Когда малыш вырастает из пеленок, начинает бегать, говорить и интересоваться всем подряд, любящие родители задумываются о том, как научить ребенка считать. Эти навыки очень полезны маленькому человеку, и чем раньше он освоит их, тем будет лучше.
Далее поговорим о том, как познакомить кроху с цифрами и числами до 100.

Когда учить ребенка счету?

Точных сроков никто не сможет назвать, но научно доказано, что в 2-3 года у ребенка возникает наиболее сильная потребность в новых знаниях и получении информации. Сейчас кроха готов учить все, он впитывает знания, как губка, тянется к неизведанному и вообще являет собой идеальную почву для взращивания тех или иных способностей.

Именно поэтому лучше начать знакомить малыша с цифрами в период от двух до трех лет. Впрочем, можно сделать это и раньше. Уже в годовалом возрасте дети способы понимать, что один и два разные вещи, хотя до конца осознать количественные состояния предметов они пока не в силах.



Как научить считать до 10?

Счет до 10 – основная задача, которую нужно поставить родителю маленького ребенка. Но освоить сразу 10 цифр малышу может быть сложно, поэтому научите кроху сначала считать до 5.

Для этого можно прибегнуть к следующим методам, которые легко реализовать в домашних условиях.

  • На руке пять пальцев – отталкиваясь от этого, знакомьте карапуза с «именами» цифр.
  • Показывайте карточки с изображенными на них предметами (от одного до пяти) — помните, изображение самих цифр пока лучше не показывать малышу.
  • Развивающие мультфильмы и передачи – их можно найти в Интернете.
  • Счеты и другие обучающие игрушки.
  • Стишки и потешки.
  • Счет в повседневной жизни.

Очень хорошо, если вы приобщите малыша к домашним делам, параллельно обучая счету. Например, можете поручить крохе вымыть пять чашек. При этом попросите чадо считать: раз чашка, два чашка. Или перед походом в магазин попросите малыша запомнить пять позиций из списка продуктов. Ребенок должен напомнить вам о том, что нужно купить. При этом можно загибать пальцы, чтобы не сбиться со счета. Это позволит как научить ребенка считать в уме, так и позаботиться о развитии его памяти.

Полезными будут занятия с карточками. Такие пособия продаются во всех книжных магазинах и в интернет-магазинах для детей. Сначала показывайте карточки последовательно, затем чередуйте – пусть чадо отвечает, сколько на карточке изображено предметов (помните, что написание цифр мы пока не учим!)

Но постарайтесь не надоедать малышу со своей «математикой». Делайте все ненавязчиво и легко, в игровой форме, чтобы малыш раньше времени не чувствовал себя учеником в школьном классе.

Это занятие похоже на то, когда вы хотите научить ребенка читать по слогам и поэтапно знакомите его с буквами и звуками. Не спешите, убедитесь, что малыш хорошо усвоил полученную информацию, прежде чем переходить к следующему этапу обучения.



Как научить ребенка писать цифры?

После того, как первые 10 цифр будут изучены, можете показать ребенку, как они пишутся. Лучше не нагружать память малыша и изучать в день по одной письменной цифре.

Посвятите цифре весь день:

  • напишите ее на листе бумаге и повесьте на видном месте;
  • вместе с чадом вылепите цифру из пластилина;
  • посмотрите передачу, где рассказано про эту цифру;
  • приводите примеры с помощью календаря. Например, «2-го числа мы поедем к бабушке».

Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.



Как научить считать до 20?

Следующим этапом математического обучения ребенка в домашних условиях будет счет до 20. Приступать к занятиям следует лишь тогда, когда кроха уже хорошо освоил цифры от 1 до 9 и число 10.

  1. Объясните, что каждое последующее (дальше 10) число будет состоять из двух цифр. Другими словами каждое число делится на десятки и единицы. Первая цифра – десятки, вторая – единицы.
  2. Используйте две коробки. В одну положите десять предметов (шариков, кубиков и т. д.) в другую – один (2, 3, 4), этот наглядный пример поможет малышу понять, что к чему.
  3. Скажите, что все цифры в позиции единиц идут одно за другим, то есть после 11 идет 12, затем 13, 14 и т. д.
  4. Когда ребенок поймет суть счета до 20, можете дать ему небольшое задание. Например, попросите чадо положить в пустую коробку 16 сушек (конфет, мячиков). При этом малыш должен считать вслух.



Как научить считать до 100?

К 4-5 годам, когда малыш уже считает от 1 до 20, можно познакомить его с числами до 100. Это требует определенного терпения и времени, обучение счету процесс довольно долгий и трудоемкий.

  1. Прежде всего, расскажите, что десятков в числовом ряде до 100 существует 9. Назовите числа – 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. Но оговоритесь, что между этими числами есть еще единицы, то есть эти числа не идут один за другим.
  2. После этого небольшого обзорного урока предложите ребенку выучивать за день по 10 новых чисел. Начните с третьего десятка (21, 22, 23…). Перед сном попросите малыша рассказать, что он выучил. При этом можно повторить и пройденный материал, сосчитав любые предметы.
  3. Когда ребенок изучет несколько десятков чисел, поиграйте с ним в игру: покажите числовой ряд с пропущенным числом посередине. Малыш должен найти и вставить потерянный элемент.
  4. За правильные ответы хвалите ребенка, радуйтесь его успехам. Мотивируйте малыша к обучению.



Как научить складывать и вычитать?

Такие базовые операции, как сложение и вычитание, пригодятся ребенку еще до школы. Умение посчитать предметы в повседневной жизни придаст крохе уверенности в себе, а также даст толчок развитию интеллекта. Но с чего начать?

Прежде всего, запомните – никаких уроков математики! Только игра и интересное времяпрепровождение.

  1. Приготовьте наглядным материал: яблоки, конфеты, кубики – то, чем малышу будет интересно оперировать.
  2. Для начала разберите простое число (например, 3). Получить в сумме 3 можно, сложив две конфеты и одну. Попросите малыша показать, насколько он понял объяснение.
  3. Продолжайте складывать, пока ребенок не уяснит, что к чему, и лишь потом переходите к вычитанию.

Занятие счет в пределах пяти

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное», «Здоровье».
Цель : Развитие интересов детей любознательности познавательной активности.
Задачи:
Образовательная : формировать знания о цифрах от 1 до 5; знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник); умение ориентироваться на листе бумаги; развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).
Развивающая : развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность.
Воспитательная : развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение с детьми сказки «Доктор Айболит»
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, подвижная игра «Купим мы с бабушкой», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Демонстрационный материал:
Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (озеро), пять рыбок с цифрами от 1 до 5, телефон.
Раздаточный материал:
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник), пазлы с героями мультфильмов.
Словарная работа: Африка, пластмассовый.
Вводная часть.

Ход ООД:

Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель . Но это ещё не все, к нам пришло письмо от Доктора Айболита из знакомой вам сказки.
Давайте я вам прочитаю письмо: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.
Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПИСЬМА: Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.
Основная часть.
Воспитатель. Поможем, ребята?
Дети. Да
Воспитатель . Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети. (4).
Воспитатель . Назовите их.
Дети. (утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель . Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток? Дети. (Утром.)
Воспитатель . А какое сейчас время года?
Дети. (ЗИМА)
Воспитатель . Назовите зимние месяцы
Дети. (декабрь, январь и февраль – их не забывай).
Воспитатель . Молодцы! Доктор Айболит, так же прислал вам задания и хочет проверить детей? Я буду задавать вам вопросы а вы будите на него отвечать.
Игра «В какое время года?»
- В какое время года все купаются и загорают? (Лето).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
- В какое время года появляются проталины? (Весной)
Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи..
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас вы сядете на стульчики и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.
- Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.
1 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.
Задание 2.
Дети садятся полукругом возле проектора.
2 ЗАДАНИЕ - Игра «Описываем животное».
Воспитатель. Если отгадаете животное, то оно появится на экране.
- У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
- Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
- Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
- Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
- Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
- Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
Задание 3. Она предлагает нам поиграть игру
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
Воспитатель. Молодцы! От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).
4 ЗАДАНИЕ - Игра «Что где находится?»
Это задание на развитие памяти. Детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать где расположены геометрические фигуры. Затем расположить на альбомном листе геометрические фигуры.
Воспитатель.
В середине – кружок.
В правом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу – шестиугольник.
В правом нижнем углу – треугольник.
В левом верхнем углу – прямоугольник.
Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
5 ЗАДАНИЕ – Собери героев знакомых мультфильмов с помощью пазлов.
Дети собирают пазлы и называют мультфильм.(музыка)
Заключительная часть.
Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору.
У нас 5 ключей. Сейчас нам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду?
Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода, а вы как думаете дети?
Воспитатель: А вот и нет! Смотрите. (Воспитатель накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Скорее давайте отправим волшебную воду в Африку лечить зверей. А нам Доктор Айболит отправил сюрприз в ларце, чтобы мы не болели. До свидания.
Воспитатель и дети находят в ларце витамины

Конспект занятия по математике в средней группе счет до 5

Цель: формировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить знания в счете до 5.

Оборудование:

1. Раздаточный материал: геометрические фигуры, счетные палочки.

2. Наглядный материал: геометрические фигуры, картинки с изображением чисел от 1 до 5, картинки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

Воспитатель: Сколько пальцев на руке, И копеек в пятачке, У морской звезды лучей, Клювов у пяти грачей, Лопастей у листьев клена, И углов у бастиона, Про все это рассказать. Нам поможет цифра… (пять).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем закреплять свои знания в счете до 5.И повторим с вами название геометрических фигур.

Воспитатель: Посмотрите все на доску. (Картинки с изображением чисел от 1 до 5)

(Дети считают вслух совместно с воспитателем. Повторяют 3 раза)

Воспитатель: а теперь давайте мы с вами научимся считать в обратном порядке.

(Дети считают совместно с воспитателем в обратном порядке. Повторяют 3 раза.). Какие вы молодцы!

Ой, тише, кажется, к нам кто-то пришел. (Достаю игрушку: куклу)

Воспитатель: У нас в гостях кукла Маша, давайте с ней поздороваемся. Маша мне рассказала, что сегодня, по дороге в школу, она в конверте спутала цифры и теперь не может их поставить по порядку. Давайте ей поможем?

(Выбираю желающего ребенка, который на доске расставляет цифры по порядку)

Воспитатель: молодец Даня, помог Маше, но это еще не все. Сегодня Маша будет присутствовать у нас на занятии, и смотреть, кто из ребят самый старательный и умный.

(Раздаю геометрические фигуры каждому ребенку, по 5 штук)

Воспитатель: давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка:

Раз, два три, четыре, пять,

Будем вместе повторять,

Один да четыре, будет пять,

Два, да три, тоже пять,

Всю пятерку изучили,

Воспитатель: немного отдохнули, а теперь возьмите геометрические фигуры и посчитайте, сколько их у вас на столе.

(Дети считают фигуры. Ответы детей)

Воспитатель: правильно их всего 5. А какие фигуры присутствуют у нас на занятии?

(Ответы детей)

Воспитатель: теперь ребята, задача по сложнее. Я вам раздам счетные палочки, а вы из них попробуете сделать геометрические фигуры, которые раздала вам я. Но Маша дает вам подсказку, что не все фигуры у вас получится сделать из палочек.

(Дети делают из счетных палочек геометрические фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребенку в выполнении работы).

Воспитатель: какие вы молодцы, получились разные геометрические фигуры, но какой-то фигуры не хватает и не получилось ее сделать с помощью счетных палочек, как вы думаете, какой?

(Ответы детей)

Воспитатель: правильно, не получились у нас две фигуры-это круг и овал. Ведь из счетных палочек эти фигуры построить невозможно.

(Показываю картину с изображением 5-ти геометрических фигур).

Воспитатель: ребята, давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяю вместе с детьми).

Воспитатель: Маше очень понравилось, как вы все сегодня отвечали, вы такие умные и талантливые детишки! Она сейчас не уйдет, а останется с вами в группе и каждый из вас с ней сможет поиграть.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали ан занятии? (Ответы детей. Воспитатель подсказывает детям, если они затрудняются ответить)

Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в средней группе «Счет до 5»

Цель: формировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить знания в счете до 5.Оборудование:1. Раздаточный материал: геометрические фигуры, счетные палочки.2. Наглядный материал: геометрически...

Конспект занятия по математике в средней группе «Счет в пределах 5»

Цели: формирование у детей интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.Задачи:- закреплять умение сопоставлять цифру и число (количество);- отрабатывать сче...

Наталья Мелкова

Представляю Вашему вниманию варианты дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, обучению счету до 5 и знакомству с цифрами, с использованием сенсорных элементов на развитие мелкой моторики (прищепок, деталей на липучках, магнитов, пазлы, сделанные своими руками.

Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 3-5 лет.

Цель:

1. Знакомство детей с числами от 1 до 5, закрепление цифр и числового ряда в пределах 5.

2. Закрепление обратного и порядкового счета, соотнесение числа и количества.

3. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать через обучение счетным операциям и дидактическим играм. Корригирование и развитие долговременной памяти.

4. Формирование у детей сенсорных способностей, тактильных ощущений.

5. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.

Материал:

Все варианты игр неразрывно связаны с мелкой моторикой, ловкостью пальчиков и зрительно-моторной координацией. Все игровые элементы сшиты из фетра разной жесткости и других материалов, благодаря которым обогащается сенсорный опыт детей. В качестве дополнительных сенсорных элементов используются два вида прищепок: деревянные – 4см и пластмассовые – 6см, неодимовые магниты, липучки. В качестве основы под липучки (для прочного, цепкого скрепления) использовала велкроткань (банки и живот курицы).

ВАРИАНТЫ ИГР:

#1. ПАЗЛ "БОЖЬИ КОРОВКИ".

Пазлы - это отличная развивающая игрушка. Они отлично влияют на развитие логического и пространственного мышления, внимания, памяти. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.

Посчитаем точки на спине у божьих коровок и соединим их с нужной цифрой.














#2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФЕТРОВЫЕ КАРТОЧКИ "ЛАДОШКИ" - знакомство со счетом до пяти на пальчиках.

Пальчики на протяжении долгого времени помогают ребенку считать. На вопрос: "Сколько тебе лет?" малыши прибегают к пальчикам, показывая свой возраст (один, два, три). Получается, что это не только указательный жест для общения, но и полезное упражнение для мелкой моторики, и математический знак, обозначающий количество, и великолепное упражнение на развитие координации, силы пальцев рук и т. д.



Когда ребенок начинает учиться считать, еще не осознавая, что такое число, удачным методическим приемом может послужить прием соотнесения объектов счета с пальцами рук. Очень важно в самом начале знакомства с числами осознать, что один – это один объект, два – одновременно два объекта, и т. д. А с помощью пальцев это сделать легко. Причем осознание этого факта при использовании пальцев рук идет сразу по нескольким каналам восприятия: зрительному (видим, слуховому (слышим, произносим, тактильному (чувствуем, кинестическому (двигаемся).

Предлагаем ребенку приложить пальчики к карточке и назвать число, тем самым соотнести число и количество.







Очень полезный прием для развития мелкой моторики – использование разноразмерных прищепок, что способствует развитию координации и силы пальцев рук.


Маленькие деревянные прищепки с цифрами…








Более крупные (а соответственно удобные) пластмассовые прищепки…





Параллельно знакомить детей с цифрами, делая упор на зрительную память.




#3. "ПОМОГАЕМ БАБУШКЕ КОНСЕРВИРОВАТЬ ЯГОДЫ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ И ГРИБЫ".

Предлагаем детям разложить определенное количество сочных ягод и фруктов по банкам…




Банки "для консервирования" выполнены из велкроткани, поэтому ягоды и фрукты (и другие овощи и грибы) с липучками на обратной стороне - замечательно цепляются на них. Таким образом, банки с ягодами и фруктами можно свободно перемещать в процессе обучающей игры, переносить и хранить.

А теперь тоже самое с овощами…







Как вариант разложить яблоки по цветам. Цвет яблока должен совпасть с цветом крышки на банке.





А теперь посчитаем сколько яблок и груш в каждой банке.





А теперь посчитаем грибочки.




4. "СВЕТЛЯЧКИ".

Солнце спряталось. Темно.

Время за полночь давно

В травке яркий маячок –

Притаился светлячок.

Отвечайте дружно, дети:

Кто нам ночью в травке светит?

Поместился в кулачок

Этот крошка светлячок.







5. "ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП МОИ ЦЫПЛЯТА".

Вышла Курочка гулять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Вместе мы идем гулять.


Мама – курица выполнена из жесткого фетра, а ее животик из велкроткани, что позволяет с легкостью крепить к ней яички и цыплят (у которых имеются липучки на обратной стороне).


Крылья курочки складываются и держатся за счет скрытых под фетровыми цветочками неодимовых магнитов. Все это, в свою очередь, является дополнительным тренажером для детских пальчиков.







Сколько вылупилось цыплят, а сколько еще нет…


Сколько цыплят мама спрятала под крыльями?


Аптриева Ольга

Цель : Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.

Задачи :

1. Образовательные :

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос "Сколько?"

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами : поровну, столько - сколько.

Закреплять представления о последовательности частей суток : утро, день, вечер, ночь.

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

2. Развивающие :

Развивать речь, внимание, память

3. Воспитывающие : Воспитывать усидчивость и любознательность.

Демонстрационный материал : картинки с изображением петуха, петуха на фоне восхода солнышка, 5 курочек, 5 цыплят, разрезной плакат "Времена года", дидактическая игра "Волшебная геометрия".

Раздаточный материал : двухполосная карточка, на каждого ребёнка в тарелочке, картинки : 5 блюдечек, 5 зёрнышек

Предварительная работа : Закрепить образование числа 4, счёт в пределах 4, дидактическая игра «Найди, что похоже на круг (квадрат, треугольник, прямоугольник) »

Ход занятия:

1 часть организационный момент

(дети находятся на ковре)

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Сегодня к нам в гости пришёл ещё один гость. Послушайте потешку про него.

Петушок, петушок, золотой гребешок

Масляна головушка, шёлкова бородушка,

Деткам спать не даёшь.

Когда просыпаются детки? (Показываю изображение петушка на фоне встающего солнышка)

Кто ещё просыпается вместе с петушком? (курочки) Обращаю внимание детей на доску, на которой расположены 4 картинки с изображением курочек.

Сколько всего курочек? (4)

Ралина, посчитай, пожалуйста курочек и расположи пожалуйста на нижней части доски столько же цыплят :

сколько курочек? (4)

Сколько цыплят(4)

Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? (Цыплят столько же сколько курочек)

Проснулась ещё одна курочка и прибежала к четырём курочкам.

(Прикрепляю на доску ещё одну картинку с изображением курочки)

Что мы можем сказать о количестве курочек и цыплят. Курочек стало больше. (Считаю курочек сама и спрашиваю)

Сколько стало курочек? Посчитай Соня.

Как получилось 5 курочек, Розалина. (Добавили одну)

Миша, сколько цыплят? (4)

Пять курочек и четыре цыплёнка.

Сравните, кого больше? (Курочек больше, чем цыплят)

Кого меньше? (Цыплят меньше, чем курочек)

Какое число меньше 5 или 4?

Какое число больше 5 или 4?

Как сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну : по 5.

(Добавить одного цыплёнка)

Как получилось 5 цыплят (К четырём цыплятам добавили ещё одного)

Восстанавливаю неравенство : убираю одного цыплёнка

Как ещё можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну. (Убрать одну курочку)

Молодцы, ребята справились с заданием.

Физминутка.

Раз - мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять.

Игра "Покормим цыплят"

А теперь пройдите к своим рабочим местам, поиграем в игру "Покормим цыплят"

У вас на столе лежит карточка, а на тарелочках картинки с изображением блюдечек и зёрнышек.

На нижней полоске карточки расположите 4 блюдечка, а на верхней столько же зёрнышек.

Блюдечек и зёрнышек поровну?

По- скольку блюдечек и зёрнышек? (по 4)

Сделайте так, чтобы блюдечек стало 5.

Сравните, что больше?

Что меньше?

Сделайте так, чтобы блюдечек и зёрнышек стало поровну.

По сколько теперь зёрнышек и блюдечек?

С заданием мы славно справились.

А теперь, оставляем всё на столах и проходим на ковёр.

Игра "Когда это бывает?"

У нашего петушка есть для нас ещё одна игра "Когда это бывает?"

Я хочу Вам объяснить

Я хочу Вам объяснить,

Как на части день делить.

Каждый может по часам

Время дня увидеть сам.

Утром солнышко встает,

За окошком рассветет.

Просыпаться нам пора,

В детский сад идти с утра.

Вот на улице светло,

Время полдника пришло.

Мы гулять, играть идем,

Много дел бывает днем!

Вот и солнышко садится,

Это вечер к нам стучится.

Вся семья вернется в дом,

Соберется за столом.

День закончился давно.

На дворе совсем темно.

Ночь приходит. Нам она

Доброго желает сна.

Порадуйте петушка, назовите все части суток по порядку.

Сегодня мы будем отгадывать загадки. Они необычные, про знакомые нам с вами геометрические фигуры. Отгадывать мы их тоже будем необычно

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня … круг.

Ты на меня внимательно смотри –

Ведь у меня всего по три.

Три стороны и три угла,

Три пика – острия.

Теперь быстрее дай ответ,

Кто же я? Треугольник.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… квадрат

Вы подумайте, скажите.

Только помнить вы должны :

Стороны фигуры этой

Противоположные равны. Прямоугольник.

Дидактическая игра "Волшебная геометрия"

Молодцы, ребята, справились с загадками. А петушок нам ещё одну игру приготовил называется она "Что к чему". На столе расположены геометрические фигуры, а вокруг лежат игрушки, похожие на геометрические фигуры. Вам нужно игрушки, похожие на круг положить с кругом и т. д.

Организационное завершение

Понравилась вам игра? (Да) Петушок нам её оставит и мы ещё поиграем.

Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались? (Учились считать до 5.)

Молодцы, ребята, петушок очень рад, что вы и считать умеете и геометрические фигуры знаете, и части суток запомнили.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Счет в пределах 5» Тема «Счет в пределах 5» Программное содержание: Упражнять в счете в пределах 5; Укреплять знание цифр от 1 до 5. Учить соотносить количество.

Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3» конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Веселый счет с Буратино» Совместная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе «Веселый счет с Буратино» Задачи: 1. Закреплять навыки счета в пределах.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике,.