План урока - исследования

  • 1. Работа в парах;
  • 2. Исследование (работа в группах);
  • 3. Консилиум;
  • 4. Физминутка;
  • 5. Работа в парах с динамическими пособиями;
  • 6. Самостоятельная работа (тест);
  • 7. Домашнее задание

Найди лишнее слово в каждой строке:

  • Солнце, солнышко, солнечный
  • Весна, весенняя, веснушка
  • Снежное, подснежник, снег
  • Лес, лесок, лесные

  • Солнечный, весенняя, снежное, лесные

Имена прилагательные

Слова для справок:

жители, погода, денёк, поле, пальто, груша


солнечный денёк

весенняя погода

лесные жители

снежное поле


Правила работы в группе

1. Обсуждаем в группе вместе, но отвечает один.

2. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

3. Чётко высказывай своё мнение.

4. Умей слушать других.

5. Если не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.


1 исследовательское задание:

  • Сформулируйте определение

имени прилагательного.


Имя прилагательное-это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

правильно

? - есть ошибки


2 исследовательское задание:

  • Сравните.

Сделайте вывод, слова какой части речи изменяются по родам, а какой нет?

высокий дуб

высокая сосна

высокое дерево


Вывод:

1. Имена существительные по родам не изменяются .

2. Имена прилагательные по родам изменяются.

правильно

? - есть ошибки


3 исследовательское задание:

Сравните.

Сделайте вывод, могут ли прилагательные изменяться по числам?

тёплый денёк – тёплые деньки

серебристая песенка - серебристые песенки

глубокое озеро – глубокие озёра


3 исследовательское задание:

Вывод:

Имена прилагательные по числам изменяются.

правильно

? - есть ошибки


4 исследовательское задание:

Подумайте, можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?

глубокие реки

спелые яблоки

интересные фильмы


4 исследовательское задание:

Вывод:

Во множественном числе род имён прилагательных не определяется.

правильно

? - есть ошибки


5 исследовательское задание:

Найдите главные члены предложений. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Сделайте вывод, каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное?

Наступили солнечные деньки.

Лесные жители обрадовались весенней погоде.

На снежном поле появились проталинки.


Наступили солнечные деньки. Лесные жители обрадовались весенней погоде. На снежном поле появились проталинки .


5 исследовательское задание:

Вывод:

В предложении имя прилагательное чаще всего является определением.

правильно

? - есть ошибки


Физминутка


Домашнее задание

  • Работа с памяткой;
  • Исследование проблемы

* (для тех, кто любит и хочет быть исследователем).


Cлайд 1

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе Учитель Вдовина С. И. МОУ СОШ №2 ст. Каневская 2009 год

Cлайд 2

Цели урока: повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»: - отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных; - углубление представления о роли имён прилагательных в речи, способах их образования; - определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.

Cлайд 3

Повторяем теорию Какая часть речи называется прилагательным? Назовите морфологические признаки имеет прилагательное? Какие прилагательные называются полными, а какие краткими? Назовите разряды имён прилагательных по значению? Какова синтаксическая функция имён прилагательных? Какие правила орфографии вы изучали по теме «Имя прилагательное»?

Cлайд 4

Произведите синтаксический разбор предложения время работы 4 минуты Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности. Морфологический разбор слов 1вариант – мягкий 2вариант - янтарный

Cлайд 5

Определите разряд прилагательных по значению Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.

Cлайд 6

Проверьте себя! Качественные: великолепный, грустный, тихий, голубой, талантливый Относительные: каменные, вчерашняя, городской. Притяжательные: мамино, лисий, соловьиная.

Cлайд 7

Образуйте краткие формы прилагательных. ПОМНИТЕ! краткие формы могут быть образованы не от всех прилагательных время работы 3 минуты Медвежий Пригожий Казачий Кипучий Могучий Жгучий Ребячий Птичий Горячий

Cлайд 8

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Пригожий – пригож Кипучий – кипуч Могучий – могуч Жгучий – жгуч Горячий - горяч

Cлайд 9

Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. В морозн... воздухе чист... полем январск... днем в темн... лесу зимн... вечером кудряв... березой рыж... белку душист... черемухой соснов... бором жгуч… морозом на мохнат... ели погож... утром

Cлайд 10

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! В морозном воздухе чистым полем январским днем в темном лесу зимним вечером кудрявой березой рыжую белку душистой черемухой сосновым бором жгучим морозом на мохнатой ели погожим утром

Cлайд 11

Н и НН в суффиксах прилагательных Н В суффиксах: -ин-, -ан-, -ян- Например: Звериный, песчаный, кожаный. Исключения:стеклянный,оловянный, деревянный НН В суффиксах: -енн-, -онн- Например: обеденный 2) …н+н Например:карманный Исключение: ветреный

Cлайд 12

От существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК. Брат - … немец -… матрос - … апрель -… герой - … Ростов - … француз - … университет - …

Cлайд 13

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Брат -братский матрос -матросский герой - геройский француз – французский Немец – немецкий Апрель – апрельский Ростов – Ростовский Университет - университетский

Cлайд 14

Определи: НЕ – приставка или НЕ - частица (Не)близкий путь; (не)приятное происшествие; совсем (не)интересная игра; река (не)широкая, а узкая; (не)сочные ягоды; (не)уклюжий медведь; (не)большой, а маленький зверь.

Cлайд 15

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Неблизкий путь; неприятное происшествие; совсем не интересная игра; река не широкая, а узкая; несочные ягоды; неуклюжий медведь; не большой, а маленький зверь.

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАРБИГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РОД И ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3 класс Макарова Наталья Куприяновна, учитель начальных классов 2010 ... Платья красивые. Сравниваем и делаем выводы Выводы 1. Прилагательные изменяются по числам. Умный, умные. 2. При изменении формы...

Наречия могут сочетаться с существительными: дом (какой?) напротив; с прилагательными : интересный (насколько?) чрезвычайно, с другими наречиями: долго (в... наречий Наречия на –о(-е), образованные от качественных имён прилагательных , могут иметь степени сравнения, например: влетел высоко – взлетел...

Имя прилагательное имена прилагательные имя прилагательное

К теме урока: « Части речи. Имя прилагательное ». 1. – Найдите в первой пословице имена прилагательные . Чем вы руководствовались, когда находили эти части... речи. Вспомните правило и расскажите, что такое имя прилагательное . 2. - Как вы понимаете смысл этих пословиц? - ...

За последние три года я активно распространяла опыт своей через Имя прилагательное . Урок работы обобщения августовской конференции по теме: «Образование... Рольразвивающих языка открытый в жизни общества. Язык как - «Имя прилагательное », класс - обобщающий урок на районном русскому языку языка и...

... : well-known, wide-spread, first-come, etc. Сложные прилагательные : water-proof, first-class, redhot, etc. Сложные местоимения: ... busybody -ure structure -edge -ess tiger-tigress knowledge СУФФИКСЫ имён прилагательных -able comfortable -some cumbersome -ous dangerous -al instrumental ...

Переход к теме урока: « Части речи. Имя прилагательное ». 1. – Найдите в первой пословице имена прилагательные . Чем вы руководствовались, когда находили эти части... речи. Вспомните правило и расскажите, что такое имя прилагательное . 2. - Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Есть...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имя прилагательное Кирякова М.В. Гимназия № 513 Санкт-Петербург

Самостоятельная часть речи Обозначает Признак предмета Отвечает на вопросы Какой? Чей? Изменяется по Родам, числам и падежам

Главное существительное Мама Дом Лето Портфель Сумка Вопрос Какая? Какой? Какое? Чей? Чья? Зависимое прилагательное Заботливая Уютный Жаркое Витин Машина

Чтобы правильно выбрать окончание имени прилагательного, надо От главного существительного МАМА задать вопрос КАКАЯ? И посмотреть на окончание вопроса (АЯ), в большинстве случаев такое же будет и в прилагательном КрасивАЯ. МАМА какая? (женский род, ед. число) красивая кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже. Дом какой? (мужской род, ед. число) уютный

Потренируемся Дима позвал котенка любим Девочка решила задачу сложн Ира любуется деревом высок Мы подошли к зданию красив ого (какого?) Ую (какую?) Им (каким?) Ому (какому?)

ВНИМАНИЕ Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого, -его: ближнего, веселого, но слышится како [во]?

Степени сравнения прилагательных Сравнительная обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом Этот фильм интереснее (чем вчерашний фильм) Превосходная обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку (этот фильм самый интересный)

Сравнительная степень Простая образуется от прилагательных с помощью суффиксов - ее (-ей), -е, - ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы. красивый - красив-ее (красив-ей) мудрый - мудр-ее (мудр-ей) составная образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее. Более красивый Менее красивый

Внимание Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Нельзя сказать Более красивее, более умнее Надо говорить более красивый, более умный

Превосходная степень Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса - ейш - (- айш -). мудрый - мудрейший Составная превосходная степень К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее (красивый - самый красивый) К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего и всех (дерево выше всех в городе)

Внимание Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Неправильно говорить Самый добрейший, надо говорить либо добрейший, либо самый добрый

Потренируемся… образуйте степени сравнения Жаркий Высокий Удачный Низкий Сильный Грубый Жарче, более жаркий, самый жаркий, жарче всех, Выше, более высокий, самый высокий, высочайший Удачнее, более удачный самый удачный, удачнейший Ниже, менее низкий, самый низкий, нижайший Сильнее, более сильный, самый сильный, сильнее всех, сильнейший Грубее, менее грубый самый грубый, грубейший, грубее всех

Распределите по степеням сравнения Самый знаменитый Любимейший Милее всех Ласковее Наиболее удачный Менее светлый Более покладистый

Проверим себя Самый знаменитый Любимейший Милее всех Ласковее Наиболее удачный Менее светлый Более покладистый Составная превосходная Простая превосходная Составная превосходная Простая сравнительная Составная превосходная Составная сравнительная Составная сравнительная

Разряды прилагательных

Качественные прилагательные указывают на качество самого предмета Отличительные особенности Есть краткая форма (каков? Какова?) Обычно есть антонимы Есть степень сравнения (более- менее) могут сочетаться с наречием очень Имеют синонимы Примеры Красив, красива Уродлив Красивее, красивейший Очень красивый Красивый -прекрасный

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Нет степени сравнения Нет краткой формы Нет антонимов Нельзя соединить со словом ОЧеНЬ Деревянный Медицинский Спортивный школьный

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные имеют суффиксы - ов (-ев), -ин (- ын), - ий. Петров портфель, мамина брошь, заячья норка

Переход прилагательных из одного разряда в другой Относительные прилагательные могут переходить в качественные Притяжательные прилагательные могут переходить в качественные Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных Золотая посуда- золотые руки(умелые) Медвежья берлога- медвежья услуга(неудачная попытка помочь) Лисья норка- лисья шуба (из меха лисы)

Потренируемся определите разряд Зимний день Радостная девочка Удачная покупка Слабый ответ Кошкин дом Светин браслет Каменный замок Относительное Качественное Качественное Качественное Притяжательное Притяжательное относительное


Слайд 1

Подготовила ученица 6 класса «Б» МБОУ СОШ № «28» Беделева Альбина.
Имя прилагательное!!!

Слайд 2

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В предложении прилагательные выступают в роли определения или именной части составного именного сказуемого. Синтаксическая функция имени прилагательного. В предложении прилагательные могут выступать в роли: - определения (У девочки была очень красивая кукла), - именной части составного именного сказуемого (Кукла была красивой).
Имя прилагательное.

Слайд 3

Разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные - обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, красивый, добрый), имеют формы сравнения и краткие формы; Относительные прилагательные - указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (лабораторный, деревянный); Притяжательные прилагательные - обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов). Краткие прилагательные образуются от полных качественных прилагательных и соотносятся с ними семантически. Краткими называются такие имена прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания -а, -я (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания -о, -е (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания -и, -ы (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. ("Как хороши, как свежи были розы...").
Разряды имен прилагательных!

Слайд 4

Степени сравнения имен прилагательных Степени сравнения имен прилагательных - это грамматическая категория прилагательных, которая выражает относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам. В русском языке противопоставляется три формы: - положительная, - сравнительная - превосходная. ЗАПОМНИТЕ!
Степени сравнения.

Слайд 5

Положительная степень имени прилагательного -называет признак без какого-либо противопоставления другому признаку. Сравнительная степень указывает на признак, который имеется у данного предмета в большей или меньшей степени. Превосходная степень прилагательных указывает на высшую степень проявления данного качества по сравнению с другими предметами (ср.: добрый -добрее - добрейший) Образование форм сравнения. простая форма сложная форма. Сравнительная степень - основа положит. степ. + суффикс -ее (быстрее, добрее) - основа положит. степ. + суффикс -е (тверже) основа положит. степ. + суффикс -ше (раньше) более + форма положит. степ. менее (более красивый, менее интересный) превосходная степень основа полож. степ. + суффикс -ейш-, -айш- (после г, к, х): быстрейший, ближайший самый наиболее + форма пол. степ. (наиболее быстрый, самый близкий)