Священный Коран, как Слово Божье, содержит в себе столько мудростей, которые не в состоянии описать ни один смертный. В этом убеждается каждый, кто сталкивается с этой священной Книгой. Очередным подтверждением значимости коранических аятов стало решение одного из престижнейших вузов нашего времени – Гарвардского университета – разместить аят Корана над входом в центральную библиотеку. Этот аят представлен как самое справедливое изречение в истории человечества.

Итак, знакомьтесь: 135-й аят суры «ан-Ниса»

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاءَ لِلَّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ إِن يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقِيرًا فَاللَّهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلَا تَتَّبِعُوا الْهَوَى أَن تَعْدِلُوا وَإِن تَلْوُوا أَوْ تُعْرِضُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

Смысл: «О вы, которые уверовали! Справедливость – основа жизни, об этом не должно быть разногласия. Вы, которые уверовали в Аллаха , в Его Истину и в Его посланников, будьте стойки в правде, когда бываете свидетелями перед Аллахом , хотя бы и против себя самих, или родителей , или близких родственников , против богатого или бедняка – Аллах к обоим ближе всех. Верните обиженному его права, устанавливая справедливость. Будьте стойки в справедливости, независимо от желания богатого и сочувствия бедному . Ведь Аллах лучше знает состояние каждого. Пристрастие нарушает справедливость; не предавайтесь пристрастию, чтобы не стать несправедливым! Если вы покривите душой в свидетельстве или уклонитесь от справедливости, то Аллах хорошо знает, что вы делаете, и воздаст вам по вашим деяниям: наградой за доброе и наказанием за дурное!» (тафсир «аль-Мунтахаб»).

В комментарии, размещённом на официальном сайте Гарварда, говорится, что эти строки Корана подтверждают силу и неудержимость понятия справедливости, и выставление напоказ данного аята является свидетельством жажды человечества справедливости и благородства посредствам закона.

Художественная инсталляция, в рамках которой и был размещён этот аят , была организована юридическим факультетом вуза. Из 150 цитат, предложенных студентами и преподавательским составом университета, были отобраны около двух десятков. Подлинность каждого высказывания исследовали сотрудники гарвардской библиотеки.

По результатам отбора были выделены три самые значимые цитаты, в числе которых и данный аят Корана .

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

عن أبي سعيد و أبي هريرة قالا : قال رسول الله صلى الله عليه و سلم :

لَيَأْتِيَنَّ عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ يَكُونُ عَلَيْكُمْ أُمَرَاءُ سُفَهَاءُ يُقَدِّمُونَ شِرَارَ النَّاسِ ، وَيَظْهَرُونَ بِخِيَارِهِمْ ، وَيُؤَخِّرُونَ الصَّلاةَ عَنْ مَوَاقِيتِهَا ، فَمَنْ أَدْرَكَ ذَلِكَ مِنْكُمْ ، فَلا يَكُونَنَّ عَرِيفًا ، وَلا شُرْطِيًّا ، وَلا جَابِيًا ، وَلا خَازِنًا .
قال حسين سليم أسد : عبد الرحمن بن مسعود وثقه ابن حبان والهيثمي وباقي رجاله ثقات .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 790: حسن لغيره

قال الشيخ الألباني في „السلسلة الصحيحة“ 1 / 635: أخرجه أبو يعلى في » مسنده » , فقال الهيثمي في » المجمع » (5 / 240) . » رواه أبو يعلى , و رجاله رجال الصحيح خلا عبد الرحمن بن مسعود (!) و هو ثقة » .

قلت : و له طريق أخرى عن أبي هريرة وحده . أخرجه الطبراني في » المعجم الصغير » (ص 117) و الخطيب في » تاريخ بغداد » عن داود بن سليمان الخراساني : حدثنا عبد الله بن المبارك عن سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن سعيد بن المسيب عنه . و قال الطبراني : » تفرد به داود بن سليمان , و هو شيخ لا بأس به » .

قلت : و هذه فائدة عزيزة , فإن توثيق الطبراني للخراساني هذا مما لم يرد له ذكر في كتب الرجال مثل » الميزان » و » اللسان » و غيرهما , و إنما جاء فيهما أن الأزدي قال : » ضعيف جدا » .

قلت : و بقية رجال الإسناد ثقات رجال الستة , فهو شاهد لا بأس به عندي و الله أعلم .

Сообщается, что Абу Са’ид и Абу Хурайра, да будет доволен ими Аллах, сказали:

«Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Настанут для людей такие времена, когда править будут вами правители–глупцы, которые будут выводить вперёд наихудших из людей и отдалять наилучших из них, и которые станут оттягивать молитву до выхода её времени. И тот из вас, кто застанет это, пусть не будет ни советником (правителя), ни его солдатом (шурты), ни сборщиком налогов, ни казначеем!”»

Этот хадис передали Абу Я’ля 1115 и Ибн Хиббан 4586. Хадис хороший. См. «Маджма’у-з-заваид» 5/240, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 360, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 790, «Тахридж Маталиб аль-‘алия» 10/134.

_________________________________

Ибн Хиббан относительно этого хадиса сказал: «Упоминание сообщения о том, что является обязательным для человека, когда появятся плохие правители, отдаление от них во всех делах». См. «аль-Ихсан» 10/446.
Когда шейха аль-Албани спросили: «Каково постановление относительно работы в полиции, связанной с безопасностью дорожного движения, при том, что в этой работе есть, как вам известно, противоречия Шариату, как: дача чести начальнику, вставать перед ним при его вхождении и прочие противоречия Шариату?»
Шейх аль-Альбани ответил: «Если в данном вопросе речь идёт о добровольном выборе работы в полиции, то мы делаем наставление, пока ситуация является таковой, как упомянуты примеры в вопросе о противоречии Шариату, мы делаем наставление каждому мусульманину, боящемуся Аллаха Всемогущего, чтобы он избегал этого и не устраивался на подобную работу. В отличие от того, кто был вынужден, как дело обстоит с некоторыми службами, подобно армии. У этого иное постановление. А что касается того, чтобы мусульманин выбирал сам быть солдатом или полицейским, в чём есть противоречия Шариату, то непозволительно мусульманину работать в таких местах. Во-первых, потому что Аллах сказал: «Не помогайте друг другу в грехе и вражде» (аль-Маида, 5:2). Во-вторых, в хадисе пророка, мир ему и благословение Аллаха, про времена когда не будут устанавливаться законы пречистого Шариата, пришёл запрет быть полицейским, сборщиком налогов и занимать подобные должности, в которых служащий будет подчинённым и поступать в противоречие тому, что повелели Всемогущий Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Это и есть мой ответ». Сл. «Сильсиля аль-худа ва-н-нур» № 635.
И если такие вещи, как вставание перед офицером или отдача чести шейх аль-Албани счёл неприемлемым, чтобы работать даже в дорожной полиции и даже в стране мусульман, то чтобы он сказал о таких противоречиях Шариату Аллаха, как присяга со словами куфра; обязательность бритья бороды; суд не по Закону Аллаха?!
Что же касается стран неверных, то когда шейха аль-Албани спросили: «Каково постановление Ислама относительно работы в немусульманских странах, как например, в полиции, армии, работа адвокатом, судьей и т.п.?» Шейх коротко и ясно ответил в двух словах: «Куфр в делах!» Сл. «Сильсиля аль-худа ва-н-нур» 435.

Спросили шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково постановление относительно вступления в армию или полицию?»
Шейх ответил: «Вступление в армию или полицию не дозволено, потому что ты столкнёшься с велениями, которые пришли от врагов Ислама. Однако, если армия и полиция следуют Корану и Сунне, то является обязательным повиноваться правителю. Но они следуют указаниям инструкторов и экспертов, явившихся со стороны врагов Ислама. После этого, первым, с чем придётся столкнуться – это бритьё бороды, фотографирование и утверждение выдуманных законов в различных областях. То, что я советую каждому мусульманину – это отстраняться от армии и полиции, потому что он не сможет в их рядах сделать что-то на благо Ислама…
То, что я завещаю каждому мусульманину – это не впадать в харам по причине вхождения в эти структуры. Религия Аллаха величественнее, чтобы ты сбривал бороду! Бритьё бороды запрещено, однако в этой работе есть то, что намного хуже, а это – твоё покорение выдуманным законам, покорение не Шариату Аллаха. А Великий Господь говорит: «Или же у них есть соучастники, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (аш-Шура, 42:21).
А что касается их отговорок, в виде: «Могут тогда прийти на это место коммунисты, ба’аситы и занять важные места», то ты в этом состоянии не сможешь никак закрыть эти места. И быть может над тобой уже стоит коммунист или ба’асит, а ты воплощаешь его веления». Сл. «Хукм ад-духуль филь-джейш валь-шурта». Послушать всю запись.

Кроме хадиса про большой и малый джихад, лицемеры и искренние братья введенные в заблуждение, любят приводить и некоторые другие хадисы либо делают тауиль смысла хадисов которые их не устраивают.

Хадис 1- о повиновении правителю.

"Слушайте и повинуйтесь, даже если поставят над вами эфиопского раба, голова которого будет подобна изюмине "
(Аль Бухари)

Если понимать этот хадис прямо и приводить его без пояснений, из него можно понять, будто бы если над мусульманами поставят эфиопа-кафира, то ему тоже нужно будет повиноваться. Или если это будет эфиоп "мусульманин", правящий по выдуманным законам, или даже если это будет легитимный правитель, но приказывающий к ослушанию Аллаха и Его Посланника! И они его приводят именно в таком контексте, и не раз я слышал от начитавшихся их трудов именно такое понимание. И если они скажут что мы здесь не причем, то я скажу что это неправда, ибо именно таков общий тон всех их работ.

Исправим же их.

1. Во первых основа в этом вопросе это аят:

"О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас" (Коран, 4:59)

Полезные выводы из этого аята следующие:

1. Аллах на первое место поставил повиновение Аллаху, затем повиновение Посланнику, и лишь за тем - повиновение представилям власти. И это подтверждается следующим хадисом:

«Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца» . Ахмад, Аль Хаким, шейх Альбани признал сахих См. «Сахих аль-Джами’» 7520.

2. Представитель власти может быть лишь из мусульман, так как Аллах указал на это, сказав: "..среди вас.."

"Вас"- это значит верующих мусульман. И нет сомнения ни у кого из учёных, что если правитель стал кафиром, с ним необходимо воевать, и также если поставлен кафирами, он не является правителем а является вероотступником.

Говорит Кади ‘Ийад рахимахуЛлах в толковании хадиса ‘Убады про недозволенность восставать против правителя пока от него не проявится явный куфр:

"Ученые пришли к согласию, что руководством (Имамаh) нельзя наделять неверного, и если от него проявилось неверие, то он должен быть свергнут" - далее он сказал -

"Если неверие и изменение законодательства (шара’) или нововведения (бид’а) проявились от него, то он теряет свой властный статус и он утрачивает право на повиновение, и для мусульман становится обязательным восстать против него, свергнуть его и установить справедливого Имама, если это возможно для них..."

Ибн Хаджар сказал о том, когда правитель совершает неверие:

«И вывод в том, что он должен быть свергнут по причине неверия, в соответствии с иджма’. И поэтому, каждый мусульманин обязан восстать для этого».
("Фатхуль Бари")

2. Это лишь один из риваятов данного хадиса, а об остальных они почему то забывают упомянуть. Исправим эту ошибку.

В остальных риваятах данное правило конкретизируется важным условием:

«Даже если это будет Эфиопский раб, устанавливающий для вас книгу Аллаха ».
сахих ат-Тирмизи 1706, шейх Альбани признал достоверным

В другом варианте: «устанавливающий среди вас книгу Аллаха ».
Ахмад "Муснад" 16700, шейх Арнаут признал достоверным

В другом варианте: «ведущий вас по книге Аллаха ».
Сахих Муслим 3198.

Приведем и шарх этого хадиса от имама Ас-Суюти.

Говорит имам Суюти в объяснении этого хадиса:

«Сказали учёные: «То есть пока он держится за Ислам и призыв к Книге АЛЛАХА, в каком бы состоянии религиозности он не был сам, слушайте и повинуйтесь».

Аллаху Акбар! У всех праведных ученых одинаково понимание этого и им подобных хадисов!

"Скажи: Пришла истина, и исчезла ложь. Воистину, ложь исчезающа!"
(Коран, 17: 81)

О Аллах! Не дай лицемерам плести свои козни, о Аллах, разрушь их планы, унизь их и повергни их в смятение! О Аллах, сделай их нифак явным перед всей Уммой! О Аллах, помоги братьям, которых они обманули!

Амин, йа Роббиль Аль "Амин!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Вопрос: Хотелось бы спросить о правителях-мусульманах СНГ, и в частности о президенте Казахстана. Сегодня можно услышать различные мнения в отношении этих правителей. Некоторые говорят, что они не являются мусульманами, так как не управляют государством в соответствии с шариатом. Другие же говорят, что они мусульмане, однако не являются законными шариатскими правителями и поэтому, подчинение им не считается поклонением Аллаху.

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых , следует знать, что поистине Всевышний Аллах поставил некоторых людей над другими, приказав им подчиняться во всем том, в чем нет ослушания Аллаху. Так, Всевышний Аллах приказал детям подчиняться своим родителям, женам подчиняться своим мужьям, а мусульманскому обществу подчиняться своему правителю-мусульманину. Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас (т.е. среди мусульман)» (Женщины: 59).

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин должен слушаться и подчиняться своему правителю во всем: в том, что ему нравится и в том, что ему неприятно. Если только правитель не приказывает греховное, ибо нет подчинения в греховном». (хадис передал имам Аль-Бухари).

Однако следует отметить, что подчинение правителю-мусульманину обязательно только в дозволенных шариатом вопросах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет подчинения в ослушании Аллаха. Подчинение бывает только в дозволенных вопросах» (хадис передал имам Муслим).

Во-вторых , не дозволено обвинять мусульманина в неверии, если он совершает какие-либо грехи или даже проявляет некоторые виды неверия. Мы уже говорили об условиях обвинения мусульманина в неверии в вопросе .

Что же касается управления государством не в соответствии с шариатом, то нет сомнения в том, что это является большим грехом и несправедливостью. Всевышний Аллах сказал:«Те, кто не судят в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (Трапеза: 45).

В-третьих , после того как мы узнали, что запрещено обвинять правителей мусульман в неверии за то, что они не судят в соответствии с шариатом, следует знать, что пока правитель является мусульманином, подчинение ему является обязательным, и он считается шариатским правителем. Это относится как к мусульманским правителям СНГ, так и к другим правителям. Не имеет значения, является ли правитель справедливым или нет.

Подчинение ему в любом случае обязательно в дозволенных вопросах. Доводом на это является хадис, в котором известный сподвижник Хузейфа ибн аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что ему делать, если он застанет тот час, когда во главе станет несправедливый правитель. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ему ответил: «Слушайся и подчиняйся правителю. Даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество, то слушайся и подчиняйся» (хадис передал имам Муслим).

Шейх Ибн Усеймин «Обязательно во всем не греховном подчиняться правителю, который не судит в соответствии с книгой Аллаха и Сунной Его посланника. Против такого правителя не обязательно, и даже запрещено выступать, пока он не проявит неверие и не выйдет из ислама.» (“Маджмуа фатава Ибн Усеймин”).

Также шейх Ибн Усеймин был спрошен в отношении президента Алжира, который не управлял страной в соответствии с шариатом, а наоборот делал это в соответствии с выдуманной людьми конституцией, на что он ответил, что пока правитель является мусульманином, то он является шариатским правителем и ему дается присяга (См. фатава уляма аль-акаабир фима ухдира мин димаа аль-джазааир”).

Этот вопрос был задан шейху тогда, когда поднялась смута в Алжире в 1991 году, и некоторые мусульмане прибегли к вооруженным восстаниям против президента-мусульманина, полагая что последний является вероотступником и не является шариатским правителем, так как не управляет страной в соответствии с шариатом.
Таким образом, согласно единогласному мнению Ахлю-Сунна валь-Джамаа, пока правитель является мусульманином, ему обязательно подчиняться в дозволенном, и запрещено ослушиваться его и восставать против такого правителя.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Что же касается выхода против правителей и сражения с ними, то это запрещено единогласным мнением (Ахлю-Сунны) даже если эти правители будут нечестивцами и преступниками. И Ахлю-Сунна единогласны в том, что запрещено ослушание правителя по причине его грехов» (Шарх Сахих Муслим).

Также, пророк (мир ему и благословение) говорил: «Тот, кто отказался от подчинения правителю и отделился от мусульман и умер на этом, то этот человек умер смертью джахилии» (хадис передал имам Муслим).

Состав маджлиса подписавшихся под данной фетвой:

Гамет Сулейманов (Азербайджан)
Назратулла Абдулкадиров (Таджикистан)
Ринат Зайнуллин (Казахстан)
Шабан Улуханов (Азербайджан)
Алмат Сапарбаев (Казахстан)
Яшар Курбанов (Азербайджан)
Наиль Зайнуллин (Казахстан)
Рашад Ахундов (Азербайджан)
Абдурахим Мурадлы (Азербайджан)

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Многие люди в наше время считают, чуть ли не приближением к Всевышнему Аллаху порочение правителей мусульман, что они делают на общих собраниях, на пятничных проповедях и т.п., и дело дошло до того, что в этом стали принимать участие даже некоторые мусульманки на различных интернет-форумах. А почему бы им не задуматься над словами Всевышнего Аллаха, сказавшего: (аль-Ан’ам 6: 129).

В отношении этого аята Къатада говорил: “Аллах дает власть над людьми в соответствии с их делами! Верующий правит верующим, где бы они ни были и когда бы они ни были, а кафир правит кафиром, где бы они ни были и когда бы они ни были!” См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” № 7899, “Тафсир Ибн Касир” 2/446.

Мансур ибн Абиль-Асуад рассказывал: “Я спросил А’маша об аяте: «Так Мы позволяем одним несправедливым править другими за то, что они приобретают» Что ты слышал из того, что говорят об этом аяте?!” Он ответил: “Я слышал, как об этом говорили: «Если портятся люди, то власть над ними дается наихудшим!»” См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 3/358.

Малик ибн Динар говорил: “Каждый раз, когда вы совершаете грехи, Аллах посылает вам со стороны ваших правителей наказание!” Абу аш-Шейх. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 8/395.

Почему бы в таком случае мусульманам не ругать и винить также самих себя, ведь такие правители стали во главе исламской уммы по причине порочности самих мусульман!

Одно дело, если бы они говорили о том или ином заблуждении правителя в каком-либо религиозном вопросе, в чем нет никакого упрека, ибо подобное часто делали и саляфы, опровергавшие правителей, в случае, если они искажали какое-либо шариатское положение. Например, сообщается, что когда халиф Маруан ибн аль-Хакам стал начинать праздничные молитвы (аль-‘ид) с проповедей, а не намаза Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, потянул Маруана за руку и сказал: “Почему ты не начал с молитвы?!” На что Маруан ответил: “Нет, о Абу Са’ид! То, что ты знаешь оставлено!” Абу Са’ид на это сказал: “Напротив, клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, вы не явитесь с тем, что лучше того, что я знаю!” , повторив свои слова трижды. аль-Бухари 304, Муслим 889.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.

Таким образом, разъяснение ошибки правителя – дозволенно и даже необходимо! Но что касается ругани и порочения правителей мусульман за совершения грехов, нечестие и несправедливость, то это совсем иное, и шариат это строго запрещает! Достаточно в качестве довода одного сообщения, которое передал Анас ибн Малик, сказавший: “Взрослые из числа сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещали нам порочить правителей, и они говорили: «Не ругайте ваших правителей, не проявляйте к ним обмана и не ненавидьте их! Бойтесь Аллаха и терпите, ибо поистине, облегчение близко!»” ат-Табарани в “аль-Кабир” 7609, Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1015, аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 6/96. Шейх аль-Альбани, доктор Басим аль-Джауабра и доктор Ридауллах аль-Мубаракфури подтвердили достоверность иснада.

В этом хадисе ясное и прямое указание на то, что среди сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) было единогласное мнение (иджма’) относительно того, что ругать правителей мусульман запрещено! И нет в этом сообщении исключения, и речь идет не только о твоем личном правителе, но о любом правителе мусульман. Шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис говорил: “В этом сообщении указание на то, что старшие из числа сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были единогласны в запретности ругани правителей мусульман! И этот запрет от них, да будет доволен ими Аллаха, не является следствием возвеличивания самих правителей, как таковых. Поистине, смысл этого запрета в той великой ответственности, возложенной на правителей шариатом. Ведь ругань правителей ведет к тому, что им не будут повиноваться даже в благом и это послужит отвращением от них сердец народа, что повлечет анархию, которая обернется для людей только лишь злом!” См. “Му’амалятуль-хукам” 75.

То, о чем говорил шейх истина, что имеет подтверждение в словах саляфов. ‘Абдуллах ибн ‘Укайма однажды сказал: “Никогда никому не буду помогать в убийстве, после смерти ‘Усмана” . Его спросили: “А ты принимал участие в убийстве ‘Усмана?!” Он ответил: “Я считаю, что разговоры о его недостатках были содействием в его убийстве” . Ибн Аби Шайба 12/47, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 6/115. Иснад достоверный.

Ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды, когда я был вместе с Абу Бакратом возле минбара Ибн ‘Амира, который давал хутбу в тонкой одежде, Абу Биляль сказал: “Посмотрите на нашего правителя, который носит одежду нечестивцев!” И Абу Бакрат сказал ему: “Замолчи, ибо я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах!» Ахмад 5/42, ат-Тирмизи 2224. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Т.е. этот Абу Биляль посчитал, что одежда, которую надел правитель была из шелка.

В этом хадисе содержится указание на ясный запрет порочить правителя мусульман!

Также другой сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Умар аль-Букали говорил: “Если у вас будут правители, которые будут повелевать молитву и закят, то вам дозволено совершение молитв позади них и запрещено их ругать!” аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 1/203, Абу Ну’айм в “Марифа ас-сахаба” 4/202. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

О том, что ‘Умар аль-Букали был из числа сподвижников говорил хафиз Ибн ас-Сакан. См. “аль-Исаба” 7/152.

‘Аун ас-Сахми рассказывал: “Однажды, когда я пришел к Абу Умаме, он сказал мне: «Не ругай Хаджаджа, ибо поистине, он твой амир, хоть мне он не амир»” . аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 7/18.

Т.е. Абу Умама был в то время в Шаме, а Хаджадж был правителем в Ираке.

И в этом сообщении также ясное указание на то, что запрещено ругать не только своих правителей, но правителей мусульман в общем!

Абу Хамза ад-Даб’и рассказывал: “Когда до меня дошло, что Хаджадж попал в Каабу огнем (во время сражения с Ибн аз-Зубайиром), я вышел к Ибн ‘Аббасу, и когда стал ругать при нем Хаджаджа, Ибн ‘Аббас сказал: «Не становись помощником для шайтана!»” аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 8/104.

Му’аз ибн Джабаль говорил: “Правитель мусульман становится им с позволения Всевышнего Аллаха, и тот, кто ругает правителя, тот ругает веление Аллаха Всевышнего!” Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” 1/404.

Ведь ругань и порочение правителей – это качество хариджитов. ‘Укба ибн Уасадж рассказывал: “Мне рассказывали о хариджитах и о том, как они порочат правителей. И однажды, когда я встретил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, я сказал ему: «Ты из числа оставшихся сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах даровал тебе знание. Тут люди в Ираке порочат своих правителей и заявляют во всеуслышание об их заблуждениях, что ты скажешь об этом?» Он ответил: «Это те, на которых проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!»” Ибн Аби ‘Асым 933, аль-Баззар 207. Шейх аль-Альбани сказал, что этот хадис достоверный, соответствующий условиям аль-Бухари.

Ругань правителей мусульман – это признак лицемерия. Абу ад-Дарда сказал: “Поистине, первое проявление лицемерия человека – это ругань в адрес правителя мусульман!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 21/287.

Саляфы делали ругань правителей мусульман признаком приверженцев нововведений. Имам аль-Барбахари сказал: “Если ты увидишь человека, который поносит правителя мусульман, то знай, что он приверженец своих страстей. А если ты увидишь человека, который просит у Аллаха блага для правителя, то знай, что он приверженец Сунны” . См. “Шарху-Ссунна” 113.

Запрет порочить правителей мусульман или же побуждение обращаться за них с мольбой, не означает, что надо их восхвалять, нет! Это не одно и то же. Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Если бы у меня была мольба, которая обязательно примется, то я обратился бы с ней за правителя” . Его спросили: “Как это о Абу ‘Али?!” Он ответил: “Если я применю ее лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю ее к правителю, то это будет благом для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы, и города!” См. «аль-Хилья» 8/91 и «Табакъат аль-ханабиля» 2/36.

Абу Усман аз-Захид говорил: “Делай наставление правителю и обращайся за него с мольбой, чтобы он был праведным и следовал прямому пути в делах, словах и принятии решения! Ведь поистине, если правители станут праведными, то по этой причине праведным будет и народ. И остерегайся проклинать правителей, ибо они увеличат свое зло и горе для мусульман! Но проси для них прощения и чтобы они оставили зло и причинение вреда мусульманам!” аль-Байхакъи в “аль-Джами’ ли шу’аб аль-иман” 13/99.

Ругань правителей мусульман – это то, что влечет зло и горе для самих мусульман. Абу Миджляз говорил: “Ругань правителя – это гибель!”

Абу Исхакъ ас-Саби’и говорил: “Какой бы народ не начинал ругать своего правителя, он обязательно лишался его блага!” Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” 1/405, Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 21/287.

Это как раз то, что мы видим — результат ругани и проклинания правителей мусульман!

Абу Идрис аль-Хауляни говорил: “Остерегайте ругать правителя, ибо – это гибель! Поистине, ругающие их – худшие из худших!” Ибн Занджауайх в “аль-Амуаль” 1/78.

Обратите внимание на то, кем считали саляфы ругающих правителей!

Имам аль-Мунауи, в комментарии к хадису о запрещении порочить правителя мусульман, сказал: “Саляфы предостерегали от того, чтобы проклинать правителей, ибо поистине, это лишь увеличивает зло и горе для мусульман!” См. “Файдуль-Къадир” 6/499.

Многие имамы этой общины составляли даже отдельные труды и отдельные главы, в которых они приводили сообщения от саляфов о запрете ругать и порочить правителей мусульман.

Однажды Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри, который стал правителем Мекки еще в 83 году по хиджре во время хутбы сказал: “Я клянусь Аллахом, кого бы ни привели ко мне из числа тех, кто ругает своего правителя, я обязательно повелю его распять!” Ибн аль-Джаузи в “аль-Мунтазым фи тарих аль-мулюк” 6/299.

Все это указывает на серьезность и не дозволенность ругани и порочения правителей мусульман!

Так пусть же каждый мусульманин, заявляющий о том, что он из ахлю-Сунна и что он саляфит, следует тому, на чем были саляфы этой общины, оставив свои страсти! А что касается того, кто зная обо всем упомянутом, продолжает порочить правителей, пусть даже они нечестивы и грешны, тот отклонился от прямого пути и ослушается Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!

У меня вопрос к таким людям:

Представьте, что кто-то из вас совершил какую-то мерзость или грех перед несколькими людьми, после чего кто-то из увидевших это за вами встал и на пятничной хутбе рассказал об этом, упомянув ваше имя. Скажите ради Аллаха, понравилось бы вам это?! Конечно же нет, так как это не понравится никому! А что тогда сказать об обсуждении того, кому Аллах дал власть, на глазах у всего народа за его спиной?!

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Люди обязаны удерживаться от обсуждения недостатков правителей мусульман, и не заниматься их порочением. Наоборот, они должны просить Аллаха укрепить правителя на истине. Поистине, в ругани правителей мусульман великое зло и вред, как для общества, так и для отдельных людей. Можно встретить такого, кто ругает правителей, но который даже не желает сделать им наставление, а это является предательством по отношению к ним!” См. “Нур аль-басаир уаль-альбаб” 66.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Гъиба запрещена и является одним из величайших грехов, и особенно она становится хуже, когда речь идет о правителях мусульман и ученых. Поистине, гъиба по отношению к правителям и ученым серьезней, чем по отношению к простым людям. Причина этого состоит в том, что гъиба на ученых умаляет достоинство знания, которое они хранят в себе и которому обучают людей. После этого люди начинают отвергать те знания, которыми они обладают и это наносит вред религии! А что касается гъиба по отношению к правителям мусульман, то оно ослабляет их влияние и люди начинают восставать против них. Когда же люди подымают бунт против правителей мусульман, то распространяется анархия” . См. “Шарх Рияд ас-салихин” 1/340.

Однако молодежь, ведомая эмоциями, не понимает, что когда ученые запрещают ругать и обсуждать правителей, они это делают, заботясь о мусульманах, ибо знают тяжкие последствия всего этого, а не из-за того, чтобы угодить правителям!

Что же касается тех, кто не доволен грехами и нечестивостью правителей, то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о том, что следует делать и как поступать мусульманам в таком случае, сказав: «Наилучший джихад – это истинное слово, сказанное в лицо несправедливому правителю» . ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ад-Дымьяты и шейх аль-Альбани. См. «Сахих аль-джами’» 1100.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, каким образом следует делать наставление правителю, сказав: «Пусть тот, кто хочет сделать наставление правителю, сделает это тайно, а не явно» . Ахмад 3/403, Ибн Абу ‘Асым 1097. Имам аль-Хаким, шейх Ибн Баз и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Несмотря на то, что некоторые современники поступают вопреки последнему хадису, называя его слабым, его смысл подтверждается предыдущим хадисом и поступками сподвижников. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда был халифом говорил: “О люди! Поистине, у нас есть право на вас в том, чтобы вы увещевали нас тайно и помогали нам в благом!” Ханад ибн ас-Сарий в “аз-Зухд” 2/602.

Шакъикъ рассказывал: “Однажды Усаму ибн Зайда спросили: “Почему ты не заходишь к ‘Усману, чтобы поговорить с ним?!” Он сказал: “Вы хотите, что бы я рассказывал все, о чем я говорю с ним?! Клянусь Аллахом, я говорил с ним наедине и не хочу быть первым, кто раскроет то, что между нами было” . аль-Бухари 3267, Муслим 2989.

Когда Ибн ‘Аббаса спросили о наставлении правителю, он сказал: “Если ты хочешь это сделать, то сделай это так, чтобы между вами никого не было, и не сплетничай о своем имаме (правителе)!” Ибн Абу Шайба 15/74, Са’ид ибн Мансур 4/1657. Иснад достоверный.

Таковы были и слова ученых нашей уммы, которые правильно понимали религию Аллаха. Имамы Ибн ан-Нухас, ас-Синди, аш-Шаукани, Ибрахим ибн ‘Абдул-Лятыф и многие другие говорили: “Наставление правителю следует делать тайно, а не при людях” . См. «аль-Матбу’» 24/50 и “Сайлюль-джарар” 4/556, “ад-Дарару-ссания” 9/119.

Разве это не противоречит тому, как многие мусульмане восхищаются теми, кто открыто порочит и ругает правителей арабских стран на пятничных проповедях или же в своих лекциях?!

Что же касается того, как себя вести мусульманам, в случае порочности правителей, то и это шариат не оставил без внимания! Хузайфа рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «После меня появятся правители, которые будут лгать и совершать несправедливость. И тот, кто поддержит их в их лжи и поможет им в их несправедливости, тот не имеет ко мне никакого отношения и не будет подведен ко мне возле моего водоема! А тот, кто не будет поддерживать их ложь, и оказывать им помощь в несправедливости, тот имеет отношение ко мне, как и я к нему, и он будет подведен к моему водоему!» Ахмад 5/384, Ибн Аби ‘Асым 759. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса сильным, а Шу’айб аль-Арнаут сказал, что хадис достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима.

Мухаммад ибн аль-Мункадир рассказывал: “Когда дали присягу Язиду ибн Муа’уии, об этом сообщили Ибн ‘Умару, на что он сказал: «Если он будет хорошим, мы будем довольны, а если – плохим, то будем терпеть!»” Ибн Аби Заманин в “Усулю-Ссунна” 990, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 4/182. Иснад хороший.

Абу ад-Дарда говорил: “Остерегайтесь проклинать правителей! Поистине, проклинание их является гибелью, а ненависть к ним – унижением!” Ему сказали: “О Абу ад-Дарда, а что же нам делать, если мы увидим от них то, что нам не понравится?!” Он ответил: “Терпите! Поистине, когда Аллах увидит от правителей то, что вы говорите, Он избавит вас от них их смертью!” Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1015, Ибн Занджауайх в “аль-Амуаль” 1/79.

Иснад этого сообщения достоверный. Все передатчики этого сообщения заслуживают доверия, несмотря на то, что в отношении Абуль-Йямана аль-Хаурани – одного из передатчиков этого предания, имам Ибн аль-Къаттан сказал: “Его положение неизвестно” . См. “ат-Тахзиб” 5/75.

Этого передатчика упомянул среди надежных имам Ибн Хиббан. См. “ас-Сикъат” 5/188.

И в книге «Машахир ‘уляма аль-амсар» 114 (Известные ученые городов) о нем говорится: “Он был достойным!”

Поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: “Он приемлемый передатчик” . См. “ат-Такъриб” 1/338.

Что же этого сообщения Абу ад-Дарды, то в нем содержится важнейшее наставление для исламской общины, и указание на то, как необходимо себя вести с нечестивыми и несправедливыми правителями мусульман!

Прошу Всевышнего и Всемогущего Аллаха наставить на прямой путь всех правителей мусульман и сделать их следующими пути Его пророка (мир ему и благословение Аллаха)!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!