Желание и совесть – две чаши весов. (Давид Самойлов).
Человек способен оправдать почти любые свои поступки. Поступая неправильно, всупая в конфликт со своею совестью, он способен найти десятки причин, которые заставили, толкнули, вынудили его совершить этот поступок. Но, вероятно, найдётся очень мало людей, которые руководствовались бы злом в своих действиях, ведь даже самые ужасные убийцы не хотели причинять зло, как таковое, это было лишь средство для достижения их целей.
Террористы считают, что убийства людей необходимы для освобождения своего народа, а Гитлер оправдывал свли действия (массовый геноцид миллионов евреев, их убийство в лагерях, войны, в результате которой погибли миллионы людей) тем, что для него существовала лишь одна избранная нация, ради возвышения которой можно было уничтожить все остальные (-ое).
Существует ли вообе абсолютное зло, можно ли утверждать, что человек в своих действиях руководствуеьбся намерением причинить зло? Я думаю, что это не совсем так. Понятие добра и зла относительны и обретают смысл лишь в сравнении друг с другом, всё зависит от того, что считать добром, а что злом. В современном человекеском обществе эти понятия более или менее чётко определены (например, убийство традиционно считаеться одним из самых осуждаемых действий (и с точки зрения закона, и с точки зрения морали), хотя, существует ряд категорий (несчастный случай, убийство в целях самообороны, месть, война, наконец), когда оно может быть оправдано или может вызвать определённое снисхождение к преступнику.
Человек не может полностью существовать один, сам по себе, и, так как человек во многом зависит и влияет на других людей, то образовалось так называемое общественное мнение (общечеловеческая мораль), на которое ориентируеться большинство людей, чья жизненная мораль определяеться именно этим.
Жизнь – это большой ревущий поток воды: некоторые люди отдаються ему, двигаясь по его воле, но относительно него оставаясь на месте, и он несёт их, проволакивая через пороги и водопады. Некоторым кажеться, что они ему противстоят, но даже продвигаясь вверх по течению, их всё равно в конечном счёте сносит вниз. Существует очень мало людей, которые способны «выпасть из реальности», оказаться вне той реки, которая называеться жизнью. Они умеют добиться своих жизненных целей, не они зависят от обстоятельств, а, скорее, обстоятельства зависят от них; из десятков вариантов поведения они выбирают правильный, спокойносмотря, как утекает песок сквозь сито, отбрасывая ненужное в поисках золотого самородка. В повести Виктора Пелевина «Жёлтая стрела» вся жизнь людей проходит в поезде, в котором они рождаються, живут и умирают. Этот поезд, не имеющий ни конца, ни начала, всё время движеться, никогда не останавливаясь, и сойти с него возможно, только умерев. Их единственная жизненная реальность, философия – это поезд, где присутствуют все жизненные атрибуты (работа, отдых, семья). Но иногда из окна поезда вместо сплошной зелёной череды деревьев можно увидеть дома, поля, города, населённые другими людьми, такие близкие и в то же время недостижимые. Целью главного героя тсановиться побег из его реальности, определяющей его существование, и, соответственно, открытие нового мира, достичь которого способен только он сам. Наша жизнь не стоит на месте, и мы должны двигаться вместе с ней, от тебя зависит, найдёшь ли ты тихий спокойный островок своего счастья или окажешься затянутым в зловонную трясину.
Но, зачастую, чтобы добиться необходимого, нужно сначаладоговориться со своей совестью. Часто свои низкие поступки (которые человек никогда не совершил бы для себя), он совершает «во имя общественных целей, интересов», - именно так он пытаеться заглушить свою совесть. (я забочусь не о своём счастье, а о счастье других, а значит, я могу поскупиться своими принципами и пойти на конфликт с совестью. Пусть я причиняю зло, но это делаеться ради добра в будущем. Большая часть людей оправдывает свои действия тем, что она поступает «так, как все» (а чем я хуже других?), забывая приэ этом, что каждый из этих «всех» может рассуждать точно также.
Общественное мнение – вещь весьма неопределённая. Непонятно, что от кого зависит, общественное мнение от человека, или человек от общественного мнения. Когда человек совершает свои поступки, руководствуясь «общими» целями, то можно ли утверждать, что общество всегда право, ведь оно состоит из отдельных людей, и основной их части это мнение навязываеться извне; зачастую правильность решения определяеться количеством людей, которое его поддерживает. Раньше, когда не было массовых источников информации, манипулировать общественным сознанием было намного сложнее (выборы парламента и президента, которого за полгода подержала половина страны, ещё раз показали, как легко манипулировать общественным мнением).

Завели разговор Совесть, Любовь и Желание. Беседа закончилась ссорой.
Совесть сказала, что она занимает место в каждом.
Любовь сказала: «А меня вечно все ищут!»
Желание расстроилось, но нашло, что ответить: «Люди часто меняют вас на меня!»
Все трое они сидели и не хотели даже смотреть друг на друга.
Совесть попыталась объяснить: «Когда творится добро или совершается зло, я нужна людям! Я как судья. Решение зависит от меня, а значит я главнее вас!»
Любовь отвечала: «Дорогая, каждый мечтает обо мне с рождения до старости. Каждый хочет хотя бы на секунду прикоснуться ко мне. А когда речь идет обо мне, ты уже на втором месте!»
Желание задумалось и сказало: «Вы что, хотите сказать, что я на третьем месте?» И привела пример: «Человек в юном возрасте подчинен только мне. Я причина поисков его половинки. Я занимаю почетное первое место! Он и не обратит внимания на совесть, а когда запутается и назовет меня любовью! В случае успеха мне не будет цены. Я награда для человека! Когда речь идет обо мне, все становятся глухи и слепы. Твоих криков, Совесть, переживаний, ревности никто не слышит! Мой статус - настоящая любовь!
В случае неудачи, будешь виновата ты, дорогая Совесть. Ведь этот человек не услышал тебя, а первая виновата ты, милая любовь! Этот человек будет до конца своей жизни с озлобленностью вспоминать о тебе, как о первом неудачном опыте! В лидерах снова я, стоит появиться новому человеку на горизонте. Скажите, я не права?
Любовь была оскорблена столь жестким отзывом.
« Ты хочешь сказать, что я приношу несчастье?»,-вскрикнула любовь! «Как ты можешь сравнивать меня с собой? Ты всего лишь желание, а я ЛЮБОВЬ! Ты, глупое! Я не только соединяю двух людей, я открываю глаза на мир. Я в детях, в природе, в Боге, в слове Родина! Никто не может заменить меня! Да, я могу принести боль, но это не моя вина, а заслуга юности, которая может перепутать нас с тобой!»
Желание замолчало
Совесть добавила: «Да, Любовь права! Ты, Желание, это еще не Любовь! Да, Желание, это ты можешь сделать людей глухими и слепыми. Это ты не даешь шанса почувствовать многим, что такое вкус настоящей любви. Это ты причина многих разлук и бед. Это из-за тебя брошены дети, которые плачут, ищут и ждут. Это из-за тебя многие люди готовы продаться! Как ты смеешь обижать еще Любовь? Запомни раз и навсегда, что любовь никогда ничего не приносит, кроме счастья!»
Желание осознало, что Любовь права и совесть на ее стороне. Но на лице желания, несмотря на недоумение, промелькнула улыбка!»
«Я вечная, ты со временем стареешь и теряешь значение. Совесть же остается с нами до конца жизни и на том свете говорит всю правду о нас, о наших деяниях», - прошептала Любовь!
Желание на том свете растворяется в воздухе. Получается, что мы с Совестью сестры, а ты чужое!
После услышанного, Желанию стало стыдно, оно почувствовало себя брошенным и подумало: «Любовь и Совесть спутники жизни, а я всего лишь Желание?»
Совесть и Любовь пожалели Желание и сказали: «Ты тоже необходимо! Без тебя никто не смог бы любить друг друга и Совесть бы вечно молчала! Ты первый шаг к поиску счастья!»
Они забыли про все обиды, обнялись и стали жить как прежде!»


Единственная догма - совесть Единственный Бог - внутри. Единственный путь - через совесть во внутрь. ОШО



У всех у нас есть опыт того, что за последнее время, на каком-то этапе нашей жизни, порой очень внезапно, прекращаются наши отношения с кем-то определенным или целыми коллективами. И вроде бы все уже понятно в свете новых знаний, и все же хочется глубже рассмотреть этот процесс.Любые из наших отношений с окружающим миром когда-то начинались на том уровне вибраций, когда мы «совпадали» по всем параметрам. Эти отношения росли и развивались или просто «были» как данность, в семье, например. Отношения могли быть самыми разными: от очень противоречивых - до самых задушевных, существовавших годами, а может быть и целую жизнь или кратковременных.Схем и примеров существующих типов взаимоотношений множество, суть не в этом. Общее в них одно: эти отношения на каком-то этапе нашей жизни вдруг прекращаются, зачастую внезапно, а главное – тихо. Тихо, т.е. не претендуя на выяснение отношений, на «спасение» нас или как-то иначе. Как впрочем, и мы интуитивно ни на что более не претендуем и позволяем этому быть.После, прислушиваясь к себе, отмечаем, что глубоко внутри уже были готовы к этому событию, боялись лишь признаться себе в этом. Отсюда, сам процесс происходит максимально естественно. Конечно, какое-то время на уровне мыслей и чувств у всех участников событий происходит перенастройка – это тоже естественно. Есть общее: события эти стали массовыми и протекают более легко, чем, если бы это происходило в более «старой» энергии.И все же, что происходит с нами? Если мы возьмем за основу концепцию новых энергий и повышающихся вибраций, то сможем рассмотреть этот процесс на энергетическом уровне.На данном этапе нашей эволюции мы вступили в фазу, когда каждый из нас имеет возможность обрести понимание своей Истинной Сути, Жизненной Миссии. Возможно, далеко еще не все четко осознают это или вообще еще не осознают. Неважно, главное, что этот космический призыв мы в какой-то момент «регистрируем» на уровне своей Души и начинаем внутреннюю перенастройку всех наших жизненных программ в соответствии с активированным Истинным Я и духовным предназначением.Пусть еще не все осознают свою Миссию, как некий проявленный результат, важно, что этот процесс в нас активирован и на более глубоких уровнях уже происходит. Полное осознанное воссоединение с сокровенным знанием о себе – это вопрос времени и готовности к этому событию. Готовности Принять Ответственность за Истинное Предназначение Себя.С момента пробуждения внутреннего знания о самих себе и своем предназначении, мы начинаем быстро повышать свои вибрации. Чтение духовной литературы, посещение семинаров, сообществ и т.д. – часть этого процесса. Мы отмечаем, как быстро меняемся сами и все вокруг нас, как расширяется наше и коллективное сознание. Особенно радостно и легко проживать это в кругу единомышленников.Все мы эволюционируем быстро, и даже, если этот процесс протекает у нас с разной скоростью и может периодически приводить к «болезненным» несовпадениям вибраций, мы постепенно выравниваемся и вновь движемся вместе вперед. В этой ситуации результат определяет именно готовность партнеров двигаться дальше, а это получается, если партнеры сохраняют внутреннюю связь «от сердца – к сердцу».Эволюция Души в настоящий момент происходит с колоссальной скоростью и это очень непростой процесс для нас. Дух информирует, что в этом воплощении мы совершаем такой вибрационный сдвиг в своем развитии, который в прежних энергиях смогли бы совершить лишь в течение 5-6 последовательных инкарнаций. Суть эволюции Души состоит в том, чтобы распознать все аспекты себя, проживающие опыт разных Жизненных Уроков, принять их и интегрировать, восстановив свою Целостность.И вот, однажды, мы дорастаем до такого уровня осознания себя, когда в любых своих отношениям сталкивается с определенной дилеммой: следовать за собой или продолжать быть тенью кого-то; развивать свою собственную жизнь или быть частью чьей-то жизни.Мы делим жизненное пространство со многими партнерами, членами семьи. Теперь мы начинаем задумываться: на каких принципах мы развиваем партнерство? На принципах взаимодействия Целостных людей, твердо стоящих на своих ногах или половинчатых, которые пытаются опираться друг на друга и, следовательно, имеющих шансы падать.Что объединяет нас в партнерских отношениях: либо общность жизненных тем, похожесть жизненных уроков, либо противоречия, заключенные в этих жизненных обстоятельствах.В отношениях, построенных на противоречиях, присутствует особый механизм взаимоотношений, но очень значимый для нашего внутреннего развития. На этапах пробуждения и начального осознания себя, механизм противоречий помогает нам через боль, вызываемую этими противоречиями, распознавать свою Истину, обретать Веру в Себя и т.д., и как результат, вступать в свою Силу.Душевная боль – это всегда отзвук, существующей в нас внутренней раны, приобретенной в прошлых воплощениях и ждущей своего момента высвобождения и исцеления. Отсюда, отношения «с противоречиями», которые отражают нам наши неисцеленные аспекты – очень важны для эволюции Души, как внутренний двигатель прогресса. И можно сколько угодно уходить, убегать от данного партнера, «причиняющего» нам боль, пока мы не осознаем свою внутреннюю рану и не высвободим искаженную энергию, мы будем «нуждаться» в подобных отношениях и неосознанно притягивать их вновь и вновь.В отношениях с «противоречиями» мы однажды приходим к пониманию, что не кто-то вовне виновен в наших сложных отношениях, а это наш собственный неисцеленный аспект находит свое отражение в другом человеке. Например, человек с матрицей неверия в собственные силы всегда будет притягивать к себе человека с матрицей очень самоуверенного. Казалось бы, очень уверенный в себе человек – это здорово. Да, здорово, только в данном контексте - эта уверенность лишь маска, созданная искажениями эго, пытающаяся прикрыть такую же неуверенность в себе.
Любая форма неуверенности в себе есть факт непринятия себя, игнорирование многих аспектов себя, которые пытаются достучаться до нашего сердца и сознания всеми способами. И чем более сложные наши отношения с внешним миром, тем большую степень непринятия себя Истинного они отражают нам. В самых упорных случаях непринятия себя, внешний мир «с удовольствием» не принимает нас, что лишь бередит наши внутренние раны. И все это сполна отражает нам нелюбовь к себе, искусственные попытки жить «на периферии себя», но не из собственного центра, не из сердца, соединившегося с Душой.Прожив все стадии «противоречий» и достигнув исцеления, партнеры либо открывают для себя Новый Мир Безусловной Любви как физическую реальность, либо завершают свои отношения, готовые все же вступить в этот мир, только с другим - «потенциальным» партнером.
Изначальная общность жизненных программ, помогает нам рассматривать похожие жизненные обстоятельства не только своими глазами, но и глазами друга. Соединяясь в пары или в большие сообщества, мы опираемся на коллективную силу, т.е. руководствуемся скорее мнением других, чем своим собственным. По мере нашего внутреннего роста, мы постепенно наращиваем Собственную Силу и все менее нуждаемся в опоре на другого человека. Мы начинаем развивать Отношения с Собой.Нам становится комфортно от пребывания наедине с самим собой. В такой фазе развития мы осознаем, что способны получать любые ответы на свои вопросы от собственного Высшего Я, т.е. - не извне, а внутри себя. Отсюда, наши изначально дружеские отношения могут распадаться, так как мы уже не нуждаемся в том, чтобы получать подтверждения своих мыслей и чувств от окружающих партнеров. С этого момента нам более не нужны «зеркала» в лице других людей, которые отражали бы нам наши лучшие стороны, качества, аспекты, усиливающие нашу веру в себя. Или осознаем, что более не желаем быть донором энергии для других, пусть даже любимых Душ, оказывая им скорее «медвежью» услугу, чем дружескую.При этом очень важно понимать для себя, что вся дружеская поддержка, существовавшая в старых энергиях, была уместной для того периода и оказывала нам бесценную помощь на пути нашего становления и обретения себя. Просто теперь парадигмы меняются: мы развиваем Новые Отношения с Собой. Это хорошо, что мы можем встречать вокруг светлые отражения себя, и далее, в процессе нашего развития, подобных отражений будет еще больше, ибо наш внутренний свет усиливается. В этом моменте есть один важный нюанс: теперь мы можем уверенно идти по жизни и не зависеть от того, встретим ли мы в каждый конкретный момент «хорошее» отражение или нет, ибо заведомо в этом не нуждаемся, чтобы поддерживать веру в себя.Начав развивать отношения с самим собой, мы постепенно научаемся видеть свое Истинное отражение в своей Душе, во внутреннем зеркале, поэтому становимся свободными от внешних, пусть даже самых хороших, красивых и истинных отражений.Итак, важный критерий в этом процессе – обретение внутренней свободы, через освобождение от «привязки» к какому бы то ни было мнению, обретение независимости от других энергий.

В процессе развития и становления такого качества как Различение, на любом этапе познания себя мы можем использовать информацию, которую нам отражают другие. Но, в итоге, погружаться на глубинный уровень себя и позволять происходить собственной внутренней работе по анализу полученной информации из всех источников и каналов, результатом которой будет новое отражение себя, как более чистого ясного образа Истинного Я.



Очень важно, позволять такой аналитической работе происходить на уровне сердца, но не ума. Наш разум потом получает с уровня сердца уже переработанную информацию применительно к собственной Душе и истинным жизненным целям. В этом случае через зеркало своей Души мы видим свое Истинное отражение и качество «увиденного» улучшается на каждом новом


этапе.


Что касается наших дружеских отношений, изначально построенных на уровне сердца, то эти отношения сохраняются, возможно, прекращаются на некоторое время, но в свое время вновь восстанавливаются и перерастают на качественно более высокий уровень.


Сердечная связь между Целостными партнерами только развивается, становится крепче, а на физическом уровне мы ощущаем большую свободу и непринужденность в своих взаимоотношениях. Теперь мы также отражаем окружающим их самые прекрасные аспекты и качества Души, с удовольствием видим собственные отражения в их открытых сердцах и сияющих глазах. Только происходит все это из внутренней свободы и желания радостно взаимодействовать и вместе Творить, но не от болезненной потребности получать поддержку, как подтверждения собственной ценности.В данном случае речь не идет об осознанном намерении получать целительскую, дружескую поддержку на каком-либо переходном этапе жизни, этапе познания себя. Речь идет о бессознательных паттернах нашего поведения, которые использовались нами для манипуляции друг другом, потребления энергетического ресурса друг друга, нарушая законы равноценного обмена энергиями.Мы обнаруживаем преимущества, которые дают нам отношения, построенные на новых принципах: теперь такие формы общения и взаимоотношения становятся очень глубокими по сути и емким по времени, что высвобождает нам массу энергии и физического времени для творческого развития Отношений с Собой и развития своей собственной жизни.



У партнеров, построивших отношения из своей внутренней Целостности, развивается качественно другая жизнь.


Союз таких Душ порождает совместную энергию более высокого порядка, что открывает для всех партнеров новые горизонты Творения. Это всегда энергия радостного и любящего взаимодействия.Порой достаточно только понять и принять эти принципы бытия на своем Пути, чтобы навсегда развернуться в сторону своего сердца, лицом к Истинному Себе. Это и есть тот самый долгожданный момент Встречи с Собой, сопровождающийся алхимической трансформацией и воссоединением в своей Целостности.


И это действительно так! На появление каждой мысли есть волеизъявление Творца. И по глубинной сути туда заложена энергия для воплощения явившейся мысли, ее возможного раскрытия и проявление во всех мерностях бытия. Мастерство творения реальности заключено в осознанной концентрации и фиксации вектора намерения на той, или иной мысли. И остается самая малость, воспользоваться свободой выбора, сохраняя свою целостность, послушать камертон "не навреди" и выбрать эту мысль./М.Полякова/

М.Полякова http://www.proza.ru/2012/01/22/2018

Покой в любви http://www.stihi.ru/2011/07/03/7078

Марина Полякова Орлица ЧАША ГРААЛЯ С НЕКТАРОМ ЛЮБВИ глава: Инсайт Димиурга - полет аватара


ПОКОЙ В ЛЮБВИ

Опять разверзлись небеса. Ночь кончилась и утро.

Рано.

Что Любишь ты меня, сказал… единственный, родной, желанный.

И я прислушалась к душе. Каким откликнется порывом? Иначе запоет уже? Иль прежним радостным мотивом Раздастся в сердце счастья трель? Запрыгает внутри, взорвется?

Душа, Господня колыбель опять для мира распахнется От слов коротких о Любви?…


Сегодня радость не такая… Да, щебетали соловьи, ты снова что-то пел, не знаю… Но… на душе большой волной сегодня океан разлился,

А в глубине его покой своим величием искрился.

А в глубине моей души от слов Любви твоих, столь нежных Разверзлась тишина…в тиши…как тот же океан, - безбрежна.

Любовь…бываешь ураган! Игра планет на небосводе,


Как огнедышащий вулкан, сильна огнем в своей природе.



Азартный вихрь страстей шальных в сердцах, бывает, возбуждаешь…

Но шторм проходит, штиль притих…тогда ты умиротворяешь. Любовь бывает и такой. И величавой и достойной, Глубинный привнося покой…да, останавливает войны,

Да, останавливает мысль своим величием безмерным.

И обрекает всех на…жизнь!!! Осознанно, закономерно.


Покой в Любви! Вот это да! Предположить и не мечтала.

Но это же награда, да, Я заслужила! Доказала,

Что я достойна, на конец. Спокойно радоваться счастью, Биенью ровному сердец и в унисон, без бури страсти.

А с теплой нежностью одной и с чуткостью очарованья, Какую, дарит лишь покой глубин Любви и Мирозданья.


И тонкий полог бытия как будто невесом и зыбок,

И исчезает Эго, Я, и ум становится так гибок,

И замолкает на конец. Весь мир так легок и прозрачен…

И улыбаясь, Бог – отец за нас решает все задачи……



Как выразить на сердце счастье, какое обрела с тобой? Когда Любовь своею властью вдруг поманила за собой Мою мечтающую душу, вместившую Любовь времен…

Ты перед Богом стал мне мужем и нежно так в меня влюблен.


Как выразить покой безмерный, который в сердце вдруг расцвел?

Он для Любви закономерный, из глубины Любви пришел.


Как выразить на сердце радость, что обласкала душу мне? Вернула силы прежней, младость, и воцарилась в глубине

Души, от счастья благодарной всем небесам и всем Богам За жизни миг, такой шикарный: Любовь, дарованную нам.

Текущая страница: 9 (всего у книги 16 страниц)

Конец лета


Покатилось лето под гору.
Август. Тихие деньки.
Подложив туманы под голову,
Сонно бредят родники.

Млечный Путь клешнею рачьей
Тихо движется к рассвету,
Осторожно поворачивая
Ворот медленного лета.

Осторожней, осторожнее
Вейте, ветры, надо мной,
Чтобы месяц новорожденный
Не пугался тьмы ночной.

«Рассчитавшись с жаждою и хламом…»


Рассчитавшись с жаждою и хламом,
Рассчитавшись с верою и храмом,
Жду тебя, прощальная звезда.
Как когда-то ждал я вдохновенья,
Так теперь я жду отдохновенья
От любви и горького труда.

Но, видать, не спел последний кочет
И душа еще чего-то хочет,
Своего никак не отдает.
Жаждет с веком и толпою слиться.
Так стремятся птицы в стаю сбиться,
Собираясь в дальний перелет.

«Мне выпало все…»

«Тогда я был наивен…»


Тогда я был наивен,
Не ведал, в чем есть толк.
Купите за пять гривен,
А если надо – в долг.

Тогда я был возвышен,
Как всадник на коне.
Не знал, что десять пишем
И держим два в уме.

Тогда я был не этим -
Я был совсем другим.
Не знал, зачем мы светим
И почему горим.

Тогда я был прекрасен,
Бездельник молодой.
Тогда не падал наземь
Перед любой бедой.

«Тяжел уже стал. Никуда не хочу…»


Тяжел уже стал. Никуда не хочу.
Разжечь бы камин, засветить бы свечу
И слушать, и слушать, как ветер ночной
Гудит и гудит над огромной страной.
Люблю я страну. Ее мощной судьбой
Когда-то захваченный, стал я собой.
И с нею я есть. Без нее меня нет.
Я бурей развеян и ветром отпет.
И дерева нет, под которым засну.
И памяти нет, что с собою возьму.

«Перед тобой стоит туман…»


Перед тобой стоит туман,
А позади – вода,
А под тобой сыра земля,
А над тобой звезда.

Но в мире ты не одинок,
Покуда чуешь ты
Движенье моря и земли,
Тумана и звезды;

Покуда знаешь о себе,
Что ты проводишь дни
Как неживое существо,
Такое, как они.

А большего не надо знать,
Все прочее – обман.
Поет звезда, летит прибой,
Земля ушла в туман…

«Когда крутом цветут сады…»


Когда крутом цветут сады,
Душа, забывшись, отдыхает
От суесловья и вражды
И свежесть яблони вдыхает.

Она устала прозревать
Грядущее. Она устала
Прошедшее переживать,
Минувшее твердить с начала.

Она устала от оков
И, отдыхая, вновь готова
Поверить в свежесть облаков
И в святость образа людского.

«Сад – это вовсе не природа…»


Сад – это вовсе не природа,
А означенье перехода
От грустной осени к зиме,
От неба серого к земле.

Сад – это рассветанье в окнах,
Через окно – огромность лип,
Где тишина лежит, промокнув,
И холод ей равновелик.

Ах, как мне надоело это -
Холодная зима и лето,
Времен скрипучий переход,
Что длится уж который год!..

Июнь 1984

«Запиши мне в жизнь кусок…»


Запиши мне в жизнь кусок
Марта с долгою метелью.
Занеси еще лесок,
Где береза рядом с елью.

Подверстай еще сугроб,
Что от сумрака сиренев.
Подведи потом итог
Ветра, снега и деревьев.

Это все соедини
В зимнем облике природы
В завершающие дни
Холодов и непогоды.

«В деревьях около воды…»


В деревьях около воды
Запели вешние дрозды.
Их с каждым годом меньше.
А ручеек между камней
Весною каждой все мутней
И с каждым летом мельче.
И с каждым годом роща та,
Лишаясь дерева, куста,
Становится все реже.
Так наступает пустота;
Так изменяются места.
А говорят: все те же.

«Купаться в ключевой воде…»


Купаться в ключевой воде,
Вдыхать всей грудью воздух чистый
И взором на заре тенистой
Стремиться к молодой звезде.

Чего еще? В траве лежать,
Всю ночь прислушиваясь к полю.
И руку медленно разжать,
Чтоб сердце отпустить на волю.


Накатывается издалека.
Сначала громом конского обоза
По мостовой. Гуденьем сквозняка.
Потом паденьем тяжких бочек с воза.
Потом фугасным взрывом. А за ним
Витком сверхзвукового самолета.
И вскоре – адом, где удар и дым.
И упаданье дерева в болото.

Бушуй, бушуй! Ударь в меня, ударь,
Чтоб пал близ пенной кромки океана,
Где превращается смола в янтарь
И смерть, как жизнь, светла и первозданна.


О, как я птиц люблю весенних,
Не зная их по именам.

Я горожанин. В потрясеньях
До этого ли было нам?

Я житель улиц, житель парков,
А не тайги и не степей.
И скромных городских подарков
Я жду от птиц и талых дней.

Март 1983


Музыка играет
В тихом кафетерии.
Воробей порхает
За окном на дереве.

Веселишься, малый,
На носу апрель.
Проживем, пожалуй,
Несколько недель.

Не позднее 1983


Словно пестрая корова,
Март пасется у реки.
Там от снежного покрова
Остаются островки.

Ожиданье ледохода
Наблюдается везде.
Любопытство небосвода
К лесу, полю и воде.

Не позднее 1983


Люблю я март.
Вороний карк.
Зимы последний выплеск.
Грачиный крик,
Где спор возник
О пользе сочинительств.

И ветер свеж.
И вот рубеж
Между зимой и мартом.
Ветра судьбу
На берегу
Гадают нам по картам.

В раскладе карт -
Вороний карк
И вопли жадных чаек,
Грачиный шум,
Которым ум
И сердце отвечают.

Март 1983

«А на рассвете дрозд поет…»


А на рассвете дрозд поет.
Проснувшись, вновь тоскую.
Ведь невозможен поворот
Обратно, в жизнь мирскую.

Есть что-то нелюдское в том,
Как я живу, пытаясь
Себя изобразить пером,
И как пишу, отчаясь.

А на рассвете свищет дрозд
И тенькают синицы.
И росы падают со звезд
Деревьям на ресницы.

Июнь 1984

«Милая жизнь! Протеканье времен…»


Милая жизнь! Протеканье времен.
Медленное угасание сада.
Вот уж ничем я не обременен.
Сказано слово, дописана сага.

Кажется, все-таки что-то в нем есть -
В медленном, в неотвратимом теченье,
Может, о вечности тайная весть
И сопредельного мира свеченье…

Осень. Уже улетели скворцы.
Ветер в деревьях звучит многострунно.
Грустно. Но именно в эти часы
Так хорошо, одиноко, безумно.

1980–1981

«Сколько здесь явилось чар…»


Сколько здесь явилось чар:
Ветер клены раскачал,
Листья с липы сбросил -
Наступила осень.

Все окончилось как будто.
Но сегодня сердце радо:
Ведь всего одна минута
До зимы и снегопада.

«Всю ночь сегодня буря выла…»


Всю ночь сегодня буря выла
И море зимнее бесилось.
И оттого так смутно было,
И думал я про нашу сирость.

Неужто есть конец, начало,
Но в мире – нам подобных нету?
И оттого так страшно стало
За одинокую планету.

А утром волны отрычали,
Снега от солнца заблистали.
И оттого так беспечальны
Мне дни грядущие предстали.

Шарманщик


Шарманщик гуляет по свету,
Бредет по московским дворам.
Шарманочка музыку эту
Играет с грехом пополам.

Шарманщик встает спозаранку
И трудится до темноты.
«Шарманка моя, лихоманка!» -
И тут заедает лады.

«На улице ветер, ненастье.
А ты, мой органчик, играй.
А ты из коробочки счастье
Скорее достань, попугай!»

За счастье свое горожанка
Заплатит последний пятак.
«Шарманка моя, лихоманка,
Играй свою музыку так:

Таратам, таратам, таратам,
Таратам, таратам, тара…
С моим попугаем хохлатым
Стою посредине двора.

Шарманка, шарманка, шарманка
Меня довела до беды.
Шарманка моя, лихоманка…» -
И тут заедает лады.

Потом, после осени трудной,
Когда на бульварах черно,
Сидит он в подвале на Трубной,
Дает попугаю зерно.

За чашкой горячего чая
Сидит, молчалив и устал.
Ведь, счастье другим отдавая,
Он счастья себе не достал.

«Когда-нибудь я к вам приеду…»


Когда-нибудь я к вам приеду,
Когда-нибудь, когда-нибудь,
Когда почувствую победу,
Когда открою новый путь.

Когда-нибудь я вас увижу,
Когда-нибудь, когда-нибудь,
И жизнь свою возненавижу,
И к вам в слезах паду на грудь.

Когда-нибудь я вас застану,
Растерянную, как всегда.
Когда-нибудь я с вами кану
В мои минувшие года.

Декабрь 1980–1981

«В какие-то новые дали…»


В какие-то новые дали
Меня от тебя позвали
Какие-то новые вести,
И радости, и печали.

Пошел я белой дорогой
С лукавой судьбой тягаться
Вослед весне босоногой,
За шалью ее цыганской.


– Ты моей никогда не будешь,
Ты моей никогда не станешь,
Наяву меня не полюбишь
И во сне меня не обманешь…

На юру загорятся листья,
За горой загорится море.
По дороге промчатся рысью
Черноперых всадников двое.

Кони их пробегут меж холмами
По лесам в осеннем уборе,
И исчезнут они в тумане,
А за ними погаснет море.

Будут терпкие листья зыбки
На дубах старинного бора.
И останутся лишь обрывки
Их неясного разговора:

– Ты моим никогда не будешь,
Ты моим никогда не станешь.
Наяву меня не погубишь
И во сне меня не приманишь.

«А помнишь, ты была тогда…»


А помнишь, ты была тогда
Беспамятней воды -
На светлой глади ни следа,
Ни складки, ни черты.

Мы не останемся нигде
И канем в глубь веков,
Как отраженье на воде
Небес и облаков.

«А мы куда-то мчались…»


А мы куда-то мчались
На поезде вдвоем,
Нимало не печалясь
О будущем своем.

Вдоль телеграфных линий,
Под частый перестук
В простор глядели синий,
Не разжимая рук.

Как прядь твоя взлетала!
И воздух был тугой,
Был с запахом металла
И с дымною трубой.

А мы тогда не знали,
Что станция близка
И что грозят печали
С разлукой на века.


Нас в детстве пугали няни,
Что уведут цыгане.
Ах вы, нянюшки-крали,
Жаль, что меня не украли.

Бродил бы с табором лунным
(Странно-туманно).
Кони под месяцем юным.
Запах тимьяна.

Где вы, мои цыгане,
Плясуны, конокрады?
Где вы, мои цыганки,
Где вы, сердца отрады?

В поэзии нашей великой
Есть цыганская нота.
И звучит эта нота,
Когда уже жить неохота.

«Странно-туманно.
Расстались нежданно.
На сердце рана,
И жизнь не желанна».

Пока луна не погасла,
На свете будет цыганство:
Песня, обман, лукавство,
Скрипка и постоянство.

Я помню цыгана Игната
В городе Кишиневе.
Он мне играл когда-то
О давней моей любови.

«Странно-туманно.
Вечером рано.
Расстались нежданно,
И на сердце рана!»

Узел моей печали,
Скрипка, стяни потуже…
Ах, если б нянюшки знали,
Как спасать наши души!


Поворожи, цыганка,
На картах погадай,
Ограбь меня до нитки,
Но молодость отдай!

Обобранный до нитки,
Неловкий, молодой,
Поеду я в пролетке
С лошадкою гнедой.

– Скажи-ка мне, извозчик,
Куда меня везешь?
Ведь у меня в кармане
Один несчастный грош.

Извозчик мне ответит:
– Не можешь – не плати.
Ведь сам не знаешь, малый,
Куда тебя везти!

Не молодой, не старый,
Не мертвый, не живой,
Обобранный до нитки,
Я побреду Москвой.

И вдруг – знакомый дворик,
Где сушится белье.
– Привет, мой друг Татьяна,
Пусти меня в жилье.

– Прости меня, мой милый,
Что не могу пустить.
За то, что не любила,
Не можешь мне простить.

Я отойду печальный -
Все вспомнил, все забыл.
– Тебя, мой друг Татьяна,
Так мало я любил!

Забыто – не забыто.
И больно. И светло.
И то, что будет после,
Уже произошло.

«Жизнь сплетает свой сюжет…»

Б<орису> С<луцкому>


Жизнь сплетает свой сюжет.
Но, когда назад посмотришь,
Возникает свежий свет
Далеко – на девять поприщ.

По которым пятерых
Повело июнем ранним.
И нетленный пятерик
Засветился их стараньем.

Сколько крови пролилось,
Сколько дел осуществилось,
Сколько выпало волос
И сердец остановилось!

Но сияет вдалеке
Свежий свет того июня,
Как в предутренней реке
Острый отсвет новолунья.

«Да, мне повезло в этом мире…»


Да, мне повезло в этом мире -
Прийти и обняться с людьми
И быть тамадою на пире
Ума, благородства, любви.

А злобы и хитросплетений
Почти что и не замечать.
И только высоких мгновений
На жизни увидеть печать.

«Мне выпало счастье быть русским поэтом…»


Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.

Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.

Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры в походе великом.

Как валенок мерзлый валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.

«Здесь, вдали, неизвестно – кто умер, кто жив…»


Здесь, вдали, неизвестно – кто умер, кто жив.
Просто письма не пишут.
Здесь всегда перед окнами дышит Залив.
А друзья уж не дышат.

Пусть дыханье Залива сольется с моим.
Его ветром объяты,
Вместе с ним океанской слезой утолим
Горечь каждой утраты.

Май 1983 – конец 1983 или начало 1984

«Отвези меня в Грузию! Здесь я хочу умереть…»

Л<идии> Л<ибединской>



Но сначала хочу поглядеть со скалы над Сигнахи
На долину, где осень кует виноградную медь
И стоят полукружием горы, надвинув папахи.

В Алазанской долине пои меня местным вином,
Я потом буду долго жевать золотую чурчхелу.
Увези меня в Грузию, друг, приведи меня в дом.
Только здесь я сумею отдаться последнему делу.

Только здесь, где однажды запели Шота и Важа,
Только здесь, где стояла препона всевластью ислама,
Только здесь, где судьба доведет меня до рубежа,
Только в Грузии, здесь, и начнется последняя драма.

Пусть я буду дыханием хо́лмов ее освежен.
Пусть я буду объят, опоен ее долей и волей,
Византийскою нежностью тонких грузинских княжон
И медлительным вежеством добрых крестьянских застолий.

Отвези меня в Грузию! Здесь я хочу умереть.
Здесь, с друзьями, окончится вдруг ощущенье чужбины.
И еще я хочу, и еще я хочу посмотреть
Со Сигнахских высот в глубину Алазанской долины.

Январь – февраль 1984

«Не мешай мне пить вино…»


Не мешай мне пить вино.
В нем таится вдохновенье.
Вдохновенье. А продленья
Нам добиться не дано.

Без вина судьба темна.
Угасает мой светильник.
Смерть – она не собутыльник,
К трезвости зовет она.

Можно ль жить, себя храня,
С чувством самобереженья?
Нет, нельзя среди сраженья
Уберечься от огня!

Ты уж так мне жить позволь,
Чтоб не обращал вниманья
На прерывистость дыханья
И тупую в сердце боль!..

Март 1983

«Не исповедь, не проповедь…»


Не исповедь, не проповедь,
Не музыка успеха -
Желание попробовать,
Как отвечает эхо,

Как наше настоящее
Поет морозной ранью
И как звучит стоящее
За вековою гранью.

«И к чему ни прислушайся – все перепев…»


И к чему ни прислушайся – все перепев.
Да, мой перепел, ты и себя перепел.
Но однажды, от радости оторопев,
Ты особую ноту поставил в пробел.

Ту, неверную, что остальным вопреки…
Но, мой перепел, я тебя не попрекну
Переломом мотива, крушеньем строки,
Несуразицу всю не поставлю в вину.

Пусть та нота – какая-то вовсе не та,
Да, мой перепел, дуй в нее, как стеклодув
А когда не по горлу тебе высота,
Раздери клокотаньем разинутый клюв.

«Я вдаль ушел. Мне было грустно…»


Я вдаль ушел. Мне было грустно.
Любовь ушла. Ушло вино.
И я подумал про искусство:
А вправду – нужно ли оно?

Затем, зачем стремится гений
Познать ненужность бытия,
Ведь все мгновенней и мгновенней
И сокровенней жизнь моя!..

Март 1983

«Знаю: дерево это в июне…»


Знаю: дерево это в июне
Достигает духовных высот.
Как роскошно оно в новолунье,
Как сильны его запах и пот!

Расстилается лунная пажить,
Расплываясь в рассветном дыму.
Молча дерево что-нибудь скажет,
Молча месяц ответит ему.

Друг на друга с улыбкою глянут
И увидят, что скоро рассвет.
И тогда уж пернатые грянут
Уходящему месяцу вслед.

Дуэт для скрипки и альта

М<аше> П<антелеевой>


Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.

И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.

Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
«Тара-тара, тили-тики, -
Думал он. -

Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта».

Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!

Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд, -
Сколько требуется, столько
И отдаст…

Ох, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю -
Черный лед.

Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.

Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,

За вино и за ошибки -
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

Про Ванюшку


Просит Ва́нюшка у мамушки:
– Испеки ты мне шанежки -
Целый пуд.

– А зачем тебе, Ванюшка,
Шанежек
Целый пуд?
– Я шанежки возьму
Да на торг пойду.
Продам я шанежки,
Получу за них денежки.

– А зачем тебе, Ваня, денежки?
– Куплю кафтан ала бархата,
Да сапожки козловые,
Да ружье куплю с насечками.
Как откину у кафтана полу,
Как топну три раза сапожками,
Как начну из ружья палить,
Бояре в городе испужаются,
Слуги боярские поразбегаются.
Заберу я у них казну,
Заберу и себе возьму.
– Ах ты, Ванюшка, глупый Ванюшка.
Бояре-то в городе сильные.
Не дадут тебе казну.
Лучше ты ступай ко сну.

«Чудо – познаваемость вселенной…»


Чудо – познаваемость вселенной
И с природой дивный диалог.
Этот чистый, темный и целебный
Рек, небес, пустынь и моря слог.

Этих гор возвышенные оды,
Пестрые элегии лесов,
Разговор осмысленной Природы,
Примечанья птичьих голосов.

Осторожней принимай признанья
И о тайнах сбивчивый рассказ.
Что-то пусть останется за гранью,
В любопытстве сдерживая нас.

Поздние стихи

Беатриче

Беатриче


Говорят, Беатриче была горожанка,
Некрасивая, толстая, злая.
Но упала любовь на сурового Данта,
Как на камень серьга золотая.

Он ее подобрал. И рассматривал долго.
И смотрел и держал на ладони.
И забрал навсегда. И запел от восторга
О своей некрасивой мадонне.

А она, несмотря на свою неученость,
Вдруг расслышала в кухонном гаме
Тайный зов. И узнала свою обреченность.
И надела набор с жемчугами.

И, свою обреченность почувствовав скромно,
Хорошела, худела, бледнела,
Обрела розоватую матовость, словно
Мертвый жемчуг близ теплого тела.

Он же издали сетовал на безответность
И не знал, озаренный веками,
Каково было ей, обреченной на вечность,
Спорить в лавочках с зеленщиками.

В шумном доме орали драчливые дети,
Слуги бегали, хлопали двери.
Но они были двое. Не нужен был третий
Этой женщине и Алигьери.

Автобусная остановка «Лаури»


У нас с тобой каникулы
В круглогодичной школе
Взаимных обучений.
Кругом леса и выгоны.
Дорога вьется в поле.
Автобус предвечерний.

А остановка «Лаури»
Вдруг может стать Лаурой,
На фоне ровной травки
Возможно в светлой ауре
Среди природы хмурой
Явление Петрарки.

Откуда здесь? В неведенье.
Но где-то за лугами,
Где не подозревают,
«Божественной комедии»
Зловещими кругами
Округа назревает.

Душе в своем различье.
Поэзии божественнной
Две жертвы. Две могилы.
Лаура. Беатриче.

«Ждать не умею! Вмиг! Через минуту…»


Ждать не умею! Вмиг! Через минуту!
Ведь каждый миг я изменяюсь сам.
А нынче мне приснилось почему-то,
Что мы живем по солнечным часам.

А солнца нет. В душе темно, как в штольне.
И циферблат луны туманом скрыт.
И лишь на вильяндиской колокольне
Двенадцатый удар. Звонарь не спит.

«Желанье и совесть – две чаши…»


Желанье и совесть – две чаши
Весов. Если нет равновесья,
Желанья бессовестны наши.
А совесть – сплошное увечье.
И в самоубийственном раже,
Как жуткий пожар чернолесья,
Дымится нутро человечье.

Увижу рассвет за венозным окном,
Пойму, что не надо тягаться со сном.
Теперь уже можно не спать, не дремать,
А лишь ожиданьем себя донимать.

А дождь не стихает и днем.

Сперва буду ждать вдохновенной строки.
Но рифмы трещат, как стропила.
Да! Боги мои обжигают горшки,
А я лишь леплю их уныло.

Потом ожидать начинаю письма.
И жду, чтобы дети восстали от сна.
И чтобы ты кофе сварила.
И чтобы ты заговорила.

Но оба мы ждать начинаем врага.
Ты соль уронила вблизи очага.
Ах, жаль, что солонку разбила!

Сначала его я хотел бы убить.
А после – его я хотел бы забыть.
А после – его я хотел бы любить.
Как мертвого любит могила.
А может быть, даже сильнее стократ.
Но вскоре уже наступает закат.

А дождь все шумит за венозным окном.
И можно утешиться только вином,
А может, ударом булата.
Все ждать, ожидать и опять ожидать,
И ждать, чтобы все повторилось опять.
Чтоб кончилось это когда-то.

Дон Кихот


Так за день устаю от битвы с ветряками
И от фантазии испанской,
Что к вечеру хочу в трактире с мужиками
Стать Санчо Пансой.

Смешной старик, худой, седоволосый,
Молчу. Кому нужна изысканная проза!
Молчу и слушаю. Но вдруг бледнею,
Когда заговорят про Дульцинею,
Про Дульцинею из Тобозо!

Что говорят о ней, о девке с сеновала!
Смешной гидальго, встань, ведь ночь не миновала,
Клюй до утра свое небесное зерно.
А утром вновь пойдешь войной на мнимых чудищ.
Но с Санчо Пансой воевать не будешь.
Да и ему с тобой сразиться не дано.

«Ты подарила мне вину…»


Ты подарила мне вину,
Как крепость старому вину.

Сперва меня давила в чане,
Как кахетинские крестьяне
Тугие грозди Алазани
Жмут, беспощадные к плодам.

Потом меня лишила плоти.
А кровь мою, что изопьете,
Я при застолье вам подам.


В страстях, в которых нет таланта,
Заложено самоубийство
Или убийство. Страсти Данта
Равны ему. Растут ветвисто.

Страсть – вовсе не прообраз адюльтера.
В ней слепота соседствует с прозреньем,
С безмерностью – изысканная мера:
Слиянье Бога со своим твореньем.

В ней вожделенья нет. И плотью в ней не пахнет.
Есть страсть духовная. Все остальное – ложь.
И криворотый образ леди Макбет,
Которая под фартук прячет нож.

«Вот в эту пору листопада…»


Вот в эту пору листопада,
Где ветра кислое вино,
Когда и лишних слез не надо -
В глазницах сада их полно,

Тебя умею пожалеть.
Понять умею. Но доныне
Никто не мог преодолеть
Твоей заботливой гордыни.

Ты и сама над ней не властна,
Как все не властны над судьбой.
А осень гибелью опасна.
И прямо в горло бьет прибой.

«Соври, что любишь! Если ложь…»


Соври, что любишь! Если ложь
Добра, то будь благословенна!
Неужто лучше ржавый нож
И перерезанная вена?

Да! Притворись! Мне правду знать
Невыносимо, невозможно.
Лелей неправды благодать,
Как в колыбели, осторожно.

Давид Самойлов

1. Колорит


Рябины лёгкое вино.

И синий звук. И жёлтый отзвук.

И всё во всём отражено.

И всё объединяет воздух.

И словно бы несовместимы

Сиена и ультрамарин.

Но где-то в глубине картины

Цвет слабой синькой растворим.

Не для того изобразила

Природа образец холста,

Чтоб ляпал на него мазила

Несовместимые цвета.

Она зовёт не к подражанью,

Создав воздушную среду,

А к озарённому дерзанью

И кропотливому труду.

И тут уж осень золотая

Легонько постучит в окно,

Колебля воздух и глотая

Рябины лёгкое вино.

2. Жить так: без жалоб и обид

На мир, который нас не любит.

И лишь велит, а не сулит,

И недовольно брови супит.

Ну а за что любить-то нас?

За что нас мир любить обязан?

Что дал ему наш жадный разум?

Мы отбираем, не чинясь.

Съедаем море, реки, лес,

Вонючий воздух выдыхаем.

Съедаем синеву небес,

Земную зелень пожираем.

Враждуем меж собой. И без

Самоубийства умираем.

3. Весёлой радости общенья

Я был когда-то весь исполнен.

Оно подобно освещенью –

Включаем и о нем не помним.

Мой быт не требовал решений,

Он был поверх добра и зла…

А огневая лава отношений

Сжигает. Душит, как помпейская зола.

4. Я написал стихи о нелюбви.

И ты меня немедля разлюбила.

Неужто есть в стихах такая сила,

Что разгоняет в море корабли?

Неужто без руля и без ветрил

Мы будем врозь блуждать по морю ночью?

Не верь тому, что я наговорил,

И я тебе иное напророчу.

5. Жалость нежная пронзительней любви.

Состраданье в ней преобладает.

В лад другой душе душа страдает.

Себялюбье сходит с колеи.

Страсти, что недавно бушевали

И стремились всё снести вокруг,

Утихают, возвышаясь вдруг

До самоотверженной печали.

6. Ты не добра.

Ко мне добра.

Ты не жестока.

Ты со мной жестока.

Хоть ты из моего ребра,

Но требуешь за око

Я очи отдал.

Новая заря

Прольётся на меня,

Как неживая.

Тогда себе найду поводыря.

И побредём мы,

Песни распевая.


7. Есть спор двух душ слиянных – о разъятье.

Спор двух неосторожных, жадных душ,

Спор о свободе, словно о проклятье, -

Двух душ слиянных, залетевших в глушь.

И оба мы живём под впечатленьем

Поэмы, не написанной пером.

То с просветлением, то с утомленьем

Поэмой этой дышим и живём.

В боренье том неистовом, но истом,

Слиянные навек, как два ручья,

Мы обращаемся к евангелистам:

Ведь верно – боль ценней небытия.

8. Финал

Любить, терзать, впадать в отчаянье,

Страдать от признака бесчестья

И принимать за окончание

Начала тайное предвестье.

Утратить волю, падать, каяться,

Решаться на самоубийство,

Играть ва-банк, как полагается

При одаренности артиста.

Но, перекраивая наново

Все театральные каноны,

Вдруг дать перед финалом занавес

И пасть в объятья Дездемоны.

9. Как я завидую тому,

В ком чувство гордости сильнее

Обид. Кто может, каменея,

Как древний истукан, глядеть во тьму.

Но сердце, подступивши к рубежу,

Окаменеть уже не может.

Его воображенье изничтожит…

Уже себе я не принадлежу.


10. В меня ты бросишь грешные слова.

От них ты отречешься вскоре.

Но слово – нет! – не сорная трава,

Не палый лист на косогоре.

Как жалко мне тебя в минуты отреченья,

Когда любое слово – не твоё.

И побеждает ум, а увлеченье

Отжато, как бельё.

Прости меня за то, что я суров,

Что повторяюсь и бегу по кругу,

За справедливость всех несправедливых слов,

Кидаемых друг другу.

11. Да, мне повезло в этом мире –

Прийти и обняться с людьми

И быть тамадою на пире

Ума, благородства, любви.

А злобы и хитросплетений

Почти что и не замечать.

И только высоких мгновений

На жизни увидеть печать.

12. Устал. Но всё равно свербишь,

Настырный яд, наперекор хотеньям.

Как будто душу подгрызает мышь.

Душа живёт под солнечным сплетеньем.

Казалось, что она парит везде

И незаметно нам её передвиженье.

И почему теперь я знаю, где

Её точнейшее расположенье?

И почему она

В иные времена

Как бы растворена в потоке ровной воли?

Как будто нет её. И лишь в минуты боли

Я знаю: есть душа и где она.

13. Забудь меня и дни,

Когда мы были вместе.

На сердце не храни

Ни жалости, ни мести.

Но вспомни об одном –

Как в это время года

Ходила ходуном

Ночная непогода.

И гром деревья тряс,

Как медная десница…

Ведь это всё для нас

Когда-то повторится.

14. Когда кругом цветут сады,

Душа, забывшись, отдыхает

От суесловья и вражды

И свежесть яблони вдыхает.

Она устала прозревать

Грядущее. Она устала

Прошедшее переживать,

Минувшее твердить с начала.

Она устала от оков

И, отдыхая, вновь готова

Поверить в свежесть облаков

И в святость образа людского.

15. Луна взошла. Спасибо ей!

Как редко мы

Благодарим за свет. Пролей

Сиянье среди тьмы!

Благодарю тебя, Луна,

За этот светлый час.

Ведь я не знал, что времена

Должны упасть на нас.


16. Милая жизнь! Протеканье времён.

Медленное угасание сада.

Вот уж ничем я не обременён.

Сказано слово, дописана сага.

Кажется, всё-таки что-то в нём есть –

В медленном, неотвратимом теченье, -

Может, о вечности тайная весть

И сопредельного мира свеченье…

Осень. Уже улетели скворцы.

Ветер в деревьях звучит многострунно.

Грустно. Но именно в эти часы

Так хорошо, одиноко, безумно.

17. Песня без слов

Хотелось бы сказать тебе:

«Радость моя!» -

Но радость мне не по годам.

Хотел бы сказать тебе:

«Сердце моё!» -

Но сердце тебе не отдам.

Хотел бы сказать тебе:

Счастье моё! –

Но счастьем я не дорожу.

Раскланяюсь молча

При встрече с тобой

И молча вослед погляжу.

18. Купаться в ключевой воде,

Вдыхать всей грудью воздух чистый

И взором на заре тенистой

Стремиться к молодой звезде.

Чего ещё? В траве лежать,

Всю ночь прислушиваясь к полю.

И руку медленно разжать,

Чтоб сердце выпустить на волю.

19. Я вас измучил не разлукой – возвращеньем,

Тяжёлой страстью и свинцовым мщеньем.

Пленён когда-то лёгкостью разлук,

Я их предпочитал, рубя узлы и сети.

Как трудно вновь учить азы наук

В забушевавшем университете!

Как длинны расстоянья расставаний!..

В тоске деревья… Но твоя рука.

И капор твой в дожде. И ночью ранней

Угрюмый стук дверного молотка…

20. Ждать не умею! Вмиг! Через минуту!

Ведь каждый миг я изменяюсь сам.

А нынче мне приснилось почему-то,

Что мы живём по солнечным часам.

А солнца нет. В душе темно, как в штольне.

И циферблат луны туманом скрыт.

И лишь на вильяндистской колокольне

Двенадцатый удар. Звонарь не спит.

21. Желанье и совесть – две чаши

Весов. Если нет равновесья,

Желанья бессовестны наши.

А совесть – сплошное увечье.

И в самоубийственном раже,

Как жуткий пожар черноречья,

Дымится нутро человечье.

22. Бабочка

Я тебя с ладони сдуну,

Чтоб не повредить пыльцу.

Улетай за эту дюну.

Лето близится к концу.

Над цветами по полянам,

Над стеною камыша

Поживи своим обманом,

Мятлик, бабочка, душа.

23. Владеть всем тем, что нам дано,

Чем человек богат и чуток!

Не опускаться до того,

Чтобы руководил рассудок!

А отдаваться тем, земным,

Слепым, глухим и безрассудным

Желаньям – тем, что мы храним

Наперекор понятьям скудным, -

Любви, сочувствию, слезам,

Прощенью, отвращенью к крови.

Всё это, относясь к азам,

Естественно в своей основе.

24. Ах, наверное, Анна Андреевна,

Вы вовсе не правы.

Не из сора родятся стихи,

А из горькой отравы,

А из горькой и жгучей,

Которая корчит и травит.

И погубит. И только травинку

Для строчки оставит.


Японские стихи

Прочитайте японские стихотворения. Какую картину вы представляли себе во время чтения? Как нужно читать стихотворение, чтобы слушатели представили себе его образы?


1) В аромате слив

Вдруг над горной тропой

Выплыл солнца лик. (Басё)

2) Возле хижины рыбака,

Замешавшись в груду креветок,

Тянет песню свою сверчок. (Басё)

3) На голой ветке

Ворон сидит одиноко…

Осенний вечер! (Басё)

4) Первый снег в саду!

Он едва-едва нарцисса

Листики пригнул (Басё)

5) Камнем бросьте в меня!

Ветку цветущей вишни

Я сейчас обломал (Кинаку)

6) Сливы аромат!

От лачужки нищего

Глаз не отвести… (Кинаку)

7) Туманится диск луны…

Два круга мерцают в тени ветвей:

Филин в мутных очках. (Кинаку)

8) Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах (Рансэцу)

9) В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И дикая трава! (Исса)

10) Так кричит фазан,

Будто это он открыл

Первую звезду. (Исса)

11) Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету. (Исса)

12) Стаял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звезд. (Исса)

13) Снова весной прилети!

Дом свой родной, смотри, не забудь,

Ласточка, в дальнем пути! (Исса)

14) Где же светлячки?

Спасаясь от погони,

Скрылись на луне! (Рета)

15) Выпала роса,

И на всех колючках тёрна

Капельки висят. (Бусон)

16) Ливень грозовой!

За траву чуть держится

Стайка воробьев. (Бусон)

17) Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень (Тиё)

18) Вот бабочка слегка

Крылышками дрогнула.

Что грезится тебе? (Тиё)

19) За ночь вьюнок обвился

Вокруг бадьи моего колодца.

У соседа воды возьму! (Тиё)

20) Идешь по облакам,

И вдруг на горной тропке

Сквозь дождь – вишневый цвет! (Кито)