоминания таб­лицы деления (ориентир на взаимосвязанную тройку) является удобным мнемоническим приемом. Можно видеть, как дети пользу­ются им, реально запоминая только один прием действия умножения.

Все остальные таблицы деления изучаются в 3 классе. Посколь­ку умножение числа 4 и умножение на 4 также изучается уже в 3 классе, на этом году обучения прекращается практика раздель­ного изучения таблиц умножения и деления. Начиная с таблицы умножения числа 4, взаимосвязанные с ней таблицы деления изучают на одном уроке, сразу составляя четыре взаимосвязанных столбика случаев умножения и деления.


Вычисли и запомни:

4•5 = 20 5х4 20:4

4 • 6 = 24 6х4 24: 4

4-7 = 28 7х4 28:4

4-8 = 32 8х4 32:4

4 • 9 = 36 9х4 36: 4

20:5 24:6 28:7 32:8 36:9

Используя результаты первого столбика, дети получают второй столбик перестановкой множителей, а результаты третьего и чет­вертого столбиков - на основе правила взаимосвязи компонентов умножения:

Если произведение разделить на один из множите­лей, то получится другой множитель.

Все остальные таблицы деления получают аналогичным способом.

3. Приемы запоминания таблицы деления

Приемы запоминания табличных случаев деления связаны со способами получения таблицы деления из соответствующих таб­личных случаев умножения.

1. Прием, связанный со смыслом действия деления

При небольших значениях делимого и делителя ребенок может либо произвести предметные действия для непосредственного по­лучения результата деления, либо выполнить эти действия мыс­ленно, либо использовать пальцевую модель.

Например: На два окна расставили поровну 10 горшков с цве­тами. Сколько горшков на каждом окне?

На данном уроке мы будем упражняться в делении чисел на 2, в этом нам поможет таблица умножения, которую мы составляли на прошлом уроке.

Чтобы найти результат деления, нужно хорошо помнить соответствующее равенство из таблицы умножения, так как действия деление и умножение связаны между собой.

Выполним следующее задание:

Задание 1

Разделить на 2 каждое из следующих четных чисел (то есть уменьшить их в 2 раза): 10, 16, 14, 8, 12.

Все числа в задании можно найти в таблице умножения на два. Они являются произведениями из таблицы умножения на 2.

Итак, каждое из чисел нам нужно разделить на 2, то есть разделить пополам.

1. 10:2=5 (2·5=10);

2. 16:2=8 (2·8=16);

3. 14:2=7 (2·7=14);

4. 8:2=4 (2·4=8);

5. 12:2=6 (2·6=12).

Выполним следующее задание и проверим, хорошо ли мы выучили таблицу умножения на 2.

Четные числа

В математике все числа можно разделить на четные и нечетные.

Четным называется число, которое делится на два без остатка. Например, в первом десятке четных чисел шесть: 0, 2, 4, 6, 8, 10.

К каждому выражению на деление подобрать соответствующее равенство из таблицы умножения:

18:2, 10:2, 4:2, 16:2, 8:2.

1. Выражению 18:2 соответствует равенство 2·9=18;

2. 10:2 2·5=10;

4. 16:2 2·8=16;

Заполнить пропущенные числа в таблице деления на 2 (рис. 1):

Рис. 1. Иллюстрация задания 3

1. Мы знаем, что 2·2=4, значит, 4:2=2;

2. 2·3=6, значит, 6:2=3;

3. 2·4=8, значит, 8:2=4;

4. 2·5=10, значит, 10:2=5;Итак, на данном уроке мы научились выполнять задания, в которых необходимо делить числа на два, то есть пополам.

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. - М.: Астрель, 2006.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  1. Uchit.rastu.ru ().
  2. Samouchka.com.ua ().
  3. Obuchonok.ru ().

Домашнее задание

1. Найти результат выражений:

2. Мама купила 10 конфет, она разделила их поровну между дочками, Катей и Светой. Сколько конфет досталось каждой девочке?

Для того, чтобы начать работу с Таблицей деления на 2 , надо запустить программу "TablDiv 1.0".
По умолчанию язык интерфейса - русский.
В верхнем меню окна программы можно изменить язык на украинский или английский.

Тренажер с Таблицей деления на 2 - это начальный этап, в котором ребенку предлагается выбрать из чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ответы на девять примеров:
2: 2 =
4: 2 =
6: 2 =

Таблица деления на 3 - это 2 этап, в котором ребенку предлагается выбрать из чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ответы на девять примеров перечисленных ниже.
Факт успешного прохождения этапа - деление на 3 отмечается в виде зеленого квадратика с цифрой 3 на серой панельке.
Варианты ответов отображены на квадратных кнопках, сами примеры выводятся случайным образом на панели вопросов.
Если в данном туре тренажера таблицы деления на 3 допущена хотя бы одна ошибка, программа выдаст соответствующее сообщение и предложит вернуться (кнопка «Вернуться») для повторного прохождения 2 этапа.

Таблица деления на 4 - это 3 этап, в котором ребенку предлагается выбрать из чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ответы на девять примеров приведенных ниже.

Факт успешного прохождения деления на 4 отмечается в виде розового квадратика с цифрой 4 на серой панели.

Варианты ответов отображены на девяти квадратных кнопках тренажера таблицы деления на 4 , сами примеры выводятся случайным образом на панели вопросов.
Данная обучающая программа очень интересна и полезна детям начальной школы.

Таблица деления на 5 - это 4 этап прохождения тренажера, в котором ребенку предлагается выбрать из чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ответы на девять примеров приведенных ниже.
Факт успешного прохождения деления на 5 отмечается в виде синего квадратика с цифрой 5 на серой панели.
Варианты ответов отображены на девяти квадратных кнопочках тренажера таблицы деления

Если в этом туре будет допущена хотя бы одна ошибка, программа выдаст сообщение и предложит вернуться (кнопка «Вернуться») для повторного прохождения четвертого этапа.

Таблица деления на 6 - это 5 этап работы в программе, в котором ученику предлагается выбрать из чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ответы на девять примеров перечисленных ниже.
Факт успешного прохождения деления на 6 отмечается в виде оранжевого квадратика с цифрой 6 на серой панели.
Варианты ответов отображены на девяти кнопочках тренажера таблицы деления на 6 , сами примеры выводятся случайным образом на панель вопросов.
Если в этом этапе будет допущена хотя бы одна ошибка, программа выдаст в ту же панель сообщение и предложит вернуться (кнопка «Вернуться») для повторного прохождения пятого этапа.

Таблица деления на 7 - это 6 этап работы с программой, в котором ученику необходимо выбрать из чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ответы на девять примеров перечисленных ниже.
Факт успешного прохождения деления на 7 отмечается в виде фиолетового квадратика с цифрой 7 на серой панели.
Варианты ответов в тренажере таблицы деления на 7 отображены на девяти кнопках, а примеры выводятся случайным образом на панель вопросов.
Если в шестом этапе будет допущена хотя бы одна ошибка, программа выдаст на ту же панель сообщение и предложит вернуться (кнопка «

Таблицу деления выучить просто. Родителям нужно запастись терпением и тактом по отношению к ребенку.

  • Математика — это сложный предмет для многих школьников. Тема на деление преподается в третьем классе. На нее отводится один или два урока. Ребенок за это время должен успеть освоить материал
  • Кто-то пропускает уроки по болезни, а другим просто сложно запомнить таблицу деления за один день. Поэтому необходимо с такими детьми заниматься дома — это поможет наверстать упущенное и догнать сверстников

Важно: Старайтесь заниматься с ребенком в игровой форме. Ему будет интересно, а значит, занятия пройдут увлекательно и без особых усилий.

Совет: Чтобы ребенку было легко учить таблицу деления, он должен досконально знать . Поэтому проверьте навыки умножения и если есть пробелы, повторите пройденный материал.



Таблица деления

Итак, как быстро выучить таблицу деления :

  • Не нужно заставлять малыша «зубрить» действия. Он должен понять алгоритм
  • Используйте для объяснения монеты или счетные палочки. При помощи этих предметов ребенок сможет не только усвоить деление, но и развить мелкую , что хорошо сказывается на
  • Начните учить таблицу деления с 9. Когда вы дойдете до 5, сложная половина таблицы будет выучена — остальное запомнится легко
  • Хвалите малыша и поощряйте его любимыми сладостями, ведь он старается
  • Занятия проводите ежедневно. Это поможет развить зрительную память
  • Сначала ребенку будет сложно запоминать действия, но со временем он будет давать правильный ответ
  • Тренируйте малыша даже во время прогулки. Например, пусть он посчитает, по сколько конфет было куплено для каждого члена семьи



Важно: Специальные программы помогают изучать таблицу деления и умножения. Можно на стену повесить плакат с крупными напечатанными цифрами в этих действиях.

Такой тренажер — это наглядный пример. Ребенок сможет к нему обращаться за помощью всегда, когда это будет необходимо.

Существуют разные программы, которые помогают обрести навыки устного счета и деления.

Видео: Золотая арифметика — самая классная программа для тренировки устного счета!!!

Видео: деление 2 класс презентация



Совет: Не проводите дополнительные занятия с ребенком дома, если он себя плохо чувствует или просто капризничает. Подождите пару дней, а потом продолжите заниматься.

0:2=0 (0 разделить на 2, получается 0)

2:2=1 (2 разделить на 2, получается 1)

4:2=2 (4 разделить на 2, получается 2)

6:2=3 (6 разделить на 2, получается 3)

8:2=4 (8 разделить на 2, получается 4)

10:2=5 (10 разделить на 2, получается 5)

12:2=6 (12 разделить на 2, получается 6)

14:2=7 (14 разделить на 2, получается 7)

16:2=8 (16 разделить на 2, получается 8)

18:2=9 (18 разделить на 2, получается 9)

20:2=10 (20 разделить на 2, получается 10)



Важно: Объясните ребенку, что при делении нуля на любое число, результат будет равен нулю. На нуль делить нельзя!

Деление немного сложнее, чем умножение, но без этого действия также не обходится ни одна математическая задача. Поэтому малыш должен выучить тему «Деление», чтобы потом ему было легко решать любые примеры и задачи в математике.

0:3=0 (0 разделить на 3, получается 0)

3:3=1 (3 разделить на 3, получается 1)

6:3=2 (6 разделить на 3, получается 2)

9:3=3 (9 разделить на 3, получается 3)

12:3=4 (12 разделить на 3, получается 4)

15:3=5 (15 разделить на 3, получается 5)

18:3=6 (18 разделить на 3, получается 6)

21:3=7 (21 разделить на 3, получается 7)

24:3=8 (24 разделить на 3, получается 8)

27:3=9 (27 разделить на 3, получается 9)

30:3=10 (30 разделить на 3, получается 10)



Деление на четыре — это легкое действие для школьника, который хорошо знает и таблицу деления на 2 и 3. Ребенок может даже посчитать результат в уме, если у нет настроения заучивать действия.

0:4=0 (0 разделить на 4, получается 0)

4:4=1 (4 разделить на 4, получается 1)

8:4=2 (8 разделить на 4, получается 2)

12:4=3 (12 разделить на 4, получается 3)

16:4=4 (16 разделить на 4, получается 4)

20:4=5 (20 разделить на 4, получается 5)

24:4=6 (24 разделить на 4, получается 6)

28:4=7 (28 разделить на 4, получается 7)

32:4=8 (32 разделить на 4, получается 8)

36:4=9 (36 разделить на 4, получается 9)

40:4=10 (40 разделить на 4, получается 10)



Деление на 5 — просто и легко. Запоминается легко, как и таблица умножения на 5.

0:5=0 (0 разделить на 5, получается 0)

5:5=1 (5 разделить на 5, получается 1)

10:5=2 (10 разделить на 5, получается 2)

15:5=3 (15 разделить на 5, получается 3)

20:5=4 (20 разделить на 5, получается 4)

25:5=5 (25 разделить на 5, получается 5)

30:5=6 (30 разделить на 5, получается 6)

35:5=7 (35 разделить на 5, получается 7)

40:5=8 (40 разделить на 5, получается 8)

45:5=9 (45 разделить на 5, получается 9)

50:5=10 (50 разделить на 5, получается 10)



Если деление на 6 ребенку еще трудно дается, тогда пусть он попробует . Чем больше он будет заниматься с делением в столбик, тем быстрее малыш поймет алгоритм деления.

0:6=0 (0 разделить на 6, получается 0)

6:6=1 (6 разделить на 6, получается 1)

12:6=2 (12 разделить на 6, получается 2)

18:6=3 (18 разделить на 6, получается 3)

24:6=4 (24 разделить на 6, получается 4)

30:6=5 (30 разделить на 6, получается 5)

36:6=6 (36 разделить на 6, получается 6)

42:6=7 (42 разделить на 6, получается 7)

48:6=8 (48 разделить на 6, получается 8)

54:6=9 (54 разделить на 6, получается 9)

60:6=10 (60 разделить на 6, получается 10)

Таблица деления на 7


Начинается самый сложный процесс — заучивание деления на 7.

Совет: Объясните ребенку, что ему осталось выучить только деление на 7, 8 и 9, а деление на 10 является простым действием для запоминания.

Таблица деления на 7:

0:7=0 (0 разделить на 7, получается 0)

7:7=1 (7 разделить на 7, получается 1)

14:7=2 (14 разделить на 7, получается 2)

21:7=3 (21 разделить на 7, получается 3)

28:7=4 (28 разделить на 7, получается 4)

35:7=5 (35 разделить на 7, получается 5)

42:7=6 (42 разделить на 7, получается 6)

49:7=7 (49 разделить на 7, получается 7)

56:7=8 (56 разделить на 7, получается 8)

63:7=9 (63 разделить на 7, получается 9)

70:7=10 (70 разделить на 7, получается 10)



Важно: Выделите пару дней на запоминание деления на 8. Это поможет ребенку понять алгоритм действия и выучить материал.

0:8=0 (0 разделить на 8, получается 0)

8:8=1 (8 разделить на 8, получается 1)

16:8=2 (16 разделить на 8, получается 2)

24:8=3 (24 разделить на 8, получается 3)

32:8=4 (32 разделить на 8, получается 4)

40:8=5 (40 разделить на 8, получается 5)

48:8=6 (48 разделить на 8, получается 6)

56:8=7 (56 разделить на 8, получается 7)

64:8=8 (64 разделить на 8, получается 8)

72:8=9 (72 разделить на 8, получается 9)

80:8=10 (80 разделить на 8, получается 10)



Одно из самых сложных действий в таблице деления — это деление на 9. Многие дети быстро понимают эти примеры, а другим нужно время.

Важно: Запаситесь терпением и у вас все получится.

0:9=0 (0 разделить на 9, получается 0)

9:9=1 (9 разделить на 9, получается 1)

18:9=2 (18 разделить на 9, получается 2)

27:9=3 (27 разделить на 9, получается 3)

36:9=4 (36 разделить на 9, получается 4)

45:9=5 (45 разделить на 9, получается 5)

54:9=6 (54 разделить на 9, получается 6)

63:9=7 (63 разделить на 9, получается 7)

72:9=8 (72 разделить на 9, получается 8)

81:9=9 (81 разделить на 9, получается 9)

90:9=10 (90 разделить на 9, получается 10)

Игра — таблица деления



Игра — таблица деления

В настоящее время в специализированных школьных магазинах можно купить не только обычные бумажные плакаты с таблицей деления и умножения, но и раскраски для лучшего запоминания, электронные плакаты «Говорящая таблица».

Также хорошо ребенку помогают игры таблицы деления или просто видео-объяснения.

Видео: Ментальная арифметика. Деление. Урок №13

Видео: Развивающий мультфильм Математика Изучение наизусть таблицы умножения и деления на 2

Видео: Математика 6 класс. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

Часто бывает так, что ребенок не может понять, что хотят от него родители. Если включить видео с объяснениями таблицы деления от детей или других взрослых людей, мысли сразу проясняются и становится все понятно.


Прочитай таблицу умножения числа 2 и таблицу деления на 2, записанные по другой форме.

Задание 659.

Пользуясь таблицей деления на 2, реши примеры.

Решение:

16: 2 + 8 = 16 14: 2 + 4 = 11 18: 2 + 28 = 37

Задание 660.

Пользуясь таблицей деления на 2, реши задачи.

  • 1) 10 л маринада разлили поровну в 2 банки Сколько литров маринада в каждой банке?
  • 2) 8 груш разложили поровну на 2 тарелки Сколько груш на каждой тарелке?

Решение:

    1)
  • 1) 10: 2 = 5
  • Ответ: 5 литров.
    2)
  • 1) 8: 2 = 4
  • Ответ: 4 груши.

Задание 661.

Решение:

Задание 662.

Отрезок длиной 14 см разделили на две равные части. Какова длина каждой части?

Решение:

  • 1) 14: 2 = 7
  • Ответ: 7 см.

Задание 663.

Реши примеры.

Решение:

4: 2 + 2 = 4 8: 2 + 10 = 14 12: 2 - 2 = 4 16: 2 - 6 = 2

Задание 664.

Реши примеры.

Решение:

2 * 7 - 10 = 4 16: 2 - 4 = 4 2 * 9 - 13 = 5
2 * 7 + 40 = 54 16: 2 + 24 = 32 18: 2 + 45 = 54

Задание 665.

Сравни решения и ответы задач.

  • 1) Было 8 морковок. Их разделили на 2 рав-ные части и связали в пучки. Сколько морковок в каждом пучке?
      Решение:
    • 1) 8: 2 = 4 (м.)
    • Ответ: 4 морковки.
  • 2) Было 8 морковок. Их разделили по 4 и связали в пучки. Сколько вышло пучков?
      Решение:
    • 8: 4 = 2 (п.)
    • Ответ: 2 пучка.

Задание 666.

Реши и сравни задачи.

  • 1)8 пригласительных билетов разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?
  • 2) 8 пригласительных билетов разложили поровну в 2 конверта. Сколько пригласительных билетов в каждом конверте?

Решение:

    1)
  • 1) 8: 2 = 4
  • Ответ: 4 конверта.
    2)
  • 1) 8: 2 = 4
  • Ответ: 4 билета в каждом конверте.

В первой задаче нужно найти каличество конвертов с билетами. Во второй задаче каличество билетов в конверте.