Охота на ведьм достигла особого размаха в Западной Европе в конце XV — середине XVII веков. Костры, на которых сжигали людей, обвиненных в связях с Дьяволом, вспыхивали то во Франции, то в Англии, то в Скандинавии, а больше всего их было на территории Германии.

Самое массовое сожжение «ведьм» в Европе произошло в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге, находящемся на северной окраине горного массива Гарц, примерно в 60 км к юго-западу от Магдебурга. По постановлению епархиального суда Кведлинбурга в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. Всех их обвиняли в колдовстве. Причем, жертв могло быть больше: в последний момент 4 девушки были помилованы.

2 Фульда

В Германии был особо известен своими жестокими расправами над ведьмами Бальтазар фон Дернбах, аббат города Фульды. Одной из первых жертв аббата стала Мерга Бин. Несмотря на то, что Мерга была довольно состоятельной женщиной, печальной участи ей избежать не удалось. Под пытками из нее было выбито признание в убийстве ее второго мужа и его детей, к тому же Мерга призналась в участии в ведьминских шабашах и в том, что отцом ребенка, которым она была беременна на тот момент, был сам Дьявол. Мергу Бин сожгли.

После этого Дернбах вошел во вкус и следующие три года гонялся за ведьмами по всему Гессену, в результате чего казнили еще более 250 человек. Суды над ведьмами закончились лишь со смертью самого аббата в 1605 году.

В 2008 году на старом кладбище Фульды была установлена мемориальная табличка, посвященная примерно 270 жертвам охоты на ведьм. Надпись на ней гласит: «Ваша история также является нашей историей».

3 Бамберг

Преследование ведьм в Германии было особенно жестоким на тех территориях, правителями которых, как светскими, так и духовными, были епископы, — Трир, Страсбург, Бреслау, а также Вюрцбург и Бамберг. Двумя последними княжествами правили два двоюродных брата, особенно прославившихся своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (1623−1631), который сжег 900 ведьм, и «ведьмин епископ» Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм (1623−1633), который сжег 600 человек по самым скромным подсчетам.

Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других немецких государствах. Начало положил епископ Иоганн Готфрид фон Ашхаузен (1609−1622), который сжег 300 человек по обвинению в ведовстве. 1617 год был особенно тяжел — 102 казненных. Но «ведьминский епископ» Иоганн Георг II с помощью своего главного викария, викарного епископа Фридриха Фернера, а также при поддержке светского совета докторов права добился лучших результатов. Они возобновили преследования в 1624 и 1627 гг. и даже соорудили специальный дом для ночных духов (Drudenhaus), рассчитанный на 30−40 пленников одновременно, а также аналогичные тюрьмы в малых городах епархии: Цайле, Халльштаде и Кронахе. С 1626 по 1630 годы процессы отличались особенной жестокостью и полным пренебрежением ко всяческим законам.

Вице-канцлер Бамберга, доктор Георг Хаан, добился относительного успеха во временном обуздании ведовских процессов. Но его вмешательство в итоге привело к тому, что его самого обвинили в сочувствии ведьмам. Доктора вместе с женой и дочерью сожгли в 1628 году — и это несмотря на приказ императора вернуть им свободу, поскольку «их арест стал попранием законов империи, терпеть которое невозможно».

Террор прекратился к лету 1631 года, частично из-за смерти викарного епископа Фернера, частично из-за угроз шведского короля Густава, который занял Лейпциг еще в сентябре и теперь грозил войной, и лишь частично из-за протестов императора. В 1630 году успели казнить еще 24 человека, но в 1631 году ни одной казни уже не было. Епископ Бамбергский скончался в 1632 году.

4 Вюрцбург

Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга. Особенной страстью в охоте на ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет.

Сохранился датированный 16 февраля 1629 года список 29 массовых казней в Вюрцбурге, общим числом 157 жертв. В списке мужчин было почти столько же, сколько и женщин, многие из них были богатыми и высокопоставленными людьми, присутствовали и дети.

Примерно в это же время юного родственника епископа Вюрцбургского обезглавили по обвинению в ведовстве. Юноша был единственным наследником своего могущественного родича, если бы он остался в живых, то унаследовал бы значительное состояние. Эрнест фон Эренберг был образцовым студентом с блестящими перспективами, но, как о нем говорили, забросил вдруг свои занятия и связался с женщиной старше себя. Иезуиты расспросили его и пришли к выводу, что он знаком со всеми пороками, включая и посещения шабашей. Эрнесту вынесли обвинение, а потом судили и нашли виновным. Вскоре юношу казнили.

После этой казни с епископом произошли какие-то изменения, потому что он учредил поминальную службу по всем жертвам ведовских процессов, и истерия пошла на убыль.

5 Бери-Сент-Эдмундс

В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе 1645 года. Большая часть осужденных призналась в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.

Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин.

6 Мор

В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году. Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) — один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек. Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу.

Началось все 5 июля 1668 года, когда пастор из Эльфсдейла, в Далекарлии, сообщил, что Эрик Эриксен, 15 лет, обвинил Гертруду Свенсен, 18 лет, в том, что она украла несколько ребятишек и перенесла их к дьяволу. Похожие обвинения посыпались одно за другим.

К маю 1669 года король Карл XI назначил комиссию, которая должна была привести обвиняемых к покаянию посредством молитв, без тюремного заключения и пыток. Но молитвы только способствовали разрастанию массовой истерии, и когда королевская комиссия собралась впервые 13 августа 1669 года, 3000 человек пришли послушать проповедь и помочь следователям. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм. Двадцать три сознались без принуждения. Кроме того, на костер попали и 15 детей. Вину еще 36 детей в возрасте от 9 до 15 лет определили как не столь серьезную, и в качестве наказания они должны были всего лишь пройти сквозь строй.

25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Прежде чем взойти на костер, все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми.


Одной из самых больших загадок в истории остается странное умопомрачение, охватившее Европу в XV-XVII веках, в результате которого на костры отправились тысячи женщин, заподозренных в колдовстве. Что это было? Злой умысел или хитроумный расчет?

В отношении борьбы с ведьмами в средневековой Европе существует множество теорий. Одна из наиболее оригинальных состоит в том, что никакого умопомрачения не было. Люди действительно боролись с темными силами, и в том числе с ведьмами, расплодившимися по всему белу свету. При желании эту теорию можно развить.

Едва с ведьмовством перестали бороться, как в мире то тут, то там начали вспыхивать революции и все больший размах стал приобретать терроризм. А в этих явлениях заметную роль играли женщины, словно бы превращавшиеся в злобных фурий. И в разжигании нынешних «цветных» революций они тоже играют заметную роль.

Языческая толерантность

Языческие религии в целом терпимо относились к колдунам и ведьмам. Все было просто: если колдовство шло во благо людям, это приветствовалось, если во вред - наказывалось. В Древнем Риме избирали наказание колдунам в зависимости от вредоносности содеянного ими. Например, если нанесший вред колдовством не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено увечье. В некоторых странах колдовство каралось смертью.

Все изменилось с приходом христианства. Пить, гулять на стороне и обманывать ближнего стало считаться грехом. А грехи объявили происками дьявола. В Средние века видение мира у простых людей стали формировать самые образованные люди той эпохи - священнослужители. И они навязали им свое мировоззрение: дескать, все беды на земле происходят от дьявола и его подручных - демонов и ведьм.

На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И кажется, что возникла идея - чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.

Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Некая женщина плеснула водой на одного вельможу, а тот вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Во Франции первое известное сожжение ведьмы состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе.

Мир сошел с ума

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк Иоганн Шерр писал: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Браденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли "густым лесом" перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах - 197... В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек».

Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых сожгли 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А еще сильнее зверствовал его двоюродный брат - князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-1633 годов более 600 человек. Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.

В Европе же не только жгли, но и старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство.

В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.

Не только инквизиция

Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.

В 1522 году он писал: «Колдуны и ведьмы - суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». И под влиянием его проповедей протестанты в Германии отправляли женщин на костер по малейшему подозрению.

Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.

Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.

Еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности - «ведьмин знак» и «клеймо дьявола». «Ведьмин знак» должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью.

А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.

При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Костры против феминизма

Существует и еще одна любопытная теория. Будто бы инквизиция - инструмент мужских монашеских орденов - охотой на ведьм пыталась поставить женщин на место. Крестовые походы и междоусобицы основательно выкосили ряды мужчин в Европе, а потому, особенно в сельских общинах, женское большинство диктовало свою волю мужскому меньшинству.

А когда мужчины пытались приструнить женщин силой, те грозились наслать на них всевозможные напасти. Доминирование женщин представляло опасность для церковных устоев, поскольку считалось, что дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести большой вред, дай им волю и власть.

Не случайно с помощью обвинений в ведьмовстве нередко расправлялись с женщинами, достигшими большого влияния и высокого положения. В этой связи можно вспомнить казнь жены Генриха VIII - Анны Болейн. Одним из предъявленных ей в 1536 году обвинений стало колдовство. А доказательством связи с нечистой силой стал шестой палец на одной руке у Анны.

А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д"Арк 30 мая 1431 года в городе Ру-ане. Инквизиция возбудила процесс по обвинению Орлеанской девы в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Во время ее казни посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».

В Книге рекордов Гиннесса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус в июне 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.

А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году. Специалистами подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII веках было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.

Олег ЛОГИНОВ

Невероятные факты

Различные страны современной Европы ежегодно привлекают к себе сотни миллионов туристов. Бесчисленное количество людей направляется туда со всех концов мира, чтобы ненадолго прикоснуться к истории, архитектуре и культуре этой части света.

Однако с XV-го по XVIII-ый века Европа была далеко не самым приятным и комфортным местом. А для многих взрослых женщин Европа была просто ужасным местом. Причиной тому был религиозный террор из-за противостояния, которое существовало между католической и протестантской церквями.

Для Европы тех лет дела, в которых женщин обвиняли в том, что они служат дьяволу, были обычным делом. Более двухсот тысяч человек, проживавших в Германии, Швеции, Франции, Британии и других странах , оказались вовлечены в жуткие испытания, целью которых было выявить, являлись ли они ведьмами .

Охотники на ведьм использовали абсолютно дикие методы, чтобы проверить женщин на их приверженность нечистой силе. Некоторые из этих методов были настолько же жестоки, насколько и глупы, поскольку не оставляли шансов подозреваемым выжить. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из этих методов.

Охота на ведьм

Не дай ведьме заснуть


Итальянцы первыми начали использовать этот жестокий метод выявления ведьм, который впоследствии стал очень популярным в Шотландии . Мы знаем его под названием депривация сна (лишение сна).

На первый взгляд он выглядит не таким уж и страшным – многие из нас ощущали на себе, что это такое, когда того требовала работа. С этим сталкиваются родители, когда их маленькие дети не дают им спать.

Однако это и в сравнение не идет с тем, что испытывали обвиняемые в колдовстве, для которых лишение сна становилось не только жестоким испытанием , но настоящей пыткой.


Потенциальным ведьмам вставляли в рот металлический обруч с четырьмя острыми металлическими штырями. Затем этот обруч прикрепляли к стене позади несчастных на такой высоте, что они не могли даже попытаться лечь, так как это доставляло страдалицам дикую боль.

Бывало и так, что тем, кто охранял ведьм, приказывали не давать женщинам спать любыми методами, какие только могли прийти в голову тюремщикам . Обычно, после трех дней насильственного бодрствования, жертв начинали посещать тяжелейшие галлюцинации.

Когда женщин в подобном состоянии начинали допрашивать, многие из них рассказывали фантастические истории о собственных полетах, о превращении в животных. И мало кому хватало сил отрицать свое участие в сатанинских обрядах.

Охотники за ведьмами заявляли, что это испытание позволяет "пробудить" ведьму в женщинах. А именно это, по их мнению, и являлось главным доказательством вины обвиняемых . После такого в Шотландии, к примеру, жертв удушали, а затем сжигали.

Испытание прикосновением


В 1662-ом году в Англии двух женщин пожилого возраста подвергли печально известному испытанию, которое называли "испытание прикосновением". Этих женщин звали Роза Калленберг и Эмми Денни.

Женщин обвинили в том, что они околдовали двух юных девушек, у которых впоследствии стали случаться припадки. Охотники на ведьм верили, что тот, кто находится под влиянием колдовских чар , должен демонстрировать необычную реакцию при физическом контакте с тем, кто его околдовал.

Подозреваемую заводили в комнату, а затем заставляли возложить ладони на жертву, страдающую от припадков. Если припадки прекращались, данный факт становился доказательством вины обвиняемой.


В деле Калленберг и Денни обвинители сообщали, что молодые девушки (якобы их жертвы) в момент припадков сжимали свои кулаки с такой силой, что даже самые сильные мужчины в деревне были не в состоянии разжать их пальцы.

Однако, как только обвиняемые в колдовстве пожилые женщины приложили к девушкам свои руки, их кулаки разжались, раскрыв ладони. После этого судья решил проверить самих девушек: им завязали глаза и начали заводить в комнату подставных лиц, также прикасавшихся к жертвам колдовства.

Как оказалось, девушки аналогичным образом реагировали на прикосновение любого человека. Таким образом, судья признал, что они являлись мошенницами. Впрочем, этот факт не помешал судьям вынести обвинительный приговор Калленберг и Денни, после чего их казнили через повешение.

Дыба


Страной, которая наказала самое большое число ведьм, обычно считают Германию. По некоторым подсчетам, в 1620-ых годах, в течение пятилетнего периода так называемых Вюрцбургских испытаний ведьм, было уничтожено более девятисот человек.

Ни одному подозреваемому не удалось ускользнуть от Принца-Епископа Филиппа Адольфа Эхренбергского, занимавшегося массовыми судилищами . Пострадала даже его родная племянница, 19 католических священников и несколько мальчиков.

Семерым из них предъявили обвинения в том, что они вступали в сексуальную связь с демонами. После этого некоторых обезглавили, а других – сожгли у столба для сожжения. Несчастных признали виновными после их же признаний, которые были получены в результате пыток.


Пытки в тот период не были чем-то необычным или незаконным в Центральной Европе. У немцев же было немало собственных жестоких методов выбивания насильственного признания у своих жертв. Одним из наиболее популярных способов являлась дыба.

Дыба обычно представляла собой металлический каркас, на одном конце которого (или на обоих концах) располагался деревянный вращающийся вал. Руки несчастных привязывали к одному валу, а ноги (за лодыжки) – к другому. Во время своих допросов палачи использовали валы, чтобы увеличить давление на суставы и кости, растягивая их.

Если жертва попадалась крепкая и упрямая, то пытка могла продолжаться до тех пор, пока подвижные кости скелета не выходили из своих суставов. Несчастные ощущали жуткую боль , сопровождаемую страшными звуками, которые издавали их же кости. Разве кто-нибудь мог после такого не признаться в том, что якшается с самим дьяволом?

Средневековые пытки ведьм

Прокалывания ведьм


Прокалывание подозреваемых иглами считалось одним из наиболее точных способов выявления их связи с дьявольским миром. Подозреваемых раздевали практически донага перед судьями, а затем обривали с головы до пят.

Затем прокалыватель ведьм (весьма уважаемая, кстати говоря, по тем временам профессия) искал на теле жертвы так называемую метку дьявола посредством прокалывания тела человека с помощью толстой иглы.

В те времена верили, что, если удавалось найти точку, прокалывание которой не приводило к кровотечению или не вызывало острую боль, то это и являлось самым неопровержимым доказательством контактов подозреваемого с дьяволом.


Эта пытка была сродни того, что сейчас считается одной из вопиющих форм сексуального извращения и насилия. В обществе, в котором скромность возводилась в ранг высшей добродетели , многие женщины были готовы признаться в чем угодно, лишь бы прекратить это унижение.

В Шотландии прокалыватель ведьм мог рассчитывать на вознаграждение в размере шести фунтов за выявление одной ведьмы. Учитывая тот факт, что в те суровые времена средний дневной заработок мог не превышать одного шиллинга, можно не сомневаться, что прокалыватели старались на славу.


Как и большинство других работ, прокалывателями обычно становились только представители мужского пола. Однако это не помешало одной женщине стать, наверное, одним из самых известных прокалывателем ведьм за всю историю существования этого способа выявления ведьм. Ее звали Кристин Кэддл.

Но она называла себя Джоном Диксоном. Кристин участвовала в процессах, будучи облаченной в мужское одеяние. Известно, что она отправила на смерть десятки ведьм. В итоге ее подлог был раскрыт, за что ее выслали на плантации на Барбадосе, где бушевала лихорадка.

Учитывая тот факт, что многие каторжане даже не выживали в процессе путешествия на остров, а Кристин добралась туда, можно сделать вывод, что эта женщина обладала недюжинной силой . Или ей просто очень везло. О дальнейшей судьбе Кристин ничего не известно.

Видящие ведьм


Наиболее изобретательными в своих гонениях на ведьм оказались шведы. Они очень сильно полагались на свидетельские показания детей. Причем, иногда это были дети самих обвиняемых. При этом детей пытали до тех пор, пока они не начинали рассказывать необходимые фантастические истории про деятельность ведьм.

При допросах от детей требовали преимущественно рассказать об их опыте посещения Блокулы – скалы посреди моря, где якобы собирались ведьмы для своего шабаша . Считалось, что в вершине скалы есть отверстие, через которое можно было лицезреть ад.

Под пытками некоторые юные свидетели выдавали такие "креативные" фантастические истории, что их несчастные родители сразу же после этого расставались с жизнью. Шведы верили, что некоторые мальчики обладали способностью обнаруживать так называемую метку дьявола на лице ведьм.


Это было вполне обычной практикой, когда после церковной службы такие мальчики обходили прихожан, указывая на некоторых женщин, которых обвиняли затем в связи с дьяволом . Мальчикам платили за каждую обнаруженную ведьму, а несчастных обычно казнили буквально в течение нескольких дней.

Неудивительно, что среди тех, кто якобы видел ведьм, чаще всего оказывались бездомные сироты и нищие – для них это был самый легкий способ заработать денег. Впрочем, эта работа была также сопряжена с вполне реальными рисками. Было немало случаев, когда таких вот "ясновидцев" забивали до смерти родственники "ведьм".

Позорный стул


Вид испытания, известный под названием "позорный стул", был самым распространенным, так как считался самым надежным способом, который позволял выявить ведьму . Его часто использовали в качестве наказания или даже казни.

Жертву привязывали к стулу, иногда связывая также вместе ее лодыжки с запястьями. Затем сам стул прикрепляли к длинной балке, являющейся частью простого механизма, напоминающего колодезного журавля, после чего подозреваемую опускали в холодную воду.

Логика данного испытания была проста. Судьи предполагали, что, если женщина была виновна, то она должна была как-то всплыть на поверхность. После этого подозреваемая была бы казнена, как самая настоящая ведьма.


Если же подозреваемая начинала опускаться на дно, тогда она считалась невиновной. У охотников на ведьм было несколько оснований верить в правдоподобность такого рода испытания.

Одни считали, что ведьмы автоматически всплывали на поверхность воды, поскольку они отвергали факт своего крещения, как акт неприятия Бога. Другие верили, что ведьмы могли использовать свои магические силы для того, чтобы остановить погружение в воду и всплыть на поверхность.

Наконец, в невиновности женщин убеждал тот факт, что они погружались на дно и тонули. Это означало, что они ни в чем не виноваты, а, следовательно, Господь Бог был готов принять их в свое Царствие Небесное.


По мнению охотников на ведьм, это была гораздо более завидная судьба, чем та, которая ожидала "виновных" – пытки, наказание, казнь и ад. Иногда подобное погружение в воду использовалось в виде пытки : несчастных погружали несколько раз, пока они не признавались в том, что от них требовали.

Примечательно, что позорный стул был создан специально для женщин. Его использовали также для казни проституток и так называемых мегер. Мегерами считали женщин, которые приносили неприятности, внося смуту и раздор между, к примеру, домочадцами и соседями, распространяя ложные слухи, бранясь и ссорясь с ними.

Специально для таких случаев было придумано особое наказание: позорный стул прикреплялся таким образом к телеге, что находился на возвышении . Жертву к месту погружения в воду везли через весь город. К прочим страданиям несчастных добавлялись еще и унижения.

Ведьмы Средневековья

Взвешивание ведьмы


В Голландии, в городке Аудеватер, находилась очень известная весовая палата. Сюда приезжали женщины с самых разных концов Европы, включая Германию и Венгрию, чтобы доказать свою невиновность в колдовстве.

Смысл этой затеи был очень простой. Считалось, что душа человека – это довольно тяжелая ноша . А поскольку ведьма не обладает душой, значит, она будет весить значительно меньше неповинных в колдовстве женщин.

В весовой палате было установлено несколько весов различных размеров. Женщина становилась на одну чашу весов, а на другую устанавливались чугунные противовесы. Если у взвешиваемой оказывался "правильный" вес, тогда она получала сертификат, который подтверждал ее невиновность.


Голландцы были не уникальны в своей идее, что взвешивание женщины может позволить определить, связана ли она с нечистой силой. В английском городке Эйлсбери было вполне нормальной практикой , когда женщин раздевали догола, а затем взвешивали на весах, используя в качестве противовеса тяжелую, в чугунном переплете, Библию.

И если весы оказывались не сбалансированными, тогда взвешиваемую подозреваемую объявляли колдуньей. В других местечках Англии ведьм взвешивали, используя в качестве противовеса несколько Библий. Если прямых доказательств вины обнаружено не было, всегда можно было добавить на чашу весов еще несколько экземпляров Писания…

Очная ставка ведьмы с убитым


Если кого-то обвиняли в совершении убийства посредством колдовства, во многих европейских судах той эпохи виновность доказывали с помощью весьма любопытного способа , который можно было назвать очной ставкой с трупом.

В средневековой Европе люди считали, что душа убиенного (или умершего своей смертью) человека еще некоторое время пребывает в его теле. И именно поэтому тело может реагировать каким-то необычным образом на присутствие рядом с ним убийцы.

Обвиняемого человека заставляли произнести вслух имя убитого, затем пройтись вокруг его тела, а после дотронуться до его ран. Если при этом выступала на теле кровь, если тело каким-то образом могло дернуться , или если на устах мертвого выступала пена, тогда подозреваемого обвиняли виновным.

В абсолютном большинстве случаев на костры, по обвинению в колдовстве, отправляли женщин, хотя под горячую руку могли попасть мужчины и даже дети

По разным подсчётам, за время охоты на ведьм, с XV по XVII века, в Европе было казнено от 50 до 200 тысяч человек. Что же могло навести окружающих на мысль, что человек сотрудничает с дьяволом?

Внешность

Существует мнение, что дефицит красивых женщин в Западной Европе является следствием охоты на ведьм. В этом утверждении есть доля истины. В первую очередь в колдовстве обвиняли привлекательных девушек, на которых обращал внимание противоположный пол. Красавицы явно привораживали мужчин при посредничестве дьявола. А значит, если муж заглядывается на соседку, можно просто рассказать об этом инквизиции, и вопрос решён. У рыжеволосых и обладательниц ярких родинок шансов на оправдание не было.

Были опасны для жизни и дефекты внешности: шрамы, шишки, бородавки. Старость тоже могла служить показателем связи с дьяволом: седые волосы, морщины, сгорбленная спина. Ну, чем не ведьма? Самой пожилой сожжённой на костре «колдуньей» стала 70-летняя женщина.

Смертельно опасен в Средние века был лишний вес, хотя и чрезмерная худоба могла свидетельствовать о связи с дьяволом.

Самой известной жертвой борьбы с колдовством стала Жанна Д’Арк . Одним из обвинений, вдвинутых в её адрес, было ношение мужской одежды.

Интеллект

Беда грозила не только красавицам, но и умницам. Женщины, которые слишком много знали, пугали современников. Владение иностранными языками, непонятными соседям, наводило на нехорошие мысли. Хотя за ум могли поплатиться не только дамы. Так, в Бонне, в начале XVII века, по обвинению в колдовстве казнили десятки студентов, университетских профессоров и даже представителей духовенства.


Деньги

На костёр часто отправляли бездомных и нищих, которые ходили по домам и просили милостыню. Но это не означает, что состоятельные граждане были в безопасности. Особенно пугали средневековых обывателей финансово независимые женщины. Не бедствовать без поддержки мужчин могли только ведьмы.

Подруги

Средневековые любительницы девичников рисковали жизнью. Группа женщин, собирающихся без мужчин, наводила на мысль, а не ведьмы ли это, устраивающие тайно обряды или шабаши.

Внебрачные связи

Женщина, родившая ребёнка вне брака, считалась ведьмой. Отцом новорожденного признавался дьявол, раз никто из людей в этом не признался. У ребёнка в этом случае тоже было мало шансов на жизнь.

Домашние животные

Хозяйки чёрных кошек, сов, мышей и других животных с большой вероятностью считались ведьмами. В одном из княжеств Германии женщину сожгли на костре за то, что во время крестин она не испугалась чёрной кошки, забежавшей в комнату.

pixabay.com

Случайность

Все беды и ущерб частных лиц, городов и стран списывались на происки колдуний. Если женщина проходила мимо дома соседей, и у них в этот день скисало пиво или не поднималось тесто, даму ждали большие неприятности.

Наличие испорченных продуктов в погребе могло говорить о том, что хозяйка держит их для приготовления колдовских снадобий.

В распространённых в те годы эпидемиях сифилиса, холеры и чумы тоже были виноваты ведьмы. Среди здоровых жительниц зачумлённых городов находили колдуний и сжигали для улучшения эпидемиологической обстановки.

А в 1586 году в Рейнских провинциях за холода, державшиеся до июня, казнили 118 женщин и 2 мужчин. Жители Венгрии в 1615 году сожгли десятки ведьм, чтобы те перестали вызывать град.

В Европе в XIII веке особую популярность приобрели суды над ведьмами, именно они превратились в главного врага. Пошёл дождь - ага, вон, видите, рыжая бестия рядом? Сто процентов она наколдовала! Вымерло стало овец - а вон ещё одна красотка прогуливается. Явно же она виновата!

И неважно, что на улице осень, а хозяин овец не кормил их уже с неделю. Во всём виноваты ведьмы и злые колдуны. Помешательство продолжалось вплоть до XVII века.

Подозрение и доказательства

Для подозрения несчастного или несчастной в ведовстве вполне было достаточно даже анонимного доноса. Тогда его судьба, вероятнее всего, была трагична. Сами же доносы могли родиться если просто "показалось" или при случайном стечении обстоятельств.

Конечно же, какие-то реальные доказательства предоставить было невозможно, а такое "работающее" обвинение применяли направо и налево.

Я была у знахарки, она сказала, что у меня есть дурная соседка, которая вскоре придёт в мой дом. Так оно и вышло. У меня живот начинает болеть всякий раз, как её вижу, - такие доводы инквизиция могла использовать в качестве доказательств, что женщина - ведьма.

Как пишет Реджинальд Скот в книге "Разоблачение ведовства", обвиняемую до этого побили соседи и расцарапали ей лицо до крови. Судьба её, вероятно, трагична. Женщина всё же оказалась в руках инквизиции. Существовали даже целые своды правил, которые современному человеку покажутся просто абсурдными. В плане поиска ведьм особенно знаменит Мэтью Хопкинс, с подачи которого на смерть отправилось более 200 человек в XVII веке.

Признаки того, что женщина - ведьма (Уильям Перкинс, "Рассуждения о проклятом искусстве ведовства", 1608 год):

  • настойчивые подозрения людей, живущих вместе или поблизости от обвиняемого;
  • если другой обвиняемый вас "сдаст";
  • если после произнесённого кем-то "заклинания" или брани следует крупная неприятность;
  • если несчастье следует после угрозы здоровью;
  • если подозреваемый является сыном, дочерью, слугой или компаньоном ведьмы, которую уже осудили;
  • если на теле подозреваемой найдена метка дьявола (это родинка!);
  • если подозреваемый во время допроса меняет показания.

Одним из самых резонансных доказательств стало то, которое использовали против миссис Джулиан Кокс в 1663 году. Женщину поймал и доставил охотник на ведьм (к слову, была и такая профессия). По его утверждению, мужчина гнался за кроликом. Пушистый убежал в кусты. Охотник - за ним. А в кустах была только миссис Кокс. Позже, на суде, один свидетель вспомнил, как женщина (дама в теле, кстати) влетала в окно на метле. Ну, о её участи после таких неопровержимых доказательств вы, в общем-то, догадываетесь.

Пытки или поиск "печати дьявола"

Ведьм пытали до тех пор, пока они не признают свою вину. Дело в том, что в Европе бытовало мнение: ведьму нельзя казнить до того, как она признает свою вину, - эффекта не будет. Переродится бестия, да и всё.

Правда, богослов Сельвестр Приерас вообще вывел теорию, согласно которой схема "Я призналась - казните давайте" также не работает. По его версии, ведьму непременно нужно пытать, чтобы она испытала те муки, которые довелось узнать пострадавшим от её злодеяний.

Красивых молодых женщин в этот "этап" могли изнасиловать. Так стало с женой советника юстиции фрау Пеллер, сестра которой в 1631 году отвергла ухаживания судьи Франца Бюирмана. Ну, как ухаживания - она попросту отказалась с ним переспать. На Пеллер набросился помощник палача.

В 1643 году подобное произошло с сестрой Мадлен Баван, которую также обвинили в ведовстве. Считалось, что палачи не измываются над задержанными женщинами, а "ищут печать дьявола".

Одна из пыток называлась "стул ведьмы", и после неё женщины были готовы признаться в чём угодно. Это конструкция, внешне напоминающая обычное высокое кресло. Только из него торчит множество кольев, которые впиваются жертве в кожу. Если вдруг дамы признавались не сразу, их "усаживали поудобнее".

Во время этого же этапа ведьмам давали только солёную пищу, подмешивая соль даже в питьё. То есть человека под пытками мучила нестерпимая жажда.

Второй этап - дыба. Жертву растягивали до тех пор, пока она не сдаст сообщников. Сдавали. Всегда. Часто несуществующих. Этот же этап предусматривал "дополнительные пытки за особые виды преступлений". Среди них отсечение конечностей, истязание щипцами и так далее.

Иногда этот этап всё же могли отменить. Так, в 1628 году двум девочкам 11 лет, которых заподозрили в изготовлении восковых кукол для убийства людей, вынесли "особый приговор" - их сожгли без второго этапа пыток.

До третьего этапа и собственно казни доживали далеко не все. В протоколах в таких случаях писали, что ведьме "дьявол свернул шею" или сделал что-то подобное, не менее ужасное.

Многие ведьмы перед самой смертью говорили, что откровенно врали. Так, исповедник Михаэль Стапирий вспоминал, как в 30-х годах XV века женщина сказала ему перед смертью, что не могла не "начать говорить".

Я не перенесу, если на мои ноги сядет даже муха. Лучше 100 раз умереть, чем терпеть такие мучения, - объяснила она.

Признавалась так называемая ведьма во всех смертных грехах или нет - её все равно ожидала казнь. Власти оправдывали это следующим образом: "Казнить, чтобы не допустить ниспровержения дьяволом божественного миропорядка". Палачи были уверены (или уверяли народ), что так спасают обречённую, так как она ещё больше не нагрешит.

Любого судью, который пытался признать "ведьму" женщиной, не имеющей отношения к колдовству, также ждал костёр.

Перед сожжением ведьм сначала душили при помощи петли или гарроты. Многие молчали в надежде, что палач не заметит и они не сгорят заживо, а будут задушены. Исследователь в области демонологии Петер Бенсфельд отмечал, что инквизиция снисходительно относилась к "перестаравшимся" палачам. Считалось, что так ведьму спасают от ещё одного греха - отчаяния.

Оставшихся в живых отправляли на костёр. Специалист в области права Жан Боден рекомендовал сжигать ведьм на медленном огне. Для этого разжигали ещё влажные ветки.

7 правил "настоящего судьи"

  1. Если заключённый отказывается говорить, нужно продемонстрировать ему другие пытки.
  2. Судья мог пообещать ведьме сохранить жизнь. Но на самом деле речь шла о вечном заключении на хлебе и воде.
  3. Если обвиняемый говорит, что нездоров, - плесните ему кипятком в подмышки.
  4. Судья не должен отказываться от всей строгости пыток, даже если опасается, что обвиняемый умрёт.
  5. Чтобы заключённый не совершил самоубийства, рядом с ним всё время должна находиться стража.
  6. К молодым ведьмам можно проявлять снисходительность. В частности, можно заменить казнь вечной ссылкой девочке 9–12 лет. Или сжечь её, но минуя некоторые этапы пыток.
  7. Беременным ведьмам можно откладывать казнь до того, как ребёнок родится и ему исполнится месяц.